Мустафа муртазаев. Мустафа Муртазаев — художник, творящий не руками, а сердцем

В последнее время мне много приходится ездить. Оно и понятно, ведь желание участвовать и побеждать в различных юнкоровских конкурсах и фестивалях для мальчишки моего возраста естественно. Вот и путешествую из города в город, на церемонии награждения. А во время очередной поездки в стольный град Киев состоялась неожиданная встреча с удивительным человеком, общение с которым перевернуло мое представление о ценностях жизни.

Я, вообще то, не очень люблю дорожные знакомства, но тут случай особенный. Мы вместе с моим наставником Мустафой Арифовым сидели в вагоне и обсуждали итоги презентации, и вдруг наше внимание привлек красивый молодой мужчина, который, чуть прихрамывая, прошел мимо, в тамбур. Что то в его внешности насторожило нас, но что, в первый момент мы не поняли. Все стало на свои места, когда незнакомец прошел обратно, в свое купе. У него не было кистей обеих рук: он очень бережно нес яркую картину, держа ее плечевыми суставами. Потрясенные, мы проводили его взглядом, а затем, придя в себя, решили: обязательно познакомимся и, взяв интервью, «нарисуем» портретный очерк. Тем более Мустафа Ислямович вспомнил, что когда то видел телепередачу об этом крымском художнике и зовут его так же, Мустафа, а фамилия, вроде бы, Муртазаев.

Недолго думая мы схватили блокнот, ручку, фотоаппарат и диктофон - полный «боевой арсенал» журналиста - и ринулись в атаку. И вот мы сидим в первом купе и беседуем с виновником нашего переполоха. Мустафа-бей сразу предупредил, что не выносит жалостливых взглядов и глупых вопросов нахальных журналистов. Как то в Киеве, где он сейчас заканчивает учебу в Национальной академии изобразительного искусства, к нему в номер пришли журналисты и с порога сказали: «Покажи, как ты картошку чистишь!» Мустафа Муртазаев, не сдерживая эмоций, указал им на дверь. Заметив в наших глазах немой вопрос, художник, не спеша, начал свой рассказ.

- Я родился таким, - стеснительно прикрывая руки, делится с нами собеседник и продолжает.

- Когда мама была беременна мною, где то до полугода я развивался нормально, но потом что-то случилось с ее организмом, пошли необратимые процессы. Врачи решили, что роковую роль здесь сыграло то, что мама до родов работала на хлопковых полях, которые обрабатывались сильнейшими ядохимикатами-дефолиантами. Врач, принимавший роды, предложил моим родителям умертвить младенца-инвалида, но отец наотрез отказался от такого «милосердия». Знаете, если бы я не родился таким, то вряд ли был бы художником. Был бы ничем не примечательным мальчишкой, каких сотни ходят по улицам. Мама всегда шутит: «Ты как инопланетянин с другой планеты прилетел к нам на Землю делиться добротой».

Он действительно делился добротой с окружающими его людьми. Пока не переехала семья в Крым, на историческую родину его предков. В селе Приветном, что недалеко от Алушты мальчику из небогатой крымскотатарской семьи всегда и всем приходилось доказывать, что он ничем не отличается от окружающих.

- Одноклассники обзывали и травили меня, - с горечью рассказывает Мустафа-бей. - Они называли меня то «уродцем», то «обрубком», то «чертиком». При любом удобном случае старались дать тумака или, грубо и зло пошутив, унизить. Видя, что я не могу постоять за себя, отец стал обучать меня приемам восточных единоборств. Но вскоре тренировки пришлось отменить, так как родители моих обидчиков пожаловались директору, что я «воспитал» их хамовитых отпрысков.

- А что еще не нравилось в школе? -интересуюсь я

- Точные науки, а особенно математика. Ведь есть то, что выше нее, шестое чувство - интуиция. А еще не любил писать, долго не мог выводить буквы, ручка постоянно выпадала. Доктор смастерил протез для правой руки, но он только мешал мне. Видя, что мне очень трудно, родители всегда поддерживали меня. Они говорили: «Не сдавайся сынок, только трудом и упорством ты добьешься успеха...» И они оказались правы!

