Наблюдение за животным миром старшая группа. Льются черные ручьи. "Коровник", где содержим тлей

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за муравьем»

Тема: «Наблюдение за муравьями»

Цель:

Образовательные: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.

Развивающие: Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой- либо проблемной ситуации.

Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.

Предварительная работа:

- Чтение: Л. Толстой «О муравьях», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»;

- Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

- Наблюдение за насекомыми на прогулке;

- Загадки и стихи о насекомых.

Оборудование:

- 2 палочки для эстафеты;

- картинки муравья и муравейника

- лупа сахар

Наблюдение

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Нет, не слон, не бегемот. Отгадайте, кто же это:

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Вос-ль: А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Исследовательская деятельность

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

(Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Вос-ль: А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе? Ответ детей.

Ритуал «входа» в образ. Коллективное упражнение «Ладошки» Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в образ.

А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Что же изменилось для нас вокруг? (Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т. д.) .

Вос-ль. : Нас так много, где же мы все живём?

Дети: В муравейнике?

Вос-ль. : Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку) .

Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире. Давайте вспомним, что есть в нашем доме. (показываем на картинке)

"Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

"Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Камеры с яйцами, личинками и куколками.

"Коровник", где содержим тлей.

"Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

Вос-ль. : Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 10 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей.

Эстафета «принеси палочку»

А теперь разделимся на 2 команды. Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

Психогимнастика с фиксацией внимания на дыхание

Игра «С муравьем»

Цель: на напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2-3раза.

Проблемные ситуации

«По муравьиной тропе»

Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями.

Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника?

О чем бы пошептал на ушко таким туристам?

А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

Ритуал «выхода» из образа. Коллективное упражнение «Ладошки»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

А теперь открываем глаза. Вот ты и побывал муравьишкой. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Итог. Оценка работы детей (Рефлексия) .

Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, ловкими, старательными. А что понравилось вам?

Сегодня мы встречались с мравьями. Они, хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать шестиногих друзей.

Наблюдение за стрекозой

Программное содержание : познакомить детей со стрекозой, ее внешним видом, строением тела, выяснить какую пользу приносят стрекозы, формировать умения делать выводы, проводить сравнения, находить общие и отличительные признаки, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Словарная работа: стрекоза, пучеглазые глаза, цепкие лапки…

Ход прогулки:

Воспитатель заранее ловит стрекозу и сажает ее в садок.

Загадывает загадку :

На ромашку у ворот

Опустился вертолет ­

Золотистые глаза.

Кто же это?.. (Стрекоза.)

Стрекоза находится у воспитателя в руке. Он напоминает детям, что ее надо держать за туловище, как и бабочку.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите стрекозу, расскажите, какая она? Назовите части тела стрекозы. (ответы детей).

Воспитатель: А какие крылья у стрекозы, сколько их?

Дети: Крылья у стрекозы длинные и узкие, их две пары.

Воспитатель: У кого еще есть две пары крыльев?

Дети. У бабочки.

Воспитатель. Крылья прозрачные, жесткие. Есть на них цветные чешуйки?

Дети: Нет, они только у бабочки.

Воспитатель: А чем питается стрекоза? (ответы детей)

Воспитатель: Лапки у стрекозы цепкие, она на лету хватает мошек и комаров и съедает их. У стрекозы длинное тело, подвижная голова и большие глаза.

Дать возможность детям потрогать цепкость лапок стрекозы, учить преодолевать чувство страха, неуверенности перед насекомыми.

Воспитатель: Давайте, сравним бабочку и стрекозу, что у них общее, а чем они отличаются друг от друга? (ответы детей).

Заучивание стихотворения:

Я большая стрекоза - пучеглазые глаза.

Я летала и летала - устали не знала.

Иногда бабочки, стрекозы, шмели подлетают близко к человеку и даже могут на него сесть. Не надо паниковать. Не надо их ловить - они улетят сами.

П/и игра «Стрекоза и мошки».

Наблюдение за сорокой

Программное содержание : познакомить детей с сорокой, формировать умения распознавать ее по характерным признакам, вызывать желание наблюдать за поведением птиц, расширять знания детей о жизни птиц, желание заботиться о них, воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Словарная работа : сорока-белобока, стрекочет, хищница, болтлива, говорливая.

Ход наблюдения

Воспитатель: Читает загадки о сороке:

Непоседа пестрая, Эта хищница болтлива,

Птица длиннохвостая, воровата, суетлива,

Птица говорливая, Стрекотунья, белобока,

Самая болтливая. А зовут ее…(сорока)

Вертится, как бес,

Повернулась – и в лес.

