Картина В.Н. Костецкого «Возвращение

Тема Великой Отечественной войны занимала особое место в творчестве множества композиторов, поэтов, писателей и художников, многие из которых сами были участники этого кровопролитного противостояния и с оружием в руках защищали свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Даже те, кто оставался в тылу, часто выезжали на фронт, чтобы своими выступлениями поддержать боевой дух солдат, а художники отображали в своих картинах увиденное на полях сражений. В перерывах между боями, артобстрелами и авианалетами они много запоминали, наблюдали солдатский быт и делали зарисовки.

Во время Великой Отечественной войны наши живописцы отображали героические события в тылу и на фронте, показывали в своих картинах жизнь простых людей на передовой и в тылу. Они стремились как можно полнее раскрыть те качества советского народа, которые позволили с честью выйти из тяжелейших испытаний, пережить невероятные лишения и одержать великую Победу.

Можно добавить, что художники военного времени, их сердца, не могли оставаться спокойными в то время, когда простые советские люди совершали беспримерные по своей отваге подвиги во имя Родины, когда с небывалой силой проявлялись мужество и героизм советского народа. Они работали на своем поприще, не зная сна и отдыха, будучи уверенными, что их творчество является весомым вкладом в дело общей победы над врагом. Главной их целью была цель запечатлеть на своих полотнах образ советского человека и победителя, раскрыть его простоту и величие, героизм и скромность, бесстрашие и волю к победе, сделать это так, чтобы картины были понятны потомкам и ценны для истории.

Одной из таких картин является полотно украинского художника В. Костецкого "Возвращение". Тема этой картины - возвращение солдат-фронтовиков после победы домой. Глядя на картину, мы понимаем, что солдат только что вернулся домой. Дверь ему открыла жена, и наступил невероятно волнующий момент. Наконец-то состоялась встреча, которую они ждали много лет. Солдат и женщина порывисто метнулись друг к другу да так и застыли, нечего не замечая вокруг себя, забыв обо всем на свете. И хотя художник не показал лиц героев картины, но их можно легко себе представить.

Солдат изображен на картине спиной к зрителям, а лицо жены он заслоняет собой. Хорошо видны только ее руки, крепко обвившиеся вокруг шеи мужа. В этом невероятном счастье встречи, в этом крепком объятии растворились все тревоги и горести военных лет. Еще большего драматизма изображенной на полотне сцене придает выразительность жестов и поз изображенных людей, сдержанность самого цвета картины. Видно, что работая над этим полотном, В. Костецкий показал себя как прекрасный знаток человеческих душ.

Картина "Возвращение" была написана в 1947 году, когда еще свежи были воспоминания о той страшной и кровопролитной войне. Кроме двух основных персонажей картины на полотне мы видим застывшую неподалеку мать, которая, чтобы не упасть, ухватилась за косяк двери. А ноги солдата обхватил маленький мальчик, скорее всего сын, который, судя по возрасту, совсем не помнил своего отца, но при первой же встрече почувствовал, что это именно он.

Как гласит легенда, работа В. Костецкого была представлена на Сталинскую премию. Но когда полотно увидел "вождь всех народов", он коротко и емко сказал: "Это не победитель!". И действительно, в этой картине нет никакого пафоса. Мы лишь видим пришедшего домой смертельно уставшего человека. Но, глядя на солдата, мы понимаем, через какой ад он прошел, прежде чем освободил Европу и вернулся в родной дом.

Картины и плакаты военных лет изображали то, чем жили люди в годы Великой Отечественной войны, призывали на борьбу с врагом. С того времени прошло больше семидесяти лет, выросло не одно поколение талантливых художников, в творчестве которых тоже нашлось место теме Великой Отечественной войны. Но картины и другие произведения искусства, созданные в военные годы, не утратили своей важности, а кроме того, как памятники мужеству и героизму советского народа, проявленного в годы Великой Отечественной войны, обрели еще большую историческую ценность.

Из всех жанров изобразительного искусства мне ближе всего портрет. Это отражение не только самого человека, его внешности, внутреннего мира, но и времени, в котором жил или живет человек. Создать "живой" портрет - это настоящее искусство!

Случайно увидела портрет Роберта Нигматулина, выдающегося человека, видного деятеля российской науки, академика РАН. Интеллект, порыв, даже азарт поразили меня в этом портрете.

