Описание маргариты в романе мастер и. Мастер и маргарита характеристика образа маргариты

Введение

Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» – это образ любимой и любящей женщины, которая во имя любви готова на все. Она энергична и импульсивна, искренняя и верная. Маргарита та – кого так не хватало мастеру, и которой суждено спасти его.

Любовная линия романа и появление Маргариты в жизни мастера придает роману лиричность и гуманизм, делает произведение более живым.

До встречи с мастером

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была совершенно пустой и бесцельной.

«Она говорила… – рассказывает мастер об их первой встрече – что с желтыми цветами вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел». Иначе, Маргарита «отравилась бы, потому что жизнь ее пуста».
Героиня в 19 лет вышла замуж за богатого и уважаемого человека. Супруги жили в красивом особняке, жизнью, которой была бы рада любая женщина: уютный дом, любящий муж, отсутствие бытовых забот, Маргарита «не знала, что такое примус». Но героиня «не была счастлива ни дня». Очень красивая. Молодая женщина не видит в своей обывательской жизни ни цели, ни смысла. Ей тяжело, скучно и одиноко в своем особняке, который все больше похож на клетку. Ее душа очень широка, внутренний мир богат, и ей нет места в сером скучном мире обывателей, к которому принадлежал, видимо, и ее муж.

Удивительная красота, живые, «чуть косящие глаза», в которых светилось «необыкновенное одиночество» – такое описание Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».

Ее жизнь без мастера – это жизнь безумно одинокой, несчастной женщины. Имея в своем сердце нерастраченное тепло и неуемную энергию в душе, Маргарита не имела возможности направить ее в нужное русло.

Маргарита и Мастер

После встречи с мастером Маргарита совершенно меняется. В ее жизни появляется смысл – ее любовь к мастеру, и цель – роман мастера. Маргарита проникается ним, помогает своему любимому писать и вычитывать, говорит, что «в этом романе вся ее жизнь». Вся энергия ее светлой души направляется на мастера и его труд. Не знавшая ранее бытовых забот, тут Маргарита, лишь зайдя в квартирку мастера, бросается мыть посуду, готовить ужин. Даже мелкие бытовые дела приносят ей радость рядом с любимым. Также с мастером мы видим Маргариту заботливой и хозяйственной. При этом она очень легко балансирует между образом заботливой жены, и музы писателя. Она понимает и сочувствует мастеру, любит его, и труд всей его жизни – такой выстраданный, дорогой им в равной мере роман. Именно поэтому возлюбленная мастера так болезненно реагирует на отказ им в издании романа. Она уязвлена не менее мастера, но умело это скрывает, хотя и грозится «отравить критика». Вся ее ярость обрушится на их мелочный мирок позже, уже в образе ведьмы.

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

Находясь в страшном отчаянии, Маргарита на вечерней прогулке встречает Азазелло. Она так бы и проигнорировала его попытки заговорить с ней, но он зачитает ей строки с романа мастера. От таинственного посланника Воланда героиня получит волшебный крем, что дарит ее телу удивительную легкость, а саму Маргариту превращает в свободную, импульсивную, храбрую ведьму. В своем удивительном превращении, она не теряет чувства юмора, шутит над своим соседом, у которого пропадает дар речи, «обе хороши» – бросает в окно двум ссорящимся за не выключенный свет женщинам на кухне.

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского. Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии. Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

Прототип героини

Считается, что у Маргариты был реальный прототип. Это третья жена Михаила Булгакова – Елена Сергеевна. Во многих биографиях писателя можно встретить то, как трогательно Булгаков называл свою жену «Моя Маргарита». Она была с писателем в его последние дни, и, благодаря именно ей, мы держим в руках роман. В последние часы мужа, она, уже еле слыша его, правила роман под диктовку, редактировала его и почти два десятилетия боролась за то, чтобы произведение напечатали.

Также Михаил Булгаков никогда не отрицал, что черпал вдохновение с «Фауста» Гете. Поэтому своим именем и некоторыми чертами булгаковская Маргарита обязана Гретхен Гете (Гретхен – романо-германский вариант имени «Маргарита» и его первоисточник).

В заключение

Мастер и Маргарита встречаются впервые только в 19 главе романа. А в первых вариантах произведения их вообще не было. Но Маргарита делает этот роман живым, с ней появляется еще одна линия – любовная. Кроме любви, героиня воплощает в себе еще и сочувствие и сопереживание. Она и муза мастера, и его «тайная» заботливая жена, и его спасительница. Без нее произведение потеряло бы свой гуманизм и эмоциональность.

