Мои впечатления о произведении отцы и дети. Отцы и дети, Иван Тургенев - «Перечитала "Отцы и дети" Тургенева: герои, смысл, любовная линия в романе и мои впечатления.»

Моё мнение о Базарове.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году.
Впервые этот роман появился в журнале "Русский вестник" в 1862 году.
Критики оценивали этот роман по-разному.
Д.И. Писарев сказал: "Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях".
Но уже другой критик М.А.Антонович говорил, что "новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении".
Как бы не критиковали этот роман, я считаю, что в нем И.С. Тургенев полностью раскрывает актуальную тему не только своего времени, но и всех поколений. Автор не может спокойно смотреть на то, как постоянно спорят "отцы"и "дети", поэтому и пишет роман, в котором, как говорилось выше, раскрывает эту тему. Главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Васильевич Базаров. Это человек высокого роста, с длинным и худым лицом, "с широким лбом, кверху плоским, книгу заостренным носом, большими бакенбардами песочного цвету". Лицо "оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Базаров занимается медициной, любит естественные науки, химию.
Впервые читатель знакомится с Базаровым в сцене приезда Базарова и Аркадия домой к Аркадию. Аркадий Николаевич Кирсанов - друг и ученик Евгения Базарова.
Базаров знакомится с Николаем Петровичем Кирсановым - отцом Аркадия и Павлом Петровичем Кирсановым дядей Аркадия.
Аркадий отвечает на вопрос дяди: "Что такое Базаров?". Он говорит, что Базаров нигилист, то есть "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Значит, Базаров - это человек, который всё отрицает. Прочтя эту сцену, где Аркадий рассказывает дяде и отцу о Базарове, я ещё не очень понимаю самого Базарова. Я не могу понять, что, значит, отрицать всё, что же за человек - Базаров.
Дальше автор нам объясняет то, что хотел сказать Аркадий о Базарове.
Базаров был охотник до женщин, но любовь "в смысле романтическом называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни". Он отрицал любовь.
К простому народу Базаров относится с уважением. Он глубоко видит народ, способен быть с ним, считает, что народ равен с ним, потому что он сам выходец из народа. Базаров хочет, чтобы народ учился. Дома у Аркадия базаров знакомится с крестьянами. Они с ним разговаривают на равных. Но когда Базаров приехал к себе домой, крестьяне его не понимали, смеялись над ним, потому что для них Базаров был барином. Они не понимали того, что он хотел.
В доме у Кирсановых Базаров всегда спорил с Павлом Петровичем. У них совершенно противоположные взгляды. Дело даже доходит до дуэли. Павел Петрович не хочет мириться с Базаровым. Он ищет любой предлог, чтобы вызвать его на дуэль.
Я впервые познакомилась с Базаровым. Он показался мне человеком грубым, бездушным, не признающим ничего.
Но, читая роман дальше, я начала понимать, что Базаров совсем не такой, какой хочет казаться.
Базаров полюбил Анну Сергеевну Одинцову. В разговорах с ней он старался показывать своё равнодушие и презрение ко всему романтическому, а оставшись один, "он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Любовь его изменила. Он никогда не думал, что может по-настоящему полюбить, но полюбил. Базаров стал человечнее, стал больше заботиться о других людях.
Даже к родителям он стал относиться по-другому.
Раньше он не любил нежностей своей матери, не любил того, что его родители "тряслись" над ним. Но после того, как он влюбился, начал понимать, что такое любовь.
Только Тургенев начал показывать изменения Базарова, тут же Базаров умирает. И умирает всего из-за одной царапины. Он заражается тифом. Тем самым автор хочет сказать читателю, что такие великие люди, как Базаров, умирают быстро, не успев сделать всё, что хотели. На их место приходят другие люди, и так продолжается из поколения в поколение.
Дочитав роман до конца, я открыла для себя нового Базарова. Я поняла, что Базаров - целеустремленная, твердостоящая на ногах личность. Несмотря на то, что Базаров был нигилист, отрицал все принципы, они у него все равно были. Он ненавидит "аристократишек", живет по расчёту, руководствуясь влечением, отрицает пустые разговоры, признает людей, которые добиваются всего своим трудом. Базаров любит народ за самобытность, но презирает за невежество. Он выступает за честных людей в обществе. Все это принципы демократов. Недаром сам автор говорил о Базарове, что тот "честен, правдив и демократ до конца ногтей". Я согласна с Тургеневым. И поэтому мне нравится Базаров. Если уж он демократ, то будет им до конца жизни. И ещё мне в нем нравится то, что он видел в себе перемены и не отрицал их.
Тургенев говорил, что когда он писал Базарова, то почувствовал к нему восхищение. А когда писал сцену его смерти, то рыдал навзрыд. И это были не слёзы жалости, а следы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.
Тургенев не считал, что Базаровы смогут повести Россию дальше, но и не считал, что это смогут сделать Павлы Петровичи.
Автор хотел взять положительное у одних и у других и считал, что именно это сможет дать толчок на пути развития России. Но его многие не поняли. Получилось так, что Тургеневу самому пришлось раскрыть основную мысль романа.
Значит, какой же сложный и красивый роман создал Тургеневы, что его не так-то просто понять. Но автор всего-навсего показал жизнь, которую нельзя изменить. Отсюда можно сделать вывод, что наша жизнь не так уж и легка, как кажется.
А Тургенев - замечательный автор, который смог так умело отразить в своем произведении сложные жизненные ситуации.
Это может сделать не каждый писатель.
Поэтому нужно отблагодарить Тургенева за его талант, за любовь к народу, для которого он старался написать своё произведение, чтобы тот учился на ошибках героев и впредь не повторял эти ошибки в своей жизни.

