Литература — художественное отражение жизни человека и общества. Отражение реализма в литературе

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему “Литература как художественное отражение жизни”, которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе (“Начальное понятие о литературе как искусстве слова”), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на

Первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: “Любите книгу” М. Горького, “Баллада о мальчике” Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина “Память и воображение” и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького “Любите книгу”. Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как “велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему”, обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом “Любите книгу” позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в “путанице мыслей, чувств, событий”, научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с “Балладой о мальчике” Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом… Раскрыта настежь книжка, Ее читает за столом Взволнованный мальчишка. Сидит мальчишка за столом И в тишине ночной, Как будто рядом за углом, Он слышит этот бой. Пригнали “легионов тьму, а каждого – десяток,

И крикнуть хочется ему “Неправильно! Нельзя так!” Теснит Спартака легион, И с четырех сторон Он римлянами окружен. Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть – в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа “Два капитана”: “Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану”. Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа “Муму” и истории реального прототипа – немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Схожі твори:

  1. Словарный состав языка Гоголя в поэме “Мертвые души” определяется, с одной стороны, грандиозной темой, избранной Гоголем, – “показать хотя с одного боку вею Русь”, – с другой стороны, отношением автора...
  2. Поэма Н. А. Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает...
  3. В первой половине XIX века произошли два наиболее важных события в истории России, оказавшие серьезное влияние на развитие всей общественной и духовной жизни страны. Одно из них – Отечественная война...
  4. Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная...
  5. Зарубежная литература всегда привлекала внимание. Стоило какому-нибудь иностранному писателю получить известность, как его немедленно переводили на русский язык. “Переводчики – почтовые лошади просвещения”,- заметил однажды А. С. Пушкин. Смысл этих...
  6. Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны...
  7. Литература Как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической,...
  8. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”. “Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира....
  9. Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание Путешествия из Петербурга в Москву автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в...
  10. Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист...
  11. Романтизмом называют художественное направление, которое возникло в начале XIX века в Европе и продолжалось до середины XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Предпосылкой...
  12. Произведение по повести Архипа Тесленко “Казненные жизни”. Вершиной творчества Архипа Тесленко считается повесть “Казненные жизни”, которую называют “художественным документом, заслуживающим даже социологических исследований об эпохе “черной тишины”. Эта повесть-размышление о...
  13. “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская...
  14. И. С. Нечуй-Левицкий обогатил украинскую литературу произведениями об украинской древности, детально описывая украинскую природу, обычаи и быт крестьян, традиции украинцев, их повседневные дела. Последовательный рассказ о жизни Кайдашей помогает воссоздать...
  15. Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет...
  16. Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно не затронутую в прежней трагедии. Особенно интересна в этом отношении трагедия “Ипполит”. Миф об Ипполите – один из... Распад Мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные...
  17. Новыми общественными отношениями новый общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий а 13 веке. Наряду со все более теряющей связь жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая...

.
Литература как художественное отражение жизни

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.Литература как искусство слова. Материалы к вводномууроку литературы в 8 классе П. Ильинский2008 Оноре де Бальзак (1799-1850) . Французский писатель. Книги вводят нас в лучшее общество,знакомят нас с величайшими умами всех времён.С.Смайлс.Задача искусства не в том,чтобы копировать природу, а в том,чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, ты поэт! Оноре де Бальзак Французский писатель Наука и искусство 1. Изучает явления жизни и природы, устанавливает закономерности, следствия и т.д.2. Имеет дело с фактами 1. Писатель изображает жизнь, стремясь выразить своё отношение к изображаемому 2. Имеет дело с образами3. Главный предмет изображения - человек Художественный образ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -ая, -ое; -вен, -ве нна. 1. см. художество. 2. полн. ф. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. Художественное училище. Х руководитель театра. Художественная гимнастика. Художественная самодеятельность. Художественное конструирование (дизайн). 3. полн. ф. Изображающий действительность в образах. Художественное произведение. Художественная литература. X. фильм. 4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический, красивый. Художественные изделия. Художественное выполнение чего-н. X. вкус. * Художественная часть - концерт после собрания, лекции. II сущ художественность, -и, ж. (к 4 знач.). ОСЕНЬ -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). II прил. осенний, -яя, -ее. По-осеннему (нареч.) дождит. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Осень» Листья в поле пожелтели,И кружатся, и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит меж цветовПахарь отдыхать порою От полуденных трудов.Зверь отважный поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл и полеСквозь туман лишь серебрит. И.Остроухов. «Осень» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Фёдор Иванович ТютчевПоэт, переводчик, публицист «Картина» в искусстве слова Создаётся словамиДинамична, подвижнаЧитатель видит не только детали, но и слышит звуки, ощущает запахи, узнаёт о мыслях и чувствах других людей ИСТОРИЗМ -а, м. Рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.


