Не буду обижаться в тенистой аллее сыграть. Рыбин валентин федорович


Александра Никитична Анненская (урожденная Ткачева) - детская писательница, переводчица и педагог, родилась в 1840 г. в имении Сивцево Великолуцкого уезда Псковской губернии. Она рано лишилась отца и в одиннадцать лет вместе с матерью, младшей сестрой и братом переехала в Петербург. Окончила здесь пансион и, зная хорошо французский и немецкий языки, сдала в шестнадцать лет в Петербургском университете экзамен на звание домашней учительницы. Работала в одной из народных воскресных школ, открыла даже собственное учебное заведение для детей младшего возраста, но через два года его пришлось закрыть из-за недостатка средств. Так началась ее самостоятельная жизнь. В 1861 г. она поселилась в семье Анненских и стала воспитательницей и учительницей своих младших двоюродных братьев. Один из ее учеников, Иннокентий Анненский, будущий знаменитый поэт, посвятил ей позднее замечательное стихотворение. В 1866 г. Александра вышла замуж за его старшего брата Николая, прекрасно образованного и разносторонне одаренного человека. Жизнь у Анненских была скромной. Александра Никитична начала брать переводы с английского и французского. С 1869 по 1872 г. она была постоянной переводчицей при газете «Биржевые ведомости». Вскоре семейное положение Анненских изменилось: умерла сестра Александры Никитичны и они забрали к себе ее трехлетнюю дочь Таню. Девочке дали хорошее образование, и впоследствии она стала известным историком и детской писательницей (Т.А. Богданович). Свою литературную деятельность Анненская начала с переложения для детей популярного романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1872). Эта книга, вызвавшая массу откликов, выдержала семь изданий и до сих пор считается одним из лучших переводов «Робинзона». Широкое распространение получили в ее пересказе книги «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда и «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу. Просто и увлекательно написаны биографические и научно-худо¬жественные произведения Анненской: это и истории знаменитых путешественников Свена Гедина и Фритьофа Нансена, и биографии Фарадея, Вашингтона, Жорж Санд, Диккенса, Гоголя. Но главное место в ее творчестве занимали все-таки повести и рассказы: «Гувернантка», «Старшая сестра», «Чужой хлеб», «Находка», «Сильный мальчик», «Товарищи», «В чужой семье», «Неудачник» и многие другие, печатавшиеся в 70-х годах в журнале «Семья и школа». В 80-е годы некоторые ее произведения вышли отдельными изданиями - «Анна», «Брат и сестра», «Мои две племянницы», «Зимние вечера». Все они просты, динамичны, интересны, чисты и одновременно глубоки, психологичны, жизненны. В каждом своем герое Анненская стремилась показать челове¬ка во всей неповторимости его личной судьбы, передать его внутренний мир, характер, те побуждения, которыми он руководствуется, оказываясь в различных ситуациях, и те цели, которые ставит перед собой. Как важно увидеть разницу между понятиями удовольствие и счастье , суметь отделить подлинные ценности от мишуры, понять и найти свое настоящее предназначение в жизни. И каждый, конечно, волен в выборе пути... В 1880 г. в личной судьбе самой Александры Никитичны произошли очень серьезные события. Ее муж, Николай Федорович, к этому времени уже крупный экономист, литератор и общественный деятель, был арестован как «политически неблагонадежный» (за участие в народовольческом движении) и выслан в Западную Сибирь, а затем в Казань и Нижний Новгород. Без колебаний она последовала за ним и провела в ссылке долгие пятнадцать лет, мужественно и терпеливо перенося тяготы и неудобства, выпадающие на долю жены арестанта и ссыльного. После возвращения в Петербург в 1895 г. Александра Никитична сотрудничала с детским журналом «Всходы» и в 1898 г. стала редактором его беллетристического отдела. Незадолго до смерти она написала свои мемуары «Из прошлых лет» - воспоминания о муже, умершем в 1912 г.
Скончалась Александра Никитична Анненская в 1915 г. в Петрограде. Похоронена на Волковом кладбище в некрополе-музее «Литераторские мостки». Ее книги сегодня совсем не устарели, хотя им уже более ста лет. Написанные красивым литературным языком, они повествуют о человеческих качествах, «слишком неудобных для мирного и беспечального прохождения по утоптанным жизненным путям», но востребованных во все времена, - о доброте и любви к ближнему, о сострадании и чуткости, бескорыстии и самоотверженности. О тех качествах, дефицит которых так остро ощущается в наши дни.




