«Маленькая душа», рассказ, притча.

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Откуда приходит душа перед зарождением - спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков) :

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.


Как появляется на свет человек, для нас не секрет. А как происходит рождение новых душ ?

Загадка очень интересная. Хочется знать и сам процесс – где это происходит, кто в нем участвует, как выглядит рождение новой души.

Любопытно, постоянно ли рождаются души, или однажды народившись, они теперь только перевоплощаются.

А еще важно: одинаковые ли рождаются души или у каждой новой души есть особые таланты и уникальные способности.

Исследовать эти вопросы мы отправились на дополнительном занятии 13 потока института Реинкарнационики.

Как рождаются души

Наблюдения за воспоминаниями, как рождаются души, позволили выделить несколько повторяющихся сценариев.

Сразу уточню для скептиков: исследования проводились в разное время, с новыми людьми, но их описания во многом совпали. Вот эти общие сюжетные линии рождения новых душ и собраны в «сценарии».

В первом сценарии схожими образами воспоминаний были некие маленькие частицы, которые отделялись от большого существа.

Светлана С: Я вспомнила некое большое живое существо, напоминающее гидру, от которой отпочковываются шарики-души. Небесную Мать зовут Аваторий.

У каждого шарика был свой цвет. Кто-то был сильнее окрашен, у кого-то цвет менее интенсивный. Цвет души зависит от энергий, которые изначально закладывает Отец Небесный. А берет энергии он из миров, куда эти души должны будут воплотиться.

Разлетавшиеся шарики устремлялись в сферические пространства, где собирались души их цвета. Моя душа была фиолетовой , и я присоединилась к группе фиолетовых шариков.

Всего там было около девяноста новорожденных душ. Видела, как большие руки собирали нас в своеобразные бусы, затем закручивали по оси. В процессе движения души накапливали энергии и от этого начинали светиться.

Потом пошел поток, подключавший к космическому разуму. Наставники отслеживали по интенсивности свечения готовность душ к первому воплощению.

Нас начали делить на более мелкие группы. По очереди маленькую группу посещали Учителя, передавая важные энергии для познания, подзарядки и накопления. Работа с энергиями, способность её якорить в том месте, где это необходимо для стабилизации пространства, оказывается особым талантом моей души .

Светлана Ч.: Видела свою душу как каплю, которая отделилась от чего-то большого. Только я отлетела, ко мне присоединились еще штук десять – пятнадцать капелек, облепив меня со всех сторон. Запомнилось ощущение настырности, желание вырваться вперед – качества, которые я наблюдаю в себе до сих пор.

Нашу группу капелек кто-то перемещает в сосуд, и начинается процесс вливания энергий. Чувствую, как расширяюсь от наполняющих меня энергий любви и милосердия.

Ольга Т.: Увидела большой сгусток энергии, переливающийся разными цветами. Внутри было движение, покачивание.

Из неё выделяются шарики разноцветной гаммы. Ощутила себя одним из шариков — легким, игривым. Моя душа переливалась фиолетовым-синим-зеленым, а в основании виден был перламутрово-золотистый цвет.

Наставники приняли меня и передали основное предназначение души – генерировать любовь, распространять энергии любви.

Познавая белый свет

Во втором варианте историй о том, как рождаются души, часто присутствовали образы белого света и сот , из которых вылетали сформированные энергии душ.

Моя память показала именно такой процесс. Большое, залитое белым светом пространство, полное пятиугольников-сот.

В каждой ячейке происходит кипение разной интенсивности. Когда бурление достигает своего пика, из соты, резко взрываясь, вырывается шарик-душа.

Этот шарик берет под опеку Наставник и переносит, удерживая в своем поле. Очень ярко и подробно этот процесс раскрылся в воспоминании Елены.

Елена Б.: Вижу пространство яркое, наполненное белым свечением. В этом искрящемся свечении чувствуется, как перемещаются какие-то волны.

Это живое пространство, и всё в нем дышит, движется. Само пространство похоже на сферу. Вне сферы есть наблюдатели.

Внутри – маленькие шарики. Они тоже искрятся, в каждом из них как будто вот-вот вырвется свет. На поверхности шариков идут какие-то процессы, вспыхивают всполохи. Каждый шарик размещен в сотах.

