Мужские и женские древнерусские имена. Красивые женские имена русские

Мария, Анна, Петр, Николай, Александр, Андрей, Дмитрий - мы уверены, что эти привычные имена родились в Древней Руси и всегда были исконно русскими.

Однако этимологический экскурс к истокам русской истории может привести к неожиданным открытиям - древние славяне носили совсем другие имена. Пожалуй, ввиду сложных исторических процессов сегодня непросто дать точное определение исконно русским именам.

Многие имена, которые мы считаем русскими, таковыми не являются - они пришли в Россию вместе с христианством.
Однако история страны, как и история исконных русских имен, началась гораздо раньше…
В те далекие века на Руси имя человека было его своеобразной приметой, или меткой характеристикой.
Оно могло многое рассказать о человеке, отражая его социальный статус, уровень положения в семье, определенные черты характера, его внешние приметы и даже профессию.
Возможно, имена далеких предков воспринимались бы в наше время как прозвища, однако обычаи древних славян давали им полноценный статус имен.
Эти имена, часто непривычные для нашего слуха, многое могли сказать об их владельцах - вслушайтесь в выразительное звучание имен
Храбр, Черныш, Умник, Кудряш, Селянин, Досада, Добрава, Прекраса, Богдан, Любим, Мороз, Зима и даже… Дурак.
Часто детей называли именами, вышедшими из животного и растительного мира - Волк, Трава, Ветка, Заяц, Корова, а в больших семьях имена иногда происходили от числительных (Первой и Перва, Третьяк, Четверуня, Семак, Пятак, Девятко).
Эти имена наших далеких предков были пронизаны поэзией древнего язычества и безграничной верой людей в силы природы и судьбы.
Языческая религия подарила жизнь именам, посвященным древним божествам славян - Ярослав (Ярилу славящий), Яромил, Велеслав, Лада.
Однако со временем языческая религия уступила место христианству, и на Древнюю Русь пришли новые имена, принесенные скандинавскими варягами и имеющие византийские, древнегреческие и еврейские корни.
В частности, Великий Киевский князь Володимир, после своего крещения в Константинополе, стал зваться Василием.
Это имя, которое большинство из нас считает исконно русским, стало одним из первых христианских имен на русской земле.
Одновременно с насаждением христианства и подавлением языческой веры к славянам пришли имена, дошедшие до наших дней, и имевшие, в свою очередь, глубокое значение
- Елена (светлая), Виктор (победитель), Георгий (земледелец), Татьяна (устроительница), Никита (победитель), Софья (мудрая), Евгений (благородный), Алексей (защитник), Андрей (мужественный).
Таким образом, привычные слуху русские имена Татьяна, Петр, Мария, Николай, Александр не были исконно русскими, но оказались привнесенными из других языков и культур.
Тем не менее, исконные русские имена, овеянные православными традициями и дававшиеся ребенку при крещении, такие,
как Ольга, Игорь, Олег, Любовь, Ярослав, Святослав, Ярополк, были популярными у древних славян и дошли до наших дней, получив свое второе рождение.
В наши дни, с возникновением моды на старинные имена, имена, русские православные имена звучат все чаще.
Исконно русские имена, родившиеся в славянской культуре, имеют добрые значения, понятные каждому из нас:
Владимир - владеющий миром, Людмила - милая людям, Святослав - священная слава, Всеволод - всем владеющий, Милица - милая, Богдан - Богом данный, Злата - золотая, Ярослав - Ярилу славящий.
В наши дни мы обращаемся к истокам русской истории, вспоминая чудесные имена древних славян, ставшие ее частью.
Все чаще молодые родители называют детей звучными славянскими именами, наполненными глубоким смыслом и обещающие нашим детям добрые судьбы.

Сколько русских людей в России носит исконно русское или славянское имя

Самое привлекательное и бесконечно интересное для человека слово - его имя. Но многие практически ничего не знают о значении русских и славянских имён. Более того, не знают, за незначительным исключением, и самих русских и славянских имён. В этом вопросе много веков царит искусственно созданная чехарда.

Возьмите любой словарь-справочник так называемых «русских имён» - и вы найдёте там русского едва ли не один процент. Общеупотребительные сейчас имена Елена, Ирина, Анна, Раиса, Виктор, Семён, Илья, Вениамин, Николай, Пётр, Павел, Сергей, Андрей, Алексей, Александр, Дмитрий - не русские.

Доходит до того, что, например, в словаре «Славянская мифология от А до Я» (изданном под патронажем Н.И.Толстого) одним из персонажей славянской мифологии объявлен... Иуда (ему посвящена обширная статья). Воистину, всё поставлено с ног на голову! Те, кто читали этот словарь, - вы действительно думаете, что Иуда - изначально славянский персонаж?

Древние египтяне считали, что имя тесно связано с индивидуальностью. Безымянное существо не могло быть представлено богам. В дохристианском мире, где были обожены все явления природы, всё, населяющее её, все вещи, ни одна сотворенная вещь не существовала без имени.

Человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевлённый предмет. Увековечение имени отца (деда, ближайших родственников) - первейший сыновний и родовой долг. А содержание гробниц в хорошем состоянии, позволявшем прочесть имена тех, кто лежит в них, считалось в Древнем Египте одним из самых похвальных деяний.

Имя человека вечно. Не случайно мы поминаем по имени даже умерших очень давно, тех (пращуров), о ком почти ничего не помним, кроме имени. В Упанишадах сказано: «Когда умирает человек, то что не оставляет его? - имя. Поистине имя - бесконечно... с его помощью он обретает бесконечный мир».

Бог создал людей, разделив их по племенам и национальностям; каждый созданный Богом народ хранил-охранял ядро своей культуры, свои верования, неприкосновенность генетического кода своего рода-племени.

Одним из сильных защитных средств против любого инородного вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего устои и цельность сознания, было национальное поименование, прозвание людей словами из родного языка. Даже слова самого «низкого» ряда, как это ни парадоксально, защищали род и народ от утраты самосознания, а значит, от гибели, - не говоря уже о возвышенных, полных энергии, силы, духовно обязывающих именах, которых было немало.

Каковы же эти заветные славянские и русские имена? Здесь не только известные Владимир, Святослав, Борис, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Мстислав, Ростислав, Юрий, Ярополк, Светлана, Людмила, но и имена, отлучённые от нас христианством; сейчас они будто «страны незнаемые» - имена, которые мы нынче читаем почти как иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой, Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостята, Гостомысл, Гремислав, Даброгез, Дакша, Дорож, Дарослав, Дер-жикрай, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружина, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Завид, Званимир, Звенец, Звенислав, Земомысл, Зоремир, Истр, Мстислав, Исток, Искра, Истома, Избава, Коловрат, Кресимир, Крепимир и многие другие, которые вы найдёте в настоящем «Словаре». Эти имена, большей частью, имеют достаточно чёткую семантику и привычную структуру.

В Древней Руси существовала культура имени. У простого народа принято было до года, трёх или семи лет (в разных регионах славянско-русского мира свои традиции) скрывать имя ребёнка от злых сил, нечисти, сглаза, смерти, так как оно - своеобразный код: кто им владеет, тот обладает влиянием на носителя имени. Вспомните: знание имени позволяло творить заговоры, наводить порчу. А младенец со своими ещё не окрепшими душой и сознанием не был способен противостоять злу, защитить себя.

Поэтому детей до поры называли «временными» именами: Первой, Третьяк, Малыш, Мальчик, Мужик, Меньшой, Большой, Баба (похож на бабушку), Дед (похож на дедушку), Семя; Незван, Зван, Ждан, Неждан, Найдён, Прибыток - в зависимости от обстоятельств рождения; Крикун, Горлан, Молчун, Сопелка, Будилко, Плакса, Спячий, Говорун, Пивень, Соловей, Кукушка - в зависимости от поведения младенца; Краден, Куплен, Ненаш, Нехорош, Некрас - обманные имена; Смерть, Мара, Марья, Вук, Волк, Медведь - обманные имена для устрашения злых духов и т.д.

При обряде первого пострижения волос в год, три, семь лет человеку давали новое, постоянное имя. К этому времени он уже успевал как-то проявить себя, свой характер, и имя предка получал соответствующее: если был воинственный - имя предка-героя, если добрый и ласковый - имя мирное, нежное, любовное. При этом происходил особый священный ритуал очищения ребёнка огнём костра или печи. Обряд совершала одна из старейших женщин рода. Помните сказочки для детей, где Баба Яга (прародительница) на деревянной лопате для выпечки хлебов «перепекает» дитя, трижды на мгновение всовывая его в огромную печь? В них отражён древний ритуал. Увы, вследствие постепенной демонизации национальных образов христианизированным сознанием ныне Баба Яга представляется нам безобразной злой колдуньей.

Бывало, имя меняли и при достижении совершеннолетия, вступлении в воинский возраст, при переходе в волхвы, при выздоровлении от тяжёлой болезни или другом вызволении из лап смерти. Но иногда «временные» имена по каким-то причинам оставались с человеком навсегда, порой даже при новом имени, как уточнение: Тонкой Скоморох, Субота Остёр, Семерый Наливайко. Встречались случаи, когда у человека было три имени: Первой Добрыня, зовомый Чернобровец...

