Лук. О чувсте юмора и остроумии

Сюда относятся остроумные ответы, построенные на доведении до абсурда какой-нибудь мысли собеседника, когда вначале как бы соглашаются с ней, а затем, в самом конце, краткой оговоркой изменяют весь смысл предшествующей фразы . Несколько примеров таких ответов приводит Фрейд .

Офицер, увидев за работой красильщика тканей, издевательски спросил его, указывая на свою белоснежную лошадь: «А сможешь ты и её выкрасить?» - «Конечно, смогу, - был ответ. - Если только она выдержит температуру кипения».

Этот приём используется не только в устных перепалках, но и в литературной полемике. В частности, его охотно применяют рецензенты и критики. Взяв какой-нибудь сомнительный тезис своего противника, рецензент не опровергает его, а развивает, освобождая от словесной шелухи, обнажает его сущность, слегка преувеличивает и заостряет её, и тем самым, как правило, наносит своему оппоненту чувствительный укол.

Доведение до абсурда иногда достигается с помощью гиперболы или преувеличения , и не только в полемике, но также и в устном и письменном повествовании.

Из русских писателей наиболее охотно пользовался этим приёмом Н. В. Гоголь.

В «Мёртвых душах» можно отыскать много фраз, вроде следующей:

«Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо».

Доведение до абсурда может быть достигнуто не только путем преувеличения или гиперболы. Наряду с ним весьма распространен и прием преуменьшения , нарочитого смягчения - эвфемизм . Возьмем, к примеру, французскую пословицу: «Если кто глуп - так это надолго». Всем известно, что глупость не проходит и не излечивается и что глупцы остаются таковыми до самой смерти. Но в такой: форме высказывание было бы просто констатацией факта. А преуменьшение, явно нелепое, делает поговорку остроумной. То же самое относится и к английскому определению бокса: обмен мнениями при помощи жестов.

Существует своеобразная форма эвфемизма, когда понятие выражается через отрицание противоположного понятия. Например, вместо красивый говорят недурной, вместо интересный - небезынтересный, вместо хорошо - неплохо. Эта форма преуменьшения тоже может быть доведена до абсурда и тем самым превращена в прием остроумия:

«В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали („Двенадцать стульев“ И. Ильфа и Е. Петрова).

Прием ad absurdum широко использовал древний сатирик Лукиан. Его сатирический диалог „Зевс уличаемый“ весь построен па доведении до абсурда.

Остроумие нелепости

С приемом доведения до абсурда сходен прием, который лучше всего назвать остроумием нелепости.

Вот, например, известная фраза, произнесенная одним воинствующим безбожником.

Он закончил свою лекцию по атеизму таким эффектным высказыванием: „На вопрос, есть ли бог, надо ответить положительно: да, бога нет“.

Напомним читателю Популярный в начале века анекдот о привередливом посетителе кондитерской, который заказал торт с надписью „Привет с Кавказа“, трижды требовал переделать надпись потому, что она казалась ему недостаточно красивой, а на вопрос кондитера - упаковать ли торт в коробку, отвечал - „не надо, я его здесь же и съем“.

Прием этот - остроумие нелепости - используется не только в бытовых анекдотах, но также в литературе, особенно часто в жанре литературной пародии. В нем есть много общего с приемом доведения до абсурда, но есть и различия. Доведение до абсурда достигается, как правило, путем преувеличения, или гиперболы. А остроумие нелепости заложено в самой ситуации, противоречащей здравому смыслу и повседневному опыту .

Читая знаменитую сказку Льюиса Кэролла „Алиса в стране чудес“ читатель много раз смеется, - не всегда отдавая себе в этом отчет, - над остроумием нелепости.

Возьмем, к примеру, рассказ о чеширском коте, на лице которого почти всегда была улыбка. Иногда улыбка исчезала, и оставалось только лицо; но случалось, что исчезало лицо, и тогда оставалась лишь улыбка.

