«Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала. Образ Ивана Васильевича в рассказе "После бала" Срочно!!!!Помогите

Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» (краткое содержание рассказа) он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.

Иван Васильевич был красивым молодым человеком, да еще и при деньгах. Учился он в провинциальном университете, был веселым и бойким, любил кутить с товарищами. Кружков при университете не было, главным времяпровождением были вечера и балы. Танцевать он любил и это у него хорошо получалось.

В то время Иван Васильевич был влюблен в одну красивую девушку Варвару. Любовь его не знала границ, молодой человек не переставал любоваться и восхищаться этой девушкой.

Из рассказа можно сделать вывод, что по своей натуре он был добродушным человеком. Он трепетно относился к девушке, в которую был влюблен. Иван Васильевич любил жизнь и людей. Он видел в людях только хорошие черты.

Когда он рассказывал свою историю, во время описания бала, душа его была наполнена любовью, мечтами и грезами.

Однако картина, которую он увидел на следующее утро, заставила его переосмыслить жизнь и посмотреть на нее другими глазами.

Юноша стал случайным свидетелем того, как отец его возлюбленной Вари, к которому накануне вечером он проникся самыми хорошими чувствами и впечатлениями, устраивал расправу над беглым солдатом.

Иван Васильевич видел боль и ужас в глазах солдата, видел красные кровавые следы, оставшиеся на его спине после избиения. Молодого человека поразило, с каким равнодушием и жестокостью полковник, отец его любимой Вари, наказывал солдата.

У Ивана Васильевича не укладывалось в голове, как человек может так меняться. Как милый человек с открытой ласковой улыбкой может превратиться в жестокого начальника, у которого нет ни грамма милосердия.

После этого случая любовь Ивана Васильевича к прекрасной Варваре стала гаснуть, так как при виде ее, он вспоминал ее отца. Будучи человеком чувствительным, он не мог быть с ней, врать ей и притворяться.

Эта история полностью изменила его мировоззрение и заставила изменить свои планы на будущие. Он отказался от карьеры военного, о которой мечтал ранее. Его жизнь изменилась, также изменилось и отношение к окружающим людям.

В рассказе Иван Васильевич представлен в образе честного, чувственного, справедливого и впечатлительного человека. Он теряет многое, отказывается от желанной любви и карьеры, но при этом он сохраняет честь и достоинство.

Сочинение про Ивана Васильевича

При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.

Главный персонаж - Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье. И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее. В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.

Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент. На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина. Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.

Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным. Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по - другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали. Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.

Несколько интересных сочинений

  • Берг и Вера Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

    На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» фигурируют два второстепенных героя, которые призваны в произведении сыграть отведенную им роль. Это Берг и Вера.

    Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза

/ / / Образ Ивана Васильевича в рассказе Толстого «После бала»

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших писателей в русской и мировой литературе. Его произведениями увлекаются миллионы людей, ведь многие их них актуальны и в наши дни. Одним из выдающихся произведений Толстого является рассказ «После бала». Он подкупает читателя своей легкостью и реалистичностью. А происходит это потому, что автор писал его с реальной жизненной ситуации, которая приключилась с его братом.

Главным героем рассказа Толстого « » является Иван Васильевич. Это уже далеко не молодой человек, который пользовался авторитетом в обществе. Впервые мы встречаемся с ним в одной из гостиных, где между присутствующими разгорелся спор на философскую тему о том, что же влияет на выбор человека. Одни говорили, что на выбор влияет окружающая «среда», другие возражали этому. Иван Васильевич рассудил этот спор и сказал, что на выбор человека влияет случай. В подтверждение своих слов он рассказал одну историю, которая произошла с ним в юности.

Итак, дело было в середине 19 века, когда Иван Васильевич был юным мальчишкой. В то время он был студентом одного из провинциальных университетов. И как все студенты, жил полной жизнью: веселился, дурачился, кое-как учился. Сразу хочется отметить, что Иван Васильевич был привлекательной внешности, поэтому пользовался успехом у барышень.

