Пол Андерсон: фильмография и личная жизнь режиссера. Начало спортивной карьеры

Пол Андерсон (Poul William Anderson), США, 26.11.1926-31.07.2001

Пол У. Андерсон родился в 1926 году в Бристоле, штат Пенсильвания, в семье выходцев из Дании, чем и объясняется нетипичное для орфографии английского языка написание его первого имени – Poul.

Окончил университет штата Миннесота со степенью бакалавра по физике. Второе образование Андерсона – историческое. Кроме того, благодаря своему происхождению, он хорошо знает скандинавские языки (как древние, так и современные) и литературу европейского Севера.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал “Astounding Science Fiction”, который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл. Первый рассказ будущего мастера фантастики, опубликованный в этом издании, – «Дети завтрашнего дня», написан в соавторстве с Ф.Н. Уолдропом.

Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся затем на полвека...

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя – две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы.

Среди романов прослеживаются два цикла. Первый – о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне: «Война крылатых людей» (1958), «Торговец – всегда торговец» (1964), «Злоумышленники» (1966), «Сатанинские игры» (1969), «Миркхейм» (1977), «Книга ворот бури» (1978). Второй цикл посвящён приключениям агента Земной империи Доменика Фландри: «Отдайте нам звёзды» (1959), «Землянин, прочь отсюда» (1960), «Майская орбита» (1961), «Агент Земной империи» (1965), «Мичман Фландри» (1966), «Адский цирк» (1970), «Рыцарь Фландрии» (1974), «Имперская игра» (1984).

С позиций научной фантастики Пол Андерсон рассматривает полёты в космос («Долгий путь домой» (1954), «После Судного дня» (1963), «Тау нуль» (1970)), путешествия во времени («Патруль времени» (1961), «Танцовщица из Атлантиды» (1971)), антропологию, этику... не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последний цикл, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты...

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград. За полвека творческой деятельности Пол Андерсон семь раз становился лауреатом премии «Хьюго» (1961 – рассказ «Самое долгое путешествие», 1964 – повесть «Нет мира королям», 1969 – рассказ «Причащение плоти», 1972 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1973 – рассказ «Певец», 1979 – рассказ «Охотничья луна», 1982 – повесть «Сатурналии»); трижды получал премию «Небьюла» (1971 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1972 – рассказ «Певец», 1981 – повесть «Сатурналии»). Помимо этого писатель удостаивался премии «Гэндальф» (официальное наименование – Мемориальная премия Джона Р.Р. Толкина) (1978) и премии издательства «Макмиллан» за лучший детективный роман года (1959).

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт: «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей – к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Кроме научной фантастики Андерсон пробовал свои силы в таких литературных жанрах, как детективный и авантюрный романы, историческая хроника, фэнтези, произведения для детей, и, как правило, небезуспешно...

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая несколько раз выступала в качестве его соавтора (в частности, в тетралогии «Король Иса» (1988)) и дочь. Зять Андерсона – также известный фантаст – Грег Бир.

Пол Андерсон (полное имя - Пол Уильям Андерсон / Poul William Anderson) родился в 1926 году в семье выходцев из Дании, чем и объясняется непривычное для английского языка написание его имени - Poul.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал «Astounding Science Fiction», который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл. Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся уже почти на полвека.

Первая публикация Андерсона в НФ - рассказ «Завтрашние дети» (1947 г.), написан совместно с Ф.Н.Уолтропом.

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя - две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы. Среди романов прослеживаются два цикла. Первый - о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне: «Война крылатых людей» (1958), «Торговец - всегда торговец» (1964), «Злоумышленники» (1966), «Сатанинские игры» (1969), «Миркхейм» (1977), «Книга ворот бури» (1978). Второй цикл посвящен приключениям агента Земной империи Доменика Фландри: «Отдайте нам звезды» (1959), «Землянин, прочь отсюда» (1960), «Майская орбита» (1961), «Агент Земной империи» (1965), «Мичман Фландри» (1966), «Адский цирк» (1970), «Рыцарь Фландри» (1974), «Имперская игра» (1984).

Андерсона как писателя-фантаста прежде всего занимают научные проблемы. Это и полеты в космос («Долгий путь домой» - 1954, «После Судного дня» - 1963, «Тау нуль» - 1970), и путешествия во времени («Патруль времени» - 1961, «Танцовщица из Атлантиды» - 1971), и антропология, и этика, не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последняя, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты.

