Легенда о золотой бабе западная сибирь. Великая тайна золотой бабы

Легенда о «Золотой Бабе» - языческом идоле, отлитом из чистого золота и спрятанном где-то на Севере в Гипербарее , среди бескрайних рек, болот и лесов, своими корнями уходит древнейшие времена.

«Золотая баба» гипербореев.

Тысячу лет существовали легенды о несметных сокровищах Гипербореи, о неприступных Рипейских горах (Уральские горы) , где в снежной северной бездне спрятана колоссальная статуя Золотой бабы - идола, сделанного из чистого золота , и стерегущих её аримаспов, живущих рядом с гипербореями.

В «Истории» Геродота, можно прочесть, что за далёкими Рипейскими (Уральскими) горами, находится «проклятая часть мира, где постоянно идёт снег», живут нервы, способные превращаться в волков, воинственные амазонки, «одноглазые мужи - аримаспы» (греч. Αριμασποι), владеющие несметным сокровищами и «грифы, стерегущие золото , а ещё выше за ними, у самого моря – гипербореи » , не знающие смерти.

О племени аримаспов древнегреческий историк Геродот узнал от скифа Аристея.(IV, 27) , сложившего «свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется « » (Геродот IV 13, 14, 27;)

Возможно, аримаспы, о которых говорил Геродот 2500 лет назад, и были хранителями Золотой бабы. По-скифски слово «аримаспы» переводится, как: “арима” - единица, а “спу” – глаз . Можно предположить, что древние греки называли это племя аримаспы (одноглазые) оттого, что аримаспы «спали с открытым глазом », то есть были всегда начеку, охраняя свои золотые сокровища.

Поиски «Золотой бабы» продолжились в средневековье. Впервые о Золотой бабе прямо упоминается в русской летописи 1398 года.

Первым епископом, кому удалось хоть как-то укоренить христианство на северных землях, стал Стефан Пермский, крестивший Коми в 1379 году. Крещение сопровождалось достаточно агрессивными действиями христианских миссионеров : капища язычников уничтожали, деревянных идолов, распространенных повсеместно - нещадно сжигали. Подтверждением тому существует иконизированное изображение Стефана с занесенным топором над «священной березой» , увешанной мехами животных, икона символизировала борьбу с верой «диких народов».

После укоренения христианства в административных центрах региона, Стефан решил укрепить христианство в глубинке, но этом мешала легенда о существования древней святыни – идола «Золотой Бабы», но все попытки добраться до святыни язычников оказались тщетны, хранители надежно прятали свою святыню в тайге, подальше от глаз агрессивно настроенных христианских миссионеров .

В XIV веке христиане боролись с идолом, как одной из главных святынь язычников. А в XVIII веке рассказы о таинственной «Золотой Бабе» выступали в Европе некой визитной карточкой неизвестной России.

О существовании идола упоминается в ряде средневековых изданий, а о его местоположении упоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн в издании «Записки о московитских делах» 1549 года.

Золотая баба на карте 1562 года

Крещение идолопоклонников.

Крещение севера проходило с боями - язычники не хотели отказываться от поклонения идолам, не принимая христианскую веру. Процесс обращения северян в христианство был крайне долгим и, нельзя сказать, что абсолютно успешным, так как и в наше время на северных просторах встречаются целые народы, почитающие идолов и отвергающих христианство. Так получилось, что «Золотая Баба» стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали золотой идол своей основной святыней, о котором слагали легенды и мифы.

В Петровскую эпоху, на Северный Урал отправился христианский миссионер Григорий Новицкий , истинный верующий, образованнейший человек, автор первой этнографической монографии «Краткое описание о народе остяцком». Миссионер решил завершить дело, начатое Стефаном - найти и уничтожить Золотой идол. Однако охота за идолом стоила жизни Григорию Новицкому, при невыясненных обстоятельствах он погиб. Что явилось причиной его гибели неизвестно, возможно, он достиг цели и нашёл то, что искал, но хранители идола не дали осуществить задуманного, а возможно он просто пал жертвой природных катаклизмов. После того как Григорий Новицкий не вернулся, официально «за идолом» никого более не отправляли, однако, попытки найти «золотую бабу» не прекращались, но поиски из чисто религиозных целей, перешли в категорию «золотой лихорадки». Идол стал объектом вожделения авантюристов и искателей сокровищ, коих на Руси уже и в те времена было не мало.

«Эльдорадо» русского севера.

