Кто нарисовал картину витязь на распутье. Описание картин художника васнецова рыцарь на распутье

Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».

Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Как описывает автор, ни на одном из этих путей героя не ждет ничего хорошего. Везде он встретит неминуемую смерть. Этот решающий момент отражает и исход жизни каждого человека. О человеческом опыте в этом поле свидетельствуют не скрытые следы: «Заросла бурьяном степь на воле. И в траве заржавел старый щит». Это значит, что витязь не первый, кто посещает эти края.

Люди пытались пройти свой путь, защищались щитами, но все же для предупреждения остальных путников установили указатель с обозначениями. За всеми действиями витязя следит непоколебимый ворон, который не издает ни звука для поддержки нашего героя. От того, как будет действовать витязь, зависит и дальнейшее поведение черной траурной птицы.

Это очень трудный выбор, который нужно сделать в жизни каждому и никто не поможет.

Ведь это личная жизнь и никто не сделает выбор за витязя. Даже ворон молчит и не подсказывает главному герою правильный путь, он просто ждет. Настораживает та бесконечная неизвестность, которая ждет человека в будущем, где ничего не известно и никто не подскажет. Но здесь присутствует и позитивная нота: «и отважно Жизнь зовет». Это значит, что не все так ужасно и обреченно. А вдруг люди ошибались, и за поворотом ждет светлое будущее? Просто нужно сделать правильный выбор. Перед этим выбором стоит каждый человек, и он просто обязан его сделать. Без этого выбора не будет продолжения жизни.

Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в . Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Приобрели новую квартиру в другом районе города и вас интересуют на переезд цены актуальные на июнь 2016 года? В этом случае целесообразно обратиться за помощью к специализированному ресурсу, который представлен по адресу http://www.gruzopereezd71.ru

15 мая 1848 года в городе Кирове родился Виктор Васнецов, образы которого во многом определили направление художественного процесса второй половины ХIХ века. Его творчество сейчас воспринимается как образец русского искусства, но в 1880 году, когда Васнецов впервые представил публике свои фольклорно-эпические сюжеты, ему пришлось выслушать не одно критическое высказывание в свой адрес. В то время художественный мир принадлежал передвижникам и их реалистичным образам. Зрители не были готовы к принятию подобных работ: они им казались надуманными, не соответствующими идее о "правде жизни". Однако именно поэтический мир народных сказок Васнецова стал фундаментом для создания нового "национального стиля" в русской живописи.

Павшие витязи

Самой первой работой, в которой он обратился к русской былинной истории, стала картина "После побоища Игоря Святославовича" 1880 года . Сюжет работы был придуман под впечатлением от древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве", прочитанной в кругу близких друзей. На первый взгляд, изображение трагического финала кровопролитной брани с половцами может показаться живописной иллюстрацией к литературному тексту. А между тем первый эскиз к этой работе появился именно в годы русско-турецкой войны, и, по сути, образы погибших богатырей - это осмысление трагической судьбы русских солдат, павших под Плевной и на Шипке.

Художник показывает храбрых русичей, словно уснувших крепким сном: их лица спокойны и вовсе не обезображены смертью. Два центральных образа - по-богатырски могучий, грозный витязь Изяслав и еще совсем юный прекрасный княжич Ростилав - олицетворяют доблесть гражданского долга. Зритель невольно любуется красотой этих типажей. Совершенно иначе художник изображает половцев - их лица искажены предсмертной мукой. Такое разделение персонажей на положительных и отрицательных имеет своей целью воспеть подвиг любимых героев в противовес врагам.

Работая над картиной, Васнецов часто ходил в Исторический музей и изучал, как выглядят древние доспехи и оружие. Но орнаментика кольчуг, щитов и узорочье одеяний в картине воссоздают не столько подлинность исторического момента, сколько наполняют художественный сюжет духом древнерусской сказки.

Среди немногих современников, кто понял поэтическую интерпретацию современной истории, был Илья Репин. По его словам, это была "необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь, какой еще не бывало в русской истории". Но большинство зрителей недоумевали, почему среди реалистичных работ вдруг появился этот романтичный сюжет.

Виктор Васнецов признавался: "Перед моей картиной стоят больше спиной". Даже когда Павел Третьяков купил ее для своей коллекции, он отмечал "недостатки" картины.

Волшебный транспорт

Картина "После побоища" наметила дальнейший путь Виктора Васнецова. И вскоре, несмотря на всеобщую критику фольклорной тематики первой работы, к художнику обращается известный меценат, основатель Абрамцевских мастерских Савва Мамонтов с просьбой исполнить для правления строящейся Донецкой железной дороги несколько картин на сказочные сюжеты. Первой такой работой стал "Ковер- самолет" 1880 года . Картина в иносказательной форме должна была символизировать мечту о быстром передвижении. Художник изобразил бесстрашного Ивана, летавшего за "тридевять земель" за символом немеркнущего света - жар-птицей.

