Образ Ивана Васильевича в рассказе "После бала" Срочно!!!!Помогите!!!!! Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала.

В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.
Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.
Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло “в то время какое-то восторженно-нежное чувство” к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому воинскому начальнику “типа старого служаки николаевской выправки”.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не смог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. На сердце у него была “почти физическая, доходившая до тошноты, тоска”, такая, что он несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он “услыхал и увидел опять все и вскочил”.
После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.
На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Задачи и тесты по теме "Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)"

  • Гласные после Ц - Морфемика, орфография 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1

ПОСЛЕ БАЛА

(Рассказ, 1911)

Иван Васильевич — главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких кружках не участвовал, а просто жил, «как свойственно молодости».

Однажды случилось ему быть «в последний день масленицы на бале у губернского предводителя». Там оказалась и его возлюбленная — Варенька Б. Особо И. В. останавливается на «бестелесности» своей страсти к молодой красивой женщине, стремясь создать у слушателей впечатление чуть ли не «ангелопо-добности» своего внутреннего состояния: «...Я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Умиление собой, Варенькой постепенно переносится И. В. на всех присутствующих: на добродушного хлебосольного предводителя и его супругу, даму с пухлыми белыми открытыми плечами (И. В. подчеркивает ее сходство с парадными портретами императрицы Елизаветы Петровны), на отца Вареньки, полковника В., и даже на инженера Анисимова, отбившего у него первую мазурку с Варенькой. «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Эта поистине божественная, братская любовь, открывшаяся И. В. в последний день масленицы, накануне Великого поста, странным образом санкционируется в изображении Толстого языческими, в целом — кощунственными законами бального светского увеселения.

Дальнейшие события происходят с И. В. уже на следующее утро, в первый день Великого поста. Случайно он становится свидетелем варварской экзекуции — обряда наказания шпицрутенами беглого татарина. Сцена экзекуции — кривое зеркало бального ритуала. Восприятие И. В. невольно фиксирует эти искаженные соответствия. Мелодия мазурки накладывается на визгливый аккомпанемент барабана и флейты, ритм танцевальных па — на чеканный взмах солдатских рук и хлесткий посвист палочных ударов, танец Вареньки с отцом — на адский «танец» истязаемого под пыткой татарина и идущего с ним в паре «твердой, подрагивающей походкой» полковника Б. Вместо «бестелесной» Вареньки — «пестрое, мокрое, красное» «тело человека»: «Братцы, помилосердуйте». Это «братцы», эта явная аналогия с Голгофой недвусмысленным образом перекликаются с мотивом братской, общечеловеческой любви, испытываемой И. В. во время бала. В его воображении чудовищно переплетаются, казалось бы, несходные миры: духовный и плотский, христианский и языческий, божественный и демонический. Масленичный бал, язычески-фарисейская официозная культура порождают идею всечеловеческой любви, а «современная Голгофа», увиденная в начале поста, наоборот, являет не лик страдающего за человечество Христа, а безобразное кровавое месиво истязуемой человеческой плоти. Сатана служит Богу, Бог — сатане, и все это объединяется общим символом ритуализованной пляски. Все это для Толстого «лжекультура», «культура-оборотень», отрицающая сама же себя.

В отличие от автора И. В. не в состоянии принять открывшуюся ему истину. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», — думал И. В. про полковника, наблюдая, как тот легко и привычно от бала переходит к экзекуции, от «духа» к «плоти», не меняя, по сути, своего поведения. И. В. так и «не посвятили» в тайны светских «приличий», оправдывающих подобное «оборотничество». Он остался «по ту сторону» совершаемого носителями официальной морали добра и зла. Не вникнув в современные ему постулаты «пристойного» поведения, И. В. в то же время не поверил и своему естественному, еще не испорченному обществом моральному чувству. Отказ от военной службы и женитьбы на Вареньке — это не столько протест, сколько духовная капитуляция И. В. перед хаосом современной ему культуры.

Иван Васильевич — рассказчик и главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала». От его лица ведётся повествование, от него мы узнаём историю любви Ивана Васильевича и её странного завершения.

В начале рассказа перед нами уже постаревший герой — «всеми уважаемый», правдивый, искренний, к которому с явной симпатией относятся окружающие. Такое начало настраивает на принятие истории, положительную оценку действий героя.

К воспоминаниям Ивана Васильевича побуждает разговор о том, что необходимо человеку для личного совершенствования. Герой вспоминает случай из юности, прошедшей в 40-х годах XIX века в провинциальном городке. Он был студент, «жил, как свойственно молодости: учился и веселился» и влюблён был в Вареньку Б. Причём любовь его была очень чистой и словно «бестелесной»: он смотрел на девушку как на ангела и себя чувствовал «каким-то неземным существом».

