Французский художник который рисовал танцовщиц. Анри Тулуз-Лотрек: картины художника

Чемпионка мира и Европы по танцам на колясках и мастер спорта международного класса и её партнёр

Чемпионка мира и Европы по танцам на колясках и мастер спорта международного класса Анна Горчакова рассказала о своей жизни, танцах и о том, почему не хочет и не умеет зарабатывать большие деньги.

– Все мы родом из детства… Самое яркое детское воспоминание Анны Горчаковой?

– Их было много, ярких… Четыре года в немецкой клинике, в Берлине. Говорю на немецком. Потом я оказалась дома и… Все говорят уже на русском – и мне нужно переучиваться. Рядом мама с папой. Появились первые друзья – настоящая детская радость! Мне не смогли поставить диагноз в Советском союзе, и мой отец просил командование отправить запрос немецким врачам, чтобы они помогли установить заболевание. Немцы не просто поставили мне диагноз, но и предложили лечение. Экспериментальное лечение за счет СССР…

Эксперименты оправдались. Благодаря немецким докторам, девочка Аня стала ходить на костылях и ортезах. Всё это взрослая Аня «успешно» уничтожила во время учебы на дневном отделении педагогического университета. Престижный факультет прикладной психологии. Борисовчанка приехала в столицу, где не было ни родных, ни друзей. Жила в общаге. Всё делала сама. Лекции, занятия, библиотеки. Ступеньки-ступеньки-ступеньки. Наша безбарьерная среда. Суставы не выдержали жестких нагрузок. Полиартрит.

– Это было очень тяжело: никогда потом я не испытывала таких сильных физических нагрузок, даже на активных танцевальных тренировках! Я не жалею! Училась с огромным удовольствием и впитывала знания, как губка… Я состоялась как специалист и дальше иду по жизни уверенно. Психологически уверенно. Закончила и магистратуру. На аспирантуру сил уже не хватило.

Сейчас работаю в Инвацентре БелОИ. Психологом, на полную ставку. Теперь у меня не очень много клиентов, не знаю, хорошо это или плохо… Но я очень люблю свою работу, работаю с удовольствием. У нас очень хороший коллектив. Работаю с инвалидами, у нас в стране проводится «политика» помощи именно инвалидам… А как же их родители? Я пришла к тому, что нужно создавать программы, методики помощи родителям детей и молодых людей с ограниченными возможностями, ведь родители передают свой опыт детям. И часто это негативный опыт.

В этом году у меня появился собственный танцевальный коллектив – детский танцевальный коллектив «Дар». Моим детям 10-11 лет. Правда, есть девушки 16 и 18 лет. Все они на колясках, с тем диагнозом, с которым редко хотят работать – ДЦП. Мы хотим научиться танцевать хип-хоп. Хип-хоп на колясках пока не танцуют… А у меня дети, от которых все спортивные секции отказались. Дети не верили в себя, а их родители сказали – безнадежно, можете даже не пытаться, не смотреть… А я решила попробовать. Провела тесты. Работы будет много, это ведь танцы (и это дети с ДЦП!), но всё реально. Нужна настойчивость – и дети работают. Конечно, к каждому нужно найти подход. Дети замечательные. На первый взгляд, грустные. Им труднее, чем обычным детям. Просто они сосредоточенно познают мир танца.

Общаюсь с детьми-инвалидами и их мамами. Надеюсь, что в процессе работы, я смогу разработать специальный курс-тренинг для родителей.

Детский танцевальный коллектив «Дар».

Удалось ли вам найти безбарьерное помещение для занятий?

– Тут мне очень повезло! У нас активные мамы. И одна замечательная мама Ольга Стефняк, нашла помещение. Настоящий хореографический класс с зеркалами, станками и паркетом. Есть пандус, лифты – всё очень удобно. Это помещение обычной средней школы и это бесплатно.

– Аня, расскажите о «своих» танцах, ведь вы остаетесь известной танцовщицей и активно выступаете…

– В соревнованиях есть определенное расписание. Каждая осень – это чемпионат Европы или Чемпионат мира, на которые мы ездим в обязательном порядке, чтобы подтвердить свой титул. И каждая весна – это Кубок мира. Это самые высокие по рейтингу соревнования. В остальном выбираем. Едем, если знаем, что будут сильные соперники. Мы любим сильных соперников.

Любим танцевальные шоу. Это чуть менее сложно и ответственно (2-3 танца), чем соревнования. Совсем другие нагрузки. Соревнования проходят с утра до ночи, это тяжело физически.

Соревнования проходят с утра до ночи, это и физически, и морально тяжёлый труд

– Деньги – больной вопрос? Выезд на соревнование финансируется государством или приходится искать спонсоров?

– Государство оплачивает одно соревнование в год, осенью. Все остальное – ищем спонсоров.

– Они находятся?

– У нас не очень большие запросы, но все равно часто ездить не получается. Ещё две поездки в год – это то, на что находится и тратится спонсорская помощь.

– Вы бы ездили чаще, если бы была финансовая возможность?

– Да, конечно! Но найти спонсоров и на эти две поездки – дело непростое. На это тратится много времени и сил, не говоря уже об усилиях, потраченных на тренировки и подготовку.

Стоит расшифровать слово «мы», которое употребляет Анна, говоря о танцах. «Мы» – это Анна Горчакова и ее партнёр Игорь Киселев. Ребята танцуют вместе уже семь лет. Игорь – профессиональный хореограф, преподаватель танцев, танцор и тренер. У него есть танцевальная школа и ученики, среди которых – чемпионы и призеры многочисленных соревнований. Жена Игоря тоже тренер, они работают вместе и у них есть трехлетний сын.

– Какие города и страны вас больше впечатлили?

– Гонконг. Мне очень понравился Гонконг. И всегда нравятся деревни Баварии. Берлин не впечатлил. Всегда приятно видеть Голландию. Понравился Токио – высотки, много воды, кораблей, яхт. Испания… В Испании очень понравились люди – веселые, «оторванные», жизнерадостные. Нам, белорусам, этого не хватает. Мы такие же хмурые, как и греки. Финансовый кризис.

У Анны были и другие страны перед глазами: Китай, Израиль, Греция… Но это всё работа, а как же отдых? Релакс без спорта, чемпионских нагрузок и волнений.

– У меня только однажды был такой отдых. Мне подарила его женщина, которая всю жизнь развивает танцы на колясках. Гертруда Кромбхольц. После нашей победы на чемпионате мира она просто дала мне деньги и сказала: «Отдохни, ты это заслужила!» И я поехала с подругой в Египет. Мне очень понравилось! Там, где не могла проехать на коляске, эти удивительные арабы считали делом чести мне помочь. Ни разу не просила помощи сама, они буквально в очередь устраивались, чтобы помочь (смеется)! Однажды мы с подругой поехали на экскурсию. Яхта, Красное море, острова – красота! Только тяжело перебираться на берег и обратно. Я настроилась на то, что буду сидеть на месте и любоваться пейзажем, но мне не дали такой возможности, носили на руках. Отдых вышел на «ура!» И недорого.

– А может известная белорусская спортсменка поехать в белорусский санаторий?

– Нет, я ведь работаю, стала работать сразу же после университета, а у нас работающие инвалиды не имеют право на бесплатную путёвку. Только вот я работаю в таких малобюджетных организациях, где заработать самой на нормальный санаторий проблематично.

– А вы пробовали устроиться на работу в успешную фирму, не связанную с проблемами инвалидности, и заработать побольше денег?

– Да, однажды я так и сделала. Выдержала месяцев 8-9. Платили хорошо, условия были хорошими.. Не смогла! Зарабатывать деньги – это не мое. Все-таки, я ощущаю себя психологом, который работает с инвалидами и помогает им в трудные минуты вернуться к обычной жизни, полной ярких красок. Однажды в мой офис пришла мама одного парня и рассказала, что ее сына, который лежал в больнице, вернула к жизни замечательная девушка. Парень стал оживать, в их дом вернулась радость. Я сидела и молчала, думала, что же я здесь делаю? Той девушкой была я. И я поняла, что могу возвращать людей к жизни, радости, а сама сижу за столом, заваленным бумагами и документами.

Деньги в семье Горчаковых зарабатывает муж Алексей, и у него это неплохо получается. Аня помогает людям, тренирует деток и танцует сама. К сожалению, здесь в нашей стране хороших денег не заработаешь (хотя бы на отдых в белорусском санатории). В свободные минутки она плетет из бисера, играет на фортепиано чардаш и планирует снова разучить подзабытые вальсы Штрауса. Мечтает научить своих учеников из «Дара» танцевать хип-хоп. Родить своих деток (двоих, а лучше троих). Очень хочется, чтобы этой талантливой молодой женщине всё удалось и на все важное в жизни хватило здоровья и сил.

Фото из личного архива Анны Горчаковой

Дарья Лис специально для сайта “ ”

Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — это наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.

Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре». Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.

Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности. Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.

» content=»«/>

Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника.

Творчество Лотрека отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне. Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линиями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние. Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.

Анри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи.

Картины Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами работы. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли. Она закончила свою жизнь не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и бухло продажей спичек и сигарет.

Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю. Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской.

Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри. Рыжая Роза, девица легкого поведения, та самая, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.

Плакаты Анри де Тулуз Лотрека.

Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан. Именно плакаты принесли художнику желанную известность. Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с графикой другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).

Только рядом с клоунами, акробатами, танцовщицами и проститутками Анри де Тулуз - Лотрек чувствовал себя своим. Современники не принимали творчество художника. Имея природный талант и не будучи стеснен в средствах, Тулуз - Лотрек мог получить блестящее художественное образование. Однако, освоив азы живописи у современных мастеров, он стал разрабатывать собственную, новаторскую эстетику, далекую от академизма. Отказ от натурализма и детализации (никаких складок на одежде, тщательно прорисованных волосков), подчеркнутая, близкая к шаржу, гротесковая манера передачи черт лица и пластики персонажей, обилие движения и ярких эмоций - вот основные характеристики его стиля.

24 ноября 1864 года в городе Альби, в старинном родовом замке графов Тулуз Лотреков родился мальчик, которого именовали Анри де Тулуз - Лотрек . Мать Лотрека, - урожденная Тапье де Селейран графиня Адель, и граф Альфонс де Тулуз – Лотрек – Монфа, - отец художника, во Франции принадлежали к высшим кругам аристократии. К маленькому Анри родители относились особенно трепетно, в нем они видели продолжателя рода, наследника одной из самых значимых фамилий страны. Граф Альфонс представлял, как сын будет сопровождать его в прогулках его в прогулках верхом по графским угодьям и на соколиную охоту. С раннего возраста отец обучал мальчика верховой езде и охотничьей терминологии, познакомил со своими любимцами - жеребцом Узурпатором и кобылой Волгой. Анри рос милым, очаровательным ребенком, радовал близких. С легкой руки одной из бабушек Лотрека - младшего в семье называли «Маленькое Сокровище ». Веселый, подвижный, внимательный и любознательный, с живыми темными глазами, он восхищал всех, кто его видел. В три года он потребовал перо, чтобы расписаться. Ему возразили, что он не может писать. «Ну и пусть, - ответил Анри, я нарисую быка».

Детство принято считать счастливой порой в жизни человека. Но это счастье омрачалось драмой или даже трагедией для Анри. Родившись со слабым здоровьем, он часто болел, медленно рос, и до пяти лет у него никак не зарастал родничок. Графиня волновалась за своего мальчика и в его болезнях винила в первую очередь себя: ведь муж доводился ей кузеном, а дети в родственных браках часто рождаются нездоровыми. Когда же ее второй сын, Ришар, появившийся на свет через два с половиной года после Анри, умер в возрасте одиннадцати с небольшим месяцев, Адель окончательно утвердилась в мысли о том, что ее брак был ошибкой. И дело не только в болезнях детей - благочестивая женщина давала супругу много, однако со временем их семейная жизнь стала наполнятся непониманием, горечью и разобщенностью. Продолжительное время Адель пыталась мириться с грубостью и изменами графа, с его причудами и прихотями, но в августе 1868 года произошел окончательный разрыв - она перестала считать Альфонса мужем. В письме своей сестре она сообщала, что теперь намерена относиться к нему только лишь как к кузену. Однако они по - прежнему изображали супругов и на людях были учтивы друг с другом - ведь у них был сын, а кроме того, необходимо было соблюдать правила приличия, принятые в обществе. Но с тех пор все ее внимание, вся любовь были отданы Анри.

Граф Альфонс обожал аристократические развлечения - охоту, верховую езду, скачки - и передал сыну любовь к лошадям и собакам.

1881. Дерево, масло


1881. Холст, масло

Еще граф интересовался искусством и часто с маленьким сыном приходил в мастерскую своего приятеля, художника Рене Пренсто, с которым Анри вскоре подружился. Пренсто был не только художником – анималистом, он был ловким наездником, любителем псовой охоты и скачек.

С большим знанием дела он писал лошадей, собак, сцены на охоте, причем из - под его кисти выходили настоящие портреты животных - он мог передать их характер, повадки, грацию. Вскоре младший Лотрек стал один приходить к приятелю отца. Он мог часами восхищаться тем, как Пренсто создает свои картины, а потом сам брал карандаш и на листе бумаги пытался оставить отчетливо видный и яркий след всего, что попадалось на глаза: собак, коней, птиц. У него неплохо получалось, и Пренсто не мог не признать, что у мальчика определенно есть талант.

В Париже, куда семья Лотреков переехала в 1872 году, Анри определяют в лицей. Он растет очень медленно; самый маленький среди сверстников, получает прозвище «Малыш». Поля его тетрадок заполнялись рисунками гораздо быстрее, чем страницы – буквами и цифрами.

Часто пропуская занятия из - за постоянных болезней, Анри тем не менее учился с отличием. После нескольких лет учебы графиня Адель полноправно гордилась своим мальчиком - он не только захватывающе рисовал, но и был признан одним из лучших учеников своего лицея. Она радовалась успехам сына, но все больше переживала о его здорова: врачи подозревали у него туберкулез костей – Анри было уже десять лет, а он по - прежнему оставался совсем маленьким. Стенку, у которой в их поместье по градации отмечали рост все кузены и кузины и которую Маленькое Сокровище старался обходить стороной, слуги между собой называли «стеной плача ».

В конце мая 1878 года с Анри произошло непредвиденное несчастье. Он сидел в кухне на невысоком стуле, а когда попытался встать, опираясь неуклюже на свою палку, без помощи уже которой не было сил передвигаться, упал и сломал шейку бедра левой ноги. А едва оправившись от предыдущей тяжелой травмы, через год с небольшим, Анри оступился на прогулке и сломал шейку правого бедра... Родители полные отчаяния не теряли надежды в выздоровлении Анри. Но мальчик не допускал слез, не жаловался - наоборот, он старался приободрить окружающих. К Анри приходили лучшие и широко известные доктора, его возили на самые дорогие курортные места. Вскоре дремавшая в его теле болезнь, дала о себе знать в полную силу. Одни врачи относили Болезнь Лотрека к группе полиэпифизных дисплазий. По мнению других, причиной маленького роста Анри был остеопетроз (болезненное утолщение кости), протекающий в мягкой форме.

Его конечности совсем перестали расти, только голова и тело становились непропорционально огромными по отношению к коротеньким ногам и рукам.

Фигура на «детских ножках» с «детскими ручками» выглядела очень нелепо. Очаровательный ребенок превращался в настоящего уродца. Анри старался как можно меньше смотреться в зеркало - ведь кроме больших, жгуче - черных глаз ничего привлекательного в его внешности не осталось. Нос стал толстым, выпяченная нижняя губа нависла над скошенным подбородком, кисти коротеньких рук выросли непропорционально огромными. Да и слова, которые произносил деформированный рот, искажались шепелявостью, звуки наскакивали один на другой, слоги он проглатывал и, разговаривая, брызгал слюной. Подобная косноязычность вкупе с имеющимся дефектом опорнодвигательного аппарата отнюдь не способствовала развитию душевной гармонии Анри. Опасаясь насмешек окружающих, Лотрек научился сам подшучивать над собой и собственным уродливым телом, не дожидаясь, когда начнут подшучивать и насмехаться другие. Такой прием самозащиты использовал этот удивительный и мужественный человек, и этот прием работал. Люди, впервые встретив Лотрека, смеялись не над ним, а над его остротами, а познакомившись с Анри поближе, непременно попадали под его обаяние.

Лотрек понимал, что судьба, лишив его здоровья и внешней привлекательности, одарила незаурядными и оригинальными способностями к рисованию. Но, чтобы стать достойным художником, нужно было учиться. Большой известностью в Париже пользовался тогда живописец Леон Бонна, и Тулуз - Лотрек записался к нему на курсы. Лотрек верит всем замечаниям учителя и пытается истребить в себе все самобытное. Его соклассники только в первые дни ехидно шептались и посмеивались над неуклюжим Анри - вскоре никто уже не придавал значения его уродству. Он был приветлив, остроумен, весел, и бесподобно талантлив. После того, как Бонна распустил всех своих учеников, переходит к Кормону, писавшему большие полотна на доисторические сюжеты. Ученики его любили, он был хорошим педагогом. У Кормона Лотрек постигал секреты живописи и графики, но ему не нравилась его снисходительность, он был беспощаден к себе.

Мать Анри полностью разделяла интересы сына и восхищалась им, но его отцу, графу Альфонсу, совсем не по нраву было то, что делал наследник фамилии.

