Какой памятник называется медный всадник. Кто изображён на памятнике «Медный Всадник»? История создания

Одной из многочисленных достопримечательностей столицы, безусловно, является Крымский мост, соединяющий две дуги Садового кольца в единую транспортную коммуникацию. Он интересен и своим архитектурным решением, и множеством исторических обстоятельств, с ним связанных. Присмотримся внимательнее к этому важному объекту столичной транспортной инфраструктуры.

Из истории

Москва-река в этом месте имела небольшую глубину, это обеспечивало возможность её перехода вброд. Крымский брод назывался по наименованию расположенного здесь представительства в Москве. Это место являлось исходной точкой торговых путей, связывающих столицу Российского государства с южными территориями. Ныне существующий Крымский мост - уже четвёртый по счёту. Первый мостовой переход через Москву-реку появился здесь ещё в конце восемнадцатого века. Он был деревянным, а следовательно, и недолговечным. В 1870 году его заменило металлическое мостовое сооружение, которому было суждено простоять здесь более полувека. Мост неоднократно перестраивался, но к началу тридцатых годов стало ясно, что модернизировать его в соответствии с требованиями транспортного движения двадцатого века просто невозможно.

Важный элемент плана реконструкции Москвы

Разумеется, в первой половине двадцатого века радикальной перестройки требовал не один лишь Крымский мост. Москва не могла далее жить и развиваться с которая была сформирована чуть ли не в средневековье. Именно приведению столицы в соответствие с требованиями современности и был посвящён так называемый "Сталинский план реконструкции Москвы". Новый Крымский мост, расположенный почти в центре города, был одним из ключевых объектов, обеспечивающих организацию новой рациональной схемы движения. Она предусматривала создание сети основных транспортных магистралей, обеспечивающих беспрепятственное сообщение центральной части столицы с её периферийными районами. Для воплощения в жизнь этого проекта пришлось сносить и перепланировать многие кварталы исторического центра Москвы.

Архитектурные особенности нового Крымского моста

Главным требованием к мостовому объекту на Садовом кольце является обеспечение пропускной способности значительных транспортных потоков в обоих направлениях. Кроме того, мост в центре советской столицы должен был соответствовать статусу места в плане архитектурной выразительности. Новый Крымский мост, вступивший в строй действующих 1 мая 1938 года, в полной мере удовлетворял весь этот набор требований. В своём инженерном решении этот мостовой объект для своего времени был во многом уникальным. По типу своей конструкции это подвесной трёхпролётный мост общей длиной 688 метров. Он обеспечивает как прохождение судов под основным пролётом, так и транспортное движение под боковыми пролётами на участках набережной по обоим берегам. Несущей основой сооружения являются два отдельно стоящих опорных пилона высотой 28 метров. Особую визуальную выразительность придаёт мосту сложная подвесная система, состоящая из цепных и тросовых металлоконструкций. По своему стилю Крымский мост относится к наиболее ярким произведениям конструктивизма. Это архитектурное направление было одним из доминирующих не только в Советском Союзе в довоенный период, но и во многих европейских странах.

Реконструкция моста

Общие проблемы, характерные для транспортного движения в Москве в начале третьего тысячелетия, не прошли мимо Крымского моста. На такую интенсивность автомобильного движения мостовой объект рассчитан не был. Все его конструкции на протяжении нескольких десятилетий эксплуатировались в режиме предельной нагрузки. Этими обстоятельствами была обусловлена генеральная реконструкция Крымского моста, проводившаяся на протяжении нескольких месяцев 2001 года. За этот период было заменено покрытие проезжей части и тротуаров, заменена гидроизоляция, зачищен от коррозии и заменён ряд несущих и вспомогательных металлоконструкций. А также произведён объём работ по замене и реставрации гранитной облицовки лестниц и архитектурных элементов на подходах к мосту. Работы по реконструкции были выполнены в сжатые сроки.

Крымский мост. Причал в центре города

В туристической инфраструктуре столицы это место известно как исходная точка водных маршрутов по Москве-реке. Отсюда отправляются прогулочные суда в обоих направлениях. В последнее время такой вид отдыха приобретает всё большую популярность. Кроме прогулок и экскурсий на открытых палубах теплоходов нередко проводятся корпоративные увеселительные мероприятия, свадьбы и юбилеи. Исходный пункт для таких путешествий идеально подходит своим расположением в центре города, удобными подъездами и автостоянкой. Найти его просто - причал "Крымский мост", адрес: Фрунзенская набережная.