Приложенные файлы


Оноре де Бальзак (). Французский писатель. Книги вводят нас в лучшее общество,знакомят нас с величайшими умами всех времён. С.Смайлс. Задача искусства не в том,чтобы копировать природу, а в том,чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, ты поэт! Оноре де Бальзак Французский писатель


Наука и искусство 1. Изучает явления жизни и природы, устанавливает закономерности, следствия и т.д. 2. Имеет дело с фактами 1. Писатель изображает жизнь, стремясь выразить своё отношение к изображаемому 2. Имеет дело с образами 3. Главный предмет изображения - человек


Художественный образ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -ая, -ое; -вен, -ве нна. 1. см. художество. 2. полн. ф. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. Художественное училище. Х руководитель театра. Художественная гимнастика. Художественная самодеятельность. Художественное конструирование (дизайн). 3. полн. ф. Изображающий действительность в образах. Художественное произведение. Художественная литература. X. фильм. 4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический, красивый. Художественные изделия. Художественное выполнение чего-н. X. вкус. * Художественная часть - концерт после собрания, лекции. II сущ художественность, -и, ж. (к 4 знач.).


ОСЕНЬ -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). II прил. осенний, -яя, -ее. По-осеннему (нареч.) дождит.


Михаил Юрьевич Лермонтов. «Осень» Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. И.Остроухов. «Осень»


Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Фёдор Иванович Тютчев Поэт, переводчик, публицист





Лекции для…

Литература
как художественное отражение исторической жизни народа с древних времён.
Человековедческая направленность русской литературы:
постановка и попытка решения в ней морально этических проблем…

