Мнение о былине святогор и илья муромец. Урок и презентация по литературному чтению "святогор и илья муромец"

Странный это богатырь - величественный, суровый и одновременно жалкий, трагический. Он фантастически силен, во много раз сильнее Ильи Муромца, но силушка в нем какая-то бесполезная. Не совершает этот богатырь подвигов, как Илья Муромец, ради своей родной земли, не сокрушает врагов ее, не борется со злом. Нет у него ни отца, ни матери, ни друзей. Даже земля родная, как сказано в былине, его «не носит», не выдерживает. Не ездит он ни в чисто поле, как другие богатыри, ни в Киев-град. Живет, как великан-отшельник, один в горах и сам напоминает грозную неподвижную скалу. Этот горный великан обречен на гибель, потому что бессмысленна его жизнь, бесполезна его сила. И все былины о Святогоре рассказывают, как он расстается с жизнью. Гибнет он не в бою, а состязаясь с какой-то неведомой непреодолимой силой. Это сила не человеческая, кроется она в каких-либо предметах, и справиться с ней Святогор, несмотря на свою великую мощь, не может. В былине «Святогор и Илья Муромец» этим предметом становится пустой гроб, куда Святогор ложится, как бы шутя, а выбраться уже не может. Закрылась «крышечка дубовая», и открыть ее Илья не может. Святогор просит:
- Ты разбей -ка крышечку саблей вострою,
Илья Святогора послушался,
Берёт он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные
Илья делает все, что советует Святогор, чтобы вызволить того из гроба, но каждое действие только ухудшает положение и приближает конец богатыря. Видимо, встреча Святогора с гробом - это судьба, и смерть неотвратима. Святогор, понимая, что кончина близка, хочет передать Илье Муромцу свою силу. Но не нужна Илье эта сила, у него и своей достаточно.
В другой былине Святогор хочет поднять «суму переметную», но не может ее оторвать от земли.
Он берёт сумачку, да одной рукой-
Эта сумочка, да не сшевелится,
Как берёт он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской.
По колена Святогор в землю увяз,
А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт..

Отчего же так тяжела эта сумочка, что богатырь в землю врос и нашел здесь смерть свою? Оказывается, в сумочке - «тяга земная», «тягость матушки сырой земли». Вот с чем пробовал состязаться богатырь - с земной мощью великой! Былина словно предупреждает: в такой борьбе - неправедной, разрушительной - богатырь проиграет, потому что землю нужно пахать, обустраивать и защищать, а не состязаться с ней в мощи и силе. Святогор, богатырь старых времен, далекий от забот и интересов Русской земли, уходит навсегда. Приходят новые богатыри, которые видят свое призвание в служении родной земле, в защите ее от врагов.

