Литературные штампы. О вреде и пользе штампов

Все мы не раз встречали литературные штампы на страницах книг, журналов, газет. Иной раз откровенно смеялись над ними, настолько они были заезжены и нелепы.
Если количество штампов и банальностей в тексте зашкаливало, то мы откладывали книгу в сторону и больше уже к ней не возвращались.

Конечно, совсем без штампов обойтись невозможно. Вся наша жизнь, если брать ее в масштабах Вселенной - не что иное, как набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер:)

Однако не помешает иметь под рукой список литературных штампов, для того чтобы выпалывать их из своих текстов.
Конечно, я не призываю выплескивать с водой младенца, чувство меры пока еще никто не отменял. Главное, чтобы текст не состоял из ОДНИХ банальностей. И если вы выловите парочку штампов в своем тексте, подумайте, чем их можно заменить, чтобы произведение было свежим, оригинальным и несло на себе отпечаток вашей индивидуальности. Итак:

СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХ ШТАМПОВ

Описание героя/героини

Роковая женщина
- длинноногая блондинка
- голубоглазая блондинка
- столичная штучка
- осиная талия
- лебединая шея
- мраморно-белая кожа
- холодна, как лед
- длинные тонкие пальцы
- бездонные глаза
- невинный взгляд
- высоко вздымающаяся грудь
- по-кошачьи грациозна
- трепетное сердце
- тоненькая как тростинка
- женщина удивительной судьбы
- руки как крылья
- печаль в глазах
- распахнутые доверчивые глаза
- хитрый прищур глаз,
- непокорные вихры
- усталые и добрые глаза
- серебристая седина
- волевой подбородок
- ледяной взгляд
- рыдания сотрясали его могучее тело
- чуткая душа
- трепетное сердце
- заботливые материнские руки
- натруженные мозолистые руки
- суровый взгляд отца
- скупая мужская слеза
- загадочная русская душа

Место действия

Город на Неве (Петербург)
- туманный Альбион (Англия)
- берега туманного Альбиона
- Москва златоглавая
- Москва белокаменная
- Киев, мать городов русских
- город греха и разврата
- Нью-Йорк - город контрастов
- заштатный городишко
- провинциальная дыра

Действия

Разнести в пух и прах,
- разделать под орех,
- бросить обвинения
- смело идти по выбранному пути
- обрести долгожданную свободу
- храбро сражаться до самой смерти
- достучаться до сердца
- спать сном праведника
- прильнуть к губам (или к чему-то еще)

Ну, и остальное

Ночь догорала как свеча
- мороз крепчал
- пушистый снег, падающий крупными хлопьями
- первые крупные капли дождя
- дорога к храму
- так хочется тепла и любви
- годы, словно конь, несутся вскачь.
- боль утрат
- усталые, но довольные
- воцарилась тишина
- в гордом одиночестве
- оскорбленная невинность.

Этот список можно продолжить в комментариях. Наверняка существует еще масса штампов, поэтому, боюсь, он будет длинным.

От чего зависит количество штампов в тексте? От уровня начитанности, насмотренности и общей культуры. Обилие штампов и банальностей выдает заурядную личность с ограниченным сознанием, не отягощенным эрудицией и интеллектуальными упражнениями:)
Что лечит от штампов? Чтение ХОРОШЕЙ литературы и общее расширение кругозора.

Однако даже при самых похвальных намерениях вряд ли кому-то из нас удастся совсем избавиться без штампов, ибо мы их впитали и часто не замечаем.
Так будем хотя бы к этому стремиться!


Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс "Золотое перо"?
- Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь?
Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишия, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!"
Из статьи "Литературные проблемы страны советов".


В приведенном отрывке обозначены наиболее грубые из ошибок, встречающихся в работах начинающих авторов.
Меня заинтересовала расстановка приоритетов организатором конкурса: акцент делается в первую очередь не на безграмотности большинства юных сочинителей, как, казалось бы, одной из самых важных и острых проблем современной молодежной прозы, но на вопросе о допустимости применения так называемых литературных штампов в художественных текстах. Посему мне хотелось бы остановиться на этой теме несколько подробнее.
По единогласному мнению критиков и искушенных читателей, штампы - клеймо, отделяющее плевелы от пшеницы, и в качественной литературе недопустим следующий набор клише:


"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".


