Особенности композиции и смысл названия "кладовая солнца". М

Конспект урока по теме «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра».

Цель: - познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;

Раскрыть особенности композиции и жанра произведения.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого неповторимого художника слова. Не обязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к раскрытию своего таланта.)

А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.

В) Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)

    Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

    Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.

    Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

    Язык Пришвина – язык народный.

    Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.

    Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.

2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).

3. Актуализация знаний учащихся.

    Какое впечатление произвело на вас это произведение?

    Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?

    Слово учителя об особенностях композиции произведения.

А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).

Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.

Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.

В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

    Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.

1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.

Вопросы для работы групп

Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».

    Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?

    Чем начало произведения напоминает сказку?

    Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

    Что в «Кладовой солнца» является былью?

Обобщение результатов работы в группах:

Сказка

Быль

    Активное участие в судьбе детей принимают животные:

    • ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям4

      собака Травка – представитель «доброй природы» - верно служит человеку

    Есть зачин, как в народной сказке

    Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень

    Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: 2направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.

    Добро побеждает зло.

    События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

    Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2)

    Итоги урока.

«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения. нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по конкретным темам . Эти уроки предназначены для... учителя: - Кем по профессии был отец Насти и Митраши из «Кладовой солнца » М.М. Пришвина ? Ответ учеников...

  • Программа В. Я. Коровиной (полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания образования). Требования к уровню подготовки учащихся

    Программа

    ... по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца ». Урок развития речи. Урок развития реч 1.3 17 1.12. Обсуждение тем сочинения... терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект ) 2.8 2.6 27-28 РР Классное...

  • Наименований школьной медиатеки

    Документ

    ... урок по теме «Прилагательное».» Изучаем с Linux: Набор типовых план-конспектов : «Русский язык. Повторительно – обобщающий урок по теме ... адаптированный материал к уроку : «Литература в школе. М.М.Пришвин "Кладовая солнце ". "Солнце такое горячее и чистое...

  • Рабочая программа «литература», 6 «М» класс на 2012/2013 учебный год Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Вдвух частях

    Рабочая программа

    ... (2 часа) № урока Тема урока Содержание УУД 1 1 часть. Литература как художественное отражение жизни. Конспект ч. 1 с. 3 – 5 Адекватное... речью. 42 Классное сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца ». Классное сочинение Уметь выразить...

  • Почему сказка-быль называется "Кладовая солнца"?

      Все что происходит и образуется на Земле, невозможно было бы без Солнца. Это относится и к торфу, который образуется из останков растений и животных под воздействием солнечного тепла и энергии. А именно торфяники и вся природа является главным героем в этой сказке-были. Поэтому и название такое.

      Потому что Пришвин называл так метафорически-поэтично русские болота, из-за огромных залежей торфа в них. Веками, тысячелетиями накапливалась в них органика и в виде торфа отлагалась на дне. А любая органика - это великолепное естественное топливо (не столь экологически вредное, как уголь и нефть), а также удобрение! Растения растут перерабатывая на органику солнечное излучение (процесс фотосинтеза), таким образом торф - это консервированное солнечное излучение. Вс логично.

      И зря, кстати, в новом веке отказались от использования торфа. Ибо торф - это ВОЗНОБНОВЛЯМЫЙ ресурс, а природный газ - конечный. Ибо торф образуется в десятки раз быстрее, нежели природный газ.

      Сказка - быль Пришвина Кладовая солнца является произведением,в котором вымысел переплетается с событиями, произошедшими в действительности.

      Изначально произведение носило название Друг человека. То есть главным героем была собака, которая спасла мальчиков.

      Сейчас главными героями помимо собаки и двух мальчуганов стала сама природа.

      Читая сказку, мы познаем и научные открытия, связанные солнцем, благодаря которому появляется такое богатство земли как торф. И вся окружающая природа, ягоды клюквы, животные, растения, птицы этого болота - это все является кладовой солнца.

      Наше богатство, богатство природы, матушки-земли.