Вся сфера заполнена пятиугольниками, которые смыкаются друг с другом. Но пространство над сотами открыто. В сотах происходит интенсивное движение. В некоторых оно становится всё сильнее и сильнее.

Вот из одной соты вырывается свет. Этот свет и есть родившаяся душа . Раскрывается одна ячейка, вторая, третья. А вот и моя!

У неё нежное фиолетовое свечение. Сначала цвет пробивается одним лучиком, потом он нарастает и вот уже весь шарик-душа светит ровным фиолетовым сиянием .

Изнутри, сквозь фиолетовый, пробивается белый свет. Через него идет контакт с внешней живой сферой. Лучик-ниточка, как стыковочный трос, присоединился к большому полю.

Контакт налажен. Материнская сфера начинает в ответ передавать новорожденной душе знания и энергии. Происходит закладка файлов души.

Изнутри наблюдатели посылают поток большой любви. Поток настолько сильный, что сфере приходится сдерживать его, иначе шарики-души не смогут выдержать.

Но весь этот процесс настолько нежный, что энергии любви просто обволакивают каждую душу, наполняют и структурируют. Любовь становится отражением божественного света , идущего изнутри каждого шарика. Под его воздействием душа раскрывается.

Цвета у шариков-душ разные. Кто-то как радуга – переливы нескольких цветов. У кого-то преобладает один цвет, например, желтый. При этом мало красных шариков. Свечение связано с предназначением.

Так мой фиолетовый цвет связан с вибрациями высших энергий. Основная задача – умение уловить духовное начало и провести его в материальный мир.

После того, как души набрали изначальную стартовую информацию, впитали нужную энергию, материнская сфера начинает редеть и исчезает.

Рой молодых душ остается без попечения, но их сразу охватывают энергии Наставников. Шарики группами притягиваются к тому Наставнику, с кем они сочетаются по цветам.

У моей группы целых пять Наставников. С каждым из них происходит поочередная сонастройка, получение информации. Душа чувствует, что расширяется, становится весомее, структурированней.

Один из Наставников рассказывает о Мире Душ. Объясняет иерархию, взаимодействие душ. Другой знакомит с разными мирами и пространствами. Показывает географию воплощений, говорит, куда можно пойти и за каким опытом.

Последний Наставник готовит к первому воплощению. Это будет теплое место, не земное, где души учатся коммуникации.

Энергия вихря

Последняя история рождения души, можно сказать, уникальна. В моих наблюдениях это пока единственный пример именно такого сценария. Тем интереснее открывшийся опыт, где источник рождения души — энергия вихря.

Светланы И. Две закручивающиеся энергии в плотном вихревом потоке слились в одну, в результате получилось что-то вроде заготовки. Это был совершенно сырой тяжелый материал, которому предстояло развиваться дальше.

Наставник внедряет в него какой-то импульс, искрящуюся звездочку и происходит оживление энергии. Заготовка светится, появляется легкость, свечение становится ярким.

Душа получает жизнь.

Наставник предлагает душе проследовать за ним, и я начинаю перемещаться с опаской, осторожно, озираясь по сторонам. Вижу мир, похожий на открытый космос, темный, таинственный, в котором чувствуется жизнь.

Ощущаю близость Наставника, испытываю к нему доверие, как к родителю. Мы прибыли в круглый освещенный зал. Здесь нас встречают существа-энергии , которые приветствуют, радуются пополнению своей команды новорожденной душой.

Ощущаю тепло и радость этого пространства, успокаиваюсь. Я понимаю, что , которая изучает космическое пространство и регулирует, корректирует процессы, если в этом есть необходимость.

Здесь всё под контролем, высшие энергии отслеживают появление новых галактик, новых миров. Мне предстоит научиться этой работе.

Какие выводы напрашиваются после исследования рождения новых душ?

Во-первых , сам процесс проходит по разным сценариям, хотя их не много и есть повторяющиеся сюжеты.

Во-вторых , во всех примерах рождение новой души контролируется Наставниками, которые подхватывают новорожденных и перемещают в пространство, где идет рост и обучение.

В-третьих , многие вспоминают цвет своей души при рождении, который связан с особыми талантами, уникальными способностями и её предназначением.

P.S. А вам интересно узнать рождение своей души и свои уникальные способности?

Сертифицированный консультант института Реинкарнационики. Помогаю людям найти себя через творчество.




Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.




Top