Центральное место в романе Тургенева Отцы и дети занимает Евгений Васильевиҹ Базаров. На нем сосредотоҹено все внимание романа. Базаров сын уездного лекаря, нигилист, изуҹавший тоҹные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспеҹить сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студенҹеская жизнь, жизнь с мелкой копееҹной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу. Первое впеҹатление о Базарове у меня сложилось не из приятных, даже вызвало какое-то пренебрежение им, его внешний вид отлиҹал его от остальных людей, от серой массы. Высокий рост, длинный балахон с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висяҹими бакенбардами песоҹного цвета, оно выражало самоуверенность и ум. Отдельные ҹерты, такие, как балахон с кистями, широкий лоб, заостренный нос, стойкая и снисходительная улыбка, показывали и подҹеркивали его самолюбие и необыкновенную самоуверенность. У Базарова была хорошая репутация в обществе, он сделал себе отлиҹную карьеру. Свою карьеру он пробил своей головой, своим замеҹательным умом, а не низкими поклонами и заступниҹеством важного дядюшки. Базаров отлиҹается большим умом и вследствие этого производит сильное впеҹатление на сталкивающихся с ним людей. Он дает определение настоящего ҹеловека. Настоящий ҹеловек, говорит он, тот, о котором думать неҹего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Под определение настоящего ҹеловека подходит сам Базаров; он производит впеҹатление на окружающих: одних запугивает и отталкивает, других подҹиняет. Как ҹеловек замеҹательно умный он не встреҹал себе равного. Когда я встреҹу ҹеловека, который не спасовал бы передо мной, проговорил он с расстановкой, тогда я изменю свое мнение о самом себе. Базаров самолюбивый и гордый ҹеловек. Он смотрит на людей сверху вниз и редко скрывает свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем, кто его ненавидит, и к тем, кто ему подҹиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся и поэтому никого не щадил. Я не понимаю, как можно жить, ни на кого не обращая внимания. Базаров же везде и во всем поступает так, как ему хоҹется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляет только лиҹная прихоть или лиҹные расҹеты. Как сказал Писарев: Базаров ни под собой, ни вне себя, ни внутри себя не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Ирониҹеское отношение Базарова к меҹтательности, к романтизму, художественным произведениям литературы, искусства, к лириҹеским порывам переходит в глубокий цинизм. Но вместе со всеми своими недостатками Базаров оҹень сильная натура, благородный и истинный ҹеловек, где-то даже искренний: он относится к людям так, как их воспринимает, если ему нравится ҹеловек, то нравится искренне, без задней мысли, если же нет, то нет, но тоже искренне. Базаров это образ, в котором воедино собраны все каҹества, которые, по крохам, были во всех передовых и прогрессивных людях его времени.

