Легкие рисунки маркером на бумаге. Хочешь научиться рисовать маркерами? спроси меня как


Сначала всегда выполняется линейный рисунок светло серым маркером.

В этой зарисовке из Таллина было три базовых цвета: охра видна в крышах слева, зеленовато серый в крышах справа и серый.


Но в данном случае все очень просто. Я сразу вношу все детали. В таких работах нет места наметкам. Ты сразу решаешь, где и сколько. Если не уверен, лучше оставить белое место. Когда ситуация больше сложится, будет возможность внести уточнения.


Потом важно установить ритм через пятна. Я спокойно делаю пятно поплотнее слева снизу под вывесками.
А вот над вывесками специально пока затемняю только нишу окна. Так с одной стороны я опять себе оставляю место для маневра. С другой у меня пятно становится легче к верху и получается самое больше пятно по площади, но не по массе. Оно не глухое.
Второе пятно в середине я сделала плотным сразу. Но меньшим по площади.


Чтобы закончить ритм, свести на нет. Я ввожу пятно под козырьком и делаю пятно окна. Так я установила основной ритм внтури листа. Он поможет мне держать целостность работы.


Для этой зарисовки я специально выбрала очень скупую гамму. Если хотите посмотреть, как можно работать с более контрастными цветами, то стоит заглянуть сюда - http://egida.livejournal.com/538180.html
Поэтому и детали я ввожу тут темно серым маркером. Это самая важная часть зарисовки для меня. Все акценты сразу расставлены.


В этоо работе детали вводились коричневым и малиновым Копиком. Эту фирму я люблю по двум причинам: богатая палитра и прекрасная кисть.
Кисть у Копиков подвижная, для неопытной руки даже слишком. На моих мастер-классах ученики предпочитают Триа. У фломастеров этой фирмы кисть более жесткая и лучше слушается. По-этому во время мастер-классов основной материал у нас именно Триа маркеры.


Хочу обратить внимание. Что темным маркером я не обрисовываю уже нарисованные линии. Нет такой задачи попасть в туже линию. Это будет некрасиво. И работа будет сразу более скованная. Каждым новым цветом, вы рассказываете соврешенно другую историю, углубляя общий сюжет. Ученики любят рисовать одной сплошной. Этого делать тоже не стоит, тогда зарисовка лишается легкости. Придется испортить пару (десятков) листов, чтобы найти свой подход, как стоит разрывать линию. Этому нужно учиться, например используя карандаш. Этот материал обладает нажимом. И поэтому идеален для таких задач.


Такого плана зарисовки лего и быстро делать. (Только стерку выбросите). Они тренируют смелость. Используйте нажим по полной. А потом все открытия уже переносите в работу с маркерами.


Когда выстроена основная история с основными акцентами, можно ввести немног цвета. Раз тень у меня теплая (тенью я называю в данном случае ту первую пятновую ритмическую историю). То свет будет холодный. Так здание окрашивается голубым.

Обратите внимание, что здание справа я не стала заливать сплошным пятном. К небу я оставила лист свободным.
И чтобы цвет не выпадал из листа я его внела в теплое пятно здания слева. И так же в стекла машин.
Я никогда не ориентируюсь на реальный цвет предметов. Его достичь нереально. Маркерами еще и глупо. Тут задача выдержать отношения. Передать колорит.


Потом я уплотняю пятно слева. Оно становится очень активное, по-этому по всему листу теперь нужно будет внести еще темные акценты.


Так я уплотняю окна под козырьком.


Ввожу темные акценты в дальную машину.


Добавляю темным деталей в машину, что ближе. И уплотняю пятно в середине листа, потому что после всех манипуляций его силы не хватает.

В городских зарисовках я не рисую людей. А если ввожу фигурки, то очень условно. Потому что человек, всегда интереснее здания и будет перетягивать внимания на себя. А тогда уже будет жанровая сценка на улице. Это другая история. Пространство без людей позволяет показать жизнь пространства. И чтобы оно не было пустынным появляются машины, вывески, провода и т.п.