Есть здесь и ещё одна параллель. Понятно, что если Илья свободно помещается у Святогора в кармане или на ладони, то дело не в том, что он тяжёл для коня Святогора из-за размера – размер-то маленький. Это живой тяжёл для обитателей потустороннего мира, и как сам Святогор не может поднять эту сумочку, так и конь Святогора не может поднять Илью, не может нести Илью. Так у нас прослеживаются очень чёткие параллели между Ильёй и Микулой Селяниновичем. Не просто конь у Ильи — сын кобылки Микулы, но и связь с силой земли. Тем не менее, у Ильи ничуть не меньшая связь и со Святогором. Как я только что упомянула, узнав об этом любовном приключении Ильи со своей женой, Святогор казнит жену, а с Ильёй братается. В русских былинах женская неверность — дело не такое уж экзотическое. Довольно часто встречается. Но всегда, во всех случаях любовника муж казнит смертью. Не зависимо от того, был ли он жертвой соблазнения коварной женщины или сам был соблазнителем. Совершенно не важно, был любовником — значит умрёшь. Случай Ильи и жены Святогора единственный, где вся тяжесть наказания обрушивается на женщину. Это означает, что у Святогора есть какие-то экстраординарные причины не казнить Илью. А в древнем обществе эта былина, безусловно, отражает древние представления, такая причина может быть только одна. Они состоят в кровном родстве, и чуть позже мы увидим этому некоторые доказательства. В частности, есть обрывок былины, собственно, только завязка, о Илье, Святогоре и отце Святогора, где Святогор неизвестно зачем приводит Илью к своему отцу, слепому старику (слепота его, как мы знаем, это черта мира мёртвых). Святогор предупреждают Илью: будешь с ним здороваться — не протягивай руку, а протягивай раскалённую палицу (ну палицу, понятно, чтобы руку не повредил, но почему раскалённую, потому, что живое противостоит мёртвому, горячее — холодному). Слепой отец Святогора сжимает эту палицу, очень сильно корёжит и жалуется, что слабы стали на Руси богатыри. Зачем приводить Илью к отцу? Как мы увидим из финала былины, Илья уезжает из Святых гор, получив от Святогора силу, получив меч. Всё это в совокупности — то, что Святогор нарушает закон, не карая любовника жены, то, что он приводит Илью к своему отцу, то, что в итоге Илья оказывается одарен главными богатырскими качествами — силой и оружием, говорит о том, что былины в трансформированной форме, но всё же отражают обряд инициации, а как мы знаем, инициацию проводили родственники. И в эпосе всегда, чтобы пройти инициацию, герой должен попасть к своим родственникам, находящимся в потустороннем мире: подняться на Мировую Гору, обратиться к небесному Отцу или как-то иначе добраться до потусторонних сверхъестественных родственников. Таким образом оказывается очень существенная черта образа Ильи, что он имеет ряд черт, роднящих его с силой Земли, Микулой, но и роднящими со Святогором, силами потустороннего мира. И, забегая вперёд, получается, что сама былина может быть не о Святогоре, это былина об инициации. Отсюда вот она, выпавшая завязка из былины. Далее. Богатыри едут. Едут и видят белокаменный гроб и собираются выяснять, кому он впору, ложась туда. Но, очевидно, они снова стали одного роста, поскольку иначе как же это всё проверять. После инициации силы Ильи должны увеличиться, собственно, после того, как он в гроб и ляжет. В былине этого не происходит, Илья встаёт из гроба таким же, как он туда и лёг. В гроб ложится Святогор, на гроб иногда сама наскакивает крышка, или же Святогор говорит Илье, чтобы это сделали. Святогор пытается поднять крышку и не может, и тогда он просит Илью, чтобы тот разрубил крышку мечом — мечом Святогора. Илья не в силах поднять меч, тогда Святогор говори: приникни к щёлочке я на тебя дыхну своей силой. В более архаичных вариантах былины из гроба идёт кровь и пена и эту пену надо лизнуть (непосредственно от умирающего и получить от него силу). Илья дважды принимает силу от Святогора, третий раз отказывается, потому что если сила Ильи станет запредельной человеческой, то ему просто не будет места в мире людей. Святогор умирает. Илья с мечом и сверхъестественной силой возвращается к людям, возвращается в Киев. И здесь очень важный момент, что сила эпического героя — она может и должна превышать силу человеческую, но не беспредельно. То есть некий предел силы, после которого, выражаясь былинным языком, не может носить мать сыра-земля. И именно эту силу, в таких количествах, и получает Илья от Святогора.

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне.

  1. Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель бога-тыря?
  2. В стихотворениях «Святогор» и «Свято-гор и Илья» общий герой — Святогор и сходен его облик, показывающий необъ-ятность его силы. Гибель богатыря объяс-няется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызва-на вполне сказочными причинами: каж-дый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в силах выдержи-вать его тяжесть, и избыток силы прино-сит герою гибель.