Меняли имена женившихся в старости (вступавших в брак более четырёх раз, как превысивших «законное» количество браков для одной жизни). В переименования вкладывали мистический смысл: иное имя - иная судьба.

Существовали и определённые запреты. Нельзя было дублировать имя живущих в доме (поэтому чаще обращались к именам дедов и прадедов). Избегали присваивать имя умершего ребёнка народившемуся. Чаще давали «дедне» имя, так как считалось, что судьбу человек выбирает через поколение. Позже - в средние века и в ХVIII-ХIХ веках - нарекали детей и отеческими именами.

Всё изменилось с воцарением на Руси христианства: переписывались или уничтожались летописи и литературные памятники, напористо вытеснялись национальные имена. На Русь хлынули мёртвые (большей частью) имена из мёртвых языков (древнееврейского, древнегреческого, латыни), принадлежавшие христианским мученикам и пророкам: Нафанаил, Евстропия, Агафангел, Малахия, Илирия, Гликерия, Мастридия, Иегудиил, Мисаил и т.д. (посмотрите на перечень имён, внесённых в дореволюционный церковный календарь). Имена-пришельцы были объявлены правильными, а отеческие прозванья - неправильными.

Славянские природные имена стали называть «неблагочестивыми», «еретическими», «языческими», «бесовскими», «сатанинскими», «волчьими» и т.д. Предки русских людей, родители, история рода и народа, их сознание, традиции отодвигались на необозримо дальний план. В церковный календарь - «святцы» - входило менее двух десятков славянских имён, в то время как чужесловных - еврейских, греческих, римских - сотни...

Древнерусские, древнеславянские имена, с их древнейшими, общеиндоевропейскими ещё корнями (каждое из них, будучи целевой мантрой, имело особый сакральный смысл, произнесение его влекло за собой на тонком, мистическом уровне конкретные последствия), были заменены на византийские и иудейские, несущие другую суть и судьбу.

Посудите сами: нужно ли было (и если нужно, то кому и зачем) родные исторические имена Богша, Богун, Богунка, Богуш, Бож, Богдан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на того же значения еврейские имена Анания, Варахий, Елезар, Иезекииль, Иеремия, Иоаким, Иоанн, Иоиль, Малахия, Мануил, Мисаил, Михаил, Михей, Нафанаил; или, соответственно, на греческие - Амвросий, Диодор, Диодот, Дорофей, Досифей, Иерофей, Матфей, Минсифей, Тимофей, Феаген, Феогнид, Феогнос, Феодор, Феодорит, Феодосий, Феодот, Феодох, Феоктирист, Феоктист, Феона, Феопемит, Феопрепий, Феостирикт, Феотекан, Феофил, Феспесий, Христофор (все перечисленные примеры «иноземных» имен заимствованы из дореволюционных «святцев»)?

Стоит ли удивляться, что, несмотря на старания церкви, многие из этих имён - звуковых монстров - народ так и не принял. Замена была чисто идеологического свойства. Цель её - уничтожение русских и славянских имён как части национального самосознания.

Идеологи христианства писали, что переводное имя (тот же смысл, но на чужом языке) «в очарованиях теряет силу». Перестав очаровывать нас мощным богатством родных созвучий и привлекать ясным прозрачным смыслом, имя перестаёт быть «Словом Силы», превращается в холодный знак условности, официоза, не несущий ничего родного, милого сердцу.

Эти чисто механические имена с таким же успехом можно заменить и лагерными номерами (а ныне - налоговым кодом или кодом пластиковой карточки), что происходило (и происходит!) в миллионах и миллионах случаев. Обезличенные люди ещё более обезличивались и представали перед Богом «в светлом пространстве неба» чужими (иноимёнными) или безымянными жертвами сил разрушения.

Церковное имя выбирать было нельзя, оно «устанавливалось» в зависимости от дня рождения. При этом «установление» имени воспринималось как нечто фатальное и потому могло нести счастье, а чаще (имя мученика) - несчастье имянаречённому.

Получалось, как у Гоголя в повести «Шинель»: «Родительнице предоставили на выбор любое из трех...: Мокия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахисий, "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифиллий и Варахисий". Еще переворотили страницу вышли: Павсикакий и Вахтисий... "Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич».

Бедная женщина, забитая насаждаемой интервентами иностранщиной, решила вернуться к давней традиции. Однако в XIX веке эта почва уже была заражена, отчие и дедние славяно-русские имена ещё раньше вытоптаны, выкорчеваны из памяти и сознания последующих поколений потомков, и Акакий Акакиевич стал двойным, а если вспомнить «третье имя - в пространстве неба», - то и тройным мучеником на этой Земле, что Гоголь и показал всей мощью своего таланта.

Имя очень информативно. Оно говорит о задачах и возможностях человека, является защитой своего носителя, частью его биологического и астрального кода. Имя может вдохновить человека и подвигнуть его на великие дела, а может заставить страдать, мучиться.

«Псевдонимы» мучеников христианского интернационала наводнили русскую землю. Выбор этих «псевдонимов» создал целый народ-мученик - от крепостного права до советских лагерей, расказачивания, раскулачивания, раскрестьянивания. Волна мученической участи захлестнула и самоё церковь (некогда «огнём и мечом» искоренявшую Русь, нередко уничтожавшую вместе с именами и их носителей): тысячи священников были погублены, церкви порушены или превращены в склады, а в монастырях разместили колонии заключённых (как это было, например, в Соловках, в Суздале, где могила князя Пожарского) или, в лучшем случае, детские дома.

В сознание потомков богатырей, которым Бог дал самую обширную в мире землю, внедрялась мысль: надо повторить путь мучеников, быть рабами. В итоге люди оказались рабами, но не Божьими, а рабами наводнившего Русь интернационала - и далеко не только христианского. До революции была в ходу ироническая присказка: мама - турок, папа - грек, а я - русский человек.

Имя - тонкотканная материя - несёт в себе судьбоносные закономерности. Есть примеры того, как в христианской Руси имена мучеников нашли своих носителей. Жизнь простого народа, не попадавшую в летописи, на протяжении поколений проследить трудно, а имена князей, царей и их судьбы известны.

Какое-то время среди царских имён оказалось популярно имя Иоанн (по-русски - Иван). Сам Иван Грозный был сиротой, еле выжил. Его сын Иван погублен (не все верят в историю убийства царём разумного и подходящего наследника престола). Иван - сын Марины Мнишек, прозванный «ворёнок», повешен пяти лет от роду.

Брат Петра I, Иван Алексеевич, соправитель на троне, был предан забвению и сгинул. Младенец царь Иоанн Антонович царствовал всего несколько дней, и когда в результате дворцового переворота на троне оказалась Елизавета Петровна, младенец был отправлен в крепость, где впоследствии умерщвлён. Больше Иоаннами цари наследников не называли. ...

Пётр I, предполагают, умер не своей смертью. Внук его - подросток Пётр II - внезапно умер якобы от простуды. Пётр III, царствовавший около трёх лет, был низложен Екатериной II и позднее убит. Больше Петрами цари наследников не называли.

С Алексеями, после отца Петра I, тоже происходили несчастья: сын Петра I, Алексей, названный «дедним именем» и воспитанный консервативными боярами, был казнён отцом. А спустя два века Николай II нарёк своего сына Алексеем. Его гибель (вместе с семьей) стала гибелью всей династии...

Александр I, победивший европейский интернационал и запретивший масонство, то ли умер, то ли тайно ушёл в мир и сгинул. Александр II Освободитель убит террористами. Александр III, разумный и толковый правитель, умер загадочной смертью в расцвете лет.

Чудовищные гибели-убийства Андрея Боголюбского, царевича Дмитрия, Павла I раз и навсегда отбили у царей охоту называть наследников Андреями, Дмитриями, Павлами.

Замещение родных имён произошло не сразу. Долгое время (до XIV, а в отдельных случаях - до XVII века) русским давали и «дедние» имена и прозванья, определяемые как «мирские», «русские», «княжеские» («княже»), «природные», «прирожденные» («прироком»), «нареченные» («реклые», «рекомые», «зовомые», «назвищем», «глаголемые», «сиречь»), - и христианские, или «молитвенные».

Народ сопротивлялся христианизации, тяжело расставаясь с природными именами, но с церковью тогда спорить было опасно.

Природные имена употребляли повсеместно, а пришлые христианские - в деловых бумагах, государственных грамотах, указывали при смерти, чтоб была возможность поминать усопших в церкви. Но из памятников письменности видно, что ещё в ХIII-ХIV веках поминали и по природным русским именам. Общение с умершими велось с помощью «окличек» и поминальной трапезы. Церковь, будучи не в силах искоренить эти дохристианские обычаи, переняла их и теперь использует как свои. В то же время народные поминовения христиане осуждали:

В детстве многие читали «Сказку о царе Салтане...» Пушкина. Не встречая в жизни экзотического для XX века имени Салтан, многие думали, что и оно - сказка. Но в ХV-ХVII веках десятки Салтанов жили на юго-западе Руси. Пушкин изучал историю не по современным учебникам.

