Конецкий однажды ко мне на вахту проблема. Смешной случай из жизни

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с ра­достью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.(16)И пускай ругают наших русских художников за ста­ромодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерастор­жимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины...

(По В. Конецкому)

30. По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные про­бле­мы:

1) про­бле­ма на­зна­че­ния ис­кус­ства (какое произ ве­де­ние можно счи­тать про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства?);

2) про­бле­ма ощу­ще­ния ро­ди­ны (с чем свя­за­но ощу­ще­ние ро­ди­ны у рус­ско­го че­ло­ве­ка?).

По­зи­ция ав­то­ра:

1) на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства «будит и осве­ща­ет в со­пле­мен­ни­ке чув­ство ро­ди­ны»;

2) ощу­ще­ние ро­ди­ны у рус­ско­го че­ло­ве­ка - это ощу­ще­ние сча­стья.

30.Сочинение по тексту В. Конецкого:

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
Автор вспоминает, что происходило в его душе с приходом весны, с прилетом грачей и скворцов. Это чувство связано с «глубоким ощущением родины, России». Близкие сердцу картины родной земли согревают человеческое сердце, делают его счастливым. Каждый из нас не раз переживал все это.
В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы. Но они и есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в человеке чувство патриотизма. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.
Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет запала Россия. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина - как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Это - корни, это - традиции, культура, это - все то, что делает человека сильнее, когда ощущается эта мощь. Все в этом мире имеет свои истоки.
Итак, ощущение Родины - важнейшее чувство для каждого человека.

Текст:

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
  (5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
  (10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
  (16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
  (20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
  (21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

Сочинение:
Для чего рождено настоящее искусство? Способно ли искусство пробуждать в человеке любовь к Родине? На поставленные вопросы отвечает В.Конецкий, автор предложенного для анализа текста.
Писатель выносит на обсуждение читателей яркую проблему назначения искусства. В.Конецкий вспоминает скворцов, которые осенней ночью случайно залетели к нему на теплоход, и пробудили в душе автора воспоминания о Родине и русской пейзажной живописи. По мнению писателя, за именами русских художников скрывается не только «венная в искусстве радость жизни», но и «русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной».
Авторская позиция, чётко выраженная в тексте, такова: у искусства есть одна простая функция – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». Такие художники, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев, бесподобно передали кусочек Родины в своих картинах.
Я полностью согласна с мнением В.Конецкого, потому что искусство действительно можно считать искусством лишь тогда, когда оно вызывает в человеке чувство мимолётного счастья, радости от того, что Россия является нашей Родиной.
Знаю по собственному опыту, что небольшой этюд с изображением русского леса, поляны или реки может вызвать чувство радости и счастья на долгое время. Так, картина И.Шишкина «Вечерняя заря» несет в себе покой и тихую любовь живописца к настоящему величавому лесу.
В русской литературе есть произведения подтверждающие вопрос о назначении искусства. Например, в рассказе Б.Екимова «Музыка старого дома» описана красота и прелесть русской природы, переданные в таких полотнах великих художников, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина и «Девятый вал» Айвазовского. Автор благодарит художников, которые смогли показать ему величие и изящество нашей Родины.
Таким образом, можно сделать вывод, что истинным предназначением русского искусства является пробуждение в человеке мимолётного чувства счастья, глубокого ощущения Родины, России.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную,
прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к
Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом
туманном мире возникли усталые созвездия...
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу
стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах
заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы,
тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые
комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от
ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные
птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг…
(11)Конечно, мне сразу вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит
снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает
вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская
весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это
возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от
пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России…
(16)И пускай ругают наших русских художников-реалистов за
старомодность и простоту сюжетов. (17)3а именами Саврасова,
Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в
искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со
всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская
песня, так проста наша живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет
общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость
сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего
анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не
следует забывать об одной простой функции национального искусства
- будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не
проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда
искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть
мимолетного, но счастья. (24)А мы устроены так, что удивительное,
самое пронзительное ощущение счастья возникает в нас тогда, когда
мы ощущаем любовь к России, гордость за Отечество. (25)Я не знаю,
честно говоря, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь
между эстетическим ощущением и ощущением родины...