1. А. Анненская.
Волчонок.
Повесть
(doc; 425 Kb)
2. А. Анненская.
Зимние вечера.
Повести (1877)
(doc; 700 Kb)
3. А. Анненская.
Брат и сестра.
Повесть (1880)
(doc ; 340 Kb)
(epub ; 3 Mb)
(fb2 ; 1,4 Mb)
4. А. Анненская.
Анна.
Рассказ (1881)
(doc; 410 Kb)
5. А. Анненская.
Младший брат.
Повесть (1889)

Упражнение 8.

1. Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.

6. Наша улица выглядит очень красиво.

7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.

8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

13. Базаров – молодой человек с худым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

15. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

16. Мы испытываем тоску по прошлому.

17. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких постоянных гонений на мужиков жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена.

20. Летом мы совершили небольшое путешествие: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить искусство игры в карты, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков девиз писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее более подходит ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом камзоле.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным сюжетом.

28. Радостное известие привело его в мажорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

Упражнение 9.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Упражнение 10.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

Упражнение 11.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).

2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

21. Мы его видели в профиль (плеоназм).

22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

Упражнение 12.

1. Сейчас же спрячь язык!

2. Ты что, с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдут по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

5. Я уйду по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по осени.

7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

НА СКАМЕЙКЕ, ГДЕ СИДИШЬ ТЫ, НЕТ СВОБОДНЫХ МЕСТ…
В жизни любого города центральный парк - такая же обязательная деталь, как главная площадь. Жители приходят сюда, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума и суеты, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, спокойно почитать, а зимой просто прогуляться по заснеженным аллеям.
Городской парк в Серпухове был создан в 1872 году. На этом месте в девятнадцатом веке находились винные склады и сараи для хранения товаров, производимых в Серпухове, а еще раньше здесь были общественные огороды. Создавался он не только на средства благотворителей - богатых фабрикантов и купцов, но и простых граждан. Интересная деталь: деревья для парка, или как его тогда называли, общественного сада, которые посадили «именитые» люди города, привезли уже взрослыми. Таким образом, жителям не надо было ждать, когда они подрастут - прогуляться по тенистым аллеям можно было сразу после открытия. Липы и серебристые тополя очень красиво смотрелись на фоне нескольких павильонов для чтения газет, игры в шахматы, шашки. Рядом был вырыт и наполнен водой пруд, устроены площадки для игр в крокет, мяч, лапту.
В центре возвели беседку, где по вечерам играл военный духовой оркестр. К ней от центрального входа вела широкая липовая аллея, по бокам которой стояли лавочки.Общественный сад стал излюбленным местом отдыха горожан. Он был открыт для всех слоев населения – богатых и бедных. Содержался и благоустраивался за счет добровольных пожертвований серпуховского купечества.

