Константин алексеевич васильев the starry sky. Обо всяком

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Классный час «Мир детям мира» учитель начальных классов: Миллер Мая Анатольевна МКОУ «Центр образования Люторический»

МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. 2 . МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны. Значение слова:

Мир строит, война разрушает. Мир на планете – счастливы дети. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Худой мир лучше любой ссоры.

БЕЛЫЙ цвет - мир, чистота совести, СИНИЙ цвет – небо, верность и правда, КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.

Поделка из бумаги «Голубь Мира»

Мир во всем мире – мечта моя, Пусть люди живут, как одна семья. Пусть больше не будет войн и орудий, Пусть двери откроют в домах повсюду. Любовь и доверье – это по мне, И мир бесконечный – всей Земле!

Фото с урока

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

во 2 классе

«Мир детям мира»

Учитель начальных классов

Миллер Мая Анатольевна

2015-2014 уч.год

Цель: проведение мероприятия, пропагандирующего мир.
Задачи:
- познакомить с новой праздничной датой, с трагическими событиями из истории;
- развивать лучшие качества человечества: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
- формировать чувство личной ответственности и сопричастности к сохранению мира.
Предварительная работа: двум учащимся даётся задание выучить стихотворение .
Оборудование: бумага, ножницы, клей-карандаш, шаблоны голубей, тесьма, разрезанные пословицы.


Беседа о значении слова «мир»

Слайд 1

Здравствуй, осень золотая!
Здравствуй, школа! На урок
Нас зовёт, не умолкая,
Переливчатый звонок.

Слайд 2

Вот и пролетело лето. Все вы снова сели за школьные парты. И продолжите путешествие в страну знаний.

Слайд 3

Что перед вами? Кто разгадает этот ребус? О чём будем говорить на классном часе?
- Верно. Сегодня наш классный час посвящается миру на нашей планете.
- Как вы понимаете слово мир? Что же мы подразумеваем под этим ёмким, коротким и таким важным словом? (ребята высказываются).
Вот так о мире написала в стихотворении девочка. (Дина Михайлова)

Я рисую слово МИР
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот -
Пароход по ней плывёт.
Вот дома - до неба прямо!
Вот цветы, а это - мама,
Рядом с ней сестра моя...
Слово "мир" рисую я.
- Что такое мир?

Слайд 4
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой; соглашение о прекращении войны.


Работа в группах с пословицами о мире.
Я сейчас хочу предложить вам пословицы о мире. Но они перепутались, давайте попробуем их восстановить. (в каждой группе пословица представлена отдельными словами)
Мир строит, война разрушает.

Худой мир лучше доброй ссоры.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Слайд 5
- МИР как многогранно это слово.
Мир - это слово означает, нет войны!
Мир – это покой и процветание!
Мир - это целая Вселенная и наша хрупкая планета Земля!
Мир - это внутренний и духовный мир человека!


Сообщение о Международном празднике – Дне Мира.


- Для большинства людей планеты Земля мир - это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться.
- Однако, для слишком многих людей в современном мире этот дар - не более чем сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха. Для них-то в основном и существует этот день.
- Генеральная Ассамблея ООН 1982 году провозгласила в своей резолюции Международный день мира (International Day of Peace) как день всеобщего отказа от насилия и прекращения огня. С тех пор праздник каждый год отмечается 21 сентября. Данный праздник призван заставить человечество не только задуматься о мире, но и сделать что-то ради него.
- ООН предложила всем странам и народам прекращать в этот День военные действия, или же отмечать этот День проведением образовательных и общественных информационных акций по проблемам мира.
- Дорогие ребята! За год, что вы проучились в школе, мы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.

Знакомство с трагическими историческими фактами.


- Назовите противоположное слово к слову "мир". (война)
Войны преследуют человечество на протяжении всей истории.
- По подсчётам швейцарского учёного Жан-Жака Бебеля последние 5,5 тыс. лет на нашей планете царил мир всего 292 года. На земле отгремело почти 15 тысяч войн, причём более половины из них в Европе. Сейчас человечество переживает тревожное время.

