Солодовников ю мировая художественная культура. Предисловие (краткое изложение концепции)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМОДЕДСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель Заместитель Директор школы

методического директора по УВР

объединения учителей

____________________ _______/__________ _______/_________

________/____________ ФИО ФИО

ФИО

Протокол № _________ «___»_________ 20__г Приказ №_______

от «__» ________ 20__ г от «__»________ 20__г

Рабочая программа по МХК

11 класс

Разработала

Ферина Юлия Николаевна

п. Самодед

2014-2015 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу МХК 10-11 классы

Программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» автор Ю Солодовников является переработанным вариантом программы «Мировая художественная культура. 6-9 классы». Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 10-11 классы». Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры - артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека. Таким образом, программа для 10-11 классов рассчитана как для учащихся, уже знакомых с основами мировой художественной культуры (6-9 классы), так и для учащихся, впервые приступивших к ее изучению (10-11 классы, базовый уровень). Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям. Основным видом искусства для создания эмоциональной среды урока по-прежнему остается изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания. Цели: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.

Задачи: дать представление об особенностях мировой художественной культуры на важнейших исторических этапах ее развития в процессе изучения артефактов от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.) и выявления главных проблем каждой эпохи: первобытное общество раскрыть особенности художественного освоения мира на примере петроглифов, орнаментальных узоров, образцов пещерной живописи и мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи); выделить в качестве главной особенности первобытного интеллекта синкретичность мышления; акцентировать внимание на том, что результатом осмысления законов природы на ранней стадии развития человеческого общества стали первые художественные модели мироздания, воплощенные в главном типе мегалитических построек - кромлехах (Нью-Грендж, Стонхендж);

Древний мир выявить влияние природных условий (река, пустыня, море) на формирование типов древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Античный мир); выделить в качестве главной идеи эпохи проблему познания мира, выраженную в мифологической форме мышления; выявить на примере сравнительного анализа основных мифологических систем Древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Мезоамерика, Зороастризм) как объективную диалектическую догадку общую многоэтапную логику мифологической версии происхождения мира - движение от хаоса к упорядоченному космосу (небо - земля - подземный мир); определить особенности мифологической модели поведения человека Древнего мира - поддержание мирового порядка, устроенного богами (Древний Египет. Мезоамерика), участие человека в миротворении (Древняя Греция), личная ответственность за «качество мира» (Зороастризм); доказать, что выдающиеся памятники художественной культуры Древнего мира (архитектурные ансамбли, изобразительное искусство, скульптура, литературные произведения) отображают главные проблемы эпохи, в которых мифология и искусство выступают как неразрывное целое; показать на примере сравнительного анализа культовых сооружений Древнего мира (древнеегипетский храм в Карнаке и Парфенон на Афинском Акрополе в Древней Греции), что в конструктивных особенностях храма воплощена не только художественная модель мироздания, но и особенности мифологического мышления; выделить в качестве важнейшей проблемы Древнего мира - проблему бессмертия, которую человек этого времени решал как культурологическое бессмертие, сохранившееся в памяти потомков («Книга мертвых», «О все видавшем...»); показать, что художественная культура Древней Греции и Древнего Рима, несмотря на явные различия в культурологическом пространстве античного мира, является неразрывным целым, в котором человек стал «мерой всех вещей»; подвести к итоговому выводу о том, что произведения искусства, созданные в Древнем мире, составляют не только часть общечеловеческой культуры, но и оказывают огромное влияние на ее дальнейшее развитие; Средние века показать, что культурологическую базу Средних веков составляют два типа культуры - восточный и западноевропейский; объяснить, что древнейший и средневековый периоды в истории цивилизаций Востока (Индия, Китай, Япония) составляют неразрывный процесс, основанный на сохранении традиций и культе предков; акцентировать внимание на том, что переход от языческого многобожия Древнего мира к монорелигиям во многом определил особенности художественной культуры Средних веков, которые нашли выражение в новой главной идее эпохи - познание высшей реальности; объяснить, что появление мировых религий (буддизм, христианство, ислам) вызвало изменения не только художественной картины мира, но и модели поведения средневекового человека; доказать, что в художественной культуре Древней и Средневековой Индии, Китая и Японии, Западной Европы, Древней Руси и арабско-мусульманского мира, несмотря на их различия, существует культурологическое единство, основанное на общечеловеческих нравственно- эстетических ценностях, разработанных в моно (конфуцианство) и мировых религиях (буддизм, христианство, ислам);