В: Дети, посмотрите, что за птица прилетела к нам в гости?

Д: Сорока.

В: Да, это сорока. А как вы узнали, может быть это ворона? Расскажите, какая она?

Д: (описывают внешний вид: строение тела, окраску).

В: Почему сороку называют белобокой? Про сороку есть много потешек, загадок, сказок. А какие вы знаете?

Д: ответы детей.

В: Сорока может сидеть как на самых высоких и тонких ветках, так и среди зелени, чтобы ее не было видно. Прислушайтесь, как стрекочет сорока: она сидит одна, стрекочет, а мы слышим, как будто несколько птиц ведут разговор.

В: А как вы думаете, есть ли польза от сороки, ведь ее люди называют воровкой, болтуньей, непоседой.

Д: Она уничтожает вредных насекомых, мышей.

В: А почему ее называют хищницей? (потому что сорока поедает яйца и птенцов других птиц).

В: А где живет сорока?

Д: В лесу.

В: Правильно, свое гнездо сорока плетет в густых зарослях молодого леса на кустах или деревцах. Гнездо это из прутьев в виде шара, и влетает она в него сбоку (показ картинки). Гнезда птиц нужно беречь. Может случиться так, что ты идешь по лесу, лугу, а за тобой перелетает ворона или сорока. Они все видят: ты нашел гнездо птицы и решил посмотреть, что там - яйца или птенцы. Ты ничего особенного не сделал - только посмотрел, но этим ты оказал плохую услугу той птице, чье гнездо нашел. Птица спрятала, замаскировала гнездо в траве, а теперь его увидела сорока (ворона). Ты отойдешь, а она съест яйцо или птенца и разорит гнездо.

В: Приходилось ли вам находить гнездо? Трогали вы гнездо? Надо ли искать гнездо, если вы увидели, что птица выпорхнула из травы и села неподалеку? Почему птица не улетает, а перелетает с места на место? (ответы детей)

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В: Сегодня мы много нового узнали о сороке-белобоке. Запомните, как она выглядит, когда вернемся в группу, вы ее нарисуете. Давайте попрощаемся с сорокой и накажем ей не обижать других птиц, не разорять их гнезда, а жить в мире со всеми.

Наблюдение за бабочкой

Программное содержание : учить детей находить отличительные признаки бабочек, расширить знания о строении тела насекомого, жизненных проявлениях; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; вызывать желание защищать и оберегать насекомых

Словарная работа : бабочка-крапивница, гусеница, хоботок, усики, лапки, спираль.

Ход наблюдения

Воспитатель заранее ловит бабочку и сажает ее в садок.

В: Каких насекомых можно сравнить с цветами?

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты!

В: Послушайте сказку: давным-давно люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Бабочек называли летающими цветами. Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было во всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появились бабочки.

В: Красивая сказка? А теперь давайте рассмотрим этот подарок (воспитатель достает из садка бабочку). Я вам покажу, как правильно держать бабочку. Держать надо за туловище, чтобы не помять нежные крылышки. Сколько крылышек у бабочки?

Д: Два.

В: (уточняет их ответы) Два одинаковых крыла у бабочки – это пара, т.е. пара больших крылышек и пара поменьше, а всего две пары. Почему нельзя брать бабочек за крылышки?

Д: Можно сломать, помять…

В: Если мы возьмем бабочку за крылышки, у нас на пальцах будет какая-то краска. Что это такое? (предположения детей)

В: Это цветные чешуйки. Они очень нежные и даже при легком прикосновении стираются с крылышек. Поэтому, чтобы не повредить чешуйки и крылышки, бабочку нужно брать осторожно, за туловище, вот так (показ)

В: Какие бабочки? Каких вы видели бабочек? Какая у них окраска?

Д: Красивые, легкие, воздушные, яркие, разноцветные…

В: Окраска у бабочек яркая (рассматривают). Это бабочка называется крапивница (или другая). Посмотрите рисунок одинаковый на обеих парах крылышек.

В: А кто из вас назовет части тела бабочки?

Д: Лапки, усики, туловище, головка…

В: Правильно, у бабочки есть лапки. Посчитайте сколько их? (6) Зачем они нужны?

Д: С их помощью она передвигается по цветку и держится на нем.