Этот роман из школьной программы. Никогда не отличавшаяся прилежностью, почему-то этот роман прочла и признаюсь, он оставил неизгладимый след на сердце... Когда читала последние строки не могла удержаться: слезы так и наворчивались. Помню, села и поплакала от души)) жалко было молодого Базарова и бедных родителей...

Нравится стиль, которым написан роман. Тургенев очень доступно, доходчиво и интересно описывает все события, происходящие в романе, при этом, читая, роман, невольно перед глазами возникают картины бытия, вырисовывается модель отношений в обществе того времени... "Отцы и дети" -это отдельно взятая более чем реалистичная история одной семьи. Ничего сверхнового. Просто люди разного поколения вдруг "сеъзжаются" и сталкиваются с извечными проблемами. Появление Базарова в доме Кирсановых-это как катализатор, для того, чтобы заострить взгляд на проблему взглядов разных поколений.

Про нарицательное уже название проблемы "отцы и дети" много говорить не хочу. каждому она известна, каждый хоть разок сталкивался с ней. "Дети" бегут вперед батьки за прогрессом, забывая традиции, а "отцы" упорно не хотят пользоваться новинками этого прогресса и менять свои сложившиеся годами взгляды. Вообще, эта тем актуальна всегда. То что сейчас все нововведение, особенного научного характера, гаджеты, мы принимаем как прогресс, то в 18-19 века даже новые взгляды, отличные от традиционных были сродни этому самому прогрессу.

Автор показывает, как меняется Россия, как такие вот "Базаровы", способны хоть и частично, видоизменять взгляды своего окружения. Пусть, Аркакий, его товарищ, все же отошел от нигилистических мыслей, потому что был слишком "Мякеньким и либеральным барчиной", но отойти отошел, а мысли все же обновились (стал замечательным управляющим своего поместья и хозяйства)... так и Старший брат Николая Петровича, сначала в штыки воспринявший нового гостя, после показательной дуэли, вдруг проникся к нему уважением и посчитал, что Базаров не такой уж и плохой человек...Так и хочется сказать: " Правильными темпами идет обновление "мозгов"...". если будет резче-то будет революция, а так народ зреет и по-тихонько приходит к новому, более осмысленно, повзрослев, так сказать. В нужных пропорциях сохраняя в голове традиции и новое мышление.

Базаров-словно яркая вспышка, как гром среди ясного неба, появился ярко, "промыл мозги" как мог и исчез... Все думают, что он действительно ярый нигилист, отрицающий всякую власть и традиции, но сам-то в душе, оказывается, вполне себе романтичный юноша. Эти новые мысли, душевные терзания не дают ему покоя: то что он отрицал, то чему всех учил, вдруг оказывается есть в нем (нежнеы чувства. романтика. сентиментальность) и он ничего не может поделать с этим... Как же болезненно Базаров воспринимает отказ Одинцовой, которая, подобно ему, с легкостью отказывает ему и отрицает его чувства...

На примере главного героя, он оказывается по обе стороны баррикады. Противоречивые мысли, осознание безвыходности, когда он не может контролировать себя и свои мысли и чувства опустошают этого человека, и по невнимательности и рассеянности, он очень глупо погибает... И только старые дряхлые родители помнят его и приходят к нему каждый раз... а для других он так и остался яркой вспышкой, пятном....

На примере этой маленькой и вполне себе обычной семьи, отражается настроения общества. У людей меняется мировоззрение: более активные и дерзкие, движимые своими идеями прорываются вперед, подгибая под себе более слабых. Но даже самый сильный и дерзкий всегда имеет слабое место, потому что неуязвимых не бывает. Как бы Базаров он не насмехался над традициями, каким бы себя ярым нигилистом не считал, встреча с женщиной, которая пробудила в нем настоящие чувства, изменила не только его взгляды, но и жизнь, которую пришлось переосмысливать.

А конфликт между поколениями всегда были и будут. Дети-двигатели прогресса, а родители-хранители традиций. Так гармонично устроен мир. Это просто закон социального развития, без которого нет прогресса, нет эволюции...

Опишите свои впечатления от прочтения книги И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.

Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.

Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?

Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.

Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.

Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в...м уезде - играет на виолончели!» и так далее.

Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.

Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.

С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.

Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.

«Отцы и дети» - книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.




Top