Уже к десяти годам мой собеседник ездил на велосипеде, рубил дрова, копал огород, забивал гвозди - в общем, выполнял любую домашнюю работу. А еще он умел рисовать. Правда, этому ремеслу он научился раньше, чем начал писать. Первыми из под его карандаша появились вороны, чем-то привлекшие внимание мальчика. Позже, его талант начала развивать Анна Лендал - учитель Алуштинской художественной школы рассмотревшая необычайный дар художника.

- Она так сказала: «Из тебя вырастет настоящий мастер кисти, только не сдавайся. И знаешь, она оказалась права. Правда, первое время, мне все давалось большим с трудом: то карандаш упадет, то кисточка не держится, то линия идет не так, как нужно. Но преподаватели не позволяли опускать руки. Они постоянно напоминали простую истину: «Не стоит все копировать и рисовать так, как есть на самом деле. Привнеси в картину свои элементы, свои формы, и пусть будет портрет с неправильными чертами лица. Но это будут твои картины».

Уже в зрелом возрасте Мустафа Муртазаев поступил в художественное училище. Сперва студенты относились к нему настороженно, но затем привыкли к необычно выглядевшему однокурснику и стали его верными друзьями.

- Мои друзья не замечают того, что у меня чего то «не хватает». Они видят мои работы, которые не похожи на работы других мастеров кисти. Им нравится моя настойчивость, мое упрямство и целеустремленность, - не скрывая гордости, делится он и продолжает. - По моему настоящему художнику нужны не руки, а чуткое сердце и упорство. Если кто то хочет чего то достичь, то ему никто не помешает.

У моего героя это получилось. На счету Мустафы-бея за последние три года более восьмидесяти полотен, востребованных как отечественными галеристами, так и зарубежными коллекционерами: портреты, пейзажи и натюрморты. Его поклонники всегда с нетерпением ждут от него новых работ, новых выставок. А я надеюсь, что свою самую главную картину, которая принесет ему мировую славу, Мустафа Муртазаев еще нарисует. Только дай ему Аллах терпения и вдохновения!

Бекир АБЛАЕВ,
юнкор творческого объединения
юных журналистов
«Родник» Нижнегорского ЦДЮТ

В последнее время мне много приходится ездить. Оно и понятно, ведь желание участвовать и побеждать в различных юнкоровских конкурсах и фестивалях для мальчишки моего возраста естественно. Вот и путешествую из города в город на церемонии награждения. А во время очередной поездки в стольный град Киев состоялась неожиданная встреча с удивительным и необычным человеком, общение с которым перевернуло мое представление о ценностях жизни.

Я вообще-то не очень люблю дорожные знакомства, но тут случай особенный. Мы вместе с моим наставником Мустафой Арифовым сидели в вагоне и обсуждали итоги презентации. И вдруг наше внимание привлек красивый молодой мужчина, который, чуть прихрамывая, прошел мимо нас в тамбур. Что-то в его внешности насторожило нас, но что это, в первый момент мы не поняли. Все стало на свое место, когда незнакомец прошел обратно в свое купе. У него не были кистей обоих рук, а яркую картину, которую он держал плечевыми суставами, нес очень бережно. Мы потрясенно проводили его взглядом, а затем, придя в себя, решили: «Обязательно познакомимся и, взяв интервью, «нарисуем» портретный очерк». Тем более Мустафа Ислямович вспомнил, что когда-то видел телепередачу об этом крымском художнике и зовут его так же Мустафа, а фамилия вроде бы — Муртазаев. Недолго думая, схватили блокнот и ручку, фотоаппарат и диктофон — полный «боевой» арсенал журналиста и ринулись в «атаку».

И вот мы сидим в первом купе и беседуем с виновником нашего переполоха. Мустафа-бей сразу предупредил, что не выносит жалостных взглядов и глупых вопросов нахальных журналистов. Как-то в Киеве, где сейчас он заканчивает учебу в Национальной академии изобразительного искусства, к нему в номер пришли журналисты и с порога сказали: «Покажи, как ты картошку чистишь!»