Выяснить, что содержание памятников художественной культуры народов стран Востока, Западной Европы, Древней Руси и арабо-мусульманского мира, созданных в Средние века, во многом определяется каноническими книгами мировых религий - буддийский канон, Библия, Коран; показать, что изображение картины мира, созданной в религиозных системах, нашло отображение в культовых памятниках архитектуры (буддийский храм, христианский собор, исламская мечеть), основанных на общности пространственных ориентаций по сторонам света и символической связи между небом и землей; выявить и акцентировать внимание на том, что религиозно-мистическая форма мышления в художественной культуре Средних веков является определяющей доминантой, в которой осуществляются и главная идея эпохи (познание высшей реальности), и модель поведения средневкового человека (восстановление утраченного единства с Богом); эпоха Возрождения показать, что художественная культура эпохи Возрождения занимает пограничное положение между художественной культурой Средневековья и художественной культурой Нового и Новейшего времени, являясь исторически необходимым и закономерным воплощением перехода от религиозного мышления к светскому; показать на примере выдающихся произведений литературы, архитектуры, скульптуры и живописи, созданных титанами Возрождения, особенности перехода к новой форме искусства, а также возрастающую роль художественно-творческой личности как новое понимание гуманистического отношения к самому себе, выраженного в личностной свободе и свободе мышления и творчества. («Делай, что хочешь, твори добро». Ф. Рабле. ); Новое и Новейшее время определить типологию Нового и Новейшего времени как закономерный этап в истории мировой художественной культуры, характерный только для Западной Европы и России; объяснить, что единство и разнообразие художественной культуры Нового и Новейшего времени определяется формированием европейских государств (национальные школы) и активным вхождением России в европейскую художественную культуру; акцентировать внимание на появлении новых главных идей эпохи - познание окружающей действительности и познание самого себя, выраженных в новой светской рационально-эстетической (XVII-XIX вв.) и субъектно-объектной (XX в.) форме познания; выявить отличительные особенности художественной культуры Нового и Новейшего времени, главными из которых являются: появление и сосуществование стилей (барокко, классицизм), творческих методов (романтизм, реализм) и направлений (импрессионизм, сюрреализм и т. д.), профессионализация искусства (Академии художеств), выравнивание и жанровое разнообразие искусства (в литературе, живописи, музыке), появление новых синтетических видов искусства (опера, кино) - от художественной культуры предшествующих исторических периодов; определить литературу, живопись и музыку как виды искусства, способные наиболее ярко выразить проблемы эпохи, и как главные составляющие художественной культуры Нового и Новейшего времени; показать на примере отечественного искусства советского времени социальную направленность искусства XX в., усиливающуюся в эпоху тоталитаризма.

Критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание

знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

    глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами ;

    твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя ;

    неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами ;

    наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2» ;

    отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Учебно-тематическое планирование

Кол-во

часов

Регионал.

компонент

Мировая художественная культура (34 часа)

Художественная культура 17- начала 19 века

Художественная культура сер.19- пер. пол 20 веков

Итого

Календарно-тематическое планирование

тип урока

основные понятия

требования к уровню подготовки учащихся

контроля

Раздел 1: Художественная культура 17- н. 19в

Бессмертие старого мифа.

Право на познание

Великие астрономы.

Победа научного знания. Историки о буржуазной революции. Джон Мильтон.

Уметь сравнить достижения науки и философии.

синквейн,составление

«Мрамор гибкий как воск»

Комбиниров

Стиль барокко. Его происхождение. Эпоха Возрождения.

Итальянская архитектура.

Уметь отличать стиль барокко от других стилей

Ответы на вопросы с.19

«Государство- это я»

комбиниров.

Франция 17 век. Стиль классицизм.