Мы были уверены: нерусские имена - Ратмир, Ратман, Несмеяна, Милонега... А Иван - нас убеждали - еврейское имя (из «Иоанн»). В то же время евреи Иванами своих детей почему-то не называют. А русские, которым по святцам выпадало Иоанн, - лукавили охотно, заменяя чуждое сочетание звуков на родное древнее «Иван» (распространенный индоевропейский вариант «Ван»). Вани, Ванюши - повсеместны на Руси. Были целые сёла - сотни Иванов, но не Иоаннов.

Мария - еврейское имя. Но у славян было своё подобное: Мара, Марья, Мор - «смерть». Славяне давали малышам (до первого пострига) и обманные «охранительные» имена: Смерть, Марья, Волк, Вук...

Очень точно подмечено: имя может быть «непосильно величественным» для «этого времени». Непосильно величественными кажутся сейчас имена Остромир, Осмомысл, Земомысл, Держикрай, Бравлин, Буривой, Звенислав, Мстислав, Коловрат, Судислав, Творимир. Рядом с ними неуместен жаргон, примитивизирующий русский язык, со словечками «блин», «чувак», «придурок», «клёвый» (и ещё похлеще!). Другое дело, если сказать: «Витька, Сёмка, Тёмка... - чуваки»; «Антошка, пошли копать картошку»!

Нынче многие русские - увы! - утратили чутьё на родные слова, родные имена, не говоря уже о древних смыслах родокоренных понятий. Этому предшествовала и способствовала постоянная - из столетия в столетие - фальсификация русской и мировой истории. Воинственное вытаптывание унифицированными подошвами всего самобытного во всех странах не проходит бесследно, и вот уже униформа, камуфляж выдаются за «общечеловеческие ценности». А имя - часть национального сознания (и очень тонкая часть!) и судьбы народа.

Пока пользуешься церковным календарём, кажется, что славянских имён до нас дошло мало, но стоит вникнуть в памятники письменности - летописи, письма, договоры, купчие, берестяные грамоты и записки, надписи на монетах, мечах, пряслицах, корчагах, братинах, камнях, крестах и т.д., - как видишь море разливанное разнообразия имён и прозваний русских и славян.

В последнее время, возвращается тяга русских людей к исконно славянским именам. Хотя пока их не так много в общем числе, всего лишь 5 процентов.

Краткий список древних русских и славянских имён

Русские имена - Славянские имена - ИМЕНОСЛОВ

Данный раздел посвящен списку славянских имен.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непревликательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).

Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.

Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Целью данного раздела является не только внедрение в народ понятия истинно русских имен. Примером может служить следующая не редкая ситуация: Девочку назвали Гориславой. Соседи, удивляясь необычному имени говорят: "Не могли назвать как нибудь по-русски Ирой или Катей" - без комментариев. Основная цель данного раздела создать глобальный список славянских имен (кстати на сегодняшний день самый крупный в Рунете) с попыткой определить значения имен и сопоставления с историческимим и легендарными личностями.

Советую прочитать книги и посетить сайты:
Грушко Е.А. Медведев Ю.М. "Словарь фамилий" Нижний Новгород, 1997
Морошкин М.Я. "Славянский именослов, или Собрание славянских личностных имен" Спб, 1867
Петровский Н.А. "Словарь русских личных имен" М., Русский язык, 1987
Полякова Е.Н. "Из истории руских имен и фамилий" М., Просвещение, 1975
Справочник личных имен народов РСФСР, М., Русский язык, 1987
Суслова А.В. Суперанская А.В. "О русских именах" Лениздат, 1991
Тупиков Н.М. "Словарь древнерусских личных собственных имен" СПб, 1903
Угрюмов А.А. "Русские имена" Вологда, 1970
http://cityhall.novosibirsk.ru/~vlad/names/ - Сайт "Ономастикон - имена и именины". Этот сайт содержит сведения о личных именах, их значении, происхождении, этимологии, о днях памяти святых (именинах) и разного рода сопутствующую информацию в применении к личным именам (например, географические названия, образованные от личных имен).
http://www.ru.narod.ru/imn/navbar.html - Народный русский именослов на узле Русская традиционая культура.

СПИСОК СЛАВЯНСКИХ ИМЕН

Бажен- желанное дитя, желанный.

">

Тоже значение имеют имена: Бажай, Бажан. От этих имен возникли фамилии: Бажанов, Баженов, Бажутин.

">

Бажена- женская форма имени Бажен.

">

Белослав- От БЕЛ - белый, белеть и СЛАВ - славить.

">

Сокращенные имена: Беляй, Белян. От этих имен возникли фамилии: Белов, Белышев, Беляев.

">

Белослава- женская форма имени Белослав.

">

Сокращенное имя: Беляна

">

Беримир- заботящийся о мире.

">

Берислав- берущий славу, заботящийся о славе.

">

Берислава- женская форма имени Берислав.

">

Благослав- прославляющий доброту.

">

Благослава- женская форма имени Благослав.

">

Сокращенные имена: Блага, Благана, Благина.

">

Блуд- распутный, непутевый.

">

Одно из "отрицательных" имен. От этого имени возникла фамилия: Блудов. Историческая личность: Блуд - воевода Ярополка Святославича.

">

Богдан- ребенок данный Богом.

">

Тоже значение имеет имя: Божко. От этих имен возникли фамилии: Богданин, Богданов, Богдашкин, Божков.

">

Богдана- женская форма имени Богдан.

">

Сокращенное имя: Божена.

">

Боголюб- любящий Бога.

">

От этого имени возникла фамилия: Боголюбов.

">

Богомил- милый Богу.

">

Тоже значение имеет имя: Богумил.

">

Божидар- подаренный Богом.

">

Божидара- женская форма имени Божидар.

">

Болеслав- прославленный.

">

Историческая личность: Болеслав I - польский король.

">

Болеслава- женская форма имени Болеслав.

">

Боримир- борец за мир, миротворец.

">

Борислав- борец за славу.

">

Сокращенные имена: Борис, Боря. От этих имен возникли фамилии: Борин, Борискин, Борисов, Борисихин, Боричев, Борищев. Историческая личность: Борис Всеславич Полоцкий - князь Полоцкий, родоначальник Друцких князей.

">

Борислава- женская форма имени Борислав.

">

Борщ- одно из персонифицированных имен растительного мира.

">

В дословоном переводе: Борщ - ботва растений. От этого имени произошла фамилия Борщев.

">

Боян- сказатель.

">

Имя образовалось от глагола: баять - говорить, рассказывать, воспевать. Тоже значение имеют имена: Баиан, Баян. От этих имен произошла фамилия: Баянов. Легендарная личность: песнотворец - Боян.

">

Бояна- женская форма имени Боян.

">

Братислав- От БРАТИ - бороться и СЛАВ - славить.

">

Братислава- женская форма имени Братислав.

">

Бронислав- защитник славы, оберегающий славу.

">

Тоже значение имеет имя: Бранислав. Сокращенное имя: Броня.

">

Бронислава- женская форма имени Бронислав.

">

Брячислав- от БРЯЧИ - бряцать и СЛАВ - славить

">

Историческая личность: Брячислав Изяславич - князь Полоцкий.

">

Будимир- миротворец.

">

От этого имени произошли фамилии: Будилов, Будищев.

">

Велимир- большой мир.

">

Велимира- женская форма имени Велимир.

">

Велимудр- многознающий.

">

Велислав- большая слава, наиславнейший.

">

Велислава- женская форма имени Велислав.

">

Сокращенные имена: Вела, Велика, Величка.

">

Венцеслав- посвящающий славе, увенчанный славой.

">

Венцеслава- женская форма имени Венцеслав.

">

Вера- вера, верная.

">

Веселин- веселый, жизнерадостный.

">

Веселина- женская форма имени Веселин.

">

Тоже значение имеет имя: Весела.

">

Владимир- владеющий миром.

">

Тоже значение имеет имя: Володимер. От этого имени произошли фамилии: Владимиров, Владимирский, Володимеров, Володин, Володичев. Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.

">

Владимира- женская форма имени Владимир.

">

Владислав- владеющий славой.

">

Тоже значение имеет имя: Володислав. Сокращенное имя: Влад. Историческая личность: Володислав - сын Игоря Рюриковича.

">

Владислава- женская форма имени Владислав.

">

Сокращенное имя: Влада.

">

Воислав- славный воин.

">

Сокращенные имена: Воило, Воин. От этих имен произошли фамилии: Воейков, Войников, Воинов. Историческая личность: Воин Васильевич - из рода Ярославских князей.

">

Воислава- женская форма имени Воислав.

">

Волк- одно из персонифицированных имен животного мира.

">

От этого имени произошла фамилия: Волков.

">

Ворон- одно из персонифицированных имен животного мира.

">

От этого имени произошли фамилии: Воронихин, Воронов.

">

Воротислав- возвращающий славу.

">

Всеволод- властелин народа, всем владеющий.

">

От этого имени произошли фамилии: Всеволодов, Всеволожский. Историческая личность: Всеволод I Ярославич - князь Переяславский, Черниговский, великий князь Киевский.

">

Всемил- всеми любимый.

">

Всемила- женская форма имени Всемил.

">

Всеслав- всеславящий, знаменитый.

">

Тоже значение имеет имя: Сеслав. От этого имени произошла фамилия: Сеславин.

">

Историческая личность: Всеслав Брячиславич Полоцкий - князь Полоцкий, великий князь Киевский.