Фамилия и имя автора, сотворившего это произведение, мне ничего не говорили - Ахмед Китаев, художник советского времени. Мне захотелось поближе познакомиться с его творчеством. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что мы земляки: Ахмед Китаев родился в Мордовии.

Пройдясь по просторам всемирной паутины, и не по одному разу, мне удалось собрать некоторые сведения об этом художнике и изображения некоторых работ Ахмеда Китаева. Его картины необычны, и не только потому, что "натуры" красивы. Они одухотворенны, возвышенны. Очевидно, таким был сам художник, таких людей и рисовал, "ловил" их вдохновение, удивление, душевный подъем... и помещал на холсте. Это называется мастерство!

Такие разные портреты создавал он и такие разные люди на них: вождь пролетариата Владимир Ленин и композитор Сара Садыкова, рабочий-нефтянник и влюбленная пара. Разные портреты, разные времена их написания, разные по социальному статусу изображенные на них люди. Но одно роднит их - они... живые. Художник обладал для этого особым даром и особым микро-мазком. Возможно этот микро-мазок он заслужил своей непростой, но честной жизнью.

Портрет Сары Садыковой

Родился Ахмед в 1925 году в селе Татарские Юнки Торбеевского района Республики Мордовии. Дед его был просвещенный мулла, знал арабский, фарси, турецкий и английский языки, выписывал литературу на этих языках. В 1930 году семья, происходящая из «вражеского» рода, была сослана в Сибирь.

Рисование сопровождало мальчика в горести и радости. В 10 лет Ахмед стал победителем всесоюзного конкурса юных художников. И он решается на смелый поступок: пишет письмо Сталину, в котором высказывает желание учиться рисовать и просит ему помочь.Через несколько недель после отправления письма в сибирское поселение, где они жили, явился военный, велел Ахмеду собираться и посадил его на поезд. Мальчик был встречен в Ленинграде и определен в интернат для одаренных юных художников, который затем успешно закончил. Сразу последовала учеба в Суриковском институте, после окончания которого Ахмед стал профессиональным художником. Теперь уже никто не узнает, как получилось, что жестокий режим, обрекший его родителей выбиваться из нужды вдали от родных мест, повернулся к мальчику лицом.

Несмотря на семейную трагедию, Ахмед Китаев никогда не был врагом советской власти и с уважением относился к коммунистической партии. В людях он видел просто людей, с их сильными и слабыми сторонами. В канун перестройки он написал прекрасный портрет В.И. Ленина. Это особое видение Ленина не вождя, а человека.

Советской власти посвятил он некоторые свои работы, наиболее известная из них: «Первые декреты Советской власти».

Мне хочется познакомить гостей нашего сайта с теми работами Ахмеда Ибадулловича Китаева, с которыми удалос ь "увидеться" мне.

Ранняя работа А.И. Китаева - "Пушкин и Бенкендорф" (картина висит в холле гостиницы "Центральная" на Тверской улице в г. Москве).


Милые жанровые картинки идеалистического советского времени:

Любовь моей юности. Моя невеста

На свидании


Мы идем в новую жизнь

Вечерняя школа


Родное дитя на перифирию. 1954г. (Симферопольский художественный музей)

Военная тематика:


В тылу врага. 1954 г. (Тверская областная картинная галерея)

Возвращение с Победой.


«Красная площадь» (подарена Л.И. Бре жневым городу Минску)

Галерея портретов:

Портрет главы Казахстана Д.Кунаева

Портрет Анджелы Дэвис

Портрет искусствоведа А.Луговского

Портрет трактористки В.Машининой

Незаконченная картина А.И. Китаева «Бабушка и внук» - живопис ный памятник татарским бабушкам. Она с посвящением, написанным арабской графикой золотыми буквами.

Хотелось бы познакомиться с другими работами нашего земляка, но в сети их не оказалось. Работы Ахмеда Китаева находятся в некоторых музеях и в частных коллекциях. Картина «Муса Джалиль в Моабитской тюрьме» - в Казани, но не выставлена для широкой публики.

