Много личных фотографий З. Фрейда

Ни одно имя не вызывает столько улыбок и неприличных ассоциаций, сколько имя Зигмунда Фрейда. Благодаря его работам в жизнь обывателей вошли такие термины как «либидо», «сверх-Я», «бессознательное», «эдипов комплекс». На пике карьеры Фрейд был невероятно знаменит - он привлекал внимание не только своих коллег и богатую публику, вечно страдающую неврозами, но и людей творческих, искавших в личности основателя психоанализа источник вдохновения. Едва ли кого-то из ученых рисовали так же часто, как Фрейда.


Энди Уорхолл «Зигмунд Фрейд». Работа Э. Уорхолла из серии «Десять портретов евреев двадцатого века» (1980 г.). В 2006 году на аукционе Сотбис в Лондоне была продана за $11 тыс

Зигмунд Фрейд и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с Фрейдом, но каждый раз без особого результата. Наконец в 1938 году в Лондоне эта встреча состоялась благодаря посредничеству Стефана Цвейга.

«Фрейд - это не человек. Это даже не пророк. Это Левиафан из океана современной действительности!» - писал художник о Фрейде.

Фрейд же искренне считал сюрреалистов шутами. Цвейг написал ему письмо, в котором отрекомендовал Дали, как гения в своем роде, и встреча состоялась. Присутствовал при этом и Эдвард Джеймс. Говорили они мало, больше рассматривали друг друга в упор. Фрейд ознакомился с работами Дали, которые произвели на него впечатление, а сам художник усилил это впечатление. Он предложил Фрейду ознакомиться со статьей о паранойе за своим авторством, и поскольку собеседник не слишком заинтересовался, художник настойчиво объяснял ему суть статьи, едва ли не пальцем подчеркивая название, горячился, уверял, что статья не имеет ничего общего с сюрреализмом, как таковым, а представляет собой научную работу. Дали рассказывал после:

«Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация - все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: „Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!“».

После этой встречи Дали написал портрет Зигмунда Фрейда, но Цвейг не стал показывать ему картину - с полотна смотрело лицо уставшего человека, обреченного на скорую смерть от рака. Форма черепа Фрейда была воспринята параноидальной фантазией Дали в форме улитки - и праотец психоанализа тоже так и не узнал об этом.


«Морфология черепа Зигмунда Фрейда», 1938
Рисунок, сделанный Дали во время встречи с Фрейдом


«Портрет З. Фрейда», 1938

В предыдущей главе мы говорили о том, насколько многогранно творчество Сальвадора Дали и какое место в нем занимает сюрреализм. В этой главе мы постараемся выяснить, как повлияла личность Зигмунда Фрейда и его теория психоанализа на творчество художника.

С сочинениями Фрейда Дали познакомился еще в «Резиденции», в Мадриде, когда прочел «Толкование сновидений». Фрейда Дали называл « великим мистиком наоборот». Австрийский психоаналитик придал своего рода легитимность изначальному стремлению испанского художника искать интерпретацию всего, что относилось к его, Дали, личности, - и уж, тем более, особой склонности Сальвадора к толкованию своих снов. Дали, кстати, очень любил и поспать, и повспоминать потом собственные сны. Был он склонен также оценивать как нечто весьма значительное (в точном смысле, от слова «знаю») даже самые мелкие, пустяковые происшествия, приключавшиеся с ним. Благодаря Фрейду Дали получил блестящий инструментарий, в самом деле открывающий возможности для анализа, которым художник и стал пользоваться в своих работах, подступаясь к прямому изображению и вещей таинственных, и, как говорится, вещей совершенно определенного свойства. С очевидностью подражая психоанализу, а в чем-то и вступая с ним в соревнование, Дали создает еще и свой, параноико-критический метод, в соответствии с которым помещает образ, изначально чистый, в хаотический контекст бессознательных имипульсов.

Дали трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с Фрейдом, но всякий раз безрезультатно. Встреча художника и ученого состоялась в 1938 году в Лондоне, с помощью австрийского писателя Стефана Цвейга, последнего хранителя традиционной среднеевропейской культуры. Через несколько лет после встречи у Фреда, в Лондоне, эмигрант Стефан Цвейг в Бразилии трагически сведет счеты с жизнью.

