Михайло репнин краткое. Алексей ТолстойКнязь Серебряный (сборник)

На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.

До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, - и есть
свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией ()

Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов ()

Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня - опричнина. Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Смирная одежда - траурная.

Окольные - приближенные.

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

Фольклорная композиция:

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.

Тиуны - верные слуги.

Машкара, личина - маска.

Рек - сказал.

Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!"

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

"Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!"

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений - трагедия власти.

У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,

Не навсегда моя остыла кровь;

Пришла пора, и вы воскресли снова,

Мой прежний гнев и прежняя любовь!

Рассеялся туман и, слава богу,

Я выхожу на старую дорогу!

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. ).
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный ().
  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?

В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.

Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.

Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.

Иван Грозный не поверил своим ушам и стал уточнять, кто такой этот смельчак. И не пьян ли он, не тронулся ли разумом, допуская подобную дерзость. Царь неимоверно разгневался, пригрозил смертью князю. «Строптивый раб, надень маску или умрешь!» — требует царь. А князь поднимается во весь рост, осеняет себя крестом и произносит речи, проклинающие опричнину.

Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.

Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.

Главная мысль

Маленькая поэма показывает, как важно ни под кого не подстраиваться, не изменять себе… Но и понимать, какой ценой может быть оплачен такой вызов всемогущим властителям – учит тоже. Да, князя Михайло Репнина возведут в герои – но только посмертно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Константинович. Все произведения

Князь Михайло Репнин. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой.

Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ

Себастьян Брант является отличным карикатуристом, который мог бы удостоиться звания лучшего, если бы не некоторые личности. Его произведения почти всегда направленны на донесение проблемы социума до этого самого социума

Очень сложно кратко рассказать о творчестве великого писателя, однако ничего не остается, когда появляется необходимость передать весь творческий путь и придать теме актуальность

Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции

На вопрос СРОЧНО. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ А. К. Толстой Михайло Репнин Плиз дайте сылку или. Напишите я ненашла в инете заданный автором Евангелиночка лучший ответ это Царь Иван Грозный пирует с опричниками, вспоминая былые победы в Казани и Астрахани. Вино льётся рекой, играют гусляры. Царь решает устроить маскарад и велит всем надеть личины, то есть маски. Князю Михайло Репнину не по душе это веселье, он не принимает и не уважает опричнину и опричников и отказывается надеть личину, за что Грозный убивает его. Веселье продолжается, но царю не до него, потому что он понимает, что убил верного и преданного слугу.
Действительно, Евангелиночка, тут читать-то 5 минут от силы.)
Михайло Репнин.
Алексей Константинович Толстой.
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,


Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб,
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень -
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!- он рек, перекрестясь.-
Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал...
«Умри же, дерзновенный!» - царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
nina baсlanova
Высший разум
(224428)
Не за что.) А Вы попробуйте. Встаньте перед зеркалом и с выражением, как будто поступаете на актёрский факультет и перед Вами комиссия из знаменитых и любимых актёров. Не только прочтёте, играючи, но ещё и словарь перелистаете, чтобы понять значение незнакомых слов.)

Ответ от Невропатолог [гуру]
Какое краткое содержание?! В стихотворении 46 строк.


Ответ от Благосостояние [гуру]
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, ..видев же сие бесчиние, он [Репнин], муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, - и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка - раскаяние Грозного - также принадлежит Толстому.


А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
Из литературы XIX века

На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.


Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».

О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».

Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.

Рис. 1. А. К. Толстой ()

До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, - и есть
свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией ()

Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов ()

Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня - опричнина. Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Смирная одежда - траурная.

Окольные - приближенные.

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

Фольклорная композиция:

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.

Тиуны - верные слуги.

Машкара, личина - маска.

Рек - сказал.

Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!"

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

"Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!"

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений - трагедия власти.

У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,

Не навсегда моя остыла кровь;

Пришла пора, и вы воскресли снова,

Мой прежний гнев и прежняя любовь!

Рассеялся туман и, слава богу,

Я выхожу на старую дорогу!

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. ).
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный ().
  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?

На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.

До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, - и есть
свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией ()

Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов ()

Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня - опричнина. Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Смирная одежда - траурная.

Окольные - приближенные.

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

Фольклорная композиция:

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.

Тиуны - верные слуги.

Машкара, личина - маска.

Рек - сказал.

Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!"

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

"Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!"

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений - трагедия власти.

У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,

Не навсегда моя остыла кровь;

Пришла пора, и вы воскресли снова,

Мой прежний гнев и прежняя любовь!

Рассеялся туман и, слава богу,

Я выхожу на старую дорогу!

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. ).
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный ().
  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?



Top