Люди условно из рижской серии -


Думаю, спор можно вести долго – что же все-таки легче, рисовать фломастером или красками? Однако, ответ на этот вопрос вряд ли будет найден, потому что каждый будет отстаивать свой вид искусства. Да и не так это важно, главное, что с помощью обоих можно рисовать интересные картины.








Хотя и минусы, и плюсы можно найти в обоих способах живописи, например, с помощью красок можно отлично передать именно цветовую гамму, ведь их можно смешивать. С фломастерами так не поступишь, поэтому все работы будут немного однобоки по сочетанию цветов. Хоть ты набор из двухсот фломастеров купи, благодаря краске можно создать в тысячу раз больше оттенков одного и того же цвета. Зато рисовать фломастером действительно проще в плане техники – не приходится использовать воду, смешивать-то тут нечего, а значит сам процесс упрощается.







И художница Antoinette Fleur предпочитает в своей работе именно фломастеры, и мы можем сказать, что у нее здорово это получается. Благодаря им она создает довольно симпатичные и милые работы, может, не наполненные глубоким художественным смыслом, но зато чувственные и искренние. Линии не отчетливы, детали – не так заметны, но образы ей удаются на ура. Однако, о сочетании цветов уже было сказано – кажется, что они чересчур яркие.







Но минус ли это? Думаю, нет, ведь кого-то наверняка и восхитит эта яркость, новизна. К сожалению, о самой художнице неизвестно много, кроме того, что она француженка. Но надеемся, она еще не раз порадует нас своими работами, ведь это, если не новый, но точно необычный способ самовыражения.

Я обещала вам рассказать о своих материалах для творчества. Начну с маркеров, а следующий пост будет про скетчбуки и бумагу. Стоит ли рассказывать об особенностях маркеров как художественного инструмента? Они позволяют создавать реалистичные изображения с плавными переходами, или делать быстрые наброски. Об особенностях рисования ими можно немного прочесть

За этот год я перепробовала много различных марок и готова рассказать вам о каждой.

Начнем с самой популярной и известной - TRIA , подобные вы могли видеть у Кати Хот. У этих маркеров три наконечника, позволяющих рисовать линии разной толщины. Честно говоря, тонким стержнем я пользовалась раза три, чаще всего я использую так называемую кисть. Эта марка дешевле легендарных копиков, но не скажу, что она им сильно уступает. Так что если вы хотите собрать себе палитру и не разориться, то можно остановиться на них. Правда, на сколько я знаю их сняли с производства, так что приходиться довольствоваться остатками в магазинах. В нашем городе их уже нет, в Питере,кстати,тоже.


Примерная цена - 250 рублей.
Нумерация: буква (которая обозначает палитру - оранжевая (O), желтая (Y), серая (G) и т.д.) и номер оттенка.
Обширная палитра в 300 цветов. Маркеры заправляются.




Альтернатива и замена TRIA от той же самой фирмы - Letraset. Главное отличие - только два наконечника: тонкий и широкий. Первый используется для проработки деталей, второй - для закрашивания. У меня есть как отдельные цвета, так и наборы: серые и цвета кожи.

Примерная стоимость - 230 рублей. Цвета обозначаются словами (soft peach, mandarin и т.д.). Главный недостаток - не заправляются.



Маркеры ZIG я впервые увидела на МК Кати Хот, я подозреваю,что это ее партнер или спонсор, поэтому мы рисовали именно ими. Не знаю почему, но они мне не так сильно нравятся как маркеры letraset. Купила один на пробу в Питере. Не в восторге.

Стоимость - 300 рублей. Оттенки обозначаются и цифрами и словами. Палитра из 136 цветов. заправляются.

Многие спрашивают зачем художникам такие палитры (как на фото сверху) - конечно, для удобства. Наглядно видно все цвета и как они будут выглядеть на бумаге.
Я сдаю вам практически инсайдерскую информацию, это палитры Кати Хот, для того, чтобы рисовать портреты вам необходимо купить: цвет кожи (основной), цвет теней и румян. Оттенки для каждой категории указаны выше. Для начала достаточно нескольких из каждой категории.