Поэтические штампы:
"Кровь-любовь-морковь-вновь-", "вечность-бесконечность", "люблю-молю/обижу-увижу" (а также другие глагольные рифмы), "никогда-навсегда", "слезы-грезы", "день-тень", "дом-том-ком", "тепло-светло", "небо-не был", "время-бремя", "знамя-пламя", "воспоминания-страдания", "роза-мороза-мимоза".


Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратил внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно" © staruschka57
Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно.
Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой.
Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными.
Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства.
Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть.


Наиболее распространенные сюжетные штампы:
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.
Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.


Совет: Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается – хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль – что именно надо отразить в этом абзаце – и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.

Штамп литературный есть явление речи, бытующее в текстах произведений литературы, где он механически воспроизводится, подменяя собой то, что могло бы отразить творческую инициативу автора как художника слова, преодолевающего сопротивление материала, и участника формирования языка художественной литературы или языка поэтического.

С.Г. Бархударов​


Начну с того, что мне понравилось.

Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ "да" на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей "перспективной" затеи.

Спойлер

1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?

2. Ваш главный герой - выходец из деревни, но родители его неизвестны?

3. Главный герой - наследник трона, но сам про это не подозревает?

4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?

5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?

6. А как насчет того, кто способен этот самый мир погубить?

7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об Избранном, который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив Силы Добра?

8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?

9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?

10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька в тайне является отцом главного героя?

11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?

12. Фраза "забывчивый маг" описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?

13. А как насчет "могучего, но туповатого и добродушного воителя"?

14. А нет ли там "мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий в виду каких-то собственных, загадочных причин"?

15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?

16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?

17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?

19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?

20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как "сурового гнома"?

21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?

22. А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?

23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?

24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?

25. Вам неведомо, когда начали использовать сеновязалку?

26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?

27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу... а может быть и потом - не очень?

28. Это первая книга в запланированной трилогии?

29. А что насчет пяти- и десятилогий?

30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?

31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?

32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?

33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?

34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?

35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?

36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?

37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?

38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете "Тим Умбер", а второго - "Белтузалантал аль"Гринскок"?

39. В вашем мире обитают орки, эльфы, гномы и полурослики?

40. А "оркены" или "гномусы"?

41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс "полу-"?

42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты гномов?

43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?

44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?

45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании "Wizards of the Coast"?

46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?

47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но самом деле это совсем не так?

48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?

49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?

50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются "fireball" или "lightning bolt"?

51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин "мана"?

52. Вы пользуетесь термином "чешуйчатая кольчуга"?

53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин "единицы жизни|hit points"?

54. Вам неизвестно, сколько весят золотые монеты?

55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?

56. В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?

57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?

58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?

59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?

60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?

61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?

62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?

63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?

64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?

65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть "не бог весть что, но в дороге сойдет"?

66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?

67. Вы уверены, что "медовуха" - это просто такое забавное название для пива?

68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем и одной религией?

69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире - воровская гильдия?

70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?

71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?

72. "Обычный" - это официальный язык в вашем мире?

73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?

74. Ваше произведение всего-лишь краткий пересказ "Властелина колец"?

75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!

Тема героя, который не такой, как все, очень популярна в подростковой литературе.

Почему бы не особенной судьбой? К тому же, если ты особенный, тебя точно заметят и полюбят. Поэтому с героем, который оказывается избранным и уникальным, хотя на первый взгляд подросток как подросток, читателю из целевой аудитории легко ассоциировать себя самого. Все это понятно, но слишком уж много фантастических романов создается именно по этой схеме. Даже попав в группу необычных или в чем-то привилегированных людей, главный герой и среди них оказывается самым-самым уникальным, а это уж совсем смешно. К тому же, порой такие персонажи получаются бесхарактерными и пассивными, поскольку им не нужно преодолевать себя, воспитывать силу воли, упорствовать и бороться.

