Что такое пейзаж определение для детей. Пейзаж

Медали) произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.

Изображения природы встречались ещё в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония , Ассирия , Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н. э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, "горки" или "палаты" в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно- теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.

В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре , где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая , где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа "шань-шуй" ("гуры-вуды"). В восприятии китайского пейзажа существенную роль играли стихотворные надписи, символические мотивы, олицетворявшие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива "мэйхуа"), человеческие фигурки, пребывающие в пространстве, которое кажется беспредельным из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. Отдельные пространственные планы китайского пейзажа не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа (сложившегося ещё в VI в.) - Го Си (XI в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба - конец XII - первая половина XIII в.), Му-ци (первая половина XIII в.). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например, у Сэссю, XV в.), тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (в XVIII-XIX вв.), более активной ролью человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ).

В западноевропейском искусстве XII-XV вв. тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому, что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в.; бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв.; братья Х. и Я. ван Эйк в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии первой половины XV в.). Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды , разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями о рационалистичности законов мироздания и возрождая представление о пейзаже как реальной среде обитания человека (последний момент был особенно характерен для итальянских мастеров кватроченто). Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи , Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне , Тициана , Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера , М. Нитхардта в Германии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии . В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и дунайская школа) и в небольших живописных композициях, где образ природы или составляет единственное содержание картины (А. Альтдорфер) или безраздельно главенствует над сценами переднего плана (нидерландец И. Патинир). Если итальянские художники стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль), то немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерландского пейзажа, приводит к наиболее ярким результатам в произведениях П. Брейгеля Старшего, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в характер народной жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. В XVI - начале XVII в. у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного пейзажа тонкие жизненные наблюдения переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно- эмоциональное отношение художника к миру.

К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан. Карраччи, нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы "идеального" пейзажа, подчинённого идее разумного закона, скрытого под внешним многообразием различных аспектов природы. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной трехплановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины. Наряду с этим пейзаж становится носителем высокого этического содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и К. Лоррена, произведения которых представляют собой 2 варианта "идеального" пейзажа - героический и идиллический. В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс , итальянцы С. Роза и А. Маньяско) первенствует стихийная мощь природы, иногда как бы подавляющая человека. Элементы живописи с натуры, на открытом воздухе (см. Пленэр) появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голландские живописцы и графики XVII в. (Я. ван Гойен , Х. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт , Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая световоздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни природы, её вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж).

С XVII в. широко распространяется топографический видовой пейзаж (гравёры - немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. Такого рода пейзаж в XVIII в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом ведутах Каналетто и Б. Белотто, в открывающих качественно новый этап в истории пейзажа произведениях Ф. Гварди, выделяющихся виртуозным воспроизведением изменчивой световоздушной среды. Видовой пейзаж в XVIII в. сыграл решающую роль в становлении пейзажа в тех европейских странах, где до XVIII в. не было самостоятельного пейзажного жанра (в том числе в России , где крупнейшими представителями этого вида пейзажа были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, живописец Ф. Я. Алексеев). Особое место занимают графические пейзажи Дж. Б. Пиранези, романтизировавшего руины, памятники античного зодчества и наделявшего их сверхчеловеческой грандиозностью. Традиция "идеального" пейзажа обрела изысканно- декоративистское истолкование в эпоху рококо (Пейзаж с изображением руин француза Ю. Робера), однако в целом "идеальный" пейзаж, занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, на протяжении XVIII в. вырождается в академическое направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым законам классицистической композиции. Предромантические веяния угадываются в интимно-лирических парковых фонах в картинах А. Ватто, Ж. О. Фрагонара во Франции , а также в творчестве родоначальников английской школы пейзажа - Т. Гейнсборо, Р. Уилсона.

В конце XVIII - первой половине XIX в. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. Р. Козенс, Дж. М. У. Тёрнер в Великобритании ; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии; Й. А. Кох в Австрии; Ю. К. К. Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Важное значение пейзажа в художественной системе романтизма объясняется тем, что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естественной природной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Они проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы и своеобразию национальных ландшафтов. Последние черты чрезвычайно характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в наиболее мере способствовавшего эволюции пейзажа к реальным образам, сохраняющим свежесть натурного этюда. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны для мастеров, стоящих у истоков национальных школ европейских реалистичных пейзажей (ранний К. Коро во Франции; отчасти К. Блехен в Германии; А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России).

Представители реалистичного пейзажа середины и второй половине XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы , Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккьяйоли в Италии; А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии; Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии и др.) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, проявляющуюся и в том, что в пейзаж всё чаще включались люди из народа, сцены сельского труда.

В русском пейзаже XIX в. романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Воробьёва М. Н. и И. К. Айвазовского . На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников . Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы которой отличаются особой монументальностью и эпическим размахом в произведений И. И. Шишкина . Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирическая насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова , обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Позднеромантические веяния проявляются в произведениях А. И. Куинджи , сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения; к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана , сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов.

Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне). В их работах отразилась и динамика современной городской жизни, благодаря чему городской пейзаж обрёл равные права с изображениями природы. На рубеже XIX и XX в. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними. П. Сезанн утверждал в своих произведениях монументальную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В. ван Гог стремился к повышенной, нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, придавая отдельным деталям пейзажа почти человеческую одушевлённость. В произведениях П. Гогена, близких пейзажу символизма и отличающихся звучностью ритмизованных локальных цветовых плоскостей, радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. Художники, связанные с символизмом и стилем "модерн " ("наби" во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и "матери-земли" (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода "сквозные формы" (ветви, корни, стебли и т. д.), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит).

В искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего "преходящего" (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше, и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма). В творчестве ряда представителей этих течений тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, явилось путём перехода к абстрактному искусству (подобную роль пейзаж сыграл, например. в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского). В XX в. в Европе и Америке получил широкое распространение индустриальный пейзаж, нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, непреодолимо враждебную людям (Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в ФРГ). Городской пейзаж футуристов и экспрессионистов часто принимает заострённо агрессивный или отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Эта черта присуща и творчеству ряда мастеров-реалистов (М. Утрилло во Франции, Э. Хоппер в США). Вместе с тем бурно развивается пейзаж реалистического и национально-романтического характера, в котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б. Паленсия в Испании , Кьярваль в Исландии , "группа семи" в Канаде , Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии).

В русском пейзаже рубежа XIX-XX вв. реалистические традиции второй половины XIX в. переплетаются с влияниями импрессионизма и "модерна". Близки к пейзажу-настроению Левитана, но более камерны по духу произведения В. А. Серова , П. И. Петровичева, Л. В. Туржанского, изображающие преимущественно скромные, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Соединение лирических интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона; фольклорный, исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова , М. В. Нестерова , Н. К. Рёриха, а также в "героическом" пейзаже К. Ф. Богаевского . В кругу мастеров "Мира искусства" культивировался тип пейзажа-воспоминания (Л. С. Бакст , К. А. Сомов), возникли проникнутые элегическими нотами историко-архитектурные виды (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичного для художников "Голубой розы ", выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, а также картины Н. П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористических и композиционных решений. В пейзаже мастеров "Бубнового валета " сочность цветового строя и темпераментная , свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и красочность природы.

Для советского пейзажа, развивающегося в русле социалистического реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. В этой области выдвинулись мастера, сложившиеся в дореволюционный период, но после Октябрьской революции 1917 вступившие в новую фазу творчества (В. Н. Бакшеев, Грабарь, Крымов, А. В. Куприн, Остроумова-Лебедева, Рылов, Юон и др.), а также художники, чья деятельность всецело связана с советским временем (С. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков). В 20-х гг. зарождается советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев и др.). одухотворённый пафосом социалистического строительства, складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). В 30-50-х гг. преимущественное распространение получает монументальный пейзаж-картина, основанный на тщательном переосмыслении этюдного материала. В произведениях советских пейзажистов сквозь черты конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтической концепцией пейзажа (например, пейзажи Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотической отчуждённости. Художников привлекают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с убыстряющимся темпом современной жизни (А. А. Дейнека , Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский). В республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И. И. Бокшая, А. А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. В 60-80-х гг. сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой выразительности фактуры и колорита, к обнажённым, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам. Среди наиболее значительных советских пейзажистов, выдвинувшихся в 50-70-х гг., - Л. И. Бродская, Б. Ф. Домашников, Е. И. Зверьков, Т. Салахов, В. М. Сидоров, В. Ф. Стожаров, И. Шважас.

Лит.: Федоров-А. Давыдов, Русский пейзаж XVIII - начала XIX в., М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его же, Русский пейзаж конца XIX - начала XX в., М., 1974; Ф. Мальцева, Мастера русского реалистического пейзажа, в. 1-2, М., 1953-59; Мастера советского пейзажа о пейзаже, М., 1963; Н. А. Виноградова, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Н. Калитина, Французская пейзажная живопись. 1870-1970, Л., 1972; Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX в., М., 1978; О. Р. Никулина, Природа глазами художника, М., 1982; Santini P. С., Modern landscape painting, L, 1972; Pochat G., Figur und Landschaft, B.-N. Y., 1973; Clark K., Landscape into art, L., 1976; Wedewer R., Landshaftsmalerei zwischen Traum und Wirklichkeit, Kцln, 1978; Baur Ch., Landschaftsmalerei der Romantik, Mьnch., 1979; Strisik P., The art of landscape painting, N. Y., 1980.