В воспоминаниях друзей А.И. Китаева упоминаются портреты:

  • специалиста ракетной техники Вагиза Алиева,
  • профессора-хирурга Ремуса Васильева,
  • лидера Турции Кемаля Ататюрка (в Правительстве Турции),
  • американского миллиардера Арманда Хаммера,
  • жены дипломата Надии Бальцер,
  • генерал-лейтенанта Я.Д. Чанышева (в Министерстве обороны),
  • профессора МГУ академика АН Узбекистана Х.А.Рахматулина,
  • Надиры Мухаметжан,
  • нефтяников Тюмени (во Дворце геологов г.Тюмени),
  • ученых знаменитого Карповского института химии,
  • татарско-башкирской интеллигенции в Москве .

Но увидеть их изображения мне не удалось.

Поражает жизненная и творческая история Ахмеда Китаева, пронизанная трудностями и стойкостью, порядочностью и идейностью. Он обладал именно тем качеством, которого так не хватает современным людям - поликультурностью. Гордился своей национальностью, но с гордостью носил звание российского гражданина, невзирая на то, как непросто складывалась жизнь его семьи в этой стране.

Ахмед Ибадуллович Китаев - уроженец нашей мордовской земли, которая славится прочными межнациональными отношениями, построенными на взаимоуважении и сотрудничестве. При жизни Ахмед Китаев не забывал Родину своих предков. Он часто приезжал в родное село Татарские Юнки к своим друзьям, родственникам, общался с жителями села, делал эскизы, любил фотографировать. И по завещанию похоронен в родном селе - его малой Родине, давшей ему силы и желание жить, творить, любить...

Любимая поговорка Ахмеда: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» нашла отражение в картинах, написанных им. Их хочется читать. Читать душу человека и любоваться красотой тела, вдыхать вдохновение и удивление, открывать тайну, следовать порыву. И так жаль, что эти прекрасные картины, являющиеся живыми светильниками времени, так мало известны. Так же, как их творец.

Ахмет Китаев не терял времени на суету, на пробивание званий и прочих атрибутов околотворческой жизни. Не был ни «заслуженным», ни лауреатом. Он был просто художником. Жаль, что его картины "развешаны" по гостиницам, частным домам, а может и пылятся где в кладовках...

Хочется выразить признательность за интересную информацию о А.И. Китаеве в газете Татарский мир.

№10, 2010г ( http://www.vatanym.ru/content/images/tm0810.pdf)

Источники изображений картин А.И. Китаева:
http://vorgal.ucoz.ru/
http://kykolnik.livejournal.com/
http://1941-1945.at.ua

Несколько раз исправляла написание имени художника, т.к. в разных источниках написание разное (Ахмед и Ахмет). Но моим сомнениям положило изображение оборотной стороны холста картины "Бабушка и внук".