Архитектурные, инженерные и технические решения, заложенные в это сооружение, и сегодня оцениваются как вполне современные и даже прогрессивные. Удивительнее всего то, что мост-ветеран в наше время транспортных пробок не стал узким местом сверхзагруженного Садового кольца. В общем, он в полной мере воплотил принципы архитектуры, сформулированные еще в древнем Риме Витрувием – Красота, Прочность, Польза.

У нынешнего Крымскою моста были предшественники. Переправа здесь существовала исстари. Первоначально это был просто брод. В межень река мелела настолько, что, по словам очевидцев, в ней могли играть по колено в воде пятилетние ребятишки. Лишь паводки ненадолго прерывали бесперебойное сообщение между берегами. За мелководьем закрепилось название Крымский брод. С давних пор и до наших дней бытует объяснение, будто бы в этом месте крымские татары во время набегов обычно переправлялись через реку. Однако анализ исторических источников не подтверждает это. Гораздо более обоснована версия о происхождении названия брода и нескольких других местных топонимов от близлежавшего Крымского двора, на котором в XVI-ХVII вв. останавливались послы, гонцы и торговцы из Крымского ханства.

По сведениям москвоведа О. Иванова название Крымский брод впервые встречается в «Записной книге Тайного приказа» за 1673 г. Но еще раньше москворецкое мелководье сыграло немалую роль в военных событиях Смутного времени. В августе 1612 г. войско гетмана Ходкевича попыталось деблокировать польско-литовский гарнизон, осажденный в Кремле и Китай-городе ополченцами Минина и Пожарского и казаками Трубецкого.

В ходе сражения 22 августа русская конница ударила от Крымского Двора через брод во фланг неприятелю, штурмовавшему Чертольские ворота Скородома. Когда 24 августа Ходкевич повторил наступление уже через Замоскворечье, Козьма Минин с тремя конными сотнями перешел реку на помощь казакам. Смяв две польские роты у Крымского двора, он довершил общий разгром противника. Победа в том сражении предопределила скорое освобождение Москвы.

В дни мира древняя переправа жила обыденной жизнью. Крымский брод не только вошел в бытовую повседневность, но и прозвучал на страницах русской литературы. Близ него происходит завязка и трагическая развязка основного сюжета повести Тургенева «Муму». Здесь Герасим спас барахтавшегося в прибрежной тине щенка и отсюда же на лодке отправился исполнять жестокую волю барыни. Одна из ключевых сцен другого тургеневского произведения, «Первая любовь», тоже происходит у Крымского брода. Для Тургенева это было хорошо знакомое место – он жил в доме матери неподалеку, на Остоженке. Упомянут Крымский брод и в «Войне и мире» Л. Толстого.

Место это называлось бродом даже тогда, когда здесь давно уже навели мост. Конец самому знаменитому московскому мелководью наступил только в 1836 г. Тогда чуть ниже по течению была сооружена Бабьегородская плотина, поднявшая уровень реки на 2,8 метра. («...Насупротив Хамовников, вон пожарная каланча...глы-бко тама, дна не достать» – говорит персонаж рассказа И. Шмелева).

По-видимому, первый мост на переправе появился очень давно. В 1783-1786 гг. на Москве-реке производились большие гидротехнические работы. В связи с ремонтом Б. Каменного моста русло выше него запрудили временной плотиной, направив часть стока в специально прорытый Водоотводный канал. Крымский брод тогда затопило.

В сентябре 1786-го московский главнокомандующий П.Д. Еропкин доносил Екатерине II о сооружении здесь нового деревянного наплавного моста. Подобные переправы использовались в Москве издревле. Крымский «живой» мост в XVIII в. представлял собой ряд связанных пеньковыми веревками и закрепленных на 39 вбитых в дно сваях плотов, составленных из 8,5 – метровых сосновых бревен с настилом из струганных досок, огражденным жердевыми крашеными перилами. На мост входили через специальные ворота. Вдоль Крымского вала к ним вела деревянная 415-метровая мостовая. Мост наводился каждую весну после схода воды.

