Национальное образование в котором проживают малочисленные народы. Малочисленные народы России - список

В давние времена Родос являлся важным экономическим центром античного мира. Он располагался около юго-западного побережья Малой Азии, там, где Эгейское море граничит со Средиземным. Главный город острова, также называемый Родосом, был построен в 408 году до н.э. на северном побережье, где находилась природная гавань.

В 357 году до н. э. остров завоевал царь Мавсол (тот самый, в честь которого была возведена Галикарнасская усыпальница, признанная также одним из семи чудес света). Затем Родос в 340 году до н.э. попал под персидское владычество, и, наконец, в 332 году до н.э. его покорил Александр Македонский.

Когда Александр умер от лихорадки, его полководцы начали междоусобицу, стремясь унаследовать огромную империю. В итоге, трое из них – Птолемей, Селевк и Антигон, – поделили между собой владения, некогда принадлежащие Македонскому. В этой борьбе родосцы были на стороне Птолемея (который уже правил Египтом). Это вызвало ярость Антигона, и он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу мятежного Родоса.

Война была долгой и кровопролитной. Деметрий собрал армию из 40 тысяч воинов. При этом количество солдат значительно превышало численность населения острова. Полководец привлек к участию в баталии даже пиратов Эгейского моря.

Город-порт защищала прочная, высокая стена, поэтому противнику пришлось применить осадные передвижные башни. Осадные башни – это сооружение из дерева на колесах, основанием которому служила прямоугольная башня, нередко снабженная катапультами.

Такие башни помогали неприятелю получить доступ на стены осаждаемой крепости. Пока часть воинов с помощью ряда осадных башен атаковала город с суши, Деметрий решил напасть со стороны моря, используя для этого осадную башню-гигант, которую установил на шести кораблях, связанных попарно. Однако воспользоваться ей не удалось – сооружение было опрокинуто и разбито внезапно налетевшим ураганом. Таким образом, в этой битве победа осталась за родоссцами.

Деметрий соорудил вторую, не менее грандиозную осадную башню. Ее высота равнялась 50 метрам, а вес – 160 тоннам. Она была снабжена множеством катапульт, ее покрывали шкуры и деревянные щиты, призванные уберечь от стрел противника солдат, находившихся внутри этой осадной машины.

Когда Деметрий атаковал город, осажденные остановили эту громаду, вылив огромное количество грязи и нечистот с наружной стороны городских стен. В них-то башня и завязла, причем намертво.

Тем временем к острову прибыл боевой флот из Египта, посланный Птолемеем, и Деметрий поспешно отступил, бросив множество осадных сооружений, в том числе и башню-гигант, на поле боя.

Чтобы увековечить память о своей победе, родосцы решили возвести огромную статую покровителя города – бога солнца Гелиоса, который считался также и создателем этой благословенной земли. Легенда гласит, что Гелиос из пучин морских вынес Родос на своих руках.

На строительство статуи пошли средства, вырученные от реализации осадных машин, брошенных незадачливым полководцем Деметрием и его войсками, кроме того, были расплавлены бронзовые детали тех гигантских башен – полученного металла как раз хватило для скульптуры.

Согласно историку Плинию, жившему спустя семь веков после сооружения Колосса, работа над статуей началась в 304 году до н.э., и длилась 12 лет. Было решено установить Колосса на искусственном холме, который был насыпан у входа в гавань. Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Часто Колосса на картинах изображают стоящим прямо над входом в гавань наподобие арки – с широко расставленными ногами. Рисуют даже корабли, якобы проплывавшие под этим сводом, тем не менее, статуя находилась на одном берегу. Кроме того, можно увидеть огромную чашу в руке у Гелиоса, в которой пылает огонь. Правдивы ли эти изображения и каков Колосс был на самом деле?

В высоту статуя достигала 36 метров, при этом она стояла на высоком постаменте, который на 15 метров возвышался над землей. Скульптура была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. Правой рукой он прикрывал глаза, а левой – придерживал ниспадающее одеяние. Однако же никто из древних не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью в такой странной позе – ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога. К тому же, она бы могла преградить большим кораблям вход в гавань. Устойчивость гиганта в таком случае также берется под сомнение. Кроме того, руки гиганта также были согнуты, хотя изначально Гелиос изображался с простертой к солнцу дланью, для Колосса было сделано исключение – такое положение частей тела относительно друг друга привело бы к нарушению баланса.

В основе статуи находились три гигантские каменные колонны, на которых базировалась сама скульптура. Колосс Родосский был сделан из бронзовых пластин, укрепленных на железной основе (подобная конструкция у Статуи Свободы, чей каркас изготовлен из стали, а оболочка – из меди). По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа. Железный каркас крепился к колоннам, а сверху его покрывали бронзовые пластины, каждая из которых тщательно подгонялась. Существует версия о том, что Колосс был лишь покрыт бронзой, а большей частью состоял из глины, которая была “налеплена” на стальной каркас. Скорее всего, теория о глиняной “начинке” вполне правдива, поскольку трудно себе представить, как могла статуя такого формата выдержать свой собственный вес, будь она целиком изготовлена из металла.

