Платность использования лесов. Формы платы за использование лесов

Статья 94. Платность использования лесов (ЛК РФ)

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда , передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню . Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям.

В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса , а плата за лес на корню - попенной платой . До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.

Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах . Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.

Оценка стоимости лесных ресурсов может проводиться в разных целях. Основными целями оценки лесных ресурсов является :

Определение платы за использование лесных ресурсов;

Определение цены сделки по продаже в собственность лесных земель (сейчас такая процедура не предусмотрена, но возможно в скором времени продажа леса в частную собственность станет возможной;

Установление платы за получение права аренды или концессии участков лесного фонда;

Определение эффективности проектов использования лесных земель и эффективности систем ведения лесного хозяйства;

Определение эффективности проектов заготовки и переработки леса;

Оценка экологического ущерба и эффективности природоохранных проектов;

Определение оборота рубки.

В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть значительно больше, чем в приведенном перечне.

Подробнее: http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/77.htm

http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/78.htm

Статья 94. Платность использования лесов

Комментарий к статье 94

Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (пункт 11 статьи 1 ЛК). Статья 94 ЛК развивает этот принцип.

Если лесопользование осуществляется на основании договора аренды лесного участка, то с лесопользователя взимается установленная этим договором арендная плата. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с покупателя насаждений (древесины) взимается плата, установленная этим договором. За лесопользование, не требующее заключения договора аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений (для предоставления лесных участков на праве постоянного бессрочного пользования или по договору безвозмездного срочного пользования), плата за лесопользование взиматься не может.

О размерах платы за лесопользование см. комментарии к статьям 73 и 76 ЛК. Плата за пользование лесами перечисляется в бюджеты РФ и субъектов РФ в соответствии со статьями 24 и 29 Вводного законодательства.

Статья 95. Оценка лесов

Комментарий к статье 95

1. Статья 5 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относит к объектам оценки объекты гражданских прав. Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав, в частности, недвижимость и имущественные права. Их разновидностями являются предусмотренные статьей 95 ЛК лесные участки и имущественные права, возникающие при использовании лесов. К таким правам относятся арендные права на лесной участок, оценка которых при необходимости (например, для внесения арендного права в уставный капитал организации) должна осуществляться в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности".

Оценка должна проводиться также в случае продажи лесного участка, находящегося "не на ЗЛФ", но в государственной (федеральной или субъекта РФ) собственности. Обязанность проведения оценки рыночной стоимости лесного участка перед его переводом в другую категорию земель не установлена. Но по завершении всех процедур такого перевода перед совершением сделки с лесным участком, оказавшимся на другой категории земель, он также подлежит оценке.

Статья 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что проведение оценки является обязательным в случае, если вовлекаемый в сделку, в том числе в аренду, объект оценки (в данном случае лесной участок) принадлежит полностью или частично (в любой части) РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Эти положения означают, что предоставлению лесного участка в аренду посредством аукциона должна предшествовать его оценка по рыночной стоимости в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в целях определения начальной цены предмета лесного аукциона.

Основанием оценки должен стать договор на проведение оценки между ОГВ или ОМС, осуществляющим передачу лесного участка в аренду или на продажу, и оценщиком, отвечающим требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если оценка лесного участка производится перед его предоставлением в аренду, то услуги оценщика должны оплачиваться из средств федерального бюджета (статья 83 ЛК).

2. Часть 2 статьи 95 ЛК наделяет Правительство усмотрением определять кадастровую стоимость лесных участков "для целей настоящего Кодекса".

Проведение кадастровой оценки земель всех категорий предписывалось Постановлениями Правительства от 25 августа 1999 года N 945 и от 8 апреля 2000 года N 316 "для целей налогообложения и иных целей, установленных законом".

По общему правилу кадастровая стоимость (оценка) земли проводится и устанавливается для расчета земельного налога (по терминологии правительственных постановлений - для целей налогообложения). Для иных целей часть 1 статьи 95 ЛК предписывает проводить рыночную (не кадастровую) оценку лесных участков и имущественных прав, возникающих при пользовании лесами.