Лет сто тому назад в одной из законодательных комиссий, обсуждавших возможность отмены телесных наказаний (розог), некий либеральный юрист не без цинизма заметил:

„Пороть мужика гнусно, но что мы можем предложить ему взамен?“

Эти строки и сейчас вызывают улыбку, а в свое время эта острота считалась одним из „гвоздей сезона“.

В чем ее смысл? Обычно, когда у человека что-то отнимают, лишают его чего-то, то он вправе требовать компенсации, предоставления каких-нибудь других ценностей, льгот, преимуществ. Но телесные наказания едва ли относились к тем благам, лишившись которых мужик захотел бы получить что-нибудь другое. Однако построение фразы и мысль, выраженная в такой форме, исходят из предположения, что отмену розог надо якобы чем-то возместить мужику, иначе, пожалуй, он и не согласится с нею. Такое предположение противоречит здравому смыслу, оно нелепо. Поэтому высказывание юриста мы и относим к остроумию нелепости. Но нелепое предположение содержится в этой фразе не явно, в виде намека, пусть даже прозрачного. Так что здесь - соединение двух приемов.

Приведем еще пример остроумия нелепости. Когда вресса распространила ложные слухи о смерти Марка Твена, он выступил с таким опровержением:

„Слухи о моей смерти сильно преувеличены“. Едва ли нужно пояснять, что именно нелепость формулировки сделала ее остроумной.

Здравый смысл разнится у разных людей в зависимости от» жизненного опыта, развития, образования. Отсюда - непреднамеренное остроумие людей, вторгающихся без соответствующей подготовки в чуждые им области знания. Забавно бывает, например, врачу выслушивать рассуждения неспециалистов на медицинские темы.

В литературе эту форму остроумия используют очень часто. Пожалуй, один из наиболее известных в этом отношении рассказов «Письмо к ученому соседу», весь построенный на «нечаянном» остроумии высказываний полудикого степного помещика; апофеозом рассказа явилась фраза, ставшая впоследствии крылатой и вошедшая в наш повседневный обиход: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Популярный среди читателей раздел «Нарочно не придумаешь» (в журнале «Крокодил») почти целиком состоит из непреднамеренных острот, сущность которых «остроумие нелепости»:

«Матроса Иванова за систематическую пьянку в период рейса с работы снять с исполнением служебных обязанностей».

В рассказе Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» есть такой эпизод. Поручика Синюхаева по ошибке посчитали умершим. А когда он явился на службу, то военному министру пришлось написать рапорт царю:

«Умерший горячкою поручик Синюхаев сказался живым и подал прошение о восстановлении в списках».

Император Павел 1 на этом рапорте начертал высочайшую резолюцию: «…отказать по той же самой причине».

Пожалуй, трудно подобрать лучшие образцы остроумия нелепости.

Нужно сказать, что структура этого приема довольно сложна - в него входят весьма неодинаковые модификации. Необходимо точно определить - что такое нелепость? Критерии нелепости, впрочем, найти не так уж трудно. В простейшем случае нелепость состоит в том, что высказывание содержит взаимоисключающие моменты, однако форма высказывания такова, как будто бы они вполне совместимы. Возьмем, например, объявление о гулянье в городском саду: «Вход бесплатный, детям скидка». В записных книжках Виктора Кина есть такая запись (о любимом начальнике): «Мы надеемся, что преждевременная смерть скоро вырвет его из наших рядов». Хотя прием нелепости здесь не сразу бросается в глаза, но по сути и здесь соединение двух логически несовместимых высказываний.

Иногда нелепость заключается в неправомерном выводе, который основан не на посылках, не на исходных данных, а на второстепенных деталях ситуации.

