Памятник Павлу I в Дворцовом парке.

Треуголка, тонкая трость, парадный мундир, высокие ботфорты... Глядя на этот памятник, легко затеряться в пространстве: Гатчина? Павловск?

Уже более 160 лет бронзовый Павел I принимает парад своих войск на плацу перед Гатчинским дворцом. Скульптура работы известного мастера Ивана Витали была установлена 1 августа 1851 года. В качестве модели скульптор использовал портрет государя, выполненный Степаном Щукиным в 1796 году. Художник придал картине портретное сходство с императором, и у скульптора получилось это сходство сохранить.

Павел изображен в длиннополом парадном мундире и ботфортах, опирающимся на тонкую трость. Треуголка немного сдвинута на бок, выражение лица добродушное и мечтательное. Бронзовая фигура отливалась на Гальванопластическом заводе, расположенном в Санкт-Петербурге. Там же был отлит и двуглавый орел, украшающий постамент. Скульптура установлена на четырехугольном фигурном пьедестале, изготовленном из финского гранита. Автором проекта постамента считается архитектор Роман Кузьмин, но документального подтверждения этого факта не обнаружено.

Памятник развернут лицом к плацу, как будто Павел принимает военный парад. Николай I очень внимательно следил за процессом изготовления и установки монумента отцу. Он лично одобрил эскиз постамента, выбрал место для установки скульптуры, повелел закончить работы к 1 августа. В день открытия памятника на Дворцовом плацу прошел парад войск, на котором присутствовал сам государь. При этом Великий князь Александр стоял на часах у монумента. За создание памятника Павлу I император пожаловал скульптору Ивану Витали орден Святой Анны 2 степени.

Цинковая копия скульптуры установлена на Парадном плацу около Павловского Дворца.

В 1919 году плац перед дворцом переименовали: он стал называться Площадью Жертв революции. На ней располагалась братская могила погибших во время Гражданской войны. В дальнейшем захоронение перенесли на городское кладбище. Памятник от сноса удалось уберечь благодаря стараниям тогдашнего хранителя музея Владимира Макарова. Интересно, что во время фашистской оккупации монумент также не пострадал. Более того, перед памятником был установлен часовой. Таким образом фашисты почтили память Павла I, любителя всего немецкого и большого поклонника Фридриха II.

Все годы существования бронзовый Павел является своеобразным символом Гатчины. Изображение памятника часто встречается на обложках книг о Гатчине, на сувенирной продукции. На площади перед дворцом в советское время проходили парады и праздники. А жители города до сих пор приносят живые цветы к подножию монумента.

Памятник Павлу I установлен перед Гатчинским дворцом 1 августа 1851 г., и, по сути, является неофициальным символом города, который часто можно увидеть на обложках книг и сувенирах, связанных с Гатчиной.

Модель статуи Павла I выполнил известный русский скульптор Иван Петрович Витали по заказу Николая I. Это одно из его лучших творений. Как и все работы Витали, фигура Павла I наполнена изысканным изяществом. Для исполнения статуи скульптор использовал парадный портрет Павла Петровича, принадлежащий кисти Степана Семёновича Щукина и написанный им в 1796 г. В памятнике Павлу I, как и на картине, сохранено портретное сходство с императором. За этот памятник И.П. Витали был награжден орденом Святой Анны II степени.

На рубеже 19-20 вв. авторство этого памятника ошибочно приписывалось другим скульпторам: Л.Ж. Жаку и П.К. Клодту. Но эта досадная ошибка была исправлена И.Э. Грабарем, художником и искусствоведом в его монографии «История русского искусства».

Статуя Павла I стоит на отполированном четырёхгранном фигурном пьедестале, который выполнен из финского гранита. Павел I изображён в треуголке и парадном мундире, опирающимся на трость. Одна нога его выдвинута вперед и слегка согнута в колене. Посадка головы, поза императора, выражение его лица придают памятнику особую представительность и величие. Памятник установлен перед Большим Гатчинским дворцом на плацу, около парапета, и обращен лицом к плацу и дворцу, как будто бы сам император готов принимать парад.

Считается, что пьедестал под статуей выполнен по проекту Р.И. Кузьмина, хотя в архивных документах имя автора не указывается. Известно только, что в июле 1850 г. Николаем I был утвержден рисунок пьедестала под статую Павла I в Гатчине. Этот рисунок был передан архитектору Кузьмину с указанием о составлении сметы на его строительство.

Памятник императору отливали на одном из литейных заводов Петербурга. При изготовлении статуи была создана точная ее копия, которую впоследствии установили перед дворцом в Павловске.