      Скорее всего именно выражение Кладовая солнца идт от того, что вся природа создана Солнцем и все процессы и явления в природе во многом это солнечные дела, поэтому вс, что нас окружает и все мы находимся по сути в кладовке, которую Солнце утром открывает, делает свои дела, кого-то кормит, кому-то светит и т.д., а вечером эту кладовочку закрывает.

      В словосочетание кладовая солнца, ставшее названием произведения, автор вложил большой смысл. Стоит вспомнить, что сам Пришвин был и биохимиком, и агрономом, и исследователем, он вовсю следил за развитием науки. Произведение Кладовая солнца повествует о естественнонаучных открытиях в довольно простой и непринужднной форме. Смысл весь в том, что солнце постоянно отдат часть своего тепла растениям, которые затем отмирают, а после этого падают на самое дно болота, где посредством этого процесса происходит накопление торфа. Торф - это богатство природы, накапливаемое жизнью веками. Но и клюква, и прочие целебные травы и деревья сживотными и птицами данного болота - это тоже вс кладовая природы.

      Пришвин, будучи великим прозаиком-натуралистом, в душе был еще и большим поэтом.

      Кладовая солнца - это метафора, которой писатель обозначает торфяные залежи. Торф - топливо, а любое топливо естественного происхождения отдает людям накопленную в себе солнечную энергию, без которого оно просто не появилось бы - каменный и древесный уголь, нефть, торф.

      Торф состоит из отмерших остатков растений, перепревших, переработанных микроорганизмами, чье существование так же было бы невозможно без солнца.

      Этим названием Пришвин хотел донести до читателя логическую взаимосвязь между жизнью, зависящей от тепла и света, и солнцем.

      Пришвин назвал так сказку-быль, поскольку торф-это останки животных, растений, а они росли на Земле, согреваемые и оберегаемые солнышком, оно ласкало их, давало силы, и потому живое впитало в себя солнечную энергию, сохранило ее через столетия, даже превратясь в органику.

      Известный писатель Михаил Пришвин написал много рассказов про природу, которую изучал с любовью всю жизнь.

      В этой сказке-были под названием Кладовая солнца именно человек показан как хозяин всех природных богатств, которые открываются только самым добрым и мудрым бережливым людям. А природа, по словам автора, для самих людей выступает в роли кладовой солнца, в которой скрыты великие и необходимые для нашей жизни сокровища. Но у матушки-природы есть свои законы, и мы, люди, должны им следовать, а нерадивых, злых, алчных и расточительных она не любит.

      А название, по-моему, получилось благодаря тому, что там много написано про торф, который обогревает зимой и получается это вещество благодаря солнечной энергии.

      Я читала, что первоначально у Пришвина была идея по другому назвать этот рассказ - вроде Друг человека, и сделать главным героем рассказа собаку лесника, но потом он передумал и назвал рассказ Кладовая солнца, сделав главным героем рассказа трясину. Многие знают, что торф представляет собой недоразвитый уголь - это остатки растений и мелких болотных животных, которые похоронены трясиной и постепенно перегнивают, уплотняются, превращаясь в торф, который даже может служить топливом. Но для того, чтобы появился торф, должны вырасти и отцвести растения, которым нужно солнце. Именно солнечное тепло, солнечный свет, солнечная энергия по сути накапливается в этих растениях, а потом превращается в тепло в чей-то маленькой печке. Торф иначе называют даже солнечными консервами, так он хранит энергию солнца долгие годы.

      Быль - сказка называется именно так, только потому, что солнце является жизненной энергией земли и с его помощью созданы все блага на ней. И все процессы, которые происходят днем, на ночь когда солнце садиться, закрываются в кладовку .

    ». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда - не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить».

    Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью - в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.

    Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

    И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»10 (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

    Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения - Насте и Митраше.

    Своеобразие произведения - раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

    Возможное распределение материала по урокам

    Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения - рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге .

    М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический . За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

    С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

    В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» 11 .

    Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).

    Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».

    Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца.

    Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно-художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев - Насти и Митраши.

    Цель этого урока - уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что
    к были.