Слайд 6,7
1-й чтец:
Снег на камине, снег на рябине,
Снег появился в висках матерей.
Кто не дождался своих сыновей
Из школы в Беслане. И дочерей…
Кто их утешит? Кто им поможет?
Кто повелел их детей уничтожить?
Кто им приглушит великую боль?
Нет, не найти им, пожалуй, покой.
Вы их растили и воспитали,
Радости, счастья им в жизни желали.
2-ой чтец:

Но оборвалась их юная жизнь…
И не пришлось им на свете пожить.
Те, кто вернулся, и цел и калеки,
Они о терроре будут помнить вовеки.
И детям расскажут о горе в Беслане,
О том, что случилось тогда в стране…
Милым ребятам я стих посвящаю
И низкий поклон матерям посылаю.
Крепитесь, мужайтесь, в одном вы строю.
А мы не забудем про этот террор,
О тех, кто погибли в Беслане,
О тех, кто погибли в бою.
- 1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой страшной даты?! Она вошла в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чём не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Вечная память погибшим в Беслане! Пусть наступит минута молчания. (Минута молчания)
- Как вы знаете у каждого государства есть свои символы. Назовите их. Верно. А кто из вас назовёт значение нашего триколора?

Слайд 8

Верно, эти цвета символизируют мир, верность и жизнь.

Практическая работа. Изготовление голубя


-А что является символом мира?
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь-
Воркует и клюет. (Голубь)

Слайд 9
- Я приготовила для вас вот таких голубков к которым вам нужно прикрепить ленточки и цветы. А затем напишите на них
свои пожелания всем людям мира в этот замечательный день. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн. Давайте сделаем так, чтобы наши послания услышали на всех континентах, во всех уголках земного шара.

Слайды 10,11,12,13

Рефлексия

Слайд 14

А теперь возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и прочитаем стихотворение, которое вы видите на экране.

Мир во всём мире – мечта моя,

Пусть люди живут как одна семья,

Пусть больше не будет войн и орудий

Пасть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверие – это по мне, и мир бесконечный – всей Земле!

Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева

Нашествие. Эскиз

Прощание славянки

Парад сорок первого

Унтер-ден-Линден в огне

Маршал Жуков

Северный Орёл

У чужого окна

Русский витязь

Илья Муромец и голь кабацкая

Нечаянная встреча

Валькирия над сраженным воином

Рождение Дуная

Илья Муромец – борец с христианской чумой

Свентовит


ЦИКЛ КАРТИН К.ВАСИЛЬЕВА


Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда
бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого.
Мысль, которой предстоит жить, не умирает вместе с носителями своими,
даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. Художник будет
жить, пока живы его картины, пока люди будут с замиранием сердца
рассматривать его творения.
Это сказано о художнике Константине Васильеве.


ВИТЯЗЬ
Согласно рейтингу Профессионального союза художников от 2000 г.
в номинации "Живописцы и графики" Константин Васильев занял
первое место в категории 1В (художник-профессионал высокого класса,
пользующийся безусловным спросом и популярностью). Позади него
оказались такие признанные мастера, как Илья Глазунов,
Эрнст Неизвестный, и Зураб Церетели...


Валькирия над сражённым воином


Один верховный бог асов

Художник отошел от формальной живописи и начал осмысливать пути
традиционного реализма. В поисках основы для творчества он
обратился к фольклору: песням, былинам, сагам, древним сказаниям.
Так рождался цикл картин «Русь былинная». Он создал завершенные
по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно
точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием
лучшие черты героя. Тема героя, красота его подвига становились
ведущими в творчестве К.Васильева.

Дар Святогора

<
Дар Святогора

Русский воин

Вольга


Вольга и Микула


Огненный меч


Заклинание огня


Поединок Пересвета с Челубеем


Свентовит


Князь Игорь

Плач Ярославны


Горят пожары

А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта
Л.А.Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта,
огромного трудолюбия и понимания своего места на земле...
Приходится только сожалеть о трагической судьбе художника и
радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося
художника, как свой вклад в культуру человечества». Много
положительных откликов о творчестве К.Васильева опубликовано
на страницах центральных газет и журналов.

Алеша Попович и красна девица

Настасья Микулична


Авдотья рязаночка

Большое внимание художник уделял изображению природы.
Природа на его полотнах кажется одушевленной,
превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник
больше всего ценил красоту и силу. Темы личности и природы
органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в
другую.

