Коммуникационная функция культуры. Адаптивная функция

Термин «культура» практически каждый день у нас на слуху. И у данного термина имеется множество определений. В самом общем смысле это совокупность предметов материальной и духовной деятельности человека. Понятие «культура» можно отнести к различным сферам человеческой деятельности, например культура политики, культура труда, культура общения и т.д.

В Древней Греции близким по значению слову культура был термин «пайдейя», которым обозначали внутреннюю организацию человека, иными словами «культуру души».

В исторических документах на латинском языке слово «культура» впервые встречается в работе Марка Порция Катона Старшего (234–148 гг. до н. э.) De Agri Cultura (около 160 г. до н. э.). В этом труде рассматриваются вопросы земледелия, также этот труд принять считать ранним памятником прозы, созданной на латыни.

В работе «De Agri Cultura» рассматриваются не только вопросы обработки земли, но также уход за сельскохозяйственными угодьями, полями, что предполагает не просто возделывание земли, но и особое, душевное отношение к ней. В частности, Катон даёт такой совет по покупке земельного угодья: «нужно не лениться и обойти приобретаемое угодье несколько раз; чем чаще осматривать землю, тем больше она будет вам «по душе». Вот это самое «по душе» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, иными словами, не будет культуры». В латинском языке слово «культура» имеет несколько значений:

  • образование, воспитание, развитие;
  • сельское хозяйство, земледелие;
  • обрабатывание, уход возделывание, разведение;
  • почитание, поклонение.

Адаптивная функция культуры

Культура представляет собой сложноустроенную, многоуровневую систему, поэтому у неё множество функций в жизни человека и социума.

Замечание 1

Нужно сразу отметить, что относительно точного числа функций культуры среди исследователей есть разногласия. Но между тем большинство культурологов и других исследователей культуры сходятся в том, что культура полифункциональна, что каждый её элемент способен выполнять разнообразные функции.

В этой статье речь пойдёт об адаптивной функции культура, одной из ключевых её функций, помогающей человеку адаптироваться к окружающей среде.

Из школьного курса биологии всем нам известно, что приспособление живых существ к внешней среде – главное условие их выживания в процессе эволюции. Их приспособление осуществляется посредством механизма естественного отбора, а также изменчивости и наследственности, которые обеспечивают выживание живым существам, более всех приспособленных к среде своего обитания, а также сохранение и передачу своем потомству необходимых для выживания признаков. Но в мире людей всё происходит совершенно по-другому. В отличие от животных, человек не приспосабливается, не находит баланс со средой своего обитания, он подстраивает внешнюю среду под себя, изменяя её под свои потребности, нужды.

Изменяя среду своего обитания, человек создаёт «вторую», искусственную природу, которая и называется культура. Иными словами, если человеческое существо не может, подобно животному, вести естественный образ жизни, оно, чтобы выжить, выстраивает вокруг себя искусственную срежу обитания, защищаясь от опасностей внешней среды, от природной стихии, от животных, и так далее.

Замечание 2

С течением времени, человек обретает независимость от природных условий: если другие природные организмы могут выживать только в конкретной для себя экологической нише, то человек может освоить, даже можно сказать, подчинить себе практически любые природные условия путем создания вокруг себя искусственного мира культуры.

Конечно, абсолютной независимости от природного мира человек не сможет достичь, просто потому что культура во многом зависит от природных условий. От природных и климатических условий зависит тип хозяйства, верования, обряды и традиции, даже жилища и пища людей. Так, культура народов, обитающих в горах, отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни. Например, жители юга в свою пищу добавляют множество специй и пряностей, для того чтобы предотвратить её быструю порчу в жарком климате.

Изучение истории развития человеческого общества говорит нам о том, что со временем человек делал свою искусственную среду обитания всё более комфортной и безопасной. Качество жизни человека, по крайней мере в цивилизованной части нашей планеты, постоянно улучшается. Однако, устранив проблемы, которые несёт в себе природный мир, человек вынужден решать новые проблемы, которые он создаёт себе сам.