Картон, масло

1880 – 1890. Холст, масло

Холст, масло

Рисование, считал он, может быть одним из увлечений аристократа, но не должно становиться главным делом всей его жизни. Граф потребовал, чтобы сын подписывал картины псевдонимом. Анри становился все более чужим даже для семьи, в которой рос и воспитывался, он называл себя – «отсохшей ветвью» родового дерева. Альфонс де Тулуз - Лотрек Монфа полностью подтвердил это, отдав право первородства, которое должно было перейти по наследству к сыну, своей младшей сестре Алике. Анри стал подписывать картины анаграммой своей фамилии - Трекло.

Летом 1882 года, по дороге на юг, куда графиня по – прежнему вывозила сына на лечение, они заехали в свое поместье в Альби. Там Анри в последний раз отметил свой рост у «стены плача»: один метр пятьдесят два сантиметра. Ему было без малого восемнадцать лет - возраст, когда большинство юношей не могут думать ни о чем, кроме противоположного пола. В этом Лотрек мало отличался от своих сверстников - в придачу к уродливому телу безжалостная Природа наделила его нежной чувствительной душой и мощным мужским темпераментом. Впервые он влюбился еще в детстве - в свою кузину Жанну д’ Арманьяк. Анри лежал со сломанной ногой и ждал, когда девочка зайдет навестить его. Став старше, Лотрек узнал и чувственную сторону любви. Его первой женщиной стала Мари Шарле - молоденькая, тоненькая, как юноша, натурщица, совершенно невинная с виду и развращенная в душе. Ее привел к Анри приятель по мастерской, нормандец Шарль - Эдуард Люка, считавший, что Лотрек излечится от мучительных комплексов, когда познает женщину. Мари несколько раз приходила к художнику, находя связь с ним пикантной. Но Анри вскоре отказался от ее услуг - слишком далека была эта «животная страсть» от его представлений о любви. Тем не менее, отношения с юной натурщицей показали, насколько силен его темперамент, а воспоминания о чувственных наслаждениях не давали Лотреку, как прежде, проводить одинокие вечера за работой. Понимая, что достойная девушка из приличного общества вряд ли ответит ему взаимностью, он уходил на Монмартр - к проституткам, кафешантанным певичкам и танцовщицам. Среди нового увлечения - уличной жизни на Монмартре, Анри не чувствовал себя калекой; жизнь открывалась ему с новой стороны.

Монмартр середины 1880-х годов... За развлечениями сюда устремлялся весь Париж. Залы кафешантанов и ресторанчиков, кабаре и театров быстро заполнялись разношерстной публикой и праздник начинался... Здесь верховодили свои короли и королевы, свои властители дум. В их числе первоочередное место занимал куплетист Брюан, владелец ресторана «Элизе – Монмартр ». Признанной королевой Монмартра была в те времена Ла Гулю - «Обжора» - так прозвали эльзаску шестнадцати лет Луизу Вебер за ее безумную страсть к еде.

Он присаживался за столиком, заказывал выпивку, а потом доставал свои альбом с карандашами и, неотрывно наблюдая бешеный танец эльзаски, рисовал, пытаясь уловить каждое движение ее тела, каждое изменение выражения ее лица. Ее свежая без морщинок кожа, блестящие глаза, острый носик, ее ноги, которые высоко вскидывала в танце, вспенивая кружево юбок, бесстыдство, с которым она вертела задом, всем своим существом выражая сладострастный порыв страсти, - все это Анри запечатлел на своих рисунках. Рядом с Ла Гулю был ее непременный партнер Валентин, которого публика прозвала Бескостный. Движения этой пары были столь эротичными и вожделенными, что не могли не заводить публику, и каждое выступление Ла Гулю и Валентина Бескостного сопровождалось бешеными овациями.

В 1884 году Анри приехал из Парижа навестить свою «бедную святую маму», как называл ее художник. Через несколько недель, которые он провел у родителей, Лотрек вернулся в столицу совершенно счастливым - отец согласился дать ему денег на покупку на Монмартре собственной мастерской. Он полноправный обитателем Парижа. Для Лотрека Монмартр стал гостеприимным домом, а его обитательницы - монмартрские актрисы и певички, танцовщицы, проститутки и пьяницы стали его излюбленными юными моделями, переосмысленными героинями ярких, самых впечатляющих рисунков, литографий, плакатов, рекламных афиш и картин. Именно они, презираемые обществом, давали ему нежность, ласку и тепло, которых ему так щедро дарили, и которых он так сладострастно жаждал. На многих произведениях Лотрека - сцены в борделях, их обитательницы, к которым он, потомственный аристократ, испытывал симпатию и понимал, как никто. Ведь этот «горбатый Дон - Жуан», как и они, был отверженным.

В 1886 году Лотрек в мастерской Кормона знакомится с Ван Гогом, пишет его портрет в манере нового друга.

В мастерской назревает бунт против учителя. Лотрек присоединяется к своим друзьям - Анкетену, Бернару и Ван Гогу. Теперь он защищает свою самобытность. Устраивает выставку своих рисунков в «Мирлитоне», некоторые из них иллюстрируют песни Брюана. Винсент решает устроить выставку друзей в рабочем ресторане. Однако простой народ не принял новаторской живописи. И в 1888 году Лотрек получает приглашение на принятие участия в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Среди участников группы - Синьяк, Уистлер, Анкетен. Лотрек присутствует на вернисаже. Защищая Ван Гога, вызывает на дуэль оскорбившего его художника де Гру; дуэль удалось предотвратить. Критика обратила внимание на работы Лотрека, отмечая его жесткий рисунок и злое остроумие.

Постепенно Монмартр изобретает новое, не прекращая удивлять. Появляются новые заведения. В 1889 году Жозеф Оллер объявил об открытии кабаре «Мулен Руж».

На бульваре Клиши завертелись крылья красной мельницы кабаре. Вечерами в шумном зале увеселительного заведения, одна стена которого была абсолютно зеркальной для создания иллюзии пространства, было не протолкнуться - весь Париж собирался здесь посмотреть на блистательных Валентина и Лa Гулю, переманенные директором «Мулен Руж » из «Элизе». С того вечера Тулуз - Лотрек стал частым гостем этого места. Все, что так привлекало и притягивало в «Элизе» и «Мулен – де – ла - Галетт», было сконцентрировано теперь в кабаре Оллера. Анри проводил в «Мулен Руж» все вечера в окружении своих приятелей, рисуя и непрерывно остря и шутя, так что случайно зашедший в кабаре мог предположить, что этот чудной уродец - один из местных аттракционов.

Ободренный успехом, Лотрек пишет по двадцать полотен в год. Его постоянные темы - проститутки, танцовщицы в кабаре, портреты друзей. Он порвал с натурализмом, он не способен был приукрашивать реальность, в его гротеске и иронии - боль, осознание трагической стороны жизни. В большом полотне «Танец в «Мулен Руж » он пишет публику знаменитого кабаре, своих друзей за столиком, знаменитого танцовщика Валентина Бескостного, исполняющего в паре с одной из танцовщиц кадриль. Про художника говорили, что он пишет «скорбь смеха и ад веселья».

В январе 1891 года перед началом нового сезона Оллер заказал Тулуз - Лотреку афишу, рекламирующая «Мулен Руж». Конечно же, на ней должны быть привлекающие внимание звезды кабаре – Валентин и Ла Гулю «в самый разгар искрометной кадрили».

Рекламные афиши, которые вышли в конце сентября и имели большой успех, были расклеены по всему Парижу. По городу разъезжали фиакры (наемные экипажи) с приклеенными плакатами. Этот плакат - одно из классических произведений французского постимпрессионизма. В центре афиши - Ла Гулю, изображенная в профиль и танцующая на фоне зрителей. Он прославил и «Мулен Руж», и еще больше - художника.

Монмартр занял особое, и скорее главное, место в жизни Тулуз - Лотрека. Здесь он совершенствует и черпает сюжеты для своих картин, здесь чувствует себя легко и свободно, здесь находит уважение и любовь. Обитательницы салона просто обожали своего завсегдателя и одаривали его своей любовью. После Ла Гулю в сердце его воцарилась пышногрудая красотка Роза с ярко - рыжими волосами, затем были и другие красотки - «малютке Анри» на Монмартре никто не мог противостоять ее любовным ласкам. В парижских домах свиданий его всегда тепло и дружественно принимают, здесь он чувствует себя спокойно, пишет тамошних натурщиц в интимной, не предназначенной для посторонних глаз обстановке: спящими, полуодетыми, за переодеванием, за туалетом - с расческами и тазами, чулками и полотенцами, готовя серию картин и литографий «Они » («Elles »).

Какое - то время он даже жил в борделях. Он не скрывал, где его дом, и, словно гордясь этим, с легкостью давал свой адрес и потешался, когда кого - то это шокировало. На улице Мулен Лотрек особенно вдохновлялся эксклюзивным и утонченным интерьером. Даже вполне почтенные дамы, в основном иностранки, приходили сюда полюбоваться убранством комнат. А еще все в Париже говорили о невероятной красоте обитательниц этого «храма любви».

