Описание внешнего вида митрофана из комедии недоросль. Сочинение на тему каким я увидел митрофана в комедии недоросль, фонвизин читать бесплатно

Писателя и драматурга Д.И. Фонвизина, комедия «Бригадир» которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса «Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.

Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.

Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.

Сам главный герой - Митрофанушка - лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», - так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.

Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.

Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».

Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.

Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться - хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил - ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.

Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. -Какая же дрянь, Митрофанушка? - Да то ты, матушка, то батюшка», -доказывают это.

Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», - с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».

Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.

Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки - это действительно образ «маменькиного сынка».

Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.

У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.

Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова "дверь" и "дурак" у него — имена прилагательные. За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.

Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.

В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Уродливое воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным. Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»

Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало того, само слово "недоросль", служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.

Три столетия назад гений сатиры создал свою знаменитую комедию «Недоросль». Этот классицистический текст написан во времена, когда государство Российское жило по законам, введенным Петром 1. Указ царя заключался в том, что необразованные юноши в возрасте до 21 года не могли служить ни армии, ни государству, а также создавать собственную семью. Таких недоучек именовали «недорослями». Этот термин использовал Денис Иванович Фонвизин для названия своего текста.

Главный герой Фонвизина недоросль по имени Митрофан. Ему около 16 лет и он глуп, ленив, жаден и жесток. Он по возрасту вполне взрослый и самостоятельный, но ведет себя подобно капризному ребенку. Он вызывает смех у читателя и в то же время является отрицательным персонажем.

Исходя из вышесказанного, обратимся к подробному анализу этого литературного героя.

Глядя на систему персонажей пьесы, нетрудно заметить, что образ Митрофанушки тесно взаимосвязан с другими героями. Эта взаимосвязь основана на решении проблемы воспитания и образования.

Обратимся к родителям Митрофана. Его мама – это эгоистичная, невоспитанная женщина; одним словом – невежда.

Сообразно своему складу она воспитывает сына и получает в результате того, кого в народе именуют «маменькин сынок». Он полностью копирует ее поведение и отношение к окружающим: он жесток, расчетлив, меркантилен. Особенно ярко это раскрывает Денис Иванович в финале произведения, когда Митрофан ради денег и власти бросает маменьку свою у «разбитого корыта».

Также стоит рассмотреть, каково влияние отца на Митрофана. Отец, по сути, никто в собственной семье. Эти-то качества и копирует Митрофанушка. Как говорят, что посеешь, то и пожнешь.

Родной дядя Митрофана – Скотинин – это тот, в кого превратится Митрофанушка, когда станет взрослым.

Для него свиньи лучше, чем человеческое общество.

Фонвизин не только вскрывает пороки воспитания Митрофанушки. Немаловажную роль играет его образование, а точнее сам процесс его получения. Матушка нанимает своему любимому сыночку учителей. Но эти люди случайны в педагогике, один – сержант в отставке, другой – недоучка, третий – бывший конюх. Чему могут научить такие учителя?

В противовес таким горе-педагогам введен образ Стародума, через реплики и монологи которого вскрыто и осуждено невежество и сына и матери Простаковых, а также «недалекость» педагогов.

Такой процесс обучения Денис Иванович показывает осознанно. Он нисколько не фантазирует. Такой поворот событий имел место быть в России 18 века.

Почему Митрофан – это один из главных персонажей? Попробуем разобраться.

В целом этот персонаж противопоставлен Софье. Он глуп, а она умна. Он необразован, а она блестяще образована.

Почему же такая расстановка действующих лиц? Ответ очевиден. Просто для России того периода было нормой, что молодые отпрыски дворян были умственно и морально отсталы от жизни. Жили они старыми законами.

Таким образом, образ Митрофанушки собирателен. В нем соединились глупость, жадность, пассивность и инфантильность. Это символ того, как может образоваться подобие человека, которое забыло о вечных ценностях.

Характеристика Митрофана в комедии Недоросль

Ключевой фигурой комедии выступает сын четы Простаковых – Митрофан. Он и является «недорослем» – молодым юношей, не получившим образования. В то время указом Петра I вводилось обязательное обучение дворянских детей. Для большей мотивации выполнения указа, без получения письменного удостоверения о выучке, молодым людям запрещалось вступать в брак. Хочешь жениться – грызи гранит науки. С таким препятствием столкнулся и наш главный герой.