Между тем НК (подпункт 4 пункта 1 статьи 389) исключил из объектов обложения земельным налогом "земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда", другими словами, лесные участки на ЗЛФ. Статьей 389 НК из обложения земельным налогом исключены также земельные (в том числе лесные) участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством либо которые заняты объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обороны, безопасности и таможенных нужд. Если же лесные участки находятся на землях, которые не исключены из облагаемых земельным налогом (например, на землях сельскохозяйственного назначения), то расчет и взимание земельного налога с них должны определяться в соответствии с нормативными актами ОМС (земельный налог - местный налог) и исходя из кадастровой стоимости таких земель, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. В любом из указанных случаев установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков на ЗЛФ без предварительного изменения НК не может привести в увеличению или уменьшению земельного налога либо налогообложению лесных участков на ЗЛФ.

Показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территории субъектов Российской Федерации и Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации были утверждены Приказами Росземкадастра от 12 марта 2003 года N П/42 и от 17 октября 2002 года N П/336 во исполнение названных Постановлений Правительства. Все эти акты были приняты в период, когда статья 13 Налогового кодекса РФ предусматривала введение в Налоговый кодекс РФ отдельной главы "Лесной налог". Однако ФЗ от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ лесной налог как вид налога из статьи 13 Налогового кодекса РФ исключил.

Не может быть использована кадастровая стоимость лесных участков (лесных земель, ЗЛФ) и для определения платности использования лесов, поскольку для этого ЛК предписывает иные способы и процедуры. В связи с этим установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков представляется излишним.

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 94 ЛК РФ

1. Одним из основных принципов лесного законодательства, закрепленных в ст. 1 ЛК РФ, является принцип платности использования лесов.

Плата за использование лесов является одной из разновидностей платы за использование природных ресурсов, закрепленных в ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, одним из которых является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет довольно разнообразные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в числе которых:
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

В целом, принцип платности природопользования (введение платы за использование природных ресурсов) и возмещение вреда окружающей среде (введение платы за причинение вреда окружающей среде) направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Российским законодательством предусматриваются различные виды платности, зависящие, в первую очередь, от вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. В отношении недропользования предусматриваются следующие формы платы: плата за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Таким образом, введение принципа платности использования лесов, предусмотренного ст. 1 ЛК РФ и воспроизведенного комментируемой статьей, полностью созвучно общему принципу платности природопользования, предусмотренному федеральным законодательством.

2. Достаточно интересным представляется анализ правовой природы платежей за использование леса, в связи с тем, что с введением комментируемого ЛК РФ (с 1 января 2007 года) система лесных платежей полностью изменилась.

Необходимо иметь ввиду, что лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, обеспечить существенно высокий уровень доходов при установлении адекватных платежей, позволяющих обеспечить реализацию данной цели. При этом необходимо отметить, что важной особенностью лесного фонда как возобновляемого ресурса является большая продолжительность периода, необходимого для его воспроизводства: воспроизводство полноценного леса требует несколько десятков лет, кроме того, необходимы существенные вложения финансовых ресурсов, а также специализированные подразделения, располагающие соответствующей материально-производственной базой и профессиональными кадрами.

Государственное регулирование, проводимое путем формирования и совершенствования законодательной системы, должно обеспечивать в рассматриваемой области принятие превентивных мер для обеспечения доходности и сбалансированного воспроизводства лесных ресурсов. Таким образом, очевидно, что реализация этих целей требует построения адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами.

До введения в действие нового ЛК РФ, к платежам за пользование лесным фондом относились лесные подати и арендная плата (ст. 103 ЛК РФ 1997 года). Платежи за пользование лесным фондом взимались в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и арендной платы - при долгосрочном. Ставки лесных податей устанавливались за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определялась на основе ставок лесных податей, по сути, ставки лесных податей и выполняли функцию налоговой ставки. В действующей на тот момент системе платежей, в том числе налоговых платежей, указанные платежи формально не относились к налоговым платежам, так как в НК РФ лесные подати не упоминались в системе налогов и сборов. Кроме того, ставки лесных податей устанавливались Правительством РФ, хотя, если говорить о налогах, то все налоговые платежи должны быть определены законом. Кроме того, лесные подати и арендные платежи при долгосрочной аренде нельзя отнести к налоговым платежам также в связи с тем, размер арендной платы определялся также по договору, что недопустимо для налога или сбора.