Самый большой в мире золотой самородок был найден в России 26 октября 1842 года. Крепостной крестьян, 17-летний сирота Никифор Сюткин, работавший на в недрах Царско-Александровского прииска близ Миасса, нашёл на глубине трёх метров огромный золотой самородок, в виде «Большого треугольника» весом 36 килограммов 16 граммов. Известно, что Никифор Сюткин за свою находку получил премию размером в 4 390 рублей, что по тем временам было гигантской суммой, в придачу к этим деньгам ему была выписана «вольная», обеспечившая ему свободу. К сожалению, Никифор не стал помещиком, да и новую жизнь не начал, а спился, потеряв рассудок от неожиданного богатства. Самый большой в мире золотой самородок «Большой треугольник» х ранится в Москве, в алмазном фонде России.

С началом массовой колонизации казачьими отрядами территорий Урала и Сибири истории о золотом идоле стали символом легкого богатства, аналогично легенде о «Золотом человеке» из Эльдорадо, имевшей популярность среди испанских конкистадоров, покоривших Южную Америку. Сам Ермак Тимофеевич, великий покоритель Сибири, услышав однажды легенду о золотом божке дремучих Манси, серьезно заинтересовался идолом. Однажды один из его главных сподвижников, казачий атаман Богдан Брязга сообщил, что своими глазами видел заветную статую, штурмуя Самарский острог, расположенный на месте впадения Иртыша в Обь.

Семен Ульянович Ремезов (этнограф, картограф) автор книги, вышедшей в XVIII веке, описывает увиденное атаманом Богданом Брязгой : «И оттоль поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье ; ту бо у них мольбище большее богыне древней : нага с сыном настуле седящая ; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе».

Однако, как не пыталось войско Ермака добраться до заветного клада, ничего не получилось, при приближении недоброжелателей идол загадочным образом исчезал, буквально растворялся в воздухе. Кстати, неудачи охотников за идолом, по некоторым данным, объясняются мистической способностью Золотой Бабы уходить из рук преследователей.

В книге путешественника, естествоиспытателя Сигизмунда фон Герберштейна, одного из собирателей сведений о золотом идоле, «Записки о московитских делах» , несколько строк посвящено таинственным способностям Золотой Бабы: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравниваемые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сбросится с обрыва в Обь».

Эти романтическо-мистические характеристики золотого идола свидетельствуют ни о чем ином, как о существовании некого круга жрецов-хранителей, оберегающих золотого идола, но остающихся в его тени. Не от их ли рук погиб христианский миссионер Новицкий, не они ли помогли исчезнуть статуе при штурме святилища атаманом Богданом Брязгой? И не с ними ли позднее вступили в бой сотрудники НКВД…?

Находки-Аркаима

Охотник, исследователь, писатель Константин Носилов в начале прошлого века выведал у старого манси неизвестную ранее историю о Золотой Бабе, кардинально меняющей представление о ситуации вокруг идола. По рассказам старика манси, в молодости, занимавшегося охотничьим промыслом, в глухих, труднодоступных таежных завалах тайги, он видел «золотую бабу». Старик манси описал идол в точности как донесли его образ летописи. В рассказе сходились все мелкие детали, кроме одного – идол, которого видел старик манси, был не из золота, а из серебра! Видимо, у манси существовало несколько копий идола, на случай, если охотники все же доберутся до цели и, завладев драгоценной копией, наконец-то оставят в покое идола золотого – настоящего.

После распада СССР у пытливых умов появилась возможность поработать в архивах с ранее секретными документами. В одном из таких документов писатель, историк Демин В.Н. обнаружил крайне любопытную заметку. Оказалось, что в тридцатых годах ХХ столетия легендой о несметном кладе – Золотой Бабе, заинтересовались на Лубянке . Стране были нужны деньги, и шанс пополнить казну дармовым золотом упускать было нельзя. На Северный Урал послали спецотряд НКВД с целью найти золотого идола и передать его в руки государству. И охота началась: вскоре в руках сотрудников спецотряда оказались данные, полученные на допросах местных жителей о том, что в районе Кызымских хантов , в лесном святилище местный шаман прячет некую золотую статую . Чекисты ринулись к указанному месту, но при их появлении им было оказано вооруженное сопротивление, но силы были не равны и «охранники»за «золотой бабой» были перебиты все до единого.

А вот что произошло дальше: была ли в святилище статуя или нет, исследователь однозначного ответа получить не смог - документы о судьбе той операции сохранились не полностью и как раз «на самом интересном месте» ниточка оборвалось. Однако Демин считает, что спецотряд все же завладел заветной статуей и вывёз её в Москву.

Стоит ли ставить точку в поисках идола?