(Полковник и Отец Вареньки грациозно танцует с дочерью )

Большая часть рассказа Ивана Васильевича (и собственно произведения) приходится на бал, где герой танцует с Варенькой, умиляется и ею, и её отцом. Даже немодные сапоги отца кажутся Ивану Васильевичу прекрасными: «Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные…»

Когда счастлив, влюблён, всё вокруг кажется прекрасным: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Это чувство со временем либо успокоится, станет земным, либо — исчезнет. Второе и случилось с Иваном Васильевичем, только причина охлаждения героя оказалась не совсем обычной, «случай» — как сам он выразился.

(Незабываемый в душе Ивана Васильевича танец с Варенькой )

Не в силах заснуть после бала, утром Великого поста (бал состоялся вечером Масленицы) Иван Васильевич отправляется бродить по улицам. И ноги сами несут его к дому, где живёт Варенька. Дом стоит на окраине города, «на поле», в конце которого герой видит «что-то большое, чёрное».

Оказалось, что там наказывали солдата-беглеца. Его проводили сквозь два ряда солдат, которые били несчастного поочерёдно, превратив его спину в кровавое месиво. А командовал наказанием отец Вареньки, он строго следил за тем, чтобы солдаты били в полную силу.

(Иван Васильевич стал свидетелем увиденного, полковник, он же отец Вареньки, жестоко наказывает беглеца )

…Что-то перевернулось в душе Ивана Васильевича. Он будто и понимал, что, видимо, так нужно, даже необходимо. Но исключительно умом. Сердце, душа не находили оправдания пытке: «Очевидно, он (отец Вареньки) что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Заснуть герой смог только вечером, когда напился с приятелем. А после любовь как-то сама собой пошла на убыль.

Характеристика героя

Иван Васильевич — в юности самый обыкновенный молодой человек. В рассказе он сам подчёркивает, что вёл обычную для студента жизнь: веселился, учился. Ни в каких кружках не участвовал, никаких теорий не придерживался. Катался с барышнями с гор, пил шампанское, когда были деньги, много танцевал и не единожды влюблялся. Такая «обыкновенность» очень важна для замысла автора.

Когда Иван Васильевич видит картину истязания, он не противится ей умом, т. е. — он не может или боится принять истину, что рядом с ним происходит преступление. Он не может осознать, что общество, люди, что его окружают, — лживы, лицемерны: «…сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник…» Ему не хватает или ума, или смелости, или — ещё не пришло время для правильных выводов.

Однако сердце героя мудрее головы. Увиденное изменило жизнь Ивана Васильевича. Он не смог пойти служить, хотя собирался, а в задумавшейся Вареньке теперь видел полковника на площади.

Герой остался одиноким, не служил нигде — ни в армии, ни чиновником, потому что столь вопиющий контраст между полковником на балу и полковником на площади подспудно заставляет его подозревать в людях «изнанку». Иван Васильевич предпочёл обезопасить себя, не сталкиваться с этой самой «изнанкой», не бороться с ней. Это — трусость, протест бессильных.

Образ героя в произведении

Л. Н. Толстой на примере самого обычного человека показывает, что понимание хорошего-плохого дано человеку априори — независимо от фактов, опыта, убеждений или их отсутствия. Откуда оно? Кант называл это знание нравственным доказательством бытия Бога. Иначе кто бы вложил в нас понимание, что есть добро и что есть зло.

Но цель Толстого не в этой хрестоматийной для читателя начала ХХ века истине. По мысли автора, важно не только НЕ быть на стороне зла, но и бороться с ним. Ведь полковник, возможно, не совершенно плох, просто государство, власть выучили его, что «так правильно», что бить, истязать, значит — восстанавливать и сохранять порядок.

Сразу оговоримся, что Толстой вовсе не на стороне революционных переворотов. Его метод — перевоспитание, переосмысление устройства мира всем обществом. А потому нельзя оставаться равнодушным. Нельзя прятать голову в песок, как Иван Васильевич, удаляться от службы, людей.

Иван Васильевич — пример духовной капитуляции перед миром, пример «лжи во спасение себя» (он так и не решится осудить увиденное на поле). По мнению Толстого, мир изменится тогда, когда мы перестанем мириться с жестокостью, пусть и законной. Нет, революции не нужны — нужна пропаганда добра, справедливости, милосердия.

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.




Top