Митрофанушка стал жертвой чрезмерной любви и невежества своей матушки, госпожи Простаковой. Растя в атмосфере вседозволенности, он стал эгоистичным и жестоким. Неуважение к окружающим, нежелание учиться, лживость, глупость – вот основные его качества. Он хитрый, вовсю манипулирует своей матерью, льстит ей ради собственной выгоды, давит на жалость.

Может быть, у Митрофана и получилось бы научиться хоть чему-нибудь, но он слушает свою мать и немца Вральмана, что наука для него бесполезна и опасна, а учиться нужно только для вида. Остальных своих учителей Цыфиркина и Кутейкина он презирает.

Ужасным образом Митрофанушка поступает со своей кормилице Еремеевной. Обзывает ее «старой хрычовкой», грозится нажаловаться матушке, чтобы та ее наказала.

Митрофан труслив. Когда происходит стычка со Скотининым, он прячется за спину Еремеевны, а потом жалуется Простаковой, что дядя его грозился убить, и что лучше он сам пойдет в реке утопится.

В конце пьесы, когда Правдин отбирает у Простаковых имение, видно настоящее отношение Митрофана к матери. После того, как мать лишили власти, ему больше нечего там делать и он соглашается идти служить.

Сочинение Образ и характеристика Митрофана в комедии Грибоедова

Митрофан – один из главных персонажей пьесы Фонвизина «Недоросль». Благодаря классицистическому направлению произведения, в пьесе присутствует четкое разделение персонажей на положительных и отрицательных. Митрофан – отрицательный персонаж, наряду с его родителями, Простаковыми, и Скотининым, братом матери, соответственно, его дядей.

Кроме того, в классицизме принято употреблять говорящие фамилии для персонажей, для того чтобы обличить их пороки. Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «данный матерью», «являющий собой мать». Его имя еще раз подтверждает тот факт, что мать персонажа, госпожа Простакова, оказала не совсем правильное влияние на своего сына, а точнее, сделала его заложником собственных целей и желаний. Поэтому Митрофан – плод неправильного воспитания Простаковой собственного сына. Фамилия Митрофана – Простаков (от слова «простой», во времена Фонвизина - это слово еще и имело значение «пустой»), что как нельзя лучше характеризует эту семью как людей без духовных и высшихценностей и целей.

Митрофан – эгоистичный и избалованный юноша, который не способен на чувства любви к своей матери и к кому бы то ни было. Он хорошо чувствует власть своей матери в доме над слугами и собственными отцом, при этом он знает, что мать без памяти любит его и готова сделать всё ради него, поэтому он позволяет себе заискивать перед ней, но это только до тех пор, пока сама Простакова имеет какое-то значение в собственном доме. Это еще раз доказывает, что Митрофан – хитрый персонаж, которому ничего не стоит притвориться, чтобы добиться получения того, чего ему хочется.

Все его жизненные цели и ориентиры направлены на утоление своих физических потребностей (будь то сон, питание, прогулки на голубятне). Что касается обучения или просто развития духовных качеств, то здесь Митрофан предстает как настоящий невежда, которого невозможно не только научить понимать высшие ценности жизни, но и просто обучить азам грамматики и арифметики.

При все этом Митрофан – статичный персонаж, который никак не развивается на протяжении произведения, но и не имеет самостоятельного поля действия. Его заставляют жениться – он соглашается, почему бы и нет. То же самое абсолютно со всем, что происходит в сюжете произведения. Митрофан при этом остается лишь косвенной причиной всех конфликтов, сам не принимая в них участия.

Смысл названия произведения так же относится к Митрофану. Он – недоросль, причем сразу в нескольких значениях этого слова. Во-первых, он – недоросль в интеллектуальном отношении: по всем тем предметам, которые преподаются Митрофану, он полный профан, и даже существительное от прилагательного отличить ему не удается. Во-вторых, он – недоросль в моральном отношении: он ни во что не ставит чувства других людей (особенно собственной матери). В-третьих, он – недоросль в социальном (гражданском) смысле: Митрофан в прямом смысле не дорос до поступления на государственную службу (во времена Петра I юноши до 15 лет не имели право служить отечеству, поэтому их так и называли «недорослями»). Конечно, во времена Фонвизина, слово «недоросль» имело лишь прямое значение, но после выхода его пьесы, в которой это понятие становится метафорой сатиры и насмешки, переносное значение входит в обиход речи людей.