Выдержки из творческих работ учащихся 4 – «А» класса. Сочинение-описание по картине В.Н. Костецкого «Возвращение». «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) «Война – это страшное слова. Она всегда несёт горе, потери, лишения. В прошлом столетии не обошла она и нашу страну. Великая Отечественная война принесла много испытаний нашему народу, и сегодня мы скорбим по павшим». (Пичужкина Алина) «В истории нашей страны было много войн. Великая Отечественная война – одна из самых жестоких. Всеобщая беда сплотила народ, и все как один встали на защиту своей Родины. Более 27 миллионов советских граждан погибли на полях сражений, умерли от голода, были замучены в фашистских концлагерях». (Гекова Юлия) «На защиту своей Родины встали все: русские, украинцы, грузины, татары…, мужчины, женщины, старики, дети». (Кравченко Мария) «На картине изображена сцена возвращения солдата с войны. Уверенность в том, что его ждут, согревала бойца в «холодной землянке», давала силы выдержать все тяготы и лишения. И он вернулся «всем смертям назло» и должен жить «за себя и за того парня», оставшегося лежать в сырой земле «у незнакомого посёлка, на безымянной высоте». (Гекова Юлия) «Четыре года назад война разделила наших героев, изменила их жизнь. Так же ярко светило солнце, беззаботно пели птицы, тёплый июньский ветерок приносил запахи полевых трав и цветов. В прозрачной воде отражалось безоблачное небо. Казалось, ничто не может нарушить спокойствие этой мирной жизни, но ВОЙНА вошла в каждый дом, в каждую семью». (Ефремов Андрей) «Уходя на фронт, солдат попрощался с родными и близкими. Тогда ещё никто не знал, что война продлится целых четыре года! В «тот самый длинный день в году» пришла общая беда для всех». (Макарова Екатерина) «В трагические годы войны женщины заменили мужчин на поле, у станков. Тяжёлая мужская работа легла на хрупкие женские плечи: женщины делали танки, пушки, самолёты, растили хлеб, добывали уголь». (Щетникова Елена) «На картине «Возвращение» художнику удалось передать эмоции, чувства радости и счастья. Жена и сын крепко обнимают вернувшегося солдата, а в дверях стоит старушка-мать. Эта встреча после долгих дней разлуки воспринимается не как мимолётный эпизод, а как значительное событие, символизирующее конец тяжкому времени одиночества, тревог и потерь». (Янус Карина) «Несмотря на то, что картина написана в тёмных тонах, она символизирует радость встречи и Победы». (Громская София) «Автор хотел передать то тепло, которое ощущают близкие люди, ту радость и облегчение на душе». (Глазырина Мария) «Кажется, вот так, обнявшись, они могут простоять вечно. И сын, прижимаясь к пропахшей порохом и пылью шинели отца, ещё не верит, что это его отец – живой!» (Липникова Виктория) «Мать очень постарела, ожидая своего сына. На лице её радость, но она словно боится своего счастья: «Неужели ей так повезло, и именно её сын вернулся живым?» (Кравченко Мария) «Мы словно ощущаем счастье и тепло, чувствуем радость на сердце героев. Вся печаль, грусть, горе и слёзы уже в прошлом». (Галкина Анастасия) «Прошло четыре года, и Победа пришла в каждый дом, наполнила радостью сердца всех людей, кому суждено было остаться в живых и хранить память о павших. Сегодня эта память в обелисках, стоящих на могилах, в ярком пламени огня на Могиле Неизвестного солдата. Эта память в Георгиевской ленточке, которую повязывают все неравнодушные. Пока мы помним, мы ощущаем свою силу и причастность общему великому делу: защите своей Родины». (Ефремов Андрей) «И сегодня День Победы – это действительно всенародный праздник «со слезами на глазах», потому что война унесла много жизней. Для нас это светлый и грустный праздник одновременно. Хочется сказать слова благодарности нашим ветеранам за их героизм, мужество, отвагу». (Щетникова Елена) «Все неравнодушные никогда не забудут героев, отдавших жизни, защищая свою Родину, свою землю, своих близких. Мы в неоплатном долгу перед ними и должны сохранить мир, ради которого они сражались». (Гришпенюк Александр) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина В.Н. Костецкого «Возвращение» «На картине «Возвращение» художнику удалось передать эмоции, чувства радости и счастья. Жена и сын крепко обнимают вернувшегося солдата, а в дверях стоит старушка-мать. Эта встреча после долгих дней разлуки воспринимается не как мимолётный эпизод, а как значительное событие, символизирующее конец тяжкому времени одиночества, тревог и потерь». (Янус Карина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина В.Трифонова «Юность» «Уходя на фронт, солдат попрощался с родными и близкими. Тогда ещё никто не знал, что война продлится целых четыре года! В «тот самый длинный день в году» пришла общая беда для всех». (Макарова Екатерина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина А. Китаева «Возвращение с Победой» «На картине изображена сцена возвращения солдата с войны. Уверенность в том, что его ждут, согревала бойца в «холодной землянке», давала силы выдержать все тяготы и лишения. И он вернулся, «всем смертям назло», и должен жить «за себя и за того парня», оставшегося лежать в сырой земле «у незнакомого посёлка, на безымянной высоте». (Гекова Юлия) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина И. Белоглазовой «Салют Победы» «Прошло четыре года, и Победа пришла в каждый дом, наполнила радостью сердца всех людей, кому суждено было остаться в живых и хранить память о павших. Сегодня эта память в обелисках, стоящих на могилах, в ярком пламени