В военные годы парк был разрушен, но, начиная с 1943 года, для детей в зимнее время здесь был организован каток, а летом площадка для игры в мяч.
В послевоенные годы парк потихоньку стали восстанавливать. Ограда, правда, осталась старой, но на центральной аллее появилась круглая деревянная веранда, откуда в вечерние часы и по выходным дням доносились звуки духового оркестра. Тогда это было единственным местом отдыха и общения горожан.
Вспоминают супруги Филатовы, прожившие вместе более пятидесяти лет; для них парк был и остался одним из самых любимых уголков города:
- В конце сороковых годов по выходным дням в парке всегда было много гуляющих. Центральная аллея напоминала бурную реку: под звуки вальсов, полек, маршей люди шли непрерывным потоком, смеясь и увлеченно рассказывая что-то друг другу. Те, кому посчастливилось занять место на лавочке, спешили купить у продавщицы, стоявшей рядом с синим фанерным ящиком со льдом, мороженое: эскимо, но без палочки, или шедевр из двух круглых вафель, между которыми прятался сливочный кругляш. Оно было очень вкусным, а вафли настолько свежими, что хрустели.
Прямая главная аллея вела к зданию кинотеатра. До революции здесь размещался винный склад. Приземистое, одноэтажное, полуподвальной конструкции здание имело неказистый вид. Впрочем, тогда это вряд ли кто-нибудь замечал - кинотеатр был чрезвычайно популярен. Около входа стояли огромные очереди.
- Мы в то время очень любили трофейные фильмы, - делится воспоминаниями Нина Ивановна Филатова. - Они были с титрами, и приходилось все время читать перевод, но нам это не мешало. Особым успехом пользовались комедии. Чтобы попасть, например, на «Джорджа из Динки-джаза», нужно было отстоять несколько часов в очереди. Впрочем, наши советские фильмы были тоже очень популярны.
В пятидесятые годы здание кинотеатра сгорело, и позже, в 1953 году, было построено новое, с двумя кинозалами, по проекту серпуховского архитектора А.И.Ванеева. Оно стало настоящим украшением парка и получило название «Центральный». Один из его первых директоров А.М. Тихомиров - интеллигентный человек с разносторонними увлечениями. Благодаря ему кинотеатр всегда был очень популярен. На втором этаже появился первый в городе теннисный стол, где учились играть наши будущие мастера спорта Владимир Стольников и Анатолий Кузнецов.
В это же время в парке были построены тир, который постоянно осаждали любители пострелять, деревянное здание библиотеки, где можно было сыграть в шашки и куда перебрался шахматный клуб. Недалеко от пруда, на боковой аллее, был устроен небольшой фонтан, где каждый желающий мог сфотографироваться и потом получить фотографию в фигурной рамке, благодаря которой снимки пятидесятых годов ни с какими другими не перепутаешь.
- Сразу за тиром, справа от входа, стали возводить зеленый театр, - рассказывает Анатолий Алексеевич Филатов. - Бойко стучали молотками ученики бывшего фабрично-заводского, а потом строительного училища, выпускником которого я тогда был. Сцена, скамейки, ограда – все было построено нашими руками, как надо, на совесть, поэтому и прослужило почти тридцать лет. Здесь в летний период под открытым небом тоже показывали кинофильмы, выступали самодеятельные коллективы и приезжие артисты.
Недалеко от кинотеатра была сооружена парашютная вышка, где каждый мог продемонстрировать свою храбрость. Справа и слева от центральной аллеи красовались скульптуры Сталина и Ленина. Теперь на их месте разбиты клумбы.
Аттракционов тогда почти не было: ручная карусель с лошадками, которую вращали добровольцы, да гигантские качели. Их очень любили не только дети, но и взрослые.
В 1958 году на одной из аллей городского парка был установлен памятник Герою Советского Союза Олегу Степанову, погибшему в боях за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков (скульптор – серпухович А.Я. Певзнер). Олег Николаевич родился в 1924 году в Серпухове в семье рабочего. В действующей армии находился с июля 1943 года. В бою 26 июля 1943 года Степанов встал во весь рост и бросил гранату, заставив замолчать вражеский пулемёт. Своим героическим поступком он поднял бойцов в атаку, но сам, получив смертельное ранение в грудь, погиб. Прах героя перенесен и захоронен в Серпухове на Соборной горе. А в 1985 году именем Героя был назван городской парк.
Его мама, Мария Николаевна Степанова, до последних дней часто приходила в парк и стояла, склонив голову, у памятника сыну: «Живые цветы у солдатских сапог. Омытый дождями мрамор. Женщина. Губы шепчут: «Сынок...» И слышится женщине: «Мама...» - написал наш серпухович Б. Серман.