Никогда! Слышите ни-ког-да! Не покупайте маркеры фирмы Molotov , призываю вас. Они на фото справа, я ни за что им не прощу то,что телесный оттенок на деле оказался темно-коричневым. Если вы также как и я не любите предательств, то поймете мое недовольство. Купила с дуру, аж четыре цвета, увидев их в Леонардо.
А еще их внешний вид напоминает копики,что тоже своего рода обман.

Стоимость - 200 рублей.

На фото слева маркеры LePlume, купленные мной в Лавке художника. У них всего один наконечник в виде кисти, при чем достаточно пластичной. Некоторые цвета мне кажутся какими-то пошло яркими. Активно использую только коричневый оттенок для теней.
Стоимость - 150 рублей. Не заправляются.

Как вы поняли, эти две марки не являются моими фаворитами, они "белые вороны" в моей коллекции.

А теперь переходим к ним! Прекрасные и популярные маркеры Copic.


Мое сердце отдано copic scetch и copic ciao. Наверное последним даже больше, подкупила меня их кисть и легкие прозрачные цвета. Серьезно, это может понять только когда сам ими рисуешь - невесомый и легкий цвет. Но палитра у них меньше, чем у других представителей copic.
Не думаю,что нужно что-то еще рассказывать про них, ведь они говорят сами за себя и их выбирают известные художники.

Стоимость Сopic ciao - 300 рублей. Copic scetch - 500 рублей. Copic (квадратные) - 500 рублей
Все заправляются.

Кстати, я никогда не использую блендер в своих рисунках. Может зря и это улучшит качество, но пока руки до него не дошли.
Сделать ваш рисунок еще реалистичнее помогут цветные карандаши, эту технику используют многие художники.

Еще раз размещу здесь оттенки для рисования портретов


Подводя итог: для меня главным при выборе маркеров являются наконечники, потому что я люблю рисовать кистью, при чем всей ее плоскостью.
Поэтому мои любимчики на сегодняшний день - TRIA и Copic Сiao.

Готова ответить на ваши вопросы и послушать ваши отзывы

А еще поделюсь радостной для меня новостью! На следующей неделе должна состояться моя первая встреча-занятие по рисованию маркерами.
Это будет индивидуальный урок, и я так волнуюсь, ведь хочу, чтобы все понравилось. Поступают еще пожелания из других городов на счет обучения, но я пока не знаю как это правильно организовать. Я считаю, что учить других людей это очень ответственное занятие, к которому нужно тщательно готовиться.

Всем спасибо за то,что читаете. А я перехожу к подготовке следующего обещанного поста про бумагу.

Чтобы стать серьезным художником, которого ценят во всем мире, совсем необязательно изобретать велосипед. Вот и художница из Таиланда Pomme Chan просто взяла разноцветные маркеры, стала рисовать ими и создавать настолько интересные концептуальные произведения, что на нее обратили внимания такие гиганты, как Microsoft, MTV и многие другие.


Pomme Chan – художница из Бангкока. Закончила университет дизайна, стала работать графическим дизайнером. В 2002 году она переехала в Великобританию, где продолжила изучать графический дизайн, размочив свою творческую натуру знаниями, полученными в Лондонском колледже коммуникации.


Рисует она главным образом маркерами с фетровым наконечником, своей уникальной техникой, черпая образы из повседневной жизни. Само по себе искусство рисования фломастерами и маркерами очень распространено – от наших детских рисунков на тетрадных листках до, например, художницы Antoinette Fleur.
Однако что действительно отличает Pomme Chan, так это заинтересованность в ее прикольных рисунках крупнейших мировых фирм разных сфер и областей.


Среди великого множества рисунков маркером Pomme особенно интересны концептуальные работы, замешанные на темах архитектуры и женщин. Но лучше самим увидеть их – большинство доступны на ее сайте .