Тест по произведению

Маргарита (Маргарита Николаевна) — главная героиня романа. Несомненна прототипическая связь с Е. С. Булгаковой — третьей женой писателя. Ассоциации с гётевской Гретхен имеют, скорее, поверхностный характер: существенным оказывается лишь момент бездетности М. и проявленное ею милосердие по отношению к детоубийце Фриде. Героине 30 лет. Выйдя замуж в 19 лет, она является женой «очень крупного специалиста»; однако, не любя мужа, М. тоскует и подумывает о самоубийстве. Выйдя на улицу с букетом мимоз в качестве «опознавательного знака», она встречается с Мастером, становится его «тайной женой». Именно она вдохновляет его в работе над романом, называя «мастером», а когда роман окончен — толкает на борьбу за то, чтобы книга была напечатана. М. решает расстаться с мужем, однако арест Мастера нарушает ее планы. После того как М. через несколько месяцев видит Мастера во сне, она, предчувствуя некие перемены, идет в Александровский сад, где встречает Азазелло, посланного «с поручением». М. принимает приглашение в гости «к одному очень знатному иностранцу» (Воланду), в назначенный час натирается кремом Азазелло, после чего молодеет, обретает способность летать и быть невидимой — становится «ведьмой». Летя над Москвой, М. оказывается перед домом, где живут критики, травившие Мастера, и устраивает в их квартирах погром; ее останавливает лишь опасение напугать проснувшегося ребенка. Улетев из Москвы, М. принимает участие в шабаше на берегу реки, после чего возвращается в Москву на летучем автомобиле. Попав в сопровождении Азазелло в квартиру № 50, М. встречается с Коровьевым, который, в частности, сообщает, что она является правнучкой одной из французских королев XVI в.; имя героини, таким образом, ассоциируется с Маргаритой Валуа, женой Генриха IV (ср. роман А. Дюма «Королева Марго»). Встретившись с Воландом, М. растирает мазью его больное колено, а также рассматривает глобус Воланда, видит на нем мертвого ребенка. На балу М. играет роль королевы, встречая гостей; особое впечатление на нее производит детоубийца Фрида, которой она обещает помочь. После убийства Майгеля М. «причащается» из чаши с его кровью/вином, предложенной Воландом. После бала М., вместо того чтобы попросить за себя, просит вначале за Фриду и получает право простить ее. После этого, по просьбе М., ей возвращен Мастер, от которого она не хочет отречься ни при каких обстоятельствах. При этом героиня, которая накануне была готова сама убить погубившего Мастера критика Латунского, теперь просит не убивать его. На прощание Воланд дарит М. золотую подкову с алмазами, и вместе с Мастером она возвращается в арбатский подвал, где ночью читает «воскресшую» рукопись романа. В разговоре с Мастером М. наотрез отказывается покинуть его и вернуться к мужу. После появления Азазелло М., отравленная вином, вместе с Мастером переходит в инобытие и присоединяется к Воланду со свитой; по пути они навещают в лечебнице Ивана Бездомного, и на прощание М. целует его. Именно М. отмечает перемены, происходящие с ее спутниками во время последнего полета. Увидев сидящего в горах Пилата, М. просит «отпустить» его. Воланд дарует Мастеру и М. «вечный дом». В дальнейшем М. с Мастером ежегодно являются Ивану во сне; она «целует его в лоб <...> и уходит вместе со своим спутником к луне».

Введение

Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» – это образ любимой и любящей женщины, которая во имя любви готова на все. Она энергична и импульсивна, искренняя и верная. Маргарита та – кого так не хватало мастеру, и которой суждено спасти его.

Любовная линия романа и появление Маргариты в жизни мастера придает роману лиричность и гуманизм, делает произведение более живым.

До встречи с мастером

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была совершенно пустой и бесцельной.

«Она говорила… – рассказывает мастер об их первой встрече – что с желтыми цветами вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел». Иначе, Маргарита «отравилась бы, потому что жизнь ее пуста».
Героиня в 19 лет вышла замуж за богатого и уважаемого человека. Супруги жили в красивом особняке, жизнью, которой была бы рада любая женщина: уютный дом, любящий муж, отсутствие бытовых забот, Маргарита «не знала, что такое примус». Но героиня «не была счастлива ни дня». Очень красивая. Молодая женщина не видит в своей обывательской жизни ни цели, ни смысла. Ей тяжело, скучно и одиноко в своем особняке, который все больше похож на клетку. Ее душа очень широка, внутренний мир богат, и ей нет места в сером скучном мире обывателей, к которому принадлежал, видимо, и ее муж.

