Кто автор картины утро в сосновом лесу. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Третьему рейху приписывают создание ряда технологий, которые являются передовыми даже для нашего времени. Среди них – проект по разработке секретного оружия под кодовым названием Die Glocke - «Колокол». Что же о нем известно?

Тайна Ганса Каммлера

Впервые о существовании этого таинственного проекта общественность узнала из вышедшей в 2000 году книги польского журналиста Игоря Витковского «Правда о чудо-оружии».

Витковский писал, что источником информации о проекте является стенограмма допроса обергруппенфюрера СС Якоба Шпорренберга, которую ему дал прочитать в августе 1997 года некий офицер польской разведки. Журналисту якобы разрешили сделать необходимые выписки из протоколов, но не позволили копировать документы.

Впоследствии сведения, изложенные Витковским в книге, подтвердил и дополнил английский военный журналист и писатель Николас Джулиан Кук в книге «Охота за точкой zero», впервые опубликованной в 2001 году в Великобритании.

Витковский утверждает, что эта история тесно связана с именем обергруппенфюрера и генерала СС Ганса Каммлера – одной из самых загадочных фигур Третьего рейха. Вместе с генеральным директором компании Skoda, почетным штандартенфюрером СС полковником Вильгельмом Фоссом тот якобы работал над неким засекреченным проектом.

По официальной версии, Ганс Каммлер покончил с собой 9 мая 1945 года в лесу между Прагой и Пльзенем. Так или иначе, место его захоронения так и не было найдено. Есть предположение, что в конце войны обергруппенфюрер перешел на сторону американцев, которые переправили его в Аргентину в обмен на то, что он передал им свои секретные разработки.

Как полагает Витковский, главным проектом Каммлера было космическое оружие. Оно называлось Die Glocke, что в переводе значит «Колокол».

Ужас в лаборатории

Работы над проектом начались в середине 1944 года на закрытом объекте СС неподалеку от Люблина под кодовым названием «Гигант». После того как в Польшу вошли советские войска, лабораторию перевели в замок близ деревни Фуэрштенштайн (Кшац), недалеко от Вальденбурга, а затем в подземную шахту «Венцеслаш» рядом с Людвигсдорфом, расположенную на северных отрогах Судет близ границы с Чехией.

Выглядело устройство действительно как огромный металлический колокол, состоявший из двух свинцовых цилиндров, в рабочем состоянии вращавшихся под керамическим колпаком в противоположных направлениях и заполненных неизвестной жидкостью, под названием «Ксерум-525». Вещество это походило на ртуть, но имело фиолетовый цвет.

Во время экспериментов, которые длились не более минуты, гасло электричество во всей округе. В зоне действия объекта, светившегося слабым бледно-голубым цветом, размещали различные приборы, а также подопытных животных и растения. В радиусе до 200 метров все электронное оборудование выходило из строя, а почти все живое погибало, при этом все биологические жидкости распадались на фракции. Например, кровь сворачивалась, а растения обретали белый цвет, потому что в них исчезал хлорофилл.

Все сотрудники, имевшие дело с установкой, пользовались специальной защитной одеждой и не подходили к «Колоколу» ближе чем на 150-200 метров. После каждого эксперимента все помещение тщательно промывали соляным раствором. Санобработкой занимались только узники концлагерей. Но все равно пять из семи участвовавших в проекте сотрудников, входивших в первую команду, через какое-то время скончались.

Выдумка журналистов?

В конце апреля 1945 года, пишет Витковский, на объект прибыла специальная эвакуационная команда СС, которая вывезла прибор и часть документации в неизвестном направлении, а всех находившихся в здании 62 ученых спешно расстреляли и побросали трупы в подземные шахты.

По мнению Витковского, принцип работы «Колокола» был связан с так называемыми торсионными полями и даже попытками проникнуть в иные измерения. Нацистам, возможно, не хватило всего пары месяцев до создания страшной технологии.

И Витковский, и его коллега Кук считают, что остатки большого железобетонного каркаса, которые можно увидеть возле шахты «Венцеслаш», внешне очень напоминающие знаменитый британский Стоунхендж - это не что иное как составная часть секретного устройства.

