Какой принцип не характерен для романтической концепции. Романтизм в России — характерные черты стиля и периода

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.

Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.

Однако отношение к Революции было далеко не однозначно. Многие мыслящие и творческие люди скоро в ней разочаровались, поскольку её результатами были революционный террор, гражданская война, войны революционной Франции почти со всей Европой. А общество, возникшее во Франции после Революции, было очень далеко от идеала: народ жил по-прежнему в нищете. И поскольку Революция была прямым результатом философских и социально-политических идей Просвещения, то разочарование коснулось и самого Просвещения. Вот из этого сложного сочетания очарования и разочарования в Революции и Просвещении родился Романтизм. Романтики сохранили веру в главные идеалы Просвещения и Революции – свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.

Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.

Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?

В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума - рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

1. Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь гораздо сложнее, чем это представляется человеческому разуму, жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сумасшествие, сон, одержимость какой-то страстью, состояние аффекта, болезни и т.д. Для романтизма характерна насмешка над наукой, учёными, логикой.

2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.

3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками . Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

(Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).

4. Многим романтикам присущ мистический фатализм - вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в некоторых романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы. Ощущением неизбежности Судьбы проникнуты многие произведения романтиков.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма, порождённая горьким ощущением разрыва между идеалом и реальностью.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе, презрение к реальной жизни, оторванность от неё, невписанность в неё.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир. Сумасшествие и самоубийство – это тоже варианты романтического бегства. У большей части самоубийц в характере есть значительный элемент романтизма.

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического героя и обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что средневековье – это время зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.

8. Основные романтические ценности.

Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда. Представление о необходимости хранить верность даже после смерти возлюбленной. При этом идеальное воплощение романтической любви дал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта».

Вторая романтическая ценность – Искусство . Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.

Третья важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.

Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.

Четвёртая романтическая ценность – Свобода , внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.

Художественные особенности романтизма.

1. Основной художественный принцип романтизма – принцип пересоздания и преображения реальности. Романтики показывают жизнь не такой, какой её можно увидеть, они открывают скрытую её мистическую, духовную сущность, как они её понимают. Правда окружающей нас реальной жизни для любого романтика – это скучно и неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные способы преображения реальности:

  1. прямая фантастика , сказочность,
  2. гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей;
  3. сюжетное неправдоподобие – небывалое обилие в сюжете приключений - необычных, неожиданных событий, всевозможных совпадений, случайностей, катастроф, спасений и т.д.

2. Таинственность - широкое использование тайны как художественного приёма: специальное нагнетение таинственности. Романтики добиваются эффекта тайны тем, что скрывают какую-то часть фактов, событий, описывают события пунктирно, частично – так, чтобы стал очевидным намёк на вмешательство в реальную жизнь мистических сил.

3. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты:

  1. эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных);
  2. стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
  3. многословие, неконкретность - много слов с абстрактным значением.

Хронологические рамки развития романтизма .

Романтизм возник в во второй половине 90-х годов ХVIII века в Германии и Англии, затем во Франции. Господствующим литературным направлением в Европе романтизм стал примерно с 1814 г., когда начали выходить одно за другим произведения Гофмана, Байрона, Вальтер Скотта, и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Романтизм ушёл на второй план, но не исчез – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, почти большая часть романов Виктора Гюго - лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. В поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах.

I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

Изменения в Европе, произошедшие после 1789 года, также потихоньку «сошли на нет»: Робеспьер имел неограниченную власть, но всё равно закончил жизнь на гильотине, Наполеон создавал и уничтожал королевства, а умер на острове Святой Елены в двух тысячах километров от побережья Африки. В результате у современников этих событий сформировалось ощущение того, что ход естественных событий изменить нельзя, ими управляют некие объективные силы, которые определяют историю и действие которых нельзя изменить.

Выдвигается ряд новых дедуктивных теоретических установок, на основании которых историю пытаются объяснять исходя из неё самой, т. е. рассматривая историю как естественный, органический процесс. И здесь единственной постоянной величиной, которую можно было чётко выделить в хаосе исторических событий этого бурного времени, стала нация, национальный организм. Характерно, что сам термин «нация» вошёл в европейский политический словарь как раз в это время.