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград: ему семь раз присуждалась премия «Хьюго», трижды - премия «Небьюла», в 1978 году он получил премию «Гэндальф», или, как она называется официально, Мемориальную премию Джона Р. Р. Толкина.

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт, «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей - к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая порой выступала в качестве его соавтора. Зять Андерсона также известный фантаст - Грег Бир.

Пол Андерсон (полное имя - Пол Уильям Андерсон / Poul William Anderson) родился в 1926 году в семье выходцев из Дании, чем и объясняется непривычное для английского языка написание его имени - Poul.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал «Astounding Science Fiction», который возглавлял тогда не менее знаменитый Джон В. Кэмпбелл. Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся больше чем на полвека.

Первая публикация Андерсона в НФ - рассказ «Завтрашние дети» (1947 г.), написан совместно с Ф.Н.Уолтропом.

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя - две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы. Среди романов прослеживаются два цикла. Первый - о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне: «Война крылатых людей» (1958), «Торговец - всегда торговец» (1964), «Злоумышленники» (1966), «Сатанинские игры» (1969), «Миркхейм» (1977), «Книга ворот бури» (1978). Второй цикл посвящен приключениям агента Земной империи Доменика Фландри: «Отдайте нам звезды» (1959), «Землянин, прочь отсюда» (1960), «Майская орбита» (1961), «Агент Земной империи» (1965), «Мичман Фландри» (1966), «Адский цирк» (1970), «Рыцарь Фландри» (1974), «Имперская игра» (1984).

Андерсона как писателя-фантаста прежде всего занимают научные проблемы. Это и полеты в космос («Долгий путь домой» - 1954, «После Судного дня» - 1963, «Тау нуль» - 1970), и путешествия во времени («Патруль времени» - 1961, «Танцовщица из Атлантиды» - 1971), и антропология, и этика, не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последняя, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты.

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград: ему семь раз присуждалась премия «Хьюго», трижды - премия «Небьюла», в 1978 году он получил премию «Гэндальф», или, как она называется официально, Мемориальную премию Джона Р. Р. Толкина.

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт, «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей - к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая порой выступала в качестве его соавтора. Зять Андерсона также известный фантаст - Грег Бир.

Пол Эдвард Андерсон - американский тяжелоатлет, стронгмен и пауэрлифтер. Завоевал золотую медаль на Олимпиаде-1956 и стал чемпионом мира и двукратным чемпионом США. Считается одним из самых сильных людей в истории.

Биография ранних лет

Великий атлет родился 17 октября 1932 г. в Токкоа (Джорджия) в семье Роберта Андерсона и Этель Беннетт. Когда он был ребенком, родители часто переезжали, поскольку отец занимался различными строительными проектами. Пол был болезненным мальчиком и перенес болезнь Брайта. Врачи говорили, что из-за повреждения почек долго он не проживет. В итоге они действительно отказали, но это случилось не раньше, чем он произвел фурор в спортивном мире.

В 1950 г. Пол поступил в университет Фурмана по футбольной стипендии, но вскоре его заинтересовала тяжелая атлетика. Он познакомился с небольшой, но серьезной группой штангистов, которых впечатлили его возможности, хотя тогда он просто дурачился. Пол понял, что действительно в чем-то превосходит других, и это побудило его по-настоящему заняться тяжелой атлетикой.

Знакомство с легендой

Летом 1952 г. друзья повезли Пола на север Джорджии, чтобы познакомить его с легендарным тяжелоатлетом Бобом Пиплсом. Боб был фермером и мастером тяги, который хотя и завершил спортивную карьеру, все еще оставался хорошо известным. Андерсон и другие местные тяжелоатлеты собрались в спортзале Пиплса. Боб спросил Пола, какой вес ему установить, чтобы разогреться в упражнении с приседанием. Тот попросил 272 кг. Поскольку тогда официальный мировой рекорд в этом упражнении составлял около 260 кг, с большим скептицизмом и нерешительностью ему установили нагрузку. Когда Пол подошел к штанге, все собрались вокруг, чтобы спасти его в случае необходимости. Андерсон поднял снаряд на плечи, отступил назад, присел и, не колеблясь, снова встал. Постояв так несколько мгновений, он с легкостью повторил упражнение, сделал шаг вперед и вернул штангу на стойку. Боб и его друзья стояли в ошеломленной тишине, став свидетелями двойного подъема веса, намного превышающего официальный мировой рекорд. Этот случай имел непосредственное влияние на биографию Пауля Андерсона. Он решил осенью не возвращаться к учебе, чтобы иметь возможность выступать на соревнованиях. С помощью и под руководством Боба Пиплса началось обучение Андерсона.