Смешение стилей или «совмещение планов»

Бессмысленный, бестолковый, вздорный, пустой, несвязный, нескладный. Ср. . . См … Словарь синонимов

НЕЛЕПЫЙ, некрасный, некрасивый, непригожий, неизящный и пр. | бессмысленный, вздорный, пустой; или несвязный, нескладный. Божье лепо, а вражье нелепо. И пестро, да нелепо. Что нелепее молва, то ей больше веры. И нелепо городит, да люди слушают,… … Толковый словарь Даля

НЕЛЕПЫЙ, ая, ое; леп. Не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный. Н. ответ. Н. вид. Н. характер. | сущ. нелепость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил., употр. часто Морфология: нелеп, нелепа, нелепо, нелепы; нелепее; нар. нелепо 1. Поведение, поступки и т. д. называют нелепыми, если они бессмысленные и их трудно объяснить. Он высказал на первый взгляд нелепую мысль. | Что за нелепый… … Толковый словарь Дмитриева

нелепый - ▲ несоответствующий здравомыслие нелепый (# костюм). несообразный. несуразный. дикий (# предположение). завиральный (# мысли). анекдотический. анекдотичный. смехотворный … Идеографический словарь русского языка

нелепый - Заимств. из ст. сл. яз., где оно является преф. производным от общеслав. lěpyi «красивый, хороший», того же корня, что лепить и аналогичные смазливый, писать. Нелепый первоначально «некрасивый» (< «без румян, краски и “лепки”»), затем… … Этимологический словарь русского языка

I прил. Лишённый здравого смысла; неразумный, бессмысленный. II прил. разг. Неуклюжий, несуразный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Нелепый, нелепая, нелепое, нелепые, нелепого, нелепой, нелепого, нелепых, нелепому, нелепой, нелепому, нелепым, нелепый, нелепую, нелепое, нелепые, нелепого, нелепую, нелепое, нелепых, нелепым, нелепой, нелепою, нелепым, нелепыми, нелепом,… … Формы слов

Нелепый - неприличный, безрассудный, срамный … Краткий церковнославянский словарь

Книги

  • Агата Кристи. Избранные произведения (комплект из 30 книг) , Агата Кристи. В избранные произведения знаменитой Агаты Кристи, мастера детективного романа, вошли следующие произведения: Т. 1: "Сверкающий цианид", "Тринадцать сотрапезников", "Убийство в доме викария" ;…
  • Пнин , Владимир Набоков. «Пнин» (1953–1955, опубл. 1957) – четвертый англоязычный роман Владимира Набокова, жизнеописание профессора-эмигранта из России Тимофея Павловича Пнина, преподающего вамериканском…

23/02/10
Что? Это чем же лучше? Я как человек, 4 года занимающийся музыкой, скажу - ничего подобного! Эта группа - позор металла! Выезжают только за счет спертого у тех же Мэйден и Прист! Мои знакомые музыканты пробовали сыграть их партии. Это партии для чайников! Я сам видел и слышал! Все украденные песни подделаны под псевдофилософский текст и до невозможного упрощены. Например - сравните мэйденовский The Wicker Man и арийскую химеру. Земля и небо! Песня Химера до того упрощена, что стыдно за Мэйден становится. Да и не метальное у Арии звучание совсем. На русский рок больше похоже. И хоть вокалюги высоко ноты тянут, это не спасает группу. Сравните Стива Харриса и басиста Арии, Нико МакБрейна и Манякина(Удалова) и вам все станет ясно.

Reckless Rebel , 23/02/10
Я уважаю Арию, это - действительно качественная музыка, неважно, плагиат или нет. Но в России в-прицнипе нет и еще долгое время не будет группы, которая будет способна превзойти западный аналог. Просто не тот уровень, не то качество, не та техника. И Ария - не исключение. Iron Maiden - легенды международного класса, можно сказать, современная классика. Это - эталон тяжелой музыки, на которую та же Ария и равнялась. Ария же прославлена лишь в собственной стране и странах ближнего зарубежья. Это уже говорит о многом.