За последние годы Pomme Chan удивительно повезло с клиентами. Ее рисунки пришлись по душе таким брендам, как Sony, MTV, Microsoft, Volkswagen, Mercedes-Benz, Nike и многим другим. Успех художницы подкреплен хорошими отзывами в прессе. “Каждая иллюстрация, сделанная с таким старанием такой необычной техникой рисунка, просто взрывается рядом утонченных деталей. Такое внимание к мельчайшим подробностям доказывает, насколько серьезным художником стала Pomme Chan, и насколько развито у нее чувство трех измерений,” – пишет журнал “Grafik Magazine ”.

Кстати, вот как выглядят эти загадочные маркеры с фетровым наконечником.

*Dear non-Russian speaking readers (if any), this post covers sketching with alcohol-based markers which has been my new hobby this fall, please let me know in the comments below if a translation is needed.*

Этим летом в Испании я увидела с чудесными принтами-коллажами на тему путешествий и не смогла пройти мимо: пару блокнотов взяла в качестве сувениров подругам, а себе набрала в дополнение к блокноту еще косметичку, конверт путешественника (для документов и билетов) и бутылочку.

Вообще коллажи и подобного рода акварельные и маркерные скетчи всегда меня привлекали, но долгое время мне и в голову не приходило, что я сама могла бы рисовать, а когда наконец пришло и когда я заинтересовалась именно спиртовыми маркерами, меня остановила их стоимость, неуверенность в своих силах, да и отсутствие представления о том, с чего, собственно, начать. Но эта осень все изменила.


Я даже дату эту историческую здесь запишу: 20 сентября — именно в этот день я узнала о бесплатном онлайновом курсе школы Вероники Калачевой ( список уроков, но доступ к ним уже закрыт) и загорелась: ведь именно на скетчбук Анны я столько времени облизывалась в , а формат вебинаров в этой школе — это всегда такой драйв, знаю по собственному опыту, так как уже пару раз участвовала в акварельных. Правда, позже я выяснила, что курс состоит из предварительно записанных уроков, но это уже не было важно, да и в финале действительно был вебинар. В общем, это ли не судьба?.. И я побежала искать материалы — тем более, что начать гораздо проще, когда есть конкретный их список, а рекомендованная для курса палитра маркеров включала базовые серые и коричневые оттенки.

Профессиональные спиртовые маркеры недешевы: самые известные и считающиеся лучшими — японские маркеры — в Москве стоят 500-600 рублей за штуку, а нужно ведь не 2-3 и даже не 10-15 штук. Я решила для начала купить 12 “копиков”, указанных в списке материалов для курса, а в дополнение к ним заказала на AliExpress яркий набор из , оттенки которых выбрала сама исходя из того, что планировала рисовать: красные, зеленые, мятные, бирюзовые, синие, фиолетовые и пару желтых. Кстати, при выборе оттенков китайских маркеров нужно ориентироваться прежде всего на реальные выкраски (например, в отзывах или ), а не на цвета колпачков, так как последние далеко не всегда соответствуют оттенкам чернил, на бумаге эти маркеры дают гораздо более насыщенные, иногда ядреные оттенки.

Возвращаясь к стоимости маркеров: есть еще такой влияющий на нее момент — разные маркеры имеют разный объем чернил, и производители некоторых (Copic, Touch, Molotow) выпускают отдельно чернила для дозаправки маркеров, так что в долгосрочной перспективе использование этой возможности делает стоимость маркера дешевле, но такой подход требует довольно серьезных финансовых вложений. Вот познавательный тест объема чернил маркеров разных производителей.

Какие цвета маркеров нужны в первую очередь?

Мне показался здравым следующий подход с определением нужных цветов для начала:

  1. серые и коричневые оттенки всегда пригодятся, тем более, что ими можно создавать нужную тоновую разницу поверх других цветов (я об этом еще вспомню в , когда буду говорить о портрете Дэдпула);
  2. нужно подумать, что именно хочется рисовать, — и тогда станет ясным, какие еще цвета у нас в приоритете;
  3. нужно брать минимум по 3-4 тона в каждом нужном цвете, от совсем светлых до темных — именно сочетание нескольких тонов делает возможным эффект красивого плавного градиента, естественных теней.