В то время главный герой был влюблен в дочку полковника Вареньку. Девушка была просто прелестна. Ее статную фигуру венчала милая улыбка. На балу, который организовал отец Вареньки, Иван Васильевич ни на минуту не отходил от своей возлюбленной. Другие девушки ему были совершенно не интересны. Молодые люди танцевали весь вечер на пролет. Главный герой считал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был готов обнять и расцеловать весь мир. Иван Васильевич думал, что все люди такие добрые и милые, что в мире нет места злу и жестокости.

В таком возвышенном настроении главный герой вернулся к себе домой. Те эмоции, которые он испытывал, не давали заснуть. Иван Васильевич отправился на прогулку. Он был опьянен своим счастьем и поэтому шел, куда глаза глядели. В голове Ивана Васильевича звучала мелодия мазурки, ему казалось, что даже проезжающие мимо лошади улыбались ему.

Приподнятое настроение главного героя оборвали звуки тревожной музыки. Иван Васильевич не заметил, как пришел к дому Вареньки. Там он увидел, как через строй солдат проводили привязанного к ружьям татарина и каждый из них бил несчастного палкой по спине. Татарин кричал и молил о пощаде, но его никто не слышал. Самым страшным оказалось то, что этой «казнью» командовал отец Вареньки, тот милый и добродушный человек, который еще несколько часов назад танцевал на балу. Теперь он был жестоким и злым тираном, который следил за исполнением наказания.

Увиденное событие произвело неизгладимое впечатление на Ивана Васильевича. Он с ужасом убежал оттуда. Ему еще долго слышались крики несчастного татарина, который молил о пощаде.

Этот случай изменил планы Ивана Васильевича на жизнь. Он отказался от военной службы. Теперь главный герой увидел совершенно другой мир, мир, который наполнен жестокостью и злобой, где каждый сам за себя. Иван Васильевич словно прозрел. Возможно, тот случай заставил его повзрослеть и посмотреть на мир глазами взрослого человека. Что касается чувств к Вареньке, то в скором времени они остыли и «сошли на нет».

Иван Васильевич — рассказчик и главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала». От его лица ведётся повествование, от него мы узнаём историю любви Ивана Васильевича и её странного завершения.

В начале рассказа перед нами уже постаревший герой — «всеми уважаемый», правдивый, искренний, к которому с явной симпатией относятся окружающие. Такое начало настраивает на принятие истории, положительную оценку действий героя.

К воспоминаниям Ивана Васильевича побуждает разговор о том, что необходимо человеку для личного совершенствования. Герой вспоминает случай из юности, прошедшей в 40-х годах XIX века в провинциальном городке. Он был студент, «жил, как свойственно молодости: учился и веселился» и влюблён был в Вареньку Б. Причём любовь его была очень чистой и словно «бестелесной»: он смотрел на девушку как на ангела и себя чувствовал «каким-то неземным существом».

(Полковник и Отец Вареньки грациозно танцует с дочерью )

Большая часть рассказа Ивана Васильевича (и собственно произведения) приходится на бал, где герой танцует с Варенькой, умиляется и ею, и её отцом. Даже немодные сапоги отца кажутся Ивану Васильевичу прекрасными: «Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные…»

Когда счастлив, влюблён, всё вокруг кажется прекрасным: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Это чувство со временем либо успокоится, станет земным, либо — исчезнет. Второе и случилось с Иваном Васильевичем, только причина охлаждения героя оказалась не совсем обычной, «случай» — как сам он выразился.

(Незабываемый в душе Ивана Васильевича танец с Варенькой )

Не в силах заснуть после бала, утром Великого поста (бал состоялся вечером Масленицы) Иван Васильевич отправляется бродить по улицам. И ноги сами несут его к дому, где живёт Варенька. Дом стоит на окраине города, «на поле», в конце которого герой видит «что-то большое, чёрное».

Оказалось, что там наказывали солдата-беглеца. Его проводили сквозь два ряда солдат, которые били несчастного поочерёдно, превратив его спину в кровавое месиво. А командовал наказанием отец Вареньки, он строго следил за тем, чтобы солдаты били в полную силу.