Права на эксплуатацию и ремонт сложного и дорогостоящего сооружения обычно отдавались в подряд по конкурсу московским предпринимателям. Так, в 1814 г, согласно контракту с купцом И. Крыловым, на эти цели казна выделяла 12900 рублей. Любопытно, что в XVIII веке мост официально назывался Никольским или Николаевским по соседней церкви св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Потом бытовало наименование Никольский на Крыму или на Крымском броду. Лишь постепенно мост обрел постоянное имя – Крымский.

В 1812 г. на сооружение легла большая нагрузка. По Крымскому мосту отступали из Москвы некоторые колонны русских войск, уходили «от супостата» москвичи, двигались части и обозы наполеоновской армии. Когда центр города потонул в море огня, сюда на периферию потянулись беженцы. Спасаясь от пожара и мародеров, они по Крымскому мосту стекались на Орлов луг (ныне здесь ЦПКиО).

Сохранился любопытный рассказ как монахиня Назарета, возвращаясь из Замоскворечья в свой Зачатьевский монастырь на Остоженку, испугалась французских кавалеристов, бросилась с настила в реку и начала тонуть. Тогда один из французов въехал в воду и спас утопающую.

По Крымскому мосту пролег один из маршрутов отступления наполеоновской армии из Москвы. Панорама этого великого исхода, увиденная Пьером Безуховым, описана в «Войне и мире».

К 1817 году Крымский мост по оценке официального документа «пришел в такую ветхость, что во многих местах по оному не возможно иметь проезду». В 1823-м его сильно повредило осенним наводнением и ледоходом.

Конструкцию моста пришлось совершенствовать. Настил подняли на высокие деревянные быки. Благоустраивались и подходы к мосту. В 1830-1831 гг. от Калужских ворот через затопляемую пойму по насыпи длиной 788 м и высотой 5 м проложили хорошее шоссе. Масштаб работ удивлял москвичей.

Одно время подряд на эксплуатацию и починку Крымского моста держал дед известного писателя И. Шмелева. Сам Иван Сергеевич провел в этих местах детство и отрочество. И не случайно в его воспоминаниях и произведениях не раз возникает Крымский мост: «Направо голубеет Крымский мост, железный, сквозной, будто из лесенок. Я знаю, что прибиты на нем большие цифры – когда въезжаешь в него, то видно: 1873 год – год моего рождения».

Это написано уже о новом, капитальном Крымском мосте. Необходимость его постройки была обусловлена бурным развитием Москвы во второй половине XIX в., взрывным увеличением транспортных потоков. Мост сооружался по проекту инженера В. К. Шпейера. За основу была принята прогрессивная для своего времени схема, уже опробованная при строительстве Дорогомиловского и Краснохолмского мостов, а также аналогичных сооружений в Варшаве, Орле, Ельце и других местах империи.

Работы производились в 1872-1873 гг. Новопостроенный Крымским мост состоял из двух железных 64-метровых ферм, установленных на каменных быках. Транспорт шел в своего рода решетчатом тоннеле шириной 17 м. По сторонам ферм на консолях были устроены тротуары для прохожих. Въезды на мост получили вид декоративных порталов, наподобие триумфальных ворот. Эстетика «железного века» пришлась, однако, по вкусу не всем москвичам. Крымский мост они прозвали «мышеловкой». Вспомним, что аналогичный мост в Варшаве Александр Блок в поэме «Возмездие» сравнил с тюрьмой.

Тем не менее, транспортные возможности новой переправы сравнительно со старой значительно возросли. На рубеже ХIХ-ХХ вв. по Крымскому мосту прошла линия конки, а затем трамвая. В революционные дни осени 1917-го за столь важный пункт развернулись упорные бои. Замоскворецкие красногвардейцы и солдаты 55-го запасного полка захватили Крымским мост после перестрелки с юнкерами, засевшими в здании Николаевского лицея, где ныне Дипломатическая академия. Успех позволил большевикам развернуть решающее наступление на Остоженке.

