Линия семьи в романе война и мир. Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н

План-конспект урока литературы. Тема: Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цель : на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н. Толстого.
Задачи:
1. Знать текст романа «Война и мир», толстовский идеал патриархальной семьи.
2. Уметь сопоставлять материал и делать выводы, пере
сказывать материал близко к тексту.
3. Воспитать в студентах чувство уважения к семейным ценностям.
Теоретическое занятие
Оборудование: записи на доске, портрет писателя, мультимедийный материал.

Ход урока.

1. Оргмомент. (5 мин)
2. Слово учителя.(7 мин.)
Семья – одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов 19 столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства оценивает Ф.М.Достоевский, и у Толстого – «мысль семейная.
Таким образом цель нашего урока: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».
Эпиграфом к уроку возьмём слова В.Зеньковского: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».
Итак, остановимся на семье графа Ростова.
Фильм (5 мин)
Граф Ростов (выступление студента 5 мин.): Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.
Графиня Ростова (выступление студента 5 мин.): Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.
Наташа: (выступление студента 5 мин.) А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.
(выступление студента 7 мин) Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.
Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает "жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.
Назовите и запиши те основные черты семьи Ростовых.(3 мин)
Вид записи в тетради:
Ростовы: любовь, доверие, искренность, открытость, нравственный стержень, умение прощать, жизнь сердца
Теперь охарактеризуем семью Болконских.
Фильм (5 мин)
Николай Андреевич Болконский: (выступление студента 5 мин) У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.
Княжна Марья: (выступление студента 5 мин.) Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.
Князь Андрей(выступление студента 5 мин): Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.
(выступление студента 5 мин) Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.
Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Назовите и запиши те основные черты семьи Болконских: высокая духовность, гордость, мужество честь, долг, деятельность, ум, сила духа, любовь естественная, скрытая под маской холодности
Обратимся к семье Курагиных.
По ролям диалог князя Василия и Анны Павловны Шерер. (5 мин)
Князь Василий(выступление студента 3 мин): У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное - материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.
Элен: (выступление студента 3 мин) Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.
(выступление студента 5 мин) Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.
Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, – это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»
Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».
Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).
Черты семьи Курагиных: отсутствие родительской любви, материальное благополучие,желание удовлетворить свои потребности за счет других, отсутствие духовной красоты.
3.Подведение итогов (7 мин).
Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную связь и гармонию.
Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.
Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.
Каждая современная семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
4. Домашнее задание. (3 мин)
Написать мини-сочинение на тему «Моя будущая семья».

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

D8888b. .d8888b. .d8888b. d8888 .d8888b.
d88P Y88b d88P Y88b d88P Y88b d8P888 d88P Y88b
.d88P .d88P 888 888 d8P 888 888 888
8888" 8888" Y88b. d888 d8P 888 Y88b. d888
"Y8b. "Y8b. "Y888P888 d88 888 "Y888P888
888 888 888 888 888 8888888888 888
Y88b d88P Y88b d88P Y88b d88P 888 Y88b d88P
"Y8888P" "Y8888P" "Y8888P" 888 "Y8888P"

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Тема красоты в романе-эпопее Льва Толстого "Война и мир". Сравнительный анализ образов Элен, которая считалась идеалом высшего света, и Марии Болконской, преданной своей семье. Богатство внутреннего мира как тот ориентир, к которому нужно стремиться.

    эссе , добавлен 29.10.2013

    Историческая тема в творчестве А. Толстого в узком и широком смысле. Усложнение материала в творческом процессе Толстого. Влияние политической системы времени на отображение исторической действительности в прозе и драме. Тема Петра в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе "Война и мир". Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

    сочинение , добавлен 06.10.2013

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Образность и жанровые особенности романа "Война и мир", его значение для мировой культуры. "Народная" подоплека, заложенная Толстым в заглавии романа. Специфика "народной мысли" в романе и формы ее воплощения, поэтизация доброты, нравственности народа.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть , так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.

Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.

Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»

Материалы к сочинению

«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.

Вступление

Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.

Основная часть

Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).

Аргументы

В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.


Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.


Заключение

Семья и семейные традиции, по мнению Толстого, - основа формирования личности. Именно в семье «любимые» герои Толстого получают первые уроки нравственности и приобщаются к духовному опыту старших, который помогает им освоится в более широком сообществе людей. Многие главы романа посвящены семейной жизни героев, внутрисемейным отношениям. Разлад между близкими людьми (например, враждебное отношение старого Болконского к своей дочери, княжне Марье) - одно из противоречий «живой» жизни, однако главное в семейных эпизодах «Войны и мира» - непосредственное общение между близкими людьми.