Скорее всего, чекисты взяли лишь его копию, настоящая же Золотая Баба была спрятана в другом, более надежном месте. Наличие второго идола подтверждает и то, что совсем недавно вновь появилась информация о о «золотой бабе», на этот раз на охоту за реликвией отправились журналисты одной из центральных газет. Но экспедиция успехом не увенчалась, и команде пришлось вернуться в Москву. Таёжное бездорожье севера стало непреодолимой преградой на пути поисков. Тем не менее, если информация об идоле поступает вновь, то, скорее всего, идол всё ещё где-то спрятан.

Золотая баба - made in China?

Вопрос, кто создал Золотую Бабу, стоит перед историками давно. Гипотез на этот счёт высказано уже немало, кто-то считает, что «золотую бабу» отлило племя Вогулов, кстати, одноименный фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1986 году, в деталях обыгрывает эту версию и довольно убедительно.

Кто-то придерживается версии о том, что золотой идол достался «по наследству» северянам от протоцивилизации гиперборейцев. Гиперборея перестала существовать, и народ, населявший её, ушёл с обжитых земель, северяне нашли статую в одном из заброшенных храмов и с тех пор поклоняются святыне. Опираясь именно на версию о гиперборейских корнях, многие историки делают вывод о том, что божество, отлитое из золота, было крайне почитаемым, и поэтому образ был увековечен не в единственном экземпляре, а, как и подобает культу, во множественном. Отсюда и копии идола, о которых говорят очевидцы.

Схожий образ Золотой Бабы можно найти и в культуре Китая. Китайская богиня Гуань инь – покровительница семейного очага, женщин и деторождения. Её изображали сидящей на стуле в окружении детей. Первым своё предположение о возможном родстве Гуань-инь с Золотой Бабой высказал поэт и прозаик Сергей Макаров в книге, посвященной истории освоения севера «Земной круг».

Как китайская богиня могла оказаться на северном Урале? Все довольно просто, по версии сторонников китайского следа: золотой идол был завезен в Сибирь торговцами из поднебесной, где и был обменен на меха. А поскольку образ богини был близок по духу местным племенам, чтившим божественную суть женщины, забыв о буддизме, северяне приспособили идола под собственные духовные потребности.

Но, несмотря на лаконичность, эта версия не идеальна и нуждается в серьезной доказательственной базе, как собственно и вся история о золотом идоле, держащаяся лишь на преданиях и показаниях отдельных очевидцев. А пока история Золотой Бабы остается лишь красивой легендой таинственного Севера, будоражащей умы авантюристов, желающих легко и быстро разбогатеть на древнем сокровище, найти русское Эльдорадо, где спрятан «золотой человек»….

Много столетий Золотая баба бередит умы исследователей, путешественников и авантюристов. Кто же она такая? Вполне вероятно, что ее происхождение восходит к временам матриархата и культу Великой Богини. По архаичным сведениям она зачала от громовержца Зевса и родила двух детей Артемиду и Аполлона на Крайнем Севере, в гиперборейских пределах. Ее следы искали на Северном Урале. По преданию это древняя богиня и она сделана из чистого золота. Самое давнее упоминание о Золотой Бабе относится к 1398 году в Новгородской летописи. Это связано со святителем Стефаном Пермским, который обращал в веру Христову местных аборигенов-пермяков, доселе поклонявшихся огню, да воде, да Золотой Бабе. За попами шли стрельцы, которые уничтожали все древние капища - мольбища, а на их месте строили церкви. Но несмотря на христинизацию, народы Югры - ханты, манси и другие до сих пор чтут свою древнюю богиню. Интересно, что чем позднее упоминания о ней, тем дальше на восток отодвигаются ее следы.

На карте 1562 года, составленной англичанином Антонием Дженкинсоном вся территория России носит название Тартария, а Россия и Московия ее части. На карте есть рисунки и тексты, например вверху изображена Золотая Баба в виде Сикстинской Мадонны Рафаэля (автор очевидно не мог видеть настоящей статуи) и текст гласит, что это необыкновенное божество которому поклоняются в той местности и которое дает ответы на все вопросы.

На Северном Урале рядом со знаменитым плато Мань-пупу-нер находится небольшая конусообразная гора Койп (Барабан). По известной легенде когда богатыри поднялись на плато и увидели священную гору Ялпынг-нер, то замерли в ужасе и окаменели. При этом барабан откатился и тоже окаменел. Так вот эта гора Койп-Барабан, если посмотреть на нее с западной стороны, похожа на лежащую женщину с резкими чертами лица. Койп имеет еще и свою собственную легенду. Жила в тех местах женщина-шаман, она попыталась задержать Золотую Бабу, когда та перебиралась через Каменный пояс. Шаманка почему-то самонадеянно посчитала себя хозяйкой Богини, чем нанесла ей оскорбление. Золотая Баба так закричала, что нахальная шаманка упала навзничь и окаменела.