Создателем этого монумента стал Харес из Линда, родосский скульптор и патриот, также участвовавший в защите осажденного города. Он и прежде работал над гигантскими скульптурами, поскольку являлся учеником Лисиппа, который изваял более 1500 скульптур, в том числе и знаменитую гигантскую бронзовую статую Геракла.

Прежде чем приступить к созданию Колосса, Харес изготовил несколько небольших бронзовых моделей скульптуры, которые помогли ему произвести необходимые расчеты.

Согласно легендам, Харес не дожил до того дня, когда его работа была завершена. Есть несколько версий его смерти. Первая гласит, что когда статуя была почти готова, то Харес заметил небольшую трещину в конструкции. Не в силах совладать со стыдом, скульптор покончил с собой.

Во второй говорится, что “отцы города” попросили Хареса сделать статую в два раза выше, чем предполагалось. Скульптор запросил для строительства вдвое больше денег, но не учел, что скульптура при увеличении высоты будет увеличиваться во все стороны, поэтому только материалов требовалось бы в восемь раз больше. Это разорило его, и привело к самоубийству. Но ни одна из версий не подкрепляется вескими доказательствами, оставаясь лишь легендами.

Колосс Родосский гордо возвышался над гаванью в течение 56 лет. Каждое утро, лучи восходящего солнца, отражалось в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, сначала видели статую, горделиво “парящую” над островом, а потом, только их взору открывалась красивейшая гавань.

Сильное землетрясение, разрушившее Родос и повлекшее за собой массовые человеческие жертвы, повалило и статую. Гиганта подвели глиняные ноги, которые переломились в коленях и огромная масса рухнула. Расколотый на части, Колосс пролежал около гавани почти тысячу лет лет. В том случае, если бы статуя располагалась подобно арке, то при падении она неизбежно закрыла вход в порт для кораблей, однако этого не произошло. Вот еще одна причина, заставляющая усомниться в правдивости древних рисунков.

Плиний писал о низвергнутом Колоссе: “Даже лежащий, он вызывал интерес и восхищение. Мало кто из людей мог руками обхватить большой палец статуи, так как ее размеры намного превосходили размеры других скульптур. Между металлическими осколками, испещренными многочисленными трещинами находились обломки каменных глыб, которые придавали устойчивость статуе до ее падения “.

Рассказывают, что правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении Колосса, но родосцы ответили отказом. Они боялись, что это вызовет гнев бога Гелиоса, который однажды уже поверг статую наземь, наслав на них землетрясение.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится, что для того, чтобы вывезти обломки скульптуры, понадобилось 900 верблюдов.

На карте: место предположительного нахождения Колосса Родосского.

До сих пор среди историков идут споры об истинном местонахождении статуи. Так, в 1989 году средства массовой информации сообщили, что обнаружены большие каменные обломки у берегов Родоса, однако позже эта теория так и не нашла официального подтверждения. Согласно еще одной теории, выдвинутой исследовательницей Урсулой Веддер, опубликовавшей свой труд в 2008 году, статуя находилась не в порту, а на холме, носящем название Монте-Смит, который находится вне портовой зоны. На вершине холма находился храм, как считалось ранее, воздвигнутый в честь Аполлона, но Веддер предположила, то Святилище на самом деле было посвящено Гелиосу, а его основание – не что иное, как фундамент, поддерживающий платформу, на которой некогда находился колосс Родосский.

После целого года осады враг отступил от стен греческого города Родоса. За свое спасение жители города стали благодарить защитившего их бога Солнца Гелиоса и пообещали построить в его часть самую величественную статуя, известную нам сейчас как Колосс Родосский.

История Колосса Родосского и краткое описание

Сооружение нового чуда света началось в 302 году до нашей эры. Постройкой занялся известный архитектор и скульптор того времени Харес. Постройка шла снизу вверх - от ступней до головы. Массивные бронзовые составляющие крепились на не менее огромный железный каркас. Для облегчения постройки использовались земляные насыпи. С каждым подъемом на новый уровень насыпь увеличивали, детали закрепляли и дальше окапывали. После окончания строительства насыпь убрали, и перед изумленной публикой предстала огромная статуя Колосса Родосского.

Окончание строительства оценивают 280 годом до нашей эры. На строительство статуи ушло 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Статуя внутри получилась полой, поэтому для большей устойчивости ее засыпали камнями и глиной. Возвышением для 33-метрового Колосса служил мраморный постамент.