огня на Могиле Неизвестного солдата. Эта память в Георгиевской ленточке, которую повязывают все неравнодушные. Пока мы помним, мы ощущаем свою силу и причастность общему великому делу: защите своей Родины». (Ефремов Андрей) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина В. Лихо «Не плачь, деда!» «Все неравнодушные никогда не забудут героев, отдавших жизни, защищая свою Родину, свою землю, своих близких. Мы в неоплатном долгу перед ними и должны сохранить мир, ради которого они сражались». (Гришпенюк Александр) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина Б. Щербакова «Зло мира» «Война – это страшное слова. Она всегда несёт горе, потери, лишения. В прошлом столетии не обошла она и нашу страну. Великая Отечественная война принесла много испытаний нашему народу, и сегодня мы скорбим по павшим». (Пичужкина Алина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина К. Васильева «Прощание славянки» «Четыре года войны изменили жизнь. В «тот самый длинный день в году» так же ярко светило солнце, беззаботно пели птицы, тёплый июньский ветерок приносил запахи полевых трав и цветов. В прозрачной воде отражалось безоблачное небо. Казалось, ничто не может нарушить спокойствие этой мирной жизни, но ВОЙНА вошла в каждый дом, в каждую семью». (Ефремов Андрей) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина К. Антонов «Победители» «И сегодня День Победы – это действительно всенародный праздник «со слезами на глазах», потому что война унесла много жизней. Для нас это светлый и грустный праздник одновременно. Хочется сказать слова благодарности нашим ветеранам за их героизм, мужество, отвагу». (Щетникова Елена) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина Б. Лавренко «Рейхстаг взят!» «Несмотря на всё горе, слёзы, кровь, ужасы войны наш народ победил. Не раз предупреждали врага русские полководцы: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» (Кравченко Мария) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина В.Н. Костецкого «Возвращение» «Кажется, вот так, обнявшись, они могут простоять вечно. И сын, прижимаясь к пропахшей порохом и пылью шинели отца, ещё не верит, что это его отец – живой!» (Липникова Виктория) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) А. Дейнека «Оборона Севастополя» «В истории нашей страны было много войн. Великая Отечественная война – одна из самых жестоких. Всеобщая беда сплотила народ, и все встали на защиту своей Родины. Более 27 миллионов советских граждан погибли на полях сражений, умерли от голода, были замучены в фашистских концлагерях». (Гекова Юлия) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Б. Дрыжак «Война. Немцы пришли» «Граждане нашей страны проявили беззаветную преданность своей Родине, величие духа, доблесть, мужество, умение побеждать врага в самой сложной боевой обстановке. С тех пор прошли десятилетия, но не меркнет слава тех дней, не ослабевает интерес к героическим боевым делам простых людей, отстоявших свободу и независимость Родины. Это моя страна, это моя история!» (Макарова Екатерина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина Б. Тарелкина «Товарищи» «Граждане нашей страны проявили беззаветную преданность своей Родине, величие духа, доблесть, мужество, умение побеждать врага в самой сложной боевой обстановке. С тех пор прошли десятилетия, но не меркнет слава тех дней, не ослабевает интерес к героическим боевым делам простых людей, отстоявших свободу и независимость Родины. Это моя страна, это моя история!» (Макарова Екатерина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Б. Дрыжак «Война. Немцы пришли» «22 июня 1941 года настал страшный день, когда мирная жизнь советских людей была внезапно разрушена. На советские города обрушила смертельный груз фашистская авиация, по земле зловещим чудовищем поползла вражеская бронетехника. На защиту Родины поднялся весь народ. История моей семьи неразрывно связана с историей моей семьи. Мои прадедушки тоже пошли защищать нашу страну». (Макарова Екатерина) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина Г. Марченко «На окраине Сталинграда» «В годы войны на долю русского народа выпало много испытаний. Взрослые мужчины сражались на фронте, каждый день смотрели в глаза смерти. Женщины работали в тылу на заводах и фабриках, в колхозах сеяли и собирали урожай. Даже дети помогали взрослым воевать с врагом. Мы знаем по именам тех, кто отдал свои жизни, защищая нашу Родину. Но многие пропали без вести, были взяты в плен, угнаны в Германию, уничтожены в концлагерях». (Ефремов Андрей) АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина А. Жабского «Хлеб войны » «Отец ушёл на фронт, мама целыми днями работала в колхозе, а я помогала по дому: то печь вовремя истоплю, то горшок с щами поставлю, чтоб к приходу мамы тёплый был, то курочек покормлю, то с мальчишками наперегонки побегаю. Так день и проходил. Когда в деревню вошли немцы, мирная жизнь закончилась, уже не слышен весёлый смех ребят на улице, все старалась как можно меньше попадаться на глаза непрошеным гостям». (Глазырина Мария «Рассказы моей прабабушки») АКЦИЯ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» «Школа № 19» «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». (Д.С. Лихачёв) Картина В. Шумилова «Весна 1945-го» «В трагические годы войны женщины заменили мужчин на поле, у станков. Тяжёлая мужская работа легла на хрупкие женские плечи: женщины делали танки, пушки, самолёты, растили хлеб, добывали уголь». (Щетникова Елена)