Цвейг написал Фрейду письмо, в котором аттестовал Дали как гения своей эпохи, не имеющего равных. Фрейд, однако, не жаловал своих почитателей - сюрреалистов, считал их всех просто шутами. Но наш заставил старика пересмотреть кое-что из своих взглядов. При встрече присутствовал также поэт Эдвард Джеймс. Оба, и Фрейд, и Дали говорили мало, зато много и в упор рассматривали друг друга. Когда Фрейд познакомился с работами Дали, видно было, что это искусство привело ученого в восторг. А потом и Дали собственной персоной усилии впечатление. Он произнес следующее: «Прежде чем покинуть вас. Позвольте вручить вам журнал, в котором опубликована моя статья о паранойе. Я открываю его как раз на той странице, где начинается моя работа, и прошу вас прочесть ее, если у вас выдастся минута». « Фрейд, - ведет дальше свой рассказ Дали, - продолжал рассматривать меня самого, ничуть не интересуясь моим журналом, я же, все еще надеясь заинтересовать его, стал объяснять, что занимаюсь в этой статье не сюрреалистической болтовней, а серьезной научной проблемой, и при этом старательно тыкал пальцем в название своей работы. Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация - все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: «Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!»».

Эта встреча пополнила список работ Дали портретом своего еврейского изгнанника. Игривой параноической фантазии Сальвадора Дали череп праотца психоанализа раскрыл свою морфологическую тайну: «испанскому фанатику» он явился в форме улитки…

С ростом популярности психоанализа и фигуры его основателя, образ Фрейда все чаще обнаруживался на холстах известных и не очень известных художников. По мере того, как Фрейд изощрялся в поисках сексуальной подоплеки любой черты поведения человека, художники изощрялись в манере его изображения. Сам же доктор Фрейд считал художников обычными невротиками, удачно сублимировавшими свои деструктивные и сексуальные импульсы в русло художественного творчества.

Сальвадор Дали "Портрет Фрейда" (1937 г.) . Рисунок тушью на промокательной бумаге

Сальвадор Дали "Морфология черепа З. Фрейда" (1938 г.). Рисунок, по словам биографов Дали, был выполнен во время его аудиенции у самого З. Фрейда.


Будучи в гостях у Фрейда, Дали не упустил возможность сделать несколько набросков своего идейного вдохновителя, один из которых - рисунок черепа Фрейда в виде улитки. Для самого Фрейда художник был не более, чем любопытным объектом наблюдения и анализа, этаким ходячим психопатологическим случаем. "Этот мальчик похож на фанатика. Ничего удивительного, что у них там, в Испании, идет гражданская война, если все они выглядят подобным образом" - отозвался Фрейд о своем необычном госте (Этерингтон-Смит М. "Сальвадор Дали").

Говорят, что когда портрет был готов и передан художником мэтру психоанализа, страдающему от рака полости рта и умирающему Фрейду рисунок показать не рискнули.

Сальвадор Дали "Портрет З. Фрейда" (1938 г.).


Сальвадор Дали "Портрет Фрейда" (1939 г.).



Энди Уорхолл "Зигмунд Фрейд" . Работа Э. Уорхолла из серии "Десять портретов евреев двадцатого века" (1980 г.)


В 2006 году на аукционе Сотбис в Лондоне картина была оценена от 11.320$ до 15.094$ и продана за 11.320$.

Художник причислил Фрейда, еврея по национальности и австрийца по прописке, к числу самых известных и влиятельных представителей еврейского народа XX-го века. Это влияние на современную психологию, психотерапию и искусство распространяется и в нашем, XXI веке.

Портрет Фрейда, выполненный маслом неизвестного мне автором.


Скрытое изображение головы Фрейда. Картина, выполненная в популярной одно время манере двойственных изображений, которой увлекался и Сальвадор Дали. Однако данная работа ему не принадлежит.


Интересная своим символизмом работа. Фрейд ведет полемику с неким существом (Ктулху?), вероятно, воплощающим в себе бессознательные влечения и деструктивные импульсы человека.



Карикатура русского художника С.Л. Кузнецова (1989 г.) , выполненная, опять же, в манере двойственных изображений: лицо Фрейда или тело обнаженной женщины?


Интересно, что если мы видим в рисунке в первую очередь обнаженную женщину, то, с точки зрения психоанализа, это вполне объяснимо и нормально. А вот если на месте обнаженной женщины мы видим бородатого мужика, то что бы это значило?

"Портрет Зигмунда Фрейда" Гавриила Гликмана (маслом) и портрет, выполненный скорее всего карандашом, неизвестного автора.


Факты из жизни, науки и смерти

Младший ребенок в семье, бесспорный любимец матери, Шломо Фрейд, выбрал медицину в качестве профессии вынужденно и часто повторял, что врачебное дело никогда его не привлекало и доктором себя он не считает.

