Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты.

Технологическая карта урока литературы.
Автор разработки: Кульмухаметова Э.Б., учитель
МОБУ СОШ №2 г. Баймак Республики Башкортостан
Класс: 6
Учебный предмет: Литература. Автор: Меркин Г.С.
Тема урока:В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Тип урока: Первичное предъявление новых знаний.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с
произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов
произведения показать, что собака-друг человека, за добро надо платить
добром.
Цели урока:1).Дать представление о писателе, о тематике его творчества.
2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко
всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их
нравственному воспитанию.
3).Развивать навыки творческой работы в ходе анализа
художественного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: _ совершенствуют исполнительное мастерство,
воспитывают внимательное отношение к художественному слову,
воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном,
раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,
познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся
проникаются пониманием, что пословицы и поговорки - хранилище родного
языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном
совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на
все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности,
осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их
преодолению.
Познавательные - структурируют знания по предмету, осознанно и
произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,
слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные - понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое
действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения
действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно
воспринимают оценку учителя.
Оборудование урока: портрет В.К.Железникова, диафильм по рассказу.
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение,
работа с текстом.
Урок рассчитан на два часа.
Ход урока.
1. Активизация учащихся ‚ настрой на урок: -Добрый день, друзья! Я
рада вас приветствовать в такой прекрасный весенний день!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Посмотрите на иллюстрации, о ком и о чем мы будем говорить
сегодня на уроке? (показываю фото, иллюстрации на тему «Собака и
человек»). (ответы учащихся).
2. Сообщение учителя и учащихся о личности писателя Л.Н.Андреева.
Владимир Карпович Железников - известный детский писатель и
кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую
короткую, - имеется в виду детство, - много путешествовал. Его отец был
кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства.
Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики... Как же сложилась
творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским
писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то
дневники, «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал
маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не
сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в
артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь
юридический институт. Параллельно развивались мои занятия
писательством». Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в "Новый мир". Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его
недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был
настолько огорошен, что потом какое-то время не писал». Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт.
Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в
котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир
Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале -- случайность,как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Его первая книга - сборник рассказов "Разноцветная история" - вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел считателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В 1961 г. Увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям - доброе утро». Писательский призыв - жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных - стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети,
но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и
глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в
повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы - повести
«Чудак из шестого «Б» (1962) И «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как
классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и
вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только
детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик"
"материализовался" на малом, телевизионном экране. Дальше - больше. В
1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился
уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но
Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин. Скончался в Москве в возрасте 90 лет.
3. Просмотр диафильма по рассказу «Троп» В.К. Железникова.
4. Беседа по рассказу:
1) О чём этот рассказ, какой теме он посвящён?
2). Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части
озаглавить?
3). Какой изображается собака в начале рассказа?
4) Как познакомились Петя и Троп?
5)Что можете сказать об их дружбе?
6). Почему заскучал Троп?
7). Как собака отреагировала на появление Маши??
8). Что такое ревность? Как вы думаете, способны ли собаки ревновать?
9). Какой поступок совершил Троп? Какое выражение вы вспомнили в
данном случае?
Примерные ответы:
-Собака друг человека
-Хорошая собака без хозяина не останется.
-Каков хозяин, таковы у него и собаки.
-Не всякая собака кусает, которая лает.
-Собака бывает кусачей только от жизни собачей.
-Не та собака страшна, что лает, а та, что исподтишка кусает. (Поговорка)
-«Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга».
Данил Рудый
3. Работа в группах:
1 группа: охарактеризуйте собаку. -
2 группа: опишите Петю.
3 группа: опишите Машу.
4 группа: вспомните пословицы, высказывания о дружбе собаки и человека.
Объясните их смысл.
5 группа: рассуждение на тему «2017 год- Год Экологии».
Выводы, оценивание работы учащихся в группах.
5. Рефлексия:
- Что нового узнали мы на уроке?
-Понравилось вам произведение?
-Какой жизненный урок вы получили, что хотел нам сказать автор?
-Достигли ли мы цели и задач урока?
-Ваше настроение?
6.Домашнее задание:
1.Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в
ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).Напишите свой
ответ на этот вопрос.
2. Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Список использованной литературы:
Сайты1. https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov 2. http://diafilmy.su/3070-trop.html

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

5 класс

Урок № 24.

Тема. Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Цель:

    познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, оказавшими влияние на становление личности писателя; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, познакомить с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

    формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей. Его книги читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.

Невозможно переоценить влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они вышли из «Шинели» Гоголя.

К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и кинематограф, находя в нём новое содержание.

3. Рассказ учителя и подготовленных учащихся о Н.В.Гоголе.