Хозяйка заведения, мадам Барон, позаботилась о том, чтобы у Лотрека мастерская была комфортной, а затем уговорила Тулуз - Лотрека украсить стены борделя написанными им картинами. Ее подопечные, юные и не очень, утоляли его голод страсти, причем делали это с большой охотой и нежностью, а ведь «это лакомство ни за какие деньги не купишь », говорил он. По воскресеньям мсье Анри разыгрывали партию в кости, победительнице выпадала честь времяпровождения с художником. А когда у подопечных искусительниц любви мадам Барон были выходные, Лотрек соблюдал традицию, которую и сам придумал, устраивать в борделе вечера, где девушки облачившись в прозрачные и весьма легкотканные одеяния, вальсировали в благородной манере друг с другом под музыку механического пианино. Наблюдая за жизнью борделя, Лотрек поражался тому, как пытались сохранить на себе натянутую маску эти слабые и несчастные создания, попавшие в капкан разврата и безнравственной продажности всего и вся.

В 1892 году Лотрек в Брюсселе выставляет девять полотен в с «Группой двадцати». Его назначают членом комитета по развеске картин у «Независимых». Публика называет его искусство бесстыдным, художники видят в нем продолжателя Дега. Зачастую Лотрек превращал превосходство своих моделей в уродство, никогда не был благороден и снисходителен к натурщицам. В 1894 году, одной из его главных моделей стала знаменитая в те годы кафешантанная певица Иветт Гильбер, как - то назвавшая его «гением деформации». Иветт он рисовал множество раз. Изобразил художник певицу и на крышке керамического чайного столика. Он пробует разные техники, в том числе витраж. Неожиданно увлекается гонщиками велосипедистами и пишет большое полотно «».

Иветт Гильбер просто покорила его. Когда Лотрек впервые увидел Гильбер на сцене, он захотел написать афишу для певицы и, сделав это, послал ей рисунок. Иветт знала, что обладала отталкивающей красотой, но отнюдь не страдала по этому поводу, была кокетлива и пользовалась не плохим успехом у мужчин и публики. Афиша Лотрека ее несколько обескуражила - она себя видела совсем иной, не такой уродливой, но Гильбер понимала, что эскиз это дань симпатии и уважения незаурядного художника. Она не стала заказывать Анри афишу, хотя сам художник, которого она прежде никогда не видела, только слышала о нем, заинтересовал ее. «Мы еще вернемся к этой теме, но, Бога ради, не изображайте меня такой страшной!» - писала она ему. Но Лотрек не привык так легко отступать - он задумал выпустить альбом литографий, посвященных певице. Однажды он нанес ей визит - тогда Иветт впервые увидела его. Его уродство поначалу ошеломило ее, но, взглянув в его выразительные черные глаза, Гильбер была покорена. Иветт навсегда запомнила тот день: она пригласила его пообедать вместе, они много говорили, и вскоре она уже целиком была под властью обаяния Анри... За этой встречей последовали другие, он приходил к ней и рисовал, рисовал... Сеансы проходили бурно, художник и его модель часто ссорились - ему словно доставляло сказочное удовольствие ее злить.

Альбом «Иветт Гильбер » (шестнадцать литографий) вышел в 1894 году. Певица, и по совместительству модель Лотрека, отнеслась к нему одобрительно, но потом ее друзья убедили ее в том, что она там выглядит отвратительно и что на художника следовало бы наказать обидчика в судебном порядке за униженное достоинство и публичное оскорбление.

Однако в газетной прессе стали появляться многочисленные хвалебные отклики, и Иветт пришлось примириться со своим беспощадным портретистом. Возможно, сейчас никто не вспомнил бы, что в Париже на Монмартре в конце XIX - начале XX века пела такая певичка - Иветт Гильбер, но история сохранила память о ней благодаря ему, гениальному уродцу Анри Тулуз - Лотреку .

Прославил он и танцовщицу Жану Авриль, которую встретил в ресторанчике «Жарден де Пари ». В отличие от вздорной, резкой Ла Гулю Жана была мягкой, женственной, «интеллигентной». Эта незаконнорожденная дочь дамы полусвета и итальянского аристократа в детстве натерпелась от своей матери, грубой, извращенной и неуравновешенной женщины, вымещавшей на дочери все свои неудачи. Однажды, не вынеся унижений и побоев, Жана сбежала из дома. Ее утешением стали музыка и танец. Она никогда себя не продавала и заводила романы лишь с теми, кто мог пробудить в ней теплые чувства. Жана разбиралась в искусстве, отличалась утонченностью манер, благородством и какой - то одухотворенностью. По словам Анри, она была «похожа на учительницу». На рисунках Лотреку удалось передать ее, как высказался один из его друзей, «шарм развращенной девственности». Жана, высоко ценившая талант Лотрека, охотно позировала художнику и порой с удовольствием разыгрывала роль хозяйки в его мастерской.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека печатали и продавали по всей стране. Работы художника выставлялись на больших выставках во Франции, Брюсселе и Лондоне. Он так стал известен, что на рынках стали появляться подделки под Лотрека, а это означало достигнутый успех.

Но слава никак не изменила уклад жизни художника: он так же много работал и так же усиленно развлекался, не пропускал ни костюмированных балов, ни премьер в театрах, ни вечеринок у своих монмартрских друзей. Лотрек жил так, словно боялся что - то упустить, куда - то не успеть в этой жизни - возбужденно, лихорадочно, радостно. «Жизнь прекрасна!» было одним из его любимых восклицаний. И только близкие друзья знали, какая горечь скрывается за этими поступками и словами. А еще он пил - много, но только очень хорошие и дорогие напитки. Он был убежден, что алкоголь высокого качества не может нанести серьезного вреда. Лотрек обожал смешивать разные напитки, получая необыкновенный букет. Он первым во Франции стал делать коктейли и получал невероятное удовольствие, слушая похвалы своих гостей, которые с восторгом приобщались к новым напиткам. Кто только тогда у него не бывал, и все его гости знали - у Лотрека полагалось пить. Его соученики по мастерской Кормона Анкетен и Бернар, и молодой Ван Гог, приобщивший его к японскому искусству, и коварная Валадон, художница и модель Ренуара, которая, казалось, вела с Лотреком какую-то тонкую игру - то появлялась в его жизни, то исчезала...

Через какое - то время ему уже стали не нужны дорогие изысканные ликеры и коньяки - Лотрек научился обходиться простым дешевым вином из соседней лавки. Он пил все больше, а работал все меньше, и если раньше за год делал более сотни картин, то в 1897 году написал всего пятнадцать полотен. Друзьям казалось, что беспробудное пьянство разрушает Лотрека как художника. Но он пока еще не утратил способность на создание шедевров: таковы портрет Оскара Уайльда 1896

Друзья старались отвлечь его от алкогольной зависимости, вывозили в Англию, Голландию, Испанию, но он, насытившись старым искусством, восхищенный полотнами Брейгеля и Кранаха, Ван Эйка и Мемлинга, Эль Греко, Гойи и Веласкеса, возвращался домой и - принимался за прежнее. Анри становился капризным, нетерпимым, порой просто невыносимым. Необъяснимые вспышки гнева, глупые выходки, ничем не оправданная буйность... Его и так слабое здоровье подтачивали алкоголизм и сифилис, которым давным - давно его «наградила» Рыжая Роза.


Лотрек стал страдать бессонницей, в результате которой - на фоне бесконечного пьянства - у него развивались устрашающие галлюцинации и бред преследования. Его поведение все больше становилось неадекватным, он все чаще подвергался приступам безумия. Летом 1897 года стрелял из револьвера по воображаемым паукам, осенью 1898 года ему казалось, что на улице его преследуют полицейские, и он прятался от них у знакомых.

В 1899 году «со страшным приступом белой горячки», мать поместила Лотрека в клинику для умалишенных доктора Семеленя в Нейи. Выйдя оттуда спустя несколько месяцев лечения, он изо всех сил пытался работать, но что - то словно сломалось в нем.

В середине апреля Лотрек вернулся в Париж. Друзья, увидев Анри, были потрясены. «Как же он изменился! - говорили они. - От него осталась одна тень!» Лотрек еле двигался, с трудом передвигая ноги. Было видно, что он заставляет себя жить. Но иногда казалось, что вера в будущее вновь обретает в нем надежду. Особенно его порадовало известие, что несколько его картин были проданы на аукционе в Друо, причем за немалые деньги. Вдохновленный этим событием, Анри снова почувствовал сильную тягу к рисованию. Но - последние работы будто не его... За три месяца Лотрек разобрал все то, что собралось в его мастерской за годы работы, закончил некоторые полотна, проставил свои подписи на том, что казалось ему удавшимся... Перед отъездом - он собирался провести то лето в Арашоне и Тосса, местах, знакомых ему с детства, на берегу моря - Анри навел в мастерской идеальный порядок, будто бы знал, что вернуться туда снова ему уже не суждено.

