Каков социальный смысл противопоставления образов Обломова и Штольца в романе "Обломов"? Сочинение по литературе на тему: «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление.

Илья Обломов и Андрей Штольц – главные герои романа «Обломов». Друзья с самого раннего детства, но какие разные судьбы, насколько разное отношение к жизни и к смыслу жизни.

Начнем противопоставление Андрея и Ильи с их семей. У Ильи – семья счастливая, дом их наполнен любовью, жизнь размеренная, спокойная, абсолютно не суетная: «Небо там ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью» . У Андрея в плане семейного очага – пепел, вместо огня. Чего только стоит его побег из дому, такого не ожидать от Ильи. «Вот если б Обломова сын пропал, так я бы поднял на ноги всю деревню и земскую полицию, а Андрей придет» — поговаривал Иван Штольц. А разобрались ли всей семьей – почему же убежал Андрей, откуда всё-таки «ружьё и фунт пороху и дроби »? Ведь это далеко не игрушки, не озорство. Что же сделал глава семейства? Поговорил ли? Нет! Выставил за дверь, чтоб пришел «с переводом вместо одной двух глав ». Что же будет с человеком, если духовные поиски, душевные проблемы просто отрезать, как будто их нет? Всё время вдалбливать науку, но ничего не отдавать душе? (Да так долбить её, что маленький Штольц бегал в Обломовку, побыть немного в ласках.) Очевидно, что ничего хорошего. В семье Андрея – главное хозяйственность и накопление капитала. «Учила (мать) его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни… И вся эта перспектива должна сокрушиться от щелканья счетов» как итог: «Я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом». Вот такие задачи, но не в коем случаи не мечты, ставит перед собой Андрей Штольц в юности. Почему же не мечты, это будет рассмотрено чуть ниже.

Обратимся более подробно к Илье. Как было сказано выше, Обломов был обласкан и любим как никто другой, но к четырнадцати годам любовь семьи, к сожалению, перешла допустимую черту, начала вторгаться туда, куда не следует, вместо любви, появилась губительное для подростка забота: «И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя» . Вот отсюда появляется его инфантильность.

Как видим с раннего детства у главных героев появились проблемы: у Андрея нехватка любви, отчего неудержимая самостоятельность, у Ильи целый Грааль любви, но чрезмерной, переходящее во вред, самостоятельности у Обломова практически нет.

А что же в конце концов получается? Илья Обломов, получив свободу, не обрел силу воли, но его теплота и любовь заполняли всё вокруг. Огромное количество людей тянулось к нему, разговаривали просто так. Побыть в компании с Обломовым – это значит успокоить свою душу, а как же душа Ильи? Где она питается? Во снах, там Ильичу хорошо, единственное место на всей планете, где он в гармонии с собой. Под конец своей жизни Обломов находит своё счастье, то к чему он стремился – жить с Пшеницыной, сидеть с детьми, то есть жить точно также, как в Обломовке.

А Штольц бегал к Илье: «Андрей часто с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал успокоительное чувство» . Но счастлив ли был Штольц? Ведь Захар к нему на службу не пошел, хоть и побирался, как нищий. Андрей не любил в себе копаться, настолько не любил, что «больше всего боялся воображения» , «Он боялся всякой мечты» . Мечта действительно может нести в себе семя разрушения, так как она совершенно оторвана от земли, у неё нет никаких ограничений, напротив воображение пропитано истиной, с помощью неё можно проникать туда, глее никого не было, в том числе в свою собственную душу. Именно этого и боялся Штольц. Копание в самом себе грозило ему такими ломками и поворотами, что он упивался трудом, упивался им до самой смерти, как пьяница, не просыхал от труда. Но если ты не разобрался в себе, что за труд будет у тебя, неужели созидательный? Напротив – бессмысленный.

Вот такие натуры получились у Гончарова. Одна – разобралась в себе, но совершенно не может начать никаких действий, другая настолько занята чем-то, что убивает совесть, а вместе с ней отходит душа, и остается тело, в котором остались только науки. Если в России времен Гончарова преобладала первая натура, то сегодня вторая. И не скажешь, что первая, хуже второй, скорее здесь необходима золотая середина.

Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.). Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени». Ну чем не сюжет будущего романа?
История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной. В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» - весь роман целиком.

Этот роман доказал, что И. А. Гончаров - мастер слова. Он использует в своем творчестве различные художественные приемы: портретную характеристику, роль детали, интерьер, пейзаж. Все это помогает показать психологию и душевное состояние главных героев романа.
И. А. Гончаров широко использует и Прием антитезы в романе «Обломов» . Он противопоставляет героев друг другу, чувство и рассудок, покой и действие, жизнь и смерть. Жизнь Обломова в детстве противопоставляется его существованию на Гороховой улице, когда герой уже разочаровался в суете столичной жизни, в службе и хлопотах, связанных с ней.

Использование Прием антитезы в романе «Обломов» помогает читателю понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Образы, созданные автором, поражают живостью, яркостью и оригинальностью.

Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе. Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он - ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь). Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой - запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны. В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.

Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя. Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель- ного начала. Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой. Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.

Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера. Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни
Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.