Семья в представлении Толстого - свободно-личностное, неиерархическое единение людей, это как бы идеальное общественное устройство в миниатюре. Гармоничный семейный мир писатель противопоставляет разладу и отчуждению людей вне семьи, вне дома.

«Семейная гармония» в романе выражается по-разному. У Ростовых все совсем не так, как у Болконских. «Молодые» семьи, жизнь которых показана в эпилоге, также отличаются друг от друга. Взаимоотношения между членами семьи не могут регламентироваться никакими правилами, обычаем или этикетом: они складываются сами собой и в каждой новой семье по-новому. Каждая семья уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия - любовного единения между людьми - истинная семья, по мнению Толстого невозможна. Вот почему в романе показаны наряду с «гармоничными», соответствующими толстовскому идеалу, семьями и семьи «неподлинные»(Курагины, Пьер и Элен, Берги, Жюли и Борис Друбецкие), в которых люди близкие по крови или соединившиеся брачными узами не связаны общими духовными интересами.

Критериями «подлинности» и «неподлинности» семьи для Толстого являются цель супружества и отношение к детям. Создание семьи, по его убеждению, несовместимо с узко эгоистическими целями (брак по расчету или брак, рассматриваемый как способ получения «законного» наслаждения). Естественные инстинкты человека, заставляющие его создавать семью, имеют гораздо более разумную и возвышенную природу, чем любые рассудочные мотивы. Создавая семью человек делает шаг навстречу «живой» жизни, приближается к органическому бытию. Именно в создании семьи «любимые» герои Толстого обретают смысл жизни: семья завершает этап их юношеского неустройства и становится своеобразным итогом их духовных поисков.

Толстой - отнюдь неравнодушный зритель семейной жизни героев. Сопоставляя различные ее варианты, он показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование человеческой личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в «настоящих», «полноценных» семьях и, напротив эгоисты, и циники - в семьях «ложных», «случайных», в которых люди связаны друг с другом лишь формально. Толстой видит в этом важную нравственную закономерность.

Особенно близки писателю семья Ростовых и Болконских, а также часть «новых» семей, жизнь которых показана в эпилоге, - Николай и Марья, Пьер и Наташа.

На другом полюсе романа - изображение «неподлинных», «случайных» семей. Таковы Курагины: связь между членами этой семьи - формальная, отношения между родителями и детьми поддерживаются только ради приличия. По словам князя Василия, дети - его «крест». Княгиня завидует собственной дочери. Все Курагины эгоистичны и порочны: князь Василий фактически продает свою дочь, Элен заводит себе множество любовников и даже не считает нужным скрывать это, для Анатоля нет ничего важнее чувственных наслаждений. «Фамильные» черты Курагиных - ординарность и глупость, что они тщательно маскируют, неукоснительно соблюдая правила светского приличия. К удивлению Пьера, знавшего, что жена глупа, Элен считалась в свете «умнейшей женщиной». Брак Пьера и Элен не случайно оказался неудачным: Элен вышла замуж по расчету, а Пьер не испытывал к ней ничего, кроме физического, «животного» влечения. Дети с самого начала не были целью их супружества - Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей». Семья Друбецких также далека от толстовских представлениях о настоящей семье. Борис не уважает свою мать, видя ее готовность унижаться ради денег, но очень скоро приходит к выводу, что карьера и материальное благополучие - самое главное в жизни. Он женится на Жюли Карагиной ради ее денег, превозмогая отвращение к ней. Образовалось еще одно «случайное», « непрочное» семейство: ведь и Жюли вышла замуж за Бориса только для того, чтобы не остаться старой девой.

«Мысль семейная» в романе неразрывно связана с проблемой воспитания. Жизнь и духовное развитие детей и подростков - одна из излюбленных толстовских тем. Юность многих героев романа, особенно молодых Ростовых, - счастливая и беззаботная пора, с которой им жаль расстаться. Наташа говорит Николаю после охоты в Отрадном: «Я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь». Но Толстой не склонен идеализировать юность: ведь это только этап в становлении личности. От первых сцен романа, овеянных поэзией детства и юности, повествование движется к зрелой поре их жизни, в которой они обретают счастье в семье и воспитании собственных детей. Каждая пора жизни человека представляется писателю одинаково важной и поэтической.

В основе толстовской педагогической концепции лежат принципы Ж.-Ж. Руссо. Воспитание должно быть «естественным», незаметным, детей нельзя «держать строго».Слишком «рассудочный» подход к ним способен даже в дружных семьях привести к нежелательному результату. В самом деле, Вера. Единственная из Ростовых, производит неприятное впечатление, несмотря на красоту, хорошие манеры и «правильность» суждений. Она поражает своим эгоизмом и неспособностью войти в контакт с людьми. Оказывается ее «совсем иначе воспитывали», чем Наташу, которую мать балует. Ростовы и сами понимают свой промах.

