Образ екатерины в произведении островского "гроза". Русский характер Катерины (по пьесе А.Н


Творчество Александра Николаевича Островского - это целый этап русской литературы. Написанные в 40-60-е годы XIX столетия, его пьесы, в общем-то, стали первыми русскими драмами, так как в первой половине века создавались в основном водевили и комедии. А. Н. Островского недаром называют создателем русского национального театра: таких глубоких по проблематике, интересных пьес до него в России не писал никто. В драматургии Островского поднимаются очень серьезные проблемы: конфликт личности и общества и судьба женщины в нем. Последняя в пьесах раскрывается по-разному, но вывод, очень точно выраженный словами Карандышева, всегда один: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В русском обществе второй половины XIX века женщина - это существо либо бесправное, забитое, всю жизнь проводившее за спиной мужа и подчинявшееся ему, либо потерявшее не только чистоту и женственность, но даже способность любить. Первый случай- то, что было предназначено Катерине, героине драмы А. Н. Островского «Гроза». Эта женщина росла в счастливой семье, ее холили и лелеяли, тяжелой работой не нагружали, она слушала рассказы странниц и богомолок. Повзрослев, Катерина вышла замуж не по любви, а из жалости. После этого ее судьба круто изменилась. Постоянные ссоры со свекровью, тяжелая работа по дому, непонимание мужа - все это очень тяжело далось Катерине, а особенно после счастливого детства. Тем не менее это общепринятые нормы. Так жили женщины до Катерины, ее современницы,! а судьбы многих отягчались еще заботой о детях, побоями мужа. Катерина осмеливается бросить вызов обществу «диких» и «кабановых», всему «темному царству». Ей не надо многого, она не хочет ни золотых гор, ни огромных владений- Катерине простіш хочется любить и быть любимой. Мечта женщин всего мира скромна и необъятна - это счастье и, конечно, любовь. Осмелившись полюбить Бориса, будучи замужем за Тихоном, Катерина готова на все:! бросить дом, семью, поехать в Сибирь за любимым человеком. Ей все равно, что о ней будут думать и говорить: «Пусть все видят, пусть все знают, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсЯ ли я людского суда?» Но Борис не способен бороться за свое счастье, вырваться из пут материальном зависимости и страха перед «людским судом», и он уезжает, оставив Катерину. Что остается делать бедной женщине? Она говорит своему возлюбленному: «Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу! говорит: «Не верьте ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают». Не будет Катерине жизни, если она вернется к мужу. Единственный выход для нее - самоубийство. В обществе, уклад которого складывался веками, где женщина - это вещь, а назначение ее - работать по дому и рожать детей, любой протест против такого уклада обречен на провал. Островский недаром приводит Катерину к гибели: он не видит для нее другого выхода. Или живи по правилам, или умирай. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу... В могиле лучше!» Катерина предпочитает предстать перед Богом и ответить ему! за свои грехи, а не оправдываться всю жизнь перед людьми, которые ни за что не поймут ее поступка и, конечно, не простят. Если даже Кудряш порицает Катерину и Бориса, то что говорить об остальных?] На ум приходит фраза замечательного английского писателя Р. Хапарда о том, что Бог куда милосерднее тех, кто заставляет нас в него верить. В самом деле, из-за своих мелочности, эгоизма, жестокости и злобы люди порицают строже, чем самый грозный судья. Умирает (правда, не по своей воле) и другая героиня Островского - Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Здесь вопрос о судьбе женщины поднимается в другом аспекте: к чему может привести социальная несправедливость, на что способна обманутая в своих надеждах и ожиданиях девушка - вот то, что волнует Островского. Лариса Огудалова едет кататься с Паратовым вовсе не случайно. Устав от обид и унижений, которыми мачеха-жизнь щедро ее одаривала, поняв, что будущее не сулит ей ничего хорошего, Лариса решила поехать с любимым человеком и хотя бы несколько часов побыть с ним, стать счастливой. Чем же это для нее обернулось? В итоге ее застрелил Карандышев. В предсмертном монологе Ларисы звучат горькие слова, которые объясняют причину ее поступка. Она была одинока среди людей, окружавших ее, жила среди унижений и обид, в атмосфере непонимания, «не слыхала теплого сердечного слова». «А ведь так жить холодно», - говорит она. Лариса оправдывается и отрицает свою вину одновременно. Такая жизнь и приводит ее к решению ехать в Париж с Кнуровым. Человек не может жить без цели, обязательно должен быть смысл существования, а иначе образовывается пустота, которую ничем не заполнить. Лариса думала, что любовь станет смыслом ее жизни, но ошиблась. В порыве отчаяния и безысходности она говорит Карандышеву, что любви-то нет, а значит, и искать ее нечего. Один выход - «искать золота». В Ларису стреляют, но для нее это легкое избавление, желанное решение проблемы. Такие концовки и «Грозы», и «Бесприданницы» отнюдь не случайны. Островский словно ходиш по заколдованному кругу: он понимает, что положение женщины крайне тяжелое, но любая попытка! изменить его терпит неудачу. Как быть? Ответа на этот вопрос нет. Островский, по крайней мере, его не видит, а герои пьес его не находят. Что касается меня, то я тоже не вижу выхода, но твердо уверена, что Лариса Огудалова и Катерина, что бы ни говорили, - тонкие лучики света в темном царстве, две искорки, вспыхнувшие в ночи зла, бесправия и безысходности. Они погасли, но зажгутся другие, так как человечество только потому и существует, что стремится к лучшему: правде, красоте и совершенству. Без этого оно просто погибнет. Так было, есть и будет вечно.

Екатерина в драме "Гроза"
Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза"
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная
идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством",
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, "выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо».
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.




Top