Прием антитезы в романе «Обломов» применяется не только по отношению к героям. Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Вспомним, как герой убегает от няни к оврагу («Сон Обломова»). Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе, но он перестает интересоваться жизнью.

Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,- опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург - место «за оврагом». Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги. Все это не по душе Обломову.

Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».


(ЭПИГРАФ) «Гончаров вывел и противоядие Обломову-Штольца. Н.А.Добролюбов.

Иван Александрович Обломов - это русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской Академии Наук по разряду русского языка и словесности, действительный Статский Советник. В одна тысяча восемьсот сорок седьмом году писатель начал свой новый роман под названием «Обломов».

Иван Александрович создал произведение под влиянием особенны впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Главный герой всего произведения - Илья Ильич Обломов -дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно -серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах … мягкость была господствующим и основным выражением всей души».

Целыми днями Илья Ильич пребывает в своей квартире, никуда не выходит, лишь лежит.

Больше всего, что любил Обломов - это мечтать. Он, вероятно, создал уже несколько возможных историй своей жизни, но ни одна не воплотилась в реальность, потому что сам герой не делал для их осуществления абсолютно ничего.

Детство данного героя прошло в селе «Обломовка», где жизнь протекала всегда однообразно. Именно «Обломовка» и дала зарождению лени в герое, а точнее, его родители, которые чрезвычайно оберегали своего сына и освобождали от различных нагрузок. Следовательно, Илья Ильич категорически против того образа жизни, который ведут его приятели, будучи уже взрослыми людьми. Для Обломова такой образ жизни -бессмыслица, пустая трата времени и сил. Илья Ильич не может побороть свою лень, сделать над собой усилие даже, элементарно, написать письмо старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами и переехать на новую квартиру. Лишь его другу Штольцу удавалось на какое-то мгновение поднимать с дивана своего ленивого товарища и брать с собою на различные светские мероприятия, однако всё это сопровождалось постоянным ворчанием главного героя.

Как уже было сказано, основная часть жизни Обломова прошла на диване, в полном бездействии. Он ничего не делал, всё, что нужно, получал «на блюдечке», проблемы решать не хотел, видел чудесные сны. Его жизни была подобна Раю. В конце концов выводит из этого Рая главного героя сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной жизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания экзотического растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения.

По сюжету произведения Штольц - лучший друг Ильи Ильича, с которым главный герой романа знакомится ещё в своем детстве. Видимо, они уже в тот момент почувствовали друг в друге родственную душу, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались с самого рождения. Воспитание у данного героя совершенно отличалось от воспитания Обломова. От матери Андрей Иванович получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе, а отец научил его, что самое главное в жизни - это деньги, строгость и аккуратность. Штольц много путешествует, читает книги, одним словом, саморазвивается, что противоречит образу жизни Ильи Ильича Обломова. Жизнь героя изображается в произведении как постоянное стремление вперед, к новым достижениям и открытиям.

Дружба для Штольца была также одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и вот и острый ум привлекали к нему других людей. Однако сам Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно таким человеком для Штольца был добрый, душевный и умиротворенный Илья Ильич Обломов.

Узнав поподробнее этих двух героев, можем сделать вывод, что они совершенно противоположные личности с разным воспитанием, мировоззрением и просто мыслями о происходящем. Но несмотря на разность их характеров, друзей неотступно влекло друг другу. Рядом со Штольцем- рассудительным, прагматичным, твердо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее.

В заключение хочу сказать, что Ивану Александровичу Гончарову наилучшим образом при помощи приема антитезы удалось раскрыть характеры Обломова и Штольца, провести сравнение не только характеров этих героев, но и окружающего их быта и действительности.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - одно из самых неоднозначных произведений русской литературы. Именно в этом романе нашли отражение не только эпохальные проблемы изменения помещичьей жизни и нравов современного Гончарову человека. В «Обломове» выражается в своём роде революционная идея становления нового типа русского человека. Эта идея буквально раздвинула границы эпохи, вышла за её пределы.

Весь роман «Обломов» построен на приёме антитезы. И важнейшим противопоставлением стали два героя, две центральные фигуры произведения - Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц - персонажи, которых зачастую называют антагонистами друг друга. Но противостояние, различия героев и приведут в конечном итоге к некоему компромиссу, решению сложного конфликта.

Илья Ильич - герой, которого редко называют положительным. Это русский барин, помещик, привыкший к праздности. Обломов с гордостью говорит о себе:

«Я барин. Я ничего не умею».

И он действительно ничего не умеет. С самого детства окружённый слугами, мамушками и нянюшками, выросший в деревне, не знавший трудностей жизни, он привык к неспешному течению жизни, к постоянству - такой была жизнь в его родном доме. Она, по выражению автора, текла, «как покойная река». И слово «покойная» выбрано неслучайно: это не просто устаревшая форма слова, а его двойной смысл. Жизнь в Обломовке не только спокойная и размеренная. Она… мёртвая, погибающая, затухающая. Такой выдалась и жизнь главного героя.