">

Всеслава- женская форма имени Всеслав.

">

Вторак- второй сын в семье.

">

Тоже значение имеют имена: Второй, Вторуша. От этих имен произошли фамилии: Второв, Вторушин.

">

Вячеслав- наиславнейший, самый славный.

">

Тоже значение имеет имя: Вацслав, Вышеслав. От этих имен произошли фамилии: Вышеславцев, Вячеславлев, Вячеславов. Историческая личность: Вячеслав Владимирович - князь Смоленский, Туровский, Переяславский, Вышгородский, великий князь Киевский.

">

Вячко- легендарная личность: Вячко - прародитль вятичей.

">

Годослав- Тоже значение имеет имя: Годлав. Историческая личность: Годослав - князь бодричей-рарогов.

">

Голуба- кроткая.

">

От этого имени произошли фамилии: Голубин, Голубушкин

">

Горазд- искусный, способный.

">

От этого имени произошла фамилия Гораздов.

">

Горислав- пламенный, горящий в славе.

">

Горислава- женская форма имени Горислав.

">

Горыня- подобный горе, громадный, несокрушимый.

">

Легендарная личность: богатырь - Горыня.

">

Гостемил- милый другому (гостю).

">

От этого имени произошла фамилия: Гостемилов.

">

Гостомысл- думающий о другом (госте).

">

Историческая личность: Гостомысл - князь Новгородский.

">

Градимир- хранящий мир.

">

Градислав- охранящий славу.

">

Градислава- женская форма имени Градислав.

">

Гранислав- улучшающий славу.

">

Гранислава- женская форма имени Гранислав.

">

Гремислав- прославленный.

">

Гудислав- прославленный музыкант, трубящий славу.

">

Сокращенное имя: Гудим. От этих имен произошла фамилия: Гудимов.

">

Дарен- подаренный.

">

Дарена- женская форма имени Дарен.

">

Тоже значение имеют имена: Дарина, Дара.

">

Девятко- девятый сын в семье.

">

От этого имени произошли фамилии: Девяткин, Девятков, Девятов.

">

Доброгнева

">

Добролюб- добрый и любящий.

">

От этого имени произошла фамилия: Добролюбов.

">

Добромил- добрый и милый.

">

Добромила- женская форма имени Добромил.

">

Добромир- добрый и мирный.

">

Сокращенные имена: Добрыня, Добрыша. От этих имен произошли фамилии: Добрынин, Добрышин. Легендарная личность: богатырь - Добрыня.

">

Добромира- женская форма имени Добромир.

">

Добромысл- добрый и разумный.

">

От этого имени произошла фамилия: Добромыслов.

">

Доброслав- прославляющий доброту.

">

Доброслава- женская форма имени Доброслав.

">

Доброжир

">

Домажир

">

Домаслав- прославляющий родню.

">

Сокращенное имя: Домаш - свой, родной. От этого имени произошла фамилия: Домашов.

">

Драгомир- дороже мира.

">

Драгомира- женская форма имени Драгомир.

">

Дубыня- подобный дубу, несокрушимый.

">

Легендарная личность: богатырь - Дубыня.

">

Дружина- товарищ.

">

Тоже значение имеет нарицательное имя: Друг. От этих имен произошли фамилии: Дружинин, Другов, Друнин.

">

Ерш- одно из персонифицированных имен животного мира.

">

От этого имени произошла фамилия: Ершов.

">

Жаворонок- одно из персонифицированных имен животного мира.

">

От этого имени произошла фамилия: Жаворонков.

">

Ждан- долгожданное дитя.

">

От этого имени произошла фамилия: Жданов.

">

Ждана- женская форма имени Ждан.

">

Жизномир- живущий в мире.

">

Жировит

">

Жирослав

">

Заяц- одно из персонифицированный имен животного мира.

">

От этого имени произошла фамилия: Зайцев.

">

Звенислава- оглашающая о славе.

">

Зима- суровый, беспощадный.

">

От этого имени произошла фамилия: Зимин. Легендарная личность: атаман Зима из войска Разина.

">

Златомир- золотой мир.

">

Златоцвета- золотоцветная.

">

Сокращенное имя: Злата.

">

Злоба- одно из "отрицательных" имен.

">

От этого имени произошли фамилии: Злобин, Зловидов, Злыднев.

">

Избыгнев

">

Изяслав- взявший славу.

">

Историческая личность: Изяслав Владимирович - князь Полоцкий, родоначальник Полоцких князей.

">

Искрен- искренний.

">

Тоже значение имеет имя: Искро.

">

Искра- женская форма имени Искрен.

">

Истислав- славящий истину.

">

Истома- томимый (возможно связано с тяжелыми родами).

">

От этого имени произошли фамилии: Истомин, Истомов.

">

Казимир- показывающий мир.

">

Казимира- женская форма имени Казимир.

">

Кощей- худой, костлявый.

">

От этого имени произошли фамилии: Кощеев, Кащенко.

">

Красимир- прекрасный и мирный

">

Красимира- женская форма имени Красимир.

">

Сокращенное имя: Краса.

">

Крив- одно из "отрицательных" имен.

">

От этого имен произошла фамилия: Кривов.

">

Лада- любимая, милая.

">

Имя славянской Богини любви, красоты и брака.

">

Ладимир- ладящий миром.

">

Ладислав- cлавящий Ладу (любовь).

">

Лебедь- персонифицированное имя животного мира.

">

Тоже значение имеет имя: Лыбедь. От этого имени произошла фамилия - Лебедев. Легендарная личность: Лыбедь - сестра основателей города Киев.

">

Лудислав

">

Лучезар- светящий луч.

">

Любим- любимый.

">

От этого имени произошла фамилия: Любимов.

">

Любовь- любимая.

">

Тоже значение имеет имя: Любава. От этих имен произошли фамилии: Любавин, Любимцев, Любавин, Любин, Любушин, Любимин.

">

Любомила- любимая, милая.

">

Любомир- любящий мир.

">

Любомира- женская форма имени Любомир.

">

Любомысл- любящия размышлять.

">

Любослав- любящий славу.

">

Людмил- милый людям.

">

Людмила- женская форма имени Людмил.

">

Историческая личность: Людмила - чешская княгиня.

">

Мал- маленький, младший.

">

Тоже значение имеет имя: Малой, Младен. От этих имен произошли фамилии: Малеев, Маленков, Мальцов, Малышев. Историческая личность: Мал - древлянский князь.

">

Малуша- женская форма имени Мал.

">

Тоже значение имеет имя: Млада. От этих имен произошла фамилия: Малушин. Историческая личность: Малуша - жена Сятослава Игоревича, мать Владимира Святославича.

">

Мечислав- прославляющий меч.

">

Милан- милый.

">

Тоже значение имеет имя: Милен. От этих имени произошли фамилии: Миланов, Миленов.

">

Милана- женская форма имени Милан.

">

Тоже значение имеют имена: Милава, Милада, Милена, Милица, Умила. От этих имен произошла фамилия: Милавин. Историческая личность: Умила - дочь Гостомысла.

">

Милован- ласкающий, заботливый.

">

Милорад- милый и радостный.

">

От этого имени произошла фамилия: Милорадович.

">

Милослав- мило славящий.

">

Сокращенное имя: Милонег.

">

Милослава- женская форма имени Милослав.

">

Миролюб- миролюбивый.

">

От этого имени произошла фамилия: Миролюбов.

">

Мирослав- прославляющий мир.

">

Мирослава- женская форма имени Мирослав.

">

Молчан- неразговорчивый, молчаливый.

">

От этого имени произошла фамилия: Молчанов.

">

Мстислав- славящий месть.

">

Историческая личность: Мстислав Владимирович - князь Тмутораканский, великий князь Киевский.

">

Мстислава- женская форма имени Мстислав.

">

Надежда- надежда.

">

Тоже значение имеет имя: Надежа.

">

Невзор- одно из "отрицательных" имен.

">

От этого имени произошла фамилия Невзоров.

">

Некрас- одно из "отрицательных" имен.

">

От этого имени произошла фамилия: Некрасов.

">

Некраса- женская форма имени Некрас.

">

Орел- одно из персонифицированных имен животного мира.

">

От этого имени произошла фамилия: Орлов.

">

Осьмой- восьмой ребенок в семье.

">

Тоже значение имеет имя: Осьмуша. От этих имен произошли фамилии: Османов, Осьмеркин, Осьмов.

">

Остромир

">

Передслава- Тоже значение имеет имя Предслава. Историческая личность: Предслава - жена Святослава Игоревича, мать Ярополка Святославича.

">

Пересвет- очень светлый.

">

Историческая личность: Пересвет - воин Куликовской битвы.

">

Путимир- разумный и мирный

">

Путислав- славящий разумно.

">

Тоже значение имеет имя: Путята. От этих имен произошли фамилии: Путилов, Путилин, Путин, Путятин. Историческая личность: Путята - киевский воевода.

">

Радигост- заботящийся о другом (госте).

">

Радимир- заботящийся о мире.

">

Тоже значение имеет имя: Радомир. Сокращенное имя: Радим. От этих имен произошли фамилии: Радилов, Радимов, Радищев. Легендарная личность: Радим - прародитель радимичей.

">

Радимира- женская форма имени Радимир.