Император Николай I вникал в мельчайшие подробности, касающиеся установки памятника. По распоряжению императора площадь перед Гатчинским дворцом должна была быть отделана непременно к 1 августа 1851 г., а статую Павла I обязательно нужно было накрыть холстом, закрепленным на стойках, наподобие ширм.

Памятник был открыт 1 августа 1851 г. в присутствии самого Николая I. К этому событию был приурочен парад, в котором участвовали Егерский, Павловский, Гусарский, Кавалергардский полки. Это торжественное событие было запечатлено придворным живописцем Адольфом Шарлеманом. Художник запечатлел великого князя Александра Николаевича, будущего наследника престола, когда он стоял в качестве часового в мундире лейб-гвардии Павловского полка около памятника; а Г. Шварцем была написана картина «Открытие памятника императору Павлу I».

В 1919 году городские власти хотели избавиться от статуи монарха. Но благодаря хранителю Гатчинского дворца-музея и парка, В.К. Макарову, памятник удалось отстоять.

Памятник Павлу I благополучно перенес все невзгоды бурного 20 века. Романтического императора не тронули ни коммунисты, ни фашисты, несмотря на то, что Дворцовую площадь в Гатчине в 1919 г. переименовали в площадь Жертв революции, на которой находилась братская могила с погребенными в ней жертвами Гражданской войны, погибшими в Гатчине. Только в 1957 г. захоронение перенесли на городское кладбище.

В жизни города и его жителей бронзовый император всегда имел особенный, волшебный смысл. После войны, когда в Гатчинском дворце располагалось Высшее Военно-Морское радиотехническое училище, каждый год в ночь перед выпуском курсанты одевали на статую Павла специально для этого сшитую тельняшку. Подобная традиция сильно раздражала командование училища. В обязательном порядке проводились расследования, но виновных так и не удавалось найти.

Многие приезжие отмечают, что жители Гатчины как-то особенно уважительно относятся к личности Павла I. Для гатчинцев он вроде местного бога, хранителя очага или римских ларов.

Как и много лет назад, застывший в вечном сне император свято хранит покой родного города.

59°33′45″ с. ш. 30°06′24″ в. д.  /  59.562722° с. ш. 30.10667° в. д.  / 59.562722; 30.10667  (Памятник Павлу I в Гатчине ) (G) (Я) Автор проекта И. П. Витали Строительство ???- годы Статус № 4710204039
Памятник

Памятник Павлу I в Павловске



Памятник в Павловске
Страна Россия
Город Павловск
Координаты 59°41′08″ с. ш. 30°27′14″ в. д.  /  59.685694° с. ш. 30.453944° в. д.  / 59.685694; 30.453944  (Памятник Павлу I в Павловске ) (G) (Я)
Автор проекта И. П. Витали
Строительство ???- годы
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810339071

Па́мятник Па́влу I рабо́ты Витали и его́ ко́пия установлены в двух городах, тесно связанных с именем российского императора Павла I - Гатчине и Павловске .

Скульптура Павла I установлена на четырёхгранном отполированном фигурном пьедестале , выполненном из финского гранита . Император изображён в парадном мундире и треуголке , опирающимся на трость . Поза императора, посадка головы, выражение лица придают памятнику черты представительности и величия. В Гатчине статуя установлена на плацу перед Большим Гатчинским дворцом , около парапета, лицом к дворцу и плацу, как если бы император принимал парад. В Павловске же статуя стоит в центре Парадного плаца перед Павловским дворцом и император повёрнут лицом к входной аллее, «принимая гостей» в своей летней резиденции.

Модель статуи была выполнена известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали по парадному портрету императора кисти Степана Семёновича Щукина . Портрет Павла I был написан в 1796 году и одобрен самим императором. И на картине и в памятнике сохранено портретное сходство с Павлом I. За памятник императору Иван Петрович Витали получил орден Святой Анны II степени. В конце XIX - начале XX века авторство памятника часто ошибочно приписывали другим скульпторам - Петру Карловичу Клодту фон Юргенсбургу и Луи Жану Жаку .

Памятник Павлу I в Гатчине является одним из неофициальных символов города - его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.

Напишите отзыв о статье "Памятник Павлу I (Витали)"

Литература

  • Макаров В. К. , Петров А. Н. Гатчина. - С. 56, 57.
  • Бурлаков А. В. Легенды и были Старой Гатчины. - Гатчина: Типография «Латона», 2006. - С. 82, 86. - 89 с. - 500 экз.