ОСЕНЬ


Евпраксия


Старец


Садко


Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту


Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту

«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе,
изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным
мастерством он умел все это выразить! Я совершенно очарован
творчеством этого большого истинного художника"» - так написал
в книге отзывов известный художник Н.А.Бенуа. «Васильев -
безвременно погибший молодой художник, душа которого
тосковала по древним кормчим и истокам славянства пишет
народный художник СССР И.С.Глазунов.- Его обращение к мифам
и поиск точных реалистических форм вызывает мое уважение».


Жница

Свияжск


Северная легенда

Гуси-лебеди

Русалка

Над Волгой

Картины Константина Васильева это откуда-то из детства...чуточку
ностальгия...и... не надо другого.
Здесь два варианта его картины "У колодца", сам художник писал
стихи к своим картинам, в данном случае именно к той, где из
замёрзшего окошка наблюдают внимательно и как-то недобро,
оттого и красавица не улыбается, а так бы хотелось,чтобы она
улыбнулась.Мне хочется, чтобы картина была чуточку более радостной.
(авторский вариант дан ниже - стихи Константина Васильева)

На ветру румянец ярче.
Поцелуй украдкой жарче.
Расплескалась под ноги вода.
До неё всего шажочек,
А ему б один глоточек
Той воды из полного ведра.


Нечаянная встреча

Исконно русская картина:
Она - божественна! А он -
Известный ухарством детина
В нее прекрасную влюблен.

Обнять, обжечь сухие губы,
Освободить и дух, и плоть.
В одну лишь ночь, хотя б в одну бы,
Всю жизнь свою перемолоть.

И умереть по воле рока,
Испив любовного вина!…
Когда б не бдительное око
В морозном кружеве окна…(с) К.Васильев


Великан

Тянет с окон холодом, ознобом подбирается.
По двору позёмкою мороз не наиграется.
Тоненькая свечечка, как искорка от пламени,
Замерло сердечко так как будто стало каменным.
Плакали-то обе, только свечечка растаяла,
Но сердечко девичье надеяться заставила.
А позёмка по полю наигравшись стелется...
У окошка до ночи ждёт кого-то девица...

Ожидание,ожидание...
Чудо русое у плеча.
Неизведанное желание.
Оплывающая свеча.

И не грезится,
И не чудится,
А природой заведено:
Невидимкою стужа трудится,
Разрисовывает окно.


А в оттепленную проталину-
Поднебесная бирюза:
Две распахнутые печалины,
Ожидающие глаза.

Скоро, скоро ли час свидания?
Дума девичья горяча.
Ожидание, ожидание...
Оплывающая свеча. (с) К. Васильев


Северный орел

Последняя работа К.Васильева - «Человек с филином». В этой
картине художник достиг глубоких обобщений, здесь удивительное
сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета.
На персональных выставках Константина Алексеевича Васильева
была представлена лишь небольшая часть созданного им. Но и этого
оказалось достаточно, чтобы зритель принял и полюбил художника.

ЧЕЛОВЕК С ФИЛИНОМ


Маршал Жуков

К. Васильев прожил недолгую жизнь. Он погиб в 1976 г.в возрасте 34 года.
Однако его жизненный путь измеряется не прожитыми годами, а
оставшимися после него работами: 400 живописных полотен и
графических листов - итог его вдохновенного труда.

Творчество в высшей степени одаренного художника, рано ушедшего из жизни при невыясненных обстоятельствах, вызывает ожесточенные споры. Искусствоведы отмахиваются от его работ, а публика, которая посещает его музей в Москве в Лианозовском парке, совсем другого мнения: картины Константина Васильева околдовывают и обвораживают, погружая в совсем иные миры.

Творчество К. Васильева

В наследии художника, который работал всего пятнадцать лет, сохранилось более четырехсот произведений. Можно выделить основные направления, которые затрагивают душу:

  • Картины Константина Васильева об Отечественной войне.
  • Темы русских былин, песен, сказок.
  • Скандинавский эпос.
  • Пейзаж.
  • Портрет.

Картины Константина Васильева настолько необычны и удивительны, что их невозможно перепутать с произведениями других художников.