Тезисы рассказа (их можно записать в тетради):

Годы жизни: 1809-1852.

Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке.

Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.

Украина – колыбель великого писателя. Малороссийские предания и песни – мир гоголевского детства.

Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.

После окончания гимназии – Петербург, государственная служба. Знакомство с Пушкиным (1831).

Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

3.1. Детство Н.В.Гоголя, его родители.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Миргородского уезда Полтавской губернии. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII века гетманом Правобережной Украины.

Прапрадед Ян Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Яновских».

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, умер, когда сыну было 15 лет. Василий Афанасьевич получил образование в полтавской духовной семинарии, рано вышел в отставку. Он обладал даром весёлого рассказчика, и к нему часто съезжались гости.

Неподалёку от Васильевки жил богатый родственник – вельможа Трощинский. Василию Афанасьевичу приходилось исполнять у него обязанности управляющего, режиссёра, артиста. Он ставил спектакли, сам писал пьесы и разыгрывал их. Его пьесы до нас не дошли.

Мать Гоголя Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван. Затем родилась дочь Мария. Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна, Елизавета и Ольга.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского.

3.2. Годы учёбы Н.В.Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым активным участником.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

3.3. Н.В.Гоголь в Петербурге.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманной надежды на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских. Пережитые неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был удовлетворить художественные запросы Гоголя, а также принести и практическую пользу: это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.

3.4. Художественный портрет Н.В.Гоголя.

В 1832 г. вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этот же год художник А.Г.Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет

Художник точно передал облик писателя-романтика. Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален.

Портрет Гоголя писал и А.С.Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности. Но Гоголь в нём выглядит несколько старше, чем у Венецианова. Это уже не франт-романтик и не весельчак. Пушкин, как тонкий художник-портретист, передал черты мыслителя.

В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф.Моллеру. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображён на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение». В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а нарядный костюм и причёска придают благородную светскость. Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знают. Это самый известный его портрет.

В 1838 г. в Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым, когда тот писал картину «Явление Христа народу».

Мысль о введении Гоголя в картину «Явление Христа народу» запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося. Её сходство абсолютно, но не только во внешних характерных чертах – это портрет духовного смятения, сокрушённости, покаяния и страха грешника, его униженности. Впоследствии в картине художник переосмыслил образ Гоголя в другом психологическом ключе, но этот уникальный портрет остался как свидетельство духовной драмы.

На исходе 1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил, вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укреплённый мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального А.Иванова.

К 100-летию со дня рождения Гоголя в 1909 г. ему был поставлен памятник в Москве работы скульптора Н.А.Андреева. В образе Гоголя отразилось и то драматическое время, когда памятник создавался.

Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь.

III. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Вступительное слово учителя.

Гоголь оказался единственным из русских классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры – русскую и украинскую. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре, гражданина великой страны.

2. История создания книги.

Мы не можем в точности сказать, когда зародился замысел написать эти повести в малороссийском духе. Вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов o колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.

Впервые Гоголь попытался представить свету свои сочинения на малороссийские темы в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны, родившегося умственно недоразвитым. Считается, что Гоголь бывал у Пушкина, на даче Китаевой, где читал ему отрывки из «Вечеров…»

А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу.

Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. Кто сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности»? Конечно, Пушкин!

Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».

Второй том выходит в марте 1832 года – автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие – Н.В.Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф.Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.

Ради объективности надо отметить, что были и критические отзывы на книгу, но ведь так и должно быть! Не одобрило «Вечера..» высшее духовенство – ещё бы, кто же одобрит полёты на чёрте!

Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок.

«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными – в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

3. Композиция книги.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из двух частей, каждая из которых начинается с предисловия и содержит по четыре повести

Часть первая

В книге Гоголя есть рассказчик, автор указывает на то, что повести изданы пасичником Рудым Паньком. В предисловии к первой части есть такие слова: «Это что за невидаль: „Вечера на хуторе близ Диканьки“? Что это за „Вечера“? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее».

Слышало, слышало вещее мое все эти речи еще за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! Это все равно как, случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборванный мальчишка, посмотреть - дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..» Я вам скажу... Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался - плачь не плачь, давай ответ.

У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), - у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком - ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

2.Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали её портрета. Подготовить рассказ о ней.

3.Записать ключевые слова, которые помогают рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

4.Групповое задание: подготовить выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану» до слов «Девушки увели с собой капризную красавицу».

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.