Удивительная красота, живые, «чуть косящие глаза», в которых светилось «необыкновенное одиночество» – такое описание Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».

Ее жизнь без мастера – это жизнь безумно одинокой, несчастной женщины. Имея в своем сердце нерастраченное тепло и неуемную энергию в душе, Маргарита не имела возможности направить ее в нужное русло.

Маргарита и Мастер

После встречи с мастером Маргарита совершенно меняется. В ее жизни появляется смысл – ее любовь к мастеру, и цель – роман мастера. Маргарита проникается ним, помогает своему любимому писать и вычитывать, говорит, что «в этом романе вся ее жизнь». Вся энергия ее светлой души направляется на мастера и его труд. Не знавшая ранее бытовых забот, тут Маргарита, лишь зайдя в квартирку мастера, бросается мыть посуду, готовить ужин. Даже мелкие бытовые дела приносят ей радость рядом с любимым. Также с мастером мы видим Маргариту заботливой и хозяйственной. При этом она очень легко балансирует между образом заботливой жены, и музы писателя. Она понимает и сочувствует мастеру, любит его, и труд всей его жизни – такой выстраданный, дорогой им в равной мере роман. Именно поэтому возлюбленная мастера так болезненно реагирует на отказ им в издании романа. Она уязвлена не менее мастера, но умело это скрывает, хотя и грозится «отравить критика». Вся ее ярость обрушится на их мелочный мирок позже, уже в образе ведьмы.

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

Находясь в страшном отчаянии, Маргарита на вечерней прогулке встречает Азазелло. Она так бы и проигнорировала его попытки заговорить с ней, но он зачитает ей строки с романа мастера. От таинственного посланника Воланда героиня получит волшебный крем, что дарит ее телу удивительную легкость, а саму Маргариту превращает в свободную, импульсивную, храбрую ведьму. В своем удивительном превращении, она не теряет чувства юмора, шутит над своим соседом, у которого пропадает дар речи, «обе хороши» – бросает в окно двум ссорящимся за не выключенный свет женщинам на кухне.

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского. Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии. Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

Прототип героини

Считается, что у Маргариты был реальный прототип. Это третья жена Михаила Булгакова – Елена Сергеевна. Во многих биографиях писателя можно встретить то, как трогательно Булгаков называл свою жену «Моя Маргарита». Она была с писателем в его последние дни, и, благодаря именно ей, мы держим в руках роман. В последние часы мужа, она, уже еле слыша его, правила роман под диктовку, редактировала его и почти два десятилетия боролась за то, чтобы произведение напечатали.

Также Михаил Булгаков никогда не отрицал, что черпал вдохновение с «Фауста» Гете. Поэтому своим именем и некоторыми чертами булгаковская Маргарита обязана Гретхен Гете (Гретхен – романо-германский вариант имени «Маргарита» и его первоисточник).

В заключение

Мастер и Маргарита встречаются впервые только в 19 главе романа. А в первых вариантах произведения их вообще не было. Но Маргарита делает этот роман живым, с ней появляется еще одна линия – любовная. Кроме любви, героиня воплощает в себе еще и сочувствие и сопереживание. Она и муза мастера, и его «тайная» заботливая жена, и его спасительница. Без нее произведение потеряло бы свой гуманизм и эмоциональность.

Тест по произведению

Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно . Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего. Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.

Образ и характеристика Маргариты

Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа. В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций. В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.

С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.

Образ Маргариты до встречи с Мастером

До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.

Маргарита и Мастер

И вот в пустынном переулке встретились наши герои. Они увидели друг друга и полюбили, понимая, что их любовь существовала давно. Маргарита находит в Мастере то, чего ей так не хватало в жизни. Теперь у нее появился смысл жить и радоваться. Может кто-то осудит женщину, ведь она предает мужа, но я ее не осуждаю, а даже понимаю. Ведь очень тяжело жить, когда жизнь не наполнена цветами радуги, серая и одинокая. А вот Мастер все изменил. Она полностью отдалась любви к герою, посвятив ему свою жизнь. Маргарита, как и ее избранник, посвятила жизнь роману, помогая писать возлюбленному. А отказ от его издательства принимает также болезненно, как и сам автор. Такое нельзя прощать и она обязательно еще даст о себе знать, но позже, уже в роли ведьмы. И именно разлука с любимым, которая сделала ее несчастной, в итоге и превратила женщину в ведьму.

