Написать сообщение русский народ в 17 веке. Сословный быт России в XVII веке

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Имидж - все

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году - с Великобританией, в 2000 году - с Францией и в 2008 году - с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля - 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга - у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более - о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», - отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов - рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», - уверен Хестанов.

Великодушные жесты

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов - так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов . Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

На фото: Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE


Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.

Очереди в магазины: СССР 80-е годы


4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду "бедных" и "развивающихся". Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.


При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком").

Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века


В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление "Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком", которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ "О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ", который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .

Очередь за водкой, СССР, 80-е годы


На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял$ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:

«Минфин России сообщает о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной».

В ведомстве подчеркнули, что Босния и Герцеговина — это последнее иностранное государство-кредитор бывшего СССР (или России), обязательства перед которым оставались неурегулированными. Задолженность перед ним составляла $125,2 млн.

«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.

21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.

На данный момент в части государственного внешнего долга перед официальными двусторонними кредиторами у России осталась только задолженность перед Южной Кореей. Её размер составляет $594,3 млн.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.

  • Посольство Боснии в России
  • Wikimedia / Denghu

Старые долги

На момент распада СССР сумма внешнего долга страны составляла почти $96,6 млрд. В 1993 году Россия взяла на себя обязательства Советского Союза. Кроме того, страна согласилась выплатить долги царского правительства, которые игнорировала советская власть.

Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.

Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».

На момент подписания соглашения долг Украины составлял $6,8 млрд, а в 2014 году сумма выросла до $20 млрд, о чём и напомнили Киеву в Министерстве иностранных дел России.

«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.

Обязательства перед Парижским клубом в размере $23,74 млрд были закрыты в 2006 году, а вот долги отдельным странам выплачивались достаточно долго. Дело в том, что иногда задолженность являлась следствием обмена товарами: СССР поставлял оборонную продукцию и энергоресурсы, импортируя потребительские товары. Так происходило и с Югославией, в связи с чем долги балканским странам Россия выплачивала в последнюю очередь: в 2013-м был закрыт долг перед Черногорией ($18 млн), а в 2016-м — перед Македонией.

Один из последних крупных долгов тоже был выплачен в 2016 году: Россия перечислила Кувейту $1,1 млрд и доплатила еще $620 млн в виде поставок высокотехнологичной продукции.

Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом.

При этом сама Россия списала значительную часть долга развивающимся странам, которые не имели возможности его выплатить. В 2014 году Россия простила Кубе более $30 млрд долга, что составляло 90% от общей суммы обязательств. Остаток долга, составляющий $3,5 млрд, предписали погасить 20 равными долями в течение десяти лет.

Крупные долги Россия списывала также Ираку ($21,5 млрд), Монголии ($11,1 млрд), Афганистану ($11 млрд) и Северной Корее ($10 млрд). А ряду африканских стран российское правительство «подарило» более $20 млрд. В общей сложности Россия простила долги более чем на $100 млрд.




Top