Куприн александр васильевич художник биография. Александр куприн и его натюрморты

Обладатель престижнейшей награды – Кубок Дэвиса в составе команды, победитель четырех соревнований АТР в разных разрядах и участник четвертьфинала Ролан Гаррос, Игорь Андреев был вынужден завершить свою карьеру в 2014 году из-за многочисленных травм.

Игорь Андреев - Случайный выбор карьеры

Москвич Игорь Андреев начал заниматься теннисом абсолютно случайно – его родители хотели занять сына спортивными тренировками, и секция тенниса была единственной, проводившей набор учеников в летнее время. На тот момент мальчику было семь лет. В возрасте пятнадцати лет Игорь переехал в испанскую Валенсию для продолжения тренировок уже на новом уровне.

Профессиональный спорт

Карьера в качестве профессионала у Андреева началась в 2002 году, и сразу принесла ему громкую победу. Вместе с Николаем Давыденко в парном разряде он стал победителем Кубка Кремля . Через два года фамилия теннисиста уже входила в список 50-ти лучших теннисистов планеты.

Участие в турнирах серии Мастерс позволило одолеть в 2005 году в четвертьфинале сначала Рафаэля Надаля , затем и Давида Феррера в финальном выступлении. Тот же год принес в копилку его наград победу в одиночных играх на Кубке Кремля, победу в итальянском Палермо и уже 25-е место мирового рейтинга теннисистов среди одиночек.

Сложности на пути к успеху

На протяжении всего пути к славе Игорь Андреев пережил немало травм и проблем со здоровьем. Чтобы не отступать, ему приходилось прилагать колоссальные усилия для преодоления недомоганий. В течение двух лет у теннисиста был серьезный спад в карьере – вплоть до 2007 года он не завоевал каких-либо впечатляющих титулов. Поражения 2006 года сначала на соревнованиях в Сиднее, затем и в Индиан-Уэллсе, а также травма колена и временное прекращение выступлений привели к существенной потере в рейтинговой таблице АТР.

Последние годы карьеры теннисиста

Сумев восстановиться, Игорь Андреев возвращается на корты и на вершину рейтинга АТР – его фамилия занимает 33-ю строчку, за что ему была присуждена награда АТР «Возвращение года». 2008 год стал также успешным – Ролан Гаррос , Кубок Дэвиса и 19-я позиция среди лучших теннисистов всего мира.

С 2009 по 2011 годы многочисленные травмы снова дали о себе знать, и, одновременно с рейтингом, Андреев теряет и шансы на победы в знаковых турнирах. После травмы плеча в 2012 году он смог вернуться на корт лишь через год, где проиграв в Уимблдонском турнире, Игорь Андреев решил поставить точку в своей спортивной карьере. В 2014 году он стал лауреатом Зала российской теннисной славы как один из самых именитых современных теннисистов нашей страны.

Обладатель Кубка Дэвиса 2006 года в составе сборной России.

Карьера

Андреев начал профессиональную карьеру в 2002 году и с тех пор выиграл 3 турнира ATP (Валенсия, Палермо и Москва), все в 2005. Наивысшей позицией в рейтинге ATP было 18-е место (3 ноября 2008).

Андреев дебютировал в ATP туре в сентябре 2003 в Бухаресте. В первом круге он одержал победу над первым сеяным россиянином Николаем Давыденко 7-5 6-71 6-0, однако уже в следующем круге проиграл Хосе Акасусо.

В этом же месяце на Кубке Кремля в Москве Игорь победил первого сеяного Сьенга Шалкена 6-3 6-1 и впервые достиг стадии четвертьфинала, где проиграл Полю-Анри Матьё 6-2 3-6 5-7. На турнире в Санкт-Петербурге россиянин одержал верх четвёртым сеяным белорусом Максом Мирным 6-4 7-61. Во втором круге Андреев проиграл Саргису Саргсяну.

В 2004 году Игорь Андреев впервые в своей карьере вошёл в список пятидесяти лучших игроков мира. В течение этого же года россиянин достиг двух финалов: в швейцарском Гштааде в июле, проиграв Роджеру Федереру; в Бухаресте в сентябре, проиграв Хосе Акасусо. По итогам года Игорь выиграл 28 матчей и дебютировал в матчах Кубка Дэвиса.

Игорь Андреев впервые выступил на Australian Open в 2004 и уступил в первом раунде французу Оливье Пасьянсу 6-4 6-4 6-74 1-6 2-6. На втором турнире Большого Шлема - Roland Garros Андреев выступил чуть лучше, достигнув 1/8 финала, где проиграл будущему чемпиону этого турнира Гастону Гаудио 4-6 5-7 3-6. Wimbledon сложился для россиянина не очень удачно, он уступил уже во втором круге чилийцу Фернандо Гонсалесу, а на US Open Игорь не прошёл и первый круг, на его пути непреодолимой преградой встал Фернандо Вердаско 3-6 4-6 6-4 6-2 5-7.