1. Исследователь древнерусской жизни и литературы Д.С. Лихачёв писал: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». В жизни часто можно встретить мнения, противопоставляющие естественные науки гуманитарному знанию: одни считаются «точными», другим в этой ипостаси отказано. Однако на самом деле они вряд ли отличаются, ибо сходны по способу исторического подхода: и среди естественных наук есть чисто исторические исследования, становящиеся как бы основой дальнейшего развития науки: «История флоры», «История фауны», «История геологического строения земной коры» и т.д. Гуманитарные науки имеют дело со статистическими закономерностями случайных явлений, но и многие естественные науки лишь кажутся точными, так математика на высшем уровне развития не столь точна и однозначна, как в учебнике начальной школы. Нет ни одной методологической особенности, которые бы не применялись во всём многообразии наук и научных школ.
Но в литературе как в познании есть одна особенность, отличающая её от иных форм по-знания мира: она несёт в себе воспитательное значение, повышает и совершенствует социально-этические качества человека. Что же изучает литература? Что является предметом её исследования? В первую очередь предметом исследования литературы всегда становится человек во всей полноте его материальной и духовной деятельности. Литература как вид искусства, изучая человека, осмысляет его в многомерном духовно-этическом и историко-социальном аспектах, в контексте исторической (реальность), либо псевдоисторической действительности (фантастика), изображая и осмысляя её как изменяющийся во времени процесс. Медицина тоже изучает человека, но она не занимается его духовными запросами и его взаимоотношениями с действительностью. Химия изучает органическую сущность человека, химические реакции, протекающие в его организме, суть этих реакций и их воздействие… Но необходимо оговориться, сегодня многие исследователи считают, что взаимовлияние любой сути и ипостаси на мир настолько велико, что наука этого объяснить сейчас не может. Например, нумерология считает, что индексы чисел могут влиять на человека и его жизнь, другие говорят о влиянии имени на облик поведение и даже судьбу человека… На мой взгляд, литература и является пока такой всеобъемлющей наукой, пытающейся объяснять человеку человека во всех его взаимосвязях с мирозданием и взаимозависимостях от него…
Многообразие литературы изучает наука «литературоведение», которая и развивает чита-тельский интерес и глубину восприятия текста читателями, их общественное чувство, позволя-ющее развить в человеке терпимость к проявлениям иных культур, иных исторических эпох, иноязычных или инонациональных сообществ.
Художник, на ментальном уровне исходя из вышесказанного, изображает что-то индивидуальное, вкладывая в него суть обобщения, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к миру героев произведения. Именно дар художественного воображения позволяет автору превращать свои обобщения в образы, волнующие читателя. Видеть большое в малом, воплотить в малом большое, общее – это главный принцип литературы, поиски истины всегда начинаются с малого факта, накопления их, но и в любой науке происходит то же самое.
Созданию художественного образа действительности способствует умение абстрактно мыслить. Чем развитее абстрактное мышление автора, создающего образ (мира, человека, стра-ны, исторической картины жизни) тем большие ассоциации возникнут у читателя при знаком-стве с ним.
Образное обобщение возникает у автора на основе его собственного жизненного и духов-ного опыта, на основе многозначности изображаемой действительности, всегда соотносится со множеством закономерностей, которые ему необходимо вычленить, отделив друг от друга, а потом, по-своему сгруппировав, создать единый, узнаваемый «типический» образ. Именно при помощи воображения он оживляет созданный образный мир, вдыхает в него жизнь, если же он этого не сделает, то читатель говорит: «так не бывает, и таких героев в жизни нет…»
Природа художественного таланта – это и есть способность автора ярко и сильно вообра-жать. Вот что об этом думают разные художники слова.
И.А. Гончаров: «Работа идёт в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сце-нах, я слышу отрывки их разговоров, – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не вы-думываю, а что всё это носится в воздухе около меня, и мне надо смотреть и вдумываться»
И.С. Тургенев: «Вы чувствуете, что возле вас кто-то стоит, ходит с вами, – и вот жи-вое лицо сложилось. Это нечто вроде сна. Ходишь среди героев романа, видишь себя между ними…»
Л.Н. Толстой: «Пока он (герой) не сделается для меня старым, хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать»
Без дара воображения, превращающего обобщения в образы, волнующие читателя, заде-вающие его душевные струны, писатель, если он и обладает знанием жизни, умением обобщать, языковой культурой и многими другими достоинствами, он не сможет создать цельную картину жизни, заставить читателя поверить в изображаемое. Но, чтобы читатель стал чувствителен к литературе, она и должна использовать своё главное достоинство – образную систему.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина жизни, созданная при помощи вымысла и имеющих эстетическое значение.
Вот образ России у трёх лирических поэтов России:

А.С. Пушкин:
Товарищ, верь, взойдёт она
Заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…

Н.А. Некрасов:
Родная земля, назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

А. Блок:
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни, ветровые,
Как слёзы первые любви.

Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Богатство образа возникает благодаря множеству индивидуальных черт и деталей, жизненных подробностей своего времени. Все три поэта пишут о России, верят в её лучшее будущее, но при разном образном строе эти строки воспринимаются по-разному.
А.П. Чехов по этому поводу писал: «Я подумал, что чутьё художника стоит иногда моз-гов учёного, что то и другое имеют одни цели, одну природу, и, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе…»
Величайшая ценность русской литературы состоит в её доброте, которой всегда обладает лишь сильное начало, она как часть русской культуры, открытая система и принимает, творчески осмысляя и перерабатывая все человеческие ценности.
Но если у художника, скульптора и т.п. целый набор материалов, которые позволяют создавать образ, то у поэта, писателя главный и единственный материал – слово.
Рождению русской литературы способствовал превосходный гибкий и лаконично-точный русский язык, достигший ко времени возникновения письменной литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный он был представлен в устном фольклоре, деловой письмен-ности, в ораторских выступлениях на вече и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным запасом, с развитой терминологией: юридической, военно-феодальной, церковной, технической, обильной синонимами, способными отразить эмоциональные оттенки понимания, допускающий многообразные формы словообразования.
Русская литература с самого возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью, поэтому история русской литературы есть художественное изложение истории русского народа, его общечеловеческих исканий, истории русского государства, чем и обусловлено её художественное своеобразие.
Критик, общественный деятель, В.Г. Белинский писал: «Так как искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, который оно поддерживает в лампе, или, ещё более, как почва к растениям, которым она даёт питание»
Именно высокий уровень общей древнерусской культуры, грамотности, развития ремёсел, зодчества, иконописи, широких военных и торговых связей со странами и народами, требующих юридического и дипломатического сопровождения, развитой техники производства, стали исходным фундаментом возникновения древнерусской литературы.
Поэтому особое первородное место и заняли произведения древнерусской литературы, как основы дальнейшего развития русской художественной мысли: «Слово о Полку Игореве…», «Слово о законе» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет» и многие другие произведения более поздних времён.
Уже литература нового времени, ХVIII века, стала следствием и художественным отраже-нием изменений, реформ и преобразований Петра I, последующих царствований, в том числе дочери Петра Елизаветы I и в последующем Екатерины II, десятилетия абсолютизма оказались благотворны для возникновения в Российской империи светской литературы, начавшей свой отсчёт с сатир современника и соратника Петра I, Антиоха Кантемира.
Формируется русский классицизм, вобравший в себя лучшее из западноевропейского, но и имевший свои особенности:
1. В лучших произведениях классицизма русская литература заявила о своей непримиримости ко всем проявлениям нравственного зла.
2. Классицизм в России не подвергал сомнению социальную структуру общества, хотя их произведения при общенациональном пафосе содержали в себе требование гуманизма к слабым и сирым…
3. Русские классицисты в противовес западным обращались не только к истории Древней Греции и Древнего Рима, а чаще к отечественной истории.
4. Русский классицизм в лице своих ярчайших представителей: Фонвизина, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, Державина, Карамзина, - подготовил появление гениев русской литературы А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, с их пристальным вниманием к реальной жизни российского общества.
2. Художественные особенности и открытия литературы второй половины XIX века
После поражения в Крымской войне (1853-1855гг.), когда российская аристократическая бюрократия показала свою неспособность к управлению страной, проиграв локальную войну на своей территории, хотя в Крым нагрянули турки, греки, французы и англичане при тихой поддержке австрийских и немецких властных структур, но она не сумела подготовить ни инфраструктуру для переброски войск и армейских припасов, ни армию, ни саму государственно-дипломатическую службу. Сразу после подписания мира в 1856 году, выступая перед дворянскими депутатами, новый царь Александр II говорил: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»
В силу сложности российской жизни, многослойности её социального, экономического и политико-общественного укладов общественное движение условно 60-х годов можно разделить на три этапа, а русская литература всегда была жёстко привязана к истории своей страны и проявляющимся в ней государственно-общественным тенденциям.
С 1855по 1858 годы идёт этап «либеральной весны», сменившей жёсткий контроль в годы царствования Николая I, но уже сразу начинаются разногласия между «революционными демо-кратами» и «либералами», идут дискуссии о «Пушкинском» и «Гоголевском» направлении в литературе. Хотя особых противоречий и не было: Пушкин был либерален, но не разделял взглядов своих друзей из декабристов на насильственное изменение устройства российской жизни… Гоголь же вообще был сторонником сохранения основных скреп российской государственности, самодержавия и православия, при нравственном самоусовершенствовании представителей верхов и уничтожении путём реформ позора крепостничества…