В: Посмотрите на усики на голове у бабочки и хоботок. Усики как маленькие антенны, а хоботок свернут как спираль (объяснить детям, что значит «спираль»). Сидя на цветке, бабочка разворачивает хоботок и опускает его внутрь цветка – так она пьет сок – нектар, а на лапках переносит пыльцу с одного цветка на другой, в результате у цветка появляются семена.

В: А есть ли у бабочек враги?

Д: Это птицы, животные.

Подвижная игра «Бабочки и воробушек»

В: И даже человек – своим желанием просто так поймать бабочку люди приносят им большой вред.

В: А как же она защищается от врагов? (дети строят предположения)

В: Одни бабочки яркой окраской, рисунком и движением крыльев отпугивают птиц, другие бабочки по цвету сливаются с растениями, и их не видно.

В: А как вы думаете, есть ли польза от бабочек? (ответы детей)

В: Переносят пыльцу, чтобы у растений было больше семян. А еще бабочки своей красотой и полетом радуют людей. Они вызывают восхищение, и мы говорим: «Ах! Какая красивая бабочка! – и провожаем ее взглядом.

В: Чем питаются бабочки?

Д: Соком растений, травой, мошек они не едят.

В: Одна бабочка особенно интересна, вы ее можете поискать с мамой на грядке. Эту бабочку называют капустной белянкой. Как вы думаете, почему? Она часто порхает над репой, капустой. Что эти бабочки там ищут? Ведь у этих растений нет цветов?

(выслушивает ответы детей, потом показывает им капустный лист, на обратной стороне которого можно увидеть яйца, отложенные гусеницей).

Организуется опыт – наблюдение.

В: Давайте положим лист в баночку и понаблюдаем, что же будет происходить с яйцами бабочки, (дети увидят, как из яиц появятся гусеницы и будут грызть капустный лист и что в конечном итоге от него останется. Так можно детям показать, какой вред приносят капустные бабочки).

В: Понравилось вам наблюдать за бабочками? Будете ли вы их ловить, отрывать им крылья, убивать? Бабочек нужно беречь, любоваться ими и не обижать. Давайте, после прогулки нарисуем бабочек на нашей лужайке и даже сделаем их из бумаги (оригами).

Наблюдение за цветущей черемухой

Программное содержание : формировать умения детей отличать черемуху от других деревьев и кустарников, знакомить детей с особенностями внешнего вида дерева, со строением цветов; развивать мышление, речь, интерес к наблюдению за деревьями; воспитывать бережное отношение к растениям, восхищаться красотой цветущего дерева.

Словарная работа : черемуха, душистая, ароматная, пахучая, благоухающая, кисть.

Ход прогулки:

Воспитатель загадывает загадку:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала –

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (черемуха)

Сегодня мы с вами пойдем в гости к черемухе. Про нее сложено много песен, стихов. Послушайте:

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

И зелень золотистая

На солнышке горит. (С. Есенин)

В: Скажите, какие удивительные превращения произошли с черемухой весной?

Д: Она покрылась листвой, зацвела.

В: Посмотрите на ее цветы. Какие они?

Д: Белые, красивые, ароматные…

В: Так и хочется вдохнуть их аромат. Я наклоню к вам ветки, а вы понюхайте.

Нравится вам запах цветов? (ответы детей)

Давайте рассмотрим цветы черемухи и узнаем, почему в стихотворении говорится, что ветки у черемухи золотистые. Кто догадался? (ответы детей)

В: Посмотрите, цветы у черемухи белые, а в середине – желтые тычинки, как маленькие желтые свечки. Это они придают цветкам золотистый цвет. У черемухи много-много маленьких цветочков. Как они расположены?

Д: Они сидят вместе.

В: Правильно, это называется кисть. Маленькие цветочки собраны у черемухи в кисть. Кистей много и поэты их сравнивают с кудрями, а ветки выглядят золотистыми от солнечного света и желтизны тычинок – свечек.

В: А что значит «черемуха душистая»?

Д: Душистая – значит ароматная, имеющая приятный запах, благоухающая, пахучая.

В: Давайте еще раз полюбуемся красавицей черемухой, понюхаем ее цветы. Как вы думаете можно ломать ветки у цветущей черемухи? Почему нет? Правильно, черемуха живая, ей будет больно, она может погибнуть. Такой красавицей нужно любоваться, оберегать ее от плохих людей. Давайте сделаем черемухе приятное, когда вернемся с прогулки сделаем аппликацию «Цветущая ветка черемухи».

Подвижная игра «К черемухе беги».