Старый Крымский мост не блистал особой красотою, но исправно прослужил шесть десятилетий. Служил бы и дальше, но изменилась эпоха. Сталинский план реконструкции столицы СССР предусматривал резкое увеличение транспортных возможностей Садового кольца, а также полное переустройство речных сооружений на обновленном москворецком водном пути. В числе других городских мостов замене подлежал и Крымский. В 1937 г. старую конструкцию передвинули на 50 метров ниже по течению, а на ее прежнем месте развернулось новое строительство. Через два года решетчатые фермы и вовсе отбуксировали за город к деревне Заозерье на трассу Рязанского шоссе для дальнейшей эксплуатации.

Новый Крымский мост был открыт в 1938 г. Его авторы – архитектор А.В. Власов и инженер Б.П. Константинов. Элементы стальной конструкции изготавливались на Новокраматорском машиностроительном заводе, рабочие которого и собрали ее на бетонных опорах всего за 56 дней.

Первоначально предполагалось, что на Садовом кольце одновременно с Крымским мостом появится его Краснохолмский брат-близцец. Однако по условиям местности на Красных холмах пришлось применить иное архитектурно-инженерное решение. Висячий большепролетный Крымский мост надолго остался единственным сооружением такой конструкции на Москве-реке. Лишь в 2007-м вступил в строй его отдаленный потомок – вантовый Живописный мост у Серебряного бора. Был, впрочем, и предок. Еще в 1822г. инженер де Витте соорудил на Водоотводном канале в створе Балчуга и Пятницкой первый в Москве подвесной металлический мост, названный Чугунным. Он простоял до 1889 г. и был заменен новым, существующим и ныне.

В зеркале цифр Крымский мост выглядит внушительно. Общая длина – 671 м, в том числе речной пролет – 168 м. Ширина моста – 38,4, из которых на проезжую часть приходится 24,5 м. Могучие пилоны высотой 29,7 м поддерживают 297-метровые цепи, составленные из пластинчатых пакетов. На этих цепях и подвешено полотно моста. Вся же стальная клепаная конструкция весит около 10 тыс. тонн.

Архитектурный образ Крымского моста создается, в первую очередь, прекрасным воздушным силуэтом. Декоративное убранство играет вспомогательную роль. Пилоны, выполненные в виде ростральных колон, украшенных корабельными носами, а также светильники на въезде со стороны Крымского вала, напоминающие фонари маяков, явно иллюстрируют популярный в то время тезис «Москва – порт пяти морей». Оригинально, как и миниатюрная колоннада коринфского ордера, решены перила тротуаров.

Биография Крымского моста прочно вошла в контекст истории столицы. Во время Великой Отечественной войны он был звеном внутреннего городского оборонительного рубежа Москвы и важной военной коммуникацией. Подступы к нему защищали огневые точки, с воздуха прикрывали зенитки. В октябре 1941 г., когда возникла опасность захвата города, Крымский мост в числе других был заминирован и подготовлен к взрыву. Его не раз, но без успеха бомбила немецкая авиация. Полвека спустя, на рубеже 1980-1990-х гг. мост стал одним из центров общественной активности. По нему тогда шествовали многотысячные манифестации самых разных сил. Случались и уличные побоища.

Градостроительное значение Крымского моста огромно. Он как магнит притягивает глаз, «держит» необъятное москворецкое пространство, которое без него неизбежно распалось бы, утратило гармонию ансамбля. Мост создавался в единой архитектурной композиции с его окружением, прежде всего, с Центральным парком культуры и Пушкинской набережной. У него с ними один зодчий – А. В. Власов. Посетители ЦПКиО стали и основными пешеходами Крымского моста. Он и по сей день – место прогулок, фотографий на память, свиданий. Сама архитектура Крымского моста романтична, эмоциональна. Не случайно, его образ не раз использовался в кинематографе. Достаточно вспомнить знаменитые «Летят журавли».

Крымский мост, зримое воплощение полета, давно и прочно удерживает московское первенство по суицидальным попыткам. Его же облюбовали для испытания и демонстрации своей лихости верхолазы-любители. То и дело на высоченные пилоны взбираются те, кто пытается протестовать против чего-либо, или просто заявить о себе. Для МЧС это постоянная «горячая точка». Но в восприятии большинства москвичей Крымский мост был и остался местом мирным и красивым, одним из самых выразительных образов родного города.

Борис Арсеньев, «Якиманка от А до Я»©– проект Энциклопедия одного района

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.




Top