Вечная тема - война

Люди не перестают воевать, у них остается только мечта о мире. Герои полотен К. Васильева выходят на бой, чтобы защитить родной очаг, своих близких. При этом неважно, в какое время это происходит, кто пришел на русскую землю. Для захватчика вставший на защиту дорогой сердцу земли народ оставит место только для его могилы. У воина, обнажившего меч или взявшего автомат или винтовку, нет страха смерти, какими бы жуткими ни казались враги. Пафос русского героического народа отражают картины Константина Васильева с названиями: «Прощание славянки», «Парад сорок первого», «Унтер-ден-Линден в огне», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Илья Муромец освобождает узников», «Бой со змеем». Особняком стоит «Нашествие».

В нем под свинцовым небом шествуют маршем колонны, которым нет конца, уже по разоренной русской земле. В разрушенном ими храме на руинах алтаря встали строем святители земли русской. Они вместе с солдатами, которые отдадут за Родину всю кровь до последней капли, помогут освободить Отечество в эту тяжкую годину для каждого русского, когда вражьи силы стремятся не только физически уничтожить народ, но сломить его дух, искоренить культуру. Наш воин спокоен в смертельном бою, хотя смерть кружится над ним, но любимая верит в него, и эта вера спасала от смерти, от свистящей пули.

«Парад сорок первого»

Вся сила духа русского народа отражена в этом полотне. В сорока км от Москвы идут тяжелейшие бои за каждый кусочек земли, за каждую высоту. Им на помощь прямо с парада на поле боя пойдут другие русские патриоты, которые зачастую не умеют даже стрелять и никого в жизни не убивали, даже котенка или щенка. А теперь настало время, когда надо сразиться с черной ордой. Художник взял ракурс сверху не случайно. Крупным планом стоят люди, защитившие Родину в Смутное время от польской интервенции: мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Их образы слились в единое целое в исторической памяти народа. Именно они благословляют людей, идущих в бой, а не «вожди», которые спрятаны за трибунами еле видного Мавзолея.

Холодные полотна

Картины Константина Васильева часто называют холодными. Но видно изнутри идущий, еле сдерживаемый огонь. Внимательно присмотритесь к репродукциям, которые были даны. Картины Константина Васильева, фотографии которых появятся ниже, разве можно назвать безжизненными и холодными? Мы живем не на востоке, а на суровом севере, который сформировал наш менталитет: вечная борьба со скудной природой, которая не дает достаточно еды для выживания. Морозы, которые приходят уже ранней осенью, а весной не собираются отступать. Какие же люди выросли на этой земле? Твердые, стойкие, не любящие выражать эмоции, скрывающие свою боль и слезы, смеющиеся над своим положением, каким бы безнадежным оно ни казалось. Яркость и тепло, игривость можно найти у французских или итальянских мастеров, а Константин Васильев, художник, картины с названиями которого мы рассматриваем, совершенно иной. Посмотрите на «Северного орла». В лютый мороз, в распахнутом полушубке, без шапки, прикрытый копной волос на голове, суровый зрелый мужчина сейчас разогреется до того, что сбросит и полушубок, заготавливая дрова. Если же подойдет лихоимец, то топор его остер. Велика сила его человеческого духа.

«Нежданная встреча»

А какой может быть встреча двух гордых людей? Внешне они бесстрастны. Идет молчаливый разговор глазами. Если женщина решит, что мужчина достоин ее, то она не посмотрит на условности. На такую ручкой не махнешь: «Иди, мол, не до тебя», и за пояс ее не заткнешь. Два характера, один круче другого, написал К. Васильев, изобразив прекрасную внешне пару. Оба образа завершены. У картины можно стоять часами.

Русские легенды и предания

Художник Васильев Константин картины писал очень спорные. Возьмем, например, полотно «Илья Муромец - борец с христианской чумой».

В католические добрые времена его бы сразу отравили на костер, православные помедлили бы с недельку, но тоже бы не постеснялись с расправой. А так добрый молодец борется за родные отеческие установления. И что ж он делает? Посшибал золотые маковки с киевских церквей, исполненный веры, что борется за правое дело. Грозен его лик. Он осматривается, куда еще приложить свою силушку. Он уверен в своей правоте, силе, нравственной и житейской мудрости. На пиру он рассердился на князя Владимира, попал за дерзость в темницу, вышел и начал мстить за несправедливое поругание. Илья Муромец - это неукротимая вольная русская душа, которая еще долго будет отрекаться от насильственного крещения, вспоминать своих исконных богов, молиться им, прячась в глухих северных лесах.