  3. «Святогор и Илья» — это стихотворное пере-ложение одного из центральных эпизодов былины «Святогор и Илья Муромец». Какими предстают в стихотворении былинные богатыри? На чьей сто-роне симпатии автора?
  4. Оба героя стихотворения пришли на его страницы из былины, сохраняя и свой внешний облик, и свою предысторию. Оба они вполне соответствуют общему облику богатырей. Однако между ними есть раз-ница. Хотя оба изображены с симпатией, все же Святогор демонстрирует избыток силы, такую величину и такой вес, кото-рый не приемлет даже Мать Сыра Земля.

  5. Герой русских былин Святогор, один из старших богатырей, не может найти применения своей силе. Как отражена эта черта Святогора в стихотворении И. А. Бунина? Как вы оцениваете смысл концовки стихотворения? Материал с сайта
  6. В стихотворении Бунина явственно ри-суется то, как некие силы склонны свя-зать, опутать тело Святогора, чтобы он не смог больше являться на землю и исполь-зовать свою непомерную силу. Земля за-брала Святогора из рядов защитников отеческих владений. Божья воля опреде-лила размер тех сил, которыми могла рас-поряжаться родная земля. Все хорошо в меру. Сила Святогора эту меру превы-шала, и потому он погиб.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кто автор стиха святогор и илья муромец
  • былинные мотивы в стихе бунина святогор и илья
  • о чем былина бунина святогор и илья
  • святогор и илья ответы
  • святогор и илья это стихотворное переложение одного из центральных эпизодов былины святогор и илья муромец какими представляют в стихотворении былинные герои на чьей стороне симпатия автора

Былина "Святогор и Микула Селянинович" - известное произведение древнерусского эпоса. Она рассказывает о знаменитом богатыре-великане.

Богатырь Святогор

Былины про Святогора относятся к восточнославянской мифологии. Это один из наиболее древних циклов русского Он находится за пределами популярных новгородских и киевских циклов. При этом пересекается с ними в некоторых былинах, посвященных встречам Святогора с Ильей Муромцем.

Согласно распространенному сюжету эпоса, Святогор был очень тяжел. Настолько, что его не выносила земля. Сам он при этом не мог уже преодолеть земной тяги и уходил ногами в землю. Согласно другому преданию, Илья Муромец вместе со Святогором по очереди примеряют гроб, сделанный из камня. Его они внезапно встречают на своем пути. В этой былине Святогор - богатырь, которому гроб пришелся как раз впору.

Однако, оказавшись в гробу, он выясняет, что не может из него выбраться, даже крышка не поднимается. Перед самой смертью Святогор успевает передать часть своей силы Илье Муромцу через дыхание. Так самый известный былинный защитник земли русской становится еще сильнее.

Описание Святогора

Как правило, в былинах Святогор описывается как огромный великан, недюжей силы. Его рост выше деревьев в лесу. В саму святую Русь он наведывается только изредка. В основном предпочитает жить на высоких Святых горах практически в полном одиночестве.

Когда он все-таки выходит из своего жилища, об этом становится известно всей округе. Земля под ним колыхается, деревья раскачиваются, а реки попросту выходят из своих берегов.

Святогор - это олицетворение древнейшего русского богатыря, дохристианского героя славянского эпоса, который является олицетворением могущества русского народа и его божественного предназначения.

Примечательно, что отец былинного Святогора был "темным", то есть слепым человеком. А это явный признак того, что он принадлежал к существам потустороннего мира.

Исполинские силы Святогора

В кратком содержании былины про Святогора часто встречается сюжет, в котором он чувствует в себе исполинские силы. Чтобы это доказать, хвалится, что способен перевернуть небо и землю, если бы было два кольца: одно в небе, а второе в земле. Об этом прослышал другой известный былинный герой по имени Микула Селянинович. Он тогда бросил на землю суму, в которой заключалась вся "земная тягость".