Василий Андреевич Жуковский
1783 – 1852

В. А. Жуковский родился и вырос недалеко от города Тулы, в имении своего отца. Когда ему пошёл четырнадцатый год, его привезли в Москву и отдали в Благородный пансион при Московском университете. Там он жил и учился около трёх лет. Учился он хорошо, много читал, изучал русскую и иностранную литературу. Имя Жуковского «лучшего из лучших» учеников было написано золотыми буквами на мраморной доске в зале пансиона. Вернувшись домой, Жуковский продолжал заниматься литературой, писал стихи. Ему было 18 лет, когда впервые напечатали его стихи. Наступил 1812 год. «В это время всякому должно стать военным»,- решил Жуковский и ушёл в ополчение. В августе он был под Бородином, а через несколько месяцев вся Россия с восторгом читала его стихи о героях Бородинской битвы. В этих стихах он выразил самые задушевные чувства русских людей, которые во время войны отдавали свою жизнь за Родину, защищая её от врага. Написал Жуковский и несколько сказок в стихах: «Иван – царевич и серый волк», «Спящая царевна», «Кот в сапогах».
Жуковский очень много занимался переводами, и по его прекрасным переводам в России впервые знакомились со многими произведениями иностранной литературы. Жуковский был самым знаменитым поэтом России того времени. Молодые поэты учились у него писать стихи, подражали ему. Учился у него и Пушкин. Заботливо и бережно относился к нему Жуковский. Он следил за успехами молодого Пушкина, радовался его славе. Когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Александру Сергеевичу Пушкину.

Дрожжин Спиридон Димитриевич

Дрожжин, Спиридон Димитриевич - поэт-крестьянин. Родился в 1848 г. в бедной крестьянской семье Тверского уезда; учился у сельского дьячка; в 1860 г. привезен в Петербург, где несколько лет служил мальчиком в трактирах, но улучал время на пополнение своего образования; с 1896 г. живет в родной деревне, ничем не отделяя себя от крестьянства. Свои стихотворения Дрожжин начал печатать с 1873 г., преимущественно в журналах ("Грамотей", "Родник", "Семейные Вечера", "Игрушечка", "Задушевное Слово" и др.), изредка в "Деле", "Слове" и "Русском Богатстве". В своих произведениях, особенно в более ранних и посвященных деревенской жизни, Дрожжин обнаруживает талант и теплоту чувства. Бодрость, вера в "мир идеала" и искание его - характерные черты его поэзии. Его "Стихотворения, 1866 - 1888", с автобиографией поэта, изданы в 1889 г. (СПб., 2 издание, 1894; 3 издание, Москва, 1907). Затем идут: "Поэзия труда и горя", 1889 - 1898, с указанием статей о произведениях Дрожжина (Москва, 1901); "Новые стихотворения", 1898 - 1903 годов, с приложением песен из "Старой тетради" (Москва, 1904); "Заветные песни", стихотворения 1904 - 1906 годов (Москва, 1907); "Родная деревня", стихотворения для детей и юношества (Москва, 1905); "Песни крестьянина" (Москва, 1898); "Год крестьянина", стихотворения для детей и для юношества (Москва, 1899); "Песни рабочих" (ib., 1906); "Жизнь поэта-крестьянина С.Д. Дрожжина" (1848 - 1900), описанная им самим (СПб., 1900); "Избранные стихотворения" (СПб., 1900); "Баян" (Москва, 1910); "Новые русские песни" (Москва, 1909). Многие стихотворения и песни Дрожжина переложены на музыку.

Кондратий Федорович Рылеев
1795 – 1826

Рылеев хотел, чтобы все русские люди знали о своих героях, гордились их подвигами, больше любили своё отечество. Он рассказывал о Вещем Олеге, о Дмитрии Донском, об Иване Сусанине. Много, много лет назад, когда на Руси шла война, Сусанин завёл врагов в лес далеко от дороги. Враги догадались, что Сусанин обманул их.
«Злодей! - закричали враги, закипев:-
Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!»
Так отвечал, умирая, Сусанин. За правое дело, за счастье и свободу своей родины погиб и Рылеев. Он был не только поэтом – он был руководителем революцион -ного тайного Северного общества. 14 декабря 1825 года, когда на Сенатскую площадь в Петербурге вышли революционные войска, во главе восставших были Рылеев и его друзья. Это были первые русские революционеры-декабристы, которые с оружием в руках восстали против царского правительства.
Восстание было подавлено. Рылеева арестовали и заключили в крепость. Его обвиняли в том, что он «помышлял на цареубийство», сочинял и распространял «возмутительные», то есть революционные стихи, поднимавшие народ против царя. В тюрьме Рылеев просидел почти 7 месяцев.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну? – писал он в заточении.
13 июля 1826 года Рылеев был казнён. На казнь он шёл спокойно. «Положите мне руку на сердце», - сказал он,- и посмотрите, бьётся ли оно сильнее.
Так мужественно погиб за свободу русского народа «великий гражданин» и поэт Рылеев.

