Нет величия там где нет простоты. Нет величия там где нет простоты добра и правды

Главная идея романа-эпопеи «Война и мир» — утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения, разъединения.

В романе оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России: народный и антинародный. Толстой считал народ главной, решающей силой истории. По мнению писателя, ведущую роль в национально-освободительном движении играет не дворянство , а народные массы. Близость того или иного героя романа «Война и мир» к народному лагерю является его нравственным критерием.

Противопоставление Кутузова и Наполеона играет в романе важнейшую роль. Кутузов — истинный народный вождь, выдвинутый народом. В отличие от исторических деятелей типа Александра I и Наполеона , которые думают только о славе и власти, Кутузов не только способен понять простого человека, но сам он по натуре своей простой человек.

В облике Кутузова Толстой прежде всего отличает его простоту. «Ничего от повелителя нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости!»

Описывая Наполеона , писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта — позерство. Наполеон ведет себя, как актер на сцене, он убежден, что все, что он говорит и делает, «есть история».

Для Толстого Кутузов — идеал исторического деятеля, идеал человека. Толстой писал о цели, которой посвятил себя Кутузов: «трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Противопоставляя Кутузова Наполеону, писатель замечает, что Кутузов вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и самым обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, облегчая, насколько это возможно, бедствия народа и войска.

В противопоставлении Наполеон — Кутузов, составляющем стержень романа, доказывается, что победит тот, кто действует в соответствии с ходом исторических событий, тот, «чья личность наиболее полно показывает общее».

Толстовский Кутузов постоянно находится в самом центре военных событий. Кутузов всегда видит свое войско, думает и чувствует с каждым солдатом и офицером, в душе его есть все то, что есть в душе каждого солдата.

Толстой постоянно подчеркивает в своем Кутузове гуманность, которая, по мнению писателя, могла оправдать власть Кутузова. Гуманность в сочетании с властью и представляла «ту человеческую высоту, с которой он направлял все свои силы не на то, чтобы убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Для Кутузова жизнь каждого солдата — драгоценность.

При объезде Наполеоном поля боя после сражения мы видим на его лице «сияние самодовольства и счастья». Погубленные жизни, несчастья людей, сам вид убитых и раненых — основа счастья Наполеона. «Высшая человеческая высота» Кутузова находит выражение в его речи перед Преображенским полком, в которой он говорит, что до тех пор, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».

Нельзя говорить о полном отрицании Толстым роли и значения личности в истории, в движении народных масс. Толстой настойчиво подчеркивал, что Кутузов один чувствовал подлинный смысл событий. Каким же образом мог этот человек так верно угадать значение народного смысла событий? Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том «народном чувстве», которое Кутузов носил в себе во всей его чистоте и силе.

Кутузов для Толстого — истинный народный вождь , выбранный народом. Образ Кутузова в романе — образ народного единства, образ самой народной войны. Наполеон же выступает в романе как главное, «концентрированное выражение самого духа разъединения». Сила и величие Кутузова именно в единении с армией и народом. Характерной чертой Наполеона, как отмечает писатель, является то, что французский полководец поставил себя вне людей и над людьми и поэтому не мог понимать ни добра, ни красоты, ни правды, ни простоты.

Толстой писал, что там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия. Величие Кутузова — величие добра, простоты и правды. Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности Толстой применяет нравственный критерий. Вслед за Пушкиным Толстой утверждает, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Толстой не только не отрицает, он утверждает великую личность, великого человека всем своим романом, потому что он утверждает величие народа . Впервые в мировой литературе эти понятия слились в единое целое. Толстым было впервые утверждено, что чем полнее личность воплощает в себе народные черты, тем она является более и более великой.

Урок 125 «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

30.03.2013 16067 0

Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели : расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Вопрос ы (или письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)

II. Слово учителя.

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу , единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) . Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Беседа по вопросам :

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.

Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)

3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.

Кутузов в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать , так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.

В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.

Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии » (Н. Н. Наумова) .)

4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) .)

Домашнее задание.

1. Сочинение на одну из тем (4–5 человек).

Примерные темы :

1) Портрет князя Андрея.

2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.

3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.

4) Пьер на Бородинском поле.

5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.

3. Сообщение по варианта м:

Вариант I.

Путь исканий князя Андрея.

Вариант II.

Путь исканий Пьера Безухова.

По мнению Л. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне-нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту-зова — полководца народной войны, и Наполеона — «ничтожней-шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо-гатство — он вместе с русскими солдатами борется засвободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу-шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «...по непреодо-лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав-ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт-рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры-ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, вевои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша-ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме-сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю-дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед-них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа-леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он чцтал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля-дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли-зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внеш-не это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но имен но в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полководца.

Наполеон — полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще-ния. По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж-дый вез и нес сдобой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы... со-стояла... в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак-теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир-ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 5076

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . По мнению JI. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне­нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту­зова - полководца народной войны, и Наполеона - «ничтожней­шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо­гатство - он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу­шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодо­лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав­ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт­рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры­ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша­ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю­дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед­них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа­леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он читал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля­дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли­зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полко­водца.

Наполеон - полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще­ния, По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж­дый вез и нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы… со­стояла… в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак­теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир­ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.

Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности.
Л. Н. Толстой
Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман “Война и мир”. Это великое произведение заставляет по-иному смотреть на поставленные вопросы. Как часто упрекали Толстого в том, что он исказил историю тысяча восемьсот двенадцатого года, что он исказил действующих лиц Отечественной войны. По мысли великого писателя, история-наука и история-искусство имеют различия. Искусство может проникать в самые отдаленные эпохи и передавать сущность прошедших событий и внутренний мир людей, в них участвовавших. Действительно, история-наука делает упор на частностях и подробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним описанием, а история-искусство охватывает и передает общий ход событий, в то же время проникая в их глубину. Это надо иметь в виду, оценивая исторические события в романе “Война и мир”.
Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа.
Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были “помрачены ум и совесть”, и поэтому все его поступки “были слишком противоположны правде и добру...”. Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер - таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него”. Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли.
Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора “смотреть мимо” людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим.
Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей... Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...” Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию “бояр” с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему “с повинной головою”.
А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно “мысли народной” и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в “Войне и мире”, одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, “лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”.
Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, “изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой...” Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство.
Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет “дух войска”, и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов.
Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал?” Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем - от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели - победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего.
Важнейшая сторона облика русского полководца - живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс - мудрость и величие главнокомандующего.
Наполеон и Кутузов -два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. “Кутузовское” начало как символ народного противостоит “наполеоновскому”, антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от “наполеоновских” принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине “величия нет там, где нет простоты, добра и правды”.




Top