Контрольная работа по древнерусской литературе. Кто искушал жену князя Павла

Тест по литературе Древнерусская литература с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 9 заданий, во 2 варианте 10 заданий.

1 вариант
Житие Александра Невского

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери — благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?

2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?

5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «разгорелся сердцем».

7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­венный прием?

8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?

9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?

2 вариант
Суд Шемякин

В некоих местах жили два брата: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудно­сти его. По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хо­тел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хо­мута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута. По­шел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лоша­ди и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост. И вот бедный привел к бра­ту своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хво­ста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье. А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.

1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.

2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?

3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение: «шемякин суд»?

5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».

6. Укажите род занятий героев повести.

7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­смешке?

8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?

9. В каких известных вам литературных произведениях встречает­ся тема суда и осуждения?

10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­временному читателю и почему?

Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. портрет
2. внутренний монолог
3. эпитет
4. афоризм
5. сравнение
6. метафора
7. антитеза
2 вариант
1. зачин
2. завязка
3. антитеза
4. поговорка
5. бить челом
6. земледельцы
7. юмор

Тест по древнерусской литературе

    К какому веку относится возникновение древнерусской литературы? (Х в.)

2. Назовите этапы развития древнерусской литературы

1. ХІ–ХV века. В данный период творчество осмысляется как божественный акт. Писатель, по сути, является посредником между Богом и человеком. Автором его назвать еще сложно, потому что он ничего не создает, а только переписывает свя­щенные божественные писания. И только чуть позже, к концу ХV века, автор может привнести в произведения собственные мысли, собственные чувства.

2. Конец ХV в. – 40-е годы ХVІІ в. Здесь уже ярко проявляется авторское начало, появляется возможность вымысла. Имен­но здесь, особенно в публицистике, автор высказывает собственное «я».

40-е годы ХVІІ в. – 30 годы ХVІІІ в. Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, идет оформление литературного труда с обязательным указанием имени автора. Именно в этот период появляется так называе­мая художественная литература. А талант автора воспринимается как божественный дар.

3.Назовите особенности древнерусской литературы

До середины ХVІ века литература была рукописной

4.Назовите жанры древнерусской литературы

Житие – это изображение светских или духовных лиц, канонизированных христианской церковью.

Хождение – это рассказ о посещении святых мест.

Поучение – это произведение назидательного, поучительного характера.

Военная повесть.

Летопись – это произведение, повествование в котором ведется по годам.

Слово – произведение духовной литературы поучительного характера.

5.Кто был первым летописцем на Руси?

Первым летописцем на Руси был монах Киево-Печерского монастыря Никон. Его же звали Великим.

6.Назовите основную тему «Повести временных лет»

Основной темой «Повести временных лет» является единство Руси.

7.Как называется произведение Владимира Мономаха?

«Поучение»

8.Какова цель создания данного произведения?

Целью создания данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.

1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:

А) IX – XVII века; Б) X – XVI века; В) X – XVII века; Г) XI – XVII века.

2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) житие; Б) былина; В) похвала; Г) сказание; Д) притча.

3. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:

А) XII века; Б) XIV века; В) XIII века; Г) XVII века.

4. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:

А) усилением централизованной власти;

Б) феодальной раздробленностью;

В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;

Г) приближением петровских преобразований.

5. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

А) Ярославна, жена Игоря; Б) Святослав, князь Киевский;

В) Всеволод, брат Игоря; Г) сам князь Игорь.

6. Классицизм и сентиментализм – это…

А. жанры художественного произведения. Б. литературные направления. В. роды литературы.

7. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):

А . Н.М. Карамзин. Б. Д.И. Фонвизин. В . М.В. Ломоносов. Г. А.Н.Радищев

8. Что из перечисленного не является чертой классицизма?

А. Подражание античным образцам.

Б. Теория «триединства».

9. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?

А. Ода. Б. Комедия. В. Послание. Г. Путешествие.

10. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».

А. Трагедия. Б. Драма. В. Комедия. Г. Сатира

11. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».

А. Борьба с самодержавием. Б. Обличение невежества. В. Воспитание молодого поколения.

12. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?

А. Изображение повседневной жизни обычного человека.

Б. Патриотическая тематика.

В. Приоритет чувства над разумом.

13. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.

А. Басня. Б. Элегия. В. Пастораль.

14. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?

А. «Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Б. «…и крестьянки любить умеют!»

В. «Ему [Эрасту] казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало».

15. Распределите следующие жанры по «штилям»: высокий, средний, низкий.