Самая величественная статуя древности оказалась недолговечной. Спустя всего 60 лет в 220 году до нашей эры в результате землетрясения статуя Гелиоса в Родосе обломилась в районе колен и упала. С этих пор и пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Статуя провалялась здесь целых 900 лет, и даже в таком виде она привлекала много любителей увидеть чего-нибудь особенное. В 977 году из-за денежной потребности статуя была отправлена на переплавку.

Колосс Родосский. Интересные факты

До наших дней не дошло точной и подробной информации о статуе на Родосе. Упоминания сводятся к записям Плиния и Филония, остальные же авторы использовали в основном только краткие упоминания. Таким образом, нет информации, как выглядела статуя, и даже где она была точно стояла.

По поводу вида Родосского Колосса всегда существовало множество версий и разногласий. Некоторые его изображают с широко расставленными ногами, соединяющими берега входа в гавань Родоса. Но при условии, что расстояние между этими берегами составляет 400 метров, 33-метровое сооружение вряд ли могло быть установлено таким образом. В условиях возведения насыпи, а соответственно необходимости большого свободного пространства для строительства, постройка Колосса по современным археологическим данным была также невозможна. Есть предположение, что он был все же размещен на берегу моря и был виден приплывающим кораблям. Так в наше время была найдена кисть статуи на дне древней гавани Родоса, что только увеличивает вес этой версии. Также среди частых изображений, статуя имеет вытянутую руку. Но, опять же по современным расчетам, этого быть не могло, так как рука под тяжестью собственного веса могла просто обломиться.

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них - Антигон - послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.


Колосс Родосский

Идея строительства

Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить. На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать. На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса - покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.

Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа. Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца. Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.

Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец.

Гибель Колосса

Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов.

Современные интерпретации великой статуи

Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро. Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее - в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел. Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.

Среди шедевров архитектуры и искусства древнего мира особое место занимают описанные еще отцом истории Геродотом так называемые Семь чудес света. Колосс Родосский - последнее из них по времени создания - представлял собой медную статую огромных размеров, возведенную жителями острова Родос в честь своего патрона, бога Гелиоса. Вид этого сооружения должен был свидетельствовать о величии и могуществе жителей острова. Однако судьба не уготовила статуе долгий век, и к нашему времени от нее не осталось иных следов, нежели упоминания в трудах античных авторов. Тем не менее не прекращаются попытки ученых выяснить, как же на самом деле выглядел Колосс Родосский и где точно располагался.

Предыстория создания Колосса Родосского

Колосс (от греческого kolossos - "большая статуя") Родосский был возведен в честь победы жителей острова Родос над потомком одного из сподвижников Александра Македонского правителем Средней Азии Деметрием Полиоркетом. Оснащенное по последнему слову тогдашней военной техники сорокатысячное войско не смогло взять приступом городские стены. Не помогла им в этом и гордость Полиоркета - огромная осадная машина гелеополида. Обитая железом башня, оснащенная таранами и катапультами, приводившаяся в движение тремя с половиной тысячами воинов, была оставлена разгневанным неудачной осадой Полиоркетом на острове.

Жители Родоса желали воздать благодарность за победу своему покровителю - богу солнца Гелиосу, который, согласно преданию, на собственных руках вынес остров из морских глубин. К тому же продажа гелеополиды и других осадных сооружений принесла городу огромные по тем временам деньги - 300 талантов серебра.

Как была изготовлена статуя

Колосс Родосский был возведен к 290 году до н. э., его строительство заняло 12 лет. Автором проекта является Харес из Лида, ученик знаменитого Лисиппа.

Основным материалом была выбрана бронза, ее при строительстве ушло более 13 тонн. Кроме того, скульптор использовал 8 тонн железа и большое количество камней. Скрепленные железными балками столбы служили основой статуи. На каменное основание был "надет" железный каркас, а уже к нему крепились отливавшиеся по одной бронзовые пластины.

По мере того как очередной ряд блестящих бронзовых листов крепился к каркасу, увеличивали высоту насыпи вокруг, чтобы рабочие могли устанавливать следующий ряд. Таким образом, получилось, что недостроенный Колосс Родосский был скрыт ото всех под слоем песка и камней, и лишь когда строительство было завершено, насыпь разобрали, и статуя открылась глазам любопытствующих во всей красе и величии.


Колосс Родосский: описание

Что же такое невероятное увидели жители Родоса? Об этом пишут древнегреческие историки Плиний и Геродот. На мраморном постаменте более чем на тридцать метров возвышалась фигура юноши-атлета, бронза ярко блестела на солнце, отчего в ясный день подплывающие к острову моряки видели Колосса Родосского раньше, чем сам остров.

Мало того, чтобы придать изваянию Гелиоса дополнительную "солнцеподобность", лицо и венок на голове статуи были покрыты золотом. Историки не дают однозначного ответа на вопрос о том, какую позу придал скульптор богу-покровителю острова: есть мнение, что он стоял, вытянув вперед руку с факелом, который использовался по ночам в качестве маяка.