Слишком грубо ответил им и, не сдерживая эмоций, указал на дверь. Заметив в наших глазах немой вопрос, не спеша, начал свой рассказ.

- Я родился таким, - стеснительно прикрывая руки, делится с нами наш собеседник и продолжает, — когда мама была беременна мною, где-то до полугода я развивался нормально. Но потом что-то случилось с ее организмом, пошли необратимые процессы. Врачи решили, что роковую роль здесь сыграло то, что мама до родов работала на хлопковых полях, которые постоянно обрабатывались сильнейшими химикатами-дефолиантами. С первой минуты моего рождения врач, принимавший роды, предложил моим родителям умертвить младенца-инвалида. Но отец наотрез отказался от такого «милосердия». Знаете, если бы я не родился таким, то вряд ли был бы художником, был бы ничем не примечательным мальчишкой, каких сотни ходят по улицам. Мама всегда шутит: «Ты как инопланетянин с другой планеты прилетел к нам на Землю делиться добротой».

Он действительно делился добротой с окружающими его людьми, пока не переехала семья в Крым, на историческую родину его предков. В селе Приветном, что недалеко от Алушты мальчику из небогатой крымскотатарской семьи всегда и всем приходилось доказывать, что он ничем не отличается от окружающих.

- Одноклассники обзывали и травили меня, - с горечью рассказывает Мустафа-бей. Они называли меня то «уродцем», то «обрубком», то «чертиком». При любом удобном случае старались дать тумака или грубо и зло, пошутив, унизить. Видя, что я не могу постоять за себя, отец стал обучать приемам восточных единоборств. Но вскоре тренировки пришлось отменить, так как родители моих обидчиков пожаловались директору, что я «воспитал» их хамоватых отпрысков.

А что еще не нравилось в школе? - интересуюсь я.

- Точные науки, а особенно математика. Ведь есть то, что выше нее, шестое чувство - интуиция. А еще не любил писать - долго не мог выводить буквы, ручка постоянно выпадала. Доктор смастерил протез для правой руки, но он только мешал мне. Видя, что мне очень трудно, родители всегда поддерживали меня. Они говорили: «Не сдавайся сынок, только трудом и упорством ты добьешься успеха». И они оказались правы!

Уже к десяти годам мой собеседник ездил на велосипеде, рубил дрова, копал огород, забивал гвозди, в общем, выполнял любую домашнюю работу. А еще он умел рисовать. Правда, этому ремеслу он научился раньше, чем начал писать. Первыми из под его карандаша появились вороны, чем-то привлекшие внимание мальчика. Позже его талант начала развивать Анна Лендал – учитель Алуштинской художественной школы, рассмотревшая необычайный дар художника.

- Она так сказала: «Из тебя вырастет настоящий мастер кисти, только не сдавайся». И, знаешь, она оказалась права. Правда, в первое время мне очень все давалось с трудом: то карандаш упадет, то кисточка не держится, то линия ведется не так, как нужно. Но преподаватели не позволяли падать духом и опускать руки. Они постоянно напоминали простую истину: «Не стоит все копировать и рисовать так, как есть на самом деле, привнеси в картину свои элементы, свои формы и пусть будет портрет с неправильными чертами лица. Но это будут твои картины», - рассказывает наш собеседник.

Уже в зрелом возрасте поступил в художественное училище. Сперва студенты относились к нему настороженно. Но затем привыкли к необычно выглядевшему однокурснику и стали его верными друзьями.

- Мои друзья не замечают того, что у меня чего-то не хватает. Они видят мои работы, которые не похожи на работы других мастеров кисти. Им нравится моя настойчивость, мое упрямство и целеустремленность, - не скрывая гордости, делится он и продолжает, - по-моему, настоящему художнику нужны не руки, а чуткое сердце и упорство. Если кто-то хочет чего-то сделать, чего-то достичь, то ему никто не помешает.

У моего героя это получилось. На счету Мустафы-бея за последние три года более восьмидесяти полотен, востребованных как отечественными галеристами, так и зарубежными коллекционерами - портреты, пейзажи и натюрморты. Его поклонники всегда с нетерпением ждут от него новых полотен, новых выставок. А я надеюсь, что свою самую главную картину, которая принесет ему мировую славу Мустафа Муртазаев, еще нарисует.