Маргарита продает душу Дьяволу

Любовь Маргариты была настолько сильной, что она была готова на все, лишь бы быть рядом с Мастером. Поэтому она не побоялась вступить в сговор с Сатаной. Встретив однажды Азазелло и получив от него крем, Маргарита постепенно превращалась с ведьму. Уже в роли ведьмы, отправляясь на бал сатаны, она разрушила дом критика, сделав с комнатами то же, что и критик сделал с их произведением. Этим она хоть немного, но добилась справедливости. А потом, ради того чтобы встретиться с Мастером, она соглашается на роль королевы бала. Благодаря ей, возлюбленный был вызволен из психиатрической больницы, а рукопись была восстановлена.

Маер Ирина Александровна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Киргинцевской СОШ

Купинского района Новосибирской области.

Аннотация.

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа. На уроке у учащихся формируется аналитическое и художественное восприятие образа, они учатся сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение.

Урок сопровождается презентацией и видеофрагментами из телевизионного сериала «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко.

Гордая женщина.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели:

    дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;

    развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;

    формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообщения учащихся, анализ эпизодов.

Метод: исследовательский.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(На экране слайд №1)

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа (слайд №2)

За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Пусть отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Это цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема нашего урока будет обращена к теме любви и творчества. А вот кто будет главной героиней, мы сейчас узнаем.

- Нагая наездница верхом на щетке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист.

Кто это?

(Маргарита)

(Слайд №3)

(Обращение к ученице)

Маргарита, какие слова Азазелло заставили вас проникнуться к нему доверием, когда вы собрались уходить из Александровского сквера?

(«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором горд». Это цитата из романа Мастера).

Почему вы прекратили свой дикий разгром в доме Латунского?

(В крайнем окне 4 этажа увидела мальчика лет 4, который испуганно прислушивался. Я успокоила мальчика).

Какие три условия должны были дать вам возможность стать королевой бала?

(Имя Маргарита, местная уроженка, счастливая судьба).

Какой совет - наставление дал вам Коровьев перед балом?

(Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить всех).

После бала, не получив награды, вы собрались уходить, когда Воланд остановил вас словами. Что он вам сказал?

(Никогда и ничего не просите: в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!)

Спасибо!

Сегодня мы и поговорим о Маргарите. В конце урока мы должны выяснить, какую роль играет героиня в романе, и каково ее влияние на создание образа романа.

II. Введение в тему.

(Слайд № 4)

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

Так кто же такая Маргарита?

(Слайд № 5)

(Сообщение учащегося)

Из текста романа известны только её имя и отчество - Маргарита Николаевна. Красивая . Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет , исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.

Маргарита - она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу. Она способна на глубокую любовь бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.
Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь. Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер. За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становиться ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны герония в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственным желанин вернуть Мастера.Продав свою душу она получает Мастера. В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.
Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства. В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.
Многе считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

III. Анализ эпизода.

В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?

(Глава 13).

Давайте вспомним этот эпизод.

(Видеоролик «Встреча Мастера и Маргариты»).

(Слайд № 6)

О чем это говорит?

(нет)

Как вы думаете, почему?

IV. Маргарита и потусторонняя сила.

Потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале?

(Маргарита - королева бала, она невеста дьявола).

(Слайд № 7)

Поговорим о Дьяволе.

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне; левый - пустой и черный. Лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжег загар. Чье это описание?

(Воланд)

(Слайд № 8)

Кто, по мнению Воланда, управляет человеческой жизнью? Как он разъяснил свою точку зрения Бездомному?

(Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план: на 1000 лет, если не может ручаться даже за свой завтрашний день).

Зачем Воланд явился в Москву и какие выводы сделал?

(Посмотреть, как изменились люди за прошедшее тысячелетие, каковы жители «третьего Рима». Люди как люди. Любят деньги. Ну легкомысленны, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди: напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их).

Как Воланд объяснил Маргарите, для чего ему нужен глобус?

(События мне нужно знать точно. Ведь факт - самая упрямая вещь).

Спасибо!

Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?

Что вы можете сказать о прототипах этого образа?