День Победы это «праздник со слезами на глазах». В этот день чествуют героев-победителей, сумевших, превозмогая все трудности, отстоять Родину, и отдают дань памяти солдатам, оставшимся на полях сражений. Объединяя нацию, праздник Победы символизирует гордость за доблестный подвиг предков. Война оставила глубокий след в истории и на протяжении десятилетий стала одной из главных тем в советском искусстве. Солдаты-художники, вернувшись к мирной жизни, запечатлели на полотнах войну и Победу, такой, какой она была для каждого из них.

Евсей Моисеенко. «Победа»

Картина Евсея Моисеенко «Победа» написана в 1970-72 годах. Это произведение стало одним из самых проникновенных полотен на тему Великой Отечественной войны и Победы. Художник запечатлел последние часы войны, действие разворачивается в здании Рейхстага. Мощными, экспрессивными мазками написаны фигуры двух солдат среди руин. Победа уже свершилась, но шальная пуля успела отнять жизнь одного из бойцов, и он только что умер на руках своего товарища. Лицо стоящего искажает крик, который становится апофеозом всех страшных военных событий. Это крик человека, который прошел до конца и смог выжить, и оплакивание товарища, чья смерть, освещенная залпами Победы, становится противоестественной и особенно трагической, он должен был жить, но погиб в последний час войны. Полотно Моисеенко посвящено отдельному человеку, простому солдату, но в нем выражена гамма чувств всего народа – боль потерь и радость окончания войны.

Художник Петр Кривоногов был одним из солдат, штурмовавших Рейхстаг. В 1948 на выставке было представлено монументальное полотно «Победа», принесшее создателю Государственную премию. На лестнице обращенного в руины Рейхстага ликуют опьяненные радостью Победы солдаты. Только что закончился бой. Многое напоминает о недавно грозившей этим людям смерти – мертвые тела все еще лежат на ступенях, клубится дым орудий, всюду осколки.

Лица солдат покрыты пороховой копотью, но самое страшное осталось позади. Разносится многократное «Ура!», взлетают вверх подкинутые пилотки, вскинуты вверх руки, сжимающие оружие. Решая композиционные задачи, художник противопоставляет ритм колонн мрачного здания разрушенного Рейхстага и радостный триумф человека, словно взлетающий к небесам.

Много произведений было создано в 1985 году, к 40-й годовщине Победы. Одно из них – «Парад Победы» художника Сергея Присекина. Это произведение, посвященное параду 24 июня 1945 года, становится конным портретом принимавшего парад Маршала Георгия Константиновича Жукова и командовавшего парадом Маршала Константина Константиновича Рокоссовского. Пасмурный день создает особую возвышенную атмосферу на Красной площади. В центре композиции величественный герой, спокойно восседающий на встающем на дыбы белоснежном коне Маршал Жуков в мундире, увешанном медалями и орденами. На брусчатке перед ним лежат знамена со свастикой – символ поверженного фашизма. На втором плане в профиль к зрителю написан сидящий на вороном коне Маршал Рокоссовский, сжимающий в руке саблю.

Сергей Присекин. «Парад Победы»

Реет красной диагональю советское знамя с помещенными в круг портретами вождей – Ленина и Сталина. За спинами маршалов художник поместил исторические символы России – храм Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, чьими преемниками становятся новые защитники Родины. Полотно пронизано героическим пафосом отваги и несокрушимости героев, победивших фашизм.