классицизм

Уметь выделять признаки классицизма

сделать кроссворд

Рождение оперы

Зарождение оперы. Виды опер

драма, опера

Знать отличия оперы

Вопросы: 1,5

Живописцы реального мира

Город и его обитатели

Испания и Голландия 17 век. Художники. Натюрморты и пейзажи

натюрморт

Уметь сравнивать живопись различных направлений

составление таблицы

Художник и его модель

комбинир.

Художники Фландрии Испании, Голландии: Рубенс, Веласкес, Рембрандт.

автопортрет

Знать символы, и приемы художников.

вопроссы1-3

Театр на мольберте

Уильям Хогарт и его серия картин на одну тему

просветительский реализм

уметь описать все картины Хогарта

составить кроссворд

Быть самим собой

комбиниров.

Французский писатель 18 века Бомарше. Создатель Фигаро.

Гений французской революции

Начало 19 века неоклассицизм. Французские художники: Давид

неоклассицизм

Отличать картины Давида от других произведений художников

Глава 3 Россия на пути к Европе

«Парадиз не хуже версальского»

комбиниров.

Основание Петром Санкт-Петербурга

Знать архитекторов, построивших здания в Пет-ге

«Укротители злонравия»

Основание Екатериной 2 Академии Художеств. Русский портрет.

просветительский классицизм

Уметь сравнивать различные виды портретов

вопросы4,5

Слава граждан наших

комбиниров

Архитектура Санкт-Петербурга

эклектика

Уметь сопоставить архитектора и архит. сооружение

составление презентации

Практикум

Систематизации и контроля знаний

уметь обобщить все полученные знания

решение теста

Раздел 2: Художественная культура сер. 19- первой пол. 20 веков.

Глава 4 Столкновение с действительность

Действитель-ность реальная и вымышленная

Трагизм эпохи Нового времени

в произведениях Франциско Гойя

копричос, романтизм

Уметь выразить свою точку зрения по картинам

составление презентации

Романтическая битва

комбиниров.

Французские живописцы 19 века

Знать историю создания картин

составление таблицы

Концы и начала

Русское искусство пер. пол. 19 века. Брюллов. Иванов

классицизм, академизм.

Уметь сопоставить биографии художников

презентация

Житейская драма «маленького человека»

комбиниров

Художники Венецианов,

критический реализм

уметь представить картину зрителям в стиле Федотова.

Составить таблицу

Р\К Художники Архангельского Севера

художники

Шевелев В.Д.

знать о художниках севера

составление презентации

Повторительно-обобщающий

урок закрепления и систематизации знаний

тестовые задания

Глава 5 «Что делать?»

Приговор явлениям жизни

Выход наболевшему трагизму

комбиниров.

Русские художники:

Перов, Репин,

Середина 19 века русские художники: Флавицкий, Репин,Суриков

передвижники

натурализм

Уметь различать передв-в от других направлений

Уметь связать картины с историческими событиями

составление кроссворда

ответы на вопросы 1,2

Иероглиф, понятный всем

комбиниров.

Художники-передвижники:

Крамской,

Поленов, Ге

евангельская

тематика

Уметь проанализиро-вать картину.

ответы на вопросы:

Р\К Иконопись на Севере

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы.

Живописец

Захаров Иаков. Изобразил круговые небеса

круговые

Знать архитектуру

Русского Севера

Глава 6 Поворот столетий

Схватить мгновение

комбиниров.

19 век импрессионисты

во Франции,

акфе «Гербуа»

импрессионизм

Уметь отличать

импресси-ов

от других направлений

в искусстве

синквейн

В поисках нового стиля

От правды жизни к правде искусства

Эпоха модерна начало 20 века

Художники:Врубель,Рерих

Выставка передвижников

1888 год Серов,

Врубель, Нестеров

античная

мифология

Уметь выделить художников,

композиторов.

архитекторов

Знать приемы, которыми

пользовались

передвижники

кроссворд

вопросы 1-5

Р\К Передвижники на Севере.

Передвижники в Архангельске.

Знать историю Северного края

презентация

Бунт против реальности

комбиниров.

Начало 20 века

появление кубизма. Худож-ники: Матисс,

сюрреализм

Различать периоды

кубизма, соотносить их с картинами

художников.

кроссворд

Глава 7 Кровавое

колесо истории

Агитация за счастье

Трагические

события 20 века.