В советское время государством выделялись значительные средства на развитие и содержание парка. В конце семидесятых-начале восьмидесятых годов там было множество аттракционов, ухоженные аллеи, красивые клумбы. Гуляли лошади и пони, на которых с удовольствием катались малыши. Очень популярны среди молодежи в то время были цепочная карусель для взрослых и качели-лодочки. По вечерам играл вокально-инструментальный ансамбль, собирая к восьми часам вечера любителей потанцевать. Талантливые музыканты Королев, Половников, Проценко, Волков, Шульц… Кто-то из них стал преподавателем в музыкальной школе, кто-то нашел свое призвание в художественной самодеятельности. Танцы продолжались до одиннадцати часов под бдительным взором дружинников. Билеты стоили недорого, но находились желающие попасть на танцплощадку через забор. В пятидесятые годы администрация попыталась решить эту проблему, намазав забор дегтем, после чего одежда таких вот любителей была безнадежно испорчена, но в восьмидесятые к подобным “репрессиям” уже не прибегали.
Кинотеатр по-прежнему оставался одним из любимых мест отдыха. Очереди, если показывали французские кинокомедии с Пьером Ришаром или Луи де Фюнесом, были огромные. В фойе рядом с изречением В.И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» красовались фотографии известных артистов. Там же стояло пианино, посетителям играть на нем не возбранялось, и иногда можно было услышать очень неплохо исполненные романсы, вальсы или даже «Лунную сонату» Бетховена. На втором этаже часто проходили выставки картин или фотографий.

К концу 90-х годов парк пришел в упадок. Зона отдыха, расположенная в исторической части города и занимающая около семи гектаров, оказалась заброшенной. Ржавели и приходили в негодность качели и карусели, становилась неухоженной территория: старые и больные деревья погибали, а новые не высаживались. В кинотеатре потрескались стены, облупилась штукатурка у колоннад, во многих местах протекла крыша, перестало работать водоснабжение и отопление.
С 2000-го года начались работы по восстановлению парка: проведена необходимая уборка и обрезка деревьев, разбито несколько спортивных площадок со специальным покрытием для игры в теннис, футбол, волейбол, баскетбол. Восстановлена энергосистема парка, произведено декоративное освещение, разбиты цветники. За несколько месяцев рабочие выложили плиткой сеть пешеходных дорожек, главную аллею и площадку у входа. Водолазами был вычищен и благоустроен пребывавший ранее в ужасном состоянии пруд, построен причал.Кинотеатр «Центральный» преобразован во Дворец Торжеств «Центральный», на территории парка построены два ресторана, три летних кафе, установлено ограждение по всему периметру парка и пруда.
Теперь парк имени Олега Степанова является самым благоустроенным и ухоженным в городе. В июне прошлого года экологический отряд труда и отдыха, организованный на базе Центра по профориентации и трудоустройству молодёжи, ежедневно занимался его уборкой.Эффектно смотрятся главная аллея с воротами, фонарями, широкими лавками, клумбы и фонтанчик у «Центрального», спортивные площадки.
На сегодняшний день здесь проводится добрая половина городских мероприятий. Театрализованные представления, ярмарки, День молодежи, Праздник весны и труда, День защиты детей, День города... Летом работает культурно-спортивный лагерь, проект которого зародился по инициативе заместителя главы администрации Серпухова В.И. Мантуло. С тех пор он так и называется «Лагерь в парке». А еще для ребят проводятся праздники и устраиваются состязания на спортивных площадках.
Снова, как и двадцать лет назад, кружатся карусели, по пруду скользят катамараны, тут и там слышны голоса детей, азартно гоняющих по полю мяч. В городе с населением более ста тридцати тысяч жителей парк стал пока единственной современной зоной отдыха.
Елена Сарычева

Упражнение 48. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).

Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).

В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).

Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).

Д) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).

Ж) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в прошлом шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).

Упражнение 49. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Дайте полный разбор выделенных сложноподчинённых предложений.

1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин). 21. Из конца коридора с той стороны где был просторный ротмистрский номер послышалось несколько голосов (Лесков). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой какой он был на самом деле (Лесков). 23. Каждый кто называл Селивана «пугалом» сам был для него «пугалом» (Лесков). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине что я совсем не умел работать (Тендряков). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение будто она летела (Лесков). 26. Что есть тайна то и должно остаться тайною (Лесков). 27. Как начнёт рассказывать так животики надорвёшь от смеха (Лермонтов). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась оттого что она меня никак не ожидала (М. Горький). 29. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево (Чехов). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру несмотря на то что она могла им очень «улыбнуться» (Лесков). 31. И, царевна! Девица плачет что роса падёт (Пушкин). 32. А у тебя сосед знать чёрствая природа что на тебе слезинки не видать? (Крылов). 33. Я подглядел как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (Аксаков). 34. Бабушка охватила внучков руками как наседка покрывает цыплят крыльями (Лесков). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу в столовой становилось шумнее (Куприн). 36. Всякий раз как мне приходилось нанимать извозчика я вступал с ним в беседу (Тургенев). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили так лучше бы было (Куприн). 38. Я говорила хозяйке чтобы она послала за полицией (Лесков). 39. Этой пенсии было довольно для того чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (Лесков). 40. Я отнюдь не говорил того будто вы не подходите для этой службы (Лесков). 41. Ему сделали замечание что так служить нельзя (Лесков). 42. Сколько я ни прислушивался я не мог различить ни одного звука (Паустовский). 43. Она так и не узнала почему её так и не отдали в гимназию тогда (Пастернак). 44. Но вероятно потому что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру она очень привязалась к Марье Ивановне (Гроссман). 45. Один из них ждал когда же начнётся этот откровенный разговор (Гусев). 46. На другой день мать сказала ей что нужно делать в таких случаях (Пастернак).

буду время от времени пополнять тему.

***
Страшнее всего, когда больно другому.
Сам выдержишь, стерпишь, снесешь -
не впервой...
Страшнее всего, когда больно другому -
Вот рядом стоит он, ранимый, живой,
Не пустит слезы и никак по-другому
Не выдаст себя. Лишь в глазах будто ночь.
Страшнее всего, когда больно другому:
И рад бы помочь - и не можешь помочь.
1963

***
Как странно - сколько невеселых дней
Ушло с тех пор, как мы в большой разлуке,
Но с фотопленки памяти моей
Ты мне протягиваешь ласковые руки.

Вокруг палатки полночи кольцо
И дождь. И снова дождь. И запах прели...

А я печатаю твое лицо
На белой бересте Карелии.
Ночной вагон. Замолкли голоса.
И только искры, искры за окошком...

А я печатаю твои глаза,
На чемоданах, тамбурах, подножках.
И на картошке в бурой борозде.
И где-то возле порта у причала.
А я печатаю тебя везде -
И на снегах, и на горячих скалах.

Везде, где небо - синий самоцвет,
Где плавленный асфальт черней, чем сажа.

И ни к чему бумага "бромпортрет",
И проявителя не надо, и фиксажа.