Толстой показал два варианта воспитания, окрашивающие юность в светлые или мрачные, безрадостные тона. Первый - «ростовский»: у старших Ростовых нет каких-то особых принципов воспитания, их общение с детьми - стихийный «руссоизм». В семье Ростовых допускаются баловство и проказы, развивающие в детях непосредственность и жизнерадостность. Второй - метод воспитания, которого придерживается старый князь Болконский, крайне требовательный к детям, предельно сдержанный в выражении отцовских чувств. Марья и Андрей становятся «романтиками поневоле»: идеалы и страсти глубоко спрятаны в их душах, маска равнодушия и холодности тщательно скрывает их романтическую одухотворенность. Молодость Марьи Болконской - суровое испытание. Строгость отцовских требований лишает ее ощущения радости и счастья - единственных спутников юности. Но именно в доме вынужденного затворничества в родительском доме в ней идет «чистая духовная работа», увеличивается духовный потенциал, делающий ее столь привлекательной в глазах Николая Ростова.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал более значимой «мысль народную». Наиболее ярко она выражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль семейная», также играющая в романе очень важную роль, потому что семья мыслится автором как основа основ. Роман построен как история семей. Члены семьи наследуют черты породы. Семью, по мнению Толстого, следует укреплять, так как через семью человек приобщается к народу.

В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Многие события, описываемые в романе, Толстой показывает именно через историю этих семей.

Патриархальная семья Ростовых вызывает особые симпатии автора. Впервые мы встречаемся с ее членами на именинах графини Ростовой. Первое, что ощущается здесь, - это атмосфера любви и добра. «Любовный воздух» царит в этой семье.

Старшие Ростовы - простые и добрые люди. Они рады каждому, кто войдет в их дом, и не судят о человеке по количеству денег. Их дочь Наташа покоряет своей искренностью, а младший сын Петя - добрый и по-детски наивный мальчик. Здесь родители понимают своих детей, а дети искренне любят родителей, Они вместе переживают беды и радости. Знакомясь с ними, читатель понимает, что именно здесь настоящее счастье. Поэтому и Соне хорошо в доме Ростовых. Хотя она и неродная дочь им, но ее любят, как своих детей.

Даже дворовые люди: Тихон, Прасковья Савишна - являются полноправными членами этой семьи. Они любят и уважают своих господ, живут их проблемами и заботами.

Одна лишь Вера - старшая дочь Ростовых - не вписывается в общую картину. Это холодный и эгоистичный человек. «Что-то графинюшка намудрила», - считает Ростов-отец, говоря о Вере. По всей видимости, на воспитание старшей дочери сказалось влияние княгини Друбецкой, которая раньше была лучшей подругой графини Ростовой. И, действительно, Вера гораздо больше похожа на сына графини Бориса Друбецкого, чем, например, на свою сестру Наташу.

Толстой показывает эту семью не только в радости, но и в горе. Они до последней минуты остаются в Москве, хотя Наполеон наступает на город. Когда же наконец они решаются уехать, то перед ними встает вопрос, как поступить - оставить вещи, несмотря на ценность многих из них, и отдать подводы раненым или уехать, не подумав о других людях. Наташа решает проблему. Она говорит, вернее, кричит с искаженным лицом, что стыдно оставлять раненых врагу. Ни одна даже самая ценная вещь не может равняться жизни человека. Ростовы уезжают без вещей, И мы понимаем, что такое решение естественно для этой семьи. Они просто не смогли бы поступить иначе.

Другой предстает в романе семья Болконских. Толстой показывает три поколения Болконских: стаый князь Николай Андреевич, его дети - князь Анрей и княжна Марья - и внук Николенька. В семье Болконских из поколения в поколение воспитывали такие качества, как чувство долга, патриотизм, благородство.

Если в основе семьи Ростовых лежит чувство, то определяющей линией Болконских является разум. Старый князь Болконский твердо убежден, что на свете есть «только две добродетели - деятельность и ум». Он человек, который всегда следует своим убеждениям. Он сам трудится (то военный устав пишет, то занимается с дочерью изучением точных наук) и требует, чтобы дети также не ленились. В характере князя Анрея сохраняются многие черты натуры его отца. Он тоже пытается найти свой путь в жизни, быть полезным своей стране. Именно желание работать приводит его к деятельности в комиссии Сперанского. Молодой Болконский - патриот, как и его отец. Старый князь, узнав о том, что Наполеон идет на Москву, забывает свои прежние обиды и активно участвует в ополчении. Андрей, утратив веру в свой «Тулон» под небом Аустерлица, дает себе слово не принимать больше участия в военных походах. Но во время войны 1812 года он защищает свою Родину и погибает за нее.

