Объем в рисовании. §3 Превращение плоскости в объем

Настало время окунуться с головой в сказку и вспомнить старых добрых персонажей – Деда Мороза и Снегурочку! Эти герои считаются одними из самых главных символов новогодних праздников, без которых невозможно представить зимние торжества. В преддверии Нового года и взрослых, и детей посещает вдохновенное праздничное настроение, а в различных учреждениях, особенно учебных, детей просят нарисовать Дедушку Мороза и Снегурочку, но кто же детально расскажет и покажет, как это сделать? Именно поэтому в первых числах декабря я села за лист бумаги с цветными карандашами, чтобы показать всем желающим, как нарисовать Деда Мороза и Снегурочку поэтапно. Приступим!

Хочу отметить, что этот урок поможет детям и подросткам нарисовать красивую новогоднюю открытку своими руками или придумать креативный тематический рисунок!

Что Вам для этого пригодится:

  • лист бумаги белого цвета (можно альбом для рисования или скетч-бук);
  • простой карандаш с примерной твердостью – НВ;
  • ластик;
  • цветные карандаши;
  • новогоднее настроение!
  1. Если размещать Деда Мороза и Снегурочку на одном листе, нам нужно это сделать так, чтобы они «не врезались» друг в друга и поэтому разметим их примерные очертания в листе, как в примере на картинке. Здесь не нужно никаких точностей, просто мы должны знать, где наши герои будут расположены, не выйдут ли они за пределы листа и тд.

  2. Чтобы красиво нарисовать Деда Мороза и Снегурочку поэтапно карандашом, нужно для начала сосредоточиться на одном из наших персонажей. Начнем с Дедушки: берем простой карандаш и рисуем форму шапки с головой и бородой. Сделайте силуэт, как на рисунке 2.
  3. Рисуем руки деда мороза. В этом случае нам повезло – здесь не надо прорисовывать пальцы и ладони, а всего лишь нужно повторить форму варежек. Рисуем руки, как на картинке, будто Дед Мороз потом будет держать в руках мешок. Не забывайте рисовать и мех на рукавах и на шапке сверху.

  4. Теперь настала одна из самых легких частей нашего процесса: рисуем мешок за спиной у Дедушки и переходим рисовать нижнюю часть его костюма.
  5. Внизу нарисуем башмачки Дедушки Мороза. На картинке 5 она нарисованы так, будто он шагает. Прорисовываем все остальные детали его костюма и начинаем рисовать лицо. Это нам удастся намного легче, чем кажется: для этого нам нужно нарисовать разделительную линию между бородой носом и щеками. Нарисовав эту линию, у нас автоматически появятся щеки и нос Дедушки. Под носом на бороде рисуем рот, а под шапкой рисуем овальные и продолговатые брови. Глаза мы можем нарисовать следующим способом: рисуем овалы и в них точечки (как на примере 5), но детям достаточно нарисовать просто точечки. В уголках глаз рисуем по две линии, ведущие к вискам – это будут морщинки, которые возникают от улыбки.

  6. Не забываем, что мы Дедушку Мороза и Снегурочку вместе, поэтому мы переходим к рисованию нашей красавицы и начнем с головы. Рисуем форму лица, сверху – пряди волос, а еще выше – кокошник или шапочку. Тут уже все зависит от того, с каким головным убором Вы и Ваш ребенок представляют Снегурочку.
  7. Теперь рисуем костюмчик, начинаем сразу от головы. На плечах и рукавах нарисуем мех, руки немного расставлены. И еще делаем варежки по принципу, как у Дедушки.

  8. Еще один самый легкий этап – рисуем нижнюю часть костюма Снегурочки и ее башмачки.
  9. Очень легко пошагово нарисовать костюмы Снегурочки и Деда Мороза, если следовать примерам на картинках. Но, если хотите нарисовать более сложный рисунок с Дедом Морозом, то Вам стоит ознакомиться с нашей статьей .
    А в данном случае осталось просто нарисовать небольшие штрихи в области меха для обозначения ворсинок. И переходим к лицу. Глаза рисуем по тому же принципу, как и у Деда Мороза: овалы с точечками внутри или просто точечки. Сверху овала или точечки рисуем реснички, над ними – бровки. Для того, чтобы нарисовать носик, не нужно прилагать море усилий, он у нас как перевернутая на бок галочка. Рот рисуем почти такой же, как и у Деда Мороза.