Общение с этим удивительным и необычным человеком приносит радость и переворачивает представление о ценностях жизни. После того как сталкиваешься с такими людьми, сильными духом, становится даже стыдно: твои проблемы не так уж велики. Это стойкий человек, подчинивший себе страх, нерешительность, неуверенность, человек, который, несмотря ни на что, поет!

Д.Суфьянова

- Что заставило художника петь на улице? Когда вы запели впервые?

Пою с рождения, у меня все в семье поют и любят музыку. Отец музыкант, играет на клавишных. Группа, в которой он раньше играл, называлась «Ляле» («Тюльпан»). Именно он научил меня петь, не стесняться, чувствовать себя свободным. Мама тоже прекрасно пела, занимала первые места на различных конкурсах. И дедушка мой пел, он еще и скрипачом был. И я пою, знаю наши старые народные песни. Хочу, чтобы это не забывалось. Тут в интернете написали про меня, что я побираюсь, зарабатываю себе на жизнь таким вот образом, «докатился»... Неправильно написали. Я смеялся, хотя это было не смешно, даже обидно, но я их не осуждаю... Я пою для того, чтобы приносить людям радость! Хочу записать свой диск с крымско-татарскими песнями, для этого надо денег подкопить на аппаратуру...

- А сейчас вы уже не рисуете?

Конечно, рисую, но чередую это занятие с пением. Бывает, рисую месяц-другой подряд. Сейчас у меня имеется несколько картин, планирую в скором будущем выставку в Симферополе. Сейчас увлекаюсь пастозной живописью. Портреты пишу редко, больше всего люблю писать цветы...

- Кто ваши кумиры?

Ван Гог, Модильяни, Никола де Сталь... Я тоже не люблю академизм, мне больше нравится другое. Форма должна быть простой и целой, а детали - они не нужны, есть только форма и энергия формы. В музыке кумир Муслим Магомаев, сейчас так не поют. Из крымско-татарских певцов нравится Эдип Асанов. Хорошие песни у него.

- Кто научил вас рисовать?

Этому ремеслу я научился раньше, чем начал писать, лет в десять. Первыми из-под моего карандаша появились почему-то вороны. Позже во мне что-то заметила Анна Лендал, учитель алуштинской художественной школы «Незнайка».

- Рисовать было легко?

Сначала все давалось с трудом: то карандаш упадет, то кисточку не удержал, то линия ведется не так, как нужно. Но преподаватели не позволяли падать духом и опускать руки. Они постоянно напоминали простую истину: «Не стоит все копировать и рисовать так, как есть на самом деле. Привнеси в картину свои элементы, свои формы. И пусть будет портрет с неправильными чертами лица, но это будут твои картины». Родители тоже всегда поддерживали меня. Они говорили: «Не сдавайся, сынок, только трудом и упорством ты добьешься успеха». И они оказались правы!

- Где вы еще учились?

Я поступил в художественное училище. Приобрел друзей, которые не замечают, что у меня чего-то не хватает. Среди них хотел бы отметить Елену Павловну Роженко, которая сильно на меня повлияла. Потом четыре года проучился в Крымской национальной художественной академии, затем - аспирантура Киевской национальной академии архитектуры и живописи. Сейчас хочу поступить в эстрадное училище, меня зовут сразу на третий курс... Однако существует проблема с регистрацией по месту жительства. А так, в целом, учиться никогда не поздно!

- Почему выбрали живопись?

Я от рождения такой, изнутри меня рвется какая-то энергетика, и что-то во мне говорит: «Вот он я!» Я радуюсь всему, что вокруг, и делаю все, чтобы делиться этим, чтобы люди увидели, услышали меня, чтобы тепло почувствовали или радость какую-то! Я считаю, у художника есть определенная миссия - показать людям то, что они не замечают, заставить задуматься.

- Что вы считаете своим наивысшим достижением?