">

Тоже значение имеет имя: Радомира.

">

Радислав- заботящийся о славе.

">

Тоже значение имеет имя: Радослав.

">

Радислава- женская форма имнеи Радислав.

">

Радмила- заботливая и милая.

">

Радосвета- освящающая радостью.

">

Радость- радость, счастье.

">

Тоже значение имеет имя: Рада.

">

Разумник- рассудительный, разумный.

">

От этого имени произошла фамилия: Разин. Историческая личность: Разумник - ученик Кирилла и Мефодия.

">

Ратибор- защитник.

">

Ратмир- защитник мира.

">

Родислав- прославляющий род., Ростислав- возрастающая слава.

">

Историческая личность: Ростислав Владимирович - князь Ростовский, Владимиро-Волынский; Тмутараканский; Родоначальник князей Галицких и Волынских.

">

Ростислава- женская форма имени Ростислав.

">

Сбыслава

">

Светислав- прославляющий свет., Тоже значение имеет имя: Светослав.

">

Светислава- женская форма имени Светислав., Светлан- светлый, чистый душой.

">

Светлана- женская форма имени Светлан., Световид- видящий свет, прозорливый.

">

Тоже значение имеет имя: Свентовид. Имя западнославянского Бога.

">

Светозар- озаряющий светом., Светозара- женская форма имени Светозар.

">

Тоже значение имеет имя: Светлозара.

">

Святогор- несокрушимая святость.

">

Легендарная личность: Святогор - былинный богатырь.

">

Святополк- предводитель священного войска.

">

Историческая личность: Святополк I Ярополкович - великий князь Киевский.

">

Святослав- священная слава.

">

Сокращенное имя: Святоша. Историческая личность: Святослав I Игоревич - князь Новгородский и великий князь Киевский.

">

Святослава- женская форма имени Святослав.

">

Славомир- мирнославящий.

">

Соловей- персонифицированное имя животного мира.

">

От этого имени произошли фамилии: Соловей, Соловьев. Легендарная личность: Соловей Будимирович - герой из былин.

">

Сом- персонифицированное имя животного мира.

">

Снежана- беловолосая, холодная.

">

Станимир- устанавливающий мир.

">

Станимира- женская форма имени Станимир.

">

Станислав- устанавливающий славу.

">

От этого имени произошла фамилия: Станищев. Историческая личность: Станислав Владимирович - князь Смоленский.

">

Станислава- женская форма имени Станислав.

">

Стоян- крепкий, несгибаемый.

">

Судимир

">

Судислав

">

Твердимир- от ТВЕРД - твердый и МИР - мирный,мир.

">

Твердислав- от ТВЕРД - твердый и СЛАВ - славить.

">

От этого имени произошли фамилии: Твердилов, Твердиславов, Твердиславлев.

">

Творимир- создающий мир.

">

Тихомир- тихий и мирный.

">

От этого имени произошла фамилия: Тихомиров.

">

Тихомира- женская форма имени Тихомир.

">

Тур- персонифицированное имя животного мира.

">

Легендарная личность: Тур - основатель города Туров.

">

Храбр- храбрый.

">

Часлав- чающий славы.

">

Часлава- женская форма имени Часлав.

">

Тоже значение имеет имя: Чеслава.

">

Чернава- темноволосая, смуглая

">

Тоже згачение имеет имя: Чернавка. От этих имен произошли фамилии: Чернавин, Чернавкин.

">

Щука- персонифицированное имя животного мира.

">

Ярило- солнце.

">

Ярило - Бог плодов в виде солнца. От этого имени произошла фамилия: Ярилин.

">

Яромир- солнечный мир.

">

Ярополк- предводитель солнечного войска.

">

Историческая личность: Ярополк I Святославич - великий князь Киевский.

">

Ярослав- славящий Ярилу.

">

От этого имени произошла фамилия: Ярославов. Историческая личность: Ярослав I Владимирович - князь Ростовский, князь Новгородский, великий князь Киевский.

">

Ярослава- женская форма имени Ярослав.

">">

Боромир Боровчак (Польша)


">">

Двучленные славянские имена

">

">">
">">">

М оя статья - об исчезающих двучленных старославянских именах. Почему Старославянских? Потому что ученые в Польше, например профессор Малец из Института польского языка Польской Академии Наук в Кракове, и в Югославии, например профессор Циркович из Университета в Новом Саде, согласны в том, что именно двучленные имена являются наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней славянской общности и ее элитам.

Имена, состоящие из двух слов, имели свой глубокий смысл и произношение. К сожалению, сегодня СЛАВЯНЕ уже не понимают значения своих имен. Хуже всего, однако, то, что имен этих становится все меньше. (В Польше всего каких-то 10% от всех имен).

Поэтому своими рефератом я хочу призвать к спасению "старославянских двучленных имен". Их нужно спасти любой ценой, поскольку (воспользуюсь цитатой) "Имена создают систему, которая, выделяясь из всего языка некоторыми специфическими чертами, составляет одновременно часть традиции права и обычаев каждого общества" (Тадеуш Милевский, 1969). Эта великолепная традиция права и обычаев присутствует одинаково во всех славянских странах по причине общего происхождения и общего этнического начала. Систему славянских имен следует провозглашать и распространять, чтобы она не исчезла и стала более популярной и даже обязательной во всех славянских странах.


Угрозы

Причиной исчезновения славянских имен является процесс акультурации. Я рассмотрю эту проблему с точки зрения Польши и поляка. Сейчас самым опасным является бедствие под названием американизация. Я буквально выхожу из себя, когда еду в поезде и слышу, как отдыхающие призывают своих чад к порядку. Встречаются такие имена, как Анжелика, Линда, Лари, Марк, Денис, Роб, Маркс, Энди, Валентинка… Это, конечно же, результат наплыва низкопробной американской или немецкой поп-культуры, особенно бессодержательных фильмов и телепрограмм. До 1989 года таких имен в Польше не было совсем, благодаря четким действиям цензоров и Министерства культуры и искусства. По именам в Польше можно также легко заметить влияние немецкой культуры и извечного "Drang nach Osten". Робертов, Конрадов, Каролей и Генриков у нас уже миллионы. Фактически из Германии в Польшу прибыло и христианство, а с ним и Библия и многочисленные гебрайские имена. Несмотря на их ополячивание, значительное число ближневосточных имен указывает на уровень упадка традиции славянской культуры и обычаев. Сейчас получается, что "типично польскими" являются такие имена, как Матеуш, Лукаш, Петр, Рафал, Юзеф. По причине того, что римский папа имеет польское происхождение, популярность гебрайских имен Ян и Павел перешла границу абсурда. Я призываю хотя бы в нашем кругу - кругу людей, осознающих себя СЛАВЯНАМИ - отказаться от этих американских, немецких или гебрайских имен.


Имена, инициация и славянская культура

До и сразу после распада Славянской Общности, то есть прежде чем славянские племена вошли в орбиту влияния чуждых культур, языческая традиция и обычаи не позволяли членам племенной общности, а тем более правящей элите, отступать от канона двучленного имени (600 - 1000 года нашей эры). Ребенок становился членом общества (задруги, ополя, племени, государства), когда переходил под мужскую опеку в возрасте 7 лет. Во время обряда инициации выбиралось новое имя, а старое имя, данное независимо от пола, под влиянием чувств и импульса матери, подлежало забвению. Новое осмысленное имя должно было соответствовать характеру ребенка либо качествам, которые хотели бы в нем видеть родители, если у ребенка был слабый характер, например:

Богумил - пусть будет мил богу,
Гостерад - пусть будет отличаться гостеприимством,
Мстислав - пусть будет славен местью над врагами.

Как видно, по славянским верованиям, имя было заклятием и магическим знаком, связанным с человеком, его носящим.

Благодаря лексическим составляющим двучленных имен, сохраненных обычаями и традицией, мы многое узнаем о культуре и системе ценностей наших предков. Вот примеры из различных сфер жизни:

Жизнь (суффиксы -быт, -жир) - Властибыт, Жирослав, Домажир.
Положительные ценности (добро-, любо-, мило-, радо-) - Доброгост, Любомир, Радомир, Милострый.
Отрицательные ценности (не-) - Никлот, Немир, Нерад.
Смысл познания (мысли-, -мысл, -вид) - Мыслибор, Гостевид, Болемысл.
Общественное устройство (держи-, гради-, влади-) - Держикрай, Градислав, Владимир.
Гостеприимство (-гост) - Любогост, Доброгост, Радогост.
Военная организация (-полк, вой-) - Святополк, Воислав.
Боевая готовность (буди-, креси-) - Будивой, Кресислав.
Борьба (бори-, рати-) - Боригнев, Ратибор.
Достоинства воина (свято-, яро-, пако-) - Святомир, Ярослав, Пакослав.
Честь, слава (чти-, -слав) - Чтибор, Томислав, Болеслав.
Семья (брато-, -стрый, сестро-) - Братомил, Желистрый, Сестромил.
Собственность (семи-) - Семемысл, Семавит.
Вера (бог-, -бог) - Богуслав, Хвалибог, Молибог, Богухвал.