Скандинавские саги

Скандинавские сюжеты хорошо освоил Константин Васильев. Картины «Валькирия», «Вотан», рисунки «Скандинавский воин», «Зигфрид» являются воплощением воинской стойкости.

«Валькирия»

Перед нами стоит над убитым ратником совершенная в своей красоте Валькирия. Позади нее - ее верный белоснежный конь. От нее исходит сияние. Ее фигура статична, как и недвижим погибший, который крепко сжимает свой меч. Еще несколько минут задумчивости, и дева заберет его в Вальхаллу.

Дева прекрасна и сильна. Ее глаза твердо смотрят вдаль, а доспехи и меч говорят, что она даст отпор любому, кто посмеет к ней приблизиться. Отдельный портрет Валькирии крупным планом показывает ее голубые, как льдинки, глаза. Из-под крылатого шлема выбились золотистые кудри, их разметал ветер. Прекрасна в своей невозмутимости дочь Одина.

Завещание

Последняя картина, написанная Васильевым, - «Человек с филином».

Мудрый старец стоит на фоне заснеженной равнины. Он поднял руку с кнутом, и на нее сел огромный филин. В правой руке он держит зажженную свечу, когда она истает, то догорит и пергамент с алой надписью «Константин Великоросс 1976». Таким именем часто называл себя Васильев. Как случилось, что он предсказал год своей смерти вместе с гибелью пергамента в огне? Этого уже никто не узнает. Но дым от костерка превращается в растущий дубок, которому суждено стать могучим древом.

Закончив это полотно, К. Васильев сказал другу, что теперь он знает, как надо писать. Но мы уже не дождемся его новых работ.

Биография Константина Васильева

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».

С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.

В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.

В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.

В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.

Художник по зову сердца

Из книги Анатолия Доронина «Руси волшебная палитра»

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней. Отец Кости появился на свет в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности. Мама Кости была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И.Шишкина.

Перед самой войной молодая чета жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году - на постоянное жительство в поселок Васильево. И это не было случайностью. Страстный охотник и рыбак, Алексей Алексеевич, часто выезжая за город, как-то попал в этот поселок, влюбился в него и решил перебраться сюда навсегда. Позже Костя отразит неземную красоту этих мест в своих многочисленных пейзажах.

Если взять карту Татарии, то легко найти поселок Васильево на левом берегу Волги, примерно в тридцати километрах от Казани, напротив устья Свияги. Сейчас здесь Куйбышевское водохранилище, а когда семья переехала в Васильево, здесь была нетронутая Волга, или река Итиль, как называется она в восточных хрониках, а еще раньше, у античных географов, называвшаяся именем Ра.

Юного Костю поразила красота этих мест. Она была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Весной, в апреле-мае, паводок заливал весь этот простор от кряжа и до кряжа, и тогда к югу от поселка на много километров была видна вода с кустистыми островами, а сам далекий Свияжск превращался в остров. К июню вода уходила, обнажая весь простор заливных лугов, щедро напоенных и удобренных илом, оставляя после себя веселые ручьи и синие заросшие озерца, густо заселенные налимами, линями, вьюнами, щурятами да лягушками. Наступавшая летняя жара с неуемной силой выгоняла из земли густые, сочные, сладкие травы, а по берегам канав, ручьев и озер гнала вверх и вширь кусты тальника, смородины, шиповника.

Луга на левом берегу у кряжа сменялись светлыми липовыми и дубовыми лесами, которые и поныне, перемежаясь с полями, тянутся к северу на много километров и переходят постепенно в хвойную лес-тайгу.

От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность.

Первая любимая Костина книга – «Сказание о трех богатырях». Тогда же мальчик познакомился с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», а годом позже скопировал ее цветными карандашами. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского «Иван Грозный». Сохранились его первые пейзажные зарисовки: пень, усыпанный желтыми осенними листьями, избушка в лесу.

Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу. Да ведь куда, в какую, после какого класса? Ни в поселке, ни в Казани такой школы не было. Помог случай.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте - у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на «отлично».

Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. Подобных школ в стране было всего три: кроме московской, еще в Ленинграде и Киеве. Но МСХШ почиталась вне конкуренции хотя бы потому, что существовала при институте имени Сурикова, а в качестве учебной базы имела Третьяковку.