И ничего не выдумать светлей,
И ретушировать и глянцевать напрасно -
На фотопленке памяти моей
Ты прявилась бесконечно ясной.
1963

***
Я ем виноград, я ем виноград,
Тот самый, что снился, бывало.
Я ем, наедаюсь, я ем, объедаюсь,
Я ем его до отвала.
Я ем виноград. Мне уже невтерпеж,
Но лезет он в рот, как нарочно.
Я ем виноград. Я ем виноград,
Покуда становится тошно.
Но я буду есть, но я буду есть
С утра и до позднего вечера.
А все оттого, что он под рукой
И просто мне делать нечего.
Не сладко, не кисло. Я ем виноград.
И завтра я есть его буду.
Я весь в винограде, я ем виноград
Покуда становится худо.
-Доколе? Доколе все это, - ору, -
Чего это маятся ради?!! -
А руки сами подносят к губам
Еще одну гроздь виноградин.
Я ем виноград. Но когда же конец
Часов виноградных вращенью?
По ягодке в рот. По ягодке в рот.
По ягодке - до отвращенья.
Я ем виноград. Буду есть виноград
Всю осень, все зиму, все лето.
Я ем...
Да неужто в аптеке у нас
Другого рвотного нету?!
1967

Песня о Петерисе.
Рыл канавы Петерис
В молодости звонкой,
Роет, роет, нюхает -
Лужа пахнет водкой!

Кошелек насытили
Эти подработки.
Кошелек открылся -
Слышен запах водки.

Обвенчался Петерис.
Рыл колодец рьяно.
Роет, роет, нюхает -
Водкой пахнет яма.

Тут его супружница
Как слезой зальется:
"Завали немедленно!
Нехочу колодца..."

Куролесил Петерис
Вдоль и посередке
Жизни, буйства пестрого,
В испареньях водки.

А скончался Петерис, -
Над землей могильной
Долго шел от цветиков
Запах водки сильный.

В гробе черви ползают,
Гложут доски с лаком,
Погрызут, понюхают -
Запах водки лаком!

Крупные и мелкие,
В крапинку, в полоску,
Жрут и жрут покойника,
Упиваясь в доску.

Возмущаться нечего,
Брось нравоученья!
И червяк малюсенький
Жаждет развлечения!
1969

Единственный грех
В чем грех Адама единственный? В том,
Что в Еву влюбился. За то и попало,
Когда дело Адама и Евы потом
На рассмотрение к Богу попало.
Бог сказал Адаму: "Ну как же ты мог!
Что за нравы... - И, глядя все строже: -
Ты ведь все-таки знал, что Бог есть любовь?"
"Нет, - сказал Адам. - Нет, я - тоже."
"Нет уж, черта в ступе, - заметил Бог
С нескрываемою досадой. -
Как вообще-то мог ты столь низко пасть
С этой Евой своей толстозадой?"
"Боже! Ниже тобой сотворенной земли
Я не падал с нею ни разу", -
Возразил Адам. Но Бог оценить
Не хотел остроумную фразу.
Он Адама с Евой из рая изгнал...
Что ж - зато с той поры на свете
В том, что делать нам с женами,
Ни перед кем,
Слава Богу, мы не в ответе.
Мы швыряем на ветер фиговый лист,
Косы Евы своей расплетая,
С чистой совестью: это ж единственный грех,
Не земной, а идущий от рая.
Насовсем нам в рай не вернуться вовек.
Грех Адамов, однако же, с нами.
Он-то может, единственный, в рай заглянуть
Позволяет и нам временами.
1972

Сомнения.
Страшна эта пропасть меж "да" и "нет".
Меж плюсом и минусом бездна.
Во имя чего я явился на свет?
Быть может, борьба бесполезна?

Меж плюсом и минусом не глубина,
А страшный бездонный провал.
Дорога в трясину во все вемена
Меж двух пролегала скал.

Безжизненна пустошь меж "нет" и "да".
Здесь эхо едва ль отзовется.
Земля не цветет, не бежит вода.
Вдруг здесь мне остаться придется?

Два солнца и каждое ярким лучом
Свой в небе зажжет расвет.
Есть справа плечо и слева плечо.
И пустота между "Да" и "Нет."

Раболепие.

Отца ли хороним
Или нянчим дитя -
Все, что мы произносим
Начинается с "я".

Я люблю,
Я скучаю,
Я ни дня не могу без тебя...
Умоляю, прости мне
Мое вечное "я".

