Образ татьяны лариной в онегине. Образ татьяны лариной

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Если не лучшее, то одно из самых лучших произведений великого русского классика. А.С. Пушкин впервые раскрывает Татьяны Лариной, являющийся для него идеалом, который он нежно, с любовью воспевает.

Считают, что прототипом героини была реальная женщина, которая уехала вслед за своим сосланным в Сибирь мужем.

Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин»

Пушкин называет свою героиню простым и в то же время очень распространенным именем — Татьяна. Характер у нее искренний, народный, природный, но ее тем не менее нельзя назвать простушкой. Искренность героини сочетается с необычайной глубиной ее души.

Она - большая любительница книг, воспитанная на них и рассказах своей няни, отличается от своего окружения. Татьяна не привыкла ласкаться с родителями и играть с другими детьми, как все ее сверстники. Она предстает перед читателями несколько отстраненной от всего общества девушкой. Для Пушкина это идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин».

Она любит природу и живет по ее ритмам и законам, чувствуя свое единство с нею.
Общественное мнение не столь важно для девушки. Но она живет в мире идеалов, искренней душевности, высокой духовной нравственности и чистоты.

Ей по душе больше деревенская жизнь, близость к природе, которую она чувствует и любит. Потом, выйдя замуж, живя в Петербурге и ведя светскую жизнь, она будет с тоской вспоминать о той жизни, которая была у нее в любимой деревне.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: герои и их любовь

Пушкин описывает в своем романе два ярких образа главных героев. Это Татьяна Ларина, Евгений Онегин, которые противопоставляются друг другу и в то же время притягиваются. Чистая и искренняя душа девушки соприкасается с уже много повидавшим на своем веку и разочаровавшимся в жизни молодым человеком. Душевная опустошенность Онегина и до краев наполненная душа Лариной драматично раскрываются в романе.

Казалось бы, любовь должна творить чудеса, и обязательно сможет все изменить сильная и искренне влюбившаяся Татьяна. Евгений Онегин, однако, отвергает ее после признания и оставляет в полной растерянности. Была ли это любовь или страсть? Татьяна, будучи мечтательной девушкой, влюбилась не в реального человека, а в придуманный ею образ, который нарисовала в своих мечтах.

Молодой человек, привлекший ее своей отстраненностью и загадочностью, теми чертами, которые были присущи и ей самой, внутри тем не менее оказался не тем романтичным героем из ее грез и мечтаний. Он оказался пустым, разочарованным и даже развращенным светской столичной жизнью человеком. Но, несмотря на это, в нем глубинно жило дворянское благородство, и обманутой не стала Татьяна. Евгений Онегин уехал, оставив девушку в полнейшем смятении.

У него был шанс измениться и обрести душевность, которая когда-то была. Но это было слишком сложным и непонятным для него, и молодой человек или "молодой старик", как его иногда называли критики, решил просто удалиться и продолжать свой привычный образ жизни.

Много позже Татьяна Ларина, Евгений Онегин встретятся в Петербурге. И тогда огонь страсти будет сжигать уже не ее, а Онегина. Татьяна же, в свою очередь, став великосветской дамой, не утратит свою способность любить. Однако в этот раз уже она отвергнет Евгения — не для того, чтобы отомстить или последовать нормам, принятым в обществе.

Она его любит, несмотря ни на что, и не скрывает от него этого. Но она продолжает руководствоваться в жизни своими высокими духовными и нравственными началами и не может нарушить обет, данный предначертанному судьбою мужу. В то же время она понимает, что не движет Онегиным, а страсть и эгоистичное самолюбие. И как она может ответить иначе? Решиться на внебрачную связь? Поступив так, она не только осквернила бы свою любовь, но и предала себя, поступившись внутренними своими правилами жизни.

В.Г. Белинский о Татьяне


Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин» подробно описывал В.Г. Белинский, называя его образом истиной русской женщины, а роман — настоящей энциклопедией русской жизни.