На Орлеанском вокзале его провожали старые друзья. И они, и сам Лотрек понимали, что, вероятно, это их последняя встреча.

Морской воздух не смог излечить Анри. Врачи сопроводили заявлением о имеющейся у него чахотку, а в середине августа у Лотрека случился удар. Он худел, глох, двигался с трудом из - за развивавшегося паралича. Приехав к тяжело больному Лотреку, графиня Адель перевезла сына в родовой замок в Мальроме. В этом особняке, окруженный заботой и любовью матери, Анри словно вернулся в огромный мир детства, радостей, надежд. Он даже пытался вновь начать рисовать, но пальцы уже не слушались зова сердца и не могли удерживать кисть. Со временем паралич сковал все его несчастное тело, Лотрек даже не мог уже сам есть. У его постели всегда находился кто - нибудь: друзья, мать или старая няня. Навестил и отец, граф Альфонс, так и не признавший в сыне художника. Когда он вошел в комнату, Анри 1901

Естественная болезнь роста - «безнадежная запутанность в самовлюбленности» успешно переросла у Тулуз - Лотрека в крепкую уверенность в своем успехе на фундаменте таланта рисовальщика. Он не боялся любой темы, любого заказа, любой величины и любой скорости. Матиссовская экспрессия и кинематичность тела оказались главными аргументами в картинах художника. Смелость генетических талантов подтверждалась следовавшими одно за другим художественными открытиями все новых и новых возможностей потрясения публики, которое проще и успешнее было организовать на приведении публики в тупик и на вульгарностях. Французы сделали порок лакомым. Высший свет, покупавший творчество, принял художественную разгульность богемы за норму игривости, утверждающей статус настоящей жизни. Лотрек же выражает органичную свободу позы, доводя ее выразительность до эпатажа. Занавес опустился. Жизнь Анри де Тулуз – Лотрека – Монфа оборвалась утром 9 сентября 1901 года в возрасте тридцати семи лет, как и Ван Гог. Его похоронили около Мальроме на кладбище Сент – Андре - дю Буа. Позже графиня повелела перенести останки сына в Вердле.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека стали приобретать крупнейшие музеи мира – Тулуз - Лотрек становился классиком. Несмотря на это граф Альфонс по - прежнему не желал признавать, что его сын был талантливым художником. Он писал другу детства Анри, Морису Жуаяну, который хлопотал о создании дома - музея Лотрека в Альби: «Только потому, что художника уже нет в живых, - пусть даже это мой сын, - я не могу восторгаться его топорной работой». И лишь в своем предсмертном письме, в декабре 1912 года, граф признался Морису: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы...».

Увечье, закрывшее Анри де Тулуз-Лотреку путь в высшее общество, стало импульсом к его творческому взлету.

Граф с короткими ногами

Анри Тулуз-Лотрек родился 1864 году в аристократической семье. Его родители расстались после смерти младшего сына, когда будущему художнику было четыре года. После развода родителей Анри жил в поместье матери недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.

Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Это были образованные люди, интересовавшиеся политикой и культурой своей страны. Благодаря семейным пристрастиям, у маленького графа очень рано появился интерес к искусству. Не меньшую любовь мальчик питал к лошадям и собакам, уже с ранних лет занимался верховой ездой и вместе с отцом принимал участие в псовых и соколиных охотах.

Отец хотел воспитать из Анри спортсмена, поэтому часто брал его с собой на бега, а также водил сына в мастерскую своего друга — глухого художника Рене Пренсто, который создавал блистательные портреты лошадей и собак в движении. Отец и сын вместе брали уроки у этого признанного художника.

В возрасте 13 лет Анри неудачно встал с низкого стула и сломал шейку бедра левой ноги. Через полтора года он упал в овраг и получил перелом шейки бедра правой ноги. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

Некоторые исследователи считают, что кости медленно срастались и рост конечностей остановился из-за наследственности - бабушки Анри приходились друг другу родными сёстрами.

К 20 годам он выглядел очень непропорционально: большие голова и тело на тоненьких ножках ребёнка. При очень низком росте в 152 сантиметра молодой человек мужественно переносил свою болезнь, компенсируя её потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой он любил упражняться. Художник говорил друзьям, что если бы его ноги были подлиннее, то он не стал бы заниматься рисованием.

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Отец Анри, граф Альфонс, после травмы потерял к нему всякий интерес.

Но благодаря отцу, который любил развлечения, Лотрек с ранних лет посещал ярмарки и цирк. Впоследствии тема цирка и увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

На Анри в семье возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. В 18 лет юный граф стремясь доказать отцу, что его жизнь не кончена, отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

Художник «ветряных мельниц» Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, который дал корни модернизму или арт-нуво.

Во время лечения переломов Анри много рисовал, уделяя этому гораздо больше времени, чем школьным предметам. Его мать, графиня Адель, отчаянно стремилась вылечить сына, возила на курорты, нанимала лучших врачей, но никто не был в силах помочь.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн, кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры. В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев, но классическая выверенность их картин была ему чужда.

В 1885 году он поселился на Монмартре – в полудеревенском пригороде с ветряными мельницами, вокруг которых начали открываться кабаре, в том числе легендарный «Мулен Руж».

Семья с ужасом восприняла решение сына открыть свою студию в центре района, который начинал обретать славу пристанища богемы. Вскоре по настоянию отца он взял себе псевдоним и стал подписывать свои произведения анаграммой фамилии «Трекло».

Именно Монмартр стал главным источником вдохновения молодого живописца.

Анри отошел от общения с людьми своего круга, все больше отдаваясь новой жизни: он перешел в мир парижской богемы и «полусвета», где обрел-таки возможность существовать, не вызывая пристального любопытства. Именно здесь художник получал мощные творческие импульсы.

В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль – немного гротескный, нарочито декоративный. Неслучайно он стал одним из зачинателей искусства литографии (печатного плаката).

В 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати» и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности Эдгара Дега. Вместе с Лотреком в них принимали участие известные французские художники — Ренуар, Синьяк, Сезанн и Ван Гог. Именно 90-е годы XIX века стали временем блестящего рассвета искусства художника Тулуз-Лотрека.

Творческая жизнь Тулуз-Лотрека длилась меньше двух десятилетий – он умер в 37 лет. Но его наследие считается одним из самых богатых: 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, а также этюды, наброски, керамика и витражи.

Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти к нему пришло настоящее призвание. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. Сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека по-прежнему привлекает художников и любителей искусства, а цены на его работы продолжают стремительно расти.

Только рядом с клоунами, акробатами, танцовщицами и проститутками Анри де Тулуз - Лотрек чувствовал себя своим. Современники не принимали творчество художника. Имея природный талант и не будучи стеснен в средствах, Тулуз - Лотрек мог получить блестящее художественное образование. Однако, освоив азы живописи у современных мастеров, он стал разрабатывать собственную, новаторскую эстетику, далекую от академизма. Отказ от натурализма и детализации (никаких складок на одежде, тщательно прорисованных волосков), подчеркнутая, близкая к шаржу, гротесковая манера передачи черт лица и пластики персонажей, обилие движения и ярких эмоций - вот основные характеристики его стиля.

24 ноября 1864 года в городе Альби, в старинном родовом замке графов Тулуз Лотреков родился мальчик, которого именовали Анри де Тулуз - Лотрек . Мать Лотрека, - урожденная Тапье де Селейран графиня Адель, и граф Альфонс де Тулуз – Лотрек – Монфа, - отец художника, во Франции принадлежали к высшим кругам аристократии. К маленькому Анри родители относились особенно трепетно, в нем они видели продолжателя рода, наследника одной из самых значимых фамилий страны. Граф Альфонс представлял, как сын будет сопровождать его в прогулках его в прогулках верхом по графским угодьям и на соколиную охоту. С раннего возраста отец обучал мальчика верховой езде и охотничьей терминологии, познакомил со своими любимцами - жеребцом Узурпатором и кобылой Волгой. Анри рос милым, очаровательным ребенком, радовал близких. С легкой руки одной из бабушек Лотрека - младшего в семье называли «Маленькое Сокровище ». Веселый, подвижный, внимательный и любознательный, с живыми темными глазами, он восхищал всех, кто его видел. В три года он потребовал перо, чтобы расписаться. Ему возразили, что он не может писать. «Ну и пусть, - ответил Анри, я нарисую быка».

