Какое фильм по традиции смотрят космонавты. Российские космонавты перед полетом в космос всегда смотрят "Белое солнце пустыни" — Российская газета

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» 1870-х годов, тайное революционное общество в России, одна из крупнейших организаций народничества. Основано в Санкт-Петербурге в начале 1876 как «Северная революционно-народническая группа», затем называлось «Общество народников», с конца 1878 - «Земля и воля» (в память о «Земле и воле» 1860-х годов). Видными деятелями «Земли и воли» со времени основания организации были О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, О. А. Натансон (урождённая Шлейснер), А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Позднее в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (многие ранее входили в кружок «чайковцев»). С «Землей и волей» сотрудничала группа В. Н. Фигнер. Члены «Земли и воли» впервые назвали себя «народниками».

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение народниками неудачного опыта «хождения в народ» 1873-75 годов. В результате были определены основы программы «Земли и воли» (окончательно принята в мае 1878), которая отразила многие теоретические и тактические положения, выдвинутые М. А. Бакуниным. Своей конечной целью члены «Земли и воли» провозгласили водворение «анархии и коллективизма». Отодвигая достижение этой цели на отдалённую перспективу, землевольцы в ближайшем будущем полагали осуществить меры, основанные, по их мнению, на «коренных чертах характера русского народа»: уравнительное распределение всей земли между крестьянами, установление «полного мирского самоуправления», содействие разделению страны «на части соответственно местным желаниям», провозглашение свободы вероисповедания. Эти задачи были обобщены в лозунге «Земля и воля!». Члены общества были убеждены, что реализация их программы возможна только путём «насильственного переворота»; они подчёркивали необходимость его скорейшей организации ввиду развития капитализма, который, как считали землевольцы, должен был вызвать разрушение общины (её землевольцы рассматривали как основу социалистического пути развития России) и исказить «народное миросозерцание». Для подготовки революции члены «Земли и воли» считали необходимым: активизировать уже существовавшее, по их мнению, недовольство в народе, в том числе с помощью организации постоянных «поселений и притонов» революционеров в деревне; привлекать на свою сторону религиозные секты и «разбойничьи шайки», устраивать бунты, демонстрации, стачки и для ведения пропаганды в армии - офицерские кружки; вести «систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок».

Землевольцы приступили к созданию «поселений» (главным образом в Поволжье, где имелось многочисленное старообрядческое население и, как полагали землевольцы, сохранялись традиции массовых народных движений 18 века), устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, учителей, писарей и т.д. Организация наладила издание и распространение газет «Земля и воля» (1878-79) и «Листок "Земли и воли"» (1879), брошюр, листовок, воззваний; вела пропаганду и агитацию среди рабочих и студентов. «Земля и воля» организовала в Санкт-Петербурге в 1876 году первую в истории России политическую демонстрацию с участием рабочих (прошла под лозунгами «Земля и воля!», «Да здравствует социальная революция!»). В 1878-79 многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях и проведении нескольких стачек в Санкт-Петербурге.

Террористическая деятельность «Земли и воли» выразилась в убийстве С. М. Кравчинским шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения Н. В. Мезенцова и Г. Д. Гольденбергом - харьковского генерал-губернатора князя Д. Н. Кропоткина , а также в неудавшихся покушениях Л. Ф. Мирского на нового шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения А. Р. Дрентельна и А. К. Соловьёва на императора Александра II . В 1877-79 землевольцы убили агентов полиции Н. А. Шарашкина, А. Г. Никонова и Н. В. Рейнштейна, адъютанта начальника Киевского губернского жандармского управления барона Г. Э. Гейкинга. Свои террористические акты землевольцы рассматривали как месть или средство самозащиты и сопровождали широким распространением прокламаций и писем представителям власти, в которых покушения мотивировались, а иногда и анонсировались. Благодаря усилиям фактического руководителя организации А. Д. Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, большинству членов «Земли и воли» удалось избежать ареста (в 1880 состоялся единственный крупный судебный процесс над членами «Земли и воли», на котором из 11 подсудимых 7 приговорены к различным срокам каторги, 4 - к ссылке в Сибирь). В январе 1879 на службу в Третье отделение поступил примкнувший к «Земле и воле» Н. В. Клеточников, который снабжал землевольцев сведениями о планах и действиях политической полиции.