Ты прости мне, дружище,
В этом "я" - вся натура моя.
Ты прости мне, что должен
Каждодневно терпеть мое "я".

И мой взгляд, неотвязно
Тебя ищущий день ото дня,
И мое равнодушье,
И издевку в глазах у меня...

Ах, простите мне, если
Я кажусь таким твердым подчас.
Просто быть хочу с вами,
Хочу быть среди вас.

Пока рядом с твоею
Вьется тропка моя -
Твоим "я" да простится
Мое грешное "я".

На палубе
Гул болтовни человечьей,
Качка словесных вод.
Рядом ныряют дельфины,
Что-то нам скажут вот-вот.

К мели болтун и болтунья
Ведут параход болтовни
Рядом ныряют дельфины,
Что-то нам скажут они.

Рокот людской говорильни,
Ритмы и дух суеты.
Рядом - дельфинье молчанье,
Острая боль немоты.

С непонятными странными жестами, в странной
Непонятной одежде, видать
домотканной,
С непонятным лица выраженьем, похожий
На сухой можжевельник, шел странный
прохожий.

И сказала ты мне: "Как он странен! Пожалуй,
Притворяется этот прохожий усталый".

У ворот он замедлил шаги и собаке
Огонек, словно кость, ловко бросил во мраке,
И спросил: "Как зовут вашу жабу?
Выходит,
Когда доят коров? И в хлеву верховодит?"

И сказала ты мне: "Этот странник играет
И нарочно под вечер нас так окликает:

"На концах ваших пальцев пылают ли свечи?
Поделится хочу с вами тайной сердечной,
Своим сердцем: какую вам дать половину,
Разделю с вами горе и вас не покину".

И сказала ты мне: "Человек этот шутит
На ночь глядя. Не верь ему,
толку не будет".

Мы тогда отвернулись, закрылись ворота.
А теперь его ждем - не является что-то.
Ночь как ночь.
День как день.
За год стог свой съедает корова.
Жаба пить молоко не приходит: ей лень.
Нам бы странного гостя какого!
1972

Половинки
Шепчет кролику кролик в траве под зеленым
кусточком:
"Дам тебе половину я
клеверного листочка.
Эту пленку полиэтиленовую
мы по-братски поделим,
Чтобы ты не промок, братец кролик,
крольчата не осиротели.
Я обнюхал деток твоих, как своих,
и капусту
Дам крольчатам твоим, как своим,
и порадуюсь хрусту".

Почему ты убил брата Авеля:
мог бы его пожалеть.)
Солнце лишь половину земли
освещает, другая -
В темноте; лев рычит, братца-кролика в ней настигая.
(Почему мы терзаемся завистью, Каин, ответь?
Почему ты убил брата Авеля:
мог бы его пожалеть.)
Плоховато мне слышно - слишком
далековато
Как два кролика рядом бегут по отаве,
два брата.
Шепчет кролику кролик: "Тебя я в обиду
не дам.
Этот клеверный лист мы тихонько съедим
пополам".
1973

***
Хватает хлеба,
Прекрасен белый свет,
И вдоволь неба, -
Ни в чем нехватки нет.

Снежка свеченье.
И взгляда не отвесть.
Но ощущенье
Нехватки все же есть.

Нет недостатка.
А все ж недостает
Чего-то. Шатко
И странно жизнь идет.

Звезды падучей
Укус блестящ и скор.
Какой-то жгучий
И тайный недобор.
1974

***
Ах, это все - бренчанье скорлупы
О скорлупу, - не расколоть ореха.
Немой показывает что-то - морщим лбы.
Во мне таится что-то, слабое, как эхо.

За десятью слоями. Шепот или крик.
Как будто в мох лицом уткнувшись -
так невнятно.
Меж тем как пробует еще сказать язык
О чем-то, слышанном давно и многократно.