Конечно, Костя не дождался того дня, когда в Третьяковку пошел весь класс во главе с преподавателем. Он пошел в галерею один, как только был зачислен в школу. Заложенный жизнью личностный интерес, с одной стороны, и живая активная сила картин, с другой, столкнулись в его возбужденном сознании. К какой картине идти? Нет, не к этой, где ночное небо и темная тень дома, и не к той, где песчаный морской берег и шаланда в заливе, и не туда, где изображены женские фигуры…

Костя пошел дальше и услышал в себе зов, когда увидел три яркие знакомые фигуры на большом, в полстены полотне Васнецова «Богатыри». Мальчик обрадовался свиданию с источником своего недавнего вдохновения: ведь репродукцию этой картины он изучал по сантиметрам, смотрел несчетное количество раз, а потом старательно перерисовывал. Так вот он каков – подлинник!

Мальчик впился в решительные лица богатырей, блестящее достоверное вооружение, отливающую металлом кольчугу, косматые конские гривы. Откуда взял великий Васнецов все это? Из книг, конечно! А всю эту степную даль, этот воздух перед схваткой – тоже из книг? А ветер? Ведь на картине чувствуется ветер! Костя заволновался, открыв сейчас перед подлинником чувство ветра. Действительно, конские гривы, да и травинки шевелит ветер.

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и «Наполеона» советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Тихий, спокойный Костя Васильев всегда держался независимо. Уровень его работ, заявленный с первых дней учебы, давал на это право. Не только мальчишек, но даже преподавателей поражали Костины акварели. Как правило, это были пейзажи, со своей явно отличительной тематикой. Юный художник не брал чего-то крупного, броского, яркого, а всегда находил какой-нибудь штрих в природе, мимо которого можно пройти и не заметить: веточка, цветок, полевая травинка. Причем исполнял Костя эти этюды минимальными живописными средствами, скупо отбирая краски и играя тонкими соотношениями цвета. В этом проявляется характер мальчика, его подход к жизни.

Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт с гипсовой головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил на нее клей; тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.

Все составляющие этого натюрморта были кем-то со вкусом подобраны в предметном фонде школы: в качестве фона – средневековый плюшевый кафтан, на столике – гипсовая головка мальчика, старинная книга в потертом кожаном переплете и с какой-то тряпичной закладкой, а рядом – еще не увядший цветок розы.

Проучиться Косте пришлось недолго - всего два года. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают «Мадонну с гранатом» Сандро Боттичелли.

Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – «Кулик», написанный маслом. В нем явное подражание голландским мастерам – та же строгая сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.

К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя.

Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище. Дипломной работой были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Защита прошла с блеском. Работа была оценена на «отлично», но, к сожалению не сохранилась.

В мучительном поиске себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом. Было любопытно испробовать стили и направления, во главе которых засверкали такие модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе. Окунувшись с присущей ему серьезностью в разработку новых направлений, Васильев создает целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как «Струна», «Вознесение», «Апостол».Однако самого Васильева быстро разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.

Единственное, чем интересен сюрреализм,- делился он с друзьями,-это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства.

Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Во всяком случае, деликатная, тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.

Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма заявляли, например, о том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения. К этому периоду можно отнести такие работы как: «Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц».

Овладев изображением внешних форм в совершенстве, научившись придавать им особую жизненность, Константин мучился мыслью о том, что за этими формами ничего, в сущности, не скрывается, что, оставаясь на этом пути, он растеряет главное – творческую духовную силу и не сможет выразить по-настоящему своего отношения к миру.

Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь! Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!» Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным.! И родились «Северный орел», «Человек с филином», «Ожидание», «У чужого окна», «Северная легенда» и многие другие работы, ставшие воплощением особого «васильевского» стиля, который нельзя спутать ни с чем.


Северный орёл

Константин принадлежал к редчайшей категории людей, которым неизменно сопутствует вдохновение, но они его не чувствуют, потому что для них это привычное состояние. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе. Константин все время любит природу, все время любит людей, все время любит жизнь. Почему он наблюдает, почему и ловит взгляд, движение облака, листочка. Он постоянно ко всему внимателен. Вот это внимание, эта любовь, это стремление ко всему хорошему и было вдохновением Васильева. И в этом заключалась вся его жизнь.