Однако невозможно назвать Обломова отрицательным персонажем. Он - воплощение русской нравственности, русского менталитета, образец русского характера. Обломов щедр, добр и мягок, нежен. Он честен не только с окружающими, но и с самим собой: ему противно лицемерие Петербургского света, поэтому Илья Ильич предпочитает леность пустой деятельности. Его праздный образ жизни - результат крайнего проявления именно русского качества, любви к человечеству. Это есть самый настоящий протест светскому обществу.

С самого детства Илья Ильич был окружён заботой, вниманием, обласкан родителями и слугами, которые обожали маленького Илюшу. Но эта любовь приобрела гипертрофированный характер, оказалась чрезмерной и привела к гибели героя. С детства не привыкший утруждать себя (ведь в доме были слуги, которые нужны как раз для труда), он не смог заставить себя действовать даже тогда, когда это было необходимо. Как точно выразился Гончаров, «всё началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».

Штольц же - полная противоположность Обломова. Даже внешне он противопоставлен главному герою. Если Илья Ильич представляет собой человека пышного, мягкого, с нежными руками, то Штольц же напоминает «кровную английскую лошадь» - резкий, с острыми чертами лица, с быстрой речью. Отец Штольца - деятельный человек. Он приучил сына трудиться, добиваться всего самому, чтобы не пропасть в жизни. Но этот человек недодал ему любви – того, что было в избытке у Ильи Ильича.

Два человека - две противоположности, острое социальное противоречие. Успешный, но сухой душою человек - и добрый, отзывчивый, но абсолютно беспомощный. Это противостояние деятельности и духовности у Гончарова находит решение, своеобразный компромисс. И это… маленький Андрюша Обломов - сын русского душою Обломова, выращенный, воспитанный привыкшим к труду немцем Штольцем.

Автор, несомненно, предполагает, что смешение этих противоположностей приведёт к хорошему результату. Именно Андрюша станет тем идеальным человеком своего - и нового тоже - времени, поскольку он впитает в себя лучшие качества героев-антагонистов.

Эта идея становления нового типа человека, разумеется, выходит за рамки своей эпохи. Подобно Тургеневу, предсказавшему в своё время появление поколения Базаровых, Гончаров создаёт облик нового типа личности, которой суждено изменить свою эпоху - и время, которое за ней последует.

Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.
Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа- две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.
Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”. Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей... Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.
Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на - Выборгской стороне.
Полная противоположность Обломова - Андрей Штольц. Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов - дворянин, а Штольц - нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Причина этих различий кроется, прежде всего, в воспитании.
В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца.
Мать Андрея, русская дворянка, напротив, “учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни...”. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.“немецким бюргером”, и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу. Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где “вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго”.
Отец Штольца, конечно, по-своему любил Андрея, но не считал возможным проявлять свои чувства. Пронзительна до слез сцена прощания Андрея с отцом. Иван Богданович даже в минуту прощания не нашел добрых слов для сына. Глотая слезы обиды, Андрей отправляется в путь, сопровождаемый причитаниями прислуги: “Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя”. И кажется, что именно в этот момент Андрей Штольц, несмотря на все старания матери, не оставил в душе места “пустым мечтаньям”. В самостоятельную взрослую жизнь он взял с собой только то, что, как ему кажется, необходимо: расчетливость, практичность, целеустремленность. Все остальное осталось в далеком детстве вместе с образом матери.
Различия в характерах героев объясняют различие в стремлениях и убеждениях. Об этом можно узнать из рассказа Ильи Ильича о своем идеале жизни. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Но Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей... беготни - ... это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?
А для Штольца главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни”.
Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: “взмахнул волшебной палочкой” - и “все готово”), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.
Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, “как рыба в воде”. Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки его. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, как бы закрываясь от него учтивым поведением.
А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста (“Чего там искать? Интересов ума, сердца?”) и суетлива (“В десять мест в один день!?”). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.
Из характеров, воспитания и убеждений складывается образ жизни, который ведут главные герои романа. Он наложил некоторый отпечаток и на внешность героев. Обломов - человек с чертами лица удивительно мягкими - был значительно толще Штольца и “обрюзг не по летам”, а Андрей Иванович был “весь составлен из костей, мускулов и нервов”, худощав, как и подобает человеку, ведущему активный образ жизни.
Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он “ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть”. На такую жизнь Штольц и хотел сподвигнуть Об-ломова, у которого, несмотря на массу свободного времени, ничего не делалось. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как “лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием”. Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.
Отношение героев к любви выразилось в романе через чувства к Ольге Ильинской.
Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его^женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний... от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.
Штольц, знавший Ильинскую чуть ли не с раннего детства, испытывал 296
к ней любовь-дружбу. В ней не было огненных страстей, “жгучих радостей” или разочарований. Даже ревность к неизвестному сопернику не вызвала в душе Штольца бурю эмоций. А когда он узнал о том, что этот соперник - Обломов, так ему и вовсе стало “покойно и весело”. Штольц видел в Ольге верную подругу и соратницу в труде и поэтому пытался воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум.
И Ольга полюбила Андрея не вдруг. Описание ее характера сразу наводит на мысль, что Ольга Ильинская не может не стать Ольгой Сергеевной Штольц.


Страница: [ 1 ]


Top