В былине "Святогор и Микула Селянинович", краткое содержание которой приведено в этой статье, наш герой предпринимает безуспешные попытки хоть как-то сдвинуть эту суму, не слезая с коня, но терпит неудачу. Тогда он спешивается и пытается поднять суму двумя руками. Но вместо того, чтобы поднять ее над головой, сам погрязает в землю практически по колени, ведь одолеть земную тягу он никак не может. Так он и оканчивает свою жизнь, не сумев подтвердить на деле слова о своей силе и могуществе.

Есть и другой вариант того, как развивается былина "Святогор и Микула Селянинович". Полностью прочитав ее, можно узнать другое окончание этой истории. В ней Святогор остается в живых, а Микула, сжалившись над ним, открывает секрет своей неподъемной сумы.

Былины с Ильей Муромцем

В былинах про Святогора, содержание которых приведено в этой статье, часто встречается, пожалуй, самый знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец.

Хорошо известен сюжет, в котором Илья Муромец находит настоящую богатырскую постель практически в чистом поле, под дубом. Длиной она 10 саженей, а шириной еще 6. Уставший герой русского эпоса засыпает на ней на целых три дня.

В этой былине Святогор и Илья Муромец встречаются на третий день, когда Илью будит конь. С северной стороны слышится шум, который и встревожил животное. Именно конь советует богатырю спрятаться за дубом.

Появление Святогора

В этот момент и появляется Святогор. Он сидит на коне, а в руках держит хрустальный ларец. В нем его красавица-жена. Святогор сам ложится отдохнуть на богатырское ложе. Пока он спит, его жена замечает Илью Муромца. Она соблазняет его на любовь и сажает его в карман мужа-великана, чтобы незаметно тот продолжил с ними свой путь.

В этой былине Святогор и Илья отправляются в дальнейшее путешествие, причем один из них не подозревает о существовании другого. Со Святогором начинает разговаривать его конь, который жалуется, что ему очень тяжело, ведь до сих пор он вез только одного богатыря с женой, а теперь богатырей двое. Так удается раскрыть коварный план жены Святогора.

Богатырь-великан достаточно быстро находит Илью у себя в кармане. Внимательно и подробно расспрашивает, как тот туда попал. Узнав о неверности своей супруги, Святогор, ничуть не сожалея, убивает ее. С Ильей он вступает в братство. Вместе они продолжают путь.

Камень на распутье

Возле Северной горы богатыри встречают знаменитый камень на распутье, который позже неоднократно встречался в других богатырских былинах. На нем написано, что в гробу в результате окажется только тот, кому суждено там лежать.

Богатыри начинают примерять каменный гроб. Для Ильи он оказывается велик, а вот Святогор помещается как раз. Как только Святогор в него ложится, за ним тут же захлопывается крышка. Поднять ее он уже не в состоянии, выйти не может и заканчивает свою жизнь в этом гробу. Передав часть своей могучей силы, а также свой меч Илье Муромцу, он просит Илью разрубить ненавистный гроб. Но все тщетно. С каждым ударом гроб только покрывается мощным железным обручем.

Свадьба Святогора

Еще один популярный сюжет былины Святогора - это его женитьба. В этой былине Святогор и Микула общаются о том, как узнать будущее, свою предстоящую судьбу.

Микула дает богатырю дельный совет - отправиться к Северным горам. Их еще называют Сиверскими. Там, по его словам, живет вещий кузнец, который может дать ответы на все эти вопросы.

Святогор приходит к кузнецу, который ему предсказывает, что вскоре его ждет женитьба. Невеста его будет из далекого приморского царства. Святогор отправляется туда и отыскивает больную Пленку Поморскую, как и предсказывал кузнец, она лежит на гноище (так в Древней Руси называли навоз). Святогор кладет около нее бьет ее в грудь мечом и уезжает.

От всего происходящего девушка просыпается и приходит в себя. На гноище она пролежала 30 лет, поэтому пробуждение ей дается с трудом. За это время все ее тело покрыла уродливая кора. Но как только она сходит, оказывается, что под ней скрывалась писаная красавица. До самого Святогора доходят слухи о красоте прекрасной незнакомки. Он немедленно снова приезжает в это заморское царство и берет ее в жены.