Чего я достиг? Научился терпеть! Появились какие-то новые взгляды, более глубокие. Это целая философия... Из работ я бы не выделял особенные, они все мне дороги. Хотя портреты, конечно, дороже других работ. У меня есть портрет матери моей, он занимает отдельное место и в жизни, и в моем сердце.

- На крымско-татарском говорите?

Да, конечно, говорю. Вырос с бабушкой, дедушкой - как я могу не говорить на родном языке? Я же не дикий. (Смеется. )

- Что вас отличает от других людей, от других художников, певцов?

Наверное, моя настойчивость, мое упрямство и целеустремленность. Если кто-то хочет что-то сделать, чего-то достичь, то ему никто не помешает.
- Что бы вы изменили в своей судьбе, в жизни, если бы это было возможно?

Я могу сказать, что доволен судьбой, ни о чем в своей жизни не жалею. Это испытание. Я благодарен Всевышнему - зато он дал мне светлую голову, настоящее человеческое сердце. А если мыслить более масштабно - если бы мог, превратил бы оружие в воду, чтобы мир был, чтобы люди не знали, что такое жадность, алчность...

Нет, конечно. Люди разные... и негатива много. Бывает, что говорят: «Как не стыдно! Нашел способ зарабатывать». В такие моменты я думаю: лучше промолчать, у каждого свой путь к достижению своих целей. Я не вправе никого осуждать или винить!

В конце нашей беседы Мустафа рассказал о своих проблемах, о том, что не может прописаться из-за отсутствия государственного акта на земельный участок. Там, говорит, «много дурацких вопросов задают, а моя проблема не решается, и ничего с места не двигается». И обратился за помощью.

Он также пожелал всем гармонии, радужного неба, пожелал не сидеть на месте, а созидать во благо: творить, рисовать, петь, деревья сажать.
Я стала его поклонницей, я захотела поддержать огонь неутомимого творчества этого человека! Буду с нетерпением ждать его новых полотен, новых выставок.

Когда-то Мустафа Муртазаев бросался на обидчиков, как Брюс Ли, а сейчас показывает картины о любви всему миру

В симферопольском арт-центре открылась выставка работ одного из самых удивительных мастеров Крыма. У Мустафы Муртазаева нет обеих кистей, но он прекрасно рисует, прикрепляя к руке карандаш или кисточку. Его экспозиция называется «Видения любви», и художник поясняет, что выставил свои новые картины о радости жизни, о вере во что-то светлое, в то, что не умирает никогда, - о любви.

Мустафа - необычный художник. И дело не в ярких красках, в которых все же нет легкости. Дело не в таланте и способностях. Дело - в пресловутой и избитой временем и дежурными фразами силе духа. У живописца уже более двухсот работ. Любимые направления - натюрморты, пейзажи. Он сочиняет стихи, музыку, участвует в зарубежных экспозициях. О нем говорят и пишут. А он считает, что художник - это тот же доктор, который узнает человека изнутри - и показывает ему и силу, и красоту, и недостатки. Он верит, что с помощью кисти можно вылечить от тоски, неверия, злобы, отчаяния.

РОДИТЕЛИ НЕ ЖАЛЕЛИ.

Объяснить родителям, почему их первенец родился без кистей обеих рук и стопы, врачи не смогли. Мама Мустафы тяжело работала на хлопковых полях Узбекистана, которые обрабатывались химикатами. Возможно, именно поэтому. В Приветное, которое прежде называлось Ускутом, семья Муртазаевых переехала в 1989 году. Начали строить новый дом, который пока так и остается недостроенным. Денег нет. «Родители меня не жалели. Все заставляли делать самого, - вспоминает художник. - И я им за это благодарен. Они меня, конечно, рыбьим жиром перекормили (улыбается), и из-за этого я теперь ничего жирного есть не могу, но ничего. Не это главное».