  10. Теперь Вы знаете, как нарисовать новогоднего Деда Мороза со Снегурочкой поэтапно и осталось разукрасить наших героев! Для этого Вы можете и дальше следовать таким советам:
  • Для разрисовки лица возьмите карандаши розового и оранжевого цвета и зарисовывайте, еле надавливая на карандаш. Таким образом Вы получите телесные и естественный оттенок кожи. На щечках добавьте красного или малинового.
  • Для зарисовки меха возьмите голубой карандаш и разрисуйте края, оставляя серединку белой, как на картинке.

Остальные украшения и цвет костюмов зависят только от Вашей фантазии. Для примера мы сделали фото, нарисованных Деда Мороза и Снегурочки.

30. Геометрические тела


Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.



31. Кошки


В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.


Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.


32. Оси, квадрат и диагонали


Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.


а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей


б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей


в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости


а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур


б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение


в. Геометрический орнамент в народной вышивке


Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.


Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

Главная задача академического рисунка — достоверно передать форму и объем . Это 2 основные характеристики любого предмета, при этом они неразрывно связаны между собой. Невозможно представить что-то, имеющее форму , но не имеющее объема и наоборот. Под формой обычно понимают геометрическую форму, очертания предмета, а объем — это его трехмерная пространственная характеристика.

Можно найти предметы с одинаковой формой , но разным объемом . Скажем, лист бумаги, тетрадь, и книга — форма одна, объем — варьируется.

Какими бы сложными ни были форма и объем предмета, их всегда можно свести к набору простейших геометрических примитивов. Кувшин может состоять из шара и набора цилиндров, человек — из параллелепипедов и призм. Может быть, это звучит странно, однако способность видеть предметы как набор геометрических тел — одно из важнейший умений художника.

Это умение называется пространственным зрением (способность воспринимать форму и пространственные взаимоотношения предметов), и его стоит постоянно развивать.

Конечно, с непривычки, достаточно трудно в фигуре человека или животного разглядеть геометрические примитивы. Все же их форма очень сложна, есть масса деталей, которые не позволяют новичку увидеть основной объем. И внимание начинающего художника сосредотачивается главным образом на этих деталях. В портрете, например, он начинает тщательно вырисовывать дырочки в носу и реснички, не обращая внимание на форму носа и глаза. Думаю, не надо уточнять, что реалистичным такой портрет не будет.

Я когда-то видела сделанный таким образом портрет очень симпатичной в реальности конопатой девушки. На рисунке был плоский блин с глазами, ртом и множеством черных точек — такое чувство, что рисующий сосчитал и изобразил каждую веснушку. Модели портрет не понравился)

Итак, в рисунке важнее всего не копировать видимый образ, а анализировать и обобщать. То есть, рисовать не то, что видишь, а то, как понимаешь форму предмета — тогда результат будет более убедительным. Вообще, рисунок — процесс в большей степени логический, чем чувственный, особенно на ранних стадиях.

Художественный анализ касается не столько внешней формы, сколько конструкции, потому что именно конструкция определяет характер формы. Конструктивная форма здания — параллелепипед, яблока — шар и так далее.

В конструкции предметов более сложной формы можно вычленить больше геометрических тел, но всегда работа идет от большего к меньшему: сначала основной объем, потом детали (которые тоже дробятся на геометрические составляющие).

Основы рисунка для учащихся 5-8 классов Сокольникова Наталья Михайловна

§3 Превращение плоскости в объем

30. Геометрические тела

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

31. Кошки

В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.

Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.

32. Оси, квадрат и диагонали

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.

а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей

б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей

в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости

а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур

б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение

в. Геометрический орнамент в народной вышивке

Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

35. Кубы

Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.

36. Кубик Рубика

37. Торт с отрезанным куском

Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.

38. Формы: а – пустые, б – наполненные

Система подобных упражнений на превращение плоскости в объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по представлению.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений – фотография только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

«В природе существует объем и цвет…»* В природе существует объем и цвет, звук же рождается от соприкосновения двух в пластическом искусстве-творчестве одни индивидуальности творят через объемы другие через цветТретьи через звук. (Если бы в природе ничто не поколебалось,

Из книги Малевич автора Букша Ксения Сергеевна

ИТОГИ СУПРЕМАТИЗМА НА ПЛОСКОСТИ Первая индивидуальная выставка Малевича в Москве, организованная Наркомпросом на Большой Дмитровке, 11, в бывшем салоне Михайловой, состоялась без него. Выставка «Казимир Малевич.Его путь от импрессионизма к супрематизму» открылась 25




Top