Скворцы пробудили в душе автора текста, писателя и публициста В.
Конецкого, воспоминания о Родине, о русском искусстве и множество
других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова и
образы. Автор использует приём ___ (деревья проснулись), да и
необычная характеристика звёзд ___(усталые звёзды) – тоже родился на
основе этого приёма.
Размышления Конецкого рождены воспоминаниями, и он даже
использует __ («вообще вспомнилось», «Вспомнился Саврасов» в пр.
11, 12). Слова звучат как доверительный рассказ, в тексте использован
приём___ (см. пр. 2, 3) и конструкции с ___ (пр. 4, 10, 15). Кажется,
автору бы очень хотелось, чтобы и мы, читатели, тоже вспомнили о
любимых русских художниках, композиторах, писателях, о том, что нам
особенно дорого в русской культуре, что действительно согревает нам
душу и дарует высокое эстетическое наслаждение. Сам Конецкий,
вспоминая о самых дорогих его сердцу живописцах, использует такое
синтаксическое средство, как ___ (пр. 17, 18). А предложение 22 звучит
как ___. Нельзя не обратить внимание на ___(пр. 19) и на ___
«пронзительное счастье»(пр.24), которые во многом отражают
авторское мировосприятие, его видение русского искусства, его чувство
Родины.
Список терминов (в данной рецензии один термин использован дважды)
1) лексический повтор 2) парцелляция
3) олицетворение 4) эпитет
5) разговорная лексика 6) сравнительная конструкция
7) ряды однородных членов 8) многоточие 9) побудительные конструкции 10) афоризм
11) синонимы 12) оценочная лексика
13) литота 14) фразелогизм
15) метонимия 16) канцеляризмы

Views: 21691

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

(По В. Конецкому)

Истинное искусство. В чём его предназначение? Именно эту проблему поднимает В. Конецкий в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, писатель говорит о том, что картины отечественных художников отображают русскую радость. Вспоминая картины Саврасова, он с тихим восхищением думает о красоте русской весны. И это делает автора счастливым – недаром он говорит, что любовь к Родине порождает большое счастье.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Конецкий подводит читателя к выводу о том, что истинное искусство должно пробуждать в человеке прекрасные чувства, должно развивать его духовный мир и, прежде всего, любовь к Отечеству.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. В произведении К.Г. Паустовского «Акварельные краски» главным героем является художник Берг. Когда при нём произносили слово «родина», он усмехался, потому что не понимал значения этого слова. У него не было чувства родной земли. И, хотя он был художником, нельзя сказать, что он хорошо понимал искусство, поскольку пейзажи, занимающие большое место в области искусства, никогда ему не удавались. Но затем, когда Берг приехал в муромские леса, он наконец осознал всю красоту родной земли. И ему захотелось написать картину, которая хоть немного отображала бы прелесть природы. Это был его первый пейзаж. Берг, сблизившись с природой, сблизился и с искусством, и именно благодаря этому у него наконец появилось чувство родной земли.

Приведу ещё один пример, который показывает: функция искусства состоит в том, чтобы пробуждать у человека чувство любви к Родине. Известный русский писатель В.А. Солоухин говорил, что люди не рождаются с чувством родной земли: оно воспитывается в них всей предыдущей культурой и искусством, что это чувство закладывали в нас Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие. Следовательно, цель искусства заключается в развитии любви к Отечеству у человека.

В заключение ещё раз подчеркну: предназначение искусства состоит в том, что оно должно пробуждать в человеке прекрасные и высокие чувства, и одним из главных таких чувств является любовь к Родине.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами - Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев - скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейших анализов психики отдельного человека и сложнейших анализов жизни общества, - в наш век тем более не следует забывать художникам об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.

Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.