Это примеры присутствия ценностей, чувств, верований, общинного образа жизни, организации жизни в условиях войны. Следует подчеркнуть то, что в системе славянских имен отсутствуют выступающие в системе имен других индоевропейских языков названия животных (!), оружия и реалий, связанных с занятиями населения. Славянские имена также более абстрактные, чем остальные индоевропейские имена.


Виды славянских имен в Польше

В Польше, как и в других славянских странах, выступают три различающихся морфологически типа имен.


Первый тип - двучленные имена

Основные, древнейшие и самые правильные. Они состоят из двух находящихся между собой в определенном синтаксическом и смысловом отношении слов. Характеристика этих имен была представлена выше. В Польше в период Средневековья имен такого типа использовалось около шестисот. Однако с момента принятия христианства они постепенно заменялись приходившими с Запада иудейско-христианскими именами и в конце концов на рубеже XV-XVI веков были почти полностью вытеснены. Исключение из этого правила составляли славянские двучленные имена, которые носили святые Церкви, например, Чеслав, Казимир, Станислав, Вацлав, Владислав, Войцех. Также дольше оставались в употреблении двучленные имена в дворянских семьях, что является доказательством использования двучленных имен славянскими элитами. Доказательством этому служат также имена королевских и княжеских династий на территории всего Славянского мира. В Польше славянские двучленные имена носили даже властители из династий, этнически ничего общего со Славянством не имевших: Ягеллоны (например, Владислав Варненский), Вазы (например, Владислав IV Ваза).

В XVI и XVII веках мы еще встречаем Бронислава, Дадзибога, Доброгоста, Держислава, Ярослава, Мирослава, Мстислава, Пшемыслава, Пшецлава, Владимира, Збигнева. В XVIII веке в Польше употребительность славянских двучленных имен продолжает падать. Ситуация изменяется в XIX веке в связи с интересом к прошлому Польши. Начинают появляться календари славянских имен (например, Т.Воевудского в Варшавском Курьере за 1827 год), хотя вместе с ними начинают появляться ошибочные, искаженные формы славянских имен (например, вместо Збыгнева появился Збигнев, а вместо Семовита появился Земовит) и гибридные формы - полученные из христианских имен с прибавлением второго славянского члена, например: Ян - Янислав, Юлиан - Юлислав. Воскрешению некоторых старых славянских имен способствовала также романтическая литература, изобилующая старопольскими мотивами с подлинными старославянскими именами..

В межвоенный период популярность славянских двучленных имен продолжает возрастать, благодаря деятельности неоязыческих групп, которые обращались к мифологии славян и древней системе верований. Славянские двучленные имена популяризировались также благодаря изданию календарей и книг (например, Владислав Колодзей "Славянский календарь") и обыкновению принимать псевдонимы в виде славянского имени. К примеру, журнал "Задруга" не публиковал полного имени автора статьи - только инициалы, если имя автора не было славянским.

Сейчас в Польше действуют организации, проявляющие интерес к Славянству и требующие от своих членов обладания двучленным славянским именем, что кажется мне весьма положительным явлением (например, некоторые харцерские дружины в Кракове, краковское отделение общества "Никлот", "Крак", "Любуш").

Каков в настоящее время масштаб использования славянских имен в Польше? Станиславов - 800 тысяч, Казимиров - 300 тысяч, Войцехов, Владиславов, Чеславов и Владимиров - по 200 тысяч, богданов - 130 тысяч. Довольно большое число также Богумилов, Богуславов, Богухвалов, Святославов. Эти имена популярны благодаря их связи с христианством. Из имен, которые с христианством имеют немного общего, популярны Збигнев (400 тысяч), Ярослав, Мирослав, Веслав, Здислав (по 200 тысяч), Пшемыслав (130 тясяч), Болеслав, Бронислав, Радослав (по 80 тысяч).

От мужских имен образуются женские формы, а их большое сходство свидетельствует о равноправии женщин, например: Станислава (300 тысяч), Казимира (145 тысяч), Владислава (140 тысяч), Чеслава (100 тысяч). Популярны также: Вацлава, Бронислава, Людмила, Доброслава, Славомира, Збигнева, Здислава.


Второй тип - формы имен, происходящие от двучленных имен

Производные формы, разбитые или сокращенные, снабженные различными суффиксами, часто уменьшительно-ласкательными), например: Ратиборек - от Ратибор, Лют - Лютогнев, Пелка - от Святополк, Войтек - от Войцех, Гневко - от Гневомир, Милош - от Мирослав, Брониш - от Бронислав, Лех - от Лехослав, Мешко - от Мечислав, Борис - от Борислав.

Лично я считаю, что от имен такого типа Славянство должно избавиться как от неправильных форм, хотя с этнической точки зрения они значительно правильнее имен, происходящих от христианства и от западной поп-культуры.


Третий тип - простые имена - народные названия в функции собственных личных имен

Хорошим примером имени этого типа является популярное в Сербии имя Вук, скорее всего образованное от известного в Средние века имени Вилчан - властитель Вилетов со значанием "пусть будет как волк, воинственный, хищный, умелый воин". Иные имена этого типа: Квятек ("пусть будет как цветущее растение, прекрасный и дородный"), Одолан (от глагола "одолеть"), Шибан (от "шибать", т.е. бить), Кохан, Милаван, Ласота.

Лично я считаю, что эти имена, хотя они и славянские, правильные и интересные, не следует пропагандировать по причине их одночленности, что не придает им славянского характера.


Правовые проблемы

Мои родители - католики, а потому дали мне имя архангела Рафаэля - Рафала в польском звучании. Когда я уже осознал себя настоящим славянином, я решил через обряд инициации изменить имя на старославянское. Я выбрал имя Боромир, что означает "пусть борется с врагом за свой мир". Оно подходит к моей фамилии и соответствует моему характеру. Прежде чем я начал использовать это имя, оно стало моим прозвищем по причине сходства с моей фамилией и персонажем из "Властелина Колец" Толкена, который тогда из Англии завоевал умы молодых людей в Польше. Через несколько лет я захотел официально зарегистрировать новое имя в качестве второго. Каково же было мое удивление, когда в моем заявлении было отказано! В соответствии с законом 50-х годов польскими было признано более десятка славянских имен, перечисленных мной ранее, а также большое число имен гербрайских, немецких и латинских. Таким образом, оказалось, что имея гебрайское имя, я не могу заменить его на славянское, поскольку чиновник заявил, что я его выдумал. А ведь имя это присутствует в списке сербских национальных имен (Milica Cirkovic "Recnik licnich imena kod Srba"). Это значит, что это имя чисто славянское, тем более, что его можно логически и грамматически объяснить. Вышеупомянутый закон позволяет одновременно изменить фамилию, так что благодаря пронемецкой политике польского государства часто встречающуюся фамилию Вильк (сербский Вук) можно заменить на более "нормальную" Вольф. С этой правовой проблемой мы, поляки, должны справиться сами, но мне интересно, как юридический вопрос изменения имени выглядит в других славянских государствах. Для меня спосением оказалось написание на эту тему дипломной работы и нескольких статей в специальных журналах, однако это скорее правовая уловка, чем принцип, который должен обязывать.


Способы спасения двучленных имен

Чтобы сохранить существование двучленных славянских имен как этнокультурного знамени, отличающего нас от представителей иных языковых групп, необходима акция популяризации этих имен в культуре. Для краткости я лишь перечислю эти способы:

Выбор литературных и артистических псевдонимов в форме двучленных славянских имен, например: писатели Людовит Штур, Збигнев Ненацкий, Барним Рогалица;

Введение обязательного славянского имени в организациях национальной и славянской направленности;

Наименование фирм, магазинов, объединений, улиц такими именами (например, известная в Польше колбасная фирма "Доброслава");

Пропаганда периода раннего средневековья через археологические экспедиции и исторические заседания, ведь все правители в этот период имели славянские имена;

Наделение героев книг, стихов, фильмов двучленными славянскими именами;

Издание календарей со списком славянских имен, притом исключительно правильных.

Одним словом, речь идет от том, чтобы внедрять славянские имена в каждой сфере нашей деятельности: на уровне политики, экономики, культуры, науки. Следует помнить о наших детях, которые вскоре появятся на свет. Подумаем уже сегодня о славянских именах для них! К сожалению, сегодня в связи с юридическими требованиями мы не можем себе позволить давать ребенку имя в возрасте 7 лет. Эти имена мы должны искать в списках славянских имен, исторических источниках, литературе, а также в окружающих нас названиях местностей, например: Владимир в России, Братислава - в Словакии, Литомысль в Чехии, Златибор - в Сербии и в Польше: Водислав, Ратибуж, Мыслибуж, Пшемысль, Ярослав, Держислав, Вроцлав. Можно их также найти в названиях в Болгарии: Боримиров от имени Боромир и в Польше: Лютославский от имени Лютослав.

Я рассчитываю на то, что на очередных всеславянских съездах будет создана специальная комиссия, занимающаяся сбором и каталогизацией двучленных имен, встречающихся во всех странах Славянского мира, с тем чтобы создать открытый банк этих имен, доступный для создания славянских календарей и публикации в различных странах.

Перевод с польского.

Психологи утверждают, что имя человека – это не просто набор чередующихся звуков, а своего рода уникальный код личности. Услышав имя впервые, мозг новорожденного младенца на подсознательном уровне начинает подстраиваться под него, формируя определенные черты характера.