Фото статуэтка "Золотая баба" хранится в музее г. Тюмень

В XI веке о Богине Севера упоминается в скандинавских сагах. Викинги пошли в поход и обнаружили в устье Двины святилище ЮМАЛЫ. Там они увидели деревянную статую с золотым ожерельем и с чашей в руках, наполненную монетами.

В Сибирской летописи говорится об одном из ближайших соратников Ермака Богдане Брязгине, которого отрядили воевать Назымские и Демьянские городки. От лазутчика он знал, что местные аборигены молятся русскому Богу, и Бог тот из чистого золота и в чаще сидит.

Но после захвата городков статуя исчезла. В 1583 году после захвата остяцкого (хантыйского) города Самар сей товарищ побывал в Белогорье - месте близ впадения реки Иртыш (Ирий) в Обь (где был город Асгард Ирийский). Брязгин посетил мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Страница из "Истории Государства Российского" Карамзина, посвященная походу Ермака: "...в сем городе был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; осияки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве, что атаманы, стрельбою изгнав осажденных, вступили в город, но не могли найти в нем драгоценного идола...". Упоминаются остяки, так называли хантов.

Вот страница из Краткой Сибирской летописи, которая была выпущена в С-Петербурге в 1880 году. Автор Семен Ремезов (1642-1720).

Здесь в статье 74 говорится о воинах Ермака: "И доехали конями до устья Демьянки реки до княжца Демаяна (так звали татарского князя) и город их велик и крепок. И в сборе 2000 татар и вогуличей и остяков приступили по три дни, не могли попасть в крепость горы... и спрашивали у тех как молятся? Один же в них чувашенин был у Кучума, русского полону, сказал: молятся де они русскому богу и тот де русский бог литой золотой, в чаше сидит, и в ту де чашу налиши воды пьют, и зовут его Христом, а сказывают де привезен от Владимирова крещения, и для того живут смело... " На иллюстрации справа действительно мы видим чашу с сидящей в ней некоей фигурой.

Далее святыня перекочевала в бассейн реки Конды, куда ее перетащили белогорский ханты. В 18 веке продолжается христианизация остяков и следы Золотой Бабы теряются. Один из миссионеров Григорий Новицкий пытался найти ее, чтобы уничтожить, но конечно ему это не удалось. Зато он собрал сведения как о самой святыне, так и о тайном святилище, где она хранилась.

Как будто бы ее видели в 1930-х годах в бассейне реки Обь на святилище казымских ханов. В органы поступило донесение что на реке Казым (или Кызым?) - правом притоке Оби - местные ханты скрывают Золотую Бабу и тайно поклоняются ей. В это время шла ожесточенная борьба с религиозными предрассудками. Чекисты схватили местного шамана и бросили в застенки. Отряд направился к тайному капищу с целью найти пресловутую Золотую Бабу. Драгметалл все же, можно пополнить казну. Но местные ханты-охотники перестреляли всех чекистов. Расправа последовала немедленно. Другой отряд чекистов перестрелял всех мужчин этого хантыйского племени и разорил капище. Но святыня исчезла...

На этой старинной карте Золотая баба обозначена на ОБИ

В 1981 году в местах близ Северной Сосьвы (Северный Урал) побывал один пермский кинооператор М.А.Заплатин. Он рассказывал о встрече с местным стариком-манси, который предупреждал, что в горы ходить нельзя, т.к. там находится Сар-ни-Эква или Золотая женщина. "Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили себя сами" - говорил он.

Какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Было множество предположений на этот счет. Древнеримская богиня Юнона, древнеегипетская Исида, Богородица, бодхисатва милосердия Авалокитешвара, Калташ-Эква (Калтась) - жена верховного мансийского бога Нуми-Тарума... И куда же она в конце концов исчезла? Кстати, Исида, которую египтяне называли Исет, - это же наша родная река Исеть, берущая начало в бажовских местах неподалеку от Гумешек...

Золота Баба невольно наводит мысли на Хозяйку Медной горы Павла Петровича Бажова. Ведь не случайно появились сказы о Владычице уральских подземных богатств. Она всегда в малахитовом т.е. зеленом платье. А может быть Золотая Баба вовсе не золотая а медная? А медь как известно окисляется и зеленеет. У древних угров, населявших Урал, были медные статуи. Но все таки почему у нее такое русское имя? Обские угры называли Золотую Бабу еще Старуха. А белогорские остяки (ханты) называли ее Словутес т.е. славянка.