Итак, мы спешили на северо-восток, домой, к причалу Мурманска. И вдруг прилетели скворцы, забились в разные укромные места передохнуть. И так как мы уже соскучились по дому, то и подумалось о России и тихом пьянице Саврасове. И потом, когда увидишь над морем маленькую сухопутную птичку, то как-то раскисаешь душой. Ведь с детства читал о маяках, на свет которых летят и разбиваются птицы. И помнишь картинки в учебнике. Правда, знаешь уже и то, что перелет через океан - это экзамен на право называться птицей. И тот, кто не сдаст экзамен, погибнет и не даст слабого потомства. И знаешь, что ничего особенного в длительных перелетах для птиц, вообще-то говоря, нет. За обыкновенный летний день стриж налетывает тысячу километров, чтобы накормить семейство. Тренировка. Уже известно, что птицы ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. В полете они пересекают их под разными углами, а ток, индуктируемый в проводнике при движении проводника в магнитном поле, зависит от угла. И птички могут чем-то замерять силы тока, а по ним угол движения относительно магнитных полюсов Земли.

Есть птицы, которые вечно живут при свете солнца, то есть никогда не живут в ночи. Они летят по планете с таким расчетом, что солнце всегда светит им. Всегда они живут среди дня, света и радости. И они погибают, если ночь хотя бы раз догонит их.

О многом уже узнал, но, когда видишь птичку, борющуюся с ветром, кувыркающуюся над волнами, так и защемит сердце от нежности к ней.

Морские птицы - другое дело. Они вызывают восхищение и зависть своим совершенством. Очень редко увидишь в океане, чтобы чайка махала крылами. Это на речках и вблизи берегов они машут сколько душе угодно, как какие-нибудь площадные голуби. А в океане можешь смотреть на чайку десятки минут, и она все будет нестись над волнами перед носом судна - по шестнадцати миль в час - и не трепыхнет крылом. Ее полет - вечное падение, вечное планирование.

Когда штормит, чайки несутся в ложбинах между валов. Там, в водяных ущельях, между водяными горами и холмами, они укрываются от ветра.

Появился старпом Володя Самодергин, деликатно, незаметно проверил, все ли у меня на вахте нормально, пощупал море радаром, сказал, конечно, то самое, о чем я только что думал:

Птичек жалко, правда, Викторыч?

А ты знаешь, что древние норманны возили с собой по морям вместо компаса ворон? - спросил я, дабы похвастаться эрудицией. Но похвастаться не пришлось.

Знаю, - сказал Володя. - Они птиц выпускали, чтобы направление на сушу, на ближний берег определить. Так даже Ной делал. Только у него голубь был, да?.. На концерт пойдем?

В последние сутки рейса стараниями помполита и многих активистов создавалась концертная самодеятельная программа. И всегда это было интересно, талантливо и смешно, хотя и немного наивно.

Мы в четыре руки подготовили вахту к сдаче. Он снимал координаты, показания приборов - я записывал в журнал. Я звонил в машину и давал сводку за вахту, а он еще и еще щупал ненастное море радаром. Мы хорошо научились с ним работать в четыре руки. И он неоднократно ловил меня на ошибках, а я за все совместные плавания не смог ни разу поймать его ни на чем. У него было удивительное, птичье чутье, интуиция. Он включал радар именно тогда, когда на экране появлялась отметка. В спокойном дрейфе он приказывал готовить машины за десять минут до того, как айсберг подваливал нам под корму. Причем такой айсберг, который был в воде почти весь, которого не брал радар и которого не было видно в тумане.

Его смешная фамилия происходит от деда-крестьянина, который всю жизнь дергал сам себя за бороду.

Мы сдали вахту, поужинали и спустились в музыкальный салон. Полированное дерево стен салона благородно отблескивало люстрами дневного света. Инкрустации древних каравелл мерцали в древесных стенах. Каравеллы плыли и плыли, раздув пузатые паруса.

Салон был битком набит. Наши места пустовали, ожидая нас в центре. Наконец прибыл наш капитан, капитаны траулеров, экипажи которых мы везли от берегов Америки, и их помполиты.

И начался вечер перед расставанием. Через сутки мы станем к Пассажирскому причалу Мурманского порта. Рыбаки сойдут по трапу. И, быть может, мы никогда больше не встретимся. А может, и встретимся, но никто этого не знает.




Top