    С этой целью предлагаются следующие вопросы:

    1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
    2. Чем начало произведения напоминает сказку?
    3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
    4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

    Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

    Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз
    в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» 12 .

    Следующий этап урока - работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:

    1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
    2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
    3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

    Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения.

    Основные вопросы урока:
    кто прав - Настя или Митраша?

    На чьей стороне рассказчик?

    Примерные вопросы и задания:

    1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

    2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории ? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

    3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

    4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

    5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?

    6. Почему Травка пришла на помощь человеку?

    Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

    Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

    На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока - определить основную идею произведения. Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу - «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.

    Примерные вопросы для беседы

    1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?

    После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:

    «Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры
    в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи» 13 .

    2. Какое значение в произведении имеет история Травки?
    3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?
    4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
    5. Каким вы представляете рассказчика?
    6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

    В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

    Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

    Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

    Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»

    Цель : 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;

    2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

    4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

    Оборудование : художественный текст, иллюстрации к произведению

    Тип: контрольно- обобщающий

    Вид: урок – анализ художественного текста

    Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

    Время: 45 минут

    Класс 5 Б

    Ход урока

      Организационный момент.

    А) Приветствие и посещаемость;

    Б) Готовность к уроку;

    В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)

    2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.

    Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?

    Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.

    «Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.

    3. Проблемный вопрос.

    Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.

    Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином (рассказ о жизни детей), по – сказочному занятны прозвища ребят - «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена: деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.

    Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.

    Беседа.

    - Какое историческое время описывается в произведении?

    - Что вам о нем известно?

    - Кто является главным героем в произведении и почему?

    - Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось?

    4 Выборочное чтение . Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.

    Эту часть можно было бы назвать «Несчастная жизнь ели сосны». Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один – извечный враг человека, другой - его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосной связана дружба и соперничество: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает также: желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.

    5. Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду. Почему это произошло?

    Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем –то проторенной давным – давно. Обманула мальчика Слепая елань – топкое место, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле даже название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды, а в Слепой (незаметной) елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета елани, не хотел её обходить по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, смог бы избежать беды.

    6. Задание поискового характера.

    Какое настроение пронизывает пришвинское описание природы в « кладовой солнца»? Какими художественными средствами пользуется писатель?

    Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Какие? Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения(«деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе) ; говорящие названия лесных мест Блудово болото(место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).

    * Какое лесное животное описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно в приключениях Насти и Митраши? (стр ).

    М.М Пришвиным описан лось – лесной великан. Его величие подчеркнуто такими словами, как «громадина», «большое тело», «чудовище». Лось сравнивается с самыми крупными домашними животными – быком и лошадью. Писатель не просто восхищается его красотой («какие глаза», «какие рога») Это животное появляется в повествовании не случайно. С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.

    * Какую роль в произведении играет собака? Вспомните, как описывает её автор?

    Она все понимает. Травка -верный друг человека, она очень любила Антипыча и сильно тосковала, когда он умер. Она утешает Настю и помогает выбраться из Слепой елани Митраше, признает его за молодого хозяина. Травка очень умная и ласковая собака, ей необходимы люди, которым она будет служить.

    * Какую роль играют птицы и звери? Какие они?

    Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждеьно – Он охотник, ружьё несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка и особенно волк хотят ему зла.Другие – чибис, кулик, глухарь предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором.

    Похожи ли птицы и звери на сказочных? Нет. Он любовно рисует их, не идеализирует. Даже иногда животное напоминает кого- либо из героев.

    Проблемный вопрос. Почему сказка - быль называется «Кладовая солнца»? Попробуйте отметить несколько значений этого названия.

      «Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные запасы торфа- прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.

      «Кладовая солнца» - это вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьем. И главное - человеком.

      «Кладовая солнца»- сердце человека, с его способностью любить, и в этой способности- великая правда, которую знал старый Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг- вот настоящее, истинное богатство.

      Домашнее задание : подготовка к сочинению

    План разработан учителем русского языка и литературы Раевской Н.В.



    
    Top