В советские времена разнообразие имен было не в чести, поэтому жителей городов и сел практически поголовно звали Сергеями, Мариями, Валентинами, Иванами, Алексеями и т. п. Как результат – обезличенность основной массы людей, обладавших сходными характеристиками и проживавших похожие жизни.

В конце ХХ – начале нашего века произошла смена приоритетов и появилась тенденция давать детям редкие и давно забытые имена . Стали даже выпускать специальные сборники – именословы, помогающие молодым родителям подобрать для своего наследника красивое имя. И хотя некоторые мамы и папы предпочитают, чтобы их сыночка или дочурку звали «заграничным» именем типа Анжелины или Гарри, большинство все же обращается к истокам и выбирает старые русские имена.

Дела давно минувших дней…

До введения христианства на Руси использовались самобытные имена, которые по своей сути являлись прозвищами, данными по тому или иному поводу. Зачастую они присваивались мужчинам и женщинам по внешним признакам – росту, телосложению, манере говорить, особенностям характера или времени рождения.

Для защиты от злых духов и недобрых людей существовала система двойных имен. Первое давалось ребенку при рождении и чаще всего звучало не слишком привлекательно – Нелюба, Некрас, Злоба, Крив, но именно это и должно было отпугивать от него злые силы.

Вторым именем нарекали уже в юношеском возрасте, учитывая черты характера, которые уже проявились у мальчика или девочки. Эти имена, как правило, можно классифицировать по таким группам:

  1. По порядку рождения на свет в семье – Первуша, Вторак, Третьяк, Осьмуша и другие.
  2. По главным качествам характера – Смеян, Стоян, Тороп, Крас, Зорко и т. п.
  3. Имена, отражающие мир растений или зверей – Волк, Сокол, Дуб, Щука, Орех и другие.
  4. По телосложению – Вышата, Давила, Мал и т. п.
  5. Прозвания языческих божеств – Лада, Ярила и т. п.

Но подавляющее большинство старославянских имен были двухосновными, то есть образованными от двух корней. Чаще всего использовались «слав», «мудр», «яр», «свят», «полк», «рад» и другие: Милорад, Мстислав, Лучемир, Ярополк, Святослав. Для образования уменьшительной формы от полного имени отсекали вторую часть и добавляли суффиксы «нег», «тка», «ша», «ята», «ня», например, Добрыня, Ярилка, Милонег, Путята, Святоша.

Старославянские мужские имена

Мужские языческие имена наши пращуры придумывали особенно тщательно. Ведь мальчики всегда были желаннее девочек как носители силы и мудрости, продолжатели рода, защитники своего народа. При этом строго соблюдались следующие правила и запреты:

  1. Ребенку не давали имя его отца: считалось, что при этом удваиваются не только достоинства, но и недостатки, что было недопустимо.
  2. Нельзя, чтобы в одной семье два человека носили одинаковые имена, так как один из них должен был вскоре умереть.
  3. Не следовало использовать имена утопленников, умерших детей, а также слабоумных, калек, разбойников, пьяниц, поскольку отрицательные качества могли передаться младенцу.

Существовал и такой интересный ритуал. Если после рождения ребенок долго не подавал признаков жизни и не кричал, его начинали окликать различными именами. То, на которое он реагировал, и становилось его собственным.

Список забытых имен очень обширен. Некоторые древние славянские имена, в особенности мужские, могут показаться в наше время вычурными и странными. Однако среди них есть множество таких, которые с успехом можно использовать в современном мире.

  • Агний – огненный, светлый;
  • Баян – хранитель старины;
  • Берислав – берущий славу;
  • Боговед – ведающий богов;
  • Богодий – угождающий богам;
  • Богумил – милый Богу;
  • Боеслав – побеждающий в боях;
  • Братислав – брат славы;
  • Будимил – будь милым;
  • Буеслав – аист;
  • Белогор – из белых гор;
  • Белояр – яростный;
  • Вадимир – предводитель мира;
  • Всемил – милый всем;
  • Вячеслав – славящий совет;
  • Володарь – дарящий волю;
  • Градимир – смотрящий на мир;
  • Горисвет – высокий свет;
  • Добрыня – добрый;
  • Деян – активный;
  • Дан – свыше данный;
  • Даромир – дающий мир;
  • Даромысл – мыслящий;
  • Жданимир – жданный мир;
  • Ждан – долгожданный;
  • Желан – желанный;
  • Заря – восходящий свет;
  • Звенимир – призывающий к миру;
  • Зданимир – создатель мира;
  • Идан – идущий;
  • Ивар – древо жизни;
  • Истислав – славящий истину;
  • Красибор – избранный из красивых;
  • Кудеяр – кудесник;
  • Ладислав – славящий красоту;
  • Людимир – несущий людям мир;
  • Люборад – радующий любовью;
  • Любояр – любящий Ярилу;
  • Любим – любимый;
  • Любодрон – дорогой;
  • Любогост - гостеприимный;
  • Милан – милый;
  • Млад – молодой;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Могута – мощный;
  • Миродар – дарующий мир;
  • Негомир – нежный и мирный;
  • Найден – найденный;
  • Остромысл – остро мыслящий;
  • Отчеслав – слава отцу;
  • Пересвет – пресветлый;
  • Радей – радостный;
  • Ратибор – избранный воин;
  • Святомир – святой мир;
  • Святовик – свет;
  • Святобой – воин;
  • Умир – умиротворение;
  • Хвалимир – прославляй мир;
  • Честимир – честь мира;
  • Яромил – милый;
  • Янислав – славный.

С введением христианства старославянские имена были вытеснены греческими, римскими, еврейскими и арабскими, а некоторые даже оказались под строжайшим запретом. Правда, впоследствии отдельные имена, например, Ярослав, Владимир, Мстислав, были внесены в православный именослов благодаря прославившим их Владимиру Святому, Ярославу Мудрому или Мстиславу Великому.

Особенности женских славянских имен

Как и мужские, основные женские славянские имена не давались от рождения. Их часто заменяли отвлекающими прозвищами, а то и просто говорили «чадо», «дитё», «девчонка», «меньшая». С годами, обнаружив у дочери тягу к какому-нибудь ремеслу или увидев в ней особенные черты характера, родители готовили ее к обряду получения нового постоянного имени.

Согласно обычаям, обряд проводился на капище – древнеславянском святилище возле статуй языческих богов. Вначале девочку купали в воде, смывая с нее старое детское имя, а затем волхвы торжественно нарекали ее новым.

Обычно это происходило, когда девушке исполнялось 16 лет. Однако были и исключения. Например, для девочек из княжеских семей обряд проводили в 12 лет, а для малышек, которым с детства предназначено было стать ведуньями или жрицами, – в 9.

Старорусские женские имена обладают особой мелодичностью и красотой. Поэтому многие из них можно использовать и в наше время, называя своих ненаглядных дочурок.

  • Áгния – огненная, просветлённая;
  • Бела – беленькая, чистая;
  • Бажена – желанная;
  • Баяна – сказительница;
  • Белослава – славящая чистоту;
  • Белоснежа – чистая, белая;
  • Беляна – просветлённая;
  • Благиня – добрая;
  • Богдана – данная Богом;
  • Боголюба – любящая богов;
  • Богумила – милая Богу;
  • Богуслава – славящая Бога;
  • Боримира – борющаяся за мир;
  • Бояна – боевая, мужественная;
  • Братислава – берущая славу;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Верна– верная;
  • Ведана – ведающая;
  • Велена, Велина – повелительная;
  • Велижана – вежливая;
  • Венцеслава – увенчанная славой;
  • Веселина – жизнерадостная;
  • Весняна – весенняя;
  • Влада – ладная;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Власта – властная;
  • Властелина– властительница;
  • Воислава – завоевывающая славу;
  • Вратислава – возвратившая славу;
  • Всемила – всем милая;
  • Всенежа – всем нежная;
  • Вышена – высокая;
  • Вячеслава – наиболее славная;
  • Гала – душевная;
  • Галина – женственная, земная;
  • Голуба – нежная;
  • Горазда – способная;
  • Дарёна – подаренная;
  • Дарьяна – мужественная;
  • Добровлада – владеющая добротой;
  • Доброслава – славящая доброту;
  • Догада – догадливая;
  • Доляна – удачливая;
  • Домна – домовитая, хозяйственная;
  • Драгана – драгоценная;
  • Душана – душевная;
  • Ждана – жданная;
  • Желана – желанная;
  • Забава – утешительница;
  • Задора – задорная;
  • Збигнева – сдерживающая гнев;
  • Звездана – рожденная под звездами;
  • Златояра – сильная, как солнце;
  • Зореслава – славная красотой;
  • Избора – избранная;
  • Ирина – вознесённая;
  • Карина – кареглазая;
  • Краса – красивая;
  • Лада – милая;
  • Лагода –душевная;
  • Лебедяна – стройная;
  • Лучезара – лучезарная;
  • Любовь – любовь, любимая;
  • Любодара – дарящая любовь;
  • Людмила – милая людям, человечная;
  • Матрёна – зрелая;
  • Милада – милая богине Ладе;
  • Милана – милая;
  • Милица – милая на лицо;
  • Милолика – милая лицом;
  • Милонега – милая и нежная;
  • Милорада – милая радостью;
  • Миронега – мирная, нежная;
  • Млада – молодая, ладная;
  • Надежда – надежда;
  • Ненагляда – ненаглядная;
  • Огнеслава – славящая Огонь;
  • Олеся – лесная;
  • Олеля – любимая;
  • Полеля – любящая;
  • Полёва – полевая;
  • Полина – уравновешенная;
  • Прекраса – прекрасная;
  • Прелеста – прелестная;
  • Пригода – пригожая;
  • Радмила – заботливая и милая;
  • Радослава – славящая радость;
  • Рогнеда – изобильная;
  • Росана – чистая, свежая;
  • Ружена – розовая;
  • Румяна – румяная;
  • Русава – русая;
  • Светана – светлая;
  • Светолика – просветленная;
  • Светояра – солнечная;
  • Синеока – голубоглазая;
  • Сияна – сияющая;
  • Славия – славная;
  • Смеяна – смеющаяся;
  • Смирена – смирная;
  • Снежана – беловолосая;
  • Станислава – постоянно славная;
  • Стояна – очень мужественная;
  • Услада – услаждающая;
  • Цветана – цветущая, нежная;
  • Чаруша – щедрая;
  • Чернава – смуглая;
  • Чеслава – славная честью;
  • Щедра – щедрая;
  • Ядвига – кормилица;
  • Яна – мужественная;
  • Яролика – солнцеликая;
  • Яромира – яркая и мирная;
  • Ярослава – славящая Ярилу-солнце.