II. Романтизм выдвинул идею «духа нации» как целостной научной категории, причём эту идею интерпретировали как космополитически, так и националистически.

Понятие «духа нации» включало в себя два основных компонента.

Во-первых, формулируется идея о том, что духовное единство общество изначально, все остальные связи и структуры строятся на этой основе.

Для историков романтизма изучать историю – это воссоздавать психологию людей определённого времени, их «исторические нравы», т. е. важную роль стал играть социально-психологический аспект изучения истории. Анализируя духовную жизнь страны или эпохи, можно выявить некое «нравственное единство» народа, т. е. то, что его объединяет в сфере духовного. Это духовное единство и есть «общий дух», «дух нации».

Во-вторых, «дух нации» выражается в национальной культуре, которая возможна только на основе традиции.

Итак, именно романтизм стал связывать единство с прошлой историей конкретной человеческой общности. «Две вещи дивно близки нам, в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин). Любая нация рассматривалась как именно культурное сообщество, которое соединяет в себе множество форм социальной жизни. Нация вырабатывает своей исторический опыт, который и помогает её жить, и создаёт проблемы. Традиция у всех разная, потому что этот опыт закрепляется у каждой нации по-своему. С этой точки зрения, у каждой нации есть свой некий внутренний принцип, его условно можно представить в виде цветка, девиза или, например, герба.

Идею «духа нации» интерпретировали по-разному.

1. Доминирующей в науке являлась космополитическая интерпретация идеи «духа нации», которая исходила из идеи важности «культурной автономии» как цели любого национального развития.

Итак, все нации равноценны, они «ниспосланы Богом» и являются «формой выражения многообразия человечества». Цель любой нации – культурное своеобразия, что и является основным параметром сохранения своего «духа нации». С этой точки зрения – культура первична, форма государственного существования вторична. Национальная терпимость предполагает взаимообогащения разных национальностей и их дальнейшее укрепление.

Есть и политическая форма компромисса – «право народа на культурный суверенитет». Так, подъём «венгерскости» - вовсе не современная «историческая Венгрия», а Австро-Венгрия, когда на гораздо большей территории, чем сейчас, шла активная политика мадьяризации, навязывались именно культурные компоненты, т. е. «вечное». Ещё пример – средневековая «немецкая» Срединная Европа. Гениальная немецкая культура стала своеобразной «латынью» Средних веков, а сейчас немецкий даже не входит в число официальных языков международного общения.

2. Были и националистические интерпретации идеи «духа нации», которые в итоге вели к тезису о национальной исключительности и различным теориям «избранности» (расизм, фашизм).

Некоторые учёные, испытавшие на себе влияние установок романтизма, например, гениальный представитель немецкого классического идеализма философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), стояли на шовинистических позициях. На основе анализа языка можно сделать вывод, например, что немецкий социум особенный, истинный или «первоначальный». Фихте считал, что у немцев собственный национальный язык, а у большинства романских народов Европы языки на основе латыни. Значит, немцы ближе к первоисточнику национальной жизни, это более одарённый народ, чем другие.

III. Наиболее ярко и полно компоненты любой национальной традиции проявляются в языке, устной народной традиции и исторической форме права народа.

Традиция проявляется в своих компонентах, и эти компоненты в контексте установок романтизма были выделены и проанализированы.

Во-первых, язык того или иного народа. Язык отражает особенности восприятия окружающего. С этой точки зрения реакция на «вызовы и ответы» у каждой нации будет своеобразной. Осовременивая, лингвистические особенности определяют параметры социальной мобильности нации. Выражение понятий, мотивация действий в языковом плане ограничивают или, наоборот, придают тому или иному социуму динамические компоненты.