(Иван Васильевич стал свидетелем увиденного, полковник, он же отец Вареньки, жестоко наказывает беглеца )

…Что-то перевернулось в душе Ивана Васильевича. Он будто и понимал, что, видимо, так нужно, даже необходимо. Но исключительно умом. Сердце, душа не находили оправдания пытке: «Очевидно, он (отец Вареньки) что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Заснуть герой смог только вечером, когда напился с приятелем. А после любовь как-то сама собой пошла на убыль.

Характеристика героя

Иван Васильевич — в юности самый обыкновенный молодой человек. В рассказе он сам подчёркивает, что вёл обычную для студента жизнь: веселился, учился. Ни в каких кружках не участвовал, никаких теорий не придерживался. Катался с барышнями с гор, пил шампанское, когда были деньги, много танцевал и не единожды влюблялся. Такая «обыкновенность» очень важна для замысла автора.

Когда Иван Васильевич видит картину истязания, он не противится ей умом, т. е. — он не может или боится принять истину, что рядом с ним происходит преступление. Он не может осознать, что общество, люди, что его окружают, — лживы, лицемерны: «…сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник…» Ему не хватает или ума, или смелости, или — ещё не пришло время для правильных выводов.

Однако сердце героя мудрее головы. Увиденное изменило жизнь Ивана Васильевича. Он не смог пойти служить, хотя собирался, а в задумавшейся Вареньке теперь видел полковника на площади.

Герой остался одиноким, не служил нигде — ни в армии, ни чиновником, потому что столь вопиющий контраст между полковником на балу и полковником на площади подспудно заставляет его подозревать в людях «изнанку». Иван Васильевич предпочёл обезопасить себя, не сталкиваться с этой самой «изнанкой», не бороться с ней. Это — трусость, протест бессильных.

Образ героя в произведении

Л. Н. Толстой на примере самого обычного человека показывает, что понимание хорошего-плохого дано человеку априори — независимо от фактов, опыта, убеждений или их отсутствия. Откуда оно? Кант называл это знание нравственным доказательством бытия Бога. Иначе кто бы вложил в нас понимание, что есть добро и что есть зло.

Но цель Толстого не в этой хрестоматийной для читателя начала ХХ века истине. По мысли автора, важно не только НЕ быть на стороне зла, но и бороться с ним. Ведь полковник, возможно, не совершенно плох, просто государство, власть выучили его, что «так правильно», что бить, истязать, значит — восстанавливать и сохранять порядок.

Сразу оговоримся, что Толстой вовсе не на стороне революционных переворотов. Его метод — перевоспитание, переосмысление устройства мира всем обществом. А потому нельзя оставаться равнодушным. Нельзя прятать голову в песок, как Иван Васильевич, удаляться от службы, людей.

Иван Васильевич — пример духовной капитуляции перед миром, пример «лжи во спасение себя» (он так и не решится осудить увиденное на поле). По мнению Толстого, мир изменится тогда, когда мы перестанем мириться с жестокостью, пусть и законной. Нет, революции не нужны — нужна пропаганда добра, справедливости, милосердия.

В образе Ивана Васильевича - героя рассказа "После бала" - Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.
Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. Он принимается рассказывать о "делах давно минувших дней". Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим.
В то время (40-е годы XIX века) Иван Васильевич был студентом в университете, "веселым и бойким малым, да еще и богатым". Все свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям. Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам, был просто красавец. Последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой - писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное - среди гостей была Варенька Б. , что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой. Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Этой своей любовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари - "статный, высокий и свежий старик" с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и "зачесанными вперед височками". Он улыбался, грудь его была украшена орденами, "он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал) , и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все "па".
И вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б. , увидеть ее, может быть, еще раз.
Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая.
Подходя к дому Б. , на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное. Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело.
Между двумя рядами солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли "сквозь строй" за побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.
Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.

В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.
Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.
Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло “в то время какое-то восторженно-нежное чувство” к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому воинскому начальнику “типа старого служаки николаевской выправки”.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не смог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. На сердце у него была “почти физическая, доходившая до тошноты, тоска”, такая, что он несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он “услыхал и увидел опять все и вскочил”.
После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.
На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Задачи и тесты по теме "Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)"

  • Гласные после Ц - Морфемика, орфография 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1




Top