Первый концерт группы крафтверк. Билеты на Kraftwerk (Крафтверк)

В Москве и Петербурге в феврале выступит легендарная немецкая группа Kraftwerk, которую считают основоположником электронной музыки. Вслед за музыкантами в Россию приехал их преданный фанат Пол Уилкинсон, посетивший 184 концерта коллектива. Издание TJournal расспросило отчаянного 46-летнего британца, не надоедают ли ему одни и те же треки, какие выступления были самыми интересными и как удается сочетать разъезды с работой.

Уилкинсон работает на железной дороге: следит за тем, чтобы в поездах хорошо обслуживали клиентов и работала билетная система. Примерно тогда же, когда он получил эту работу, он расстался с девушкой, так что семьи у него нет и он «наслаждается жизнью в одиночестве». Некоторые коллеги не понимают, зачем Уилкинсону столько раз смотреть на Kraftwerk, но друзья не удивляются его пристрастиям.

«У меня хорошо оплачиваемая работа и нормальное время для отдыха. Чтобы накопить на тур, мне нужно более пяти месяцев, включая сверхурочную работу. Если бы я этого не делал, у меня никаких путешествий бы не было».

О музыкальных вкусах:

«Я большой любитель музыки, в особенности 1980-х годов и с использованием синтезатора. Кроме Kraftwerk, нравится Heaven 17 и The Human League. Как услышал Sound of the Crowd от The Human League, так сразу заинтересовался электронной музыкой».

О начале любви:

«Это было воскресенье, май 1981 года, мне было девять лет. Я слушал чарт с синглами и под номером 39 оказалась песня Pocket Calculator - тогда я впервые услышал Kraftwerk. Я сказал: «Это будущее музыки, и я хочу быть ее частью». Тот момент навсегда изменил мою жизнь. Меня так зацепило, что я купил все, что они выпускали ранее, и стал слушать. Прошло столько лет, и я до сих пор наслаждаюсь их музыкой так, будто бы мне все еще девять».

О необычных концертах группы:

«В последние годы группа снова стала устраивать туры и много играть вживую. Я этим пользуюсь. Они часто играют в невероятных местах вроде Современной галереи Тейт в Лондоне, похожем на лодку здании Louis Vuitton в Париже, Новой национальной галереи в Берлине, Тур де Франс в Утрехте и Дюссельдорфе, кинотеатре 1940-х в Эссене или музея Гуггенхейма в Бильбао. Все эти концерты я сам посещал. Когда едешь в туры, всегда заодно видишь много достопримечательностей».

Поклонник Kraftwerk особенно хотел увидеть их в России и Греции, и в этом февральско-мартовском туре музыканты как раз выступают в Москве, Петербурге и Афинах. «Сейчас я собрался посетить февральско-мартовский тур, который стартует в России и продолжится в таких городах, как Хельсинки, Таллин, Будапешт, Белград, Бухарест и Афины. В Сараево я не поеду».

«От того, где Kraftwerk играет, зависит, получу ли я отгул на работе и смогу ли себе это позволить. В 2015 году я начал посещать полные туры, что ранее для меня было только мечтой. Но тогда я устроился на работу получше, и благодаря ей у меня есть и время, и деньги на это. В 2015 году я посетил весь ноябрьско-декабрьский тур, который состоял из 27 концертов. Всего за тот год я был на 56 шоу. В 2016 году я сходил на 18 концертов, в 2017-м - на 33, включая весь тур по Великобритании и Ирландии».

Он готовился к этому туру пять месяцев: решал, как будет перебираться из города в город, бронировал отели, покупал билеты, отпрашивался с работы, смотрел, как добираться от жилья до места проведения концерта. «В отличие от групп, я должен организовать все себе сам. Какого-нибудь тур-менеджера у меня нет». В туре ему понадобилось много одежды, как теплой, так и легкой: «В чемодане у меня все подряд, ведь тур развернется от холодной России до жаркой Греции».

Каждый тур обходится Уилкинсону больше чем в 1000 фунтов (81 тысяча рублей), но траты бывают и намного больше. Британец старается экономить, но это может быть утомительно. На гастролях он общается с другими поклонниками Kraftwerk: сообщество координируется через соцсети.

«К примеру, я знаю, что в Москву приедет как минимум шесть фанов из Англии, один из Германии и один из Японии. Во время тура, особенно в Будапеште, к нам присоединится еще больше людей. Я могу путешествовать и один, но так я встречаю людей, которых я как будто бы уже знаю. Так что мы быстро становимся друзьями».