Увы, все исследования по поводу «Колокола» на сегодняшний день базируются только на информации, полученной из популярных книг Игоря Витковского и Николаса Кука. Никаких официальных доказательств существования такого проекта нет. Поэтому история создания Die Glocke представляет собой не более чем легенду.

Если верить директору «Шкоды» В. Фоссу, в конце апреля 1945 г. нацисты планировали нанести удары из космоса по Москве, Лондону и Нью-Йорку.

Работы над Die Glocke (в переводе с немецкого - «Колокол») начались в 1940 г. Управлял ими из «мозгового цент-ра СС» на фабрике «Шкода» в Пльзене конст-руктор Ганс Каммлер. Сперва «чудо-оружие» тестировали в окрестностях Бреслау, но в декабре 1944 г. группу учёных перевезли в подземную лабораторию (общей площадью 10 км²!) внутри Вацлавской шахты. В документах Die Glocke описывается как огромный колокол, сделанный из твёрдого металла, около 3 м в ширину и высотой примерно 4,5 м. Это устрой-ство содержало два свинцовых цилиндра, вращавшихся в противоположных направлениях и заполненных неизвест-ной субстанцией под кодовым названием Xerum 525. При включении Die Glocke освещал шахту бледным фиолетовым светом. Лично для меня «Колокол» - просто адская смесь опытов на основе ядерной физики, плазмы, гравитации и магнетических полей.

«Колокол» убивал всё вокруг

Польский журналист Игорь Витковский (автор нашумевшей книги «Правда о «вундерваффе») в доказательство своей версии ссылается на документы из архивов сразу нескольких стран. Это и протоколы допросов в Польше группенфюрера СС Якоба Шпорренберга, и показания американцам пленного директора «Шкоды» Вильгельма Фосса, и рассекреченные в 1993 г. досье министерства обороны Аргентины, свидетель-ствующие о том, что в мае 1945 г. «в Буэнос-Айресе приземлились немецкие самолёты, доставившие части проекта «Колокол». Шпорренберг поведал польским следователям, как лично наблюдал последствия экспериментов с Die Glocke. По словам группен-фюрера, излучение «Колокола» выключило электричество в радиусе до 2 км, подопытные животные погибли (в телах крыс и кроликов появились кристаллы, а кровь свернулась). Растения теряли хлорофилл, становились белыми, а через 8-10 часов разлагались. Но энергия «Колокола» не должна была служить аналогом атомной бомбы: напротив, учёные СС старались снизить смертоносность лучей, и в конце войны им удалось сделать их безвредными. Для чего же тогда было нужно подобное оружие?

Сам Витковский на 100% уверен: Die Glocke был прорывом в области космических технологий. Наиболее правдоподобна версия, что «Колокол» вырабатывал топливо для сотен тысяч… «летающих тарелок». Точнее, дисковидных летательных аппаратов с экипажем из одного-двух человек. «Тарелки» были способны за секунду вертикально подниматься в воздух, молниеносно атаковать противника, поражать цели лазером из космоса - это сделало бы их неуязвимыми для ПВО союзников. Если верить директору «Шкоды» В. Фоссу, то в конце апреля 1945 г. нацисты планировали с помощью этих устройств осуществить операцию «Копьё Сатаны» - нанести удары по Москве, Лондону и Нью-Йорку. Около 1000 (!) готовых «НЛО» впоследствии захватили американцы - на подземных заводах в Чехии и Австрии. Исследователь Джозеф Фаррелл заявлял: «неопознанный летающий объект», упавший в лесу у городка Кексбург в Пенсильвании в 1965 г., - эксперимент министерства обороны, создававшего «тарелку» по образцам Ганса Каммлера. Так ли это? Возможно. Ведь всего месяц назад Национальный архив США рассекретил документы от 1956 г., где подтверждается, что разработка «летающей тарелки» велась (на сайте были опубликованы её чертежи) в рамках «Проекта 1794». Норвежский историк Гудрун Стенсен считает: как минимум четыре летающих диска Каммлера были «взяты в плен» Советской армией на фабрике в Бреслау, однако Сталин не уделил «тарелкам» внимания - его интересовала лишь ядерная бомба. Насчёт предназначения Die Glocke есть и довольно экзотические точки зрения.