Характерно, что в начале XXI века, на пике нового всплеска «политического» национализма в связи с распадом СССР, у политического истеблишмента целого ряда новых государств этнократического характера пошла мода на «создание» своего, «правильного национального» языка. Мало насобирать иноязычных слов и написать про них в учебниках. Надо, чтобы прошло какое-то время, и они закрепились в традиции. Но и после этого эффекта не будет до тех пор, пока на этом языке не начнут «думать», а для этого должно появиться новое словесное выражение целого ряда сложных понятий. Как правило, всё застывает на этапе «гурта динозавров». Таким образом, такие мероприятия как раз таки тормозят, а не ускоряют развитие нации. Ну, а один из самых динамичных, ярких, быстро адаптирующихся к изменениям средств суггестии языков – конечно «наш» русский, он по своим возможностям просто безграничен.

Во-вторых, «устная народная традиция». Неслучайно в этой связи, что братья Гримм (Якоб (1785 - 1863) и Вильгельм (1786 - 1859), основоположники т. н. мифологической школы в фольклористике) – это как раз романтизм.

Это мифы, народные предания, эпос, саги, поговорки, народные мелодии и поэзия. Каждая нация придаёт этим аспектам своей культурной жизни специфический характер и развивает их на свой манер. Изучая эти «осколки» национальной традиции, можно выявить т. н. архетип, т. е. изначальные образы и структуры восприятия, что и позволяет объяснить характер народа. Так, в немецких сказках – много о труде и добросовестности, в русских – о чувстве справедливости, свободе и т. д.

В-третьих, историческая форма права того или иного народа.

Считалось, что любая нация это особенная индивидуальность, и из её внутреннего единства произрастает её правовая идея. Национальное право возникает и развивается органически, исходя из особенностей своего национального характера, субъективных и объективных особенностей своего исторического развития. Рецепция (заимствование) правовой системы бессмысленно, она «не приживётся», потому что право не может возникнуть из произвольного установления. Отсюда «историческая школа права» в Германии (Са́виньи, Э́йхгорн), которая сформулировала концепцию «государство это право».

IV. Были сформулированы исторические тенденции, на основе которых развиваются нации (открыта т. н. «борьба классов»).

В советское время это считалось основной заслугой исторической мысли, развивающейся под влиянием идей романтизма. Это доказывало, что «официальная идеология СССР опирается на общее европейское наследство». Т. е. интуитивно любой крупный учёный размышлял в системе координат, самой «прямой» дорогой в которой был именно марксизм. При этом, что характерно, сам термин «классовая борьба» рассматриваемыми учёными не использовался: они говорили о «расах», «состояниях», «сословиях», «положениях». Поэтому их в советское время толком и не публиковали: только до Великой войны, да и то очень мало. Скажем, «Избранные сочинения» Огюстена Тьерри в далёком 1937 году.

Основные тенденции, на основе которых развиваются нации, условно можно свести к следующему.

Во-первых, сословия, классы или расы, из которых состоит нация, возникли в результате завоевания.

В основе истории Франции лежит факт завоевания галлов франками, в основе истории Англии – факт завоевания англосаксов норманнами. Появлялось две расы или сословия – завоеватели и покорённые. Вся дальнейшая национальная истории была борьбой между ними. Великий Вальтер Скотт первым отразил это в блестящей художественной форме в своём «Айвенго» (1820). Покорённый народ истреблялся или порабощался, поэтому все средневековые социальные катаклизмы есть отражение этой борьбы. В Англии таким народным мстителем, например, был Робин Гуд из Шервудского леса. Последним крупным англосаксонским восстанием там стало восстание Уота Тайлера 1381 года. Пока эти расы не перемешаются, самобытное национальное развитие невозможно.

Во-вторых, в ходе дальнейшего исторического развития различия расовые (по линии завоеватель - покорённый) превращались в различия имущественные (по линии дворянство - «третье сословие») и историю стали определять социальные противоречия (вот эта самая классовая борьба). Это была уже социальная история, общество впервые стали рассматривать как сложную систему, определяемую внутренними параметрами.