Только после свадьбы Святогор обнаруживает, что на груди у его молодой жены есть шрам. Он узнает след от своего меча и понимает, что это именно та женщина, которая была ему предначертана предсказанием.

Предания про Святогора

В анализе древнерусского эпоса много внимания уделяется разбору преданий, посвященных Святогору. Их подробное изучение приводит исследователей к трем основополагающим выводам.

Во-первых, они выделяют мотив поднимания сумы. Этот сюжет весьма распространен не только в русских преданиях, но и у других народов в сказаниях о богатырях и великанах. Например, о Вольге, Анике, Самсоне, Колыване. Так, в югославской древней поэзии аналогом Святогора выступает королевич Марко. На Кавказе подобная ситуация приключается с Сосланом.

Сума соответствует в других легендах камню, например, в былинах о потоке. Это, в свою очередь, совпадает с историей из жизнеописания подвигов Александра Македонского. О том, как жители райской столицы дают ему в качестве дани по одному камешку. Однако выясняется, что этот камешек нельзя ни взвесить, ни каким-либо образом измерить.

В символическом толковании эта сума соответствует человеческой зависти. Похожее сказание встречается у древних скандинавских народов - в эпизод о споре Тора с великаном.

Неверная жена

Во-вторых, исследователи древнерусского эпоса подробно разбирают ситуацию с женитьбой Святогора и с его неверной женой. Параллельные мотивы они усматривают у персидских авторов в книге под названием "Тути-наме". Это известный сборник новелл юмористического, дидактического и даже эротического содержания, который был чрезвычайно популярен в Древней Индии.

Часто эпизоды со свадьбой и супружеской неверностью, схожие с историей Святогора, можно прочесть в буддийских сказках. Многие авторитетные исследователи склоняются к тому, что этот эпизод имеет восточное происхождение.

Сам эпизод женитьбы богатыря Святогора большинство литературоведов и историков относят к народным сказкам, которые опирались в то время на популярные средневековые повести.

Особенно это заметно, если разбирать эти сказания на детали. Так, поездка к колдуну-кузнецу на север напоминает эпизод из эпоса "Калевала". Супруга, долгое время лежащая на гноище, встречается и в старой русской повести, в которой главным героем является царевич Фиргис.

В данный момент удалось уже собрать множество параллелей, чтобы подробно исследовать личность Святогора, но все равно в ней остается множество неясного и непонятного. Например, однозначно отыскать абсолютный прототип силача Святогора так и не удалось. Существует только несколько гипотез. Например, им мог быть с которым Святогора сравнивает Вильгельм Волльнер.

Фольклорист Иван Жданов считает, что настоящим прототипом Святогора был библейский силач Самсон. Литературовед Алексей Веселовский выдвигает подобную версию.

А вот историк русской литературы Михаил Халанский отмечает сходство сюжетов про Святогора с русскими народными эпосами. Скорее всего, его имя является эпитетом, который происходит от названия мест, в которых он жил, - Святых гор.

Волшебная сила

Свое мнение по этому вопросу излагает и знаменитой исследователь русской сказки и фольклора Он считает, что Святогор олицетворяет первобытную силу, которую невозможно применить в обычной стандартной жизни.

Именно поэтому она обречена на провал и последующую гибель.

Выходец из Чернигова

Существует также версия, что былина про Святогора и Микулу Селяниновича, как и другие эпические сюжеты про этого богатыря, изначально сложились в Чернигове.

Дело в том, что в одной из былин Святогор фигурирует как богатырь, защищающий черниговского князя по имени Олег Святославович. На этом основании археолог Борис Рыбаков выдвигает версию, что былина изначально сложилась именно в окружении черниговского князя. А это значит, что она могла отражать значительно более ранние сказания, например, эпос начала X века.




Top