«Эта версия - сумасшедшая»

Die Glocke не был космиче-ским аппаратом, - утверждает писатель из США Генри Стивенс, автор книги «Оружие Гитлера - всё ещё секретно!». - Он работал на красной ртути - специальном веществе, и это давало фантастический эффект. Очевидцы экспериментов в Вацлавском подземелье дали показания американской разведке, рассказав: вогнутое зеркало в верхней части «Колокола» во время испытаний позволяло видеть прошлые события из жизни присутствовавших в шахте учёных. Нельзя исключать, что это была попытка… путешествия во времени, чтобы изменить будущее в пользу нацистов. Я отдаю себе отчёт, насколько эта версия сумасшедшая, но в конце войны, когда советские войска приблизились к Берлину, Гитлер готов был поверить во всё что угодно.

Польские спецслужбы отказываются подтвердить или опровергнуть исследования Витковского: протоколы допросов группенфюрера СС Шпорренберга до сих пор не рассекречены. Между тем Витковский настаивает: Ганс Каммлер вывез «Колокол» в Южную Америку. Другой исследователь - британский ракетчик Ник Кук в своей книге сообщил: Die Glocke переместили в США, и именно поэтому американцы совершили столь мощный рывок в физике и ракетостроении. Таким образом, правду о «чудо-оружии» Третьего рейха мы узнаем не скоро. Если, конечно, вообще узнаем…

Что забрали у нацистов?

Телевизор

Первые телики (той модификации, что получила потом дальнейшее развитие) были представлены в 1938 г. на выставке в Берлине.

Лазер

Разработки начались в рейхе в 1934 г.: за неделю (!) до конца войны был создан аппарат «лазерного луча», способный ослеплять лётчиков ВВС противника.

Вертолёт

В 1942 г. в Германии прошли секретные испытания первого в мире миниатюрного вертолёта «Колибри». Однако в широкое производство он запущен не был.

Мобильный телефон

Бюро Ганса Каммлера в Пльзене среди десятков прочих проектов с февраля 1945 г. вело разработку «миниатюрного переносного устройства связи». Как заявляет историк Гудрун Стенсен, «вероятно, что без чертежей из центра Каммлера не было бы айфона. А на создание обычного мобильника ушло бы как минимум 100 лет».

В 2010 году писатель-конспиролог В. В. Цибулькин выпустил новую книгу с результатами своих расследований. В книге, озаглавленной «Аненербе — рассекреченные файлы» , он по новому смотрит на проекты «Хронос», «Властелин света» и «Колокол».

В начале апреля 1945 года Третья американская армия генерала Дж. Паттона предприняла молниеносный бросок на юго-восток Германии. Главной целью был город Пльзень и гигантские военные заводы «Шкода».

Это был очень странный демарш, поскольку, с одной стороны, искажалась диспозиция союзных войск; а с другой стороны, грубо нарушались ялтинские договоренности о разделе сфер влияния в послевоенной Европе.

Надо сказать, что криптоисторики давно уже предлагают свои варианты данных развития событий, в которых центральное место занимает побочное направление наступления Паттона, закончившееся в горах Тюрингии. Где-то там, между Веймаром и Эрфуртом, уже многие десятилетия экспедиции криптологов безуспешно ищут подземелья, хранящие остатки «Wunderwaffe» .

Полтора десятка лет назад польский журналист Игорь Витковский провел собственное расследование «Тюрингской загадки». Так родилась книга «Правда о Wunderwaffe», из которой мир узнал о сверхсекретном проекте «Колокол» («Die Glocke») .

Известно, что в последний год агонизирующего рейха нацистские бонзы хватались за любую соломинку, надеясь на какое-то немыслимое технологическое чудо, способное изменить ход войны. Среди мертворожденных проектов громадных танков, орудий в виде «реактивных насосов» и гигантских субмарин часто встречаются и смутные намеки на какие-то еще необычные разработки.