Старый Орк , 23/02/10
Ну, я бы не сказал, что Мэйден играет не сложнее, чем Ария! Хорошо, пусть даже и так. Но Мэйден сыграли оригинал, а Ария - всего лишь копию. Если думают, что ругать Арию, за то, что она ворует - признак хорошего тона, то я задам такой вопрос - копировать и переделывать, выдавая за свое - честно? К тому же Герой Асфальта - копия Iron Maiden - Powerslave. В картинных галереях много копий картин других художников, но почему-то ни один из копирайтеров не прославился как великий живописец.

Старый Орк , 20/05/10
Антифриз, тему не я создавал...) ты можешь мне не верить, это, конечно, твое право. Но АРИЯ СПЕРЛА У МЭЙДЕН МНОГОЕ, и это факт, который подтверждают. Ты же ни разу не слышал, чтобы, например, группу КиШ обвиняли в плагиате - на это нет оснований. А что касается Беркута - я положительно отзывался об обоих вокалистах Арии, но лучше бы он пел в более приличной группе. Честное слово не понимаю, что в этой группе такого хорошего? (кроме вокалистов) По-моему, просто очередной 100000000-ный клон Мэйден и не более того.

Старый Орк , 20/05/10
А что касается текстов, то почему они в музыке должны занимать первое место? Я вот вообще на них внимания не обращаю. Кстати, какой глубинный смысл в песнях Арии? Его просто нет. В песне Следуй за мной - про всадника, который забитрает души. Возьми мое сердце - какие-то попсовые сопли. Кровь королей - о том как придет король и всех покарает. Ну и чего тут такого интересного, гениального? И еще - я тут троллингом не занимаюсь, а просто не выношу такие копирайтерские группы вроде Арии и Катарсиса

Старый Орк , 20/05/10
http://www.2clip. ru/1/Ария+Все/1/3sU. 2HIHTpxY/. Ария и Все-Все-Все.Часть_1. html - вот, пожалуйста. Не знаю, насколько авторитетно это видео для тебя, Антифриз, но по-моему, оно довольно наглядно. Нет, ребят, вы меня извините все тогда уж. Не знал, что ТАК СИЛЬНО задену подобными высказываниями ваши музыкальные вкусы. Почему я не люблю когда говорят, что Ария лучше Мэйден, я уже выше написал. Не хочу ни с кем ругаться, просто вижу гневный наплыв зеленой волны. А свое мнение про Арию сказал и больше писать уж лучше не буду, а то завалят воинственными сообщениями.

Traindriver , 20/05/10
Это утверждение уже несет абсурд, только тем что Ария клон Мэйден, а почти без иссключений копия всегда проигрывает оригиналу.И в данном случае тоже,судите сами.Maiden играют вцелом сыграннее Арии, профессиональнее, дуэт гитаристов Арии(не так важно какого образца 1987 или 2005г) в виртуозности, изобретательности и скорости ощутимо проигрывают даже одному из гитаристов Мэйден(также неважно Мюррею,Смиту или Герсу), а Дикинсон легко справляется с партиями непосильными для исполнения Кипеловом или Беркутом.Сценический облик музыкантов тоже явственно различим.Если Мэйден классического образца, это всегда было пятеро улыбчивых, доброжелательных и приветливых ребят, одевающихся в кроссовки и повседненвную одежду, и с удачно выбранным мультяшным смешным и ужасным одновременно Эдди, в качестве талисмана.То Ария дабы не в силу утвердится брутальностью и бескомпромиссностью своей музыки, для эпатажа и настроя, корчат лишь образ серьезных парней, с каменным выражением лица=>

Traindriver , 20/05/10
=> и одетыен в черное.Образ тоже сплагиаченный, правда у группы Металлика.На деле всего лишь несколько в меру профессиональных музыкантов вышедших из школы отечествеенных вокально- инструментальных ансамблей, переквалифицировавшееся, на волне культа увлечения в СССР металлической музыкой молодежью, в пародийный ансамбль на Новую волну Британского хеви-метал.И пародия эта не более как кривляние.Так как даже делитанту видно преимущество Девы,как в мощи, так и виртуозности, профессиональности, изобретательности, качестве записи и оригинальности.Ну и остается добавить, что сказал БМ, ибо Ария без М.Пушкины врядли способна написать более менее достойные тексты, а в Мейден тексты кажется не писал только Макбрэйн.