Научившись лечить болезни прошлого, и вообще забыв про них, например, чуму и чёрную оспу, появились новые болезни, такие как свиной грипп, эбола, СПИД, от которых ещё не созданы лекарства. Ещё один яркий пример, это смертельные вирусы, способные истребить добрую половину человечества, созданные самим же человеком для военной агрессии в отношении стран-соседей. Всё это говорит, что человек должен защищаться не только от природного мира, но и от собственного, искусственно созданного мира культуры.

Адаптивная функция культуры имеет амбивалентный характер. С одной стороны, данная функция направлена на создание специфических средств защиты человека от окружающей среды. К таким средствам следует отнести все продукты культуры, обеспечивающие человеку выживание и комфортное существование в мире:

  • использование огня.
  • запасание продуктов питания, необходимых вещей.
  • создание развитого сельского хозяйства, медицины, и т.д.

К этому же списку относятся не только продукты материальной культуры, но также те специфические средства, которые люди вырабатывают для мирного сосуществования в обществе, удерживающие его от взаимного уничтожения и гибели, – законодательная система, органы государственной безопасности, моральные нормы и установки, обычаи, традиции, и т. д.

С другой стороны, в арсенале человека имеются специфические средства его защиты – это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как искусственно созданную, иными словами «вторую» природу, мы подчёркиваем ключевое свойство культуры и человеческой деятельности – способность к «удвоению мира», иначе говоря к выделению в нём бытовой и духовной ойкумены.

Связывая культуру с духовной ойкуменой, с миром идеальных образов, мы получаем главное свойство культуры – быть системой взглядов на мир, определённым мировосприятием. Культура как система взглядов даёт человеческому существу возможность видеть внешнюю действительность не как простой поток информации, а как информацию, упорядоченную определённым образом. Каждое явление или же предмет внешней действительности воспринимается человеком через его картину мира. Человек находит своё место в мире, также руководствуясь своей системой взглядов и ценностей.

УДК 81’1+81’23 + 130.2(045)

ЯРЦЕВА Ксения Викторовна, аспирант, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ПОНЯТИЕ «КАРТИНА МИРА». АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАРТИНЫ МИРА

Статья посвящена рассмотрению термина картина мира, получившего широкое распространение в исследованиях последних лет и в различных отраслях знания трактующегося немного по-разному в силу того, что данное понятие является умозрительным построением. С точки зрения когнитивной науки и биологического подхода, в частности, основная функция картины мира - психологическая защита индивида или этноса при его адаптации к условиям окружающей среды.

Картина мира, ментальные репрезентации, адаптация, познание, психологическая защита, ценностные доминанты

Термин картина мира в последние годы получил широкое распространение в различных отраслях знания, однако вплоть до настоящего времени отсутствует его общепринятое определение, и исследователи часто толкуют его по-разному. Все интуитивно понимают суть этой научной метафоры, но сущность выражаемого ею явления все равно остается предметом многочисленных размышлений. Исследователи отмечают, что определение картины мира и не может претендовать на абсолютную однозначность, «поскольку это не объективно существующая реалия, а умозрительное построение, используемое его создателями для решения каких-либо теоретических или практических задач»1.

Впервые термин картина мира (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов»2) начал использоваться в трудах по физике на рубеже Х1Х-ХХ столетий, что представляется закономерным, т.к. имен-

но открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззрений.

А. Эйнштейн предлагает уже более широкую интерпретацию данного понятия: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. < . > На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном голово-кружительном круговороте собственной жизни»3. В этом определении прослеживается идея автора об относительности любого знания о мире. Это относительное знание, опосредованное человеческой природой или (если использовать терминологию У Матураны и Ф. Варелы) струк-

турой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром, позволяющее ему успешно существовать, адаптироваться к условиям этого мира, и есть концептуальная картина мира. В контексте вышесказанного уместно упомянуть мысль У Матураны и Ф. Варелы о том, что мир человека есть «с необходимостью» мир, который он создает сам вместе с другими4. Таким образом, концептуальная картина мира - это образ или глобальная репрезентация мира, творимого человеком в процессе его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми и являющегося для него реальным.

Рассматривая картину мира в культурологическом аспекте, исследователи определяют ее как все знания о мире, представленные в виде некоего образа мира, которые существуют в сознании индивида, принадлежащего определенной национальной культуре; как ментальную репрезентацию культуры. Поэтому она характеризуется теми же свойствами, что и культура: целостностью, историчностью, многоаспектностью, комплексностью, способностью к овнешнению, полиинтерпретируемостью и т.д.