У меня не было светло-красных или бледно-розовых оттенков, и, рисуя этот пион, я намучилась, пытаясь добиться светлого тона размыванием темного тона блендером — таким бесцветным маркером, который нужен для размывания цвета и создания разных эффектов. В итоге мне совсем не понравился результат, и все светлые участки рисунка, кроме одного удачного, я закрасила, а цветок получился плоский.


Выбрать производителя и нужные цвета, как оказалось, — еще полдела, так как в пределах одного производителя маркеров могут быть разные линейки, различающиеся, как правило, формой пишущего узла (наконечника). Например, маркеры Copic подразделяются на 4 типа:

  • (с одной стороны — маленький жесткий наконечник в форме пули, как у фломастеров, c другой — наконечник формы ”долото”, довольно широкий, со скошенным краем),
  • (гибкая кисть и “долото”),
  • (гибкая кисть и “долото”, но палитра цветов скромнее, чем у Classic и Sketch, и меньший объем чернил, а за счет этого — более доступная цена),
  • (только один пишущий узел — очень широкое “долото”, удобный для больших площадей заливки; не встречала упоминаний реального использования этого типа маркеров).

Так как в городе наблюдались последствия “эффекта школы Калачевой” — будущие ученики сметали в магазинах нужные цвета “копиков”, — то было проблематично купить все нужные оттенки, не выходя за рамки одной линейки. Но я это восприняла как отличную возможность потестировать разные, в результате поработала тремя из четырех видов и теперь склоняюсь к выбору Sketch.

В чем разница между маркерами и фломастерами?

За то недолгое время, что я занимаюсь рисованием, довольно много сталкивалась с комментариями вроде “ничего себе, не ожидал(а), что фломастерами можно так рисовать!”. :) Обычными фломастерами — нельзя, нужны именно спиртовые маркеры — у них огромное количество оттенков (у Copic — аж 358, у корейских Touch Twin - 204, у английских Promarkers — 148, японских ZIG Kurecolor — 135), а высокое качество маркеров подразумевает способность чернил разных оттенков хорошо смешиваться друг с другом, образуя плавные переходы.

Что еще понадобится для скетчинга, кроме маркеров

Линер (вообще-то произносится “лайнер”, но, по моим наблюдениям, среди русскоязычных скетчеров закрепилось произношение через “и”) — капиллярная ручка для рисования контуров, не размывающихся чернилами маркеров. Линеры бывают со стержнями разной толщины, мне нравится рекомендованная для курса толщина 0,2, но вне “Экстрим-скетчинга” я уже столкнулась с тем, что для прорисовки некоторых совсем мелких деталей (лиц) нужны и более тонкие линии. Copic Multiliner SP не особенно впечатлил — тем более, что у него почему-то быстро деформировался пишущий узел, больше нравится Sakura Pigma Micron.

Белая гелевая ручка для исправления мелких недочетов (например, вытекшие за пределы контура чернила) и добавления интересных деталей — точек, штрихов. У меня их две: Sakura Gelly Roll и китайская безымянная, и обе мне не нравятся, так как дают плешивые линии и вообще ведут себя не очень предсказуемо, так что я в поисках замены.

Белый акварельный или пастельный карандаш мне пригодился не только для изображения фактуры стекла на курсе, но и, например, для последующего рисования света глаз-фар у кота-автобуса из “Тоторо” (картинка в ).

Бумага : до курса я стеснялась открывать скетчбук, привезенный из Испании, и рисовала на обычной бумаге для лазерного принтера плотностью 80 г/м2. К началу “Экстрим-скетчинга” я окончательно поверила в свои силы и стала работать в заветном скетчбуке, бумага которого поплотнее — 120 г/м2, но не какая-то необычная, не специальная бумага для маркеров. Вообще обычно маркерные чернила пропитывают лист насквозь, образуя “изнанку” с довольно ярким отпечатком рисунка на обратной стороне листа, эта особенность чернил почти не зависит от плотности бумаги, но есть бумага для маркеров с особенной пропиткой, не позволяющей чернилам дойти до обратной стороны листа. Я пока попробовала 2 вида такой бумаги: Canson the Wall 230 г/м2 (очень понравилась) и Molotow One4All Pink Edition (первый опыт работы был не очень приятным, но попробую еще). Акварельную бумагу использовать для маркеров не рекомендуется из-за большого расхода чернил.