В действующем ЛК РФ не предусмотрены понятия лесных податей, сборов и других платежей. Согласно новому ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка заключается в различных случаях на срок от года либо 10 лет до 49 лет. К договору аренды применяются соответствующие положения ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Сказанное, естественно, исключает налоговый характер платежей за использование лесных ресурсов.

Это подтверждается и требованиями БК РФ. В соответствии со ст. 51 БК РФ лесные платежи выступают как неналоговые доходы федерального бюджета и формируются за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 57 БК РФ плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов РФ, относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ.

Здесь необходимо отметить следующее. В связи с указанными положениями бюджетного законодательства платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие, в том числе лесные платежи, поступая в бюджет того или иного уровня, имеют нецелевой характер, так как доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. В целом, закрепление какого-либо платежа в форме налога подразумевает отсутствие целевой направленности данного платежа. Это связано, прежде всего, с главной функцией налога - фискальной, т.е. пополнения бюджета. Тем не менее, если ставить на первое место стимулирующую функцию природоресурсных платежей (целью которой является уменьшение экологически вредной активности), эффективность их взимания зависит от степени уменьшения поступления в бюджет. Подобная структура платежей за использование природных ресурсов, в том числе лесных ресурсов, вызывает значительное количество вопросов: насколько эффективны могут быть природоресурсные платежи, если при снижении экологически вредной активности уменьшается база исчисления платежа и вследствие этого - поступления в бюджет?
________________
См. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие. М., 2007 / URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks322003
Тем не менее, государство пока не планирует изменение подхода к природоресурсным, в том числе лесным, платежам.

Платежам в сфере использования лесных ресурсов уделяется пристальное внимание со стороны государства. Основная цель экономического регулирования в данной сфере - повышение адекватности и экономической эффективности платежей.

Как отмечено в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, планируется поэтапное формирование экономического механизма организации устойчивого лесопользования и управления лесами и использования экономических стимулов для развития отраслей лесной промышленности. В целях стимулирования лесопользователей в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также по строительству лесных дорог должна проводиться гибкая ценовая политика. Как уточняется в данном документе, стратегической целью государства по вопросам ценовой политики должно стать совершенствование системы платежей за использование лесов на рентной основе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка лесных ресурсов и оказываемых услуг. В частности, для арендаторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, планируется предусмотреть минимизацию уровня ставок платы за лесные ресурсы на период окупаемости проектов.

В Проекте национальной Лесной политики Российской Федерации (опубликована на сайте Рослесхоза по адресу: URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/1) также устанавливаются основные положения, обосновывающие платной использования лесных ресурсов. В соответствии с указанным документом, использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемой с учетом состояния лесов, их экологической и социальной ценности, экономической и технологической доступности. Плата за лесные ресурсы должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на их воспроизводство. Применяемые в лесном секторе экономические механизмы должны способствовать формированию рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, обеспечивающей прибыльность лесного сектора экономики без ущерба для состояния и целевых функций лесов.

3. Как уже отмечалось выше, в сегодняшних условиях платежами за использование лесных ресурсов являются:
- арендная плата;
- плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы устанавливается на основе ее минимального размера, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема их изъятия (при использовании с изъятием лесных ресурсов) либо как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. При этом ставки платы утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено специальными нормами ЛК РФ.

Арендная плата (плата за пользование лесным участком) уплачивается арендаторами в соответствии с договорами аренды лесных участков, на основании которых граждане и юридические лица осуществляют, например, заготовку древесины (ст. 29 ЛК РФ), заготовку живицы (ст. 31 ЛК РФ), заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ), заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ), использование лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ), научно-исследовательскую, образовательную деятельность (ст. 40 ЛК РФ), рекреационную деятельность (кроме государственных и муниципальных учреждений) (ст. 41 ЛК РФ), создание лесных плантаций и их эксплуатацию (ст. 42 ЛК РФ), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), переработку древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях в государственной или муниципальной собственности.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с ч.2 и 3 ст. 76 ЛК РФ. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (см. п.30 ст. 81, п.3 ст. 82, п.3 ч.1 ст. 84 ЛК РФ).