Наблюдение за ромашками

Программное содержание : познакомить детей с цветком ромашки, с особенностями пыльцы ромашки, рассмотреть строение цветка, расширить знания о значении цветов в жизни насекомых; воспитывать интерес к изучению растений, к пониманию того, что без надобности нельзя рвать цветы, их нужно беречь и охранять.

Словарная работа : ромашка, донце, пыльца, кудряшка, бархатистые, белоснежные.

Ход наблюдения:

Воспитатель: я прочитаю вам небольшое стихотворение:

Знакомые с детства ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки.

Как белые звезды средь розовой кашки,

Они развернули свои лепестки. (В. Рождественский)

Кто догадался, к кому мы пойдем сегодня в гости?

В: Вы правильно угадали. Посмотрите, это ромашка – милый, обаятельный цветок. О ромашках есть много загадок, стихов. Кто знает загадки про ромашку?

Белая корзинка, На травинке солнце бьется

Золотое донце, С ветерком на небо рвется,

В ней лежит росинка Но совсем не горячи

И сверкает солнце. Солнца этого лучи.

На полянке у реки Стоит в лесу кудряшка,

Гордо держат стебельки Белая рубашка,

Как фарфоровые чашки, Сердечко золотое

Белоснежные … Что это такое?

В: В народе считается, что ромашка вырастает там, где упала с неба звезда. Ромашку называют скромным, полевым цветком. Почему?

Д: Растет в поле.

В: Выберете себе понравившуюся ромашку и внимательно ее рассмотрите. На что похожа ромашка?

Д: На солнышко…

В: Правильно, посмотрите какое красивое желтое донце, своим цветом оно похоже на солнце.

В: Расскажите из каких частей состоит ромашка? Какие они у ромашки?

Д: Длинный тонкий стебелек, листочки (подбирают сравнения), цветок, корень…

В: А какое донце у ромашки? Аккуратно потрогайте его.

Д: Большое, выпуклое, видны палочки…(если на ранних стадиях цветения: бархатистое, нежное)

В: У ромашки стали созревать семена, они раскрыли свои окошечки, чтобы появилась пыльца, за ней прилетели насекомые. Вы их видели, когда подходили?

У ромашки донце

Как в избе оконце,

Ставни раскрывает,

Пыльцу выпускает.

Шмели, бабочки летят,

Ах, пыльцы они хотят.

Своим длинным хоботком

Обойдут они весь дом.

В: На донце видны трубочки, наклонитесь и посмотрите, как они раскрылись. Вот в этих трубочках и находится пыльца. Давайте проверим, так ли это.

Опыт «Пыльца ромашки»:

В: Я дам каждому из вас листочек бумаги, а вы потрясите слегка на него ромашку и увидите на листочке пыльцу, (дети проводят опыт).

А теперь пальчиком поводите по пыльце, какого она цвета?

Д: Желтого.

В: На листочке остаются полоски пыльцы?

Д: Остаются.

В: А почему она называется пыльцой? (дети высказывают предположения)

В: Она легкая, как пыль, воздушная, ее может переносить ветер. Давайте подуем на нее, действительно ее можно сдуть с листочка?

(дети дуют на пыльцу, смотрят, как она легко улетает)

В: Вот это и есть пыльца ромашки. А кому она нужна?

Д: Шмелям, бабочкам, осам, для них это еда.

В: Ромашка раскрыла трубочки, как ставенки в доме, и можно брать пыльцу. Сожмите пальцы в кулачок – так выглядели закрытые трубочки, когда донце было нежным, бархатистым. Потом семена стали расти, цветку нужно было выпускать пыльцу, и трубочки раскрылись – раскройте пальчики. Теперь насекомые прилетают к ромашкам. И они сыты, и у ромашки будут семена. Такая пыльца есть у всех цветов. Только длинным хоботком можно ее достать из трубочки, такой хороший хоботок есть у насекомых, они залезают в трубочку и берут пыльцу.

Обратите внимание на другие растения, прилетают ли туда насекомые? (ответы детей). Если насекомых много, значит у растения много пыльцы, над ним стоит жужжание ос, шмелей, порхают бабочки, радостно смотреть на цветок и на насекомых.

В: Что вы сегодня нового узнали о ромашке? Теперь не будете ее обижать, рвать без надобности букеты?

Подвижная игра «Клумба цветов»

Наблюдение «У всех травинок есть имя»

Программное содержание : познакомить детей с общим видом зеленого покрова участка, с составом травы, рассказать, что трава состоит из различных травинок, у которых есть свои названия; рассмотреть различные травы на участке; развивать любознательность, мышление, умение сравнивать, воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа : трава, мятлик, пырей, клевер, цветок – метелочка, колосок.

