Основные идеи творчества фонвизина. Краткая биография дениса фонвизина самое главное

С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова ("Песня про царя Ивана Васильевича..."), Гоголя ("Тарас Бульба"), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе "После бала" восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции - (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, "рассказ в рассказе". Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе "После бала" два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

"- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…"

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утверждает: "увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво".

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, "что хорошо, что дурно". Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему "После бала" можно назвать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

"После бала" - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, "что хорошо, что дурно". Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что "видел" и "слышал" он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему "умилительно трогательными". Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: "все было мне особенно мило и значительно".

Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова "стал различать", "стал смотреть", "увидал", "расслышал", "видел", "мельком увидал", "услыхал", "не зная, куда смотреть", "слышались слова"? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

"Мне было до такой степени стыдно…" - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а "у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска". Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце - путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета - светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу - "надо все по закону", - соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после бала - образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя - он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник - натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, "что хорошо, что дурно". Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе "После бала"? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, "что хорошо" и "что дурно" в картине жизни, запечатленной в рассказе?

В рассказе "После бала" автор дает четкие ответы на вопросы: "что хорошо" и "что дурно". Один из этих ответов - сцена на балу. Второй - сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл "случай"? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом "После бала", Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа "После бала", не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: "Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы". В прямом значении слово "диссонанс" означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном - разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово "диссонанс"? Можно ли слова "контраст" и "диссонанс" назвать в данном случае синонимами? Почему "диссонанс" назван автором воспоминаний "роковым"?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоциональном строе, в цвете, в звучании. Главное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное явление.

Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шампанского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: "В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка".

Едва ли стоит сравнивать скорчившееся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими танцорами на балу. Поэтому в устный рассказ мы будем их включать с осторожностью.

Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что "лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, "служаки николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа "После бала"?

Рисуя портрет "служаки николаевской выправки", автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Вареньки: "Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич "случай" из своей жизни называет "длинной историей". Но в самом ли деле это "длинная история"? Ведь тут же он говорит, что его "жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра". Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о "чудесном" бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала "в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло". Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.

Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была "в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны". Почему Толстой в рассказе "После бала" трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему? Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика? Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег? Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? "Напишем" еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему? Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком? Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника? Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь? Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра", - так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого "После бала". Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал
    Рассказ "После бала" Л. Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника. Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван
    Что такое бал? Это праздник: танцы, веселье и смех, ослепительные наряды. В такой обстановке все кажется в лучшем свете. Но когда бал заканчивается, яркие краски блекнут, вместо веселья появляется усталость. Все как будто меняется. Может измениться и сама жизнь. Вот о таком событии поведал Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала". Главный герой рассказа Иван Васильевич, по собственному признанию, был человеком влюбчивым, но однажды влюбился так, что запомнил на всю жизнь.
    Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, всё больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5–6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется (достаточно вспомнить разрисованные поля тетрадей). Значит, нужно
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана
    Этим летом я про? ел следующие произведения: Шинель Николая Васильеви? а Гоголя, После бала Льва Николаеви? а Толстого, Ася Ивана Сергееви? а Тургенева и Белые но? и Федора Михайлови? А Достоевского. Наибольший отклик в моей душе вызвали произведения Шинель и После бала. В обоих произведений описаны два периода жизни главного героя: до и после утра, которое меняет жизнь о? ень резко. Так, в рассказе После бала главный герой Иван
    "Любовь с этого дня пошла на убыль...» (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Мно­гие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить

Тест по произведению Л.Н.Толстого После бала

ОТВЕТЫ ПОЖАЛУЙСТА

Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то;

Б) придуман Толстым;

В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

Б) повесть;

В) рассказ.

О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич?

А)Александра II

Б) Николая I

В) Николая II

4 . Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого После бала: Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае?

А) Вареньке

Б) Ивану Васильевичу

В) Петру Владиславовичу

5.Число рассказчиков в произведении:

В) несколько.

6. Кто такой инженер Анисимов в рассказе Л.Н. Толстого После бала?

А) Сосед Ивана Васильевича

Б) Еще один кавалер Вареньки на балу

В) Человек, наблюдающий сцену наказания вместе с Иваном Васильевичем

7. С каким императором проводится параллель при описании отца Вари в рассказе Л.Н. Толстого После бала?

А) Александром III

Б) Николаем I

В) Николаем II

8.За что наказывали солдата в рассказе Л.Н. Толстого После бала?

А) За трусость

Б) За побег

В) За грубость начальнику

9. Как называется имение Л.Н. Толстого, в котором он прожил большую часть своей жизни?