Я запираю дверь, я дома, я один.
Молчу. Молчание теперь моя защита.
И слышу: вот оно Бог весть с каких глубин
Всплывает медленно, что было в сердце скрыто.
1974

Сегодня я сорвал с нее бусы, и они
рассыпались по траве. Я не мог видеть,
как она бережет их, а меж тем каждый день
кто-нибудь ей разбивает одну из бусинок.
Она делала вид, что этого не замечает, -
она бережет ниточку. Я не могу видеть, как
бусинок становится все меньше, а она все
еще украшает себя ими. Может быть, она
и вправду не видит, что бусинок остается все
меньше?
А может быть, просто не хочет видеть. Потому
что бусы - это ее вера в свою красоту, вера
в любовь, вера в красоту других. Поэтому она
бережет ее.
Но бережет она только ниточку, будто
в ниточке ее вера, а не в самих бусах.
Пока она так дрожит над своей ниточкой,
кто-то день за днем откусывает по одной
бусинке, и когда будут откушены все, ей
останется одна только ниточка.
Но еще ужаснее будет это мгновенье, когда
нить еще не совсем опустела, но осталось на
ней десяток бусинок или чуть побольше. Я не
хочу видеть ее в то мгновенье, когда она
будет гордиться этим последним десятком на
полуголой ниточке. Не лучше ли разорвать
ее сразу и нанизывать всякий раз заново,
чем вот так дрожать в страхе за нее и терять
бусинки - по одной, по одной, по одной?
(Терпеть не могу капли. Капли меня утомляют,
убывают ли, прибывают - одинаково
монотонно, одинаково печально. Кто пьет
вино по капле, кто дает реку пустыне по капле?
Страшная выдумка инквизиции -
медленные капли на голову -
Еще-еще-еще-еще-еще...
Еще-еще-еще-еще-еще...)
Я никому никогда не говорил, что для меня
она значит. Даже ей.
Болят бусинки, исчезая по одной, и совсем
не болит ниточка.
Сегодня я сорвал с нее бусы, и они рассыпались
по траве.
Она думает, будто я ее ненавижу.

Слово это, когда говорится оно в конце,
разрушает все предложенье. "К сожаленью".
Сказанное в конце, взрывает оно все
предложенье. Всю предыдущую жизнь.
- Вот она, благодарность. Я для него каждый
кусок от себя отрывала (и там, в темноте,
под этими словами или между ними вдруг
мелькнет это словечко - "к сожаленью"). -
Воистину уничтожающе это слово. Крест
на всем предложенье. На всей прожитой
жизни. Резкий удар как кнутом по лицу -
к сожаленью!
Кормили, выхаживали и - к сожаленью!
Любили тебя - к сожаленью. Жертвовали
собой - к сожаленью. Жаль, сожалею -
зря.
У яблони, что тобою посажена, отрубает
цветущую ветку топор - к сожаленью.
Ползет ксожаленьюзмея, жалят
ксожаленьюскорпионы.
Спичка ухмыляется под крышею дома.
Этот человек сам мне рассказывал,
как строил он дом для брата своего,
и вот он внезапно берет камень в руку
и швыряет в окно - к сожаленью! Берет
ксожаленьюспичку, и вот уж огонь
побежал по крыше.
Опасное слово. И ставится всегда в конце,
когда уже сделано что-то.
Никто не скажет вначале - "к сожаленью,
построю дом", "к сожаленью, выхожу замуж".
Только в конце приходит оно, чтобы все уничтожить.
"Дом этот я выстроил, к сожаленью".
Мертвая точка, граница, за которой смерть, -
вот что такое "к сожаленью". Строим
свою жизнь или жизнь ближних своих только
до этого слова - "к сожаленью".
Когда ты его произнес (или только подумал,
произнес его мысленно), что-то умирает,
кому-то ты подписал смертный приговор -
другу своему, ближнему или себе самому.
В утренний час, когда солнце едва поднимается
в небе, произнеси это страшное слово -
"к сожаленью" - и солнце закатится,
не достигнув зенита.



 Top