Итак, завоевание вело к новой общественной системе, а время превращало этнические противоречия в имущественные. Появилось расплывчатое «третье сословие», которое практически отождествлялось с «народом», всеми непривилегированными прослойками населения. Историки периода романтизма считали, что содержание любой национальной истории – это борьба «народа» в лице «третьего сословия» за свои права, причём эта борьба лежит в сфере отношений имущественных.

В-третьих, выразителями интересов «третьего сословия» стали городские коммуны.

Величайшим событием средневековой истории стали так называемы «коммунальные революции», в ходе которых города добились для себя автономии. Там, где коммуны смогли отстоять свои права, появились демократии (Га́нза, торговый и политический союз северо-немецких городов). Там, где коммуны проиграли, возникли неограниченные монархии (Московия). Там, где вопрос решился компромиссом, возникли различные варианты политических систем с представительными механизмами (Генеральные штаты во Франции 1302 – 1789 годов, парламент в Англии). Жившие в городах прослойки населения и стали самими «здоровыми» силами любой нации, которые боролись за новые, буржуазные отношения.

В-четвёртых, большую роль в истории играют великие личности.

Роль личности в контексте принципов романтизма можно свести к способности или, наоборот, неспособности, того или иного индивида «почувствовать» «дух» своей нации, уловить те тенденции, которые заложены в его народе. Если ему это удаётся, он остаётся в веках.

И гуманизм, и рационалистические доктрины («социальная физика», Просвещение) воспринимали период Средних веков в целом негативно. Этот период считался своеобразным «провалом» человеческой истории, временем, которое прошло для Европы бесполезно («тёмные века»). В рамках парадигмы романтизма акценты принципиально поменялись. Если традиция – формы государственной, общественной и правовой жизни нации, то для их изучения надо обратиться именно к Средневековью. Исходя из концепции «завоевания», именно тогда формировались все эти параметры.

V. Была предложена концепция естественной, органической истории Европы, в соответствии с которой Французская революция 1789 года виделась закономерным результатом, итогом предыдущего национального развития, хотя эти события интерпретировались как позитивно, так и негативно.

Историки рассматриваемого периода считали революцию 1789 года неизбежным, роковым событием, она не могла не произойти. Интерпретировали эти события двояко.

Во-первых, высказывалась позитивная оценка событий 1789 года, в рамках которой оправдывался даже якобинский террор.

Французская революция закономерный результат тысячелетней истории страны, в её ходе «третье сословие» наконец-то добилось равноправия. Революционное насилие неизбежно и оправданно (Франсуа-Огюст Минье), так как в итоге в стране победил капитализм. В известной степени революция и совершилась-то «бессознательно», вопреки чьим-либо желаниям.

Во-вторых, высказывалась негативная оценка событий 1789 года, в рамках которой революция расценивалась как естественный срыв европейского развития, своеобразный «нарыв» французской истории, который необходим только для того, чтобы Франция вернулась к органическому ходу своей истории.

В наиболее категоричной и ясной форме эту установку высказал Жозеф Мари де Местр. Французская революция эта своеобразная «болезнь». Она неизбежна, хотя ничего хорошего не несёт. Всё равно «больной» выздоровеет и забудет о ней как о страшном сне.

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Этап с 1815 г. и до революции 1848-1849 гг. в культурной жизни Европы связан с господством романтизма. Термин «романтизм» сначала применялся к литературе, позже это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. Применительно к живописи он был впервые применен к произведению «Плот «Медузы» французского художника Теодора Жерико. В отличие от классицизма, который опирался на четко разработанную теорию, на систему строго регламентированных правил, романтизм такой теории не имел. Уже современники, а затем более поздние исследователи нередко вкладывали в этот срок разное содержание. Многообразие явлений, которые были объединены этим понятием, противоречия эстетического, философского и политического характера, присущие взглядам романтиков, дали повод подвергнуть сомнению необходимость и правомочность такого объединяющего термина.