Ход наблюдения:

В: Дети, посмотрите вокруг на зелень, что это такое?

Д: Это трава.

В: Молодцы. А много ее или мало на нашем участке?

Д: Много.

В: почему вы решили, что ее много?

Д: Из-за травы не видно земли, трава скрывает ее, значит травы много.

В: Правильно. А теперь присядьте на корточки и посмотрите, все ли травинки одинаковые, похожи друг на друга? (дети рассматривают траву)

Мы сегодня в гостях у травы и будем с ней знакомиться. Послушайте стихотворение

Как зовут тебя?

Полинка.

А меня зовут травинка.

Всех имен не перечесть,

Но они у всех нас есть.

Все мы разные травинки.

Познакомимся, Полинка?

Все зовут меня пырей,

Дай ладошку мне скорей!

Познакомиться хочу

И дружить с тобой начну.

Средь всех имен травы

Не забудь его и ты.

Меня мятликом зовут

И в букет не часто рвут.

Но узнаешь ты меня:

Цветок – метелочка моя.

Не забудь меня, Полинка,

Я веселая травинка.

Меня клевером зовут,

Пчелы мой нектар берут.

И узнала тут Полинка,

Имя есть у всех травинок.

Надо их запоминать

И траву жалеть, не мять.

В: Сейчас мы будем искать травинки, которые упоминаются в стихотворении, и тоже с ними знакомиться. Кто видит траву с листочками похожими на сердечки?

Дети отвечают

В: Это клевер. Как он знакомился с Полинкой? (дети вспоминают строки стихот-я).

Какие красивые листочки, поздоровайтесь с клевером, (дети «здороваются»).

Много ли его среди травы?

Д: Много.

В: А кто нашел просто траву с длинными узкими листочками? Это – пырей, (предложить детям встать).

В: У каждого из нас есть имя, и каждой травки тоже есть свое название: тебя зовут Саша, а эту травку зовут клевер; тебя зовут Настя, а эту травку зовут пырей. Кто помнит, как пырей знакомился?

В: Давайте еще раз рассмотрим длинные тонкие листья пырея. Проведите ладошкой по нему, какое нежное прикосновение, как шелк. Пырей – это растение красивого зеленого цвета, пропускаем его осторожно между пальчиками, чтобы почувствовать длину листьев.

В: А это трава мятлик. Найдите его, потрогайте руками, познакомьтесь с ним, рассмотрите его. Послушайте, как он нежно и мягко называется - мятлик, мятлик. Повторите название травы. Что он рассказал девочке? (дети вспоминают строки стихотворения, воспитатель повторяет их).

Рассмотрите листья и цветок-метелочку. Видите, дети, оказывается, у каждой травинке есть имя. С какими растениями мы сегодня познакомились?

Д: Пырей, мятлик, клевер.

В: Так что узнала девочка из стихотворения?

Д: Надо знать названия трав, им нравится, когда их называют по имени. А еще их надо беречь, не мять, не топтать траву.

В: А вы согласны с этим? (ответы детей).

Д/и «Найди растение по описанию»

Наблюдение «Наша елочка живая»

Программное содержание : показать детям красоту дерева, формировать знания о главных особенностей живого дерева, воспитывать бережное отношение, желание помогать ему (не ломать ветки, стряхивать снег…)

Словарная работа : елочка, пушистая, живая, опушка, шишки, искусственная…

Ход прогулки:

Воспитатель: Отгадайте загадку, что это за дерево?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (елка)

В: Давайте найдем елочку. Где она у нас растет? Посмотрите, какая она красивая. Полюбуйтесь ею, вот она какая, красавица лесная.

В: Какие добрые и ласковые слова мы ей можем сказать?

Д: Стройная, пушистая, малышка, красавица, чудесная, милая, любимая …

В: Маленькая елочка, мы любим тебя и не обидим. Расти и становись большой.

В: А, как вы думаете, елочка живая? Почему вы так решили?

Д: Она растет, появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ей нужен воздух, вода, почва…

В: Правильно, наша елочка живая, как и мы с вами. Если елочку обижать (ломать ветки), то ей так же, как и нам будет больно. А ведь мы не хотим елочке делать больно?

Д: Не хотим.

В: Скажите, можем мы поднять елочку и перенести в другое место? Почему нет?