Пропаганда землевольцев не нашла отклика у крестьян и вызвала разочарование у многих «поселенцев». В связи с этим, а также в связи с ростом правительственных репрессий в среде землевольцев стало распространяться убеждение в необходимости политической борьбы против самодержавия ради достижения демократических свобод, без которых была невозможна пропаганда социалистических идей. С начала 1878 года внутри «Земли и воли» формировалась и к весне 1879 сложилась группа «политиков» - сторонников систематического применения террористических методов (А. И. Желябов, А. А. Квятковский, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров и др.), принявшая название «Исполнительный комитет Социально-революционной партии». Она начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». Сторонников прежней тактики стали именовать «деревенщиками» (О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, М. Р. Попов и др.). Разногласия между двумя группами привели к расколу «Земли и воли» в середине 1879 на две самостоятельные организации - «Чёрный передел» и «Народная воля».

Источн.: Революционная журналистика семидесятых годов. Ростов н/Д., 1907; Архив «Земли и воли» и «Народной воли». М., 1932; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. М., 1965. Т. 2; Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.

Лит.: Аптекман О. В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. 2-е изд. П., 1924; Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958; Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 годы). М., 1961; Твардовская В. А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1969; Троицкий Н. А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002.

«Земля и воля» (1876--1879)

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было осуществлено второе «хождение в народ» -- с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского начальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

Земля и воля

Земля и воля

1. тайное революционное общество. Зародилось в Петербурге в 1861 (действовали Центральный и Петербургский комитеты). Во главе общества - Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин и др., в Петербургском комитете - Н. И. Утин, Л. Ф. Пантелеев, А. А. Жук, М. С. Гулевич и др. Идейный руководитель «З. и в.» Н. Г. Чернышевский. Опорные пункты в Петербурге - книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича (Невский проспект, 24) и «Шахматный клуб». «З. и в.» поддерживала тесную связь с находившимися в эмиграции А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым, революционными кружками в других городах России. В 1862 на одной из дач Петербургской стороны создана нелегальная типография, где отпечатаны ряд листовок, листки «Свобода» № 1 и 2 и др. В конце лета - начале осени 1862 в Петербурге оформился руководящий центр «З. и в.» - «Русский центральный народный комитет». В конце 1862 в Петербурге прошли переговоры землевольцев с членами русских офицерских кружков в Польше и представителями польского национально-освободительного движения, заключено соглашение о совместных действиях. В 1863 ожидавшегося землевольцами всеобщего крестьянского восстания не произошло, восстание в Польше было подавлено, многие члены общества арестованы. В 1864 «З. и в.» самоликвидировалась.
2. революционная народническая оранизация. Возникла в Петербурге в 1876 (до 1878 называлась «Северная революционная народническая группа» или «Общество народников»). Основатели: М. А. Натансон, О. А. Шлейснер (Натансон), А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позднее к «З. и в.» примкнули бывшие «чайковцы»: С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров и др. Ставя главной целью подготовку крестьянской революции, члены «З. и в.», учитывая опыт «хождения в народ», выдвинули в программе конкретные требования, понятные крестьянам: передача всей земли крестьянским общинам и свободное самоуправление общин. Вместо «летучей пропаганды» начала 70 х гг. землевольцы приступили к организации «поселений» революционеров в деревне под видом учителей, фельдшеров, писарей и др. (планы «поселений» и места для них выбирались на собраниях в Петербурге). Рассматривая промышленных рабочих как вспомогательную силу крестьянской революции, землевольцы создавали кружки на предприятиях Петербурга (из их среды вышли будущие руководители «Северного союза русских рабочих»). Большое внимание уделялось революционной работе среди учащейся молодёжи и демократической интеллигенции, в которой землевольцы видели главный резерв организации (кружки действовали во всех высших учебных заведениях Петербурга). Землевольцам удалось впервые в России создать организацию, основанную на началах строгой дисциплины, централизации и конспирации. В начале 1879 по заданию «З. и в.» на службу в III отделение поступил Н. В. Клеточников, который систематически информировал революционеров о планах тайной полиции. Члены «З. и в.» в декабре 1876 участвовали в организации первой политической демонстрации в России (см. Казанские демонстрации), в проведении стачек на Новой бумагопрядильне (ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) и фабрике Шау (ныне не существует) в 1878-1879. В нелегальной типографии «З. и в.» на Николаевской улице в 1878-1879 печатались орган организации газета «Земля и воля», листовки, брошюры. Преследования властей делали невозможной революционную работу в деревне, в конце 70 х гг. начался отток революционеров в города (главным образом в Петербург). Жестокая карательная политика правительства вызывала в среде революционеров жажду мести. 24 января 1878 В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, 4 августа 1878 на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцова (оба акта произвели огромное впечатление на общество). Среди части землевольцев зрело сознание необходимости открытой политической борьбы против самодержавия (органом сторонников этого течения - «политиков» стала выходившая в Петербурге нелегальная газета «Листок „Земли и воли"»). В первой половине 1879 в Петербурге сложилась группа «Свобода или смерть», объединившая сторонников политической борьбы и террора. 2 апреля 1879 член «З. и в.», бывший сельский учитель А. К. Соловьёв, близ Дворцовой площади совершил покушение на императора Александра II (не удалось; 28 мая 1879 Соловьёв был повешен на Смоленском поле). В конце мая 1879 землевольцы-«политики» создали в Басковом переулке, 6 подпольную динамитную лабораторию. Противоречия между «деревенщиками» (сторонниками старой программы «З. и в.», противниками политической борьбы) и «политиками» привели в июне 1879 к расколу организации. В августе 1879 на съезде в Лесном «З. и в.» окончательно распалась на «Народную волю» и «Чёрный передел».