Детство принято считать счастливой порой в жизни человека. Но это счастье омрачалось драмой или даже трагедией для Анри. Родившись со слабым здоровьем, он часто болел, медленно рос, и до пяти лет у него никак не зарастал родничок. Графиня волновалась за своего мальчика и в его болезнях винила в первую очередь себя: ведь муж доводился ей кузеном, а дети в родственных браках часто рождаются нездоровыми. Когда же ее второй сын, Ришар, появившийся на свет через два с половиной года после Анри, умер в возрасте одиннадцати с небольшим месяцев, Адель окончательно утвердилась в мысли о том, что ее брак был ошибкой. И дело не только в болезнях детей - благочестивая женщина давала супругу много, однако со временем их семейная жизнь стала наполнятся непониманием, горечью и разобщенностью. Продолжительное время Адель пыталась мириться с грубостью и изменами графа, с его причудами и прихотями, но в августе 1868 года произошел окончательный разрыв - она перестала считать Альфонса мужем. В письме своей сестре она сообщала, что теперь намерена относиться к нему только лишь как к кузену. Однако они по - прежнему изображали супругов и на людях были учтивы друг с другом - ведь у них был сын, а кроме того, необходимо было соблюдать правила приличия, принятые в обществе. Но с тех пор все ее внимание, вся любовь были отданы Анри.

Граф Альфонс обожал аристократические развлечения - охоту, верховую езду, скачки - и передал сыну любовь к лошадям и собакам.

1881. Дерево, масло


1881. Холст, масло

Еще граф интересовался искусством и часто с маленьким сыном приходил в мастерскую своего приятеля, художника Рене Пренсто, с которым Анри вскоре подружился. Пренсто был не только художником – анималистом, он был ловким наездником, любителем псовой охоты и скачек.

С большим знанием дела он писал лошадей, собак, сцены на охоте, причем из - под его кисти выходили настоящие портреты животных - он мог передать их характер, повадки, грацию. Вскоре младший Лотрек стал один приходить к приятелю отца. Он мог часами восхищаться тем, как Пренсто создает свои картины, а потом сам брал карандаш и на листе бумаги пытался оставить отчетливо видный и яркий след всего, что попадалось на глаза: собак, коней, птиц. У него неплохо получалось, и Пренсто не мог не признать, что у мальчика определенно есть талант.

В Париже, куда семья Лотреков переехала в 1872 году, Анри определяют в лицей. Он растет очень медленно; самый маленький среди сверстников, получает прозвище «Малыш». Поля его тетрадок заполнялись рисунками гораздо быстрее, чем страницы – буквами и цифрами.

Часто пропуская занятия из - за постоянных болезней, Анри тем не менее учился с отличием. После нескольких лет учебы графиня Адель полноправно гордилась своим мальчиком - он не только захватывающе рисовал, но и был признан одним из лучших учеников своего лицея. Она радовалась успехам сына, но все больше переживала о его здорова: врачи подозревали у него туберкулез костей – Анри было уже десять лет, а он по - прежнему оставался совсем маленьким. Стенку, у которой в их поместье по градации отмечали рост все кузены и кузины и которую Маленькое Сокровище старался обходить стороной, слуги между собой называли «стеной плача ».

В конце мая 1878 года с Анри произошло непредвиденное несчастье. Он сидел в кухне на невысоком стуле, а когда попытался встать, опираясь неуклюже на свою палку, без помощи уже которой не было сил передвигаться, упал и сломал шейку бедра левой ноги. А едва оправившись от предыдущей тяжелой травмы, через год с небольшим, Анри оступился на прогулке и сломал шейку правого бедра... Родители полные отчаяния не теряли надежды в выздоровлении Анри. Но мальчик не допускал слез, не жаловался - наоборот, он старался приободрить окружающих. К Анри приходили лучшие и широко известные доктора, его возили на самые дорогие курортные места. Вскоре дремавшая в его теле болезнь, дала о себе знать в полную силу. Одни врачи относили Болезнь Лотрека к группе полиэпифизных дисплазий. По мнению других, причиной маленького роста Анри был остеопетроз (болезненное утолщение кости), протекающий в мягкой форме.

Его конечности совсем перестали расти, только голова и тело становились непропорционально огромными по отношению к коротеньким ногам и рукам.

Фигура на «детских ножках» с «детскими ручками» выглядела очень нелепо. Очаровательный ребенок превращался в настоящего уродца. Анри старался как можно меньше смотреться в зеркало - ведь кроме больших, жгуче - черных глаз ничего привлекательного в его внешности не осталось. Нос стал толстым, выпяченная нижняя губа нависла над скошенным подбородком, кисти коротеньких рук выросли непропорционально огромными. Да и слова, которые произносил деформированный рот, искажались шепелявостью, звуки наскакивали один на другой, слоги он проглатывал и, разговаривая, брызгал слюной. Подобная косноязычность вкупе с имеющимся дефектом опорнодвигательного аппарата отнюдь не способствовала развитию душевной гармонии Анри. Опасаясь насмешек окружающих, Лотрек научился сам подшучивать над собой и собственным уродливым телом, не дожидаясь, когда начнут подшучивать и насмехаться другие. Такой прием самозащиты использовал этот удивительный и мужественный человек, и этот прием работал. Люди, впервые встретив Лотрека, смеялись не над ним, а над его остротами, а познакомившись с Анри поближе, непременно попадали под его обаяние.

Лотрек понимал, что судьба, лишив его здоровья и внешней привлекательности, одарила незаурядными и оригинальными способностями к рисованию. Но, чтобы стать достойным художником, нужно было учиться. Большой известностью в Париже пользовался тогда живописец Леон Бонна, и Тулуз - Лотрек записался к нему на курсы. Лотрек верит всем замечаниям учителя и пытается истребить в себе все самобытное. Его соклассники только в первые дни ехидно шептались и посмеивались над неуклюжим Анри - вскоре никто уже не придавал значения его уродству. Он был приветлив, остроумен, весел, и бесподобно талантлив. После того, как Бонна распустил всех своих учеников, переходит к Кормону, писавшему большие полотна на доисторические сюжеты. Ученики его любили, он был хорошим педагогом. У Кормона Лотрек постигал секреты живописи и графики, но ему не нравилась его снисходительность, он был беспощаден к себе.

Мать Анри полностью разделяла интересы сына и восхищалась им, но его отцу, графу Альфонсу, совсем не по нраву было то, что делал наследник фамилии.

Картон, масло

1880 – 1890. Холст, масло

Холст, масло

Рисование, считал он, может быть одним из увлечений аристократа, но не должно становиться главным делом всей его жизни. Граф потребовал, чтобы сын подписывал картины псевдонимом. Анри становился все более чужим даже для семьи, в которой рос и воспитывался, он называл себя – «отсохшей ветвью» родового дерева. Альфонс де Тулуз - Лотрек Монфа полностью подтвердил это, отдав право первородства, которое должно было перейти по наследству к сыну, своей младшей сестре Алике. Анри стал подписывать картины анаграммой своей фамилии - Трекло.

Летом 1882 года, по дороге на юг, куда графиня по – прежнему вывозила сына на лечение, они заехали в свое поместье в Альби. Там Анри в последний раз отметил свой рост у «стены плача»: один метр пятьдесят два сантиметра. Ему было без малого восемнадцать лет - возраст, когда большинство юношей не могут думать ни о чем, кроме противоположного пола. В этом Лотрек мало отличался от своих сверстников - в придачу к уродливому телу безжалостная Природа наделила его нежной чувствительной душой и мощным мужским темпераментом. Впервые он влюбился еще в детстве - в свою кузину Жанну д’ Арманьяк. Анри лежал со сломанной ногой и ждал, когда девочка зайдет навестить его. Став старше, Лотрек узнал и чувственную сторону любви. Его первой женщиной стала Мари Шарле - молоденькая, тоненькая, как юноша, натурщица, совершенно невинная с виду и развращенная в душе. Ее привел к Анри приятель по мастерской, нормандец Шарль - Эдуард Люка, считавший, что Лотрек излечится от мучительных комплексов, когда познает женщину. Мари несколько раз приходила к художнику, находя связь с ним пикантной. Но Анри вскоре отказался от ее услуг - слишком далека была эта «животная страсть» от его представлений о любви. Тем не менее, отношения с юной натурщицей показали, насколько силен его темперамент, а воспоминания о чувственных наслаждениях не давали Лотреку, как прежде, проводить одинокие вечера за работой. Понимая, что достойная девушка из приличного общества вряд ли ответит ему взаимностью, он уходил на Монмартр - к проституткам, кафешантанным певичкам и танцовщицам. Среди нового увлечения - уличной жизни на Монмартре, Анри не чувствовал себя калекой; жизнь открывалась ему с новой стороны.

Монмартр середины 1880-х годов... За развлечениями сюда устремлялся весь Париж. Залы кафешантанов и ресторанчиков, кабаре и театров быстро заполнялись разношерстной публикой и праздник начинался... Здесь верховодили свои короли и королевы, свои властители дум. В их числе первоочередное место занимал куплетист Брюан, владелец ресторана «Элизе – Монмартр ». Признанной королевой Монмартра была в те времена Ла Гулю - «Обжора» - так прозвали эльзаску шестнадцати лет Луизу Вебер за ее безумную страсть к еде.