Александр Сергеевич Пушкин
1799 – 1837

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ходила крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая. Укладывая детей спать, она всегда рассказывала сказки. Когда Пушкин стал старше, няню сменили французские гувернёры и гувернантки. К семи годам он уже хорошо говорил, читал и писал по-французски и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке. У отца была большая библиотека французской литературы. Пушкин потихоньку забирался в библиотеку и читал всё, что попадалось под руку. А русской грамоте учился он у бабушки. Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. Маленький Пушкин в это время смирно сидел тогда где–нибудь в уголке и внимательно слушал.
В 11 лет Пушкина увезли в Петербург и отдали в новое, только что открытое учебное заведение – лицей, который находился недалеко от Петербурга, в Царском Селе. Пушкин полюбил лицей, подружился с товарищами, нашёл там друзей на всю жизнь – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. В лицее воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали сами писать. У Пушкина, как говорили о нём преподаватели, была особая страсть к поэзии. Он, казалось, и думал стихами. Однажды в лицей на экзамен приехал известный поэт Державин.
Державин был уже очень стар, и экзамен его утомил, но вот вызвали Пушкина. «Я прочёл мои «воспоминания в Царском Селе» - стоя в двух шагах от Державина, - писал позднее Пушкин. – Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли. В 1817 году Пушкин окончил лицей. Он поселился в Петербурге, куда к этому времени переехали его родители. Как и все лучшие русские люди того времени, Пушкин хотел, чтобы в России не было крепостного права и верил, что придёт время, когда народ восстанет против царя. Об этом он писал в своих стихах. Такие стихи не могли разрешить к печатанию. Но они становились известны друзьям поэта, их переписывали, и стихи быстро расходились по всей стране. «Пушкина надобно сослать в Сибирь – он наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодёжь наизусть их читает» - сказал царь Александр 1. и Пушкин был сослан, но не в Сибирь, а на юг России, а потом в село Михайловское, небольшое имение матери в псковской губернии, где прожил два года. Долгие зимние вечера проводил он вдвоём со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, снова слушал её сказки.
14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Среди восставших было много друзей Пушкина. Узнав о восстании, а потом о казни и ссылке друзей, Пушкин был потрясён. Осенью 1826 года ему разрешили вернуться из ссылки. Он жил в Москве, в Петербурге, иногда уезжал в деревню,
Ездил по России и, как всегда, много работал. Но жить ему становилось всё труднее. Царское правительство продолжало преследовать его. 27 января 1837 года Пушкин был тяжело ранен на дуэли. Через два дня он умер. Его убил французский офицер Дантес. Дантес оскорбил Пушкина, и Пушкин вынужден был вызвать его на дуэль. О дуэли знали царские жандармы. Они могли не допустить её, но этого не сделали, так как были уверены, что убийство поэта угодно царю. О смерти Пушкина царь приказал молчать. 3 февраля в полночь гроб с телом, тайком от народа под конвоем жандарма увезли из Петербурга в Михайловское и похоронили на кладбище Святогорского монастыря.
Великий русский поэт Пушкин, которого знает и любит весь мир, прожил всего 27 лет. Пушкин оставил нам более тысячи стихотворений, поэмы, сказки, драмы, повести, рассказы, статьи. С самого раннего детства читали вы его сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне»

Евгений Абрамович Баратынский
1800 – 1844

Е. А. Баратынский родился в имении своих родителей, недалеко от города Тамбова и там провёл своё детство. Родители очень заботились о его образовании. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправляют в Петербург в военное учебное заведение – пажеский корпус.
Он долго не мог привыкнуть к петербургской жизни. В корпусе у него не было товарищей, которые любили бы книгу, литературу. Он много читал, рано начал писать стихи.
Восемнадцати лет Баратынский поступил на военную службу в Петербурге. К этому времени у него было написано уже много стихов. Стихи его стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты. Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Вот пишет он о весне, и вы вместе с ним видите лёгкие облака в высоком небе, слушаете пение жаворонка, шум ручья… но проходят весна и лето, наступает осень…
И вот сентябрь! Замедляя свой восход
Сияньем хладным солнце блещет
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Баратынскому долго пришлось жить в Финляндии, куда перевели его по службе. Он полюбил финский народ, природу этой страны и часть своих стихов посвятил ей.