Однако при всем разнообразии, а иногда и противоречивости романтическое искусство было определенной целостностью, оно имело целый ряд признаков, которые позволяют говорить о нем как о единой литературно-художественное течение. Главной предпосылкой этой цельности было то, что романтизм был порождением Французской революции, тех бурь, которые прогремели над Францией и пробудили весь мир. Так же как революция 1789 г. знаменовала коренной переворот в социальной жизни общества, так и романтизм знаменовал революцию в культуре. Лозунгом нового направления было провозглашено освобождение искусства от конформизма, свободу и независимость творчества от регламентаций.

Таким образом, романтизм состоял в атмосфере серьезных идейных сдвигов, которые происходили в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Кризис идеологии Просвещения началась еще в годы Французской революции. Все более очевидной становилась несостоятельности утверждений просветителей о близкое торжество принципов разума, равенства и справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, которые были заражены меланхолией, душевной тоской, «всемирной скорбью», в образах мятежных свободолюбивых натур, которые страдали в результате расхождения между высокими духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух сплошного возражения наиболее полно и ярко отразилось в творчестве Байрона.

Острым средством романтической критики действительности были гротеск, сатира, ирония, их блестяще использовали Гофман и Гейне. Эти литераторы высмеивали бедность и ограниченность мещан-бюргеров. Романтизм вообще критиковал антиестетичний, прозаический характер буржуазного жизненного уклада. Однако значение романтизма было гораздо шире, чем бунт против мещанства и официального классицизма. Романтизм был связан с демократическими движениями, с идеалами, которые готовили революцию 1830 г., с национально-освободительными и национально-объединяющими народными движениями того времени. Борьба личности и народа за свободу, за свои права вдохновляла таких выдающихся художников эпохи, как поэты и писатели Шелли, Байрон, Стендаль, художники Делакруа, Рюд.

Для романтизма характерна более личностная, эмоциональная художественная речь по сравнению с суровой дисциплиной классицизма. Раскрывая драматический мир конфликтов личности с торгашеським обществом, с лицемерием официальных ценностей этого общества, романтики стремились раскрыть характерную своеобразие народного жизни своей нации, ее исторической судьбы. Тем самым они сыграли огромную роль в утверждении темы национальности и народности в искусстве, в обращении к реальной истории - как прошлых, так и современной.

Романтики отвергли ограничивающие литературные каноны классицизма, провозгласили полную свободу художественного творчества. Особое значение они придавали воображении, фантазии, но при этом требовали исторической достоверности. Постоянное обращение к историческому прошлому - одна из самых характерных черт романтизма. Интерес к прошлому вылился в подъем исторического знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Міньє, Гизо, Тьєр), которые изучали последствия глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерность французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (литераторы Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианство (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительским и революционным идеям, источником высших духовных, моральных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они восхваляли Средневековья как сутки упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарским обычаям и патриархальным укладом. Идеализированный вид Средних веков противопоставлялся отвратительной буржуазной действительности.

Возник новый жанр литературы - исторический роман (Вальтер Скотт), появился большой интерес к выражение высоких нравственных идеалов. На этой почве возникло притяжение к изучению фольклора - «архива народов», как называл его немецкий поэт-романтик Гердер. С поетизацією национального прошлого связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка.

Большое значение для европейских народов мало интереса романтиков национальными традициями, народными языками, обычаями, событиями прошлого. Писатели-романтики открыли европейцам идеализированное прошлое, заинтересовали странствиями (Д. Ф. Купер «Последний из могикан»), познанием неизвестного. Романтизм способствовал появлению и популярности новых жанров (зарождение профессиональной журналистики и критики Е. По), открыл новые возможности для творческого эксперимента (народные сказки братьев Я. и В. Гримм, сказки-фантазии Е. Гофмана). Величественной фигурой периода романтизма является французский писатель. Гюго (1802-1885). Герои его романов («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется») обладают могучей силой духа, способные на самопожертвование, являются победителями обстоятельств и творцами собственного счастья.

Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и в сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене разные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юношу, но в то же время пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С воодушевлением чувства личности, характерного для миропонимание человека нового буржуазного общества, связанный культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтика поэтика контрастов, требования «местного колорита» оказались в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.

Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легітимістської монархии, отчуждения его от демократических вкусов, его рутину и косность, что препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, что были присущи борьбе романтиков против классиков (труда Стендаля «Расин и Шекспир», предисловие Гюго к драме «Кромвель»).

Романтизм был не только художественным течением, он выражал особый мировоззрение, что противостоял рационализма XVIII ст., особые настроения, порожденные бурными событиями послереволюционной эпохи. Романтизм эволюционировал вместе с эпохой, и эта эволюция была сложной и противоречивой, потому что такой была и сама тогдашняя действительность. В обстановке политических репрессий искусство нередко было единственным убежищем, только в искусстве могли найти воплощение идеи протеста против жестокой действительности. Так рождались мятежные произведения Гюго, героические симфонии и кантаты Берлиоза, полна мужественного драматизма искусство Жерико, Делакруа и Рюда. Особое место в музыкальной культуре суток занимает творчество Бетховена, пропитана идеей трагического противоборства мятежного человеческого духа и враждебных ему сил. Творчество этих мастеров так же, как и их жизнь, - это вечный бой с силами реакції. их искусство воплотило гневный протест поколения, что было ошукане в своих надеждах. Отсюда дух бунтарства, активного противоборства, объединявшие время очень разные явления художественной жизни. Этот пламенный призыв к свободе и справедливости, призыв к действенного гуманизма вылился в мощное духовное движение, что наиболее ярко проявил себя в формах романтического искусства.

Романтизм в живописи отличался динамизмом композиции, стремительными движениями изображений, яркими цветами, контрастом света и тени, экзотичностью сюжетов. Черты художественных произведений эпохи классицизма - величие, тщательное вырисовывания деталей, статичность фигур - отошли в прошлое. Художественные романтические произведения первой половины XIX в. изображали в портретах характерные черты, смятение чувств, драматизм и трагичность образа. В романтизме на то время не было определенной системы принципов, это было больше ощущения, эмоциональное произведение.

Герои романтизма были выдающимися и особливими. их отличал лиризм, одиночество, способность к жертвенности, к бунту. Реальные обстоятельства жизни людей почти не интересовали романтиков. Яркие, неординарные их характеры героев раскрывались на фоне стихии природы, общественных потрясений, древних событий истории. Романтический герой был одиноким. Такими выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама Миц-кевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты Эрнста. Люди бурных титанических страстей, мятежники - это герои Перси Биши Шелли, вторая Байрона («Восстание ислама», «Освобожденный Прометей»).

Романтики стремились создать в искусстве недостижимо - идеальный и совершенный мир человеческих взаимоотношений. Поэтому романтические произведения имеют два измерения - идею высших человеческих добродетелей и отбрасывание искаженного реальной жизни (Д. Г. Байрон, «Приключения Чарльза-Гарольда»). Природа была вечной ценностью в творчестве романтиков, ее стихия завораживала, совпадала с человеческими страстями, однако всегда оставалась свободной и нескореною (Г. Лермонтов, «Демон», «Думы»). Красотой искусства они хотели спасти мир. Это было время триумф в поэзии.

В 30-40-е гг. в романтизме произошли значительные изменения. Состояла литературное течение, в которой на первый план выступило действенное начало. Новое поколение романтиков отличалось оптимистичным взглядом в будущее, сочувствием к угнетенных, активным отстаиванием идеалов правды и справедливости. Накануне «весны народов» и революций 1848 г. политические мотивы в искусстве стали доминирующими. Художники в странах, которые боролись за национальное освобождение, часто превращались в национальные символы (композиторы Ф. Шопен Ф. Лист, Д. Верди, поэты А. Мицкевич, Ш. Петефи). Драмы и романы Гюго и Жорж Санд будто предусматривают близкое возрождение человечества в результате революции народов Европы.

В целом романтизм способствовал более углубленному и многогранном - художественном и философском - познанию мира и человека с присущими им противоречиями. Романтики обогатили культуру Нового времени значительными духовными ценностями и проложили новые пути ее развития.




Top