О лучшем концерте:

«На мой взгляд, Kraftwerk дали лучший концерт в 2009 году, на велодроме в Манчестере. Они выступили прямо во время Тур де Франс, пока велосипедисты ехали по треку. Было около трех тысяч человек, но шум и энергия превращали все это в 20 тысяч. Я никогда не был на подобном концерте ни одной группы - ни до, ни после. На втором месте мой самый первый концерт Kraftwerk, 12 июля 1991 года. Тогда по-настоящему мои детские мечты сбылись».

«Вообще, я раньше мечтал посетить очень много мест, и благодаря турам у меня это получилось. Я увидел Альпы из Франции и Швейцарии, Колизей в Риме и площадь Микеланджело во Флоренции. Прогулялся по крыше концертного зала в Осло, прокатился на лодке по Сене в Амстердаме. Хороших городов так много, я люблю Рим и Флоренцию. Не люблю Марсель, нахожу его грязным и страшным».

О надоедании:

«Меня очень часто об этом спрашивают. Если бы мне надоело, я бы просто перестал это делать. Сейчас я живу мечтой видеть концерты моей любимой группы, посещая классные города и страны. Вот что мне не нравится, так это ситуация с сет-листами. Мне хочется, чтобы они чаще обновлялись, но большинство аудитории могло не видеть Kraftwerk раньше или ходить на нее не так часто. Но это тоже клево, ведь заядлые фанаты на концертах слушают разные версии одних и тех же треков».

Первый, и пока единственный, раз знаменитая немецкая группа Kraftwerk дала два концерта в Москве и Санкт-Петербурге в 2004 году. Спустя 14 лет группа возвращается. На этот раз со своим 3D-шоу, которое будет продемонстрировано 11 февраля в Санкт-Петербурге в спорткомлексе «Юбилейном» и 13 февраля в Кремлевском дворце в Москве. Что из себя представляет этот концерт сами музыканты не рассказывают, но Mixmag Russia проанализировал реакцию очевидцев и попытался понять — чего ждать.

Семидесятилетие Геннадия Заволокина, бенефис Тамары Гвердцители, трехмерный концерт Kraftwerk. Февральская афиша Государственного Кремлевского Дворца выглядит довольно парадоксально, но в то же время — абсолютно логично.

Kraftwerk, некогда одна из самых прогрессивных электронных групп, не выпускала ничего нового с 2003 года (несмотря на обещания). 3D-концерты они играют с 2009-го, а нынешняя ретроспективная одиссея, основанная на главных восьми альбомах, продолжается уже шестой год. В 2017-м вышел бокс-сет «3D (Der Katalog)» — аудиодокументация последних концертов (даже без зрительских шумов), за которую Kraftwerk недавно в номинации «Лучший танцевальный / электронный альбом». Их двухчасовое путешествие по дискографии с едва переработанными версиями старых песен настолько предсказуемо, что посмотреть в будущее и заранее восстановить его можно по уже существующим, практически идентичным, рецензиям на концерты из той же серии и материалам с ютьюба и инстаграма. Что это такое — ленивый старческий чес или продолжение воплощения идеи великой механистичности?

Kraftwerk, напрямую повлиявшим на формирование жанров от техно до хип-хопа, давно не нужно никому ничего доказывать. За ними ездят по всему миру — известно о человеке , утверждающем, что посетил 185 их концертов. Билеты в партер на петербургское выступление почти распроданы. Общим местом стало сравнивать значимость Kraftwerk с The Beatles. Бьорк очень хорошо описала их музыку как «очень холодную, но в то же время очень, очень теплую». Их семплировали Madonna и New Order, к ним отсылали Coldplay и Дэвид Боуи. В то же время Kraftwerk безразличны и чужие мнения, и чужие вопросы. От разговоров с журналистами группа чаще отказывается, хотя для РИА Новости единственный оригинальный участник Ральф Хюттер сделал исключение, дав довольно комичное, как будто написанное роботом, интервью .

Выглядит их концерт неизменно так. Четверо мужчин в неопреновых светоотражающих костюмах стоят за консолями практически не двигаясь и не разговаривая ни друг с другом, ни с публикой. Что они там делают — играют в тетрис или выбирают продукты в «Утконосе»?


На этом видео можно попробовать понять

Все это время на экране демонстрируются напрямую соответствующие и так незатейливому смыслу треков визуалы. Автобан — значит, автобан.


Очевидцы в бумажных 3D-очках хором выделяют летающую тарелку, проносящуюся над головами во время «Spacelab».