РАВНЯЛСЯ НА БРЮСА ЛИ

Учился Мустафа в обычной школе. После девятого класса посещал Алуштинскую художественную школу. Затем окончил Крымское художественное училище им. М. С. Самокиша. Ну а совсем скоро он завершит обучение в Крымском филиале Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры. «Может, когда-то было и нелегко, - говорит художник. - Но это ничего, ведь рисовать я научился раньше, чем писать. Малевал везде: на стенах, на линолеуме, на досках. Рисовал все, что видел вокруг: собак, кур, коров. Особенно нравилось наблюдать за кошками, за их мягкими и пластичными движениями. Помню, одной из моих первых более-менее серьезных работ были вороны. Нравятся мне почему-то эти птицы. А еще помню, как-то написал маслом кораблики… получились будто вышитые. Ничего не знал тогда ни о том, как правильно рисовать, ни о том, какими бывают техники. Я просто делал то, что нравится (смеется). И также просто любил смотреть передачи о животных. Как-то для себя даже решил, что я тигр. А значит, не должен отступать».

Когда-то кумиром Мустафы был Брюс Ли. Как и актер, парень отжимался от пола до двух тысяч раз и занимался восточными единоборствами. Случалось, что и драку затевал, защищаясь от обидных нападок. Его все боялись. «Потом меня перестали трогать, - рассказывает он. - И я перестал драться. Силы своей испугался. Увы, сейчас я спорт забросил, но, вообще-то, он меня спас. Я очень много занимался. Смотрел на своего отца, и мне хотелось быть таким же большим, сильным и крепким, как он».

«Жену бы мне и на Х-фактор»

Мечты у Мустафы приземленные. «Ой, мечтаю о персональной выставке в Киеве, - улыбается Мустафа. - Хорошо было бы побывать с работами где-нибудь в Италии и Франции. А еще мечтаю поучаствовать в проекте «Х-фактор». У него уже и репертуар собран. Пишет и поет он песни русские, украинские и крымскотатарские. Кстати, собирается изучить итальянский язык, ведь четыре года обучался оперному искусству.

«Признаться еще? Мне очень хочется написать портрет Рефата Чубарова, - смеется Муртазаев. - Но он, видимо, этого не знает, потому заказов не делает. А если серьезно, то желания у меня обычные, мужские: купить квартиру и жениться». И добавляет, что если уж что-то для себя решил, что-то придумал, то обязательно сделает. Только немного грустно ему от того, что заказов почти нет. «Говорят, хорошо, но дорого, - сокрушается художник. - И не берут. Но ничего, прорвемся. Мне нравится, когда трудно. Это проверка на прочность. Не люблю людей, которые себя жалеют. Терпеть не могу от кого-то зависеть. Знаю - если рождаются идеи, то их нужно воплощать в жизнь, не обращая внимания на трудности».

Мастерит будки, чтобы отдохнуть

Летом Мустафа зарабатывает, рисуя на набережной портреты отдыхающих. Карандашом на бумаге. Сначала очень комплексовал, если не получалось и сходство было не столь заметным. А потом перестал. Ведь у каждого художника свое видение человека. А еще он разрисовывает морские камни замысловатыми узорами и пейзажами. Сейчас «эти милые штучки» все больше дарит. Раньше, когда с деньгами было совсем туго, продавал, чтобы выжить. «Но вообще-то я считаю, что чем больше отдашь, тем больше у тебя останется, - смеется живописец. - Все бы раздаривал, но понимаю, что без денег никак. Но мне нравится дарить людям радость. Делать для них что-нибудь приятное».

Мустафа любит работать на улице. Во дворе. В доме на него «давит атмосфера бесконечного ремонта» и то, что «люди разные приходят-уходят». А хочется спокойствия и умиротворенности. «Еще очень море люблю, - говорит живописец. - Могу часами стоять на набережной и смотреть. Море… оно такое разное, такое сильное и непредсказуемое… А вдохновение приходит, когда мне тоскливо. Тогда и хочется что-то сделать, выплеснуть на полотно все, что накопилось. Бывает, что сначала я будто слышу внутри себя музыку, тогда и принимаюсь за работу. А бывает, что сюжет полотна приходит ко мне во сне. Знаю - мир с тобой и в тебе, если ты его услышишь. И увидишь. Ну а чтобы отдохнуть и отвлечься от всяких мыслей, занимаюсь тем, что ну никак не связано с живописью, например, сколачиваю будки для собак.

Ирина Керженцева




Top