Николай Михайлович Языков
18093 - 1846
Н. М. Языков родился в симбирской губернии. Всё своё детство он провёл на Волге, видел на её берегу остатки древних городищ, курганов, пещер. Любил слушать рассказы волжских рыбаков о русской старине, о Пугачеве, о Стеньке Разине. В 19 лет Языков поступил в университет. Много занимался историей и особенно древнерусской. Он изучал жизнь русских людей, их войны, славные победы. Об этом он писал в своих первых стихах. Стихи его любил Пушкин. Языков бывал в Михайловском, когда Пушкин жил там в ссылке. Пушкин и Языков читали друг другу свои стихи, много говорили о самом дорогом для них – о русской литературе, иногда спорили. Няня Пушкина, Арина Родионовна всегда ласково встречала Языкова. «Свет Родионовна, забуду ли тебя?» - так начал языков одно из своих стихотворений, посвящённых няне Пушкина. Много стихов написал Языков о природе, о великой русской реке Волге, о необозримых просторах родного края. Он любил народные песни, сказки, пословицы; собирал их, записывал, использовал в своём творчестве.

Алексей Васильевич Кольцов
1809 - 1842

А. В. Кольцов родился в Воронеже. Отец его был прасол – торговал скотом. Учиться в школе Кольцову в школе почти не пришлось. Отец взял его из второго класса – решил приучать к торговле. Алексей Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не было. В школе подружился Кольцов с мальчиком, у которого был целый сундук с книгами. Мальчики читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими же славными могучими богатырями, как Илья Муромец. С десяти лет Кольцов стал помогать отцу: вёл счётные книги, ездил по степным сёлам покупать и продавать скот. Очень полюбил он степь: горячие летние дни, тёмные ночи с яркими звёздами, ковыль-траву, вечерний костёр. У костра собирались погонщики скота, подходил какой-нибудь прохожий и начинались разговоры, рассказывались сказки и пелись старинные русские песни. Любовь к чтению, к книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего он полюбил поэзию. В 16 лет им были написаны первые стихи. Писал он очень много. В них описывал Кольцов родную природу, тяжёлую долю крестьянина, его труд в поле – ведь сам он был из народа и писал о том, что было близко и дорого ему. Стихи Кольцов стал печатать в газетах и журналах. В 1835 году вышла первая книга стихов Кольцова, а в следующем году он был в Петербурге и познакомился с Пушкиным, читал ему свои новые стихи. Жить Кольцову в Воронеже было очень тяжело. Родные не понимали его. Отец – человек невежественный и грубый считал, что надо «дело делать – торговать, а не стихи писать, которые никаких доходов не приносят». Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю, зажить по-новому. «Торгаш»- мерзкое слово, - писал он в одном письме. Тяжёлая болезнь и ранняя смерть помешали осуществиться его мечтам.

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814 – 1841

М.Ю. Лермонтов родился в Москве. Очень рано умерла у него мать и его воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство поэта прошло в имении бабушки – Тарханы, недалеко от города Пензы. Дом в Тарханах был просторный, с большим садом. Едва начав ходить, он уже подбирал рифмы: прибежит к бабушке и твердит: «пол –стол, кошка - окошко», а сам радостно смеётся. Бабушка очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей, а чтобы ему не было одному скучно, взяла в дом нескольких мальчиков его возраста. Подрастая, Мишель, как его называли в семье, любил слушать рассказы крепостных слуг о старине: об Иване Грозном, о Разине, о Пугачеве, о пожаре Москвы 1812 года, о волжских разбойниках.
В детстве он часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Ему нравились снежные вершины гор, бурные горные речки, тёмные ночи с ярки звёздами, песни, сказки, предания горцев – жителей Кавказа.
Учился Лермонтов охотно, много читал, говорил по-французски и по-немецки, играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепиано, на скрипке – и во всём проявлял необычайное упорство и настойчивость.
Литературу он знал прекрасно и больше всех русских поэтов любил Пушкина. Когда Лермонтову пошёл 14 год, бабушка решила отдать его в Благородный пансион при московском университете. Она переехала с ним в Москву, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Часто, окончив занятия, Лермонтов бродил по Москве со своим учителем. Осенью 1828 года он поступил в пансион. В пансионе воспитанники много занимались литературой, много читали, обсуждали произведения разных писателей, спорили, пробовали писать сами. Учился Лермонтов очень хорошо – был одним из первых учеников.
В 1830 году поступил в Московский университет, но не окончил его: начальству не нравился мятежный дух студента Лермонтова. Ему пришлось оставить университет. Он переехал в Петербург и поступил в военную школу. Двадцати лет, окончив военную школу, Лермонтов стал офицером гвардейского полка. В начале 1837 года Лермонтов написал поэму «Бородино». В этом стихотворении старый русский солдат рассказывает молодому солдату о бородинском бое, о настроении солдат перед боем, говорит о великой любви русского народа к родине. Это было первое стихотворение, которое хотелось показать Пушкину, хотелось напечатать в журнале «Современник», редактором которого был Пушкин. Но он не успел этого сделать. Пушкин погиб на дуэли. Горе Лермонтова было безгранично: Пушкина он ставил выше всех поэтов мира. Он написал стихотворение «Смерть поэта», полное горя из-за утраты любимого поэта, ненависти, возмущения и презрения к высшему обществу, которое Лермонтов обвинял в смерти Пушкина. Стихи быстро разошлись. За это стихотворение Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ.
В начале 1838 года Лермонтов был возвращён из ссылки. Всё чаще он думал теперь о том, чтобы оставить военную службу и посвятить себя целиком литературе. Он познакомился с Жуковским, Крыловым. Все они высоко ценили поэта, считали его преемником Пушкина. К этому времени у него было уже написано более трёхсот стихотворений, много поэм, несколько драм.
Снова царское правительство позаботилось о том, чтобы убрать неугодного поэта. Была подстроена ссора его с сыном французского посла Баранта. Тот вызвал поэта на дуэль, и хотя она закончилась без крови, Лермонтова арестовали, и в апреле 1840 года он был сослан на Кавказ. В последний вечер перед отъездом, друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Через год с небольшим Лермонтова вызвал на дуэль бывший товарищ по юнкерской школе Мартынов. Мартынов прицелился, выстрелил – Лермонтов был убит. Это произошло 15 июня 1841 года
Николай Платонович Огарев 1813 -1877