Татьяна в его восприятии является глубокой и сильной женщиной, без страдальческих противоречий сложных душ, в которых порой они сами не в силах разобраться. Она является цельной, единой и чистой натурой. И не важно, кто она сегодня: светская дама или простая девушка из деревни. Где бы она ни находилась, ее не покидает высокая душевная целостность, и что бы с ней ни случалось и ни происходило, она руководствуется живущими внутри нее и ценностями.

Татьяна и Ольга

Татьяна — идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин», является полной противоположностью своей сестры Ольги. Последняя — ветреная девушка с беспечным и недалеким нравом. Ее образ во всей полноте раскрывается в пренебрежительном отношении к полюбившему ее молодому человеку - Ленскому, который из-за ее легкомысленного поведения вызывает Онегина на дуэль и там погибает.
Татьяна не может душевно дружить со своей ветреной сестрой, ей необходимы глубина и осмысленность своих и чужих мыслей и поступков, чего Ольга ей дать не может.

Природный образ

Татьяна способна созерцать красоту, чувствовать гармонию, понимать язык природы и любить окружающий мир. Она любит встречать восход и думать о луне, гулять по полям и лугам, восхищаться прекрасными природными пейзажами, особенно зимой, и даже

Ее образ близок к языческому, когда люди жили в единстве с окружающим миром, с природой, не выделяя себя из нее и находя в природе все ответы на возникающие у них вопросы. Татьяна верит в суеверия, приметы, гадания и сны. И эта вера еще больше укрепляет ее связь с природой.

Социальный образ

Социальная жизнь девушку тяготит. Ее глубокое внутреннее естество противится фальши но она вынуждена смириться с нею и жить так, как ей приказала судьба. К концу романа наивная деревенская девушка научилась надевать на себя светскую холодную маску и ходить в ней, как и все люди вокруг. Но, несмотря на это, она не теряет свою сущность и душевные качества.

Полюбившиеся цитаты

Те, кто читал, учил и проходил в школе роман «Евгений Онегин», цитаты из него могут помнить всю жизнь. Благодаря прекрасному и легкому слогу великого русского поэта, стихи запоминаются быстро и надолго: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива...»

В романе «Евгений Онегин» цитаты, характеризующие образ Татьяны, ярко и просто рисующие русскую оставаясь в памяти молодых людей, помогают в постижении таинственной русской души и более глубинном понимании самих себя.

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!

Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,

„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...

В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:

Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» «самыми задушевным произведением» Александра Сергеевича Пушкина. Да и сам автор считал этот роман лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Образы из романа стали для Пушкина почти родными.

Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину — искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.

В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром.

Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей, — говорит он о Татьяне и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.

Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами и сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет о Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Татьяны через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

Прощание Татьяны с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени: “Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана”. Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня детушек, утешающая Таню, привязанность к «Филиповне седой”, гаданье — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и наивность позволяют»мечтательнице нежной” представлять Онегина героем романа, присваивать себе ’’чужой восторг”, «чужую грусть”.

Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь. Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини”, которая так поразила Онегина впоследствии. Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать, когда к ней сватаются другие. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?

Ничтожный призрак, иль еще —

Москвич в Гарольдовском плаще?

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных лексикон?

Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел, Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.

В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле”. В восьмой же главе мы встречаем “равнодушную княгиню” «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.

Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая девочка, любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…». Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один. Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню. Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Внешность, привычки героини

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин» . Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила» .

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» .

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать» , бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы» .

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина . Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке. Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей» . Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь. В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала» , позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины» .

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему» . Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья» , воспитанная няней, «сердечным другом» , в атмосфере «преданий простонародной старины» . Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала» . Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном» .

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу» . Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой» .

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал» . Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней» . К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет» , смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле» .

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла» . Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою» . Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью» , - и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом» . Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор» . Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком» , какой всегда была Татьяна. Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада» . Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны» . И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу. Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь» .

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина



Top