(Сообщение учащегося)

Прототипов у Маргариты много. Это и французские королевы, носившие имя Маргариты: Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа. И Маргарита из драмы Гёте "Фауст". Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип Маргариты - третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская. Она тоже трижды была замужем. По первом мужу она Неелова, по второму Шиловская. Второй муж Елены Сергеевны был помощником начальника Академии Генштаба, кадровым офицером. От него у Елены Сергеевны было два сына: Евгений и Сергей. С Еленой Сергеевной Булгаков познакомился в 1929 году у одних знакомых. Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. Они начали тайно встречаться. Но вскоре Шиловский узнал об их романе. У него с Булгаковым состоялся серьёзный разговор, и Булгаков с Еленой Сергеевной расстались на время. Потом они случайно встретились на улице, и любовь вспыхнула вновь. Михаил Афанасьевич писал об этом в романе: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!"

(Слайд № 9)

Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?

(Видеоролик «Маргарита и Воланд после бала»)

Так что же дал Воланд Маргарите?

(Любовь).

(Слайд № 10)

V. Основные темы романа.

На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Слайд № 11)

«Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустите никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...»

Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.

(Слайд № 12)

Воланд ← Маргарита

Мастер

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера.

Какое чувство она испытывает перед Мастером?

(Чувство вины).

Что она совершает в нравственном смысле?

(Измену).

Это преступление, за которое неизбежно что?

(Расплата).

Какую основную тему можно сформулировать?

(Тема вины и расплаты, преступления и наказания).

А что нужно Мастеру?

С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами. Человек примерно 38. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. Кто это?

(Мастер).

(Слайд № 13)

Мастер сказал Ивану: «Роман был дописан. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». Что сделалось с его жизнью, когда он вышел в жизнь, держа роман в руках?

(«И тогда моя жизнь кончилась»).

Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?

(С половины октября до половины января Мастер находился под арестом).

Спасибо!

Чем жил Мастер все это время? Какие мысли его тревожили?

(его роман о Понтии Пилате)

(Слайд № 14)

Чем жила Маргарита?

(Мастером и его романом)

Подведем итоги. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?

(Ответы учеников)

VI. Выводы.

Так кто ж ты такая, Маргарита? Чем ты отличаешься от других персонажей?

(Учащаяся зачитывает отрывок из романа)

«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как это чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фонари, заплатанные дома. Внизу лишь огни, вокруг - небо, огромное, черное, просторное. Свежий воздух до боли распирает легкие - ах, как хорошо! Я свободна! Мелочные ссоры в тесных кухонках, душное бессилье напрасных разговоров, бессонные ночи - наедине с подушкой, мокрой от слез... Это все осталось внизу! Я другая! В две мерцающие полосы слились внизу огни городов, завертелись и исчезли; в ушах свистит ветер, и желтый, мягкий лунный свет заливает мое тело - вот я вся. Слившаяся с этим небом, с этим ветром, живущая в полете. Я вырвалась, вырвалась, черт возьми! Почему нельзя поминать нечистого к вечеру? Как глупо. Со мной, прожившей безразличие и тоску, что можно сделать? Он приснился мне сегодня, и сон был вещий, за это я ручаюсь. Я верила, что-то произойдет непременно, потому что не может быть, чтобы что-то тянулось вечно. И оно случилось, вот оно! Я вся в сегодня, нага и свободна, и если уж любить, то до самозабвенья, если мстить - то без удержу. Мне позволено все - кто посмеет запретить? Я - королева. Сегодня я разорвала колдовской круг своей жизни, сегодня я плачу все долги. Я другая - не знаю, святая или грешница, но только не частично, а сразу, целиком и вся. О, милый, милый Азазелло, я лечу! Этот иностранец - я теперь знаю наверно - совсем не опасен. Я согласна на все - вот так, сразу - головой в омут, ведьмой в ад... Ради него, Мастера. Прощай все - сад, деньги, готический особняк - как смешно! Я знаю, что приду к нему сегодня, где бы он ни был! Все - сегодня, или ничего - никогда».

VII. Рефлексия.

Давайте составим синквейн на нашу тему.

(Слайд №15)

VIII. Слово учителя.

(Слайд № 16)

Маргарита была и остается воплощением женственности, самопожертвования, ответственности, подвига, верности, любви, чувственности, преданности. Ей посвящаются стихотворения и картины. О ней поют песни. Она остается вечным образом не только в русской культуре, но и в мировой. Искренне любящая и страдающая женщина тоже ассоциируется с Маргаритой.

(Слайд № 17)

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Эссе «Кто она, Маргарита Мастера?»

Список использованной литературы:

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, М., 2006

    Русская литература XX века, ред. В.В. Агеносов, часть 1, М. «Дрофа», 1996

    Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе, ред. Ф.Ф. Кузнецов, часть 2, М. «Просвещение», 1994

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс, II полугодие, М., 2006

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/415721/




Top