Комедия, письмо, сатира, ода, песня, элегия, эпиграмма, трагедия, басня, героическая поэма, драма.

16. Что представляет собой правило трех единств?

17. Как вы понимаете эти строки? Кто их автор?

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

18. Почему А.С. Пушкин назвал М. Ломоносова убежденным и «самобытным сподвижником просвещения»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на произведения Ломоносова, исторические (биографические) факты.

19. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.

1. Легенды о персонажах библейской истории, сюжетно отличающиеся от канонических, называют:

а) житиями; б) патериками; в) апокрифами; г) хрониками.

2. Какие из указанных произведений, по мнению исследователей, создавались по образцу «Слова о полку Игореве»?

а) «Житие протопопа Аввакума»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Сказание об Индийском царстве»;

г) «Задонщина».

3. Что из перечисленного было свойственно демократической сатире XVII века:

а) «высокий» стиль изложения;

б) утверждение абсурдности мира;

в) высмеивание пороков общества;

г) тесная связь с фольклором;

д) поддержка царской власти.

4. Соотнесите явления со временем их развития:

а) становление теории «Москва – третий Рим»;

б) расцвет стиля «плетения словес»;

в) появление первой автобиографии;

г) возникновение темы борьбы с монголо-татарами;

д) создание первой летописи.

a) X – первая четверть XIII вв.;

b) вторая четверть XIII – третья четверть XIV вв.;

c) конец XIV – XV вв.

5. Определите по цитате из произведения его название, автора (если известен) и время создания:

а) «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»;

б) «Запели птицы жалостные песни - запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!»;

в) «Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

6. Известно высказывание Д. С. Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Объясните, как вы его понимаете, выскажите свою точку зрения по этому вопросу, подкрепив свое рассуждение примерами из произведений.

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII в.»:

1. Решите филворд. Из оставшихся букв сложите ключевое слово:

1. Герой комедии «Недоросль».

2. Жанр, прославивший Кантемира.

3. В какой город путешествовал герой Радищева?

4. Литературное направление начала XVIII века.

7. Жанр сентиментальной лирики.

8. Первый реформатор русского стихосложения.

9. Поэт XVIII века, который перевел оду Горация «Памятник».

10. Создатель повести «Остров Борнгольм».

11. Первая русская героическая поэма.

12. Трагедия «Димитрий …».

2. Напишите мини-эссе на тему «… (ключевое слово) в русской литературе и культуре XVIII в.».

3. Определите, какое из данных стихотворений относится к классицизму, а какое – к сентиментализму. Докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста.

Текст № 1:

Что с тобою, ангел, стало?

Не слыхать твоих речей;

Всё вздыхаешь! а бывало,

Ты поешь как соловей.

«С милым пела, говорила,

А без милого грущу;

Поневоле приуныла:

Где я милого сыщу?»

Разве милого другого

Не найдешь из пастушков?

Выбирай себе любого,

Всяк тебя любить готов.

«Хоть царевич мной прельстится,

Всё я буду горевать!

Сердце с сердцем подружится -

Уж не властно выбирать».

Текст № 2:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

7 класс

Вариант 1

1.Продолжите определение

Предание- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________

Былины-это…

б)произведения о природе и животных;

в)произведения о современной науке и технике;

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата…

Для былин новгородского цикла характерно:

в)герои: Садко, В.Буслаев;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев

________________________________________________________

7. Какие черты сказки присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Расположите элементы сюжета в правильном порядке

полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба,

Проверочная работа по древнерусской литературе

7 класс

Вариант 2

1.Продолжите определение

Былины- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите верный вариант ответа

Предание-это…

а)произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях;

б)произведения о природе и животных, в котором затрагиваются вопросы их защиты;

в)устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающийся из поколения в поколение;

г)произведения фольклора о добре и зле

3.Какие два цикла былин вам известны

________________________________________________________________

4.Из какой былины приведенные ниже строки

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

_______________________________________________________________

5. Выберите правильные высказывания

Для былин киевского цикла характерно:

а)герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;

б)тема торговли и путешествий;

в)герои: Садко, В.Буслаев;

г)тема защиты русских земель;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев?

6. Какова тема «Поучения Владимира Мономаха»? (о чем?)

________________________________________________________________

7. Какие черты жития присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Заполните пробелы нужными событиями

Змей и его гибель,________________________________________, попытка излечится,_____________________,женитьба,_________________________,

просьба бояр о прощении,______________________________________,смерть в один день_________________________________________.





Top