Пейзаж, как сообщает словарь, - «это произведение искусства, содержащее изображение природы». Сейчас кажется, что художники всегда приступали к созданию таких произведений одним и тем же способом: отправился на природу иди прошелся по городу (потому что бывают и городские пейзажи), в крайнем случае - выглянул в окно; увидел местность, которую захотел изобразить, схватил карандаш или кисть – и пошла работа. Но, как ни странно, картины, на которых русские живописцы передавали настоящую природу, появились всего около двухсот лет назад, как раз во времена романтизма.

В 18 веке, да и вначале 19-го, городские и загородные пейзажи принято было изображать в познавательных целях: это называлось видоописанием и заменяло фотографию, которую еще не изобрели.

Еще существовали придуманные или вымышленные пейзажи для украшения комнат. Их не писали с натуры, а «сочиняли» в мастерских с учетом определенных требований. Полагалось изобразить горы и водопад, группу деревьев и каких-нибудь «поселян». Зритель, глядя на природу, должен был приходить в умиротворение и размышлять о том, как приятно жить в сельской местности.

Настоящая природа вошла в моду только в начале 19 века. Стали говорить о том, что пейзаж – «портрет» природы, а портрет должен иметь обязательное сходство с оригиналом. Правда, имелась в виду только красивая природа. И не только точность изображения стала важна, а то, какие чувства вызывает в душе художника и зрителя та или иная пейзажная зарисовка. Известно, что в природе, как и в душе, бывают разные состояния. История романтического пейзажа начиналась с состояния счастья.


Так случилось, что первый русский художник-пейзажист, Сильвестр Щедрин, жил в Италии. Жителю России, воспитанному в Петербурге, Италия тогда представлялась чем-то в роде рая. Поэты, в том числе и Пушкин, заочно слагали о ней стихи. В этой стране художников не только покоряли яркие краски и отсутствие холодной зимы, их покорял неистовый дух свободы страстных итальянцев. Казалось, он парил повсюду.

Я расскажу вам немного о Сильвестре Щедрине. Будущий художник вырос в Петербурге. Когда ему было 9 лет, родители отдали его в Академию художеств, где он проучился двенадцать лет в крайне строгих условиях. Чтобы вырастить настоящих мастеров своего дела, Академия растила своих учеников сама – чтобы не допустить стороннего влияния на мировоззрение ученика, родителям запрещалось брать своих детей домой. Таким образом, для Щедрина окончить Академию было все равно, что выйти на свободу после пребывания в неволе. Как лучшему из успевающих на курсе, художнику представилось право на бесплатную поездку в Италию. Там он увидел столько прекрасного, что ему просто расхотелось придумывать пейзажи самому. Просто «снимать виды» с местности в такой красивой стране Щедрину показалось почти что «преступлением», и он придумал свою технику написания пейзажа. Он писал картину с натуры, а в мастерской просто заканчивал и вносил детали. Сильвестр Щедрин выбирал такие виды Италии, которые в точности соответствовали бы представлениям русских об этой стране как о волшебном крае. Прекрасные картины получались сами собой.

Кроме того, Щедрин населял свои сюжеты колоритными персонажами. Он не просто расставлял фигурки для оживления пейзажа, он включал именно те персонажи, которые действительно встречались именно в этой местности. Часто героями картин Щедрина становились простые люди – рыбаки и крестьяне.

Позже пейзажисты-романтики стали изображать не только благостные природные картины, но и сюжеты природы со сложным характером – в минуты ненастья, сумерек, облачности, приближающегося шторма.

Вот так, ребята, появился пейзаж. Сейчас эта техника является очень распространенной в художественном творчестве.

Если вы хотите больше узнать об искусстве живописи, а также о выдающихся знаменитых художниках, я советую прочитать вам книгу:

Энциклопедия живописи для детей. Русские художники-романтики. Н. Ермильченко. Москва, «Белый город», 2007.

- (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия

пейзаж - а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

- (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пейзаж - Пейзаж. Ван Гог, Звездная ночь. ПЕЙЗАЖ (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова

См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

- (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина) … Современная энциклопедия

- (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь

- (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

- (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь

Книги

  • Пейзаж , . В набор репродукций включены самые знаменитые картины великих русских художников, работающих в жанре пейзажа, который не сразу стал полноправным жанром в русскомискусстве. Потребовались…

Главная тема которого - живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других - сюжетного, натюрморта или анималистики.

Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.

Определение

Французскому слову "paysage" ("pays" - "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, и т. д.).

Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.

Многообразие тем

У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.

Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.

Природный пейзаж

Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.

Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.

Марина - картина о море

В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина - картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом - в Голландии, Англии и т. д.

Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Сельский пейзаж

Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве.

Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).

Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.

Городской пейзаж

В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».

Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа - фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» - виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.

Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж - виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.

Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен - эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».

Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.

Стили пейзажной живописи

Художественное произведение - это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника - не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.

Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) - шедевр и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!

Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа - природный, городской, сельский - с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.

Вечный источник вдохновения

Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня - это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!




Top