Изобретатель поневоле

Пол бросил университет Фурмана еще в первый год обучения и вернулся в родительский дом, который тогда находился в Элизабеттоне, штат Теннесси. За год он мало чему научился, но зато придумал гениальный способ сделать себя сильнее. В 1969-70 годах, когда тяжелоатлет работал с доктором философии Терри Тоддом над серией статей в журнале Muscular Development, последний с самого начала заявил, что хотя у него и есть ученая степень, советы великого спортсмена Пауля Андерсона свидетельствуют о его настоящем таланте.

Силовые стойки, позволяющие безопасно поднимать штанги на короткое расстояние, были почти неизвестны в 1950-м и коммерчески еще нескольких лет не были доступными. Поэтому Полу пришлось проявить изобретательность. Он разработал метод частичных приседаний, в котором использовались 2 бочки с тяжелыми предметами, соединенные стержнем и установленные по обе стороны выкопанного в земле углубления, которое позволяло сократить высоту подъема. Когда нужно было увеличить расстояние, яма частично заполнялась. Сохранился снимок, сделанный 24 мая 1955 года, на котором Пол завершает частичное приседание с красивыми девушками, сидящими на каждой бочке.

Начало спортивной карьеры

Победа над рекордсменом мира Норбертом Шемански на чемпионате Северной Америки по тяжелой атлетике в Монреале в 1953 г. обеспечила Полу некоторую известность в спортивных кругах. Однако травма ноги не позволила ему пройти отбор в сборную США, которая отправлялась на чемпионат мира по тяжелой атлетике того года. А в 1954 г. он сломал свое левое запястье, поскользнувшись при попытке установить мировой рекорд на соревнованиях YMCA в Филадельфии. Автомобильная авария, которая произошла немного позже, погубила надежду на участие в команде Союза спортсменов-любителей, оставив его со сломанными ребрами и травмой бедра... Его надежды были разбиты.

Но Пол не сдался. Он начал реабилитировать свои травмы и посвятил себя изучению анатомии, питания и методов тренировки. Тяжелоатлет Пол Андерсон знал, что его время должно прийти.

В 1955 г. сборная США по тяжелой атлетике должна была собраться к июню, чтобы отправиться в СССР. До этого ни один американский спортсмен не был за железным занавесом в течение многих лет. Пол позвонил Бобу Хоффману из знаменитого клуба York Barbell, который тогда являлся тренером сборной, и сообщил о своем желании участвовать в команде. Тренер ответил, что рекорды Андерсона впечатляют, но они не подтверждены официально, поэтому место в команде было отдано тогдашнему чемпиону мира Норберту Шемански. Последним шансом Пола была победа на национальном чемпионате в Кливленде. Андерсон на всякий случай получил паспорт и сделал прививки. Его друзья даже начали посылать телеграммы со всех концов США в York Barbell Club, чтобы продемонстрировать его общенациональную поддержку. Пол оценил помощь, но не считал, что это действительно будет иметь действие...

Андерсон прибыл в Кливленд, чтобы сразиться с Шеманским. К его удивлению, Норберт получил травму спины и не стал соревноваться. Пол выполнил все обязательные упражнения с достаточным весом, чтобы проявить себя и произвести впечатление на Хоффмана. Когда тренер узнал, что Андерсон готов к путешествию, он взял его в команду, и они отправились в СССР.