На Олимпиаде в Афинах в августе 2004 Андреев закончил свое выступление в третьем раунде, проиграв будущему чемпиону чилийцу Николасу Массу.

В паре с Николаем Давыденко Андреев выигрывает Кубок Кремля в октябре 2004.

Свой первый титул в одиночном разряде Игорь Андреев завоевал в апреле 2005, выиграв турнир в испанской Валенсии. В финале россиянину противостоял хозяин соревнований Давид Феррер, а в? финала Андрееву удалось одержать верх над четвёртой ракеткой мира Рафаэлем Надалем. После этого поражения Надаль начал серию беспроигрышных матчей на грунте, которая длилась более двух лет и была прервана только Роджером Федерером в мае 2007.

Рейтинг в одиночном разряде на конец года

  • 2009 - 35
  • 2008 - 18
  • 2007 - 33
  • 2006 - 90
  • 2005 - 27
  • 2004 - 50
  • 2003 - 90
  • 2002 - 286
  • 2001 - 991

Он родился в семье, далекой от спорта, поэтому ничто не предвещало карьеры теннисиста. Однако когда Игорю было шесть лет, родители приняли решение о том, что неуемная энергия мальчика должна быть направлена в правильное русло. Дело было летом, и единственным местом, готовым принять новичка, стала именно . Вот так сначала ракетка, а потом и Кубок Дэвиса оказались в руках Игоря Андреева.

Рост Вес Основная рука Сумма призовых ($) на конец 2013 года
185 80 правая 4 500 000

Игорь Андреев: начало

До пятнадцати лет мальчик учился и тренировался на московских кортах. Однако затем переехал в Валенсию и уже в Испании продолжил тренировки.

2002 год для теннисиста стал годом начала его профессиональной карьеры. С большим энтузиазмом и рвением стал выступать молодой спортсмен на различных турнирах, за что был вознагражден: в паре с получил титул на Кубке Кремля.

К 2004 году его фамилия уже украшала первую «пятидесятку» списка лучших теннисистов мира. Успех не вскружил голову Игорю, а, напротив, поднял его на новый уровень.

Победить сильнейших

В 2005 году Игорь Андреев участвовал в турнирах серии «Мастерс». В четвертьфинале россиянин не дрогнул перед Рафаэлем Надалем и одержал победу. В финале его ожидал хозяин корта, пользующийся колоссальной поддержкой трибун, - Давид Феррер. Но и тут рука не подвела молодого спортсмена. Домой он вернулся с заслуженной победой. Год был «урожайным» на награды: (на этот раз в одиночных состязаниях), турнир в Палермо. Болельщики рукоплескали новой звезде большого тенниса, а статистика показала 25-ую строчку мирового одиночного рейтинга.

Превратности судьбы и перепады в карьере

Рассказывая о спортивных достижениях того или иного теннисиста, часто приходится умалчивать о том, что оказывается «за кадром». Титанический труд во время многочасовых тренировок, колоссальная усталость, серьезные травмы – именно из этого состоят будни любого знаменитого спортсмена. Теннисист Игорь Андреев – не исключение. Находясь на пике теннисной славы, он уже имел в своем арсенале немало травм, которые рано или поздно должны были дать о себе знать.

В спортивной карьере перспективного теннисиста наступил спад, продлившийся до 2007 года включительно. Неутешительная статистика это подтверждает: сначала он покинул первую «сотню», а затем опустился и до третьей сотни мирового рейтинга.

Восстановившись, Андреев заиграл с новой невиданной силой. Мир его вспомнил, а фамилия вновь стала узнаваемой: , – везде он проводил блистательные матчи. Как итог, в конце сезона – 19 место среди сильнейших (2008 год).

После этого в карьере начался очередной спад: 35-ое место в 2009 году, 79-ое в 2010 и 115-ое в 2011. Причиной тому стал целый ряд факторов и обстоятельств, главным образом, многочисленные травмы.

Завершение карьеры

В конце 2012 году его медицинская карта пополнилась новой записью о серьезной травме плеча, не позволившей спортсмену появляться на корте до апреля 2013 года. А поставил точку в профессиональной карьере теннисиста.