Таким образом, и арендная плата, и плата по договору купли-продажи являются по правовой природе гражданско-правовыми. Государство как собственник леса выступает стороной частноправового договора и предоставляет в пользование данный природный ресурс. Тот факт, что ЛК РФ специально указывает на применение к возникающим отношениям положений о договорах аренды или купли-продажи, также свидетельствует о гражданско-правовой форме данных плат.

Порядок определения размера арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. 73 и 76 ЛК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

Консультации и комментарии юристов по ст 94 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 94 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


Статья 1 Лесного кодекса РФ закрепляет основные принципы лесного законодательства, что является его достоинством (в Лесном кодексе РФ 1997 г. отсутствовал такой перечень принципов). Одним из важнейших принципов нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, является платность использования лесов. Почему пользование лесами является платным? Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе и лесом, имеют рентную природу. Рента - это так называемый незаработанный доход. Для того чтобы его получить, у лица нет необходимости нести какие-либо дополнительные затраты труда, финансовые расходы и т.д. Лицо не несет расходы по "созданию" леса, его воспроизводству, однако получает доход от его использования. С целью повышения материальной заинтересованности получателя рентного дохода в эффективном, нечрезмерном использовании леса без причинения вреда окружающей среде и вводится плата за пользование лесом.
Данный принцип находит развитие в ст. 94 нового Лесного кодекса РФ, которая гласит: "использование лесов в Российской Федерации является платным". При этом устанавливаются две формы платежей:
арендная плата;
плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ лесные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования и по договору аренды. Лесной участок также может быть обременен сервитутом - правом ограниченного пользования чужим лесным участком. Статья 71 конкретизирует данное положение и указывает, что юридическому лицо лесной участок может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, гражданам - только в аренду или безвозмездное срочное пользование. При этом предоставление в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование осуществляется в соответствии со ст. 20, 24 Земельного кодекса РФ. Рядом статей Лесного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, например, согласно ч. 3 ст. 47, религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.
Далее следует подробно остановиться на вопросах, связанных с платой по договору аренды лесного участка и платой по договору купли-продажи лесных насаждений.

Еще по теме Формы платы за использование лесов:

  1. Глава 11. Плата за использование лесов и оценка лесов
  2. Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов.

Глава 11. ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОЦЕНКА ЛЕСОВ

Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Статья 73. Арендная плата

1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.05.2007 N 310

(ред. от 06.05.2008)

"О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ЕДИНИЦУ ОБЪЕМА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ЕДИНИЦУ ПЛОЩАДИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

Примечания: 1. Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.

2. При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов.

3. Ставки дифференцированы по лесотаксовым поясам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.

4. Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).

При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

5. Изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в следующих случаях:

а) запрещение сплава древесины;

б) изменение местонахождения погрузочных пунктов.

6. При определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта применяются следующие коэффициенты:

а) 1,25 - в лесах, расположенных на землях с холмистым рельефом, или в лесах, свыше 30 процентов территории которых занято болотами;

б) 1,5 - в лесах, расположенных на землях с горным рельефом.

7. Ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты:

а) 0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. метров на 1 гектар;

б) 1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. метров на 1 гектар;

в) 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.

8. На лесосеках, расположенных на склонах с крутизной свыше 20 градусов, применяются следующие корректирующие коэффициенты:

а) 0,7 - при использовании канатно-подвесных установок;

б) 0,5 - при использовании вертолетов.

9. При проведении сплошных рубок с сохранением подроста и (или) 2-го яруса хвойных, твердолиственных пород лесных насаждений по договору их купли-продажи ставки снижаются на 20 процентов.

10. При заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:

а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов;

б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов;

в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов;

г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов;

д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;

е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов;

ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов;

з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов;

и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов;

к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.

11. Величина ставки округляется до 0,1 рубля за 1 плотный куб. метр древесины.

платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов

Охрана и защита лесов

Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

4. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 54. Защита лесов

1. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

2. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

Статья 55. Санитарная безопасность в лесах

1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

5) установление санитарных требований к использованию лесов.

2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

3. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 56. Лесопатологический мониторинг

1. В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг).

2. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов

1. В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 N 122 утверждена Инструкция по авиационной охране лесов.

2. Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами

1. В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.

2. Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов

1. Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

2. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядок его представления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24




Top