Чудо в Москве

В июне 1955 года в московском парке им. Горького под дождем собралось 16 000 зрителей. Когда сборная США вышла на помост и прозвучало имя тяжелоатлета Пола Андерсона, он шагнул вперед, но раздалось всего несколько хлопков и смешки по поводу его размера. Его противником был Алексей Медвеев, который планировал поставить олимпийский рекорд в жиме, подняв более 150 кг. В ходе соревнований вес каждые несколько минут увеличивался на 5 фунтов, пока атлет не выражал желание выполнить свой подход. Когда вес достиг 136 кг все участники, кроме Андерсона и Медведева, закончили свои выступления. Советский спортсмен использовал первую попытку, затем вторую и третью с олимпийским рекордом в 150 кг. Когда он сделал это, толпа стала ликовать, но Пол еще не предпринял ни одной попытки. Вес штанги продолжал увеличиваться. В конце концов он достиг 159 кг. Сначала возникла некоторая путаница относительно того, использует ли Пол свою попытку. Наконец, чиновники просто спросили его, какой вес ему нужен. Он попросил 182,5 кг - на 18 кг больше мирового рекорда канадца Дуга Хэпберна. Персонал рассмеялся, но вес был установлен.

При первой попытке рука Пола соскользнула, поскольку штанга была мокрой от дождя. Публика облегченно вздохнула, как бы говоря: «Мы знали, что это невозможно». Но спокойно и осторожно тяжелоатлет Пол Андерсон высушил гриф полотенцем и снова натер мелом руки. Он не был расстроен и уверенно поднял штангу на грудь. Главный судья хлопнул в ладоши, чтобы он сделал выталкивание, и Пол идеально завершил упражнение, установив новый мировой рекорд.

Целых 10 секунд зрители сидели в шоке и тишине, а затем разразились аплодисменты. Русские называли его чудом природы.

Признание

В тот вечер тяжелоатлет Пол Андерсон установил еще 2 мировых рекорда в рывке и толчке, а также по общему поднятому весу. На следующий день он стал героем. Весь мир мгновенно узнал о его достижении. Посыпались предложения об интервью, и Saturday Evening Post напечатала о нем статью. После долгих лет напряженной работы он стал знаменитым.

На чемпионате мира 1955 года в Мюнхене последовали очередные рекорды тяжелоатлета Пола Андерсона. Он легко выиграл эти соревнования и начал подготовку к Олимпийским играм 1956 года в Мельбурне.

Триумф и трагедия Пола Андерсона

Победа тяжелоатлета была настолько сокрушительной, что на Олимпиаду в Австралии Советский Союз даже не выставил штангиста. Но за 2 недели до выступлений у Пола началось воспаление среднего уха. В последующие дни его температура поднялась до 40°. Он планировал к Олимпиаде весить 154 кг, но болезнь истощила его - взвешивание показало всего 138 кг. Кроме того, соревнования отставали от графика. Лихорадка, усталость и головокружение еще больше ослабили спортсмена. Впервые в своей карьере он уступал в рывке и толчке Умберто Селветти из Аргентины. Пол пошел в медпункт и лег на кушетку, попросив своего австралийского друга разбудить его, когда настанет его очередь. В 3 часа ночи тот сообщил ему, что нужно поднять в рывке и толчке 188 кг, чтобы сравняться с Селветти. Пол встал и пошел к помосту. В первой попытке он поднял штангу на грудь, но не смог продолжить. Во втором подходе ему удалось оторвать ее от груди, но снаряд прошел только половину пути. У него было всего 3 минуты до следующей попытки. Андерсон вернулся на помост, положил руки на гриф и быстро произнес молитву: «Господи, я хочу быть частью твоего царства, и клянусь в этом. Помоги мне». Из последних сил он рванул штангу на грудь. Затем он присел и толкнул, как будто от этого зависела его жизнь. Штанга поднялась и устояла.

Тяжелоатлет Пол Андерсон только что выиграл олимпийскую золотую медаль. И по сей день он остается последним американцем, который обладает такой наградой.

Профессиональная карьера

Чтобы избежать жестких ограничений, накладываемых на олимпийских спортсменов-любителей, зарабатывающих деньги своим трудом, Пол стал профессиональным стронгменом. Он начал выступать, делиться своей верой и демонстрировать свою силу в школах и тюрьмах.