В древности на территории Сибири жили сибирские русы - красивый рослый голубоглазый народ - наследники выходцев из Арктиды. У них то и были свои славянские боги. Об этом подробно пишет томский ученый-писатель-путешественник, исследователь Югры Георгий Сидоров. Золотая Баба - это древняя славянская ведическая богиня Лада. Когда-то на южном берегу Ладожского озера стояло ее святилище. Во всех дошедших до нас обрывках описаний ее внешнего вида упоминается младенец как-бы находящийся внутри нее. Это оказывается Лель - ее дитя. С наступлением христианства их перетаскивали постепенно все дальше и дальше на восток волхвы-хранители. От капища к капищу. Странствия Золотой Бабы проходили сначала по пермской земле, потом по таежным урочищам вогулов (манси) и хантов. Получается, что зырянская Юмала, мансийская Сорни-Эква и Сорни-Най хантов и золотой идол обских угров - это все наша Золотая Лада. И наконец, по версии Г.Сидорова она прибыла в верховья Енисея на плато Путорана, точнее в один из его подземных городов. Туда же перекочевали видимо и ведические библиотечные сокровища - славяно-арийские веды например. Не все же сожгли конкистадоры князя Владимира. Может быть, с наступлением новой эры Водолея (или Волка по славяно-арийским ведам) эти знания как-нибудь откроются людям и наконец узнаем настоящую, а не выдуманную историю.

И тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С. Герберштейн);
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А. Гваньини);
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи » (1996), Кирилл Мазур , в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая Баба. После недолгих размышлений Мазур решает оставить легендарную статую на месте, однако, все равно едва не становится жертвой стражников статуи.

Вокруг мифа о Золотой бабе крутится значительная часть повествования исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы ». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры » рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за «Сорни най», во время борьбы за установление Советской власти в Западной Сибири.

В приключенческой повести Юрия Курочкина «Легенда о Золотой бабе», автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой бабе, привлекая богатый краеведческий материал.

В романе Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» дается мистическая трактовка гибели туристической группы Дятлова , ставшей жертвой охоты грозной богини.

В кино

В музейных экспозициях

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи , знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги . В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведенной в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.

Библиография

Научная литература

  • Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. XIII-XVIII вв. - 2-е изд. - Иркутск, 1941.
  • Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата Баба» финно-угров // Советская археология . - . - № 3.
  • Золотая баба // Северная энциклопедия. - М.: Европейские издания, 2004. - С. 303-304.
  • Мароши В. В. // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. - Вып. 3. - Т. 2. - Екатеринбург: Издательский дом «Союз писателей», 2007. - С. 266-278.
  • Бурыкин А. А. Золотая баба - идол или топоним? // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний… - Материалы Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск, 19-21 мая 2010 г. - Томск: Аграф-Пресс, 2010. - 506 с. - С. 54-56.

Научно-популярная и популярная литература

  • Золотая баба // Республика Коми. Энциклопедия. - Т.1. - Сыктывкар, 1997. - С. 464.
  • Ионина Н. А. Странствия Золотой бабы // Ионина Н. А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2000.
  • Вслед за Великой Богиней: легенда о Золотой Бабе: Сборник. - М.: Вече, 2007.

Художественная литература

  • Курочкин Юрий . Легенда о Золотой бабе: Повесть / [Худож. Н. Казанцева]. - 2-е изд., доп. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство , 1968. - 156 с. - (Уральская библиотека: приключения, фантастика, путешествия). - 50000 экз.
  • Шесталов Юван . Тайна Сорни-най. - М., 1976.
  • Сергей Плеханов . Золотая баба - 1985 (повесть, экранизирована в 1987 году).
  • Иванов Алексей . Сердце Пармы . Роман-легенда. - М.: Пальмира , 2003.
  • Дворцов Василий Terra Обдория // Москва . - 2005.
  • Кирьянова Анна . Охота Сорни-Най :
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 6.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 7.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 8.

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотая баба"

Отрывок, характеризующий Золотая баба

Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Любопытна и неодинакова судьба древних легенд: одни из них подтверждаются научными данными, другие, напротив, опровергаются и становятся только достоянием мифологии. Но некоторые легенды, неоднократно и, казалось бы, убедительно опровергнутые, живут по сей день.

Сотни лет разыскивали исследователи «Золотую бабу» — легендарного идола урало-сибирских народов. Над ее загадкой ломали голову многие (См. «Вокруг света» № 1 за 1960 год, статья Л. Лившиц и Л. Теплова «Золотая баба аримаспов».).