Отрывок, характеризующий Памятник Павлу I (Витали)

Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним.
– Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]
Пьер ничего не отвечал, но ласково смотрел в глаза французу. Это выражение участия было приятно ему.
– Parole d"honneur, sans parler de ce que je vous dois, j"ai de l"amitie pour vous. Puis je faire quelque chose pour vous? Disposez de moi. C"est a la vie et a la mort. C"est la main sur le c?ur que je vous le dis, [Честное слово, не говоря уже про то, чем я вам обязан, я чувствую к вам дружбу. Не могу ли я сделать для вас что нибудь? Располагайте мною. Это на жизнь и на смерть. Я говорю вам это, кладя руку на сердце,] – сказал он, ударяя себя в грудь.
– Merci, – сказал Пьер. Капитан посмотрел пристально на Пьера так же, как он смотрел, когда узнал, как убежище называлось по немецки, и лицо его вдруг просияло.
– Ah! dans ce cas je bois a notre amitie! [А, в таком случае пью за вашу дружбу!] – весело крикнул он, наливая два стакана вина. Пьер взял налитой стакан и выпил его. Рамбаль выпил свой, пожал еще раз руку Пьера и в задумчиво меланхолической позе облокотился на стол.
– Oui, mon cher ami, voila les caprices de la fortune, – начал он. – Qui m"aurait dit que je serai soldat et capitaine de dragons au service de Bonaparte, comme nous l"appellions jadis. Et cependant me voila a Moscou avec lui. Il faut vous dire, mon cher, – продолжал он грустным я мерным голосом человека, который сбирается рассказывать длинную историю, – que notre nom est l"un des plus anciens de la France. [Да, мой друг, вот колесо фортуны. Кто сказал бы мне, что я буду солдатом и капитаном драгунов на службе у Бонапарта, как мы его, бывало, называли. Однако же вот я в Москве с ним. Надо вам сказать, мой милый… что имя наше одно из самых древних во Франции.]
И с легкой и наивной откровенностью француза капитан рассказал Пьеру историю своих предков, свое детство, отрочество и возмужалость, все свои родственныеимущественные, семейные отношения. «Ma pauvre mere [„Моя бедная мать“.] играла, разумеется, важную роль в этом рассказе.
– Mais tout ca ce n"est que la mise en scene de la vie, le fond c"est l"amour? L"amour! N"est ce pas, monsieur; Pierre? – сказал он, оживляясь. – Encore un verre. [Но все это есть только вступление в жизнь, сущность же ее – это любовь. Любовь! Не правда ли, мосье Пьер? Еще стаканчик.]
Пьер опять выпил и налил себе третий.
– Oh! les femmes, les femmes! [О! женщины, женщины!] – и капитан, замаслившимися глазами глядя на Пьера, начал говорить о любви и о своих любовных похождениях. Их было очень много, чему легко было поверить, глядя на самодовольное, красивое лицо офицера и на восторженное оживление, с которым он говорил о женщинах. Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви, капитан рассказывал свои истории с таким искренним убеждением, что он один испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с любопытством слушал его.
Очевидно было, что l"amour, которую так любил француз, была ни та низшего и простого рода любовь, которую Пьер испытывал когда то к своей жене, ни та раздуваемая им самим романтическая любовь, которую он испытывал к Наташе (оба рода этой любви Рамбаль одинаково презирал – одна была l"amour des charretiers, другая l"amour des nigauds) [любовь извозчиков, другая – любовь дурней.]; l"amour, которой поклонялся француз, заключалась преимущественно в неестественности отношений к женщине и в комбинация уродливостей, которые придавали главную прелесть чувству.
Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.
Одним из самых популярных символов старой Гатчины несомненно является памятник императору Павлу I на Дворцовой площади. Вот уже более ста пятидести лет на величественном постаменте гордо возвышается бронзовая фигура основателя нашего города. Памятник благополучно пережил все невзгоды XX столетия. Романтического императора не посмели тронуть ни коммунисты, ни фашисты, хотя сама Дворцовая (бывший парадный плац) в 1919 году была переименована в площадь Жертв революции. Здесь находилась братская могила жертв Гражданской войны, павших в Гатчине. В 1957 году захоронение было перенесено с Дворцовой площади на городское кладбище.

Памятник Павлу I создавался по проекту талантливого скульптора, итальянца по происхождению Ивана Петровича Витали (1794-1855 гг.). Это одно из лучших творений ваятеля. «Изысканное изящество - основной характер всех работ Витали, - писал о мастере бывший главный хранитель Гатчинского дворца-музея и парка Владимир Кузьмич Макаров в одной из своих статей в 1923 году. - Этим изяществом полна и фигура Павла на гатчинском памятнике, очень мало похожего, стройного даже в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень, треуголке, с лицом благодушным и мечтательным. Как редко видели его таким на Гатчинском плац-параде...»

В исполнении модели статуи Павла I скульптор использовал знаменитый парадный портрет императора, написанный в 1796 году художником С.С. Щукиным и одобренный в свое время самим Павлом. Художник изобразил государя в народном мундире, в треуголке, опирающимся на трость. Одна нога слегка согнута в колене и выдвинута вперед. Таким же мы видим Павла I и в статуе Витали. Скульптором было сохранено портретное сходство, присущее и портрету работы Щукина.