В.М. Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Холст, масло. 165х297. НГХМ (Нижний Новгород)

Когда картину художник представил публике на выставке передвижников, зрители пришли в ярость: как мог серьезный художник обратиться к самому низкому жанру - сказке? Но даже в этой работе Виктор Васнецов на самом деле оставался верен реалистичным традициям. Сказочный герой - победитель в нарядном одеянии и его волшебный транспорт изображены на вполне реальном фоне, который больше напоминает пейзажи Саврасова и Васильева, чем обстановку русской былины.

Недра Донбасса

Следующей работой стали "Три царевны подземного царства" 1884 года , чей сюжет символизировал богатство недр Донбасса полезными ископаемыми. Женские образы - аллегорическое воплощение золота, драгоценных камней и каменного угля. В качестве литературного источника Васнецов использовал старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (в картине железо художник заменил на уголь) и вывел на землю их царевен. Словно на театральной сцене предстоят царевны, олицетворяющие золото и самоцветы. Они горделиво и свысока смотрят на зрителя, в то время как младшая царевна скромно изображена у темной скалы. Ее черный наряд не так роскошен, как у ее старших сестер, но именно она является для художника воплощением женского идеала. В подобном сопоставлении "богатое - заносчивое" и "бедное - скромное" проявляется лейтмотив многих русских сказок, когда душевная красота берет верх над внешними достоинствами.

"Трех царевен" Васнецов называл "одной из самых ценных по творчеству работ", однако ни "Царевен", ни "Ковер-самолет" правление Донецкой железной дороги так и не приобрело - негоже кабинет директоров украшать сказочными сюжетами.

Сумеречная глухомань

Близкое общение с Саввой Мамонтовым и частые поездки в его усадьбу в Абрамцеве вдохновили Виктора Михайловича на написание одной из самых лиричных картин в его творчестве - "Аленушку" 1881 года .

Многих художников, приезжавших к Мамонтовым, привлекала не только своеобразная культура этого места, куда ранее приезжали Гоголь и Тургенев, когда-то гостившие у прежних владельцев усадьбы, но и особая поэтичность природы. В ходе работы Васнецов создал множество эскизов с пейзажей в Абрамцеве. Густые заросли абрамцевского мелколесья и тихая тенистая речка Воря с ее омутами подсказали художнику поэтичный образ тоскующей сироты Аленушки. Васнецов говорил: "Аленушка как будто всегда жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившее мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах".

Состояние одинокой девушки символично повторяется в образе природы. В едином ритме со сгорбившейся женской фигурой поникли листья камыша, а темный цвет глади воды словно вторит невеселым думам Аленушки.

Художник не столько показывает сказочный сюжет, сколько живописно воплощает настроение тоски и горькой печали. Васнецов стремился раскрыть тончайшую связь между переживаниями человека и природы, что соответствует духу пантеистичной народной поэзии. Как писал искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, "лирика сюжета в "Аленушке" выражена в сумеречной глухомани, в ее настороженности, в скорби начинающейся осени". Эта картина открывает традицию выражения в живописи неразрывной связи человека с природой через изображение настроения человека и состояния природы. Позже этот тип "пейзажа-настроения" будет воплощен в полной силе в творчестве Исаака Левитана.

В ожидании беды

Окончательно типично "васнецовский" пейзаж выкристаллизовался в картине "Иван-царевич на Сером Волке" 1889 года. Это полотно воскрешает эпизод народной сказки в переложении А.Н. Афанасьева: "Иван-царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она - Ивана-царевича". Но внимание художника останавливается не на изображении сцены любви, а на предчувствии несчастий, что ждут возлюбленных впереди. Поэтому лицо Елены Прекрасной исполнено грусти. Образ природы, как и в "Аленушке", вторит состоянию беглецов - цвет темной воды болота, густого, почти черного леса и тусклой серой зари усиливают ощущение тревоги. Единственным светлым пятном на переднем плане становится изображение цветущего яблоневого дерева - ведь именно с истории о яблоне, чьи плоды похищает жар-птица, и начинаются приключения царевича. Необыкновенная атмосфера сказки и ее волшебная символика захватывает зрителя, и можно вовсе не заметить такие художественные неувязки, как то, что волосы царевны ветер развевает в другую сторону, а меч царевича легко отлетает вбок, будто он сделан из картона.