Мне довелось немало ездить в северных местах по роду своей профессии этнографа, изучать материальную культуру, обычаи, прежние верования хантов, манси, коми, ненцев. И, конечно, меня не мог не волновать вопрос: а существовала ли на самом деле Золотая баба или это лишь чей-то домысел, ставший легендой? Пришлось зарыться в старинные книги, и вот к каким выводам привели меня поиски.

Легенда о Золотой бабе, по всей видимости, родилась на Руси в XIV—XV веках — в ту пору, когда крепнущее Московское государство стало активно расширять свои владения на северо-восток. Московские служилые люди закрепили тогда за Русью земли по рекам Вычегде, Печоре, Каме; перевалили через Урал, проникли в бассейн великой Оби и наложили на тамошнее разноязычное население «государеву» дань.

Вслед за военными и торговыми людьми в эти земли потянулись и православные попы, усердно насаждавшие христианство среди местных «идолопоклонников». Впервые о Золотой бабе упоминает Софийская летопись под 1398 годом, рассказывая о деятельности одного из православных миссионеров — Стефана Пермского.

Нет основания подозревать летописца в том, что Золотую бабу он придумал. Видимо, на Руси уже ходили смутные рассказы об этом идоле «человецев незнаемых в восточной стороне». Но в то же время писатель конца XIV века Епифаний Премудрый, подробно и со знанием дела описавший дохристианские верования коми-пермичей, ни словом при этом не обмолвился о таком «чуде», как Золотая баба. По его словам, пермские идолы были деревянными, приношения же им делались различными предметами, главным образом пушниной (но иногда и вещами из драгоценных металлов).

Очень важно, что в дальнейшем ни один русский документ, за исключением послания митрополита Симона 1501 года, повторившего сообщение Софийской летописи, не содержит прямых свидетельств о Золотой бабе. А ведь, казалось бы, кому, как не русским, повествовать об этой диковинной фигуре. Вместе с тем рассказ о ней приобрел со временем большую известность в западноевропейской литературе XVI—XVII веков; редкий автор, говоря о Московии, не упоминает о «женщине из золота».

Начало было положено в 1517 году польским писателем М. Меховским, который, со слов русских военнопленных в Кракове, поведал Европе, что «за землею, называемой Вяткой, находится большой идол Злота баба... золотая женщина или старуха, окрестные народы чтят ее и поклоняются ей».

В 1516—1518 годах в России побывал С. Герберштейн — дипломат, автор известной книги «Записка о Московских делах». В ней он, в частности, ссылаясь на какую-то русскую рукопись, сообщил новые сведения о Золотой бабе... Оказывается, это божество находилось не за Вяткой, а «при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу».

По словам Герберштейна, «этот идол Золотая старуха есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ей внук. Кроме того, будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».

Вот с этого-то, собственно, все и началось! Авторитет великого хитреца Герберштейна был настолько высок, а вера европейцев во всякие чудеса в России настолько прочной, что почти никто на Западе не усомнился в достоверности описания Золотой бабы. И она проделала поистине триумфальное шествие по книгам многих иностранных авторов.

Но обратимся к куда более скромному сообщению Сибирской (Кунгурской) летописи, относящемуся к периоду походов Ермака в бассейн среднего течения реки Оби.

Наибольшей точностью и достоверностью в этом повествовании отличается рассказ о походе в 1582 году Богдана Брязги «с товарищами» вниз. по Иртышу до Оби. Исследователи полагают, что первоначальная запись об этом походе была сделана кем-то из его участников.

Для нашей темы важен тот отрывок, где говорится о появлении отряда Брязги в Белогорье — важнейшем религиозном центре хантов на левом берегу Оби. Вот он полностью: «ту бо у них молбище болшее богыни древней, нага с сыном на стуле седящая, приемлюще дары от своих, и дающе ей статки во всяком промысле; а иже кто по обету не даст, мучит и томит; а кто принесет жалеючи к ней, тот пред нею пад умрет, имяще бо жрение (молебствия с жертвоприношениями) и съезд великий. Егда же вниде им слухи приезд Богдана, велела спрятаться и всем бежати, и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни».

Далее белогорское божество упоминается дважды. После гибели Ермака один из его панцирей ханты «отдаша в приклад белогорскому шайтану». А когда ханты осадили городок, построенный русскими при устье Иртыша, то принесли с собой «болшего белогорского болвана», надеясь на его помощь. Казаки выстрелили из пушки, «и кумира их с древом на многие части раздробиша».

Как видно, Белогорский идол-женщина «помогал» среднеобским хантам во всех случаях жизни; поэтому ему полагались богатые приношения, в том числе и панцирь грозного Ермака. Это божество тщательно оберегали, а когда появились казаки Брязги, то «многое собрание кумирское» — видимо, само изображение и все, что было принесена ему в жертву, — оказалось спрятанным.