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Земля и воля" в других словарях:

    1) революционная народническая организация 1870 х гг., основана в Санкт Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган «Администрация»; состав: группа… … Политология. Словарь.

    «Земля и воля» - «Земля и воля», тайное революционное общество. Зародилось в Петербурге в 1861 (действовали Центральный и Петербургский комитеты). Во главе общества — Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин и др., в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Лидер: Период 1861 1864 Н. Н. Обручев С. С. Рымаренко И. И. Шамшин и др. Период 1876 1879 А. Д. Михайлов Г. В. Плеханов Д. А. Лизогуб Позже С. М. Кравчинский Н. А. Морозов С. Л. Перовская Л. А. Тихомиров. Дата основания … Википедия

    Революционная народническая организация 1870 х гг., основана в Санкт Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган Администрация; состав: группа… …

    I тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейным влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи,… … Энциклопедический словарь

    Нелегальная газета, орган одноименной народнической организации, 1878 1879, Санкт Петербург, 5 номеров. Приложение: Листок Земли и воли, 6 номеров. Редакторы: С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов … Большой Энциклопедический словарь

    Тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейными влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи, А.… … Большой Энциклопедический словарь

    О газете см. Земля и Воля (газета). Земля и Воля тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация. Содержание 1 … Википедия

    I Земля и воля («Земля и воля»,) тайное революционное общество в России в начале 60 х гг. 19 в. Появление и деятельность «З. и в.» обусловлены революционной ситуацией 1859 61 в стране. Образование и начало деятельности «З. и в.» относятся … Большая советская энциклопедия

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти­мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительст­ва. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Земля и воля”.

Это была первая крупная революционно-демократи­ческая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Органи­зацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к “Земле и во­ле” примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад кресть­янского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима – все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Черны­шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда­лось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общест­венном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их рево­люционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде сто­явшие на демократических или либеральных позициях, перешли в ла­герь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверив­шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравст­венные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил поку­шение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото­вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст­вом. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюриз­мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени­ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступ­ник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. “Нечаевщина” на некоторое время ста­ла серьезным уроком для следующих поколений революционеров, пре­достерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по­следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ­ления: революционное и либеральное.

Земля и воля” (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники “хож­дения в народ” образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название “Земля и воля”. Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение “мирского самоуправ­ления” в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе “хождение в народ” – для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии “Земли и воли” в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

Черный передел”.

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию “Черный передел” (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам “Земли и воли” и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

Народная воля”.

В том же году другая часть землевольцев создала организацию “Народная воля” (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб орга­низации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку

политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи – партия социалистов- революционеров.)

Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не­сколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.


Похожая информация.


Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.




Top