Прилетит прямо в вас

Запрограммированность, бесстрастность, дотошность — то, что Kraftwerk пестовали еще сорок лет назад и то, благодаря чему они победили. Неудивительно, что, найдя для себя и поклонников идеальную концертную форму, они продолжают показать ее, как отлаженный суперкомпьютер, всему миру.


Так выглядит публика

В то же время Kraftwerk всегда стремились поженить робота и человека, высший разум и неподдельное чувство. Что можно ощутить на их концерте? Это не бездушие, но тотальная отстраненность, которая соединяется с вызываемым 3D-аттракционом эффектом погруженности. Это ода первичности и в то же время бессмысленности современных технологий — они, как выразился Хютер в одном интервью о твиттере, «очень банальны и несут слишком много глупости». Это иллюзия и напоминание о том, что радиоволны, аэродинамика, техно-поп и компьютерная любовь среди нас, что они важны не меньше, чем грядущее терраформирование Марса. А оно обязательно случится — уж в этом после концерта сомневаться не приходится.

Если составлять хит-парад лучших концертов, когда-либо проходивших в Москве, то первый приезд Крафтверк в ДС "Лужники" в 2004-м был бы где-то очень близко к первому месту, соперничая разве что с первым визитом в столицу Massive Attack . Спустя 14 лет немцы снова собрались в Россию, и хотя вокруг этого концерта было много скепсиса (мол, и от классического состава остался один Хюттер, и программа та же, и живой игры минимум, идем "кино посмотреть"), но за последние лет 5, а то и 10 в Москве, кажется, не было концерта, куда бы так дружно ломились меломаны разных возрастов и вкусовых предпочтений.

Как это часто бывает в Москве, едва ли не каждый серьезный концерт – это борьба с обстоятельствами. Тут и сложный зал (один только вход в ГКД занимает с полчаса) и мороз со снегом, и непривычно раннее начало (даже классические концерты в последнее время стараются начинать ближе к восьми, здесь же время начала как в театре, 19:00), и некоторая неразбериха с получением 3D-очков. В результате первые две-три композиции уходят на то, чтобы все наконец успели зайти, найти свои места, вернуться за очками и снова войти. Очки, к слову, отличная фанатская сувенирка – белые, с надписью Kraftwerk, да еще и в красном конверте, оформленном в стиле бокс-сета "3D Catalogue" , к выходу которого формально приурочен этот тур (оцените масштаб – тур в поддержку бокс-сета, это только Kraftwerk могут себе позволить).

Kraftwerk решают с места в карьер прокачать Кремль и начинают с "Numbers" – такого электро эти стены еще не слышали. Звука отчаянно не хватает, но эффект всё равно сногсшибательный. Под экраном – четыре фигуры, но перед каждой из них уже не ноутбук, как 14 лет назад, а внушительная стойка с оборудованием. Два главных стереотипа опровергнуты разом – и программа не та, что в 2004-м, и сегодня нам явно собираются не только показывать кино, но и играть на электромузыкальных инструментах. В подтверждение этой мысли, в "Computerworld" Ральф не только играет соло на клавишах тембром мелотрона, но и поёт. В голосе его, конечно, слышна старческая слабость, но вокал – последнее, чем славны Kraftwerk, а элемент несовершенства только добавляет человеческих черт в шоу людей-роботов.

Продолжая тему "Computerworld" , следом немцы выдают смешанные в один трек "Home Сomputer" и "It"s More Fun To Compute" , снова разгоняясь почти до клубной электро-мощи. Минут через 15 звукорежиссеры всё же решаются добавить звука, и в этот момент наступает долгожданный эффект погружения. Почему-то на всех больших концертах песни две-три не можешь отделаться от ощущения, будто всё это не происходит с тобой здесь и сейчас, а ты просто смотришь видео. Но с некоторым опозданием, сознание всё же совершает нырок и ты оказываешься в центре событий.

"Computer Love" – один из моих любимых треков, романтический поп-гимн, по неизвестным причинам оказавшийся вне сетлиста 2004-го. Аранжировка больше похожа на альбом "The Mix" , но новые версии – какие-то более мягкие и комфортные. Надо сказать, что если мощи кремлевским порталам всё же не хватает, то к качеству и чёткости звука никаких претензий. Детализация как на хорошем хай-фае. Как же здорово, что их не привезли в какой-нибудь гулкий ангар типа "Стадиума".