Описание «богыни древней с сыном» чрезвычайно напоминает то, что иностранцы со слов русских людей, бывавших в Сибири, сообщали о Золотой бабе. Однако русский летописец ни словом не обмолвился, что белогорское божество — золотое.

В конце XVI века появилось сочинение «О государстве Российском», написанное английским послом при московском дворе Д. Флетчером. В нем имеются сведения и о Сибири, тем более ценные, что составлены они из рассказов очевидцев. И Флетчер начисто отвергал версию о Золотой бабе как «пустую басню».


Возражения были серьезными: «Только в области Обдорской, со стороны моря, близ устья большой реки Оби, есть скала, которая от природы (впрочем, отчасти с помощью воображения) имеет вид женщины в лохмотьях, с ребенком; на руках». Далее он сообщает, что на этом месте обыкновенно собираются обдорские ненцы по причине его удобства для рыбной ловли и действительно иногда (по своему обычаю) колдуют и гадают о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловле, охоте и т. п.»

Сведения, сообщаемые Флетчером, во многом совпадают с более поздними и совершенно достоверными фактами, собранными в 1771 году в районе Обдорска замечательным русским путешественником и ученым В. Ф. Зуевым. По его словам, главнейшее для идолослужения место у обских хантов и ненцев имеется подле Воксарских юрт, 70 верст ниже Обдорска... «Там имеются два болвана, один в мужском, другой в женском платье одеты. Оба по остяцкому (хантскому) манеру с особенным великолепием убраны разными материями и шубами украшены; платье окладено разными медными и железными из блях фигурами, всяких животных изображающими, на голове же имеют по серебряному венцу».

За сто лет до того, в 1675 году, по Сибири проехал Н. Спафарий — глава русского посольства в Китае. Для него сибирская администрация специально собирала различные сведения о местных народах. И вот что Спафарий писал впоследствии:
«А около Березова есть капища идольские остяцкие, и про них пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакож де золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же».

Итак, большинство наиболее добросовестных исследователей утверждает, что идолы северных народов не были золотыми.

Что же все-таки послужило основанием для так прочно удержавшейся легенды?

Интересно, что священное место хантов, указанное Спафарием, географически совпадает с теми Кылтысянскими юртами, где находилась Калтащ — важнейшее женское божество хантов и манси.

Но, может быть, это и есть настоящее имя Золотой бабы? Как бы ее ни расписывали различные авторы, все они сходились в одном — данное божество было великой матерью, наставницей и покровительницей приобских охотников и рыболовов.

А ведь такое божество ханты и манси и называли по имени Калтащ, Калтащ эква (женщина Калтащ), Калтащ сянь (мать Калтащ). Она представлялась как «мать земли» и прародительница многих родов хантов и манси. От ее воли будто бы зависели рождение, вся жизнь и смерть любого человека.

Этнограф К. Д. Носилов — один из защитников существования Золотой бабы, — путешествовавший в начале XX века записал рассказ старика манси о серебряной фигурке мансийского божества.

Так вот, по его словам, «серебряная баба помогает сильно бабам; и промыслам тоже помогает; кто ей жертвует, тот лучше всех промышляет». Это описание целиком совпадает с тем, что рассказывали о Калтащ.

Простодушные ханты и манси полагали, что Калтащ давала детям душу в утробе матери, а при рождении каждому ребенку вписывала насечками на особой деревянной палочке — фетише его последующий жизненный путь.

Калтащ имела сына, известного под разными именами: Мир сусне хум (за народом смотрящий человек), Эква пырищ (сынок матери), Ун-урт (большой богатырь).


Как же ханты и манси представляли свою Калтащ? По К.Д. Носилову, кондинский старик рисовал ее золотой или серебряной женщиной, но по другим записям, скажем В.Н. Чернецова, «старики говорят, что она всего три личины (заяц, гусь и береза) имеет». Вот вам и Золотая баба! В одной из песен-заклинаний, обращенных к Калтащ, она характе-ризуется как «летний заяц, нежная женщина; осенний заяц, нежная женщина...» Головку зайца обские угры вырезали на рукоятках женских весел, на концах крюков, поддерживавших крышу, на бытовых предметах.

Часто Калтащ представляли и в образе гусыни, сидящей в гнезде: «В хорошем образе золотого (!) гуся садится», «В счастливом гнезде из тонкого шелка сидит, в богатом гнезде из тонкого сукна сидит».