За последнее время в перечень некоего суперсекретного чудо-оружия прочно попал и «колокол Витковского». Этому предшествовало англоязычное и немецкое издание книги польского журналиста, а также книга британского журналиста Ника Кука «Охота за точкой ”Ноль”», которая вышла в свет уже через год после сенсации Витковского. Кук весьма своеобразно переработал «творческое наследие» Витковского, добавив массу любопытных подробностей.

ПОЛИГОН «ГИГАНТ»

Кук утверждает, что существовал секретный экспериментальный полигон СС «Гигант» («Der Riese»). На одном из объектов «Гиганта» в районе польской шахты «Венцеслаш» и испытывался «Колокол».

Обложка книги британского журналиста Ника Кука «Охота за точкой ”Ноль”»

Куковское описание «Колокола» просто завораживает своими инженерно-техническими подробностями. Это агрегат, изготовленный из тяжелого и прочного металла размерами 2,7 на 4,5 метра колоколообразной формы. Внутри расположены два цилиндра, вращающиеся с огромной скоростью во встречном направлении.

Внутренность заполнена некой фиолетовой субстанцией «Ксерум-525», напоминающей ртуть. К агрегату прилагались метровые свинцовые сосуды Дьюара для хранения «ксерума» и сейфы со сплавом пероксида тория и бериллия.

И Витковский, и Кук предполагают, что речь идет о создании антигравитационных двигателей...

Почувствовав сенсационность темы, вслед за Витковским и Куком устремились такие конспирологи, как Джозеф Фаррелл, Джим Марре и Генри Стивенс.

Естественно, что после серии этих романов тема «Колокола» превратилась в запутанный клубок городских легенд. Здесь можно встретить и жуткие подробности ликвидации десятков свидетелей опытов, и связь между мифическим «ксерумом» и не менее мифической «красной ртутью». Приводятся и детальные технические подробности — от антигравитационных «колокольчиков» летающих тарелок III рейха до сферических зеркал, отражающих... прошлое и будущее.

«ГЕРМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ»

Имя Каммлера тесно связано с одной из нацистских организаций, занимавшихся разработкой многих «чудо-вооружений», — оккультным институтом «Аненербе».

Так мог выглядеть «Колокол» («Die Glocke»)


Это «Научное общество по изучению духовной истории „Германское наследие предков"» было создано в 1935 году. Вначале все сводилось к исследованию ареала проживания нордических индогерманцев, но затем археологические раскопки и этнографические поиски переросли в тибетские и ближневосточные экспедиции по поиску «утраченных артефактов» вместе с занятиями оккультными мистериями.

С 1 января 1942 года организация была зачислена в состав Личного штаба рейхсфюрера СС, так возник Институт военных исследований «Аненербе».

Среди приоритетных задач нового института было создание «оружия возмездия» и участие в «Урановом проекте». Высший уровень секретности и специальные правила документооборота, когда отчеты об исследованиях периодически уничтожались, до сих пор не позволяют понять, чем же конкретно занимались отдельные подразделения института.

Лишь косвенные свидетельства и сохранившиеся отрывки финансовых отчетов указывают на то, что начиная со второй половины 1943 года большие средства отпускались отделам, проектировавшим какие-то непонятные системы «чудо-вооружений».

Среди прочих секторов и отделений, разрабатывавших военную технику, интересен отдел «R», занимавшийся «неядерными методами расщепления материалов». Как видно из очень скупых вторичных сведений, оставшихся от «Совета по научным исследованиям рейха», отдел «R» запрашивал громадное количество обогащенного урана, сверхчистого графита и тяжелой воды. Впечатляющими были и лимиты выделяемой электроэнергии.

МОЛНИЕВЫМ РАЗРЯДОМ ПО АТОМУ

В 1900 году в нескольких десятках километров от Нью-Йорка на пустоши Вандерклиф американский изобретатель сербского происхождения Никола Тесла начал осуществлять грандиозный проект создания «Мировой системы» беспроволочной передачи энергии.