Зигмунд Фрейд со своей матерью Амалией, 1872 год

У Фрейда была феноменальная память. С детства он без труда запоминал содержание понравившихся ему книг, записей и картинок. Кроме того, ученый прекрасно владел латинским, греческим, французским, английским, итальянским, испанским, древнееврейским и немецким языками. А вот музыку наш герой совершенно не любил: кафе и рестораны с живыми оркестрами обходил стороной, младшей сестре, желавшей стать пианисткой, в свое время поставил ультиматум: «Либо я, либо пианино».

Любимым пациентом Фрейда, по его же словам, был он сам

«Отец психоанализа» всю жизнь боялся числа 62. Если в отеле было больше 61 номера, он отказывался заселяться, чтобы не рисковать — вдруг ему достанется именно 62-й?

Еще одной особенностью Фрейда было то, что он никогда не смотрел людям в глаза. Просто избегал этого. По одной из версий, именно так появилась знаменитая кушетка в комнате психоаналитика.

Помимо разговоров тет-а-тет и цифры 62 Фрейда пугало оружие и папоротники. Страх перед первым ученый считал следствием позднего сексуального созревания, а до причины пугающего воздействия на себя безобидных растений он так и не докопался.

Последние 16 лет своей жизни Зигмунд Фрейд страдал от постоянных болей во рту. Еще в 1923 году ему поставили диагноз рак горла — психиатр был большим поклонником сигар, выкуривая по два десятка ежедневно. С тех пор Фрейд перенес несколько операций. В этот тяжелый период он выстраивал теорию о влечении человека к смерти, продолжал принимать пациентов, преподавал в университете. В Англии состояние ученого стало ухудшаться с каждым днем. Его любимая дочь Анна, вставая каждую ночь, по несколько раз опрыскивала отцу рот обезболивающим средством.

Фрейд завещал поместить его прах в античную вазу, подаренную ему на 75-летие Мари Бонапарт. Получив подарок, ученый тогда написал принцессе: «Надеюсь, что заберу это чудо с собой в могилу».

Главные достижения

В 1886 году Зигмунд Фрейд открыл собственную небольшую практику. Однако вначале все его попытки найти новый эффективный способ лечения неврозов заканчивались неудачами. В то время популярным методом лечения истерии был гипноз. Его практиковал, в частности, доктор Жан-Мартен Шарко — тот самый, который изобрел контрастный душ.


Жан-Мартен Шарко демонстрирует метод гипноза при работе с «истерической» пациенткой

Однако в полной мере овладеть гипнозом Фрейду не удалось, и тогда он пришел к методу свободных ассоциаций. В ходе сеансов он предлагал пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Через достаточно длительное время свободная ассоциация подводила пациентов к забытым событиям, которые они вновь могли пережить эмоционально. Заметив, что многие пациенты во время сеансов обращаются к снам, Фрейд пришел к выводу, что часто ассоциации раскрывают тайный смысл сновидений. Свои открытия он опубликовал в работе «Толкование сновидений» в 1900 году.

По мнению Фрейда, сны имеют символическое значение

В книге ученый впервые затронул проблему детских инцестуозных наклонностей и разработал теорию так называемого эдипова комплекса, впоследствии ставшую центральной концепцией классического психоанализа. По Фрейду, эдипов комплекс — это форма взаимоотношений, которая складывается между мальчиком на определенной стадии своего психосексуального развития (в возрасте 3−5 лет) и его родителями (эдипов треугольник). Мальчик бессознательно желает сексуально обладать своей матерью и устранить отца как своего соперника.


«Толкование сновидений». Обложка первого издания, 1900 год

Комплекс был назван Фрейдом «эдиповым» по имени мифического царя Эдипа, который женился на матери и убил отца, не ведая, что творит. «Как Эдип, мы живем, не сознавая противоморальных желаний, навязанных нам природой; сознав их, мы все отвратили бы взгляд от эпизодов нашего детства», — писал ученый в своей работе, подчеркивая, что возникновение эдипова комплекса у ребенка неизбежно и нормально. Главная задача мальчика — преодолеть его и перейти на следующий этап развития. Неразрешенный же эдипов комплекс (фиксация на матери) вызывает невротические расстройства.

Цитаты

«Химия состоит на две трети из ожидания; жизнь, очевидно, тоже» (из книги «Письма к невесте»).

«У разума нет вышестоящей инстанции» (из книги «Будущее одной иллюзии»).


Фрейд позирует скульптору Оскару Немову, 1931 год

«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас» (из книги «Будущее одной иллюзии»).

«Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании» (из книги «Введение в психоанализ»).




Top