А) Большие Луки

Б) Ясная Поляна

В) Красная Поляна

На глазах у друзей и любимой…
Трагедия с внуком Аллы: боль невозможно унять…
На глазах у друзей и любимой……

О позоре Гурцкой под очками трубит вся страна! Заставили снять, а там…

В свои 52 года Андреева выглядит на 31! Оказывается на протяжении 6 лет она носит…

Как в 40 выглядеть на 25 без ботокса и дорогих кремов! Совет простых женщин

Россияне потрясены! Вот кем оказалась жена Путина!
10. Какой композиционный прием лежит в основе рассказа Л.Н. Толстого После бала?

А) сравнение

Б) метафора

В) антитеза

11 . Какую сторону творческой личности Л.Н. Толстого раскрывает рассказ После бала?

А) иронию

Б) гуманизм

В) религиозность

12 . Кто по званию был отец Вареньки?

А) Капитан

В) Полковник

13. Что дала на память Варенька главному герою?

А) зеркальце

Б) Перчатку

В) Носовой платок

14. С кем жил в то время герой?

А) С мамой

Б) С отцом

В) С братом

15. что составляло его главное удовольствие в жизни?

Б) Любовь

В) Балы и гуляния

16. Тема произведения:

А) повествование о любви Ивана Васильевича;

Б) рассказ о полковнике;

В) показ николаевской России

17. Что особенно умилило главного героя в отце Вареньки?

А) его прическа

Б) его сапоги

А) отчуждение

Б) возмущение

В) восторг

19. Действие рассказа происходит

А)В первый день масленицы

Б) В последний день масленицы

В) В чистый понедельник

20. После бала Иван Васильевич

А) Уехал домой и лег спать

Б) Уехал в гости

В) Уехал домой, но не смог уснуть, поэтому пошел прогуляться.

21. Чем закончилась история любви Ивана Васильевича и Вареньки?

А) Она его бросила

Б) Они стали реже встречаться и их любовь сошла на нет.

В) Они поженились

Г) Он её бросил

22. Что шептал наказуемый татарин, когда проходил мимо Ивана Васильевича?

А) Дядечки, не убивайте.

Б) Я не виноват.

В) Сынки, помилуйте.

Г) Братцы, помилосердуйте.

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

6. Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

7. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

Л.Н.Толстой. «После бала»


1.Жанр произведения: 1) повесть; 2) очерк; 3) рассказ.
2. Раскрытию идеи произведения помогает: 1) антитеза; 2) гипербола; 3) олицетворение.
3. Число рассказчиков в произведении: 1) один; 2) два; 3) несколько.
4. Авторская позиция: 1) скрыта; 2) выражена в авторском повествовании; 3)передана одним из персонажей.
5. Роль вступления в произведении: 1) показать время и место действия; 2) познакомить с участниками событий; 3) познакомить с рассказчиком.
6. Автор использует повтор одной и той же стилистической фигуры (синтаксический параллелизм) : «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась … статная фигура полковника…».С какой целью? 1) воспроизвести унылый свист флейты; 2) показать полковника в новой роли; 3) передать ужас совершающегося.
7. Произведение заставляет задуматься: 1) о судьбе полковника; 2) о личной ответственности человека за жизнь общества; 3) о любви Ивана Васильевича.
8. Тема произведения: 1) повествование о любви Ивана Васильевича; 2) рассказ о полковнике; 3) показ николаевской России.
9. Образ полковника: 1) типичен; 2) трагичен; 3) исключителен.
10. Тон повествования в этом произведении: 1) нейтрален; 2) эмоционально окрашен; 3) протокольно сух.
11. Жизненным источником произведения Л.Н.Толстого является случай, произошедший: 1) с ним самим; 2) с его братом; 3) с хорошим знакомым.
12. Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами…» Восстановите текст: 1) весёлый и бойкий, да ещё и богатый; 2) богатый и бойкий, да ещё и весёлый; 3) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.

13. Как выглядела Варенька на балу? Восстановите текст (запишите слова через запятую): «Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».14. Что танцевали Варенька и её отец: 1) кадриль; 2) вальс; 3) мазурку.
15. Что надел отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней: 1) шпагу; 2) замшевую перчатку; 3) военный мундир.
16. «Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его … »О чём говорит Иван Васильевич?
17. После бала у Ивана Васильевича остались какие-то вещи Вареньки. Что за вещи? Запишите свой ответ.18. Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки? 1) весёлую, звонкую; 2) жёсткую, нехорошую; 3) грубую, резкую.
19. Замшевая перчатка полковника, отца Вареньки, упоминается в произведении 2 раза. Когда? Запишите ответ.20. После какого события изменилась жизнь Ивана Васильевича? Запишите ответ.21. Запишите слово, пропущенное в тексте: «То, что хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время …»

Толстой Лев Николаевич - Контрольные вопросы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Как построено произведение?

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев . Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.


kontrolnye-voprosy-k-rasskazu-l.-n.-tolstogo-posle-balaконтрольные вопросы с выборочными ответами к рассказу л. н. толстого «после бала»
С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?

Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?

Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?

Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?

Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?

Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?

Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?

Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.

Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?




Top