В апреле 2005 года он выиграл первый в своей жизни один из престижнейших теннисных турниров в Валенсии. Его ликованию не было предела. И сразу же после этой ошеломляющей победы он, неожиданно для всех, а самое главное, в отсутствие первого номера сборной России - травмированного Марата Сафина и к неописуемой радости поклонников самого красивого вида спорта принес третье победное очко в четвертьфинале со сборной Франции в спорткомплексе Олимпийский. И тем самым обеспечил нашей команде место в полуфинале в розыгрыше неофициального чемпионата мира среди мужских команд Кубка Дэвиса. Имя триумфатора Игорь Андреев.


- Игорь, что все-таки сыграло главную роль в твоей победе в четвертьфинале над французским теннисистом Полем-Анри Матье?

Скорее всего, хороший настрой. Он на тот момент оказался для меня более важным, чем мои физические показатели. К тому же, был составлен тактический план. Я попробовал розыгрыши: чуть повыше и под право, которые потом мне пригодились в игре.

- Каким образом ты настраивался? Может быть, капитан нашей сборной Шамиль Тарпищев что-то тебе подсказывал?

Я старался думать только о позитивных вещах. О том, что с каждой встречей играю все лучше и увереннее. К тому же, я начал потихоньку приспосабливаться к залу.

- Игорь, я знаю, что почти у всех теннисистов в детстве был кумир. Ты, я думаю, не исключение?

Когда я был маленьким, очень хотел быть похожим по стилю игры на одну из самых ярких звезд мирового тенниса американца Андре Агасси . Но, повзрослев, я отодвинул кумира на второй план. Я пытался внести что-то новое в теннис, по-своему разнообразить игру. И думаю, что это у меня сегодня неплохо получается (улыбается).

- Какой твой любимый турнир Большого шлема?

Скорее всего, открытый чемпионат Франции «Ролан Гаррос» . Он мне близок по стилю игры, к тому же я увереннее чувствую себя на грунте, нежели на других теннисных покрытиях.

- Как ты относишься к мнению большинства, что спортсмены, выбирая путь телесного самосовершенствования, проигрывают в эрудиции простым людям?

Я считаю, что у каждого человека есть свое определенное занятие в жизни. Если спортсмен большую часть времени проводит на корте, он уже не сможет полноценно учиться. Ведь тот, кто всерьез изучает, например, историю, не умеет играть в теннис профессионально, и наоборот. Лично мне больше нравится часами бегать с ракеткой по корту, чем заниматься целый день в институте. Каждый мой матч не похож на другой. Я могу, к примеру, обыграть теннисиста из первой десятки, и неожиданно проиграть игроку, входящему в сотню. Каждый раз, выходя на корт, я стараюсь настраиваться на борьбу, никогда сразу не опускаю руки. Я считаю, что люди не должны «насиловать» себя, занимаясь нелюбимым делом.

- Игорь, каково в 22 года стать образцом для подражания?

- (Смеется). Какой я образец? Что вы? Я просто делаю работу, которая доставляет мне моральное и физическое удовольствие, массу положительных эмоций. Я рад, что своими победами приношу радость преданным поклонникам.

- Ты живешь и тренируешься в Испании. Испанские девушки, наверное, горячее и темпераментнее русских? А знакомиться с девушками известному теннисисту проще?

Да нет, совсем нелегко. Я не думаю, что, если я выйду на улицу, все сразу узнают во мне теннисиста Игоря Андреева. Пока русские девушки мне нравятся гораздо больше иностранок, в том числе и испанок.

- Ты ни разу не пожалел, что стал теннисистом?

Если честно, мне грех жаловаться. (Улыбается). На сегодняшний день теннис мне приносит неплохие деньги. Я занимаюсь профессионально спортом для того, чтобы добиться хороших результатов. Конечно, были трудные моменты, когда что-то не получалось, случались различные травмы, но нельзя расслабляться. У меня есть родные и близкие, которые помогают советами, поддерживают психологически. Ведь без хорошей работы над собой и ежедневных тренировок профессионалом вряд ли станешь. Чем выше результаты, тем больше надо работать. Пока меня это устраивает, а там - посмотрим.

- Чего на данный момент тебе не хватает? Какова твоя главная цель?

Наверное, технической оснащенности, сила ударов есть, но, к сожалению, нет точности, мое физическое здоровье пока хромает. Я постепенно подтягиваюсь, расту, а опыт, как говорится, приходит с годами. Главная же цель - играть в хорошую игру, работать над своей подачей. Ну и, конечно же, самое главное - побеждать… Досье на Игоря Андреева

Настоящее имя: Игорь.

Место рождения: Москва.

Любимое женское имя: Алиса.

Любимая еда: суши, итальянская кухня, мамина кухня.

Любимый цвет: зеленый, синий.

Любимая книга: Мастер и Маргарита.