Он присаживался за столиком, заказывал выпивку, а потом доставал свои альбом с карандашами и, неотрывно наблюдая бешеный танец эльзаски, рисовал, пытаясь уловить каждое движение ее тела, каждое изменение выражения ее лица. Ее свежая без морщинок кожа, блестящие глаза, острый носик, ее ноги, которые высоко вскидывала в танце, вспенивая кружево юбок, бесстыдство, с которым она вертела задом, всем своим существом выражая сладострастный порыв страсти, - все это Анри запечатлел на своих рисунках. Рядом с Ла Гулю был ее непременный партнер Валентин, которого публика прозвала Бескостный. Движения этой пары были столь эротичными и вожделенными, что не могли не заводить публику, и каждое выступление Ла Гулю и Валентина Бескостного сопровождалось бешеными овациями.

В 1884 году Анри приехал из Парижа навестить свою «бедную святую маму», как называл ее художник. Через несколько недель, которые он провел у родителей, Лотрек вернулся в столицу совершенно счастливым - отец согласился дать ему денег на покупку на Монмартре собственной мастерской. Он полноправный обитателем Парижа. Для Лотрека Монмартр стал гостеприимным домом, а его обитательницы - монмартрские актрисы и певички, танцовщицы, проститутки и пьяницы стали его излюбленными юными моделями, переосмысленными героинями ярких, самых впечатляющих рисунков, литографий, плакатов, рекламных афиш и картин. Именно они, презираемые обществом, давали ему нежность, ласку и тепло, которых ему так щедро дарили, и которых он так сладострастно жаждал. На многих произведениях Лотрека - сцены в борделях, их обитательницы, к которым он, потомственный аристократ, испытывал симпатию и понимал, как никто. Ведь этот «горбатый Дон - Жуан», как и они, был отверженным.

В 1886 году Лотрек в мастерской Кормона знакомится с Ван Гогом, пишет его портрет в манере нового друга.

В мастерской назревает бунт против учителя. Лотрек присоединяется к своим друзьям - Анкетену, Бернару и Ван Гогу. Теперь он защищает свою самобытность. Устраивает выставку своих рисунков в «Мирлитоне», некоторые из них иллюстрируют песни Брюана. Винсент решает устроить выставку друзей в рабочем ресторане. Однако простой народ не принял новаторской живописи. И в 1888 году Лотрек получает приглашение на принятие участия в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Среди участников группы - Синьяк, Уистлер, Анкетен. Лотрек присутствует на вернисаже. Защищая Ван Гога, вызывает на дуэль оскорбившего его художника де Гру; дуэль удалось предотвратить. Критика обратила внимание на работы Лотрека, отмечая его жесткий рисунок и злое остроумие.

Постепенно Монмартр изобретает новое, не прекращая удивлять. Появляются новые заведения. В 1889 году Жозеф Оллер объявил об открытии кабаре «Мулен Руж».

На бульваре Клиши завертелись крылья красной мельницы кабаре. Вечерами в шумном зале увеселительного заведения, одна стена которого была абсолютно зеркальной для создания иллюзии пространства, было не протолкнуться - весь Париж собирался здесь посмотреть на блистательных Валентина и Лa Гулю, переманенные директором «Мулен Руж » из «Элизе». С того вечера Тулуз - Лотрек стал частым гостем этого места. Все, что так привлекало и притягивало в «Элизе» и «Мулен – де – ла - Галетт», было сконцентрировано теперь в кабаре Оллера. Анри проводил в «Мулен Руж» все вечера в окружении своих приятелей, рисуя и непрерывно остря и шутя, так что случайно зашедший в кабаре мог предположить, что этот чудной уродец - один из местных аттракционов.

Ободренный успехом, Лотрек пишет по двадцать полотен в год. Его постоянные темы - проститутки, танцовщицы в кабаре, портреты друзей. Он порвал с натурализмом, он не способен был приукрашивать реальность, в его гротеске и иронии - боль, осознание трагической стороны жизни. В большом полотне «Танец в «Мулен Руж » он пишет публику знаменитого кабаре, своих друзей за столиком, знаменитого танцовщика Валентина Бескостного, исполняющего в паре с одной из танцовщиц кадриль. Про художника говорили, что он пишет «скорбь смеха и ад веселья».

В январе 1891 года перед началом нового сезона Оллер заказал Тулуз - Лотреку афишу, рекламирующая «Мулен Руж». Конечно же, на ней должны быть привлекающие внимание звезды кабаре – Валентин и Ла Гулю «в самый разгар искрометной кадрили».

Рекламные афиши, которые вышли в конце сентября и имели большой успех, были расклеены по всему Парижу. По городу разъезжали фиакры (наемные экипажи) с приклеенными плакатами. Этот плакат - одно из классических произведений французского постимпрессионизма. В центре афиши - Ла Гулю, изображенная в профиль и танцующая на фоне зрителей. Он прославил и «Мулен Руж», и еще больше - художника.

Монмартр занял особое, и скорее главное, место в жизни Тулуз - Лотрека. Здесь он совершенствует и черпает сюжеты для своих картин, здесь чувствует себя легко и свободно, здесь находит уважение и любовь. Обитательницы салона просто обожали своего завсегдателя и одаривали его своей любовью. После Ла Гулю в сердце его воцарилась пышногрудая красотка Роза с ярко - рыжими волосами, затем были и другие красотки - «малютке Анри» на Монмартре никто не мог противостоять ее любовным ласкам. В парижских домах свиданий его всегда тепло и дружественно принимают, здесь он чувствует себя спокойно, пишет тамошних натурщиц в интимной, не предназначенной для посторонних глаз обстановке: спящими, полуодетыми, за переодеванием, за туалетом - с расческами и тазами, чулками и полотенцами, готовя серию картин и литографий «Они » («Elles »).

Какое - то время он даже жил в борделях. Он не скрывал, где его дом, и, словно гордясь этим, с легкостью давал свой адрес и потешался, когда кого - то это шокировало. На улице Мулен Лотрек особенно вдохновлялся эксклюзивным и утонченным интерьером. Даже вполне почтенные дамы, в основном иностранки, приходили сюда полюбоваться убранством комнат. А еще все в Париже говорили о невероятной красоте обитательниц этого «храма любви».

Хозяйка заведения, мадам Барон, позаботилась о том, чтобы у Лотрека мастерская была комфортной, а затем уговорила Тулуз - Лотрека украсить стены борделя написанными им картинами. Ее подопечные, юные и не очень, утоляли его голод страсти, причем делали это с большой охотой и нежностью, а ведь «это лакомство ни за какие деньги не купишь », говорил он. По воскресеньям мсье Анри разыгрывали партию в кости, победительнице выпадала честь времяпровождения с художником. А когда у подопечных искусительниц любви мадам Барон были выходные, Лотрек соблюдал традицию, которую и сам придумал, устраивать в борделе вечера, где девушки облачившись в прозрачные и весьма легкотканные одеяния, вальсировали в благородной манере друг с другом под музыку механического пианино. Наблюдая за жизнью борделя, Лотрек поражался тому, как пытались сохранить на себе натянутую маску эти слабые и несчастные создания, попавшие в капкан разврата и безнравственной продажности всего и вся.

В 1892 году Лотрек в Брюсселе выставляет девять полотен в с «Группой двадцати». Его назначают членом комитета по развеске картин у «Независимых». Публика называет его искусство бесстыдным, художники видят в нем продолжателя Дега. Зачастую Лотрек превращал превосходство своих моделей в уродство, никогда не был благороден и снисходителен к натурщицам. В 1894 году, одной из его главных моделей стала знаменитая в те годы кафешантанная певица Иветт Гильбер, как - то назвавшая его «гением деформации». Иветт он рисовал множество раз. Изобразил художник певицу и на крышке керамического чайного столика. Он пробует разные техники, в том числе витраж. Неожиданно увлекается гонщиками велосипедистами и пишет большое полотно «».

Иветт Гильбер просто покорила его. Когда Лотрек впервые увидел Гильбер на сцене, он захотел написать афишу для певицы и, сделав это, послал ей рисунок. Иветт знала, что обладала отталкивающей красотой, но отнюдь не страдала по этому поводу, была кокетлива и пользовалась не плохим успехом у мужчин и публики. Афиша Лотрека ее несколько обескуражила - она себя видела совсем иной, не такой уродливой, но Гильбер понимала, что эскиз это дань симпатии и уважения незаурядного художника. Она не стала заказывать Анри афишу, хотя сам художник, которого она прежде никогда не видела, только слышала о нем, заинтересовал ее. «Мы еще вернемся к этой теме, но, Бога ради, не изображайте меня такой страшной!» - писала она ему. Но Лотрек не привык так легко отступать - он задумал выпустить альбом литографий, посвященных певице. Однажды он нанес ей визит - тогда Иветт впервые увидела его. Его уродство поначалу ошеломило ее, но, взглянув в его выразительные черные глаза, Гильбер была покорена. Иветт навсегда запомнила тот день: она пригласила его пообедать вместе, они много говорили, и вскоре она уже целиком была под властью обаяния Анри... За этой встречей последовали другие, он приходил к ней и рисовал, рисовал... Сеансы проходили бурно, художник и его модель часто ссорились - ему словно доставляло сказочное удовольствие ее злить.