Если в семье Ростовых отношения между детьми и родителями дружеские и доверительные, то у Болонских на первый взгляд дело обстоит иначе. Старый князь тоже искренне любит Андрея и Марью. Он переживает за них. Он замечает, например, что Андрей не любит свою жену Лизу. Сказав об этом сыну, он хоть и сочувствует ему, но тут же напоминает о долге перед женой и семьей. Сам тип отношений у Болконских другой, чем у Ростовых. Князь скрывает свои чувства к детям. Так, например, с Марьей он всегда строг и порой разговаривает с ней грубо. Он корит дочь за неумение решать математические задачи, резко и прямо говорит ей о том, что она некрасива. Княжна Марья страдала от такого отношения со стороны отца, оттого что он старательно прятал свою любовь в ней в глубине своей души. Только перед смертью старый князь понимает, как дорога ему дочь. В последние минуты жизни он ощутил внутреннее родство с ней.

Марья - особенный человек в семье Болконских. Несмотря на суровое воспитание, она не ожесточилась. Она безмерно любит отца, брата и племянника. Более того, она готова жертвовать собой ради них, отдать все, что у нее есть.

Третье поколение Болконских - это сын князя Андрея Николенька. В эпилоге романа мы видим его еще ребенком. Но автор показывает, что он внимательно слушает взрослых, в нем идет какая-то работа мыси. А, значит, и в этом поколении не будут забыты заветы Болконских о деятельном уме.

Совсем другой тип семьи представляет собой семья Курагиных. Они несут одни беды Болконским и Ростовым. Глава семьи - князь Василий - фальшивый и лживый человек. Он живет в атмосфере интриг и сплетен. Одна из основных черт его характера - алчность. Он и дочь свою Элен выдает замуж за Пьера Безухова, потому что тот богат. Самое главное для князя Курагина в жизни - деньги. Ради них он готов и на преступление пойти.

Дети князя Василия ничем не лучше своего отца. Пьер верно замечает, что такая уж у них «подлая порода». Элен, в отличие от княжны Марьи, красива. Но красота ее - это внешний блеск. В Элен нет непосредственности и открытости Наташи.

Элен пуста, корыстна и лжива в душе. Женитьба на ней едва не разбивает жизнь Пьера. Пьер Безухов на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней и семейного счастья. Горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулся душевной пустотой, глупостью и развратом. Ни о чем не задумываясь, Элен устраивает роман Анатоля и Наташи Ростовой. Анатоль Курагин - брат Элен - становится причиной разрыва между Наташей и Андреем Болконским. Он так же, как и сестра, во всем привык потакать своим прихотями, и потому судьба девушки, которую он собирался увезти из дома, его не волнует.

Семья Курагиных противопоставлена семьям Ростовых и Болконских. На страницах романа мы видим ее деградацию и разрушение. Что же касается Болконских и Ростовых, то их Толстой награждает семейным счастьем. Они пережили немало бед и трудностей, но сумели сохранить то лучшее, что в них было - честность, искренность, доброту. В финале мы видим счастливую семью Наташи и Пьера, построенную любви и уважении друг к другу. Наташа внутренне слилась с Пьером, не оставила в своей дуе «ни одного уголка не открытым для него».

Более того, Толстой объединяет Ростовых и Болонских в одну семью. Семья Николая Ростова и княжны Марьи соединяет в себе лучшие черты этих семейств. Николай Ростов любит свою жену и преклоняется пеед «ее душевностью, перед тем почти недоступным него, возвышенным и нравственным миром, в коором жила его жена». А Марья искренне любит своего мужа, который «никогда не поймет всего того, что она понимает», и от этого она любит его еще больше.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж и иметь детей. Единственный сватавшийся к ней, да и то ради приданого, Анатоль Курагин, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудили в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Каждая встреча все более открывала им друг друга, связывала их. Неловкая, застенчивая княжна преображалась, становилась грациозной и почти красивой. Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья выше его самого и Сонечки, которую, казалось, прежде он любил, но которая так и осталась «пустоцветом». Ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не «заслужила» семейного счастья.

Эти новые счастливые семьи возникли не случайно. Они есть результат того единения всего русского народа, которое произошло в ходе Отечественной войны 1812 года. 1812 год многое изменил в России, в частности, снял некоторые сословные предрассудки и дал новый уровень человеческих отношений.

У Толстого есть любимые герои и любимые семьи, где, может быть, не всегда царит безмятежное спокойствие, но где люди живут «миром», то есть дружно, сообща, поддерживая друг друга. Только те, кто высок духовно, имеют, по мысли писателя, право на настоящее семейное счастье.




Top