Надеясь попасть в Книгу рекордов Гиннеса, в 1957 году Пол оторвал от земли стол с сейфом и грузами весом в 2844 кг. Гиннес признал его результат величайшим весом, когда-либо поднятым человеком. И это позволило назвать Пола Андерсона самым сильным человеком в истории. Однако в последующие годы возникли некоторые вопросы о подъеме, включая фактический вес сейфа и стола, поэтому Гиннесс отменил регистрацию достижения. В результате имя Андерсона в Книге рекордов больше не упоминается. Хотя неизвестно, сколько точно он поднял, он навсегда запомнится самым сильным человеком в мире.

Личная жизнь

Пол стал заботиться о благополучии молодых людей. В течение следующих нескольких лет он тратил все, что мог получить от выступлений, демонстраций и даже бокса, которым он недолго занимался, на создание Дома молодежи.

В 1959 г. силач Пауль Андерсон познакомился с прекрасной голубоглазой брюнеткой Глендой Гарланд, дочерью одного из друзей семьи. И уже осенью того года они поженились. Гленда разделяла мечты мужа и стала его величайшим помощником и другом. С первых дней своего брака они жили в мотеле в Видалии (Джорджия) и экономили каждую копейку, чтобы начать совместную жизнь и служение.

В 1961 г. Полу позвонил местный шериф, арестовавший мать двоих дочерей, которая пыталась заставить их заниматься проституцией, чтобы тот защитил их. Супруги приютили их в комнате мотеля, и так родился Дом молодежи Пола Андерсона.

Забота о молодых

В конце концов они арендовали большой дом в Видалии, и Пол начал путешествовать по стране, собирая средства в поддержку своего проекта. Через несколько лет он смог выкупить арендованный дом и землю. Андерсон чувствовал свое призвание и обязанность сосредоточить усилия своего служения на молодых людях. В течение многих лет после этого он был отцом сирот и смелым христианином.

Сегодня Дом молодежи Пола Андерсона принимает молодых людей, которые пережили травматические ситуации, совершили преступления или оказались в трудной ситуации, предоставляя им жилье, образование, любовь, дисциплину и стабильность.

Проблемы со здоровьем

В 1983 г. почки, поврежденные перенесенным в детстве заболеванием, начали отказывать. Пол почти умер от инфекции, связанной с диализом, поддерживавшем его жизнь. Любящая его сестра Дот отдала ему свою почку. Это подарило ему много лет жизни и работы в Доме молодежи.

родился в семье выходцев из Дании, чем и объясняется нетипичное для орфографии английского языка написание его первого имени – Poul.

Окончил университет штата Миннесота со степенью бакалавра по физике. Второе образование Андерсона – историческое. Кроме того, благодаря своему происхождению, он хорошо знает скандинавские языки (как древние, так и современные) и литературу европейского Севера.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал “Astounding Science Fiction”, который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл.

Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся затем на полвека.

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя – две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы.

Среди романов прослеживаются два цикла. Первый – о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне. Второй цикл посвящён приключениям агента Земной империи Доменика Фландри.

С позиций научной фантастики Пол Андерсон рассматривает полёты в космос («Долгий путь домой» (1954), «После Судного дня» (1963), «Тау нуль» (1970)), путешествия во времени («Патруль времени» (1961), «Танцовщица из Атлантиды» (1971)), антропологию, этику... не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последний цикл, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты...

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград. За полвека творческой деятельности Пол Андерсон семь раз становился лауреатом премии «Хьюго» (1961 – рассказ «Самое долгое путешествие», 1964 – повесть «Нет мира королям», 1969 – рассказ «Причащение плоти», 1972 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1973 – рассказ «Певец», 1979 – рассказ «Охотничья луна», 1982 – повесть «Сатурналии»); трижды получал премию «Небьюла» (1971 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1972 – рассказ «Певец», 1981 – повесть «Сатурналии»). Помимо этого писатель удостаивался премии «Гэндальф» (официальное наименование – Мемориальная премия Джона Р.Р. Толкина) (1978) и премии издательства «Макмиллан» за лучший детективный роман года (1959).

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт: «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей – к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Кроме научной фантастики Андерсон пробовал свои силы в таких литературных жанрах, как детективный и авантюрный романы, историческая хроника, фэнтези, произведения для детей, и, как правило, небезуспешно...

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая несколько раз выступала в качестве его соавтора (в частности, в тетралогии «Король Иса» (1988)) и дочь. Зять Андерсона – также известный фантаст – Грег Бир.




Top