С точки зрения психологии, картина (или образ) мира - это «отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями, соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии»5. Картина мира человека, включающая его самого, его действия и состояния -это «сознание в своей непосредственности»6. Таким образом, психология рассматривает картину мира как продукт высшей нервной деятельности.

С точки зрения биологического подхода, картину мира можно определить как всю совокупность концептов или сложных репрезентаций, присутствующих в сознании индивида и отражающих обобщенный опыт непосредственного и опосредованного (в процессе воспитания и образования) взаимодействия со

средой. Эта концептуальная система сама по себе является объектом взаимодействия.

В контексте этнопсихологии картина мира -«некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса»7. Национальная картина мира - результат коллективного опыта нации. Она находит выражение в философии, литературе, мифологии народа, в поступках людей, являясь своего рода базой для объяснения этих поступков.

В.П. Завальников предлагает термин этническая картина мира, являющаяся, с точки зрения автора, «особым структурированным представлением о мироздании, характерным для того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой - воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре конкретного народа»8. В национальной (этнической) картине мира (как и в любой другой) всегда присутствуют ценностные установки, отношение народа к различным фактам действительности. Любая картина мира - это результат познавательной деятельности людей, а познание неотделимо от оценки.

Национальная картина мира осознается членами этноса главным образом при взаимодействии с носителями чуждой им картины мира. При этом собственная картина мира всегда представляется упорядоченной и стройной, воспринимается представителями этноса как единственно верная, т.к. она оправдала себя при адаптации данной этнической группы в ее предыдущих взаимодействиях.

Основная функция картины мира, как полагают исследователи, - это психологическая защита этноса. Как защитный механизм картина мира помогает определять источники зла и добра (те объекты или субъекты, взаимодействия с которыми угрожают или способствуют поддержанию жизни индивида или социума) и формирует «мы-образ», который противопоставляется «образу врага» (источнику зла).

Наличие национальных картин мира не препятствует логическому взаимопониманию представителей разных народов в силу того,

что типы мышления, способы связи понятий и логические законы мышления одинаковы у всего человечества. Различия в видении мира появляются вовсе не из-за разницы в мышлении, а благодаря многообразию условий, в которых протекают мыслительные процессы.

Человеческое мышление меняется на всем протяжении развития человеческого общества от преимущественно образного, правополушарного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логиковербальному), левополушарному.

Определенный когнитивный тип мышления формирует определенную картину мира, со своим набором жизненных ценностей. Так, современная, так называемая «западная», научно-техническая культура, ориентированная на анализ и синтез, рациональное осмысление окружающего, на построение четких причинно-следственных связей между фактами и явлениями физического мира, сформировалась благодаря превалированию логического мышления над образным. Современный человек ведет себя как хозяин планеты, эксплуатируя ее ресурсы, преобразуя ее облик. В то время как особенности аграрной культуры, характерной для древних цивилизаций и некоторых цивилизаций современного Востока, объясняются возможностями стратегии обработки когнитивной информации, присущей преимущественно образному мышлению. Представители этой культуры благоговеют перед величием и тайнами Вселенной; им присущи созерцательность, а также целостное восприятие мира и себя в нем. Они не нуждаются в научных объяснениях, но ценят внутреннее, интуитивное знание.

Интересен тот факт, что представители культур, удаленных друг от друга как хронологически, так и географически, на определенном этапе развития могут иметь схожие картины мира. Так, любая цивилизация в начале своего исторического пути проходит стадию мифического мышления, причем многие сюжеты и образы разных культур часто перекликаются.

Объяснение такому положению дел ученые ищут в бессознательном. В связи с данной проблемой следует вспомнить архетипы Карла Юнга, которые он определял как тенденции к образованию мифологических образов или мотивов в подсознании людей, этнических групп и всего человечества в целом. Определенный набор архетипов служит для обеспечения жизнеспособности конкретной культуры, поэтому потеря архетипических истоков приводит к гибели цивилизации.

