Мне с морозовой класть поклоны. "заключенье небывшего цикла"

Регулярная исправленная статья
Пастернак, Леонид Осипович
до 1916 г.
до 1916 г.
Имя при рождении:

Ицхок-Лейб Пастернак

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак , также Постернак ; 1862, Одесса -1945, Оксфорд) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака .

Биография

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе , в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.

С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву , где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).

В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).

Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».

В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).

Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом , Г. Штруком , А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана , Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон , Х. Н. Бялик, С. Ан-ский , Д. Фришман , И. Энгель , Я. Мазе , а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке - издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит - «Явне») - своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.

А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. - альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы - по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».

В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» - «Детские песни», 1925, Иерусалим).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak Dressing.jpg

    В гримёрной 1893

    Pasternak the Night.jpg

    Ночь накануне экзамена

    Pasternakportretvsuka.jpg

    Дирижёр В. И. Сук 1898

    Pasternaknaplyage.jpg

    Остров Rügen 1906

    Pasternak podlampoj.jpg

    Л. Н. Толстой с семьей 1902

    Pasternak Tolstoy 1908.jpg

    Лев Толстой 1908

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternaksosnyimore.jpg

    Сосны и море 1910

    Pasternakrazgruzkavagona.jpg

    Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Леонид Осипович Пастернак - русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

    Имя Леонида Пастернака хорошо знакомо любителям изобра-зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра-ций к роману Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель-ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен-но ярко раскрывается талант Леонида Пастернака.

    Автопортрет

    Детство и юность Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива-ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря-ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус-ством. Поэтому он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве Пас-тернак пытался попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зо дчества, но там не было вакантных мест. Он переводится в Одессу на юридический факультет Новороссийский университета , с туденты которого имели право выезжать за границу.



    В 1882 году Леонид Пастернак уезжает в Мюнх ен. Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен-но славилась она преподаванием рисунка.

    В 1885 Пастернак возвращается в Одессу, заканчи-вает университет, получая диплом юриста. Ему необходимо было пройти воинскую службу и он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воин ской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари-щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и была при-обретена Третьяковым ещё до открытия выставки .

    Вести с родины. 1889

    Большое впечатление на зри-телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях Леонид Пастернак писал: «В скором време-ни за мною установилась репутация настоящего рисо-вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников».

    Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье. Родители Розалии были богаты, ониявлялись монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переехал из Одессы.

    Пастернак с женой Розалией Исидоровной

    В Москве Пастернак сближается с худож-никами, группировавшимися вокруг Поленова: Се-ров, Коровин, Левитан, Врубель. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов-лении русского искусства XX века. Художников объединя-ло желание передать в живописных работах непосредствен-ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив-ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор-ческим поискам леонида Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз-нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол-нения передает световоздушную среду мастерской.

    К родным. 1891

    В 1894 году Леонида Пастернака пригласили преподавать в Московское Учили-ще живописи, ваяния и зодчества.

    Свет ста-новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану-не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз-дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен-нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения.

    Накануне экзаменов. 1894

    Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.


    Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак , Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак

    Сыновья Борис и Александр

    Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателе й Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова...

    Творчество Пастернака привлекает искренностью, высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

    Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.


    Портрет сына Бориса, 1917

    Борис Пастернак напишет об отце: "Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, - тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью - в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

    В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

    Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

    В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

    В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.



    В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».

    В августе 1939 умирает Роза Кауфман - жена художника, от сердечного приступа . Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру , она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.

    Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

    Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.

    К родным 1891

    Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902

    Портрет Е.Левиной. 1917

    Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».




Top