Д: Наша елочка живая, она растет в земле, у нее есть корни.

В: Посмотрите, что лежит на ветках у елочки? (снег).

В: Как вы думаете, легко или тяжело елочке держать столько снега?

Д: Очень тяжело.

В: Давайте поможем елочке, стряхнем снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить веточки у елочки, чтобы не сделать ей больно. Она ведь живая.

В: Скоро праздник Новый год, давайте срубим елочку и поставим у нас в группе.

Д: Нельзя рубить живую елочку, нужно поставить искусственную.

В: Молодцы, дети! Наши лесные красавицы нужно беречь и охранять, ведь живые если их спилят, потом засохнут и умрут, и не будет в лесу елок. А искусственная елочка тоже красива! А радость будет всем!

Мне елку купили! Мне елку купили!

Ее на опушке в лесу не рубили,

А сделали елку на добром заводе,

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите,

На елку из тонких серебряных нитей!

Вся – в хвое мохнатой, блестящей и пышной.

Задень – и она зазвенит ели слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая. Кому?

Никому, просто – ветру, метели,

Соседке – живой и неспиленной ели.

Хоровод вокруг елочки.

ЗНАКОМИМСЯ С РАБОТОЙ ДВОРНИКА

ЦЕЛЬ – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.

БЕСЕДА: Встает дворник на заре, крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет и дорожки разметет.

Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.

Голичок на длинной ножке пляшет прямо на дорожке, убирает все дотла. А зовут меня…(метла).

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.(метла).

Зубасты, а не кусаются.(грабли).

ТРУД: Собрать крупный мусор.

П/И: «По ровненькой дорожке». Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. «Пружинка».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Что делает?» «Сделай сам».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Собрать мелкие камешки в корзину.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дружные ребята».

ИЗУЧАЕМ ТРАНСПОРТ

ЦЕЛЬ – научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.

БЕСЕДА: Отойдите! Я - машина! И внутри меня - пружина! И с утра всегда она на весь день заведена.

Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колёса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Чем это профессия отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?

ТРУД: Очистить дорожки для автомобилей.

П/И: «Поезд», «Светофор» .Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Угадай по описанию». «Как гудит машина?»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Выложи из камней» - выложить из камней машинку. Рисование на песке.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Есть игрушки у меня».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСЕННИМИ ЦВЕТАМИ

ЦЕЛЬ – учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений.

БЕСЕДА: Мой сад с каждым днем увядает, помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает настурций в нем огненный куст…

Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.

ТРУД: Уборка участка от сухих веток.

П/И: «Найди, где спрятано». «Прыгай выше». Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Красный, зеленый». «Больше – меньше».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Прыганье по кочкам.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Букет».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЬДОМ

ЦЕЛЬ – закреплять знания о свойствах льда.

БЕСЕДА: В нашем мутном водоеме всякой рыбы – косяки; выбор просто преогромен; клев отличный, мужики!

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны – полевая. Появляются проталины, цветет мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны – речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах снег держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Лед не ломается, а постепенно тает.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжать наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

ТРУД: Очистка участка от мусора и снега.

П/И: «Волк во рву». «С кочки на кочку». Прыжки в длину.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Дотянись, не ошибись». «Пойдешь на лево».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Водичка».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ

ЦЕЛЬ – формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

БЕСЕДА: Всюду я летаю, всё на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу: может быть, меня за это и зовут лесной газетой.

Как выглядит сорока? Чем она питается? Как стрекочет? Сорока имеет много прозвищ: сорока – белобока,сорока- стрекотуха, сорока- воровка. «Белобока» - потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья чёрные. Хвост тоже чёрный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетает с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» её прозвали за то, что она любит всё яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не летает зимой, а перебирается по ближе к людям.

ТРУД: Сбор урожая овощей.

П/И: «Волк и козы « , «Самолёты» . Прыжки на двух ногах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«Самый быстрый». «Смотри и делай».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рисование на песке. Выкладывание силуэтов из камушек.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Сорока».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРАДОМ

ЦЕЛЬ - познакомить с понятием «град»; дать представление почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память.

БЕСЕДА: С неба полетели белые горошки. Испугалась курица, убежала кошка. Я хотел попробовать белого горошка, только почему-то тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём, одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

ТРУД: Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

П/И: «Птицы и лиса.» « Подбеги и поймай». Прыжки с пеньков.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто вперёд.» «Узнай по описанию».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Град».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.




Top