Traindriver , 20/05/10
AntiFrizzz Профессионализмом считаю степенью не только виртуозности игры на инструментах, но и эрудированостью в различных стилях и приемах, фантазией на импровизацию и творческий багаж, если у вас нету слепого фанатизма к Арии явственно должны заметить, кто здесь кого делает.Макбрейн как раз никогда не писал,не тексты, не музыку.Эта роль в группе отдана восновном ее лидеру и идейному вдохновителю- Стиву Харрису, а также фронтмену Дикинсону и гитаристам Смиту и Герсу(Мюррей также писал мало).И мне все равно на ваше мнение.Я давно прошел в жизни этап сумасшедшего фанатизма, и юношесского рокерского максимализма и к творчеству обеих групп впринципе отношусь восновном спокойно. А утверждения о якобы моей отсталости от моды и преклонение перед *старперами*, как вам угодно, признаки мнения человека который еще не вышел из подростковой выпендрежной *ультрамодности*. *Современное- круто, старье отстой*,- стереотипы которые меня не волновали и 10-15 лет назад, а сейчас уж и подавно.

Traindriver , 20/05/10
Антифризз. Повторюсь,страсти это еще у тебя.Мне вобщем фиолетово на обе эти группы, кто у кого сдирает, и кто круче, так как перестал быть ортодоксальным фанатом тяжметта еще несколько лет тому назад, слушаю уже нетак часто как раньше, а отписываюсь скорее по ностальгии годов моей юности.Дикинсон и правда уже не тот что был 20-25 лет тому назад, когда он брал запредельные ноты из суб-контроктавы, и извращался львиным рыком в запевах.Но Кипелов и в годы молодости не дотягивал даже до сегодняшнего Дикинсона, и диапозон у него уже.Вообще Валерий, как я уже писал, изначально небыл хеви-метал певцом и достиг некоторых результатов лишь из-за многогодовой практики в коллективе, и работой над собой.По поводу того что в Мейден сегодня все держаться только на профессионализме ты прав. Диск 1992г. был последний который содержал какие либо свежие идеи и искру.Потом был уход Дикинсона,возвращение, и кризис, который остался и по сей день.Впрочем свойствен не им одним, но и всем старым хеви группам.

Hellbent , 20/05/10
Концертник мэйденов "Rock In Rio" лишает оголтелых фанатов Арии смысла жизни. Внимание: если вам дорого ваше "арийское" фанатство, никогда его не слушайте (и не смотрите)! Убийство идёт по всем фронтам: сет-лист, игра музыкантов, вокал Брюса и его умение работать с публикой (чего напрочь лишён Валерий и что так нелепо пытается копировать Артур), звук! Не всякий фанат Арии доживёт до "Hallowed Be Thy Name" - а уж там придёт полный трындец!

Hellbent , 20/05/10
Мне вот никак не понять, почему Dream Theater, Metallica, Therion, Six Feet Under, Children Of Bodom, Rage, Dark Tranquility, In Flames, Arch Enemy, Iced Earth, Grave Digger и ещё десятки, скажем так, не самых последних в мире тяжёлой музыки команд записывают трибьюты каким-то там "Шмэйдан", а не "русскому Deep Purple"? (Блин, кажется, щас опозорюсь: Арию каверили сами Rammstein, шшшш!). Ну и coup de grace: Нико МакБрэйн автор песни "New Frontier" (в соавторстве с Брюсом и Стивом)!