Расправившись с "Компьютерным миром", немцы выдают блок из четырех треков с "Man Machine" , и если "Model" и "Neon Lights" звучат подчеркнуто старомодно, то "Spacelab" прямо ошарашивает. Вещь, которая никогда не казалась хитом, превращается в центральный элемент концерта. Нежный электропоп немцы внезапно переделывают в упругое мородеровское спейс-диско. Тут уже в пору жалеть, что в кремле нет танцпартера. Когда же на экране появляется летающая тарелка, парящая сначала над Москва-сити, а затем над Кремлем, и без того разогретый зал прямо-таки заходится в экстазе.

Нужно бы сказать что-то о трехмерном видео, но тут я вынужден признаться, что напрочь лишен способности видеть 3D-картинки. В 3D-очках размытая картинка становится ждя меня четкой, но так и остается для меня плоской как лист бумаги. Поэтому, отдавая дань визуальному ретро-футуризму, вокруг которого строится видеопрограмма, я всё же куда больше времени смотрю на музыкантов, и слежу за их руками.

И тут есть, о чем поговорить. Не буду лукавить, большую часть деталей я разглядел не всматриваясь в бинокль с галерки, а рассматривая фото и видео с концерта. Но как бы то ни было, загадку нынешнего лайв-сетапа легенд техно-попа кажется всё же удалось разгадать. Итак, слева – Ральф Хюттер (Ralf Hutter ), делающий самую традиционную часть работы музыканта. Он поёт и играет на клавишах. На противоположном фланге – Фальк Гриффенхаген (Falk Grieffenhagen ), человек-робот с компьютером и контроллерами, управляющий видеопотоком. Попросту говоря, ви-джей, составляющий на ходу программу из фрагментов и управляющий эффектами и переходами.

Слева от ви-джея – человек, отвечающий за перкуссию и управление "матрицей". Перед ним тач-скрин и что-то вроде AKAI MPC. Похоже, его часть работы – собирать аранжировку. Включать и выключать партии, добавлять отдельные сэмплы и так далее. У большинства клубных музыкантов весь процесс живой игры только в этом и заключается, здесь же на эту задачу отведен отдельный человек. Еще левее – музыкант с планшетом, миди-клавиатурой и контроллером, состоящим только из фейдеров. Похоже, что его задача – управлять панорамированием отдельных звуков и эффектами, на которых у Kraftwerk порой (особенно в минималистичных треках, где звучит почти одна перкуссия – "Numbers" , "Trans Europe Express" и так далее) строится вся драматургия.

Не сказать, чтобы живые версии так уж отличались от записи – всё же это не джаз и даже не Depeche Mode , у которых в концертной программе специально отведено 3-4 места на импровизацию. Но живое исполнение слышно, и дело не только в пару раз заевшем секвенсоре, который не обсмеял только ленивый. Очевидно, что немцы не поленились сделать честный и достаточно сложный технически электронный лайв примерно на уровне Orbital – которых, напомним, считают едва ли не лучшей концертной электронной группой.

"Автобан давай!" кричит кто-то в зале в паузе после "Neon Lights" , и Крафтверк, как по заказу, выдают свой первый хит. Зал наполняется шумом двигателей – трехмерным ведь может быть не только видео, но и звук, и здесь Хюттер сотоварищи используют многоканальную технику по полной. "Автобан" и идущие следом "Airwaves" и "Radioactivity" – эмоциональный пик концерта. Два суперхита (под вступление "Радиоактивности" на японском прямо слезы наворачиваются) между которыми запрятан уж совсем неожиданный в этом сетлисте номер. Совершенно забытая "Airwaves" переделана радикально и из краут-рока превращена в еще один танцевальный "Moroder-style" блокбастер. Вот это да! В качестве еще одного сюрприза мы получаем "Electric Café" – отличный трек с недооцененного альбома. Совсем не ту вещь, которую ждешь услышать в концерте, который целиком состоит из хитов.

Тут надо сказать, что Крафтверк – чуть ли не единственная группа, которой удается стильно обновлять свои же треки. Свежие версии звучат подчеркнуто, по-цифровому чисто и современно, но напрочь лишены какого бы то ни было налета сегодняшней моды (который уже через год звучал бы нелепо). В отличие от того же Жарра, Kraftwerk совершенно не стремятся понравиться школьникам, и именно за счет этого выглядят самой современной и самой уверенной в себе группой планеты.

И если вещи с "Man Machine" в массе своей звучали близко к оригиналу, то заканчивают основной блок немцы почти детройтским техно. Мегамикс из "Tour De France Soundtracks" вполне мог бы прозвучать где-нибудь в "Бергхайне" в исполнении Underground Resistance . Да и осовремененная "Trance Europe Express" , переходящяя в энергичную "Metal On Metal" недвусмысленно говорит: "мы не только придумали электро, но и сейчас продолжаем делать его лучше всех".