Радостью наполнено произведение «Возвращение с победой» Ахмеда Китаева, написанное в 1985 году. Солдат с орденами на груди вернулся домой. Он поднимает высоко над головой восторженного младшего ребенка, которого, скорее всего, оставлял совсем малышом, уходя на войну. Старший сын бросается к отцу, протягивая к нему руки. За фигурой солдата стоит женщина, в нарядном розовом платье. Она легким жестом руки машет кому-то за пределами холста, и в этом жесте словно стремится взлететь вверх, в синий простор чистого неба. Возвышенное ликование полотну придает композиция с низкой линией горизонта, который создает ощущение бескрайнего неба и полей за спинами героев. Война окончена, мирная жизнь возвращается в своё привычное русло!

Алина Свердлова-Александрова

Ахмед Китаев

Ахмет Китаев не терял времени на суету, на пробивание
званий и прочих атрибутов околотворческой жизни. Не был
ни «заслуженным», ни лауреатом. Он был просто художником.
Жаль, что его картины "развешаны" по гостиницам, частным
домам, а может и пылятся где в кладовках...

Ахмед Китаев Автопортрет.

Китаев Ахмед Ибадуллович 1925, Мордовия - 1996, Москва
Учился в Московской средней художественной школе (1940-1944/1945?),
МГХИ им. В.И. Сурикова (1945-1950). Работал в Москве.

Начал выставляться с 1950 г. Принимал участие во Всесоюзных художественных выставках в Москве
(1950, 1955), в выставке «Советская Россия» (Москва, 1960). В 1940-1950-х гг. Китаев А.И.
специализировался на жанровых картинах, начиная с 1960-х гг. - на портретах. Преподавал в
Московской средней художественной школе (1950-1952).

Портрет Руслана Нигматулина, выдающегося человека, видного деятеля российской науки,
академика РАН.

Судьба и жизнь

Вот, что о нем пишет Руслан Нигматулин

Трагична судьба его родителей, живших в Торбеевском районе нынешней Мордовии. Дед его
был просвещенный мулла, знал арабский, фарси, турецкий и английский языки, выписывал
литературу на этих языках. Кто из нынешних с множеством дипломов может встать вровень
с такими людьми, которых наш народ потерял в горниле перестроек страны? В 1930 г.,
когда Ахмету было пять лет, семья, происходящая из «вра- жеского» рода, ссылается в Сибирь.

Незаконченная картина А.И. Китаева «Бабушка и внук» -
живописный памятник татарским бабушкам

При воспоминании о родителях у него иногда наворачивались слезы. В начале войны мать
оказалась на Донбассе и была казнена немцами, а старший брат в это время воевал и
позднее погиб под Сталинградом.

В тылу врага. 1954 г. (Тверская областная картинная галерея)

Ахмет Китаев не был врагом советской власти и коммунистической партии. Он служил им, хотя
и никогда не был членом партии, апологетом режима и не заискивал перед начальниками.

Возвращение с Победой.

В.И. Ленин

Поражает история, как он пробился в художники из места ссылки. Десятилетним мальчиком из
мест поселения, куда была сослана его семья, пишет письмо аж самому Сталину. Пишет о
желании учиться рисовать и просит вождя помочь. Кто мог надеяться, что письмо сыграет
решающую роль в его жизни? Но судьба иногда благоволит великим. Ведь писал не просто
мечтатель, а мальчик, который среди сверстников показал выдающийся результат - был
награжден как победитель всесоюзного конкурса юных художников.

Китаев Ахмед Ибадуллович (Россия, 1925 - 1996) «На свидании»" 1950-е гг.

Теперь никто не узнает, как получилось, что жестокий режим, обрекший его родителей
выбиваться из нужды вдали от родных мест, круто повернулся к мальчику другой стороной.
Через несколько недель после отправления письма в поселение, где они жили, явился
военный, велел Ахмету собираться и посадил его на поезд. Мальчик был встречен в
Ленинграде, и его устроили в интернат для одаренных юных художников. Он успешно
закончил эту школу, затем последовала учеба в Суриковском институте, после окончания
которого стал профессиональным художником.

Ранняя работа А.И. Китаева - "Пушкин и Бенкендорф" (картина висит в холле гостиницы
"Центральная" на Тверской улице в г. Москве).

Китаев Ахмед Ибадуллович (Россия, 1925 - 1996) «Любовь моей юности (Моя невеста)» 1953

Китаев Ахмед Ибадуллович. «Мы идем в новую жизнь». 1950-е гг.

Портрет Сары Садыковой

Родное дитя на перифирию. 1954г. (Симферопольский художественный музей)




Top