Статуя отливалась в С-Петербурге на одном из литейных заводов. Интересно отметить, что при ее изготовлении была создана ее точная копия, установленная впоследствии перед дворцом в Павловске. Среди современников памятник не получил единодушного одобрения. Так, например, скульптор Н.А. Рамазанов в своих «Материалах для истории художеств в России» в 1863 году сообщал, что по его мнению Павел, «очень мало похожий, стройный, в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень треуголке», не удался. Этот же автор указывал, что за бронзовый памятник императору Павлу I Витали получил орден Святой Анны второй степени. В конце XIX - начале XX века некоторые исследователи ошибочно приписывали авторство гатчинского памятника скульпторам П.К. Клодту фон Юргенсбургу и Л.Ж. Жаку. Досадную ошибку исправил художник и искусствовед И.Э. Грабарь в своей известной монографии «История русского искусства».

Еще до открытия скульпторы вдоль Бастионной стены на Дворцовой площади были установлены артиллерийские орудия «единороги», отлитые в восьмидесятые годы XVIII столетия и хранившиеся ранее в С-Петербургском арсенале. К дню торжеств в Гатчину из столицы доставили еще один «единорог», непосредственно связанный с именем Павла I. Это орудие было отлито по случаю рождения в 1798 году его сына - великого князя Михаила Павловича. «Единорог», весивший 34 пуда 16 фунтов, 21 января 1848 года император Николай I подарил в день рождения своему брату в честь его пятидесятилетия.

Открытие памятника состоялось 1 августа 1851 года в присутствии императора Николая I. В церемонии приняли участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. Торжественное событие не обошли своим вниманием тогдашние придворные художники. Так, «живописец Его Величества», академик А. Шарлеман изобразил момент, когда у памятника Павлу I за часового стоял в мундире Лейб-гвардии Павловского полка будущий наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Позднее эта акварель в числе других картин, посвященных событиям из истории Павловского полка с 3 825 по 1875 год, хранилась в Арсенальном зале Гатчинского дворца. В 1876 году она была опубликована в журнале «Всемирная иллюстрация».

Картина другого художника - Г. Шварца с изображением памятного события в довоенный период экспонировалась в кабинете Александра II, который располагался на нижнем этаже Арсенального каре.

До Великой Отечественной войны в синей гостиной Александра II находилась небольшая статуя белого мрамора, изображающая императора Павла I в знакомой нам по памятнику позе с надписью на основании: «По модели проф.Витали. Исполнитель Иоаким Лавирецкий».

В жизни Гатчины и ее горожан бронзовый Павел всегда имел особый, магический смысл. В послевоенный период, когда во дворце размещалось Высшее Военно-Морское радиотехническое училище, его курсанты ежегодно, в ночь перед выпуском, одевали на скульптуру императора специально сшитую тельняшку. Эта шуточная традиция очень раздражала командование. Проводилось расследование, но виновные не находились. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы на Дворцовой площади в Гатчине проходили праздничные демонстрации трудящихся. Литератор Лариса Язов-ская вспоминала, что как-то на одной из майских демонстраций в ожидании прохождения по площади колонна, в которой она шла, расстроилась. «Начальник колонны отчаянно призывал выровняться, подтянуться, а из колонны ответили:

Не волнуйтесь, перед Павлом I вытянемся!

Современники, приезжающие в Гатчину, почти все отмечают, что ее жители как-то по-особенному уважительно относятся к легендарной личности Павла I. Московская журналистка Елена Егорунина, побывавшая на одном из кинофестивалей, в очерке «Когда зима встречается с весной» писала: «Замечала, что нигде так не любят своего несчастного императора, как в Гатчине и Павловске. Местный бог, хранитель очага, вроде римской лары... Бронзовый царь - треуголка, трость, знаменитый курносый профиль - хранит у своих бронзовых же ботфортов знаки внимания гатчинцев - прихваченные уже морозом красные и белые гвоздики. Через сугроб протоптана дорожка...»

Памятник Павлу I на Дворцовой площади часто упоминается в стихотворениях местных поэтов. Достаточно познакомиться с творчеством Леонида Куликова, Алены Тришиной, Николая Кузьмина, Лилии Кульбенко... «Прислонив постамент к бастионной стене, Император шагнул в бесконечность пространства. Государь! Что вам видится в бронзовом сне? Этот город в сирени? Покой? Постоянство?» Так писал о нем в стихотворении «Императорский город» поэт Владимир Лавров. Застывший в вечном сне как и полтора столетия назад Павел I свято сохраняет покой родного и любимого города.




Top