Изобретатель хотел построить настоящий «Радио-город», откуда можно было бы не только связаться с любой точкой планеты, но и отправить туда своеобразную «энергетическую посылку» для любого электродвигателя.

Тесла проектировал «Мировую систему», способную перекачивать электричество через эфир «планетарной атмо-сферы». При этом он утверждал, что превратит всю Землю в один глобальный резонаторный контур, где воздушные слои будут играть роль колоссальных конденсаторов, а в местах «пучностей электрического эфира» возникнут «стоячие волны энергии».

В своем технологическом парке Тесла собирался не только «потрясать эфирные дали», но и заглянуть вглубь атома, расщепив его сверхмощными разрядами. К сожалению, экономический кризис, непонимание акционеров и интриги Эдисона с Г. Маркони не дали осуществиться мечтам изобретателя.

В двадцатые годы нужда заставила Теслу обратиться в ряд посольств с предложением купить его патенты и нереализованные идеи. Среди заинтересованных лиц были и германские дипломаты...

Возможно, что таким образом часть работ Теслы могла попасть к директору института «Аненербе» Вальтеру Бюсту. В свою очередь, будучи научным куратором оборонных проектов, Бюст передал материалы начальнику отдела «R» Зигмунду Рашеру.

Именно так и мог бы родиться проект «Колокол»...

ВЗРЫВ НА ОСТРОВЕ УЭМУЛЬ

2 апреля 1951 года популярный американский журнал «Тайм» опубликовал сенсационный репортаж «Атом Перона». В нем рассказывалось о пресс-конференции президента Аргентины Хуана Перона.

Собравшимся журналистам он сообщил поистине сенсационную новость: «16 февраля 1951 года аргентинские учёные, используя только местные материалы, осуществили управляемое высвобождение атомной энергии, то есть — атомный взрыв... Успешный эксперимент был проведён на государственной атомной станции на острове Уэмуль, расположенном на высокогорном озере Науэль-Уапи приблизительно в полутора тысячах километрах к юго-востоку от Буэнос-Айреса. Он не потребовал ни урана, ни плутония...»

Слова Перона подтвердил один из ведущих сотрудников аргентинской атомной программы послевоенный эмигрант доктор Рональд Рихтер. Рассказ Рихтера вызвал глубокие сомнения у специалистов, ведь всего лишь в нескольких километрах от полигона Уэмуль расположен городок Сан-Карлос-де-Барилоче, жители которого не слышали ни малейших отзвуков взрыва и не ощутили взрывной волны.

Сообщения об экспериментах на острове Уэмуль вызвали в свое время бурную полемику в научной и популярной прессе. Все без исключения физики-ядерщики полностью отвергали возможность подобных экспериментов и выражали полное недоумение столь безответственным демаршем Перона. Под давлением международного научного сообщества Пе-рон был вынужден специальным президентским указом поручить Комиссии по атомной энергии Аргентины провести специальное расследование.

НА ПУТИ К РАЗГАДКЕ

В сентябре 1952 года следствие было завершено. Его итоги были вполне ожидаемы и кратко сводились к тому, что предложенная Рихтером программа исследований полностью противоречит основным положениям современной атомной физики.

Единственным объяснением для странных результатов, якобы полученных группой Рихтера, могли быть систематические ошибки в постановке опыта и совершенно неправильная интерпретация лабораторных экспериментов. Все члены Комиссии единогласно подтвердили, что им не было представлено никаких доказательств существования реакции «взрывного высвобождения энергии без урана и плутония»...

Естественно, что после потока подобных обвинений Рихтер вынужден был уйти в отставку.

История проекта «Колокол» позволяет понять причины неудач «Уранового проекта». Оборонные исследования «Аненербе» забирали такие громадные средства, что остальным направлениям атомных работ не оставалось практически ничего. К тому же, вопреки указу о немедленном воплощении военных разработок, «атомные маги» в эсэсовских мундирах, до самого мая 1945 года, буквально «высасывали все соки» из гибнущей экономики Германии.

Так «оккультные алхимики» Третьего рейха невольно сорвали один из самых страшных проектов оружия массового уничтожения в истории человечества...

Газета "Аномальные новости", 2015


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.




Top