Таким образом, Митрофан – это результат неправильного воспитания его матери. Кто знает, что могло бы получиться из него, если бы его мать сама имела бы хорошее воспитание. Чему может научить Митрофана женщина, которая сама никогда ничему не обучалась, и которая не имеет хоть какие-то зачатки морали в своей душе?

Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием "Теплый хлеб". Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над бол

  • Сочинение по картине Непринцева Отдых после боя

    Живописное полотно «Отдых после боя», написанное талантливым советским художником Непринцевым, рассказывает целую историю. Рассказчиком выступает не только автор картины, но и ее многочисленные участники. Группа бойцов, окружившая Василия Теркина,

  • Проблема счастья в пьесе Чехова Вишневый сад сочинение

    В пьесе «Вишневый сад» проблема счастья поставлена автором А. П. Чеховым на важнейшее место. Все: молодые и старые, герои и героини, говорят и мечтают о нем. Но каждый видит его по- своему. Теме счастья и его поискам, в своем творчестве,

  • Образ и характеристика Базарова сочинение

    Действия известного романа совпадали с периодом реформ в России. Общество тогда разделилось на тех, кто приветствовал изменения и тех, кто не желал мириться с новым порядком. Центральное место в произведение занимает Евгений Базаров, главной позицией

  • Митрофан Простаков является одним из главных героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Из списка действующих лиц мы узнаем, что именно к нему относится заглавие пьесы. Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем, слово «недоросль» обозначало любого несовершеннолетнего дворянина.
    Митрофан - почти достигший шестнадцатилетия сын провинциальных дворян. Один из героев комедии - чиновник Правдин - характеризует его родителей таким образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Фонвизин использовал в пьесе говорящие имена и фамилии: имя Митрофан имеет в греческом значение «похожий на мать». И действительно, по мере развития сюжета читатель убеждается, что сын унаследовал от Простаковой все отвратительные черты характера, и именно она является его главным воспитателем и примером.
    Митрофан туп и невежественен: четвертый год сидит над часословом, третий год не мо-жет научиться считать. К тому же его нельзя назвать радивым учеником, он считает, что своими «занятиями» делает всем большое одолжение, да и сама Простакова, которая видит в просве-щении лишь вред, просит его: «Ты хоть для виду поучись». Она постоянно втолковывает сыну свои жизненные принципы, в числе которых не последнее место занимают жадность и скупость. Поэтому арифметику помещица называет «дурацкой наукой», так как по условию задачи надо разделить найденные деньги на троих или посчитать прибавку к жалованию учителю.
    В отношении учителей и не чающей в нем души Еремеевны Митрофанушка проявляет грубость и жестокость, называя их «гарнизонная крыса», «старая хрычовка», угрожая нажало-ваться скорой на расправу матери. Но стоило его дяде Скотинину наброситься на него, как он трусливо просит защиты у обиженной им старой кормилицы.
    Недоросль ленив и избалован, использует любую возможность, чтобы отвязаться от учи-телей и отправиться гонять голубей. Все его низменные устремления состоят лишь в том, чтобы вкусно и много поесть, не учиться, а жениться. Его отец замечает в нем фамильную любовь Скотининых к свиньям.
    Митрофан привык добиваться своего как угрозами («Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали»), так и неуклюжей лестью. Его выдумка про сон комична: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».
    Для достижения своих целей Простаковы не гнушаются никакими средствами. Вместе с родителями Митрофан сначала раболепствует перед Стародумом в надежде получить наследст-во, а затем готов жениться на его племяннице Софье силой. Когда же похищение не удается, он, как и его мать, собирается выместить злобу на крепостных.
    Воспитанный в обстановке злонравия и жестокости Митрофан вырастает эгоистичным, не любящим кроме себя никого, даже потакающую ему во всем мать. Потерявшую власть и по-этому ставшую ненужной Простакову, обратившуюся к сыну за утешением, он отталкивает словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».
    Его глупость и необразованность вызывают у положительных героев комедии иронию, а его жестокосердность они воспринимают как логичное следствие дурного воспитания. Такого же мнения придерживается и сам автор. В комедии «Недоросль» Фонвизин словами Правдина и Стародума выразил свои просветительские идеалы: «Прямое достоинство в человеке есть ду-ша... Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь… Невежда без души - зверь». Образ Митрофана стал поучительным примером того, к чему приводит злое невежество, а его имя стало нарицательным. Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на него.



    
    Top