Желание счастья художниками.

авангардизм

Отличать

авангардизм от кубизма,

сюрреализма.

составление таблицы

«Мы наш, мы новый мир построим»

комбинирован.

Ассоциация художников революционной России. (АХРР)

Дейнека,Петров-Водкин,

Кустодиев.

художники-

станковисты.

сициалистический

Уметь объяснить

появление

социалисти-

реализма.

составление таблицы

Чтобы помнили

Повторительно-обобщающий урок

урок обобщения и

систематизации знаний

Беседа о Великой Отечественной войне в произведениях искусства

Уметь анализировать

произведения в свете войны

презентация

Итоговый урок

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 7 класса познакомит тебя с различными произведениями, составляющими духовное наследие Индии, Китая, Японии, стран Западной Европы и России, а также арабского мира. Многообразие сюжетов и видов искусства объединено в нем одной главной мыслью, главным вопросом, который задало себе человечество в период Средневековья: «В чем состоит смысл бытия человека, живущего в этом непростом и не всегда понятном мире?»

От нулевого времени к вечности.
Римский император Октавиан Август, энергично проводивший работы по переустройству своей столицы, не предполагал, что высадившийся на правом берегу Тибра посланец из Иудеи апостол Петр станет первым епископом Вечного города. Земля на холме Монте-Ватикано была четырнадцатым районом Рима. Окрестные болота вскоре были осушены, а на их месте император Нерон разбил сады. Центр нового района образовала круглая площадка, на которой другой император -Калигула распорядился установить огромный египетский обелиск, перевезенный из древнего Гелиополя.

Рядом с этим обелиском приблизительно в 64 г. «за распространение зловредных суеверий, подрывающих веру в языческих богов», апостол Петр был распят, а затем и похоронен. Несмотря на жестокие преследования последователей новой веры к месту гибели апостола стекались многочисленные паломники. В 160 г. над его могилой была возведена небольшая капелла, в которой сохранилась надпись на греческом языке: «Здесь был Петр». Император Константин I, узаконивший христианство, приказал построить над гробницей ученика Христа базилику в память о погибших за верность христианскому учению.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие з
Художественная культура Древнего и средневекового Востока 4
§ 1. «Начало всех начал», или О том, как возникла цивилизация Древней Индии 6
§ 2. «Великие битвы», или О том, как древние индийцы рассказывали о своей истории 24
§ 3. «Колесо бытия», или О том, как учение царевича Гаутамы стало мировой религией 38
§ 4. «Поднебесная империя», или О том, как объясняли происхождение мира в Древнем Китае 52
§ 5. «Запретный город», или О том, как поддерживался всеобщий порядок в Поднебесной империи 66
§ 6. «Синто» - путь богов, или О том, как возникла Страна Восходящего Солнца 80
§ 7. «Рукотворная вселенная», или О том, как, созерцая малое, можно увидеть вечное 96
Проверь себя 113
Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси 114
§ 8. Избранные Богом, или О том, как возникла вторая мировая религия 116
§ 9. Взгляд сквозь небо, или О том, как воплощается картина мира в христианском храме 132
§ 10. Выбор веры, или О том, как язычники Древней Руси стали христианами 150
§ 11. Духовное делание, или О том, как человек Средневековья постигал смысл жизни 168
§ 12. «Умозрение в красках», или О том, как и что рассказывает религиозная живопись 182
§ 13. Божественное песнопение, или О том, как славили Бога в Средние века 200
Проверь себя 215
Художественная культура стран Арабского халифата 216
§ 14. Призвание Мухаммада, или О том, как возникла третья мировая религия 218
§ 15. Книга книг, или О том, чему учил Аллах своего пророка 232
§ 16. Слепок вечности, или О том, как воплотилась красота мира в искусстве ислама 244
Проверь себя 259
Тезарус 260.

Дата публикации: 17.12.2013 10:35 UTC

  • Мировая художественная культура, 8 класс, Солодовников Ю.А., 2010
  • Мировая художественная культура, 7-9 класс, Данилова Г.И., 2013
  • История цивилизаций как культурный трансфер, Эспань М., 2018

Следующие учебники и книги:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России, 4 класс, Основы светской этики, Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И., 2013



Top