Размежевание между теми, кто ратовал за полное и скорейшее уничтожение крепостниче-ства и теми, кто ратовал за постепенную отмену крепостного права, с сохранением его элемен-тов на некоторое время, осложнялось и разной культурно-исторической ориентацией представителей общественности. Завязалась борьба между либералами-западниками и славянофилами – это противостояние в той или иной мере сохраняется до сих пор, разъедая как ржавчиной общественное движение в России.
Западники, считали, что у России великое будущее, как у развивающегося национального образования лишь при ориентировании на западные достижения и ценности, переносимые на русскую социально-политическую реальность, что России необходимо двигаться в русле запад-ной традиции общехристианской цивилизации.
Славянофилы, отвергая и критикуя все общественные теории, не присутствовавшие в опыте русского исторического прошлого, утверждали идею культурно-исторической самобытности России. Они противопоставляли западной формальной «ассоциации» при верховенстве большинства, русскую «соборность», что представляет не юридическую оформленность отношений, а сердечное согласие между людьми, примером же такой соборности считали крестьянскую общину с решением всех вопросов «на миру».
1859 – 1861гг. второй этап развития общественной жизни: прояснились взгляда на кре-стьянскую реформу, стало понятно, что как всегда случалось в России при проведении реформ «сверху» они остаются половинчатыми и противоречивыми. Революционные демократы порва-ли с либералами, раздоры и споры с их стороны поддерживались журналами «Современник» и «Свисток»(1859г.), которые считали крестьянскую общину ядром социалистического общежи-тия, надеясь на её выступление против власти, но общину надо было раскачать.
Манифест 1861 года об освобождении крестьян, обострил противоречия между радикала-ми и постепеновцами, а правительство стало преследовать крайних слева: арестованы Н.Г. Чер-нышевский, Д.И. Писарев, приостановлено издание «Современника». Внутри левой журнали-стики тоже возникли противоречия: «Современника» (Добролюбов, Чернышевский, Некрасов) и «Русского слова» (Писарев, Зайцев), первые настаивали на природной революционности русского крестьянства, вторые считали революционной силой «умственный пролетариат», разночинцев, представителей из разных слоёв общества. В некоторой степени эти споры отразили «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Гроза» А.Н. Островского.
1862-1869гг. третий этап развития общественных движений…
Произошёл спад крайних революционных настроений, особенно после польского восста-ния, когда большинство либеральной интеллигенции поддержало правительство в его противо-стоянии с польскими националистами, а в 1866 году прогремел выстрел Каракозова в императо-ра, заявивший надежды крайнего крыла революционных демократов добиться перемен через политический террор, на что правительство ответило волной арестов и жёсткой политической реакцией.
Русская литература во время периода 60-х годов пыталась ответить на основные вопросы о путях развития страны, участия в этом её народа и ответственности образованного общества за состояние дел. Вообще русскую литературу середины 19 века называют литературой трёх вопросов, сформулированных названиями известных произведений широко читаемых авторов, на которые ответ обществом так и не найден…
1-ый «Кто виноват?», его поставил А.И. Герцен своим одноимённым произведением.
2-ой «Что делать?», задал Н.Г. Чернышевский, когда пытался уяснить задачу интеллигенции и дать в своём романе того же названия положительные примеры жизни героев для счастья народного.
3-ий «Кому на Руси жить хорошо?» захотел узнать в одноимённой поэме А.Н. Некрасов.
С ускорением общественных процессов, нарастанием политического и социального противостояния в жизни населения России, происходит дифференциация и специализация литературного творчества. По сути, художественный универсум Пушкина оказался неповторим, не нашлось авторов, способных так же многогранно и многожанрово отразить все извивы российской жизни. Л.Н. Толстой вошёл в литературу как создатель уникальных романов, в том числе романа-эпопеи «Война и мир». А.Н Островский реализовался как драматург. Почитаемые современниками и почти забытые ныне писатели А.И. Левитов, Г.И. Успенский, Н.В. Успенский преимущественно остались очеркистами современной им российской жизни, М.Е. Салтыков-Щедрин вошёл в литературу как сатирик и автор «Истории одного города». И.С. Тургенев пытался сохранить в творчестве универсализм, но не достиг ни эпохальной изобразительной мощи Толстого, ни трагедийного накала внутренних конфликтов и страстей романов Ф.М. Достоевского. Беллетристика большинства революционных демократов из-за увлечения какой-то одной гранью социально-общественного бытия обернулась утратой полноты и всестороннего художественного показа жизни. Писатели 60-х годов XIX века сталкивались с необходимостью художественного осмысления подвижной, текучей, быстро и стихийно меняющейся действительности. И.С. Тургенев жаловался в письме писателю К.С. Аксакову: «Простота, спокойство, ясность линий… – всё это ещё пока идеалы, которые только мелькают передо мной… Жизнь торопит и гонит – и дразнит, и манит… трудно современному писателю, особенно русскому, быть спокойным – ни извне, ни извнутри ему не веет покоем»
Эти слова Тургенева можно отнести, к сожалению, ко всей русской литературе не только XIX, но и ХХ века…

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом…
Раскрыта настежь книжка,
Ее читает за столом
Взволнованный мальчишка.
Сидит мальчишка за столом
И в тишине ночной,
Как будто рядом за углом,
Он слышит этот бой.
Пригнали “легионов тьму,
а каждого - десяток,

И крикнуть хочется ему
«Неправильно! Нельзя так!»
Теснит Спартака легион,
И с четырех сторон
Он римлянами окружен.
Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.




Top