Герцен и Огарёв

В один из летних дней 1827 года, в Москве, на Воробьевых горах, стояли два мальчика – Саша Герцен и Николай Огарев. Герцену было 14, Огареву – 13лет. Со смелыми мечтами – бороться за свободу и счастье родного народа. Они поступили потом в московский университет. Вместе они организовали студенческий кружок, членами которого были революционно настроенные студенты. Но университет окончить Огареву не удалось. За ним был установлен секретный полицейский надзор, и летом 1834 года он был арестован. Его обвинили в вольнодумстве, в пении «дерзких песен», в революционном направлении мыслей. через 9 месяцев после ареста Огарев был выслан в небольшой город под надзор полиции. В ссылке он ближе узнал жизнь русского народа, увидел, как трудно живётся крепостным людям. В своих стихах автор стремился правдиво и просто рассказать о русской деревне, о крепостных крестьянах.
Как и всем передовым людям, Огареву становилось всё труднее и труднее жить в царской России.
В 1856 году он навсегда уехал за границу и поселился вместе с Герценом в Англии. Вместе они издавали и тайно переправляли в Россию газету «Колокол». В газете они писали правду о русской жизни, призывали к борьбе с самодержавием, печатали запрещённые стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. До конца жизни Огарев был верен клятве, которую дал в юности.

Иван Саввич Никитин
1824- 1861

Родился он в Воронеже, на окраине города, в маленьком доме над рекой. Отец его- небогатый торговец – мечтал о том, что будет учёным лекарем. Шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Восьми лет отец отдал его в училище. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать.
Никитин работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавали на базаре свечи, посуду, разную мелочь. Тяжело ему было, но он не падал духом4 всё свободное время читал, стал писать стихи.
В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение «Русь»
Под большим шатром голубых небес
Вижу – даль степей зеленеется…
Так начиналась эта песня о просторах великой русской земли, о её богатствах, о её героическом прошлом и славном будущем. Стихотворение имело большой успех: его переписывали, заучивали наизусть. Успех его ободрил. Никитин стал писать увереннее, смелее, свободнее. Просто, правдиво писал он о нужде, о горе народа. Стихи были невесёлые – такие же как его жизнь и жизнь народа. В 1856 году вышел первый сборник его стихов. К этому времени у него уже было много друзей среди образованных людей Воронежа. Они помогли открыть ему книжную лавку, о которой он давно мечтал. Лавка у него была особенная: при ней была библиотека, и он сам выдавал книги.4 выписывал новые, старался, чтобы книги были хорошие и полезные. В лавку приходили не только для того, чтобы купить или поменять книгу, Нои поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта. Теперь Никитин мог уже заниматься любимым дело – литературой. Но здоровье его было подорвано тяжёлой жизнью, и в 1861 году Никитин умер.