пурпур , 26/09/10
даже и не слышал такого...но однозначно мейдон рулет

Rock4ever , 17/10/10
Потому что выдвигать такое абсурдное и нелепое предположение - все равно как уверждать, что соевое мясо лучше настоящего, а резиновая женщина лучше живой. Если Iron Maiden образно сравнивать с фирменным винилом, представляющим NWOBHM, то Ария - всего лишь его MP-3шная копия, пусть и с хорошим битрейтом. А копия ни-ког-да не бывает лучше оригинала. P.S. Да не обидятся на меня малолетние фанаты Арии.

Киши , 15/11/10
Ну коллектив Iron Maiden не значится у меня среди любимчиков, просто потому что не особенно ценю такой жанр музыки, но простите, чем отечественный клон, выдвинутый на сцену матерыми продюсерами, не научившийся создавать музыку так, чтобы мысли о плагиате в голову не приходили, вассально зависящий от Маргариты Пушкиной, может быть лучше первоисточника? Тем, что переводит жанр хэви в разряд чего-то русского народного блатного хороводного? Извините, заслуга невелика, и ваши потуги оправдать коллектив во что бы то ни стало глядятся нелепо.

Мёртвый Рыцарь , 15/11/10
Ничем она не лучше, они плагиатили у Айронов треки. Мне Ария абсолютно не нравится, хоть новая хоть старая, только Кипелов её как-то вытягивал, а иак группа вызывает у меня только раздражение. Новых идей у них нет, одно и то же по 20 раз гоняют, даже некоторые песни друг на друга схожи по технике игры. Короче, Iron Maiden в 1000 раз круче Арии, что бы не кричали фанаты

Небесный Рыцарь , 29/03/11
Я и то и другое не переношу, как и весь хэви-метал, но мыслю здраво: Ария является унылым плагиатом на Деву, поскольку песен содрали у последних они немало, причём даже у Крэддлов (!) подтырили, своего стиля они так и не создали-вечная эта скучная стилистика песен вгоняет в сон, никакой агрессии и жизни в их песнях не чуствуется, даже у Iron Maiden стырили стилистику названия группы, в то время как Железная Дева является отцом хэви-метала на протяжении многих десятков лет-и Ария им в подмётки не годится, на мой взгляд.

Архивариус , 11/11/11
Да в общем-то и Ария, и Iron Maiden, и Judas Priest играют заведомо шаблонную музыке, только вот Judas Priest и Iron Maiden хотя бы сами по себе музыканты. А что такое Ария? 1.Перепрофилированные ВИА-исполнители далеко не лучшего качества? 2.Пафосные тексты, убогие рифмовки, причем все несобственного сочинения. 3.По техничности западным музыкантам уступают, так называемая мелодичность - это просто банальное копирование русского народного блатного хороводного. Короче, хлам отборный.

Loki De La Fer , 12/04/13
Нет, я так не считаю. Я думаю, что обе группы достойны уважения.

My Fucking Blasphemy , 27/12/13
Соглашусь с тем, что Ария копировала Iron Maiden и Judas Priest. Первую поболее. Наши почти ничего своего не могут придумать, а копия, как известно, всегда хуже оригинала. И это не стереотип, это действительно так. Хотя были случаи, когда копии почти невозможно было отличить от оригинала. И то в живописи. Но не в музыке. Ничего не имею против Арии (особенно нравится Кипелов), но Мэйденов и Пристов слушаю охотнее.

Kilroy , 30/03/17
Ария - это копия Iron Maiden отечественного производства. А копия не может быть лучше оригинала, может разве что в крайне редких случаях, но не в России. Ария, по сравнению с Мэйден, группа более коммерческая, у них была штатная поэтесса, не игравшая в группе, в то время как Мэйден всё сами сочиняли. А если музыканты сами не сочиняют - то это вряд ли можно назвать полноценным роком.




Top