Занавес закрывается, и через пару минут Крафтверк показывают нам номер, который вполне можно расценить как самопародию. Во время "Robots" со сцены исчезают все синтезаторы, а остаются лишь танцующие люди-роботы в красном. Это то, за что Крафтверк принято не любить – мол, "стоят как истуканы, превратившись в памятник самим себе". Самое лучшее, что можно было сделать в этой ситуации – обстебать этот образ, да еще и под самый растиражированный трек.

После еще одной короткой паузы – финальный блок, который начинается с "Pocket Calculator" (таким образом, альбом "Computer World" нам сыграли полностью). Хюттер трогательно-нелепо поёт по-русски: "Я оператор и мой калькулятор, я жму клавишу, она поёт мелодию" . В русском переводе каким-то образом оказывается слово "Компонирую" – Крафтверк почему-то решили не переводить немецкое "Komponiere". Начав почти с оригинальной версии, группа разгоняется в танцевальную "Dentaku" и следом исполняет "Planet Of Visions" – собранный из разных версий мегамикс на тему "Expo 2000" , и главной темой в этом миксе становится версия как раз от Underground Resistance . Техно в Кремле в 2018-м кажется диверсией не меньшего масштаба, чем Pussy Riot в ХСС в 2012-м.

На прощание мы получаем еще один неожиданный блок из альбома "Electric Café" , который, естественно, заканчивается крафтверковской "прощальной симфонией". Во время "Music Non Stop" музыканты по очереди уходят раскланиваясь, а музыка продолжает играть. Покидающий сцену последним Ральф Хюттер предлагает поаплодировать оставшимся без людского присмотра машинам. Красивый жест.

Прошло больше двух часов, но хочется, чтобы эти пожилые немцы играли и играли. Не было "Vitamin" , "Sex Object" , "Aero Dynamik" , "Antenna" , да и всё сыгранное немедленно хочется послушать еще раз. И хотя за 14 лет, прошедших с момента их прошлого приезда, я успел повидать живьем примерно всех своих любимых музыкантов (включая тех, на чьи концерты, казалось, не было никаких шансов, вроде Slowdive или Global Communication ), но Крафтверк не переплюнуть никому. Крафтверк – великие.

Концерт группы Kraftwerk придётся по душе тем, кто любит классику мировой электронной музыки. Эта программа подарит им встречу с легендой и её новым и необычным шоу-проектом.

Данный коллектив из Германии за годы своей активности уже успел отойти к разряду культовых. Но при этом с годами интерес к его творчеству не ослабевает. Ведь эти музыканты во многом опережали время. А потому и сейчас в актуальности их творчества не стоит сомневаться. Удивительно, но ныне легендарный проект стал одним из первых на земном шаре, кто начал активно использовать компьютеры в своём творчестве. Но в 1970 году музыканты из Дюссельдорфа вряд ли могли себе представить, во что выльются их смелые эксперименты. За годы творчества они успели поработать в немалом числе музыкальных жанров и направлений от экспериментальной музыки до синти-попа и даже хип-хопа. Первые релизы не принесли данной команде ощутимого успеха. А купить билеты на концерт группы Kraftwerk немецкие, а затем - и мировые меломаны начали лишь после 1974 года. Именно тогда увидела свет пластинка «Autobahn». Она содержала довольно длинные и не очень простые для понимания рядовыми слушателями композиции. Но данный релиз стал прорывом на тогдашней мировой и европейской сцене, так ранее никто ничего подобного не делал. Кроме того, он показал подлинные безграничные возможности компьютеров и электронных музыкальных инструментов и устройств. С ростом технического прогресса начали активно увеличиваться и возможности этих ставших популярными немцев. С каждым релизом их музыка становилась более простой и рассчитанной на массовую публику. К концу 70-х годов проект стал знаменитым на всём земном шаре. А в последующем десятилетии он стал всё реже радовать поклонников своими релизами. А его слава начала заметно убывать. Но это обстоятельство ничуть не помешало музыкантами стать подлинными легендами мировой электронной музыки. Кроме того, коллектив Крафтверк оказал существенное влияние на творчество музыкантов и команд последующих поколений. Его влияние прослеживается и в работах некоторых современных исполнителей.

Несмотря ни на что, и сегодня легендарная группа продолжает свою концертную деятельность и имеет немало поклонников по всему миру. Есть такие фанаты и в России. Они уже имели возможность видеть вживую прославленную команду. А скоро она планирует снова выступить в Москве, где покажет новое шоу с использованием передовых 3D-технологий.




Top