Николай Алексеевич Некрасов
1821 – 1877

На берегу волги, недалеко от города Ярославля, возле села Грешнево, стоял серый, скучный дом, окруженный большим тенистым садом. В этом доме провёл своё детство Н. А. Некрасов. Детство было невесёлое6 отец – помещик, грубый человек жестоко обращался с крестьянами, притеснял домашних, обижал жену. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его.
Он видел, как часто плакала мать от обиды на отца, и очень любил и жалел её. Мальчик часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам, хотя отец и запрещал ему играть с ними. А мать радовалась, что мальчик живёт в дружбе с деревенскими ребятами, узнаёт их простую, трудовую жизнь, их печали, радости. Вместе со своими товарищами зимой катался он с гор, играл в снежки, летом ходил в лес по грибы и по ягоды. Ему весело, вольно было в лесу, в поле, на берегу волги. На берегу волги Некрасов испытал и первое большое горе. В это время вдоль волжских берегов бурлаки тянули баржи с товарами. Это была тяжелая, изнурительная работа. И вот однажды услышал мальчик, как один бурлак, больной и усталый, говорил, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика поразили эти слова. на одиннадцатом году Некрасова отдали в ярославскую гимназию. Коренастый, небольшого роста, живой, общительный мальчик быстро подружился с товарищами. Много читал, и особенно любил стихи Пушкина. Очень рано сам начал писать стихи. Гимназии Некрасов не окончил. В 5 классе он заболел и пролежал несколько месяцев. Ему пошёл 17 год и отец отправил его в Петербург, в военную школу. В военную школу Некрасов решил не поступать. Ему хотелось учиться в университете, писать стихи, быть поэтом. Когда отец узнал, что сын не поступил в военную школу, то отказался посылать ему деньги. Некрасов очутился один, в чужом городе, без друзей, без всякой помощи. Он брался за всякую работу: переписывал актёрам роли, писал для газет и журналов стихи, статейки. За работу платили мало. Но характер у него был упорный, настойчивый; он учился, продолжал писать стихи, познакомился со многими писателями. Очень много произведений посвятил Некрасов тяжёлой жизни людей в царской России. Он стремился писать просто, понятно, потому что хотел писать не только о народе, но и для народа. Стихи его доходили до каждого сердца людей, будили в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к её простым и хорошим людям, к её природе. Природу Некрасов любил глубокой, нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское. Какие замечательные стихи писал он о русской зиме с её глубокими сугробами, о весне, о золотых колосьях в поле, о пчёлах, птицах, животных. Охотник он был неутомимый. Летом в деревне он часто с утра до ночи бродил с ружьём и собакой по лесам и болотам, ночевал в первой попавшейся избе, шалаше, ночной сторожке. Много было у него друзей среди крестьян. Так, например, историю с зайцами рассказал ему старый Мазай из деревни Малые Вежи. Очень любил Некрасов крестьянских ребятишек.

Федор Иванович Тютчев
1803 -1873

Тютчев родился и вырос в имении своего отца в орловской губернии. Рано научился он любить природу. Когда мальчику пошёл 10 год, к нему пригласили учителя – семёна Григорьевича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич – человек хорошо образованный, поэт, переводчик – первый пробудил в своём ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев уже был студентом. Московского университета. На 18 году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство – немного больше 300 стихотворений, но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

Алексей Николаевич Плещеев
1825 – 1893

Впервые выступил в печати в 1844 году, а в 1846 году вышла первая книга его стихов. В 1849 году Плещеев был арестован за принадлежность к революционному кружку Петрашевского и сослан в Оренбургский край. Восемь лет провёл в ссылке. Он очень тосковал, мало писал и только книги, которые ему разрешали выписывать, помогли преодолеть тяжесть и скуку ссыльных лет.
В 1858 году Плещеев вернулся из ссылки. Он жил то в Москве, то в Петербурге. Познакомился и подружился со многими писателями, сам стал печататься. Кроме стихов, он писал рассказы, повести, переводил на русский язык стихи украинского поэта Шевченко. Много стихов написал Плещеев специально для детей.

Афанасий Афанасьевич Фет
1820-1892

С самого раннего детства Фет, как он сам о себе рассказывал, «был жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам. Детство он провёл в губернии отца, в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятами по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. Зимними вечерами, когда дворовые девушки при тусклом свете сальных свечей пряли пряжу, он слушал их песни, сказки о жар-птице, о водяном, о бабе –яге.
В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену. Он усердно учился, и через три года, сдав экзамен, поступил в московский университет. Он увлёкся литературой, театром, познакомился с писателями, поэтами, продолжал писать стихи. Когда у него набралось много стихов, он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголю стихи Фета понравились, он нашёл в них «несомненное дарование». Эта похвала знаменитого писателя ободрила молодого поэта, он стал больше писать, стал увереннее в своих силах.
В 1840 году была напечатана первая книжка стихов Фета, через 10 лет после первой вышла вторая, а потом ещё несколько сборников.
Почти половина стихотворений посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Аполлон Николаевич Майков
(1821-1897)