Концептуальная картина мира находит выражение в различных формах, с помощью разнообразных средств, но язык, бесспорно, является самым эффективным проводником в сознание человека. Он помогает понять, как индивид или социум воспринимает, классифицирует и интерпретирует явления и объекты окружающего мира.

Язык - это не столько инструмент передачи сообщения, сколько организующее начало. Языковая картина мира, или все знания о мире, закрепленные в единицах языка разного уровня, не создает какой-то индивидуальный образ мира, не соответствующий действительности, а просто специфически окрашивает воспринимаемый носителями языка окружающий мир. В языке закрепляется общечеловеческий и национальный общественно-исторический опыт.

Являясь своего рода пространством значений (термин А.Н. Леонтьева), языковая картина мира представляет весь опыт взаимодействий индивида или общности людей с элементами среды в связи с их ценностью при адаптации к условиям этой среды.

Среда, в которой существует языковое сообщество, находит отражение в его языке. Так, у народов Крайнего Севера существует порядка двадцати лексем для выражения идеи снега. Мокрый снег, рыхлый снег, падающий снег и т.д. обозначаются разными словами. Причина такого обилия наименований снега в данном случае очевидна: снег является одним из основных (часто неблагоприятных) факторов среды обитания представителей северных на-

родностей, поэтому различение состояния и свойств снега помогает им эффективно адаптироваться к условиям их существования.

Изучая языковую картину мира, исследователи указывают на ее наивный характер в силу того факта, что в единицах языка часто сохраняются представления, ценностные установки наших предков, которые значительно отличаются от современных. Эти значения и ценностные установки формировались в определенных физических, психических и

социальных условиях и эффективно ориентировали человека при адаптации к этим конкретным условиям, определяя его поведение. Но внешняя среда постоянно изменяется, появляются новые факторы, определяющие формирование новых представлений, а прежние ориентации постепенно уходят на периферию картины мира, но не исчезают совсем. Они могут опять стать ценностными доминантами при соответствующей ситуации, повторяющей условия их формирования.

Примечания

1 Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. С. 41.

2 Герц Г Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Анология вступлений к классическому естествознанию. М., 1973. С. 208.

3 Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 8. М., 1968. С. 124.

4 Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 2001. С. 216.

5 Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993.

6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 96.

7 Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. С. 52.

8 Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. Омск, 2000. С. 4.

THE NOTION OF THE WORLD IMAGE.

ADAPTIVE FUNCTION OF THE WORLD IMAGE

The article is devoted to considering the term world image that has been widely used in different spheres of recent research. Within different branches of science it is interpreted in a slightly different way due to the fact that the given notion is purely speculative. In the context of cognitive science and biological approach in particular the main function of the world image is psychological protection of a person or a nation in the process of their adaptation to the surroundings.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - ШабановаМ.В, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Здраствуйте,вот написал вам более подробный ответ, сначало определение, а после пример.Это для того, чтобы знать о чем идет речь. Я думаю такая информаци для вас лишним не будет =)

Адаптивная функция культуры -такая форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Например: Культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

Историческая преемственность - обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций. Например: 1)Яркий пример преемственности можно видеть в принятии христианства на Руси, 2)Преемственность так же прослеживается в памятниках права 3)На современном этапе самым ярким примером преемственности является возрождение Государственной Думы, как законодательного органа.

Ценностная(аксиологическая) функция - отражает важнейшее качественное состояние культуры. Например :в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

Нормативная (регулятивная) функция - культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Например: 1)Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии 2) Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия. 3)В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке.

Коммуникативная функция культуры - включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п Например: примером служат так называемые федеральные люди. Культуры разных народов, как и люди --представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи.

Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная функция.

Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.

С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернетасплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Адаптивная функция культуры.

Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.

Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.

Функция социализации.

Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Социализация начинается в детстве. Огромную роль здесь играет и семья, пример родителей, сверстников, учителей и др. В дальнейшей жизни важную роль играют: школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение имеет и самовоспитание.

Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная и компенсаторная функции культуры): праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Кроме названных, в литературе отмечаются и другие функции культуры более частного характера: обеспечение целостности общественной системы, обеспечения перехода от одной общественной системы к другой, разрешение противоречий между обществом и природой, гармонизация отношений между ними, преемственность поколений, функция самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности и др.




Top