Милосердие и состраданиев романе Ф. Достоевского Преступление и наказание

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Многие русские писатели, создавая свои произве-дения, рассматривали в них насущные проблемы со-временности, обличая пороки своего времени. Каж-дая эпоха знаменовалась новой плеядой вопросов ос-мыслению которых посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей. С развитием об-щества происходило и развитие литературы, меня-лись злободневные темы, перед творческими людьми вставали новые задачи, но неизменной, пожалуй во все века и времена оставалась одна тема - обличение социальной несправедливости, защита достоинства «маленького человека». Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в произведениях Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против со-циальной и нравственной униженности личности со-пряжен с поиском силы, которая могла бы вывести че-ловека из духовного и социального кризиса, из рас-четливого мира наживы в противостоящий ему мир доброты и правды.

Людские страдания, несправедливость, царящие в мире, подвигли писателя на поиск различных путей спасения человечества, но Достоевский однозначно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет право одного человека вторгаться в судьбы других людей, вершить их по сво-ему усмотрению, благой целью оправдывать недозво-ленные средства. Всеобщее счастье, в основу которого положены жертвы отдельных людей, по мнению ве-ликого писателя, то же зло, облагороженное высоки-ми словами. Мысль о недопустимости этого «блага» в полной мере раскрыта великим писателем в романе о «бедном» студенте Раскольникове. Ведь главный ге-рой романа оправдывает свое преступление — убийст-во, состраданием ко всем «униженным и оскорблен-ным», разрешающим ему «кровь по совести». Но так ли это? Что такое сострадание? Co-страдать, значит «страдать вместе». А страдания Раскольникова на-правлены исключительно вглубь себя. То, что он ис-пытывает, можно назвать скорее сочувствием. Мысль об убийстве созревала в его голове постепенно. За пол-года до описываемых в романе событий Раскольников пишет статью «О преступлении», где «рассматривал психологическое состояние преступника в продолже-ние всего хода преступления», и вместе с этим затро-нул вопрос о таком преступлении, которое разрешает-ся по совести, и потому не является преступлением как таковым. В дальнейшем он создает теорию о двух разрядах людей: «тварях дрожащих» и «право имею-щих». И, естественно, задается вопросом о собствен-ной принадлежности к той или иной категории. Вот он — мотив убийства. Но никто не сознает себя пре-ступником. Каждый — борец и страдалец за правду. По этому же пути идет и Раскольников. Сначала он и от самого себя скрывает неправоту своих целей, убеж-дая себя в том, что убивает только для того, чтобы «по-святить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Но он с самого начала предчувствует свой самообман. «Свою собственную казуистику вы-думываем, у иезуитов научимся... убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели», — так он говорит о решении сестры выйти замуж за Лужи-на, но эти слова можно отнести и к его собственному внутреннему состоянию. Слова, услышанные в трак-тире о том, что «десятки семейств, спасенных от ни-щеты, от разложения, от гибели» стоят того, чтобы убить и ограбить «ничтожную, злую старушонку», воспринимаются им как спасение, как оправдание его ужасного замысла. «Я лгать в этом не хотел даже себе...»,но все же он «лжет». Одну цель — «самоут-верждение» он пытается заменить другой — «всеоб-щее счастье». «Я сам хотел добра людям», — говорит Раскольников Дуне. «Я для себя убил, для себя одно-го», — признается он Соне. И этот самообман лишь усиливает последующие страдания героя. «Страдать вместе», но Раскольников «словно ножницами отре-зал себя от всего и всех», противопоставив всем ос-тальным. И страдания его больше из-за того, что он не смог переступить через себя, что «тварь он дрожа-щая». Хотя убеждает себя в том, что страдания пре-ступника — это непременный признак его правоты и величия.