Любимый вид спорта, кроме тенниса: хоккей, футбол.

Любимый город: Москва, Валенсия.

Первые художественные навыки получил в 1889–1893 в гимназии в Борисоглебске у учителя рисования Н.А.Евсеева. В 1896–1902 работал в Воронеже конторщиком в счетоводстве Юго-Восточных железных дорог и одновременно учился в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьёва и М.И.Пономарёва (1896–1902). Продолжил образование в Петербурге в частной школе–мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1904), в Москве в школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1904–1906) и в МУЖВЗ (1906–1907, 1908–1910, исключён) у Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, в мастерской В.А.Серова (до 1909) и К.А.Коровина.

Преподавал рисование в Арбатском частном женском училище (1916–1918), живопись во II ГСХМ в Москве (1918–1920, ассистент Коровина), в Нижегородских и Сормовских художественных мастерских (1920–1922), Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1922–1930); в Текстильном институте (1928–1932), СЦХПУ) (1946–1952). Профессор (с 1922).

А.В.Куприн. Пейзаж с церковью. 1918.Холст, масло. 83×108. ГМИИ РТ


А.В.Куприн. Лежащая обнажённая. 1917.Холст, масло. 120×165. ГТГ


А.В.Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Холст, масло. 105×94. СГХМ


Куприн А.В. Натюрморт со скульптурой Б.Д.Королёва. 1919.Холст, масло. 115×120.ГРМ


А.В.Куприн. Круглый стол. 1914.Холст, масло. 70,5×92. ЯХМ

Жил в Борисоглебске (1880–1893), Воронеже (1893–1902), Петербурге (1902–1904), Москве (1904–1920, с 1922), Нижнем Новгороде (1920–1922).

Посетил Ростов Великий и Торжок (1908), путешествовал по Франции и Северной Италии (1913–1914), работал в Крыму (1907–1908 и после 1926).

Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге (1902–1904), в оформлении Баку к 14-й годовщине революции (1931).

Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1911–1916, член-учредитель, в 1916 – председатель правления); «Мир искусства» (1917–1921); «Московские живописцы» (1925–1928); «Бытие» (1926–1927); ОМХ (1928–1932).

Творчество Куприна развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 Куприн впервые посетил собрание С.И.Щукина и познакомился с М.Ф.Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910) и «Бубновый валет» (1910–1911). В работах этого периода ощутимо влияние как Ван Гога, так и раннего Ларионова («Терраса». 1910. НГХМ; «В саду». 1910. ГТГ). Однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 основным ориентиром для Куприна становится Сезанн. Под влиянием лидеров общества «Бубновый валет» (в первую очередь П.П.Кончаловского) и поездки во Францию складывается его вариант сезаннизма («Натюрморт с тыквой». 1912; «Натюрморт с синим подносом». 1914; «Оливковые деревья в Ментоне». 1914. Все – ГТГ), затем появляются частичная кубизация формы («Завод под Москвой». 1915. ГТГ). В 1916, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн вошёл в контакт с представителями радикального авангарда, но вскоре покинул общество и вслед за Кончаловским и Машковым перешёл в «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства бубнововалетцев, оставшихся на позициях раннего – фигуративного и живописного – авангарда. Около 1917 Куприн создаёт свой индивидуальный стиль. Сохраняя сложившуюся в период «Бубнового валета» жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметный антураж (посуда, цветы и пр.), Куприн насыщает образный строй экспрессией, чему служат кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты. Ослабляется интерес к материальности, фактуре предметов: Куприн часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов, а в 1921 обращается к технике коллажа, позволяющей полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Художник сталкивает контрастные формы – угловатые, ломкие – и тающие, как будто растворяющиеся в пространстве. Цвет служит не выявлению формы, как в сезаннизме, а созданию исполненной драматизма атмосферы и в то же время – впечатляющей декоративной гармонии.

В 1922 Куприн вернулся к работе на пленэре, в 1923 с другими бубнововалетцами принял участие в программной «Выставке картин», продемонстрировавшей их разрыв с принципами авангарда и установку на традиционализм. Куприн обратился к традициям пейзажа ХIХ века: Коровина, барбизонцев, романтиков, до конца жизни сохранив мастерство и живописную культуру.

Куприн интересовался технологией живописи, изготовлял краски для работы. Был музыкантом-любителем; самостоятельно собрал фисгармонию, на которой играл.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Прижизненные персональные выставки Куприна состоялись в 1934 (Москва, клуб Авиахима; Москва, Всекохудожник), 1948 (Москва, совместно с Г.И.Кепиновым), 1957 (Москва, совместно с Г.И.Мотовиловым).




Top