Наши предки придавали именам особое значение. Древние люди верили, что звуки, из которых они слагаются, имеют магическую силу, получаемую от богов и самой матери-природы . Старославянские имена – это огромный пласт нашей истории и культуры, к которому все чаще обращаются современные родители, надеясь найти для своего любимого малыша самое красивое имя.

Имя для каждого человека имеет огромное значение, оно несет в себе всю любовь родителей и накладывает отпечаток на формирование характера ребенка. Древние славяне чаще всего давали имена, состоящие из двух слов, в них вкладывался глубокий смысл, так же имя могло служить оберегом. После принятия христианской веры, первое имя служило для взаимодействия с окружающими людьми, а второе имя давалось при крещении младенца, и оно было тайным. Крестильное имя знали только родители, крестные и сам человек, оно защищало своего обладателя от воздействия и внушения зла. Все имена подбирались исходя из пола младенца, поэтому есть древнерусские имена мужские и женские, собственно как и везде. Охватить весь список имен в одной статье не представляется возможным, поэтому в данной статье рассмотрим старорусские имена мальчиков. Давайте сначала разберемся, что значило имя для славян и как оно выбиралось.

Когда люди стали объединяться в группы, например, племена или общины, они поняли что гораздо проще существовать в компании, а не в одиночку. У каждой группы людей всегда имелся лидер, и он должен был правильно выстроить жизнь племени. Но возникала сложность взаимодействия с отдельным членом общества, а не со всей группой. Древний человек стал окликать другого по каким-то заметным чертам внешности, будь то цвет волос или наличие бороды, по чертам характера или особым умениям. Так появились имена. Позже стали появляться и фамилии по тем же принципам, что и мена. Например, живет семья, где преобладающим видом деятельности является кузнечное дело, другие нарекали их кузнецами, затем кузнецы трансформировались в Кузнецовых, и так от рода к роду передавалась фамилия.

Язычники старались называть детей именами олицетворяющими какие либо желанные качества в ребенке. Считалось, что дав ребенку имя с определенным значением и качествами, человек будет наделен ими в будущем. Особенно тщательно выбиралось имя для мальчиков, ведь мальчики всегда были желаннее девочек, они продолжатели рода, носители силы и мудрости, будущие главы семейства и предводители племени. Старославянские имена для мальчиков придумывались с особой тщательностью. Старорусские мужские имена часто были производными от названий животных, дабы наделить их носителя качествами этого животного. Например имена Алитер (узбекское имя), Бабар (индия) и наше русское — Лев. Думаю, что не составит труда догадаться от названия какого животного произошло это имя. Или всем известный волк и его производные: Вульф, Вольф, Вольфганг и другие.

Между прочим

Так же имена образовывались от названий растений или имен древних богов и богинь. Очень распространенными были имена образованные от причастий, такие как Ждан, Хотен и другие.

Сначала придумывались древнерусские имена мужские, а от них уже образовывали женскую форму имени. Например, Владимира – женская форма имени Владимир, Мстислава – женская форма имени Мстислав и т.п. Огромной силой наделяли славянские мужские имена, полный список которых очень сложно найти, только некоторые дошли до современного человека. Но, на самом деле, по тому, какими были старославянские мужские имена, можно судить об образе жизни народа в Древней Руси и о том, что являлось важным для славян в те времена. Имена – это огромный пласт истории для изучения быта, культуры, религии и уровня жизни наших предков. Позже в эпоху СССР имена будут заключать в себе краткие советские слоганы и имена/фамилии вождей народа.

Славянские имена для мальчиков и их значение

Язычники давали своим детям два имени, чтобы защитить от злых духов. Часто первым именем было имя по номеру рождения, например, Старшой или Меньшак. В подростковом возрасте ребенок получал пожизненное имя по чертам его характера. После принятия христианства родители продолжали давать детям два и имени, и второе, так же, защищало его от зла. Но истинным именем считалось второе, данное при крещении младенца, имя известное Богу и ангелу хранителю. Зачастую, первые христиане называли детей по церковному календарю, по имени святого, рожденного в один деть с младенцем.

Древние русские мужские имена до крещения Руси.

  • Агний – огненный, светлый
  • Баян – хранитель старины
  • Благомир – приносящий благо миру
  • Боговад – ведающий богов
  • Богодий – угождающий богам
  • Братислав – брат славы
  • Будимил – будь милым
  • Буеслав – аист
  • Белогор – из белых гор
  • Белояр – яростный
  • Всемил – милый всем
  • Вячеслав – славящий совет
  • Венислав – увенчанный славой
  • Володарь – дарящий волю
  • Градимир – смотрящий на мир
  • Горисвет – высокий свет
  • Добрыня – добрый
  • Деян – активный
  • Дан – свыше данный
  • Даромир – дающий мир
  • Данияр – данный чтобы сиять
  • Даромысл – мыслящий
  • Жданимир – жданный мир
  • Ждан – долгожданный
  • Желан – желанный
  • Заря – восходящий свет
  • Звенимир – призывающий к миру
  • Зданимир – создатель мира
  • Идан – идущий
  • Ивар – Древо жизни
  • Красибор – избранный из красивых
  • Ладислав – славящий красоту
  • Людимир – несущий людям мир
  • Люборад – радующий любовью
  • Любим – любимый
  • Любодрон – дорогой
  • Любогост — гостеприимный
  • Милан – милый
  • Млад – молодой
  • Миролюб – любящий мир
  • Могута – мощный
  • Миродар – дарующий мир
  • Негомир – нежныи и мирный
  • Найден – найденный
  • Остромысл – остро мыслящий
  • Очеслав – слава отцу
  • Пересвет – пресветлый
  • Премислав – прими славу
  • Путислав – путь славы
  • Радей – радостный
  • Ратибор – избранный воин
  • Святомир – святой мир
  • Святовик – свет
  • Святобой – воин
  • Умир – умиротворение
  • Хвалимир – прославляй мир
  • Честимир – честь мира
  • Яромил – милый
  • Янислав – славный

И различные вариации имен произошедших от названий животных, такие как, Сокол, Соловей, Дрозд, Волк, Филин и другие. Имена по особенностям: Упырь, Обида, Силач и т.п. Имена по внешности: Око, Волос, Худой, Черт, Черномыс и т. д.

Древние русские имена мужчин после принятия христианства:

  • Аввакум – любовь Божия
  • Алексий – защитник
  • Алфей – перемена
  • Адам – первый человек
  • Богдан – Богом данный
  • Борис – борец
  • Бронислав – славный защитник
  • Владимир – владеющий миром
  • Владислав – владеющий славой
  • Всеволод – владеющий всеми
  • Вячеслав – великий, славный
  • Горислав – пылающая слава
  • Давид – долгожданный
  • Еремей – увенчанный Богом
  • Елисей – спаситель живого
  • Захар – вспоминает Бог
  • Иаков – второй по рождению из близнецов
  • Изяслав – достигший славы
  • Лука – светлый
  • Макар – счастливый
  • Мстислав – славно мстит
  • Натан – Бог дал
  • Наум – успокоитель
  • Олег – святой, священный
  • Ростислав – растущая слава
  • Станислав – самый славный
  • Тимофей – богобоязненный
  • Ян – Богом дан
  • Ярослав – сильный, славный

После крещения Руси мальчиков часто называли именами святых. Так как первыми христианами были евреи, то славяне стали заимствовать еврейские имена, а сейчас эти имена уже считаются исконно славянскими, хотя это не совсем так.

Не смотря на то, что древнерусские имена для мальчиков уже устарели, постепенно они снова входят в моду, так как современные имена стали очень частыми и начинают приедаться молодым родителям. Каждому человеку хочется назвать своего ребенка так, как никто не называл, чтобы их малыш был отличным от других, поэтому происходит возврат к старым, но не забытым, именам.




Top