Учужого окна

Но несправедливо, конечно, утверждать, будто жизнь Константина Васильева была лишена неизбывных человеческих радостей. Однажды (Константину было тогда семнадцать лет) его сестра Валентина, вернувшись из школы, рассказала, что к ним в восьмой класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами и длинными, до плеч, волосами. Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования.

Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя спросил:»Ты понимаешь, что я написал? Если нет, лучше молчи, ничего не говори…»

Константин приобщал Люду к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом Толей Кузнецовым сидел в полумраке, увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.

После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю. Все существо ее тянулось к нему, и, когда ей совсем становилось невмочь, она подходила к его дому и часами сидела на крыльце. Но дружеские отношения прервались.

Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани вместе с Анатолием. Встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: - У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет.

Звонкая, радостная надежда пробудилась в ее душе. Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: «Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!»

Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда…

Несколько работ полуабстрактного стиля – память о юношеских поисках живописных форм и средств, посвященных Людмиле Чугуновой, сохранились все же в коллекциях Блинова и Пронина.

Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена успешно закончила учебное заведение по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…

Ну кто из нас, простых смертных, может вообразить себе, какие страсти закипают и бесследно исчезают в душе большого художника, какие ничтожные порой обстоятельства могут в корне изменить накал его эмоций? Конечно же он не знал, с каким ответом шла к нему на следующий день Лена, да, видимо, его это уже не интересовало, поскольку желаемого ответа он сразу не получил.

Многие скажут, что это не серьезно и что так важные вопросы не решают. И будут, конечно, правы. Но давайте помнить, что художники, как правило, люди легко ранимые и гордые. К несчастью, неудача, постигшая Константина в этом сватовстве, сыграла еще одну роковую роль в его судьбе.

Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника.

Есть в этом, несомненно, и объективные причины. Одна из них – беззаветная материнская любовь Клавдии Парменовны, боявшейся выпускать сына из родного гнезда. Порой слишком придирчиво, критическим оком могла она взглянуть на невесту и высказать потом сыну свое мнение, на что Константин реагировал очень чувствительно.


Человек с филином

Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы. Его можно не признавать вообще, некоторые его работы спорны, но увидев однажды работы Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным. Хочется привести отрывок из повести Владимира Солоухина «Продолжение времени»: -… «Константин Васильев?! - запротестовали художники. - Но это же непрофессионально. У живописи есть свои законы, свои правила. А это безграмотно с точки зрения живописи. Он любитель…, дилетант, и все картины его - дилетантская мазня. Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну! - Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?.. - Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир - мы не споpим, но там нет пpофессиональной живописи. - Да не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе в голом виде. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. И поэзия не может существовать в невоплощенном виде. И напротив, если картина сверхграмотна и, профессиональна, если в ней каждое живописное пятно, как вы говорите, соотносится с другим живописным пятном, но в ней нет ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ума, ни сердца, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем мне это грамотное взаимоотношение частей. Тут главное, видимо, именно в одухотворенности Константина Васильева. Именно одухотворенность почувствовали люди… »

Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим - слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого. Мысль, которой предстоит жить, не умирает с носителями своими, даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. И художник будет жить, пока живы его картины.

Тоска по Родине

Прощание славянки


Горят пожары


Валькирия над сражённым воином


Вотан


Заклинание огня


Бой со змеем


Бой Добрыни со змеем


Бой со змеем


Огненный меч


Поединок Пересвета с Челубеем


Рождение Дуная


Рождение Дуная


Евпраксия


Василий Буслаев


Нашествие (эскиз)


Алёша Попович и красна девица


Дар Святогора


Дар Святогора


Илья Муромец и голь кабацкая


Великан


Витязь


Ожидание


Гадание


Князь Игорь


Вольга


Вольга и Микула


Авдотья-рязаночка


Илья Муромец

Настасья Микулишна


Сварог


Свияжск


Световид


Илья Муромец освобождает узников


Северная легенда


Жница


Русалка


Старец


Садко и Владыка Морской

Плач Ярославны

Коллекция работ большого разрешения: 1700 - 7000 px (размер меньшей стороны)
Размер архива: 274мб
Колличество работ:153




Top