Крестоносцы заставили монаха надругаться над монашкой. Крестовый Поход - Жесть, которую мы не увидели


2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
Время выполнения 1 час20 мин.
таблицу:
1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как
сплошной череды страданий.
1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными
отношениями.
1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного
отклоняющегося поведения.
1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является
регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.
1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и
природных явлений.
1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.


2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с
требованием осуществления государственных реформ
___
2.2. Православие, католицизм, протестантизм
___


3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание
государственной собственности, разорение убыточных предприятий

___________________________________________________________________________________
3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

Несовершеннолетие виновного,
беременность,
явка с повинной

_______________________________________________________________________________________
__________________ ______________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские
способности.
4.2. Буржуазия ­ класс; кшатрии ­ каста; дворянство ­
__________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



1. Темп речи
2. Доведение дела до конца
3. Решительность
4. Обжорство
5. Постоянное несогласие со
сверстниками
6. Обливание холодной
водой
7. Целеустремленность
8. Мимика
9. Участие инвалида в
спортивных соревнованиях
10. Ежедневное соблюдение
режима дня
11. Самокритичность
12. Трудолюбие
Черты характера человека
Волевые действия человека

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его
адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N
виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
_________________________________________________________________________________
6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение
кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не
согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой
страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя
______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не
правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов,
___ , стилей жизни.
1. ХХ в.
2. Неправительств
3. Массовый
4. индустриальный
енные

5. Информация
6. Власть
7. Государственн
8. Земля
9. Насилие
10. Общение
ый
11. XIX в.
12. Политический
13. СМИ
14. Убеждение
15. понятие
16. Знание
17. Правительст
18. Информационны
19. военная сила
20. ценность
венные
й

РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей
строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения,
обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Права и свободы
1
2
3
4
6
5
7
8
9
11

10

1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов
поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и
взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем­либо необходимом для поддержания жизнедеятельности
организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или
сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразование, изменение, переустройство какой­либо стороны общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной
структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,
территории, экономической жизни, культуры и характера
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое
человеку или группе.
4
6
8
9
3
5
1
7
2
1
0

1
1
1
2
Определение
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!
Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое
станет темой Вашего сочинения­эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к
данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
За задание 5 баллов.
Темы
1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько­нибудь желаний лучшего, никогда не может
получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно
велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б.
Франклин)
7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего
творца». (А. Камю)
8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».
(Сенека)
9. «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и
опрокинуть». (Сюньцзы)
12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г.
Белинский)
13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)
Максимальное количество баллов ­ 75
СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
1.2
Да
1.5
Нет
1.6
Да
1.7
Нет
1.4
Нет
1.3
Нет
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы
таблицу:
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
1.1
Нет
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов
3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную
экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие
ответственность.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
4.1. Капитал. 4.2. Сословие.
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и
позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных
вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
Черты характера человека
Волевые действия человека
3, 7, 11,12
6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)
2, 6, 9, 10

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории
Российской Федерации.) (2 балла).
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного
списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке
слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В
таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой
эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели
новых смыслов, _20_ , стилей жизни
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина
РФ.
Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке
второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего
данное право.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Основные группы прав и
свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
Права и свободы
право на свободу совести (4), право на благоприятную
окружающую среду (2).
право избирать и быть избранным (3),право на собрания и
манифестации (5), право на свободу слова (7).
право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище
(8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на
труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(11).
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8.
Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация ­ ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой
тенденции к взаимозависимости и открытости.
10. Эссе.

К1
К2
Критерии оценивания эссе
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа
свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает
представления о его понимании.
Представление и пояснение собственной позиции
Баллы
2
1
0

КЗ
Представлена собственная позиция с аргументацией.
Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная
позиция не представлена.
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические
положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без
использования фактического материала. ИЛИ
Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал,
но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл
1
0
2
1
0
5
Критерии оценивания:
1 место­­­­70­75 баллов
2 место­­­­­65­69 балл
3 место­­­­­­55­64 балла




Top