Другие специалисты возражают, что в такой позе статуя Колосса Родосского просто рухнула бы вперед. По их мнению, одной рукой Гелиос придерживал ниспадающее до земли одеяние (служившее дополнительной точкой опоры), а вторую подносил к глазам, вглядываясь вперед.


Где стояла статуя?

Казалось бы, ответ очевиден - на острове Родос. И это, несомненно, так. Остров этот расположен в Эгейском море, рядом с побережьем современной Турции. Но вот где конкретно возвели родосцы памятник столь важной для них военной победе, наверняка не известно.

Существуют две популярные версии: Колосс Родосский располагался либо в центре города, возле посвященного Гелиосу храма, либо в гавани, встречая приплывающие корабли. Первая версия представляется менее убедительной, так как в тесноте греческого полиса для такой громадины было бы непросто найти место, а если бы и удалось расположить там статую, то, чтобы насладиться величием зрелища, родосцам пришлось бы выходить в море. Как мы знаем, "большое видится на расстоянии". Так что, скорее всего, монумент стоял за пределами города. Но теперь о точном местоположении статуи, как и о ее внешнем виде, можно только строить догадки.

"Колосс на глиняных ногах"

Прославлять величие родосцев и мастерство скульптора Колоссу довелось недолго: около шестидесяти лет. Случившееся в двадцатых годах III века до н. э. землетрясение разрушило статую, которая подломилась в коленях (оттуда и пошла известная пословица).

Обломки скульптуры лежали на острове еще более тысячи лет, пока в 977 году н. э. не были куплены арабами и вывезены на переплавку.


Колосс Родосский в наше время

К сожалению, в истории не сохранилось ни самого изваяния (пусть в виде фрагментов), ни изображавших его рисунков или хотя бы детальных описаний. Однако художники прошлого и современности силой своего таланта и воображения позволяют нам составить хотя бы приблизительное представление об этом шедевре, сочетающем в себе силу инженерной науки и красоту зодческого искусства. Хотя по историческим меркам огромная статуя на острове Родос простояла совсем короткое время (несравнимо меньшее, чем египетские пирамиды, Александрийский маяк, да и другие чудеса света), Колосс Родосский прочно вошел в мировую культуру.

А уже в наши дни ведутся работы по восстановлению Колосса Родосского - на острове Родос планируют возвести статую, аналогичную античной, но изготовить ее из светящегося материала.

Предмет огромных размеров, необычайной величины; говор, особ. о литом или тесаном подобии человека. Колоссальный, чрезмерной величины, необычайно огромный. -ность жен. свойство, состояние колоссального; огромность.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОЛОСС" в других словарях:

    - (греч. kolossos). Всякий предмет необыкновенной величины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛОСС великан, исполин. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М … Словарь иностранных слов русского языка

    колосс - а, м. colosse m., нем. Koloss <лат. colossus <гр. kolossos большая статуя. 1. Исполинская статуя, колонна. БАС 1. Колос статуя чрезвычайной величины. 1776. Голицын Опис. знаменит. проив. // Каганович Лысенко 312. На безлюдной площади… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [ос], колосса, муж. (греч. kolossos столб) (книжн.). 1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т.п. (устар.). Колосс Родосский (статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса на о. Родосе в 32 метра). 2. перен. О ком чем нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    Родосский Колосс в истории искусства статуя огромной величины. Список колоссов Колосс Родосский К … Википедия

    См … Словарь синонимов

    На глиняных ногах. Книжн. Ирон. или Пренебр. Что л. величественное, могущественное с виду, но слабое, легко разрушающееся по существу. ФСРЯ, 202. /i> Восходит к библейскому рассказу о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне… … Большой словарь русских поговорок

    КОЛОСС, а, муж. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров. Колосс на глиняных ногах о ком чём н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к рый в пророческом сновидении о конце… … Толковый словарь Ожегова

    колосс - (неправильно колосс) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Колосс - “Колосс” название электронно механического устройства, созданного в годы Второй мировой войны англичанами для автоматизации процесса вскрытия немецкой шифровальной машины "Энигма".… … Справочник технического переводчика

    колосс - Колосс на глиняных ногах (книжн.) о чем н. с виду величественном, но слабом, внутренне разлагающемся. Россию Николая 1 часто называли колоссом на глиняных ногах. [Из библейского рассказа о царе вавилонском Навуходоносоре, видевшем во сне… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Колосс поверженный
  • Колосс поверженный , Владимир Афиногенов. В романе рассказывается об одном из самых драматических событий мировой истории - падении Великой Римской империи под натиском варваров. Распространение и развитие христианства не спасли Рим.…



Top