Альбом «Иветт Гильбер » (шестнадцать литографий) вышел в 1894 году. Певица, и по совместительству модель Лотрека, отнеслась к нему одобрительно, но потом ее друзья убедили ее в том, что она там выглядит отвратительно и что на художника следовало бы наказать обидчика в судебном порядке за униженное достоинство и публичное оскорбление.

Однако в газетной прессе стали появляться многочисленные хвалебные отклики, и Иветт пришлось примириться со своим беспощадным портретистом. Возможно, сейчас никто не вспомнил бы, что в Париже на Монмартре в конце XIX - начале XX века пела такая певичка - Иветт Гильбер, но история сохранила память о ней благодаря ему, гениальному уродцу Анри Тулуз - Лотреку .

Прославил он и танцовщицу Жану Авриль, которую встретил в ресторанчике «Жарден де Пари ». В отличие от вздорной, резкой Ла Гулю Жана была мягкой, женственной, «интеллигентной». Эта незаконнорожденная дочь дамы полусвета и итальянского аристократа в детстве натерпелась от своей матери, грубой, извращенной и неуравновешенной женщины, вымещавшей на дочери все свои неудачи. Однажды, не вынеся унижений и побоев, Жана сбежала из дома. Ее утешением стали музыка и танец. Она никогда себя не продавала и заводила романы лишь с теми, кто мог пробудить в ней теплые чувства. Жана разбиралась в искусстве, отличалась утонченностью манер, благородством и какой - то одухотворенностью. По словам Анри, она была «похожа на учительницу». На рисунках Лотреку удалось передать ее, как высказался один из его друзей, «шарм развращенной девственности». Жана, высоко ценившая талант Лотрека, охотно позировала художнику и порой с удовольствием разыгрывала роль хозяйки в его мастерской.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека печатали и продавали по всей стране. Работы художника выставлялись на больших выставках во Франции, Брюсселе и Лондоне. Он так стал известен, что на рынках стали появляться подделки под Лотрека, а это означало достигнутый успех.

Но слава никак не изменила уклад жизни художника: он так же много работал и так же усиленно развлекался, не пропускал ни костюмированных балов, ни премьер в театрах, ни вечеринок у своих монмартрских друзей. Лотрек жил так, словно боялся что - то упустить, куда - то не успеть в этой жизни - возбужденно, лихорадочно, радостно. «Жизнь прекрасна!» было одним из его любимых восклицаний. И только близкие друзья знали, какая горечь скрывается за этими поступками и словами. А еще он пил - много, но только очень хорошие и дорогие напитки. Он был убежден, что алкоголь высокого качества не может нанести серьезного вреда. Лотрек обожал смешивать разные напитки, получая необыкновенный букет. Он первым во Франции стал делать коктейли и получал невероятное удовольствие, слушая похвалы своих гостей, которые с восторгом приобщались к новым напиткам. Кто только тогда у него не бывал, и все его гости знали - у Лотрека полагалось пить. Его соученики по мастерской Кормона Анкетен и Бернар, и молодой Ван Гог, приобщивший его к японскому искусству, и коварная Валадон, художница и модель Ренуара, которая, казалось, вела с Лотреком какую-то тонкую игру - то появлялась в его жизни, то исчезала... 1888

Через какое - то время ему уже стали не нужны дорогие изысканные ликеры и коньяки - Лотрек научился обходиться простым дешевым вином из соседней лавки. Он пил все больше, а работал все меньше, и если раньше за год делал более сотни картин, то в 1897 году написал всего пятнадцать полотен. Друзьям казалось, что беспробудное пьянство разрушает Лотрека как художника. Но он пока еще не утратил способность на создание шедевров: таковы портрет Оскара Уайльда , «Туалет », «».

Друзья старались отвлечь его от алкогольной зависимости, вывозили в Англию, Голландию, Испанию, но он, насытившись старым искусством, восхищенный полотнами Брейгеля и Кранаха, Ван Эйка и Мемлинга, Эль Греко, Гойи и Веласкеса, возвращался домой и - принимался за прежнее. Анри становился капризным, нетерпимым, порой просто невыносимым. Необъяснимые вспышки гнева, глупые выходки, ничем не оправданная буйность... Его и так слабое здоровье подтачивали алкоголизм и сифилис, которым давным - давно его «наградила» Рыжая Роза.


Лотрек стал страдать бессонницей, в результате которой - на фоне бесконечного пьянства - у него развивались устрашающие галлюцинации и бред преследования. Его поведение все больше становилось неадекватным, он все чаще подвергался приступам безумия. Летом 1897 года стрелял из револьвера по воображаемым паукам, осенью 1898 года ему казалось, что на улице его преследуют полицейские, и он прятался от них у знакомых.

В 1899 году «со страшным приступом белой горячки», мать поместила Лотрека в клинику для умалишенных доктора Семеленя в Нейи. Выйдя оттуда спустя несколько месяцев лечения, он изо всех сил пытался работать, но что - то словно сломалось в нем.

В середине апреля Лотрек вернулся в Париж. Друзья, увидев Анри, были потрясены. «Как же он изменился! - говорили они. - От него осталась одна тень!» Лотрек еле двигался, с трудом передвигая ноги. Было видно, что он заставляет себя жить. Но иногда казалось, что вера в будущее вновь обретает в нем надежду. Особенно его порадовало известие, что несколько его картин были проданы на аукционе в Друо, причем за немалые деньги. Вдохновленный этим событием, Анри снова почувствовал сильную тягу к рисованию. Но - последние работы будто не его... За три месяца Лотрек разобрал все то, что собралось в его мастерской за годы работы, закончил некоторые полотна, проставил свои подписи на том, что казалось ему удавшимся... Перед отъездом - он собирался провести то лето в Арашоне и Тосса, местах, знакомых ему с детства, на берегу моря - Анри навел в мастерской идеальный порядок, будто бы знал, что вернуться туда снова ему уже не суждено.

На Орлеанском вокзале его провожали старые друзья. И они, и сам Лотрек понимали, что, вероятно, это их последняя встреча.

Морской воздух не смог излечить Анри. Врачи сопроводили заявлением о имеющейся у него чахотку, а в середине августа у Лотрека случился удар. Он худел, глох, двигался с трудом из - за развивавшегося паралича. Приехав к тяжело больному Лотреку, графиня Адель перевезла сына в родовой замок в Мальроме. В этом особняке, окруженный заботой и любовью матери, Анри словно вернулся в огромный мир детства, радостей, надежд. Он даже пытался вновь начать рисовать, но пальцы уже не слушались зова сердца и не могли удерживать кисть. Со временем паралич сковал все его несчастное тело, Лотрек даже не мог уже сам есть. У его постели всегда находился кто - нибудь: друзья, мать или старая няня. Навестил и отец, граф Альфонс, так и не признавший в сыне художника. Когда он вошел в комнату, Анри 1901

Естественная болезнь роста - «безнадежная запутанность в самовлюбленности» успешно переросла у Тулуз - Лотрека в крепкую уверенность в своем успехе на фундаменте таланта рисовальщика. Он не боялся любой темы, любого заказа, любой величины и любой скорости. Матиссовская экспрессия и кинематичность тела оказались главными аргументами в картинах художника. Смелость генетических талантов подтверждалась следовавшими одно за другим художественными открытиями все новых и новых возможностей потрясения публики, которое проще и успешнее было организовать на приведении публики в тупик и на вульгарностях. Французы сделали порок лакомым. Высший свет, покупавший творчество, принял художественную разгульность богемы за норму игривости, утверждающей статус настоящей жизни. Лотрек же выражает органичную свободу позы, доводя ее выразительность до эпатажа. Занавес опустился. Жизнь Анри де Тулуз – Лотрека – Монфа оборвалась утром 9 сентября 1901 года в возрасте тридцати семи лет, как и Ван Гог. Его похоронили около Мальроме на кладбище Сент – Андре - дю Буа. Позже графиня повелела перенести останки сына в Вердле.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека стали приобретать крупнейшие музеи мира – Тулуз - Лотрек становился классиком. Несмотря на это граф Альфонс по - прежнему не желал признавать, что его сын был талантливым художником. Он писал другу детства Анри, Морису Жуаяну, который хлопотал о создании дома - музея Лотрека в Альби: «Только потому, что художника уже нет в живых, - пусть даже это мой сын, - я не могу восторгаться его топорной работой». И лишь в своем предсмертном письме, в декабре 1912 года, граф признался Морису: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы...».




Top