Секрет успеха – удачно родиться избранным и самым «не таким», тогда все получится, а у остальных – нет, как бы они того ни хотели.

Любовный треугольник

Вообще-то любовные отношения – одна из вечных тем в литературе, и сложно представить себе человечество, которое перестанет этим интересоваться. Любовь – это часть нашей природы, поэтому любые проблемы и конфликты, связанные с нею, нас остро интересуют. Ситуация, когда одну женщину разрывают чувства к двум мужчинам (или наоборот), тоже понятна читателям и вызывает у них живой отклик.

Проблема в том, что сейчас эта модная тема вводится в сюжет без какого-либо повода и подготовки, и такая попытка оживить историю оказывает обратный эффект.

Писатель изображает оба романтических интереса своего героя или героини, но не углубляется ни в их характеры, ни в мотивацию всех троих, ни тем более в какие-то психологические тонкости их отношений. И получается вместо интересного сюжета безликий литературный штамп, если убрать который, произведение только выиграет.

Мэри Сью и Марти Стю

Это понятие родом из фанфиков, и чаще всего подобные персонажи там и появляются, но и в более серьезных литературных формах встречаются нередко.

Именами Мэри Сью и Марти Стю называют героев, которые до нелепости идеальны: и красивы, и умны, и везучи, все им по плечу.

Не всегда плох роман, герой которого – такая Мэри или Марти. Иногда идеальному-распрекрасному герою достаточно одного милого изъяна, чтобы из сияющего противным светом идеала превратиться в обаятельного везунчика. Но чаще бывает, что автор совсем не старается сделать протагониста своего романа хоть сколько-то интересным, развивающимся и способным на ошибку, а читать про такого доморощенного сверхчеловека попросту неинтересно.

«Люк, я твой отец»

Семейные тайны – это тема, которую очень многие читатели выделяют среди своих любимых мотивов в литературе. И я не исключение. Но, как и любой сюжетный оборот, тему семейных тайн можно раскрыть хорошо или плохо.

Если читателя мастерски водят за нос, а когда раскрывается правда, весь предшествующий сюжет вдруг предстает в другом свете, он, читатель, будет только рад и попросит добавки.

Если же ситуация очевидна с самого начала, и только туповатый главный герой не понимает, в чем дело, или если «абсолютно случайно» судьба свела в гастрономе за углом двух разлученных близнецов, которые узнали друг друга по родинке на лбу, читатель потеряет всякое доверие к автору.

Трилогии и не только

Мне кажется, сейчас цикловые произведения стали популярны как никогда. Безусловно, и раньше существовали романы с продолжением, романы, поделенные на тома, сиквелы и приквелы, написанные спустя много лет после выхода оригинала, когда никто уже не ждал, и так далее. Но сейчас в некоторых жанрах литературные серии, в которых запланировано три романа или более, считаются успешнее обычных однотомных произведений с началом и концом под одной обложкой. Поэтому теперь писатели сразу прикидывают, как бы распилить задуманный сюжет на несколько частей, даже когда сюжет того совсем не подразумевает.

Удивительный кот спасает мир

Одна из модных тем в современной литературе – истории разных домашних животных, которые чем-то отличились или просто появились в жизни своего хозяина в самый нужный момент. Как правило, сюжеты достаточно трогательные и интересные, а вот литературная форма, в которую они облечены, не выдерживает критики.

Да и сами истории тянут скорее на статью в газете, а не на роман.

Тем больше скепсиса вызывают полки в магазинах, забитые книгами с фото котиков и собачек на обложках.

Старая сказка на новый лад

Переосмысление давно известных сюжетов – совсем не новая тема в литературе. Более того, так рождаются в том числе и шедевры. Но в настоящее время в литературе любят переливать из пустого в порожнее, и авторы забывают, что при переосмыслении надо бы не повторить старую историю, а вдохнуть в нее новую жизнь, переставить все с ног на голову, добавить от себя гораздо больше, чем взять из общей копилки.