Мне еще пригодились простой карандаш для нанесения предварительного контура (я пока не доросла до создания контура линером прямо на голой бумаге, без разметки карандашом) и клячка — мягкий и легко мнущийся ластик, которым после нанесения контура линером удаляется карандашный контур, что важно, так как под воздействием чернил карандашная линия размывается, образуя грязь. Вообще суть скетчинга — быстрая зарисовка между делом, умение уловить и передать самое важное и не зацикливаться на деталях, но у меня это слабое место — я пока так и не научилась рисовать быстро, мне нужно сесть и основательно посидеть за рисунком, прорисовать все тщательно… С другой стороны, не буду слишком строга к себе, я в начале пути и если не буду лениться, все обязательно получится!

Ну вот, наконец-то я стала обладательницей своего стартового набора маркеров, и сразу же зачесались руки начать пробовать. Я нашла на Youtube-канале школы Вероники Калачевой видеозаписи прошлогодних вебинаров Анны и начала практические занятия с них:

Вот что у меня вышло:



Также меня заинтересовало на канале другое видео, затрагивающее тему перспективы, и теперь я его всем рекомендую:

И, говоря о перспективе, упомяну еще один бесплатный мини-курс, доходчиво объясняющий построение пространства:

Пион, который уже упоминался выше, я тоже нарисовала, готовясь к “экстриму”.

А затем начался “Экстрим-скетчинг 2″ и понеслось!

Я рисовала объекты из урока, повторяя за преподавателем, и затем делала “домашнюю работу”, используя свои референсы, найденные в интернете.

Урок 1. Чашка вкуснейшего горячего латте.

Ну, неказистенький такой первый опыт.)



Урок 2 (бонусный за быстрое выполнение первого задания). Кофе со взбитыми сливками в стеклянной кружке.


А тут, по-моему, уже видно рост.


Урок 3. Свежайший шоколадный капкейк со сливочным кремом.


В домашнем задании я не смогла остановить выбор на одном пирожном, и получилось вот что (здесь есть пара черных полос, сделанных случайно и запоровших рисунок).


Урок 4 (бонусный). Бисквитный десерт под сахарной пудрой в стеклянной посуде.



Урок 5. Уютный интерьер любимого кафе.

Урок 6 (бонусный). Деревянный табурет.

Здесь я объединила основной и бонусный уроки на одном развороте.


А для домашнего задания выбрала достаточно сложный объект — интерьер замечательной румынской кофейни .


Урок 7. Фасад любимого кафе.

Этот урок я ждала по заранее опубликованному расписанию, но его очень неудобно перенесли на следующую неделю, которая обещала быть и без того насыщенной, так что пришлось проявить смекалку: найти фото-референс по маленькой превьюшке урока и сделать самостоятельно заранее. Такое милое кафе, судя по . Выложив фото в инстаграм (а все работы с вебинаров школы принято выкладывать под специальным хэштегом, например ), я отметила на нем само кафе, а через какое-то время оно опубликовало эту мою картинку у себя, приятно!


А с “Булочной №5″ никакой истории нет, просто сделала такую фотографию 4 года назад и теперь выдался такой хороший повод ее нарисовать. Правда, нельзя назвать ее любимым кафе, как в названии урока, я была там только пару раз, но фасад-то — один из любимых!


Урок 8 (бонусный). Вечернее кафе.

На домашнее задание уже и времени не было, и референса вдохновляющего как-то не нашла.


Если все предыдущие уроки были в записи, то финальный урок был праздничным хэллоуинским вебинаром, все рисовали в прямом эфире и было очень здорово!





Top