Калтащ могла быть и березой, точнее, деревянным — обязательно березовым — изображением. Как тут не вспомнить свидетельства Кунгурской летописи о том, что при осаде казацкого городка при устье Иртыша «остяки в утрии ж принесоша с собою болшего белогорского болвана, и поставища под древо березу, и молясь и жряху»!

Не случайно березовый идол разлетелся на куски, будучи пораженным из малой казацкой пушки.

Но почему ее все-таки назвали «Золотою бабой»? Объяснение может быть двояким. Хотя в стране хантов и манси золота не добывали, но некоторые золотые и серебряные изделия они получали от южных соседей скифо-сарматов, в свою очередь, связанных со Средней Азией и Ираном. Не удивительно, что обско-угорское название золота «сарни» — иранского происхождения.

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы.

Украшением многих наших музеев являются золотые и серебряные кувшины, блюда, тарелки, нередко с изображениями реальных и диковинных зверей, доставленные с древних капищ хантов и манси. Все эти вещи изготовлены не в Западной Сибири, а в Средней Азии, Иране, на Кавказе и имеют солидный возраст — от нескольких сот до полутора-двух тысяч лет.

Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Вот именно этот-то, говоря словами Кунгурской летописи, «приклад» и породил, видимо, легенду о Золотой бабе.

С другой стороны, в обско-угорской мифологии постоянно фигурирует золото как признак необычайности, знатности, счастья и удачи. Калтащ сидела «золотым гусем» в гнезде, богатырские доспехи Мир сусне хума были «золотыми»; выражение «у меня вырастет золотой рог» в былинном эпосе иртышских хантов означало: «я буду счастлив».

Вот и все, что можно сказать о Золотой бабе. С некоторой грустью расстаюсь я со своей «героиней». Поиск привел к крушению мифа. Что же, истина дороже заблуждений, в какие бы блестящие одежды они ни были облачены.

Л. Лашук

Рисунки А. Зефирова

Древняя богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали ее своей покровительницей, да и всякая женщина не пренебрегала ее советом.

Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго (то есть Оби). Впрочем, слишком частое упоминание этой богини доказывает, что поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками, отчего она и получила имя Бабы.

Один из этих внуков был, между прочим, сам Святовид. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой - то тихонько, то погромче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю - и тем надеялся ее умилостивить.

Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути. Знак того, что жертва принята Бабой благосклонно, - падающая звезда. Золотая Баба была также главной среди Рожаниц - богинь судьбы, которые есть у каждого человека, а потом и повивальных бабок, которые помогают разрешиться от бремени. Когда появлялся на свет ребенок, Золотая Баба незримо связывала ему ножки, требуя от отца выкупа. Если повивальных бабок хорошо награждали (т.е. жертвовали таким образом Рожаницам и самой Золотой Бабе), то ребенок рос здоровым и счастливым, а если нет, мог остаться хромым.
Чехи называли Золотую Бабу Альжбетой, и она была богиней материнского чрева.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.

Предания о Золотой Бабе

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.

В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.

Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.

Отряд так и не вернулся

Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».

Slata Baba на карте Московии Герберштейна (1549 г)

В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».

Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за" Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.

Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.

Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».

Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.

Почерневшая от времени двухметровая Кызымская богиня, или как ее называют, Золотая баба, наводит страх на реставраторов, так много с ее именем связано тайн, загадок, трагедий. Всяк потревоживший ее покой должен быть готов попрощаться с жизнью и здоровьем.

По преданию, "постоянным местом жительства" Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека.

С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков - не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.

Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.

Как и большинству мифических северных персонажей, Казымской богине приписывают способность к перевоплощению. Считается, что она может являться людям в облике зайца, кошки, лебедя, лягушки, вороны, бабочки. Но существует описание и ее человеческого облика: "Она имеет вид старухи в собольей ягушке (накидке), покрытой шелковым платком".

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен - на фото лишь один из ее образов.

О Золотой бабе есть упоминания и у иностранных ученых. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи — Древний Рим. Бытует также версия, что Золотая Баба - это скульптурный образ Мадонны, однако тут мнения ученых разделяются: одни считают, что из церквей такие образы (которые, кстати вырезались из дерева, что вполне соответствует находке 1961 года) никогда не вывозились, а другие придерживаются противоположного мнения. Более того, ряд исследователей убеждены, что статуя Золотой Бабы не была принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) — жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения... Сколько их было, и сколько их еще будет. Много вопросов, еще больше ответов. Однако никому до сих пор не удалось получить однозначный ответ на вопрос: Какая она, Золотая баба? Зачем пришла в этот мир и куда ушла? Да и ушла ли?

До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте.




Top