В итоге сюжеты с давно знакомыми сказочными или мифическими сюжетами растут как грибы после дождя. К этой же категории можно отнести новеллизации компьютерных игр и фильмов.

Пожалуй, это все современные литературные клише, которые вызывают отторжение – настолько часто они попадаются на глаза. Собственно, штампов гораздо больше, но далеко не все из них мне не нравятся. Например, действие происходит в маленьком городке – давний штамп, но я готова читать книги про маленькие городки одну за другой. Или детективное клише: главный герой, сыщик-любитель, полюбился читателям, автор продолжает серию об этом герое, и в итоге трупы попадаются ему на пути чаще, чем шишки в еловом лесу. Абсолютно не правдоподобно, но не раздражает при условии, что сами детективы написаны качественно. Не всегда штампы – это зло, порой без них и вовсе не обойтись.

В конце концов, Борхес говорил, что историй вообще всего четыре, и писатели пересказывают их снова и снова. Архетипы – это в определенном смысле тоже штампы, но именно на них строится самая интересная литература.

Редакторы, критики и даже читатели любят искать штампы. Порой кажется, что этот поиск сродни сбору грибов. «А заглянем сюда… - наверняка спрятался, голубчик!» И если спрятался/найдут, тут же вычёркивают и разводят руками: «Ну, батенька, это - графоманство!»
Встретила статью «Штампы - «за» или «против»» http://zhurnal.lib.ru/b/bioversum/stamps.shtml . и решила поговорить на эту спорную тему. Итак, штамп - это "шаблон", "трафарет", "стандарт".
В литературе "штамп" - это устоявшиеся сюжетные ходы, приёмы или речевые обороты.
Так почему же устоявшиеся ходы - это плохо?
«Я тебя люблю» - штамп, «достучаться до сердца» - штамп. «Москва златоглавая», «заботливые материнские руки», «хитрый прищур глаз» - тоже штампы.
Что здесь неверного? Типичные примеры устоявшихся речевых оборотов.

Известно, что есть штампы - сюжетные , а есть - речевые .
В первом случае - повторение типичных ситуаций, сюжетных ходов; во втором - устойчивые выражения и словосочетания.
Почему многие произведения (даже хорошо написанные) летят в корзину? Ничего оригинального! Всё это мы уже видели. Родился, учился, женился, развёлся, теперь мается. Значит, читателя (и, прежде всего, редактора) надо чем-то удивить. Вроде бы и типичная ситуация, да не совсем. И образы хорошо прописаны, и переживания интересней, и мысли героев - особенные. А чтобы бороться с речевыми штампами, надо включить внутренний слух. И избавиться от замыленного взгляда. И не бояться критиков. Ведь критериев штампов не существует, и критериев отличия штампов от нештампов тоже нет.
Из статьи, которую я упоминала:
"Творчество - не конвейер, конечно, его продукты должны отличаться некоторым разнообразием. Вот тут и надо проявить изобретательство и смекалку, и поучиться этому у самой природы. То, что у человека две руки, две ноги и одна голова - это может быть и штамп. Но чтобы ему придать индивидуальность, не обязательно приделывать третью ногу или клешни вместо рук. Так же и велосипед с круглыми колёсами можно модифицировать и совершенствовать, адаптировать для езды по горам, но он всё равно останется велосипедом с круглыми колёсами, узнаваемым и похожим на своих собратьев. А вот какой-нибудь мудрёный, оригинальный и сногсшибательный дизайн, навроде стилизации под баобаб, пусть и индивидуален, зато функционально бесполезен. Так что надо учиться не уходить от штампов радикальным способом, а отыскивать пресловутую индивидуальность, не выходя из рамок приличного и допустимого.
Так же и в литературе. В погоне за оригинальностью порой можно настолько обособиться в своей индивидуальности, что она окажется никому не нужна".




Top