Аполлон Николаевич Майков родился недалеко от Москвы в селе Никольском. Мать у него была писательница, отец – художник. Мать его учила грамоте, отец – рисованию, т.к. у мальчика были способности к рисованию. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное: летом они ходили с отцом на рыбную ловлю, смотрели, как убирают на лугу душистое сено. Осенью бегали по золотым листьям. Зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда снова можно будет бежать в лес, в поле. На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно было ему привыкать к городской жизни. Он грустил, чувствовал себя одиноким, но знал, что учиться нужно. В три года он прошёл весь гимназический курс и прекрасно выдержал экзамен в университет. К этому времени в Петербург переехала и вся семья Майковых. У родителей было много друзей среди писателей и художников, музыкантов. Вечером они собирались у Майковых: пели, читали свои стихи, рассказы. Майковы издавали домашний рукописный журнал «Подснежник» в этом журнале помещал свои первые стихи и сам Майков. Ему было 22 года, когда вышла первая книга его стихов. Он продолжал учиться, изучал русскую историю и написал несколько стихотворений о войне 1812 года. Майков много путешествовал, много видел и в своих стихах часто рассказывал он разных странах и народах. Хорошие стихи он писало русской природе. Писал Майков и стихи о детях, о их жизни.

Алексей Константинович Толстой
1817-1875
Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Детство он провёл на Украине, в имении дяди- писателя Антония Погорельского. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Толстого мать – очень умная и образованная женщина, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано – шести лет он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. «с шестилетнего возраста я начал марать бумагу». 10 лет вместе с родными он был в германии, Италии и много путешествовал: ездил по России, бывал и заграницей. Он всегда потом говорил, что эти поездки были для него хорошей школой. Толстой вёл дневник, где много интересного рассказывал о природе, о городах, музеях, картинных галереях, о людях, с которыми приходилось ему встречаться. Все эти годы он не переставал писать стихи. Дядя хвалил его за них, помогал ему своими советами, показал его стихи Пушкину и Жуковскому, с которыми был хорошо знаком. Пушкин и Жуковский одобрили первые стихи юного поэта, и он был счастлив, когда узнал об этом. Во всех произведениях Толстого, всегда ярких, выразительный, чувствуется его любовь к родной земле, к её великому прошлому, её богатому народному творчеству.

Иван Захарович Суриков
1841 – 1880

Иван Захарович Суриков родился и провел раннее детство в деревне Новосёлово ярославской губернии. Отец его был крепостным крестьянтином. Помещик, которому он принадлежал, отпустил его в Москву на заработки. За это отец Сурикова должен был ежегодно платить ему оброк – большую часть своего заработка.суриков – отец занялся торговлей. Когда сыну пошёлдевятый год, он перевёз его с атерью к себе. Отец хотел, чтобы сын тоже стал торговцем. Для Сурикова началась тяжёлая жизнь. С утра до вечера он работал в лавке, убирал её, разносил покупателям товар, приучался к торговле. Живой, талантливый мальчик, он как – то незаметно выучился грамоте, полюбил чтение, узнал стихи Пушкина, Лермонтова и других русских писателей, стал и сам понемногу сочинять. Над ним смеялись, отец сердился. Но суриков не сдавался: урывками, часто ночью, потихоньку от всех, он продолжал писать стихи, и всё больше убеждался в том, что его призвание быть поэтом. Чем старше он становился, тем больше думал о том, как бы бросить ненавистную торговлю, серьёзно учиться, писать стихи. Но найти какой – нибудь другой заработок он не мог и всю жизнь ему пришлось заниматься мелкой торговлей. Он скупал и продавал железный лом, всякое тряпьё, угли. Когда Сурикову был 21год, он познакомился с поэтом Плещеевым и показал ему свои стихи. Стихи Плещееву понравились и он помог Сурикову напечатать одно из стихотворений в журнале. В 1871 году вышел первый сборник стихов Сурикова. С этого времени стихи его стали появляться в печати, их часто перекладывали на музыку и пели. Много стихотворений суриков написал для детей и, вероятно, когда писал их, вспоминал своё детство в деревне: и весёлое катание с гор, и поездки в ночное, и милые, всегда родные и любимые картины русской природы.

Сергей Александрович Есенин
1895-1925

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. (теперь это село называется «Есенино») родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы и животных. Забравшись на лежанку любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Учился в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село, в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел им быть и уехал в Москву. Ему шёл тогда 17 год. В Москве он познакомился с писателями литературно-музыкального кружка имени поэта Сурикова. Они помогли ему устроиться на работув типографию и в народный университет, где он слушал лекции по литературе. Первое напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось в 1914 году. В 1916 году вышла первая книга его стихов.её приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами. В одном из своих стихов он писал: я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек!
И нежной, тревожной любовью к человеку пронизано всё его творчество.




Top