Полной противоположностью Раскольникову яв-ляется Соня Мармеладова. именно она, по замыслу автора, является воплощением истинного милосер-дия и сострадания. Пытаясь спасти от голодной смер-ти свою семью, она выходит на улицу продавать собст-венное тело. Воспитанная по христианским запове-дям, она осознает, что совершая подобный грех, обрекает свою душу на вечные мучения. Но сострада-ние голодным детям, больной мачехе, несчастному отцу оказывается сильнее стремления спасти свою душу. При этом Сонечка остается верна своим убежде-ниям, сохраняя бесконечное человеколюбие, веру в себя и в людей. «Ты тоже переступила... Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...», — говорит ей Раскольников. Но и сам чув-ствует, что не «все равно». Она — ради других, а он — ради себя. Ее «преступление» не коснулось ее души. По сути Сонино «преступление» — это подвиг, в то время как Раскольников хочет выдать за «подвиг» свое преступление. Соня тяжело переживает свое па-дение, посещают ее и мысли о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора. Но образы голодных, беспомощных детей заставляют забыть о своем стра-дании.

Так же самоотверженно бросается Сонечка спасать душу Раскольникова. В ней нет осуждения его зло-деянию, безграничное милосердие проявляется в ней по отношению к его нравственным страданиям. И здесь-то как раз уместно вспомнить о том, что состра-дать, значит «страдать вместе». Соня искренне стра-дает вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее стараниям Раскольников приходит к мысли о несостоятельности своей теории. Именно Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души. В эпилоге Раскольников пре-клоняет колени перед девушкой: «...он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся су-ществом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!». Ни одна теория в мире не способна побе-дить истинное милосердие и сострадание человече-ское. Именно на этом стоит вся жизнь.

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой . Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг , согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание» . Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской классической литерату-ры. В нем множество героев, у каждого из которых — своя судьба, своя философия, своя точка зрения на мир. Но своеобразие автор-ской позиции в этом романе состоит в том, что писатель находит точки пересечения между разными героями. Такими героями, бе-зусловно, являются Сонечка Мармеладова и Раскольников.

С самого начала романа мы видим, что судьба девушки чем-то задела сердце Раскольникова. Это произошло в тот момент, когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти от голода свою семью.

В самые трудные, тяжелые для него дни Раскольников, порвав-ший всякую связь со своими близкими, в глубоком одиночестве несет свою боль. И когда она становиться невыносимой, он идет к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной по своей сути душе ищет он успокоения.

Несмотря на совершенное несходство этих двух людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломала, растоптала себя. Раскольников, отрицая идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила, смогла переступить». Речь идет о нравственной гибели личности, в этом смысле оба героя одинаково трагичны. Раскольникова влечет к Соне не только понимание общности их судеб(«убийца и блудница»), но и осознание того, что человек не может быть один. Даже пьяница Мармеладов, принесший много горя семье, считает: «Ведь надо же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели». В этом смысле Рас-кольников видит спасение в милосердии Сони. Благодаря такому отношению Сони вдуше Раскольникова происходит очень важный поворот от страдания к состраданию.

Соня, с присущей ей добротой, не понимая сложных философ-ских построений Раскольникова, чувствует главное: «он ужасно, бесконечно несчастен», и она нужна ему. Для Раскольникова же Соня — воплощение бесконечных нравственных мук. Но при этом Родион знает: Соня никогда не оставит его, пойдет за ним на ка-торгу, разделит его судьбу, и это дает ему силу, проясняя будущее.

И хотя Раскольников внутренне сопротивляется принять жерт-ву Сони, на каторге он вскоре понимает, что Соня, с ее религиозно-стью, добротой и милосердием, с открытым для людей сердцем, становиться частью его существования. Как завершение этого от-крытия звучит просьба принести ему Евангелие. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями», — думает он. Раскольников видит, что религия, вера — единственное убежище для Сони. Раскольников хочет принять ее веру не по убеждению (он так и не открыл Евангелие, которое она ему дала), а в силу дове-рия и благодарности к ней, которые заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Если Соня придерживается традиционной веры, то для Расколь-никова Бог — воплощение гуманности, способности служить не-счастным, падшим. То, что делала Соня, Раскольников постиг по сути. И затем обратил свой взор к каторжанам и почувствовал, что он им нужен. Осужденные, отверженные, они ждут от него помо-щи, так же как он сам когда-то ждал ее от Сони. Ждут помощи. Чувство отчужденности от людей в душе Раскольникова уступает место чувству общности, единения с ними, что приводит к духов-ному очищению героя. На этом прерывается история преступле-ния и наказания, а продолжается жизнь.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 9964



Top