Сказка Островского

С жизнью Васнецова в Абрамцеве, с семейством Мамонтовых связана еще одна работа - "Снегурочка" 1899 года . Этому живописному образу предшествовала долгая работа по реализации на сцене сказки Александра Островского. Играть и оформлять спектакль должны были практически все участники мамонтовского кружка. Васнецова обязали играть роль деда Мороза и параллельно подготовить эскизы декорации и костюмов. Так, впервые на сцене были использованы не ремесленные, кочующие из спектакль в спектакль, кулисы, но настоящие поэтичные картины, а на их фоне актеры играли не в шаблонных бутафорских костюмах, но в воссозданных исторически-подлинных народных одеждах. По воспоминаниям жены художника Василия Поленова Натальи Васильевны, "художник Суриков, присутствовавший на первом представлении, был вне себя от восторга. Когда вышли Бобыль и Бобылиха и с ними толпы берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром".

Слева - Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896. Абрамцево

Справа - "Снегурочка". 1899. ГТГ

А своего любимого персонажа - Снегурочку - Васнецов решает отдельно запечатлеть на холсте. Это уже не просто идеальный женский образ, но, как отмечали современники художника, образ "чистой заснеженной России". Для этой работы ему позировала близкая подруга Вера Мамонтова (та самая "Девочка с персиками"), дочь Саввы Мамонтова (Портрет В.С. Мамонтовой 1886 года ).

На страже Руси

Самой значимой работой Васнецова, сюжет которой художник вынашивал почти 22 года, стала картина "Богатыри" 1896 года . Ее написание он воспринимал для себя как гражданский долг и картину осознавал "обязательством перед родным народом".

"Богатыри", как и "Побоище" или "Аленушка", не иллюстрируют былинные эпизоды, но являются их авторской интерпретацией. Герои остановились и, по словам самого Васнецова, "примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого?" Каждый из богатырей олицетворяет разные ипостаси русского характера.

В центре - Илья Муромец. Прототипом для создания этого образа послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. Он прост и крепок. Его грузной фигуре вторит изображение могучего черного коня. Оружие Ильи под стать его характеру - тяжеловесное и мощное копье. Слева от него - Добрыня Никитич. Его прототипом стал сам художник. Тонкие черты лица подчеркивают его иконописный образ. Это не случайно, по этой же причине художник только на нем изображает золотой крест, который напоминает о связи былинного Добрыни с Добрыней летописным, историческим лицом, принимавшим активное участие в Крещении Руси. Его смелый и порывистый характер подчеркивает жест богатыря - рука, в нетерпении сжимающая рукоятку меча и готовая к бою. Красный конь Добрыни, как и его наездник, всегда готов к подвигу.

Слева от Ильи изображен самый молодой герой - Алеша Попович, смекалистый и находчивый. Лицо его немного женственно, а движения мягки. Его оружие - лук и стрелы - выдает в нем порыв и смелость. А конь у него показан по-юношески любознательным, он наклонил голову и рассматривает молодые ели.

Важную роль в картине играет пейзаж. Вновь проявляются абрамцевские мотивы: холмы, покрытые мелколесьем, овраги, которые ведут к маленькой речушке. Изображенный ландшафт словно олицетворяет представление о родине, демонстрирует ширь русской земли. Природа здесь, как и сами богатыри, могучая и величественная.

В этой работе выразился его тезис "веры в искусстве".

Неравный бой

В середине 1890-х годов слава Васнецова достигла апогея - даже самые ярые критики перешли на сторону поклонников его творчества. В это время художник решает заняться постройкой собственного дома в Москве (ныне музей Виктора Васнецова в пер. Васнецова, 13). В эскизах он сконцентрировался на создании идеала русского жилища, положив начало неорусскому стилю в архитектуре - стиль соединяет принципы русского зодчества с элементами модерна.

В этом доме и были созданы все последние работы художника. Своим сказочным героям художник не изменял на протяжении всей жизни. Даже после того, как в 1917-м прогремела революция и повсюду раздавались призывы отвергнуть старый стиль, Васнецов продолжал рисовать своих былинных героев.

В работе "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" 1913 1918 годов вновь возникает "богатырская тематика". Художник изображает многоголовое чудовище как образ зла, которое буквально нависло над миром. Фигура крепкого русского богатыря кажется несравненно меньше, чем туловище беснующегося чудища. Облик Змея Горыныча - олицетворение всего самого ужасного в мире, жаждущего поглотить все живое, но васнецовский герой храбро продолжает неравный бой.

Художник говорил: "В новом веке - новые песни, и я едва ли теперь сумею их спеть. Хорошо, если я смогу показать, что чувствовал и чем жил в своем веке".

Искание подлинно русского миропонимания Васнецов осознавал как заветную миссию художника, взяв на себя роль первопроходца.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем - куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей - «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.




Top